Научная статья на тему 'Традиционная культура и современная социальная организация эвенков'

Традиционная культура и современная социальная организация эвенков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1343
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНКИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ АРКТИКИ / КУЛЬТУРА / EVENKI / INDIGENOUS PEOPLE OF THE THE ARCTIC / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бидная Ксения Васильевна

Исследуются аспекты происхождения названия эвенков, языка, места и времени зарождения, ареала его современного распространения, традиционных верований, культуры, современной социальной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE AND MODERN SOCIALORGANIZATION OF THE EVENKS

We analyzed the aspects of the origin of the name Evenk, language, place and time of birth, the range of its current distribution, traditional beliefs, culture, contemporary social organization

Текст научной работы на тему «Традиционная культура и современная социальная организация эвенков»

УДК 39:323(045)

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВЕНКОВ

TRADITIONAL CULTURE AND MODERN SOCIALORGANIZATION OF THE EVENKS

© Бидная Ксения Васильевна, студентка 4 курса кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: kseniya.bidnaya@gmail.com

© Bidnaya Ksenia Vasilievna, 4th year student of the Department of Regional Studies and International Relations, Institute of Social-Humanitarian and Political Science NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: kseniya.bidnaya@gmail.com

Аннотация. Исследуются аспекты происхождения названия эвенков, языка, места и времени зарождения, ареала его современного распространения, традиционных верований, культуры, современной социальной организации

Ключевые слова: эвенки, коренные малочисленные народы Арктики, культура

Abstract. We analyzed the aspects of the origin of the name Evenk, language, place and time of birth, the range of its current distribution, traditional beliefs, culture, contemporary social organization

Keywords: evenki, indigenous people of the the Arctic, culture

Эвенки — наиболее широко распространенное самоназвание народа, ранее больше известные под названием тунгусов, ороченов, бираров, манегров [1]. В настоящее время название «эвенки» общепринятое. Эвенкийский язык агглютинативный и, по общепринятой классификации, является основным языком северной (тунгусской) подгруппы тунгусо-маньчжурских языков, в которую входят также языки эвенов (ламутов) и негидальцев [2].

л V и V >> V V /-

Относится к алтайской языковой группе. Эвенкийский язык делится на три больших диалектных группы: северную — хакающие диалекты, южную — секающие и текающие диалекты и восточную — секающе-хакающие диалект [2]. Каждый диалект подразделяется на говоры. Эвенкийская письменность была создана в 1931 г. на основе латинского, а с 1937 г. — на основе русского алфавита [3].

Вопрос о времени и месте зарождения народа эвенков представляется дискуссионным. В среде отечественных и зарубежных ученых не сформировано единого подхода к его

определению. Однако, по наиболее точным данным, его относят к VII в.1, когда появляются первые упоминания об эвенкийском народе в древне-китайских источниках. Наиболее вероятным центром формирования эвенкийского этноса была территория Забайкалья, откуда в конце I — начале II тыс. н. э. этнос начинает распространяться по территории современной России в районы Прибайкалья и Приамурья2. По современным данным, расселение эвенкийского этноса на современной территории обитания происходит в эпоху неолита и бронзового века [4].

Общими границами расселения эвенков служат: на западе — Объ-Иртышский водораздел, на востоке — побережье Охотского моря и Сахалин, на юге — река Ангара, озеро Байкал и река Амур — на севере [1]. На севере эвенки граничат с эвенами, якутами, долганами, ненцами. Помимо этого, эвенки проживают и в приактической зоне, поэтому считаются коренными народами Арктики. Общие размеры территории расселения эвенков определить трудно, приблизительно она составляет около одной четверти всей территории Сибири и Дальнего Востока (2 ЛА — 3 млн кв. км). Характерная особенность в расселении эвенков — дисперсность.

Традиционные верования эвенков — анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков — сохраняются в некоторых местах до сих пор. Согласно языческим верованиям эвенков, Вселенная существует в виде семи миров: трех небесных, среднего мира — земли и трех подземных, объединенных центральным столбом [1].

