Научная статья на тему 'Традиции и новаторство в литературном творчестве пензенских поэтов и писателей в 1920–1930-е гг'

Традиции и новаторство в литературном творчестве пензенских поэтов и писателей в 1920–1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1050
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОЮЗ КРЕСТЬЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ / АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ / CULTURE / LITERATURE / ARTISTIC INTELLIGENTSIA / UNION OF PEASANT WRITERS / ASSOCIATION OF PROLETARIAN WRITERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Т. В.

На материалах архивных источников и периодической печати исследуется проблема развития литературного творчества в Пензенском крае в 1920–1930-е гг. Рассматривается деятельность Пензенского бюро Союза крестьянских писателей и Пензенской Ассоциации пролетарских писателей. Подробно освещается реализация пензенскими поэтами и писателями задачи культурного просвещения рабочих и крестьян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition and innovation in the literary works of Penza poets and writers in the1920–1930s

On the basis of the archive records and periodicals the author considers the problem of the literary art development in the Penza region in 1920–1930-s. There is a review of the activities led by the Penza Bureau of the Peasant Writers Union and Penza Association of proletarian writers. The article covers a detailed study of the role performed by Penza poets and writers in the cultural education of workers and peasants.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторство в литературном творчестве пензенских поэтов и писателей в 1920–1930-е гг»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 930.8

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПЕНЗЕНСКИХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ В 1920 1930-е гг.

© Т. В. ГАВРИЛОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

кафедра истории и права e-mail: gatatiana@yandex.ru

Гаврилова Т. В. - Традиции и новаторство в литературном творчестве пензенских поэтов и писателей в 19201930-е гг. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 544-550. - На материалах архивных источников и периодической печати исследуется проблема развития литературного творчества в Пензенском крае в 1920-1930-е гг. Рассматривается деятельность Пензенского бюро Союза крестьянских писателей и Пензенской Ассоциации пролетарских писателей. Подробно освещается реализация пензенскими поэтами и писателями задачи культурного просвещения рабочих и крестьян.

Ключевые слова: культура, литература, художественная интеллигенция, Союз крестьянских писателей, Ассоциация пролетарских писателей.

Gavrilova T. V. - Tradition and innovation in the literary works of Penza poets and writers in the1920-1930s // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 544-550. - On the basis of the archive records and periodicals the author considers the problem of the literary art development in the Penza region in 1920-1930-s. There is a review of the activities led by the Penza Bureau of the Peasant Writers Union and Penza Association of proletarian writers. The article covers a detailed study of the role performed by Penza poets and writers in the cultural education of workers and peasants.

Keywords: culture, literature, artistic intelligentsia, Union of peasant writers, Association of proletarian writers.

В 1920-е годы в литературной среде зародилось течение «имажинизм». Яркими его представителями были А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, А. Б. Кусиков, Р. Ивнев, отчасти С. Есенин. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей и выражали преимущественно богемные настроения. Но модное, революционное по форме течение, увлекло молодежь. На литературных сходках читались и обсуждались стихи имажинистов. Не отставала в этом и пензенская публика. Энтузиасты привлекали ее музыкальным оформлением вечеров. «Трудовая Правда» периодически публиковала объявления, аналогичные тому, которое появилось на ее страницах в январе 1922 года: «13 января в восемь часов вечера в театре «Гнездо перелетных птиц» (угол Московской и Нагорной) состоится читка стихов имажиниста Бориса Сорокина. После каждого стихотворения - импровизация С. Грасгофа (рояль)». [14, 12 января]

9 декабря 1923 года Пензенское отделение Союза поэтов организовало во Дворце труда литературный вечер, посвященный творчеству имажиниста С. Есенина. [15, 9 декабря]

15 октября 1923 года в помещении бывшего Реального училища в Пензе состоялся очередной литературный вечер, посвященный крупнейшему писателю тех лет Борису Пильняку. Вечер начался с доклада о Б. Пильняке, затем читали отрывки из его произведений: сборников «Смертельное манит», «Былое», «Голый год» и др. для участия в диспуте была приглашена литературная интеллигенция: В. Е. Афанасьев, С. д. давыдов, Г. Р. Мейер, Т. Телятников, В. д. Ми-шаев, Сухарук, С. И. Тутенков, Еф. Бычков, Тешлер и др. [15, 14 октября]

12 ноября 1923 года в ознаменование 6-й годовщины Октябрьской революции Пензенское отделение Госиздата совместно с отделением Всероссийского союза поэтов организовало литературный вечер, отражавший события пролетарской революции.

