Научная статья на тему 'Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов'

Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1138
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЕЗЫ / ВЕРХНЕИЖСКО-ШАРКАНСКИЕ УДМУРТЫ / VERKHNEIZHSKO-SHARKAN UDMURTS / ВЫШИВКА / EMBROIDERY / ТКАЧЕСТВО / WEAVING / ПРЯЛКИ / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / KALMEZES / SPINNING WHEELS / HEADDRESSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

Рассматриваются традиционные явления художественной культуры, характерные для удмуртов этнографической группы калмез и верхнеижско-шарканской этнографической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional arts and crafts of the middle Udmurts

This article presents the traditional folk art of two ethnic groups of Udmurts residing in the central part of the Udmurt ethnic territory. The article analyses the artistic peculiarities of the embroidery, weaving and wood carving.

Текст научной работы на тему «Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов»

УДК 745.52(470.51) и.А. Косарева

традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов

Рассматриваются традиционные явления художественной культуры, характерные для удмуртов этнографической группы калмез и верхнеижско-шарканской этнографической группы.

Ключевые слова: Калмезы, верхнеижско-шарканские удмурты, вышивка, ткачество, прялки, головные уборы.

Понятие «срединные удмурты» заимствовано из диалектологии, которая давно вычленяет у удмуртов срединные говоры [1]. В данной работе речь пойдет о традиционных художественных явлениях, характерных для удмуртов этнографической группы калмез и удмуртов верхнеижско-шарканской этнографической группы. Их ареалы, расположенные в самом центре этнической территории удмуртов, несколько вытянутые в широтном направлении, с севера отгорожены крупным лесным массивом от бассейна р. Чепцы, населенного удмуртами этнографической группы ватка. С юга не менее мощный лесной массив отгораживает их земли от территорий другой этнографической группы - так называемых собственно южных удмуртов. Большой по площади лес, остатки которого сохранились на территории Якшур-Бодьинского района, изолировал друг от друга ареалы калмезов и верхнеижско-шарканских удмуртов, что способствовало сложению и длительному существованию во времени этнографических подразделений срединных удмуртов, сохранению диалектных особенностей их языка и традиций художественной культуры. Только в советский период внутри этого леса были созданы населенные пункты со смешанным населением (удмуртами разных этнографических подразделений и русскими) - деревни Лумпово и Алгазы.

Этноним калмез известен в этнографической литературе с XIX в. [2]. Первое упоминание об этнографической группе калмез содержится в дневнике Д.Г. Мес-сершмидта за 1726 г. Однако данный рукописный текст оставался неопубликованным и был введен в научный оборот совсем недавно [3].

Этнографическая группа верхнеижско-шарканских удмуртов, в отличие от ватка и калмез, не имеет особого этнонима. М.Г. Атаманов, обобщая данные о расселении воршудных объединений, выделил шарканско-якшур-бодьинскую группу удмуртов [4]. С.Х. Лебедева писала о шарканско-якшурбодьинском костюмном комплексе [5]. Поскольку значительная часть территории Якшур-Бодьинского района относится к бассейну р.Кильмезь и населена калмезами, а удмурты, составляющие единое этнографическое подразделение с населением Шарканского района, в Якшур-Бодьинском районе проживают в бассейне р. Иж в ее верхнем течении, мы предлагаем использовать для обозначения этой этнографической группы упомянутое выше название «верхнеижско-шарканские удмурты».

О том, что у калмезов была традиция украшения белой холщовой одежды вышивкой, выполненной по счету нитей холста, мы можем судить на основе уцелевших до нашего времени фрагментов старых рубах и девичьих головных уборов. Однако целостного представления о художественных особенностях традиционной калмезской вышивки последнего периода ее существования составить невозможно ввиду отсутствия достаточного количества предметов, сохранивших этот прием декорирования ткани.

Во второй половине XIX в. калмезы отказались от одежды из белого холста и утратили навыки исполнения традиционной вышивки. Одежду они стали изготавливать из более практичной клетчатой ткани, так называемой пестряди. Изменению способствовало также появление анилиновых красителей, позволявших окрашивать нити в разные цвета. При этом узорное ткачество и работа в различных техниках - браной, выборной, переборной, закладной, - украшение предметов одежды и изделий, составлявших убранство дома, ткаными орнаментами (что было очень характерно для удмуртов других этнографических подразделений) не получили распространение у калмезов. В ходе полевых исследований удалось обнаружить отдельные предметы, выполненные в многоремизной технике. Однако эта сложная техника, требующая трудоемкой тщательной предварительной подготовки стана к работе, лишена ярко выраженной этнической специфики, чем обусловлено большое сходство предметов, выполненных в этой технике представителями разных этносов.