Наряду с этим бытовало и представление о трех мирах, соединенных мировой рекой. Небесный свод воображали землей верхнего мира, где пасутся стада оленей, шкурой оленя или перевернутым котлом. Вход в верхний мир указывала Полярная звезда, в нижний — расщелины, пещеры, водовороты [1]. Верхний мир населяли предки людей, верховные божества, хозяева явлений и стихий природы: Солнца, Луны, грома, ветра. Верховное божество — дух неба, хозяин верхнего мира — старик Амака, держатель нитей жизни людей, распорядитель их судеб. Божеством Солнца у одних групп считался старик Делича, у других — старуха Энекан — Сигун. Они были хозяевами тепла и света: Солнце в небесной юрте копило тепло, от него зависела смена времен года. Духи среднего мира — дулу, буга — хозяева родовых территорий, отдельных мест, гор, тайги, воды, домашние духи-охранители. Нижний мир населяли души умерших, духи болезней, злые духи [1].

1 Эвенкийская письменность: URL: http://ш.wikipedia.org/wiki/Эвенкийская_письменноaъ (дата обращения: 12.03.2012).

2 Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра. Народы Арктики сегодня. Эвенки: URL: http://www.arcticmuseum.com/ru/?q=l122 (дата обращения: 05.05.2011).

Помимо этого, большое распространение у эвенков получили культы животных. Связаны они как с тотемизмом, так и с промысловыми обрядами, в некоторых случаях это синкретичный культ, возникший на основе различных форм религии, а также страха перед грозными хищниками, например медведем, волком. В высшей степени у эвенков был развит культ медведя. Медведь представляется подобным человеку. Он понимает человеческую речь, может превращаться в человека и обратно. Медведь, если о нем плохо говорят, смеются над ним или грозят, мог отомстить. Поэтому надо вести себя осмотрительно. Собираясь на охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Прежде чем убить медведя в берлоге, его будили. Эвенки, подойдя к берлоге, говорили: «Дедушка, тебя убивает ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т. е. чужой). Иногда, чтобы отвести от себя вину, изображали ворон: кричали по-вороньи, махали руками, как крыльями. Эвенки, убив медведя, просили у него прощения, отводили от себя вину [1]. Также у эвенков священными птицами, помощниками шаманов, считались журавли. Их запрещалось убивать.

Наравне с этим существовал культ священных растений и предметов. Эвенки наделяли душу обликом маленького человечка или птички, находящихся в голове, волосах. Душой, как носителем жизни, эвенки иногда наделяли не только человека, но и предметы и явления природы, способные проявлять признаки жизни: движение, рост, дыхание (животные, растения, камни, ветер и пр.). Так, у эвенков душа растения — это его жизненные соки, которые находятся внутри ствола дерева и в его корнях. Эвенки почитали некоторые виды лиственницы, а также багульник, молодой ивняк и карликовую березу [1].

Олицетворение сил природы стало источником формирования образов духов-хозяев природы — гор, озер, рек, моря, матери-земли, неба, планет, созвездий, грозы, молнии, ветра и др. К особой категории относятся домашние духи — духи огня, очага, а также злые духи. Также у эвенков было известно особое поклонение огню. Считалось, что огонь обладает очистительной силой. Верили, что в огне живут его духи-хозяева — старик со старухой и их дети, от которых зависит благополучие в доме и удача на промысле.

Огонь считался посредником между миром людей и миром предков духов вселенной, поэтому к нему обращались в разных жизненных ситуациях. Функции очага — отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей и др. — обусловили особое отношение к нему как к сакральному центру жилища. Огонь — главная семейная святыня — широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, за-

прещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» — эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду [5]. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение, — крюк над очагом, печь, некоторые виды посуды. Эвенки считали огонь живым существом, имеющим душу3.