Самые разнообразные группировки современных поэтов - от пролетарских до имажинистов - были представлены лучшими образцами своего творчества. В программу входили произведения Александровского, Брюсова, Кириллова, Лелевича, Маяковского, Мариенгофа, Родова и др. [15, 11 ноября]

Часто проводились бесплатные лекции на литературные темы, например, «Творчество и личность

М. Горького», «Творчество и личность А. И. Герцена» и др. [14, 19 января]

В начале 1920-х годов возникли, ставшие традицией, «литературные понедельники». они проводились литературным объединением в помещении редакции газеты «Трудовая Правда» и были своеобразной лабораторией, в которой приобретали литературные знания и навыки, оттачивали свое мастерство начинающие писатели и поэты. 23 января 1922 года свои стихи читали Б. Сорокин, В. Розанов, Г. Сазонов. На заседании 30 января Т. А. Мишаевым была прочтена его первая четырехактная пьеса «Страница жизни». Затем прочли свои стихотворения О. В. Быстренина и луч. «В стихотворениях первого автора, - писала газета, - показано было незаурядное мастерство и склонность к классической «чистой» поэзии. У т. Луч слабость техники искупается искренностью и теплотой тем». [14, 2 февраля]

Аналогичной работой занимался и литературный кружок, созданный при редакции «Трудовой Правды» также в начале 1920-х годов. [18, 16 января] В первой половине 20-х гг. литературные кружки были созданы практически на всех крупных предприятиях края.

Литературным просвещением были охвачены не только начинающие литераторы, но и различные категории населения: рабочие, крестьяне и колхозники, школьники и др.

В 1925 году в стране был создан Союз крестьянских писателей. В Пензе его создание было встречено с удовлетворением: началась организация Союза в Пензенской губернии. Н. Емелин писал в «Трудовую Правду»: «до сих пор в наших деревнях глохло немало самородков-писателей, поэтов и других художников слова. Посылка рукописей в далекую Москву редко влекла за собой отклик. В большинстве случае Москва отвечала молчанием. ... у начинающего крестьянского писателя опускались руки, и он бросал свою работу. Между тем писатель, вышедший из рабочего поселка, из гущи деревни, - это то, что нам нужно. С организацией губернского бюро Союза крестьянских писателей такому положению вещей наступает конец. . Шлите, товарищи, в губернское бюро свои рукописи: стихотворения, рассказы, очерки. В нем вы всегда найдете поддержку, указания по вашим рукописям и путь к напечатанию и использованию их». [16, 5 июня]

Пензенское временное бюро Союза крестьянских писателей в составе Жаркова, Смагина, Субаева, Емелина, Разудалова наладило выпуск журнала «Перевал». Однако выпустить смогли лишь три номера -не было средств. [5, С. 293]

К апрелю 1926 года Союз насчитывал до 67 членов, в том числе 4 поэта, 11 прозаиков, 2 драматурга,

10 очеркистов, 7 фельетонистов. [5, С. 293]

Систематически стали проводиться литературные вечера в Доме крестьянина. Они, действительно, вызывали большой интерес. Непросвещенная публика внимала, затаив дыхание. Например, на одном из вечеров, посвященном творчеству А. Серафимовича, присутствующие с большим вниманием и интересом про-

слушали выступление лектора о литературе вообще, а также о литературных произведениях А. Серафимовича. Попросили в следующий раз почитать произведения писателя, в которых он описывал крестьянскую и рабочую жизнь. «Отсюда можно сделать такой вывод, - писала «Трудовая Правда», - не надо пичкать крестьянина сведениями из одной только агрономии, ветеринарии и т. п. знаниями, но надо знакомить его с литературными произведениями и с лучшими современными писателями». [17, 9 июля]

Благодаря таким вечерам, росла тяга населения к печатному слову. Если в 1922 году книжный фонд библиотек Пензенской губернии насчитывал 466 812 томов, то к 1926 году в них имелось уже 730855 книг. Сотни книжных полок были открыты в магазинах потребительской кооперации, созданы пункты распространения книг при почтовых отделениях, книгоноши-активисты распространяли среди населения политическую, научно-популярную и художественную литературу. По почину кооператива «Верный путь» Канаевской школы Городищенского уезда книги распространялись учителями и школьниками. [7, С. 180]

Однако деятельность Пензенского Союза крестьянских писателей не получила должного размаха. Едва ли плодотворнее оказалась деятельность Пензенской Ассоциации пролетарских писателей, созданная

1 июня 1927 года. В нее вошли Ионов, Куликов, Быстров, Скороделов, Тихомиров, Демидов, Куликовский, Муромцев и Семин. [7, С. 181] Позднее - Г. Сазонов, П. Дубов, В. Потемкин, Г. Савин. [19, 4 ноября]

Литераторы старались наладить широкие связи с городским и сельским населением края, организовать руководство литературными кружками, помощь молодым авторам в их творчестве.