Значительный художественный интерес представляют девичьи головные уборы портмаськон ызьы, предназначенные для отмечаемого калмезами осеннего праздника портмаськон. Традиционно их изготавливали из бересты (придавая цилиндрическую форму, как и калмезским айшонам, не сохранившимся до наших дней и известным только по кратким упоминаниям в литературе) [6] или плели из ржаной соломы, а в последние десятилетия изготавливали из фетровых шляп фабричного производства, матерчатых или вязаных шапочек. Такие головные уборы украшали разноцветными шелковыми лентами, перьями из петушиных хвостов, самодельными бумажными цветами. После 1930-х гг., коллективизации и разорения деревень, когда традиционный костюм начал выходить из повседневной жизни, девичьи шляпы стали частью женского праздничного облачения. Их использовали участницы художественной самодеятельности. В ряде деревень Увинского, Сюмсинского и Селтинского районов такие головные уборы удалось обнаружить и сфотографировать. Однако о них помнят повсеместно и в калмезских деревнях

Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов

Кильмезского района Кировской области, Сюмсинского, Селтинского Увинского, Вавожского, Игринского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртии.

Говоря о традиционных явлениях народного искусства калмезов, нельзя обойти вниманием такой важный в крестьянском быту предмет, как прялка. Традиционная удмуртская прялка кубо состоит из донца, четырехгранного столбца и четырехгранного же навершия с длинным гладким коническим концом, к которому привязывали кудель. Ее украшали трехгранно-выемчатой и ногтевидно-выемчатой резьбой, а также геометрическими орнаментами, состоящими из гладких и заштрихованных мелкими параллельными нарезками участков. Такие прялки бытовали по всему удмуртскому ареалу. Им на смену повсеместно пришли прялки с выточенными на токарном станке столбцом и навершием. Для прялок калмезов характерно сохранение в нижней части точеного на станке округлого столбца значительного по высоте четырехгранного или многогранного участка. Эта особенность, характерная для калмезов и зафиксированная во множестве образцов в разных частях их ареала, свидетельствует об информационных связях, обусловленных отношениями родства и свойства, скрепляющими этнографическую группу.

У верхнеижско-шарканских удмуртов интересным художественным явлением является декор тканей, вышитый и тканый. Вышивка верхнеижско-шарканских удмуртов хорошо известна по многочисленным музейным образцам. Ею украшали традиционную одежду, она имела специфические художественные особенности. Ее узоры состояли из геометрических фигур, вышитых позументной нитью «вприкреп». Позументную нить располагали на поверхности холста, прикрепляя ее к ткани стежками дополнительной тонкой цветной нити, покрывая таким способом большие орнаментируемые поверхности. Сочетанием металлической нити и ритмично повторяющихся стежков цветной нити, вышивальщицы добивались различных декоративных эффектов. Вышивку позументом сочетали с фрагментами, плотно заполненными «косой стежкой». Сложно установить, когда возникла такая вышивка, но она была распространена по всему ареалу верхнеижско-шарканских удмуртов и не имела аналогов у других этнографических групп, совершенно иначе выполнявших шитье позументной нитью. Такую вышивку использовали при декорировании рукавов рубах (вышивали крупные розетки в верхней части рукавов), подолов праздничной распашной одежды, праздничных головных платков куиньсэрго.

Когда в начале XX века в с. Сосновка были организованы кустарные мастерские, у верхнеижско-шарканских удмуртов получили распространение дешевые, доступные крестьянам тканые изделия: декоративные полотенца, подолы праздничной женской одежды, скатерти и покрывала, выполненные в переборной технике. В этой технике присутствует особый дополнительный зев, образуемый поднятыми через равные промежутки нитями основы. Они прижимают к ткани нити цветного утка, образующие узор переплетениями тонких тканеобразующих нитей основы, а не висящие свободно поверх холста, как в браном и выборном ткачестве. Поверхность ткани с переборным узором покрыта мелкими параллельными рубчиками, тянущимися в продольном направлении. Местное название такой техники корам 'рубленная'. Для мотивов орнамента этих изделий характерны цветочные гирлянды, виноградные лозы, дубовые листья и желуди, изображения

