Научная статья на тему 'Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: международная научнопрактическая конференция, посвященная 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. Е. А. Букетова (караганда, 23 октября 2015 г. )'

Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: международная научнопрактическая конференция, посвященная 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. Е. А. Букетова (караганда, 23 октября 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОГУМАНИТАРНЫЙ ДИСКУРС / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карипбаев Б.И., Разумов В.И., Солощенко П.П.

Юбилей факультета философии и психологии стал возможностью в рамках международной научно-практической конференции обсудить смыслы и значения гуманитарного дискурса, определить место гуманитарной составляющей в реалиях модернизирующегося мира. Ученые Казахстана, России, Беларуси, Китая, США на диалоговых платформах научного форума приняли участие в анализе, осмыслении актуальных вопросов современного развития гуманитарных и социальных наук и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: международная научнопрактическая конференция, посвященная 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. Е. А. Букетова (караганда, 23 октября 2015 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 1. С. 76-79.

Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: Международная научно-практическая конференция, посвященная 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. Е.А. Букетова (Караганда, 23 октября 2015 г.)

Юбилей факультета философии и психологии стал возможностью в рамках международной научно-практической конференции обсудить смыслы и значения гуманитарного дискурса, определить место гуманитарной составляющей в реалиях модернизирующегося мира. Ученые Казахстана, России, Беларуси, Китая, США на диалоговых платформах научного форума приняли участие в анализе, осмыслении актуальных вопросов современного развития гуманитарных и социальных наук и образования. Сама идея классического университета, неотъемлемой частью которого является философский факультет, подразумевает объединение субъектов научной деятельности по принципу свободной коммуникации и отказ от ограниченно-профессиональной, узко-прагматической образовательной деятельности студентов. Университет выполняет свою ценностную, мировоззренческую функцию лишь постольку, поскольку в нем реализуется такая ценностная установка, как свободный поиск истины сообществом преподавателей и студентов, свободное научное исследование, помогающее «дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности» (М. Ве-бер). Именно в такой атмосфере создаются условия для формирования личности, способной к глубокой рефлексии относительно душевных, духовных, этнических, религиозных, культурных констант нашего времени, личности, способной к осмысленной корректировке этих аксиологических координат.

Неслучайно, открывая 23 октября 2015 г. конференцию, действующий декан факультета философии и психологии, д-р филос. наук, проф. Б.И. Карипбаев обратил внимание на то, что в современном научном сообществе слишком большое значение придается позитивистским, прямым методам выхода из возникающих ситуаций социального диссонанса. При этом игнорирование гуманитарных дискурсивных практик, социокультурной составляющей может привести к необратимым последствиям. Социогумани-тарный дискурс в этом смысле может стать

безусловным человеческим основанием выхода из кризиса во всех его проявлениях. Поэтому столь важное место в современном со-циогуманитарном знании отводится вопросам гуманизации образования. Современному образованию нужны такие ценностные ориентации, которые бы действительно расширяли возможности каждого человека, делая его самоцелью, но не внешние условия-стимулы, а внутренние мотивы-установки, благодаря которым человек не мог и не хотел бы быть редуцирован к потребностям общественного производства, не терял бы себя как свободную индивидуальность, а становился ею.

Выступление первого декана факультета д-ра филос. наук, проф. Б.Е. Колумбаева было связано с размышлениями о стратегической задаче, стоящей перед факультетом с момента его создания и связанной с активизацией человеческого фактора и духовным подъемом человека. Обычно человеческий фактор отождествляют с отдельными индивидами, с их потребностями, интересами, целями. Такой подход присутствует в экономической реформе, развитии хозяйственной кооперации субъектов производства, индивидуальной трудовой деятельности. Однако он имеет свои пределы, поскольку человеческий фактор не может быть сведен к отдельному индивиду (анонимному в своей усред-ненности), а есть человек во всем богатстве его общественно-деятельностной сущности. Проблема в том и заключается, чтобы эмпирически отдельный индивид по созданию всех необходимых условий выступил как духовно конкретный человек в деятельности, общении и творчестве.

