Научная статья на тему 'Традиции коренных малочисленных народов Севера Якутии в условиях глобализации'

Традиции коренных малочисленных народов Севера Якутии в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова А. Г.

В статье анализируется роль традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в становлении их социального статуса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции коренных малочисленных народов Севера Якутии в условиях глобализации»

Список литературы:

1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

2. Власова М. Новая абевега русских суеверий. - СПб., 1995.

3. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996. ст. Передовая Краснодарского края.

4. Розенберг Л.К. Из области народных знаний // «Кубанские областные ведомости». - 1902. - № 13.

5. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996 х. Кисловодский Краснодарского края.

6. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1996. х. Лазорчук Краснодарского края.

7. ПМ КФЭЭ - 2002. АК № 2749. Ставропольский край, Андропов-ский район. ст. Воровсколесская. Инф. Аленцова Н.А. (1921 г.р.).

8. Шумов К.Э. Прагматика и ритуалистика в русских былинке // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции. - СПб., 1998.

ТРАДИЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯКУТИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Попова А.Г.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии Наук, г. Якутск

В статье анализируется роль традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в становлении их социального статуса.

Традиция воспитывает чувство причастности каждого человека к жизни социума и дает общественную окраску деятельности и поведению личности. В процессе следования общепринятому образцу в сознании человека происходит утверждение общественных идеалов и ценностей, форм жизнедеятельности. Регулятивные функции семейных традиций исполняют роль контролера общепринятых этнических норм и требований. Традиции являются комплексом проверенных временем способов деятельности, результатом мысли и труда многих поколений. Северяне знали, что их предки оставили в наследство неписаные законы жизни, и тем самым они присутствуют в настоящем.

В этнопедагогических традициях народа, в его обрядах и обычаях, фольклоре заключен огромный объем информации по вопросам воспита-

* Научный сотрудник сектора Этносоциологии.

ния и социализации подрастающего поколения. Поэтому сегодня вполне естественно обращение коренных малочисленных народов Севера и исследователей к изучению этнопедагогических традиций семьи. По итогам анкетного опроса семей коренных этносов среди тех обычаев, традиций и правил поведения, которые они хотели бы передать своим детям, респонденты чаще выделяют как этнически выделяющиеся качества доброту, бережное отношение к природе (24,1 %), особо уважительное отношение к старшему поколению (36,1 %). Среди этнических обрядов предпочтение оказывается охотничьим обрядам (24,1 %), имеющим, по их мнению, огромное практическое значение.

Передача фольклорных знаний выступала одной из основных форм семейного воспитания и образования. Большую роль при этом играли фольклорные сказания, притчи, загадки, были, в которых широко представлены исторические сюжеты, соционормативы, нравственные, трудовые и экологические установки.

Социально-статусная сфера так же была непосредственно связана с традиционными занятиями. Имели вес и авторитет те семьи, которые обладали большим количеством оленей или семья получала уважение общины удачной, умелой охотой. Хотя все они организовывали традиционное хозяйство, социальный статус имел имущественную дифференциацию. В тех местах, где традиционное производство вступало во взаимодействие с торговым капиталом, социальная структура аборигенов трансформировалась в сторону индивидуализации производства и присвоения, возникновения и углубления имущественной дифференциации. В XIX столетии были заложены зачатки регламентированной дистанции, статусного разделения, классовой дифференциации между представителями этноса, но эти явления противоречили традиционным представлениям о том, что все были равными «детьми природы». Усложнение исторической схемы, взаимодействия традиционных общественных структур с макросистемой в данном случае не успели сформировать устойчивых социальных показателей.

Это было обусловлено недостаточной интенсивностью развития торговых отношений в виду сложной, абсолютно не развитой транспортной системы, отягощенной климатическими условиями. Хотя тогда и были заложены основные моменты во взаимоотношениях государства и аборигенов: предпочтение абстрактных в то время для коренных малочисленных народов Севера общегосударственных интересов, недопонимание и пренебрежение к этническим особенностям, традиционным сферам жизнедеятельности, патернализм, администрирование. Уже тогда исследователи отмечали несоответствие общинного сознания и экологического мировосприятия аборигенов принципам рыночной экономики.

Слабая дифференцированность социально-статусной сферы северного социума вызвана тем, что в историческом развитии северных этносов эт-

ноэкологические традиции играли значительную и важную роль. Из поколения в поколение передавались способы и методы совместного выживания в экстремальных климатических, природных условиях. Неписаные законы жизни, оставленные в наследство предками, оправдывали себя в практической жизни на протяжении веков и складывались в устойчивые ментальные и социальные составляющие этносов.