Особенностью Пензенской Ассоциации пролетарских писателей был ее социальный состав, который слабо сочетался с названием организации. В ноябре 1928 года Ассоциация насчитывала 13 членов. По социальному составу - трое рабочих и 10 крестьян. «Бьется ли рабочий пульс в творчестве нашего ПАП-Па?- вопрошала критика со страниц «Трудовой Правды». И сама отвечала: «Нет, ПАПП почти целиком во власти крестьянских тем и настроений. Более того, даже деревенские песни наших ПАППовцев - часто упаднические, по-есенински тоскующие об уходящей деревне. Содержание творчества ПАППовцев не дает оснований глядеть в его будущее без тревоги». [19, 4 ноября] Выступая на литературной сходке ПАПП 4 ноября 1928 года, секретарь правления Ассоциации

А. Демидов объяснял своим оппонентам: «Область у нас крестьянская, поэтому и творчество такое. Врачи и заведующие гостиницами не виноваты в том, что у них такая профессия. Жрать-то надо же! Надо где-нибудь работать. Но поскольку они интересуются литературной работой, мы их приняли в Ассоциацию». [19, 4 ноября]

В организации произошел раскол. Деятельность ее ослабла. Подводя итоги дискуссии, развернувшейся на упомянутой литсходке, редактор «Трудовой прав-

ды» Власов (до приезда в Пензу он руководил Самарской Ассоциацией пролетарских писателей) сказал: «. Пензенская Ассоциация пролетарских писателей как таковая не существует. Она замкнулась в скорлупу, не связана с рабочими массами, не благополучна по своему социальному составу. ПАПП, безусловно, должен уделить много внимания деревне, но он не должен подменивать пролетарскую установку в художественном разрешении деревенских тем крестьянской установкой. Нельзя также легко относиться и к социальному и творческому составу организации. Не каждый, кто «интересуется» литературой, может быть в ПАППе». [9, 6 ноября] Разногласия творческого и организационного характера в среде писателей не способствовали сохранению прежних позиций в работе с массами.

Однако после жестких дискуссий ноября 1928 года, перевыборов членов правления ПАПП были намечены новые планы по организации учебы начинающих литераторов, по сбыту литературной продукции, массовой просветительной работе и т. д. Большое значение при этом придавалось политической направленности мероприятий, в частности, докладов по литературной тематике. Планировались доклады: политика ВКП(б) в области художественной литературы; культурная революция и задачи пролетарской литературы; куда идут попутчики; чему учиться у классиков; о писательской этике, литературном хулиганстве и богеме; личность художника и класс; об упадочничестве в художественной литературе. [19, 2 декабря]

Однако попытки реанимировать ПАПП не привели к успеху. В начале 1929 года Ассоциация фактически прекратила существование.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов снизилась и активность литкружков. К 1934 году в Пензе остался единственный литературный кружок на заводе им. Фрунзе, но и он работал с перебоями. Одна из основных причин литературного затишья в Пензе заключалась в том, что краевой комитет Союза советских писателей оторвался от литературной Пензы, перестал ею руководить. В июне 1934 года при редакции газеты «Трудовая Правда» была создана оргкомиссия Союза советских писателей по возобновлению и активизации работы литературных кружков в составе Шмидта, Демидова, Куликовского и Глотова. [10, 17 июня]

Снова ежемесячно стали проводиться «литературные сходки». В них участвовал литературный актив заводов, фабрик, транспорта и колхозов. [10, 9 июля] 12 июня 1934 года состоялась первая «литературная сходка» -общегородской литературный вечер. Она привлекла рабочую, колхозную молодежь, занимающуюся литературным творчеством. Каждый принес свои стихи, рассказы о комсомоле, о колхозной деревне, об упорной борьбе рабочего класса за разрешение задач социалистического строительства (Глотов, Плошкин, Овчаров). В конце вечера выступил уже известный в крае поэт А. Демидов со своими «Восточными стихами». [10, 17 июня]

