Научная статья на тему 'Традиционная музыка Японии в контексте преодоления европоцентризма современной культуры'

Традиционная музыка Японии в контексте преодоления европоцентризма современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
589
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная музыка Японии в контексте преодоления европоцентризма современной культуры»

У Ген-Ир

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА ЯПОНИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

История мировой цивилизации убедительно доказывает, что многие выдающиеся достижения в области науки и техники, культуры и искусства впервые были сделаны в странах Востока. Некоторые из них имели решающее значение для судеб человечества. На Востоке берут свое начало три древнейших цивилизации мира: Китая, Месопотамии и Индии. Восток является родиной трех так называемых «мировых» религий (христианства, буддизма, ислама), а также индуизма, конфуцианства и даосизма.

Однако в течение длительного исторического времени преобладало мнение, согласно которому вся мировая культура делится на высший и низший разряды. Европейская культура возводилась в ранг высшего разряда и претендовала на роль всеобщей и универсальной культуры. В области музыки эта точка зрения с наибольшей категоричностью была высказана автором капитального четырехтомного труда «История музыки» - А.В. Амбросом (18161876), который считал «восточную музыку первобытной». Этой точки зрения в политических целях неуклонно придерживалась вся Европа вплоть до начала Второй мировой войны.

Однако необходимость пересмотра привычных концепций «западной гегемонии», «европоцентризма» одним из первых (еще в конце XIX века) осознал и публично высказал российский ученый С.М.Георгиевс-кий (1851-1893) в своей монографии «Важность изучения Китая» (СПб.,1890). Тем не менее пережитки этой политики не искоренены до сих пор и даже сохранились даже в сознании у некоторых подданных бывших колониальных держав. Искоренить полностью пережитки этого взгляда - «европоцентризма» - и на деле доказать равенство наций не только в политическом и экономическом, но и в культурном отношении - задача современной культрологии и музыкознания.

В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Сейчас во всех странах Дальнего Востока функционируют две

системы музыкальной культуры. Это, с одной стороны, так называемая европейская музыка, а с другой - традиционная классическая музыка. Европейская музыка стала неотъемлемой частью музыкальной культуры народов Востока. Что же касается музыки Востока, то она не стала достоянием мирового сообщества. Более того, отношение к ней, мягко говоря, нелестное.

Страны Дальнего Востока - Китай, Корея и Япония - вместе составляют общую дальневосточную цивилизацию. Дальневосточная региональная общность имеет вековые традиции, и она стала необратимой исторической реальностью к VП-VШ векам, что было предопределено, прежде всего, единством литературного языка, основанного на иероглифической письменности (веньянь в Китае, ханмун в Корее, кан-бун или кандзи в Японии). (Некоторые могут возразить, указывая на общность латинского алфавита для большинства стран Европы, кириллицы для славянских народов, арабского письма для народов Западного и Среднего Востока. Однако у этих народов общность письменности, в отличие от иероглифов Дальнего Востока, не означает автоматическое понимание письменности одного народа другим.) Вместе с введением китайской иероглифической письменности в Корее и Японии возрастает влияние китайской цивилизации, ее философс-ко-идеологической доктрины конфуцианства, даосизма и позднее буддизма.

Корея имела связь с Китаем с древнейших времен и воздвигала государственное устройство по китайским образцам, идейной доктриной которых было конфуцианство, а с конца IV века и буддизм. Корея наглядно демонстрировала Япониипреимуществокон-тактов с мощным Китаем. Япония, вначале поддерживавшая культурные и экономические связи с тремя королевствами Кореи (Ко-гурё, Пэкче, Силла), начинаяс VI-VII веков, стала непосредственно налаживать отношения с Китаем и испытывать влияние китайской цивилизации. В этом знаменательномдля Японии «переселении» духовной культуры материка, как утверждает знаток истории культуры Японии Дж.Б.Сеном, «заслуги Кореи... невозможно переоценить» (1, с. 75).

