Научная статья на тему 'Традиции ювелирного искусства крымских татар: от истоков к современности'

Традиции ювелирного искусства крымских татар: от истоков к современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
997
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ЧЕКАНКА / РЕЗЬБА / ГРАВИРОВКА / ФИЛИГРАНЬ / ЗЕРНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамутова Н.Р.

В статье охарактеризовано традиционное крымскотатарское ювелирное искусство, обозначен основной круг его видов, исторические типы развития, а также современное состояние народного ювелирного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции ювелирного искусства крымских татар: от истоков к современности»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК: 069.51(=512.19)

Мамутова Н. Р.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ТРАДИЦИИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА КРЫМСКИХ ТАТАР: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

В статье охарактеризовано традиционное крымскотатарское ювелирное искусство, обозначен основной круг его видов, исторические типы развития, а также современное состояние народного ювелирного искусства.

Ключевые слова: крымскотатарское ювелирное искусство, чеканка, резьба, гравировка, филигрань, зернь.

Изложение основного материала. Художественный металл и ювелирное искусство всегда было на высоком уровне среди ремесел у крымских татар. Разнообразие, оригинальность форм и высокое качество изделий, способствовали развитию экспорта в странах Востока и Европы.

Предметами искусства становились даже такие детали, как дверные петли и замки. Гинзбург М. Я. писал: «До чего простиралось это искусство, можно судить по таким совершенным деталям, как дверные петли, узорные кованые и накладные медные украшения, круглые замки желтой меди тонкого резного узора. железные решетки, которые и сейчас можно найти в старых домах Бахчисарая, Евпатории или Карасувбазара. Нельзя не упомянуть также железных, чугунных и медных люстр, ламп и фонарей, как, например, большое паникадило «Михари-Сулейман», светило Соломона в дворцовой мечети Бахчисарая или фонарь в нартексе евпаторийской Шукурла-Эфенди-Джами» [2].

В XIX в. русский путешественник Кондараки отмечал, что самые зажиточные среди ремесленников были мастера, изготовлявшие ножи, медную посуду, ружья, сабли. Каждый ремесленник был мастером в узкой специализации. Так выделялись профессии лудильщиков, оружейников, медников, слесарей. Помимо выразительности силуэта и форм, использовались декоративные средства, за счет которых изделия становились произведениями искусства и вызывали восхищение других народов, проживающих за пределами Крыма [1].

Очень большую роль ювелирное искусство играло в национальном костюме. Помимо декоративной функции, украшения также служили оберегом. Именно поэтому дети и женщины носили больше изделий, нежели мужчины, так как считалось, что они более подвержены негативному воздействию. Так, к примеру, самым распространённым украшением являлось «къушакъ». Къушакъ — это такой пояс, который использовался в обрядовой практике, вплоть до 20 века (70-80 годов). Обряд «опоясывания» происходил перед началом свадебной церемонии. Суть его заключалась в том, что отец или брат обходил несколько раз вокруг невесты, а затем застегивал пряжку. Этот процесс считался благословением. Такой пояс был обязателен для «агъыр нишан» (обряд помолвки). Его также использовали в качестве оберега, положив под подушку во время рождения ребенка у его хозяйки. Также, пояс символизировал принадлежность человека к среднему миру, если он носился на талии, а пояс, который носился на бедрах, говорил о принадлежности к загробному миру. Помимо укрепления поясницы, пояс, защищая от недугов и несчастий, находясь на пупке — слабом месте человека, прикрытым пряжкой.

Большое количество пряжек изготовлялось в виде виноградного листа, который являлся символом возрождения и плодородия. Защитную функцию пояса усиливали «сулюки» (пиявки), это изогнутые звенья на поясе, которые считались водным символом.

Также часто изготовляемым украшением были амулетницы «къасиде» — нагрудные украшения, имеющие форму трубчатого футляра или треугольника. Такое изделие было обязательным для свадебного набора невесты. Трубчатая форма символизировала идею плодородия, а сочетание с треугольным амулетом символизировало женское и мужское начало. Подобные футляры могли носить только женщины. Пользовались успехом и такие украшения как «сач-къасиде». Девушки с длинными и красивыми волосами цепляли красиво отделанную ладанку с молитвой в целях предохранения от завистливого взгляда. Выглядели они как плоские или прямоугольные футляры с черненным или филигранным узором, а подвешивались — при помощи цепочки, крепясь металлизированными нитями к волосам [3].