В августе 1934 года состоялся первый СреднеВолжский краевой съезд советских писателей. В числе делегатов были пензенские поэты А. Демидов и Б. Ку-

ликовский. [10, 14 августа] В отчете о съезде журналисты констатировали, что писатели Средней Волги «отстали от общего развития литературы Советского Союза и от своих собратьев по перу других областей и краев». [10, 14 августа] «Литературная жизнь СреднеВолжского края испытывает застой. В крае еще нет литературы яркой, красочной, многогранной, отображающей жизнь Средней Волги, на наших глазах меняющей свой облик. . Средняя Волга не имеет писателей, работа которых была бы известна за пределами края. Писателей Средней Волги мало знают даже в самом крае». [10, 18 августа]

За два года, предшествовавших съезду, КрайГИ-Зом было издано немало книг, но почти вся изданная средне-волжскими писателями продукция находилась на низком художественном уровне и была «бедна идейно». [10, 14 августа]

Выступавший на съезде 1-й секретарь краевого бюро ВКП(б) Шубриков выдвинул перед всеми писателями края задачу «сочетать глубокое изучение классического наследства с расширением общекультурного и политического кругозора». [10, 14 августа]

15 августа 1934 года открылся Всесоюзный съезд советских писателей, в котором от Средне-Волжского края приняли участие 4 делегата с решающим и один с совещательным голосом. [10, 1 августа] Доклад о советской литературе на съезде сделал М. Горький. С. Маршак выступил с содокладом о детской литературе. Повестка съезда была чрезвычайно насыщенной. Обсуждались доклады о литературе национальных республик, о зарубежной художественной литературе, о советской драматургии и о советской поэзии. Доклад о работе с молодыми писателями сделал уроженец Пензы писатель В. Ставский. [10, 18 июня] Выступавший на съезде секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов назвал советскую литературу «самой идейной, самой передовой литературой в мире». [10, 25 августа]

Пафос социалистического строительства, пропаганда и даже восхваление достижений, поощрение литературного творчества, призывы в литературу рабочих-ударников находили отклик не в самых талантливых рабочих и крестьянах. Написав «идейное» четверостишие, многие из них самонадеянно полагали, что внесли неоценимый вклад в советскую поэзию. Требовали печатать. Чаще всего такие требования были обращены к газете «Рабочая Пенза». Но если начинающим прозаикам и поэтам нельзя было отказать в актуальности тематики их произведений, то по технике и художественному мастерству их стихам, рассказам и очеркам еще очень много не хватало. Газета отбивалась, как могла: «Авторы не желают понять, - писала она, - что газета не печатает плохих стихов». [10, 18 сентября] А «авторы» настаивали: «Прошу поместить мои неуклюжие стихотворения в газету «Рабочая Пенза», так как я этого желаю. Если мои стихи будут помещены, я буду стараться присылать еще», - радовал газету Алексей Ломовцев. Не выдержав напора, газета опубликовала выдержки из «стихов» А. Ломовцева под рубрикой. «Против литературной нечистоплотности». В заметке анализи-

ровалось его стихотворение «Последние дни на льдине» и говорилось: «Это стихотворение Ломовцева наворовано им из стихов Джавахишивилли, Иосифа уткина, Бориса Корнилова и других поэтов, напечатанных в «Известиях» 13 июня». [10, 18 сентября] Газета призывала молодых авторов не только больше работать над своими произведениями, но и осудить случаи, подобные «Последнему дню», которые носят название литературного воровства. Выдержки же из других стихов Ломовцева стоит привести, поскольку они не оставляют сомнений в том, что их написал сам Ломовцев:

«Разве не видели пилота?

По атмосфере он летает».

Или:

«За зимой суровой следом К нам пришел, красуясь, май.

Он новый путь кажит к победам.

День первого мая все встречай!»

Многие начинающие поэты стремились написать стихи на тему «Октября». Но неподготовленность, неопытность часто приводили к результату, прямо противоположному задуманному. Автор хотел, например, воспеть Октябрь, передать другим свои переживания и думы, но вместо этого делал «из великого малое, а иногда и хуже того - смешное». Вот один из примеров:

«В деревнях по селам Новый быт вкореням.