Культ огня тесно связан с почитанием духов. По их представлениям, предков научили обращаться с огнем духи-хозяева. Поэтому огонь выступал «посредником» между людьми и божествами, духами. У эвенков огонь мог передавать информацию хозяйки тайги, духов -хозяев таежной местности и влиять на будущие события. Перед промыслом эвенки «советовались» с огнем: если в ответ их мыслям или словам пламя костра горело ровно, это предвещало удачу. Направление полета искры указывало охотнику нужный путь. Резкий треск или шипение огня предвещали неудачу, и тогда охотник откладывал выход на промысел. Огонь мог предсказать скорый приезд гостей. При гадании о предстоящем пути, близкой судьбе огонь «чертил» на оленьей лопатке дороги человека или семьи. Огонь обладал очистительными свойствами, мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах. Над огнем «очищали» промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче. Перешагиванием через огонь костра очищались участники похорон. Культ огня неотделим от культа предков4.

Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» — эвенкийское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего [5]. Для этой цели у него были духи-помощники, фигурки которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха. Каждый шаман имел свою реку — приток главной шаманской реки, где пребывали его духи-помощники, когда он не давал им поручений.

Важную роль играли шаманские атрибуты: костюм с подвесками и рисунками, железная корона с рогами оленя-предка, бубен, колотушка, посох, жгуты змеи, символизирующие шаманские дороги и др. Человек, согласно традиционным представлениям, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело в облике птички, душа-жизнь — дыхание, кровь и пр., душа-тень — двойник, образ [3].

3 Культура, традиции, верования коренных народов. URL: http://npeople.ucoz.ru/index/0-7 (дата обращения: 18.04.2012).

4 Эвенки Забайкалья: история и современность. URL: http://oldchita.megalink.ru/etnography/evenk /03kuznetsov.htm (дата обращения: 06.05.2011).

Рис. 1. Костюм эвенкийского шамана. URL: http://irkipedia.ru/media/colorbox/10601

Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Эвенкийских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы [4].

В XVI — XVII вв. началось обращение эвенков в христианство. В конце XIX в. почти все числились православными, хотя отдельные группы испытали влияние ламаизма5. Однако христианство у эвенков ограничивалось лишь формальным исполнением обрядов православной церкви, которые приурочивались обычно к приезду священника в тайгу. При этом образы святых православной религии переплетались с древними представлениями о духах [2]. Сегодня эвенки одни из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах их расселения строились православные церкви и часовни. Уже в 50-х гг. XIX в. протоиерей С. Попов издал на эвенкийском языке тексты молитв, Евангелие и букварь на церковной основе [3]. Христианство охватывает практически все стороны жизни эвенков.

В ряде районов передачи ведет местное радиовещание. В Эвенкийском автономном округе раз в неделю выходит приложение к окружной газете. Огромную работу по возрождения родного языка ведут З. Н. Пикунова, основной автор учебных пособий. В Саха-Якутии известностью пользуется специализированная эвенкийская школа в поселке Йенгри.

5 Этика охраны священных диких животных и растений. URL: http://www.ecoethics.ru/old/b85/11.html (дата обращения: 16.04.2012).

Рис. 2. Чум эвенка (схема). URL: http://tvsh2004.narod.ru/ethnos/chum0.html

Социальная организация общества современных эвенков говорит об их крайне сильной интеграции в среду русского населения. «Повальная безработица, потеря жизненных ориентиров и как следствие всего этого алкоголизм и маргинализация стали повседневными негативными явлениями жизни русских эвенков». Не случайно, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к снижению естественного прироста численности эвенков в России. Продолжается рост заболеваемости среди эвенков, поскольку медико-географические условия проживания относятся к крайне дискомфортным для жизни людей районам, а медицинское обслуживание практически отсутствует. Также стоит отметить, что сегодня эвенки полностью интегрировались в региональные сообщества.

Деградация традиционного хозяйства, свертывание производственной инфраструктуры в национальных поселках чрезвычайно обострило этно-социальную обстановку в районах проживания эвенков. Наиболее болезненной является проблема безработицы.