Для крымских татар, как для всех древних тюрков, металл считался порождением земли и поэтому мог нести в себе энергетическую силу. В особенности, серебро, медь, золото и железо. Наиболее почитаемым было железо, так как считалось, что оно может уберечь от козней и болезней [3]. Также, крымские татары очень любили красную медь «бакъыр». Ее чаще использовали в изготовлении предметов сервировки стола, банных принадлежностей, кухонной утвари и т. д. Из-за хорошей теплопроводимости, из нее делали супницы и различные кастрюли, которые лудили иногда снаружи, и всегда изнутри.

Изделия почти всегда украшались орнаментикой. Традиционными видами нанесения узоров на утварь, являлись ажурная резьба, чеканка и гравировка. Чем более богато и ажурно была украшена посуда, тем более состоятельными считались ее владельцы.

Самым сложным видом декорирования считалась чеканка по листовому металлу. Принцип работы с ней заключался в создании рисунка, рельефа и фактуры в процессе работы. Орнамент наносился специальным стержнем «къалем» и молотка. Иногда чеканку совмещали с ажурной резьбой. Чаще это были формы треугольника, круга и ромба.

Часто используемым приемом украшения художественного металла была гравировка. Ее чаще использовали для украшения ювелирных изделий и посуды, так как тонкий, изящный узор лучше воспринимался с близкого расстояния.

В работе с серебром, использовали технику черни. Гравированные, гладкие поверхности оттеняли чернью, что придавало работам завершенность и элегантность. Подобный метод использовали при создании украшений, посуды и других серебряных изделий [6].

В ХУП-ХУШ излюбленным методом отделки декоративных изделий была техника насечки. Она настолько была распространена, что тонкой серебряной или золотой проволокой украшали даже самые незначительные предметы домашнего обихода. Особенным успехом, этот метод, пользовался при создании оружия.

После депортации крымскотатарского народа всей национальной культуре был нанесен огромный ущерб. Однако, по возвращению на родную землю, крымскотатарские мастера активно принялись за возрождение и процветание искусства. В том числе и ювелирное искусство.

На сегодняшний день наиболее известными мастерами в сфере ювелирного искусства являются Мехти Исламов, Айдер Асанов, Асан Галимов, Руслан Денислямов, Эльмира Асанова. В 1999 году появился ювелирный дом «Дюльбер» (крым.тат. — красивый). Возглавил и создал его Мехти Исламов. Все производимые ювелирные изделия — восточного характера и немалая часть из них была создана на базе крымскотатарских мотивов. Ювелирный дом получил первые места и премии на международных и всеукраинских выставках [5].

Также ярким представителем современной ювелирной культуры, считается Айдер Асанов. Мастер является потомственным ювелиром. Уже в возрасте 12 лет он осваивал секреты ремесла. Однако трагические события, связанные с крымскотататрским народом, не

давали развиваться и работать мастеру вплоть до 1999 года. Общественная организация «Фонд возрождения Крыма» и средства, выделенные Турецким агентством (Т1КА), помогли художнику получить жилье в Бахчисарае и организовать мастерские для творческой работы и обучению традиционного ремесла [5].

Выводы. Традиционное ювелирное искусство крымских татар является одним из наиболее известных видов декоративно-прикладного искусства Крыма, с богатыми традициями технологий обработки металла и орнаментального оформления. Многовековая традиция развивается и поддерживается, и в настоящее время множество мастеров избрали для себя путь художника-ювелира.

Литература

1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV

— первой половины XX в. : монография. / Н. М. Акчурина-Муфтиева. — Симферополь : ОАО «СГТ», 2008. — 392 с.

2. Гинзбург М. Я. Татарское искусство в Крыму // Забвению не подлежит... Казать,

1992.

3. Желтухина О. Исчезающее искусство филиграни: ювелирные украшения крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение / О. Желтухина // Qasevet. — 2000.

— №1(27). — 30 с.

4. Заатов Исмет. Крымскотатарское декоративно прикладное искусство / Исмет Заатов. — Б. м.: Тарпан, 2003. — 336с.

5. Мамут Ч. Крымский стиль / Ч. Мамут. — Киев: ВХ [студю], 2011. — 40с.

6. Финогеев Б. Л. Филигрань ювелирное ремесло /Б. Л. Финогеев, Н. Н. Городецкая // Сельский туризм, ремесла и художественные промыслы — доминанта занятости и развития Крыма. — 2003. — с.78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.