Старый быт по шеям,

Легче жить будет нам». [19, 11 ноября]

Но самый лучший образец того, как не надо писать вообще, дал «поэт», скромно спрятавший свой талант под псевдонимом «Кока-мас»:

«Но враг одетый, сытый, с танкою и пушкой Обескуражился перед силою в лаптях,

Подчас накормленной для бодрости агиткой,

С неделей голода, беспульем в кабурах». Смысловое «беспулье» этого стихотворения заканчивалось такой торжественной «пулей»:

«Чтоб строить новое в хозяйстве и культуре На славу будущих мильтонов октябрей». [19,

11 ноября]

Но большинство начинающих литераторов упорно трудились. 28 апреля 1936 года в редакции газеты «Трудовая Правда» состоялось второе совещание литкружковцев города. Преподаватель литературы П. И. Шувалов подробно разобрал творчество авторов, приславших в редакцию свои литературные произведения. Многие литкружковцы подражали в своих произведениях крупным советским поэтам и поэтам-классикам. «Мы не отрицаем подражания, - заявляет П. И. Шувалов, - но, рисуя борьбу, нельзя подражать пессимистическим стихам Лермонтова. Можно отталкиваться от источника, но бросаться в его объятия нельзя. Надо сохранять свои взгляды, свое мировоззрение». [11, 30 апреля]

На совещании были разобраны стихи литкруж-ковцев Белова, Александрова, Христофорова, Мейер, Королева, Мышенкова, Тикунова, и Кулагина.

Колыбельная песня Поспелова заслужила общее одобрение совещания и была напечатана в первомайском номере «Рабочей Пензы». [11, 30 апреля]

30 мая 1936 года в редакции «Рабочей Пензы» председателем краевого правления Союза советских писателей Н. Морозовым была проведена литературная консультация. На нее были приглашены приславшие в редакцию свои произведения Крыжановская, Голодяевский, Дмитриев, Кошкадаев, Крутов, Куса-кин, Муравьева, Демаев. На консультации был поднят вопрос о необходимости возобновления работы городского литературного кружка. На следующий день оперативно было созвано городское литературное собрание, председателем кружка избран П. И. Шувалов. [11, 30 мая]

Пензенский край, несмотря на самокритику на краевом съезде писателей, в 20-30-е годы был богат хорошими журналистами, писателями и поэтами.

Григорий Кузьмич Жидков - из крестьянской семьи. Любовь к книгам развивалась в нем с самого детства. учительница Кошкина сочиненные им стихи отвезла к известному писателю Владимиру Ладыженскому, жившему тогда в Пензе. Ладыженский положительно отозвался о стихах молодого поэта. В первые годы советской власти Г. К. Жидков писал и печатал революционные стихи в местных газетах «Красная Армия», «Пензенская беднота», «Известия». В «Пензенской бедноте» работали тогда А. Г. Малышкин («Бобыль Антипка»), С. Д. Давыдов («Клим Дудкин»), в «Красной Армии» - С. Плотицын, в «Известиях»

- А. И. Марьин. Жидков стал печататься под псевдонимом Котюрь-Турловский (т. е. парень деревенский). Его стихотворение «Выше Красное знамя» было напечатано в газете «Красная Армия». Стихотворение понравилось комиссару части Кузнецову, и тот распорядился нарисовать в Художественном училище слова первого четверостишия как лозунг на красной материи плаката, с которым провожали 1-й Пензенский боевой батальон на уральский фронт против колчаковцев: «Выше держите пурпурное знамя,

Красное знамя побед!

Наших пожаров священное пламя Скоро охватит весь свет!»

Позднее стихотворение было положено на музыку пензенским композитором С. Грасгофом. [1, Д. 3, Л. 1]

О том, насколько популярны были в свое время стихи Жидкова в народе, свидетельствует хотя бы тот факт, что один из передовых колхозов Башмаков-ского района Пензенской области в честь его имени был назван Будимиром [6] и до сих пор сохраняет это название.