Исходя из этого под активизацией человеческого фактора следует понимать не только движение к отдельному индивиду через предоставление ему условий, выработку стимулов, формирование мотивов деятельности, но и становление индивида как личности, освобождение «внутреннего человека». Первое означает создание объективных предпосылок активизации человеческого фактора, второе - раскрытие самих возможностей человека, его духовный подъем. Таким образом, существование человека должно обернуться сущностью, свобода - необходимостью, бытие - сознанием. Главное здесь - последовательность в активизации человеческого фактора, в чем, собственно, и заключается миссия факультета философии и психологии.

Один из ведущих ученых факультета д-р филос. наук, проф. В.С. Батурин в своем выступлении органично соединил ретроспективный взгляд на историю факультета с раз-

мышлениями о его будущем. По его утверждению, сам факт появления подобного рода факультета в составе вуза, не относящегося к разряду столичных, уже может быть назван неординарным. Равно как и то, что именно Караганда стала местом прописки второго университета на территории Казахстана в его историческом советском прошлом. Возможность появления подобного факультета во многом связана и с другим проявлением фактора неординарности. Действительно неординарным человеком был его первый ректор - академик Е.А.Букетов. Среди качеств, традиционно характеризующих собой неординарного человека, таких как необыкновенный, незаурядный, выдающийся, можно назвать еще множество других, которые были ему присущи.

Талантливый ученый, умелый организатор науки и образования, человек высочайшей эрудиции и впечатляющего обаяния, Е.А. Букетов внес неоценимый вклад в становление и развитие Караганды в качестве не только крупнейшего в республике индустриального города, но и важнейшего центра вузовского образования, науки и культуры. Этому во многом способствовало то, что для него главной стратегической целью являлось ярко выраженное стремление на базе бывшего педагогического института создать университет подлинно классического образца, где образование, наука и гуманизм являлись бы основополагающими приоритетами не только при подготовке молодых высококвалифицированных специалистов, но и при формировании их духовного мира, воспитании у них высоких моральных, патриотических и чисто человеческих качеств. Это должен был быть университет, по своей сути в полном смысле соответствующий латинскому слову Universum, т. е. «Вселенная».

Следует отметить, что объектом его особого внимания являлся качественный рост состава преподавателей-обществоведов. Показательной в этом отношении может быть, к примеру, кафедра философии, которую с 1974 по 1992 г. возглавляла д-р филос. наук, проф. Р.А. Клещева. При этом она не только не останавливалась на достигнутом сама, но и создавала условия для научного и творческого роста своих коллег, поддерживала молодых ученых, утверждая идеалы бескорыстия, добросовестности и высокого профессионализма. Все это, несомненно, способствовало тому, что под ее непосредственным руководством было защищено 9 кандидатских диссертаций, а 4 человека из этого коллектива стали в дальнейшем докторами философских наук.

Следующим логическим ходом в окончательной реализации идеи о появлении факультета подлинно университетского статуса явилось открытие в 1993 г. на историческом факультете отделения философии. И здесь главная заслуга в его открытии, вне всякого

сомнения, принадлежит являвшемуся на тот период времени ректором университета проф. Ж.С. Акылбаеву. Именно он приложил максимум усилий, чтобы факультет был открыт.

Сегодня, когда система образования стоит перед необходимостью решения проблем, связанных с поиском путей и способов формирования совершенно иной культуры мышления, именно философский факультет продолжает поиск путей и способов формирования качественно иной рефлексивной культуры мышления, ведет разработку стратегий по овладению иной культурой организации любого вида деятельности вообще.

Заведующий кафедрой философии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского д-р филос. наук, проф. В.И. Разумов, поздравив факультет с юбилеем и напомнив о давнем плодотворном сотрудничестве между КарГУ и ОмГУ, предложил вниманию участников конференции опыт формирования интеллектуальноемкой инновационной деятельности на примере разработки организационно-деловой игры «инсейфинг». Актуальность предлагаемой формы научной коммуникации определяется тем, что кризисные ситуации, начавшиеся в конце XX и усиливающиеся в XXI в., связаны с возрастающим рассогласованием между декларируемым переходом к стратегиям интенсивного развития, основанного на инновациях, и кризисными явлениями, наблюдающимися в науке и в образовании.