Вестник МГУКИ. 5 - 2008

Японская историческая хроника «Ни-хон сёки» («Японские хроники», 720) многократно засвидетельствовала факты прибытия корейских музыкантов на японские острова. Вот некоторые из них. В 453 году для участия в ритуальной церемонии по случаю смерти 19-го императора Японии Ингё (412-453) прибыла группа музыкантов в количестве 80 чел. из Силла (одно из королевств Кореи Периода трех государств, 1—УП века). В следующем - 454 году - на смену им прибыла новая группа музыкантов с монахами и врачевателями из Пэк-че (также Корея Периода трех государств). В 612 году музыкант из королевства Пэкче по прозвищу Мимази («человек искусства»), обосновавшись в Японии, обучал детей искусству музыки и танца. Так в Японии зародился один из ранних видов традиционной музыки - гигаку (искусная музыка), который представляет собой музыкально-хореографический жанр в масках. Кроме того, в этот период в Японии широкой известностью пользовалась так называемая комагаку, т.е. музыка Когурё - одного из королевств Кореи Периода трех государств. Можно еще добавить, что наставники просвещенного принца Умаядо (574-622), названного потомками Сётоку-тайси, т.е. Святых добродетелей принц, были также из Кореи. Таким образом, в этот период влияние корейской музыки, которую японцы называли санкангаку (т.е. музыки трех государств), было основополагающим и подавляющим.

Китайская музыка проникает в Японию через Корею чуть позже, в период танской династии (618-907). В Японии она известна под названием тогаку (т.е. танская музыка). Самое раннее упоминание о проникновении танской музыки в Японию содержится в исторической хронике «Сёку ни-хонки». («Сёку нихонки», являясь продолжением (слово «сёку» означает продолжение или дополнение») хроники «Нихон сёки», описывает столетнюю историю Японии, начиная от коронации 42-го императора Монму-тэнно до 791-го года.) Как известно, музыка танской эпохи была весьма богата. Уже в предыдущую эпоху Суй (581618) музыка императорского двора состояла из «девяти отделов», а в эпоху Тан - из «десяти отделов», в которые, кроме музыки китайского происхождения, входила музыка Индии, Самарканды, Бухары, Каш-гары, Кореи и др.

В Китае, а затем и в Корее с давних времен развивалась музыка «высокого» искусства, в основе которой лежит идея

конфуцианства. Конфуций рассматривал музыку как средство подержания гармонии мироздания и подчеркивал влияние музыки на формы и методы государственного управления, на воспитание совершенной личности. Общеизвестны слова Конфуция о том, что «ум образовывается чтением од, характер воспитывается правилами поведения, окончательное же образование дает музыка» (2, с. 67).

На основе этого богатого заимствования музыки континента, прежде всего Китая и Кореи, формируется музыкальная культура Японии, обозначаемая термином «гагаку» («правильная» или «совершенная»). Однако при этом ни в коем случае не следует думать, что японцы заимствовали всё, что к ним поступало извне. Закономерен был здесь естественный отбор. Японцы восприняли в иноземной музыке то, что соответствовало духу национального характера. Они отвергали музыку динамичную и техничную с контрастными сопоставлениями и изменениями, но осваивали музыку тихую и созерцательную. Свойства и качества некоей тихой грусти и созерцательного раздумья, составляющие суть японской музыки, берут свое начало с раннего периода становления и развития японской классической музыки.

Высшего расцвета гагаку достигает в эпоху Хэйан (794-1192). «Мир и покой» -так именовалась эпоха, которая дала Японии и миру высокопрофессиональное искусство гагаку; так именовалась эпоха, которая в течение почти четырех столетий властвовала над всей Японией. По общему признанию историков, хэйанская эпоха в истории японской культуры составляет классический - «золотой век» - ее развития, сопоставимый с эпохой западноевропейского Возрождения.