Интересы Российского государства всегда преследовали цель перевода коренных малочисленных народов Севера на оседлый образ жизни. Сначала в связи с христианизацией, а затем в связи со строительством нового социалистического государства. Изменение традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в первой половине ХХ века было обусловлено государственной политикой перевода на оседлость «кочевых и полукочевых народов». «Политика перевода на оседлость базируется на стихийно сложившихся взглядах, - пишут А.И. Пика и Б.Б. Прохоров. - Она научно не обоснована и ведет к разрушению традиционного хозяйственного комплекса, а с ним и к растворению и коренного населения» [1]. Реорганизация и укрупнение традиционных хозяйств, ликвидация мелких селений способствовали не только разрушению сложившейся системы традиционного хозяйствования, но и пересмотру всей социальной и мировоззренческой системы северного общества.

Укрупнение поселков и перевод на оседлый образ жизни способствовали отчуждению поколений. Развитие интернатской системы воспитания, раздельное проживание детей и родителей привели к нарушению преемственности поколений. Новое поколение оказалось оторванным от традиционного образа жизни, первичного социального контроля. Государство, признавая отсталым кочевой образ жизни, предусматривало общую унификацию подрастающего поколения, но не предусмотрело последствий подобных административных мер с точки зрения меж поколенной трансляции социальных установок и предпочтений, продуктивной адаптации.

Кроме того, реорганизации традиционных хозяйств, промышленное освоение территорий проживания коренных малочисленных народов Севера лишили многих малой родины. В последнее столетие резко усилилось вторжение техногенной цивилизации в северные территории. Промышленное освоение хрупких северных территорий, которое проводилось без учета допустимых нагрузок на местные экосистемы, не только разрушает окружающую природную среду, но и оказывает самое прямое негативное влияние на саму этническую жизнедеятельность коренных северных народов, вызывая дисфункцию внутренних структур этносов.

В интервью, проводившихся в рамках данного исследования, старшее поколение (население старше трудоспособного возраста) очень часто выражает возмущение и обиду по поводу искусственного затопления мест их исконного проживания, ограничения территорий оленьих пастбищ, охотничьих и рыбо-

ловных угодий, отторжения и уничтожения ягельников. Экологически неграмотное освоение северных территорий недропользователями привела к гибели нерестовых рек, нагульных участков, социальным и экологическим перегрузкам всех используемых в традиционном хозяйстве земель.

Так, например, пенсионер из с. Сюльдюкар Мирнинского улуса Н.Н. Спиридонов рассказал следующее: То, что на территории нашего наслега открылась алмазная промышленность и была выстроена Вилюйская ГЭС, оказалось большим несчастьем для местного населения. Прежде всего, загрязнение воды, подтвержденное многочисленными анализами и экологическими экспедициями, нанесло огромный урон здоровью коренного населения - нет практически ни одного человека со здоровым желудочно-кишечным трактом... Работавшие в прошлые годы на территории наслега многочисленные геологические и геофизические экспедиции растоптали все охот угодья местного населения, охоты не стало, пушные угодья опустошены. Произошло неправильное районирование. В результате территория проживания и охотничьих угодий коренных малочисленных народов Севера стала слишком мала и не соответствует никаким нормам для занятия традиционными промыслами».

Отчуждение промысловых и пастбищных угодий, резкое сокращение и техногенное загрязнение территорий хозяйственной деятельности неизбежно повлекло за собой изменение и вытеснение социокультурной специфики северных этносов, весь комплекс жизнетворчества которых в наибольшей степени связан с экологической ситуацией окружающей среды. По существу, лишаясь территорий для традиционного хозяйствования, северное население теряет жизненный ареал, разрушается хозяйственно-культурная основа этносов.

Таким образом, были созданы все предпосылки для переоценки ценностей аборигенного сообщества. Во-первых, традиционно считавшееся престижным (кочевание с оленями любым оленеводом воспринималось как благо, счастье, а потеря оленей и вынужденный переход на оседлый образ жизни - как величайшее несчастье [3]) среди северных народов оленеводческое хозяйство оказалось почти анахронизмом, поскольку сопровождалось «отсталым, диким» кочевым образом жизни. В результате в настоящее время только более трети (39,8 %) опрошенных представителей из числа коренных малочисленных народов Севера считают, что оленеводство сегодня имеет перспективы развития. 34,9 % считают, что можно было бы развивать национальное шитье из мехов и шкур, которое бы обеспечивало национальную семью какими-либо доходами. Кроме этого 33,7 % респондентов находят перспективным развитие охотничьего промысла, 21,7 % - рыболовства. Социальные реалии северного социума показывали, что государство, ставя во главу угла приоритет промышленного развития, абсолютно игнорирует традиционные промыслы. Такая ситуация способствовала искусственному занижению этнической самооценки.