птиц, двуглавого орла. Иногда ощущаются отголоски орнаментики модерна с их гибкими пластичными формами. Изделия кустарных мастерских распространялись благодаря торговле по всему ареалу верхнеижско-шарканской этнографической группы и бытовали на территории Шарканского и Якшур-Бодьинского районов. Узорные тканые вставки заменили традиционную вышивку на подолах праздничной распашной одежды, а использование фабричных тканей при изготовлении верхних частей рубах заложило собой изысканные вышивки на их рукавах.

Повсеместно на территории верхнеижско-шарканской этнографической группы крестьянки ткали полосатые шерстяные покрывала на постель валес шо-брет (валес 'постель', шобрет 'покрывало'). Ткачихи из Якшур-Больинского и Шарканского районов создали немало таких покрывал разнообразной расцветки. Традиция их изготовления, технически относительно несложного, крепко укоренилась у мастериц этого подразделения удмуртского этноса. До нашего времени сохранились вещи с подобранными в определенном ритме разноцветными полосками на черном, сером или каком-либо другом фоне.

Интересны покрывала с полосами не однотонными, а вытканными как цветовые растяжки, предопределившие поэтическое название подобных вещей - ву юысь 'воду пьющая', 'радуга'. Другой разновидностью полосатых покрывал стали вещи, включающие в череду полос вытканные толстым пучком контрастных нитей линии, ярким пунктиром выведенные на лицевую поверхность.

Традиция изготовления таких тканей сделала мастериц особенно восприимчивыми к полосатым изделиям. Известен случай в деревне Мукши Якшур-Бодьинского района. Вернувшийся после Великой Отечественной войны фронтовик привез полосатое трофейное покрывало немецкой работы. Расположение полос и цветовые переходы этой вещи понравились женщинам, владевшим навыками тканья, и они вдохновились на создание подобных изделий, часть которых сохранилась до наших дней.

Для верхнеижско-шарканских удмуртов характерно активное использование ныпъетов - приспособлений для переноски младенцев за спиной, характерных для разных этнографических подразделений. (Собственно южные удмурты украшали их богатыми ковровыми узорами.) Верхнеижско-шарканские удмурты, с их любовью к полосатым покрывалам, и ныпъеты украшали мелкими разноцветными полосками, в каждой вещи подобранными в сложном ритме.

В Шарканском районе, восточной половине ареала этнографической группы, покрывала на постель валес шобрет украшали ярким крупным узором, выполненным в закладной технике. Эти изделия состоят из частей, рассчитанных на декорирование двух плоскостей нар или кровати: основной горизонтальной и боковой вертикальной. Горизонтальную плоскость закрывает широкая, черная или темно-коричневая ткань, однотонная или с яркими параллельными поперечными полосками. С одного бока по всей длине к этой ткани пришивали рассчитанную на декорирование боковой плоскости кровати узорную гладкую полосу, заполненную орнаментами закладного ткачества. Чаще всего орнамент этой боковой полосы образован разноцветными, плотно прилегающими друг к другу полосами, изломанными под прямым, реже - тупым или острым, углом. Контрастные сочетания изломанных разноцветных ярких полос со ступенчатыми

Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов

краями придавали валес шобрету неповторимое своеобразие. Иногда вместо зигзагообразного орнамента на боковой полосе ткали ромбические фигуры, заполненные уменьшающимися в размерах, контрастно окрашенными ромбами.

Активное использование закладной техники свидетельствует о явном влиянии тюркских традиций на узорное ткачество верхнеижско-шарканских удмуртов. Мастерицы, много ткавшие в закладной технике, создавали иногда вещи, декорированные ромбами и зигзагообразными линиями по всей поверхности. Но их эксперименты не ограничивались такими узорами. Среди сохранившихся изделий можно встретить вещи с неожиданным решением: интересен образец с ярким орнаментом из расширяющихся и сужающихся разноцветных закладных полос, струящихся по всему узорному полю.

Навыки закладного ткачества привели к созданию наиболее опытными и талантливыми мастерицами ковровых изделий, все поле которых покрыто сложным закладным узором с перетекающими разноцветными линиями, создающими удивительный декоративный эффект, свидетельствующий о высоком профессионализме и огромном художественном даре. Удивляет сложным построением, монументальными формами и продуманными цветосочетаниями ковер работы Анны Егоровны Лазаревой (1888-1960) из д. Чужегово Шарканского района.