В начале XXI в. перед фундаментальной наукой встает все больше болезненных вопросов. Отсутствуют надежные, достаточно корректные в научном отношении гипотезы, объясняющие происхождение жизни, человека, общества. Социальные и экономические науки с момента своего появления сталкиваются с фундаментальными вопросами о статусе законов, регулирующих хозяйственные и социальные процессы. Гуманитарные науки, к сожалению, с конца XX в. мало влияют на ускоряющийся рост насилия в обществе, усиление рассогласований, непонимание разными субъектами друг друга.

Относительно образования сложно не обнаружить не только эффекты девальвации дипломов, но и в целом снижение его эффективности. Большое число молодежи во всем мире, оканчивая даже престижные вузы, только через непрямые механизмы используют высшее образование как инструмент повышения качества жизни. Таким образом, от второй половины XX в. наблюдается дрейф образования в направлении обслуживания функций занятости и социализации, политической лояльности в обществе. Вероятно, наука и образование становятся более «цивилизованными» областями в рамках диверсификации занятости последних десятилетий.

Вместе с тем стагнация в науке и образовании носит угрожающий для развития об-

78

Научная жизнь

щества характер. Без интеллектуальной революции человечеству невозможно войти в новую эпоху, характеризующуюся установкой на интенсивное инновационное развитие, где будет достигнут эффект конвергенции технологий на базе симбиоза и дополнения High-Tech/High-Hume. В указанном направлении ключевое значение приобретают новые интеллектуальные технологии, возникающие в процессах интеграции науки, образования, проектирования. Фактически здесь ставится вопрос о сосредоточении усилий над разработкой новых интеллектуальных технологий. И в этом отношении инсейфинг показал эффективность своего применения в образовании, позволяя соединять учебный процесс в любой области с элементами научного исследования и проектирования.

О том, что именно представители со-циогуманитарного знания ответственны за разработку позитивного социального учения о современном обществе, опирающегося на широкие конкретные социальные исследования и учитывающего воздействие ценностно-практических факторов на познавательный процесс, говорил в своем выступлении д-р ист. наук, проф., декан факультета информационных технологий и управления БашГАУ Р.М. Зиязетдинов. Он подчеркнул, что начавшееся в 2010 г. сотрудничество с факультетом философии и психологии КарГУ им. акад. Е.А. Букетова позволяет ученым БашГАУ, участвуя в совместных конференциях, рассматривать свои естественнонаучные исследовательские программы в контексте социального бытия науки, включающего аксиологические факторы в состав объясняющих положений. Кроме того, студенты, принимая участие в тематических конференциях различных направлений и в конкурсах исследовательских работ, проникаются мыслью о коррелятивной взаимозависимости человека, общества и природы. Это тем более важно, что в условиях современной цивилизации взаимозависимость, коррелятивность отношений человека с природой приобрели всеобъемлющий характер. Возникшая принципиально новая ситуация, требующая глубокого осознания человеком своих целей и результатов преобразующей деятельности в рамках современной научно-технической культуры, должна быть в полной мере подкреплена соответствующей культурой разумной и гуманной организации человеческой жизни, общественных и межличностных отношений.

Роль факультета философии и психологии КарГУ им. акад. Е.А. Букетова в развитии социологической науки в Центральном Казахстане отметил в своем выступлении д-р социол. наук, проф. кафедры теории и истории социологии СПбГУ Н.А. Головин. Происходящие в обществе изменения являются

следствием взаимодействия разнонаправленных сил и различных тенденций, и конечный результат в большинстве случаев не совпадает с целями, которые люди перед собой ставили. На этой основе становится возможным понимание и научное объяснение деятельности людей. Значение социологического взгляда на общество заключается в том, что общество как сложноорганизованная система обладает такой важнейшей характеристикой, как целостность. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Готовя специалистов в области социальных наук, факультет философии и психологии выполняет важную миссию - создает условия для появления новых форм социального управления, основанных не на механическом исполнении правил и норм, а на реагировании на запросы людей и конкретные ситуации, возникающие в общественной жизни и деятельности.