Эвенки до 1 января 2007 г. имели собственное национально-территориальное образование. Эвенкийский автономный округ, созданный в 1930 г., был преобразован в Эвенкийский район Красноярского края. Сегодня в структуре областных и краевых администраций действуют комитеты и управления по делам коренных малочисленных народов, в районных администрациях их проблемами занимается обычно один специалист.

В последние годы все большую роль в организации национальной жизни начали играть общественные организации. Мощный толчок общественному движению среди эвенкийского населения дал первый съезд (Большой Суглан) эвенков России, состоявшийся в 1993 г. в административном центре Эвенкийского автономного округа поселоке Тура [3]. В принятой съездом декларации намечались основные направления национального возрождения народа на базе самоорганизации и самоуправления. После съезда ускорилось создание ассоциаций, национально-культурных обществ, различных форм национально-культурной автономии, которые действуют сегодня во всех районах проживания эвенков. Они осуществляют контакты с региональными органами государственной власти, участвуют в подготовке правовых актов, некоторые из них обладают правом законодательной инициативы. Во всех регионах ассоциации (Амурская область, Читинская область, Бурятия, Красноярский край и др.) пытаются активно влиять на официальные власти, чтобы улучшить нынешнее положение. В других регионах эвенки также представлены в общественных организациях. В 2000 г. также был создан Союз молодежи эвенков, который возможно поможет молодому поколению продолжить богатые традиции эвенкийского народа [1].

В последние годы стали традиционными ежегодные большие Сугланы, на которых для обсуждения насущных вопросов этнической жизни собираются представители всех территориальных групп эвенков. Стоит отметить, что в Эвенкийском автономном округе с 1994 года по 2007 г. существовало народное Законодательное собрание — Суглан.

С усугубляющимися социально-экономическими проблемами тесно связаны проблемы психологического характера. Эвенкийское население очень остро переживает отсутствие должного внимания к своим проблемам со стороны органов государственной власти, как федеральных, так и органов местного самоуправления. Но наряду с этим стоит отметить крайнюю пассивность эвенков в отношении государственного управления. Важнейшей проблемой остается проблема отсутствия должного правового регулирования статуса малочисленных аборигенных народов.

Поскольку эвенки расселены в разных административных образованиях, в их отношении действуют разные законодательные акты, принятые субъектами РФ. В большинстве ре-

гионов на них распространяется общее законодательство, посвященное коренным малочисленным народам Севера. Исключение составляет Республика Бурятия, в законодательстве которой имеется закон, специально посвященный эвенкам, — «О правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов народных депутатов», принятый еще в октябре 1991 г. Специальная статья, учитывающая интересы компактно проживающего эвенкийского населения, содержится также в законе «О языках народов Республики Бурятия» (1992). В Законе «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (1993) отражено приоритетное право эвенков на выделение им охотничьих угодий. Важными для жизнедеятельности эвенкийских общин можно считать Лесной кодекс Иркутской области (1995), устанавливающий в их интересах особый порядок лесопользования, законы Республики Саха (Якутии) «Об оленеводстве» и «Об охоте», закон «Об общине коренных малочисленных народов Севера» в Хабаровском крае (1996). В Читинской и Амурской областях законодательные акты, регулирующие правовые отношения эвенков, отсутствуют [3].

Литература

1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера. URL: http://raipon.info/narody narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf/295-2009-08-31-14-43-03.html; http://www. narodsevera.ru/north/narod/evek (дата обращения: 2.03.2012).

2. Народы Сибири / под ред. А. В. Левина, Л. М. Потапова. Москва: Академия наук, 1956. 1083 c.

3. Народы России. Атлас культур и религий / Под ред. Е. П. Батьяновой, Л. А. Бахмацкой, И. В. Власовой. Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 319 с.

4. Арктика — мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера / Под ред. З. П. Соколовой. Москва: Северные просторы, 2001. 284 c.

5. Борейко В. Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. URL: http://www.litmir.net/br/?b=129239&p=7 (дата обращения: 18.04.2012).

Рецензент — Соколова Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.