В результате творческих поисков ткачихи Анны Васильевны Пермяковой (1922-2005) из д. Пашур-Вишур Шарканского района по нижнему краю розового полосатого ковра в закладной технике вытканы разные по цветовому решению фигуры со ступенчатыми краями. Узор напоминает мультипликацию с изображением сказочного северного европейского городка: плотно придвинутые друг к другу домики с островерхими крышами запорошенны снегом. В изделии использована блестящая синтетическая нить, поблескивающая среди ворсистой шерстяной розовой ткани.

Значительный интерес представляет собой декор скатертей верхнеижско-шарканских удмуртов. Здесь необходимо сказать еще несколько слов об упомянутой выше многоремизной технике ткачества, применяемой для изготовления скатертей. Такая техника требовала от ткачих наибольшего мастерства и опыта. При создании узоров использовали большое число ремизок или нитов - приспособлений для разделения нитей основы изготавливаемой ткани. Для многих видов ткачества достаточно двух ремизок. При использовании их большого числа возникает множество вариантов зева, четко рассчитанных мастерицей при подготовке стана к работе, что позволяло создавать сложные переплетения нитей основы и утка. Наиболее опытные мастерицы могли использовать до двенадцати ремизок. В этой технике ткали праздничные скатерти. Они могли быть белые, с тонким рельефным рисунком, выполненным белой нитью по белому же фону. Можно встретить многоремизные скатерти разных цветовых сочетаний, но наиболее распространено сочетание красного с белым.

Многоремизные узоры сложного дробного орнамента можно сравнивать с расходящимися по воде кругами или со сгущающимися и разряжающимися сферическими субстанциями. В самом пульсирующем ритме повторяющихся мелких и крупных составных частей многоремизного узора таятся динамика и бесконечная тяга к движению. Поэтому данная техника наиболее интересно

представлена в крупных вещах (скатертях), где одно и то же ритмическое образование многократно повторено и вплетено в общую паутину узора. В единичных случаях южные удмурты использовали многоремизные узорные ткани для создания праздничных рубах; северные - для изготовления праздничных нарядных фартуков. Но полнее и интереснее многоремизные узоры раскрывают свою сущность в крупных изделиях.

Полевые исследования последнего времени показали, что непростая многоремизная техника не имела повсеместного распространения. Однако многоремизные узоры, видимо, нравились, и их пытались воспроизвести в других техниках. В Шарканском районе были найдены скатерти, повторяющие сложный многоремизный узор в браной технике. Эти вещи имеют рыхлую фактуру, в отличие от плотных многоремизных тканей. (На поверхности многоремизной ткани в процессе тканья формируется мельчайший косой рубчик.)

В результате полевых исследований последнего времени удалось установить круг художественных явлений и определить своеобразие традиционного декоративно-прикладного искусства верхнеижско-шарканской этнографической группы удмуртов и удмуртов группы калмез.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кельмаков, В.К. К вопросу о диалектном членении удмуртского языка // Перми-стика. - Ижевск, 1987. - С. 38-39.

2. Гаврилов, Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. - Казань, 1880. - С. 148.

3. Напольских, В.В. Удмуртские материалы Д.Г. Мессершмидта. - Ижевск, 2001. - С. 85.

4. Атаманов, М.Г. От Дондыкара до Урсыгурта. - Ижевск, 2005. - С. 159-168.

5. Лебедева, С.Х. Удмуртская народная одежда. - Ижевск, 2008. - С. 158.

6. Смирнов, И.Н. Вотяки // ИОАИЭ. - Казань, 1890. - Т. VIII. - Вып. 2. - С. 97.

Поступила в редакцию 15.07.2010

I.A. Kosareva

Traditional arts and crafts of the middle Udmurts

This article presents the traditional folk art of two ethnic groups of Udmurts residing in the central part of the Udmurt ethnic territory. The article analyses the artistic peculiarities of the embroidery, weaving and wood carving.

Key words: Kalmezes, verkhneizhsko-sharkan Udmurts, embroidery, weaving, spinning wheels, headdresses.

Косарева Ирина Алексеевна,

кандидат исторических наук, доцент, ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail: kosar_irina@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.