Замечательные рассказы и очерки писал Федор Михайлович Дворянов. Кроме того, он был еще и театральным критиком. [2, Д. 47, Л. Дело не пронумеровано]

На творчестве писателей и поэтов сильно сказывался социальный заказ. С позиций сегодняшнего дня невероятным кажется, например, сюжет о церковном регенте в очерке Ф. М. Дворянова «Дебют». Но велика

сила мастерски сказанного слова. Трудно переоценить его агитационное, воспитательное значение. А смысл очерка сводится к следующему. Ванюше нравилось, как поют в церкви с. Лунино. Однажды пришел Ванюша в церковь попроситься в хор. Но семидесятилетний регент сказал: «Семьдесят лет жизни отняли у меня глаза. Я перестал видеть человеческие лица, но я стыжусь людей, потому что доживаю свой век в церкви. Ты в четыре раза моложе меня, тебе должно быть в четыре раза стыднее. Нынче только бездельники шляются по церквам». Потом Ванюша поступил в Музыкальный техникум и пел партию князя Гремина в опере «Евгений Онегин». Заканчивался очерк оптимистично: «Впереди жизнь, полная молодости, любви и счастья». [2, Д. 47, Л. Дело не пронумеровано]

В ряду пензенских писателей следует отметить также Бориса Гладкого, Евгения Семина.

Среди поэтов выделялись Борис Куликовский,

В. Потемкин, А. Кузьменко, А. Куликов, Г. Синий, А. Демидов, А. Козлов, И. Дубов, Сулейман Сталь-ский и др.

Разумеется, им тоже доставалось от критики. Анатолию Демидову, например, за такие вот строки: «Солнце, солнце! Слушай Марсельезу Как поют деревни, города.».

«Ничего радостного, - пишет критик, - мы не видим в том, что вместо «интернационала» в советскую деревню лезет похороненная вместе с февральским снегом 1917 года буржуазно-романтическая «Марсельеза».

Строки другого стихотворения А. Демидова вызвали не меньшее раздражение:

«В избенках бродит ведьмой сон,

В плечах усталость после драки.».

«Удаль драки - разве это «идеология»? - вопрошал критик.

Ну, драка в стихах - это еще, куда ни шло, а вот Петр Дубов с «идеологией» и вовсе «оскандалился»: оптимистично описав новую крестьянскую жизнь, (что, вероятно, привело критика в благодушное состояние) он так заканчивает свое стихотворение, что бедный критик не находит слов для выражения своего возмущения «антиобщественной пропагандой»: «Будем брагу мы пить,

Будем петь и плясать

За зеленый простор

И за Родину-Мать». [9, 4 ноября]

Впрочем, страдал от критики и сам нарком просвещения А. В. Луначарский. «Рабочие говорят мне, в Вашем «Оливере Кромвеле» слишком часто говорят о Боге. Нам не нравится, что у Вас Кромвель религиозен. Смущает их и то, что нет в «Канцлере и слесаре» той беспощадной ненависти к старому миру, которая кажется им естественной». [13, Д. 314, Л. 50] Но в отношении наркома так и хочется сказать: что посеяли, то и пожинайте. Требование властей писать «попро-летаристей» наркому «вышло боком». «я написал несколько драм. . они имели большой успех, но я не удовлетворен своей драматургией. Это не пьесы для пролетариата, в них слишком много литературы. Осо-

знавая, что для пролетариата надо писать проще, монументальнее, жизненнее, я решительно не могу этого сделать». [13, Д. 314, Л. 49]

Сам нарком восстал против причесывания всех литераторов под одну гребенку: «я не хочу, чтобы художники творили «для народа», приседали и сюсюкали, чтобы они вообразили, что нужно какое-то полуис-кусство для «некультурных масс». И именно потому, что я свою драматургию считаю подлинным искусством, я никак не могу ее фальсифицировать. . Мои пьесы написаны интеллигентом и в значительной мере для интеллигенции, и требованиям пролетариата они могут удовлетворить лишь до известной степени. Из самого пролетариата должна выделяться новая драматургия». [13, Д. 314, Л. 49, 50]

Однако критика литературных произведений, несмотря на ее жесткость, была небольным пощипыванием по сравнению с цензурой, предшествовавшей выходу произведения в свет. Критика - явление послецензурное.

Известно, что советская власть умело организовывала разного рода почины во всех областях производственной и общественной жизни. И литература в этом отношении не осталась вне сферы внимания властей. В 1930 году, например, с почином выступили рабочие завода им. Ленина. В обращении ко всем пролетарским писателям они заявляли: «Мы хотим, чтобы:

- пролетарская литература и поэзия в кратчайший срок изжили групповую борьбу и кружковщину, каковые имеются в настоящее время;

- пролетарские писатели выработали такой литературный язык, который не в ущерб художественному творчеству был бы понятен широчайшим массам;

- пролетарские писатели свои произведения и планы своих произведений читали в кружках и клубах перед рабочей аудиторией и учитывали бы их предварительные замечания;

- те литературные споры, которые ведутся замкнуто, были вынесены на широкое обсуждение рабочей общественности - на фабрики, заводы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- одной из центральных задач пролетарских писателей было содействие оформлению и развитию литературных кружков на фабриках, заводах и укреплению заводских газет.