Дискуссии и обсуждения докладов участников конференции еще раз подтвердили базовое значение социогуманитарного знания как основного ресурса самоконструирования общества. Решающее значение со-циогуманитарного знания для общественного развития заключается в том, что именно благодаря ему происходит конструирование социальных институтов и идентич-ностей. Институты и идентичности не могут быть продуктом математических или физических формул, и их нельзя вывести путем химических реакций или вырастить в какой-то колбе. Они являются результатом дискурсивных усилий и создания больших наррати-вов о мире, об обществе, о человеке, о смысле жизни, об идеалах труда и успеха.

Социокультурные знания являются конститутивными для общества, но такую функцию они могут выполнять лишь достигнув определенного объема и уровня сложности, достаточных для формирования институтов и идентичностей. Сложность социокультурных знаний, их многослойность, которую нельзя полностью эксплицировать и выражать в сжатом формализованном виде, проявляется и в том, что их нельзя просто заимствовать, нельзя передать как набор простых технических формул. Важнейшим условием дальнейшего цивилизационного развития становится умение самого человека выбирать наиболее разумный способ достижения своего индивидуального и социального благополучия, противодействуя всевозможным деструктивным вызовам современной цивилизации. Для создания условий, помогающих

развиваться данному умению на всех уровнях социальной практики, резюмировали в итоговой резолюции участники конференции, необходимо реализовывать принцип, признающий за каждым членом общества способность к самостоятельному овладению универсальным, деятельностным способом взаимосвязи с окружающим миром, что позволит каждому человеку стать активным участником современных социальных преобразований.

Не подлежит сомнению тот факт, что система образования в современных высокоразвитых в социально-экономическом отношении странах - это структурно разветвленный и дифференцированно многоуровневый социальный институт, выполняющий важнейшую роль в социализации человека, в его подготовке к получению того или иного социального статуса, в овладении соответствующей профессиональной функцией в общественном производстве, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных подсистем. Значение образования для поступательного цивилизационного развития постоянно возрастает, поскольку усложнение всех форм социальной жизни, внедрение высоких технологий в общественное производство и повседневную жизнь требуют от каждого члена общества сознательного и ответственного отношения к результатам своей деятельности.

В такой социальной ситуации объемы полученных знаний уже не являются главными показателями качества образования. На смену им приходят такие требования, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредмет-ных способов учебной деятельности с тем, чтобы каждый мог самостоятельно учиться всю жизнь. Целью же образовательной дея-

тельности становится формирование методологической культуры, которая позволяет переходить от механического осуществления учебного процесса к осознанию собственной деятельности, делает неразрывными дея-тельностные и понятийные аспекты процесса познания.

По своей сути образование имеет целью не просто подготовить узкого специалиста, но сформировать человека, способного самостоятельно мыслить и ориентироваться в мире, свободного от догм, умеющего отличать частные и общечеловеческие ценности, высоконравственного и политически зрелого. Вот почему гуманизация образования не только важнейшее, но и первейшее дело.

Поэтому, подводя итоги научного форума, посвященного 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. акад. Е.А. Букетова, участники конференции с удовлетворением констатировали, что руководство университета в лице ректора, профессора Е.К. Кубеева делает все необходимое как для сохранения фундаментальных традиций развития социогуманитарного знания в Центральном Казахстане, так и для формирования нового когнитивного потенциала классического университета в современных реалиях.

По итогам конференции издан сборник научных трудов [1].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане : материалы Междунар. научн.-практ. конф., посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. Е.А. Букетова. Караганда : КарГУ, 2015. 533 с.

Б. И. Карипбаев, В. И. Разумов, П. П. Солощенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.