В настоящее время понимание термина «гагаку» полисемантично, поэтому следует различать, по крайней мере, два его значения. В традиционном (узком) значении под данным термином следует понимать музыку, генетически связанную с музыкой соседних стран, прежде всего Китаем и Кореей. В широком значении - это совокупность понятий, определяющих стилевое направление в развитии музыкальной культуры Японии VII-ХII веков, включая исконно японскую музыку - хогаку (или ва-гаку), однако исключая музыку буддийского песнопения сёмо. В этом смысле она определяла основное направление развития музыкального искусства Японии на протяжении длительного периода. Представляя

собой один из величайших памятников культуры Японии, она сопоставима с такими явлениями мировой культуры, как европейская средневековая полифония, маком народов Ближнего Востока, рага Индии и др.

В заключение позволим себе не согласиться с утверждением В. Сисаури о том, что «в силу ряда исторических причин образцы этой культуры сохранились только в Японии» (3, с. 202). Поскольку и корейская аак, и японская гагаку в основе своей происходит от китайской яюэ, (все эти термины обозначаются одним и теми же иероглифами), хотя, как говорилось выше, между ними имеются существенные различия, постольку представлять гагаку в отрыве от яюэ и аак было бы исторически не совсем справедливым. Отдельные элементы китайской яюэ сохранились в Китае на острове Тайван, а корейская аак в её совершенном виде музыкально-хореографического жанра исполняется и поныне - весной (первое воскресенье мая) каждого года в Сеуле(Республика Корея) на

территории конфуцианской школы «Сенъ-гюнгван» (район Менърюнгдонъ).

Таким образом, классическая (традиционная) музыка Японии неразрывным образом связана с культурой всего дальневосточного региона. Можно утверждать, что музыка Дальнего Востока, при всей специфичности музыки каждой из стран и уникальности музыки Дальнего Востока в целом, не изолирована от всемирной истории. В ее развитии обнаруживается диалектика истории, порождающая родство социальных, духовных и культурных процессов в различных регионах мирового пространства. Музыка Востока и музыка Запада есть составляющие единой системы мировой музыки, где все исторически взаимообусловлено.

Сейчас как никогда актуально воспринимаются слова академика Д.С. Лихачева: «.перед мировой наукой стоит огромная задача - изучить, понять и сохранить памятники культуры Африки и Азии, ввести их в культуру современности» (4, с. 335).

Примечания

1. Сеном Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. СПб.: Евразия, 2002.

2. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М.,1995.

3. Сисаури В. Японская инструментальная музыка гагаку // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.

И.И. Дьяченко

НОВОЗЕЛАНДЦЫ: ИНАЯ КУЛЬТУРА, ДРУГОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Современная система вузовской подготовки требует от сегодняшних студентов высококачественных знаний. Помимо внушительного методического багажа будущие специалисты овладевают историко-педаго-гическими и культурологическими сведениями. Этот пласт информации следует рассматривать не только как интересный страноведческий аспект, существенно расширяющий рамки кругозора, но и как реальную возможность воспользоваться удачными зарубежными приобретениями, драгоценными крупицами опыта, который, подобно отечественному, нарабатывался веками. Планируемый переход к бакалавриату и магистрату тем более должен сподвигнуть и студентов, и преподавателей обратиться к культурологическому наследию с удвоенной энергией, поскольку в мировом про-

странстве, членами которого являемся и мы, немыслимо полноценно существовать обособленно, вне общения, вне знаний друг о друге. Культурологический информационный блок способен не только значительно повлиять на границы студенческого кругозора, но и сделать их гражданами мира.

Есть страны, которые благодаря вниманию радио и телевидения не требуют представления, о происходящих в них событиях мы осведомлены порой более, чем о новостях в собственном регионе. Но есть и те, о которых говорят не так много и не так часто, что вовсе не означает их «пресности» даже для потенциально пристрастного человека. Благой целью видится создание представления хотя бы об одной из подобных стран не только для путешественников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.