Мы изъявляем полную готовность взять шефство над Федерацией Объединений советских писателей и просим писательские организации и ВЦСПС проработать организационные формы этого шефства». [8, 5 августа]

Вот так, голосами рабочего актива советская власть проводила свои установки.

Другой важнейший вопрос в свете изучаемой нами проблемы - это отношение большевиков к культурному наследию, вопрос о сохранении традиций.

Вопреки расхожему мнению о том, что большевики хотели уничтожить прежнюю культуру, они относились к ней достаточно бережно. Деятельность Пролеткульта, организации, идеологи которой, действительно, заблуждались в этом вопросе культурного строительства, была осуждена. Пролеткульт в

1932 году тихо и мирно прекратил свое существование. К этому времени уже были выработаны нормы отношения к культурному наследию. Пролетарских писателей и поэтов призывали учиться у классиков. «учеба у классиков - это перенесение художественных методов старых мастеров на почву творчества наших дней. . Изучение классических образцов не только обогащает художественный опыт пролетарских писателей, но повышает и его общекультурный уровень. у нас большая нехватка писательской культуры. . Учеба у классиков научит пролетарского писателя, прежде всего, художественному обобщению, выбору деталей, освободит от натуралистической беспомощности, оздоровит язык, внеся в него ту четкость и чистоту, в которой так нуждается пролетарская литература». [9, 11 ноября]

В 1928 году вся страна отмечала юбилей со дня рождения Л. Н. Толстого. Достойно на этом фоне выглядел и Пензенский край. В читальном зале центральной библиотеки была организована выставка памяти Л. Н. Толстого. В конце сентября 1928 г. педагогический и художественно-педагогический техникумы провели вечер, посвященный творчеству писателя. В дни подготовки к празднованию юбилея повысился спрос на произведения Л. Н. Толстого. [19, 9 сентября] 15 октября в театре им. А. В. Луначарского прошел вечер, посвященный памяти писателя, с привлечением всех творческих сил города Пензы. [19, 4 октября]

В 1936 году вся страна готовилась к юбилею А. С. Пушкина. В Пензенском крае на предприятиях, в учреждениях, в школах Пензы, Кузнецка, Сердоб-ска и др., при сельсоветах были созданы пушкинские комитеты. В городах и сельской местности создавались литературные кружки для изучения творчества великого поэта. В декабре поэты и писатели края провели по всем предприятиям, учреждениям лекции и беседы о творчестве А. С. Пушкина, читали рабочим и крестьянам его произведения. [11, 23 декабря] В январе 1937 года в городской центральной библиотеке прошел пушкинский музыкально-литературный вечер. Преподаватель педагогического техникума Бодунов сделал доклад на тему «Пушкин как историк». В Музыкальном техникуме в это время шла подготовка оперы «Евгений Онегин». [12, 24 января] В феврале в Пензе были организованы три большие выставки: в краеведческом музее - «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», в центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова - «Творчество А. С. Пушкина», в городском театре - «Пушкин в живописи». В Музыкальном училище состоялся литературномузыкальный вечер «Пушкин в музыке». В кинотеатрах демонстрировались кинофильмы о жизни и творчестве А. С. Пушкина. С 9 по 11 февраля во всех школах, совхозах, колхозах, предприятиях, учреждениях города состоялись вечера, посвященные памяти поэта. 9 февраля в городском театре состоялся общегородской вечер-концерт при участии артистов драмы, клубных кружков художественной самодеятельности и музыкального училища. Драматический театр готовил постановку пьесы Лермонтова «На смерть Пушкина». [12, 14 февраля]

Изучение наследия классиков входило в программу литературных кружков. Литературный кружок при клубе работников искусств, например, изучал творчество Пушкина, Байрона, Шекспира. [12, 28 сентября]

С Пензой связаны имена известных писателей и поэтов того времени.