Во-вторых, считалось, что в традиционных отраслях теперь были заняты менее социализированные представители этносов. Стало предпочтительным, и даже престижным расширять круг жизнедеятельности, реализации творческих и интеллектуальных способностей. В интервью оленеводы, как правило, среди причин выбора профессии отвечают: «Я был слаб в учебе, и куда я мог пойти», «Я был недостаточно ловок (имея в виду расширение социальных связей)» или «У моих родителей не было достаточно средств, чтобы отправить меня учиться».

Таким образом, наблюдается крайнее падение престижа традиционных хозяйств у самого коренного северного этноса, что значительно затрудняет поиск социальной и этнической идентичности, снижает созидательную, трудовую мотивацию. Кроме этого, традиционное хозяйство начинает испытывать острый дефицит кадров. Новое интернатское поколение, как правило, мигрировало, усложняя процесс дисперсности расселения, создавало новые деэтносизированные структуры. По большому счету, это поколение стало забывать свои обычаи и традиции, навыки ведения традиционного хозяйства - этнообразующую основу.

Условно северное общество в ХХ столетии можно разделить на две структурные составляющие, параллельное развитие двух моделей жизнеобеспечения: аборигены, занимающиеся традиционными промыслами и мигранты, уехавшие из мест постоянного проживания в поисках лучшей жизни, добывающие пропитание иными способами. Такая ситуация создавала завышенные социально-психологические адаптационные требования как и для аборигенов, занимающихся традиционными промыслами, ведущих традиционный, этнический образ жизни, так и для мигрантов в макросистему из числа коренных малочисленных народов Севера.

В специальной литературе традиционное и современное развитие противопоставляются как «старое и новое». Евро-центристская методология предусматривает, что «старое» неизбежно должно быть заменено «новым», при этом разрушительное воздействие новаций считается неизбежным. Но в последние годы в связи с ростом интереса к национальным вопросам, специалисты стали обращаться к опыту развития традиционных культур в других странах, таких как Япония, Корея, мусульманские страны дальнего зарубежья, где осуществились позитивное параллельное сохранение традиций и развитие новаций.

В настоящее время в процессе перехода от традиционного состояния к современному - с углублением разделения труда, расширением социокультурных связей - происходит утеря основополагающих черт этноса. Мигранты в макросистему в большей степени подвержены ассимиляционным процессам, и в то же время приобретение устойчивых свойств вновь сложившихся сообществ осложнено по ряду причин.

Как показывают социологические исследования проведенные сектором социальных проблем ИПМНС СО РАН [2], мигранты не получают

возможности для реализации своих этнокультурных запросов, особенно в сфере образования, культуры, общения, народного творчества, социальных связей. Эти объективные обстоятельства способствуют разрушению этнокультурных традиций, обуславливают стрессовые ситуации в сознании мигрантов на индивидуальном и групповом уровнях.

Складывается низкая оценка традиционного образа жизни по всем параметрам. С экономической точки зрения - малая зарплата, низкая рентабельность, низкие закупочные цены продукции традиционных промыслов, усложнение механизма реализации, требований к качеству продукции. С другой стороны - не конкурентоспособность социального статуса, - который ограничивает шансы социальной мобильности, приводит к культурной замкнутости и дистанции. В таких условиях у коренных малочисленных народов Севера мобилизуются приоритеты макросреды, нежели этнические.

Хотя и здесь в некоторых случаях подвижность, пластичность и динамизм границ этнической культуры аборигенов, конструктивность и качество социальных приоритетов, культурных вложений макросреды для них вызывает много вопросов. На наш взгляд все еще не разработан механизм равноправного, полноценного культурного, цивилизационного диалога.

Список литературы:

1. Пика А.И. Прохоров Б. Большие проблемы малых народов // Коммунист. - 1988. - № 6. - С. 83.

2. Урбанизация и коренные малочисленные народы Севера. Научный отчет сектора социальных проблем ИПМНС СО РАН. - Якутск, 1998.

3. Богоявленский Д.Д. Некоторые аспекты занятости народностей Севера и демографические процессы // Смена культур и миграции в Западной Сибири. - Томск, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.