24 января 1927 года Пензу посетил В. В. Маяковский, который выступил перед пензенцами в театре им. А. В. Луначарского. Он читал стихи и делился впечатлениями о поездке за границу. В стихотворении «По городам Союза» Маяковский писал и о Пензе: «На каждом доме

советский вензель,

зовет,

сияет,

режет глаза.

А под вензелями

в старенькой Пензе старушечьим шепотом дышит базар.

Перед нэпачкой баба седа отторговывает копеек тридцать.

- Купите платочек!

У нас

завсегда

заказывала

сама

царица. [20, С. 102] «Небезынтересно отметить, - пишет в своих воспоминаниях П. И. Лавут, - что в Пензе заведующий политпросветом отказался разрешить вечер Маяковского на том основании, что ему якобы неведомо это имя. (Не скрывалось ли за этим пренебрежение к поэту?). По моей просьбе вмешался горком партии, и разрешение было получено. Вскоре политпросветчика освободили от работы». [3, С. 52]

Бывала в Пензе и известная советская писательница Мариэтта Шагинян. Целью поездки было посещение Тархан и изучение архивных материалов, связанных с М. Ю. Лермонтовым, с тем, чтобы дать статью в «Известия» к 96-летней годовщине со дня его смерти. Кроме того, для книги о В. И. Ленине она ознакомилась с архивными документами о пребывании Ильи Николаевича Ульянова в Пензе. [12, 23 июля] Поддерживал связь с родным городом писатель В. П. Ставский (род. в Пензе в 1900 г.). В конце 1928 года он был избран секретарем Российской Ассоциации пролетарских писателей. В 1936 году после смерти М. Горького ему доверяют пост генерального секретаря Союза советских писателей. В. П. Став-ский неоднократно приезжал в Пензу, встречался с земляками-писателями А. А. Богдановым, А. Г. Ма-лышкиным, П. И. Замойским, присылал статьи для областной газеты.[4, С. 4.]

Подводя итоги рассмотрению вопроса, следует отметить, что литературную жизнь Пензенского края, творчество его писателей и поэтов, становление и развитие дела литературного просвещения масс нельзя оценивать однозначно. Пензенская литература развивалась как под воздействием общероссийских

тенденций, так и под влиянием местных социальноэкономических и культурных условий. Крестьянский характер Пензенского края, низкий общекультурный уровень его населения, крайне низкий уровень грамотности предопределили трудности в создании пролетарской литературы и в формировании новой литературной интеллигенции. На протяжении 1920-х годов в творчестве пензенских поэтов и писателей преобладали крестьянские мотивы. Требования же партийных и государственных органов создавать пролетарскую литературу более активно стали воплощаться в жизнь в 1930-е гг. Затрудняло решение поставленных партией в области литературы задач слабость Пензенской Ассоциации пролетарских писателей, а затем и прекращение ее деятельности.

В то же время удаленность от центра избавила Пензу от массовых радикальных требований отказаться от старой культуры и создать новую, пролетарскую, ничем не связанную с прежней. Едва успев дойти до Пензы, и не успев раскачать консервативную провинцию, эти новые веяния заглохли, поскольку в центре в это время уже менялось отношение к идеям Пролеткульта.

Литературное просвещение масс Пензенского края строилось на принципе разумного сочетания в изучении классических традиций и новых стилей и методов литературного творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-2372. Оп. 1.

2. ГАПО. Ф. Р-2408. Оп. 1.

3. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. Воспоминания. М., 1978.

4. Михеев В. В. П. Ставский: писатель-боец. Пенза, 1981.

5. Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи / Авт.-сост. К. Д. Вишневский, Н. М. Инюшкин. Пенза, 1994.

6. Один из псевдонимов Жидкова.

7. Пензенская область за 50 лет Советской власти. Саратов-Пенза, 1967.

8. Правда. 1930.

9. Рабочая Пенза. 1928.

10. Рабочая Пенза. 1934.

11. Рабочая Пенза. 1936.

12. Рабочая Пенза. 1937.

13. Российский государственный архив социальнополитической истории (РГАСПИ). Ф. 142. Оп. 1.

14. Трудовая правда. 1922.

15. Трудовая правда. 1923.

16. Трудовая правда. 1925.

17. Трудовая правда. 1926.

18. Трудовая правда. 1927.

19. Трудовая правда. 1928.

20. Факты. События. Свершения: К 325-летию города Пензы / Авт.-сост. Т. М. Артемова, В. С. Годин, В. А. Озерская, С. Л. Шилов. Саратов, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.