Научная статья на тему 'Традиции и инновации в воспитании у студентов патриотизма как базовой ценности народной культуры'

Традиции и инновации в воспитании у студентов патриотизма как базовой ценности народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / PATRIOTISM / BASIC VALUE / FOLKLIFE CULTURE / STUDENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюяшкина Ирина Николаевна

В данной статье рассмотрена проблема воспитания патриотизма у студентов как базовой ценности народной культуры. Освещается патриотического воспитания студентов Самарского института управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюяшкина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION AND INNOVATION IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS AS THE BASIC VALUE OF FOLKLIFE CULTURE

This article deals with the problem of education of patriotism among students as the basic value of folklife culture. It considers the patriotic education of students of the Samara Institute of Management.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в воспитании у студентов патриотизма как базовой ценности народной культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 373.013+008

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ У СТУДЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА КАК БАЗОВОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2015 И.Н.Клюяшкина Самарский институт управления Статья поступила в редакцию 23.09.2015

В данной статье рассмотрена проблема воспитания патриотизма у студентов как базовой ценности народной культуры. Освещается патриотического воспитания студентов Самарского института управления. Ключевые слова: патриотизм, базовая ценность, народная культура, студент, высшее учебное заведение.

Процессы, происходящие в российском обществе в современных условиях, убедительно свидетельствуют о том, что мы недооцениваем роль патриотизма в формировании у молодежи убеждений, определении приоритетных ценностей, воспитания гордости за свою принадлежность к своему народу, любви к отечеству. В настоящее время обнаружилось главное противоречие между существующим сознанием молодежи и жизненно важными ценностями, выработанными предшествующими поколениями. Молодежь обретает иные ценности, приоритеты, идеалы и примеры для подражания под воздействием сети Интернет и средств массовой информации. Изменился не только уровень их жизни, но и менталитет, представления об историческом прошлом, его значимости.

Данное противоречие актуализирует проблему патриотического воспитания обществом в целом, в том числе и на региональном уровне. Не случайно принимается ряд документов, в числе которых Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 - 2015 годы». В Самарской области также накоплен большой опыт по патриотическому воспитанию молодежи, создана нормативная правовая база в соответствии с областной целевой программой «Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года», внедряются инновационные технологии и проводятся мероприятия.

Клюяшкина Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарнъх и естественнонаучнъх дисциплин. E-mail: [email protected]

В современных научных исследованиях встречаются различные точки зрения на проблему патриотизма и его структуру. Во многих исследованиях «патриотизм» анализируется как нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, устремленность защищать интересы Родины в мирное и военное время. Ряд современных авторов придерживаются мнения, что патриотизм не застывшее качество, а формирующееся и развивающееся свойство личности в социально-культурной и образовательной среде (В.Н.Аверкин, С.В.Балыко, С.И.Волгин, А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.Ю.Микрюков, В.А.Минаков, П.В.Тимченко, И.П.Финский и др.). Практически все авторы отмечают, что патриотизм является неотъемлемым частью существования культуры нации, народа, общества, государства, личности. В этом контексте определим основные ключевые понятия, которые не имеют однозначного толкования.

Понятие «ценность» трактуется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений»1.

Дефиниция «патриотизм» — (от греческого patriotes — родина, отечество) определяется как

1 Большой энциклопедический словарь / ред. А.М.Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(4), 2015

преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу2.

Понятие «народная культура» (традиционные ценности) интерпретируется как специфический способ организации жизнедеятельности людей, основанный на наследовании доминирующих смыслов, ценностей, норм»3.

На первый взгляд эти понятия как бы разнородны. Однако при детальном рассмотрении, одно не может существовать без другого. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Это означает, что базовой ценностью народной культуры является патриотизм, который присущ всем сферам жизни общества и государства, характеризуется высшим уровнем развития личности и проявляется в самореализации на благо родины.

Таким образом, под патриотическим воспитанием студентов понимается систематическая и целенаправленная деятельность по воспитанию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, потребности в здоровом образе жизни.

Выработка общего понимания на патриотизм как базовой ценности народной культуры у студентов, пересмотр содержания, средств и методов воспитания, позволили Самарскому институту управления разработать стратегию воспитательной работы, направленную на формирование чувств патриотизма, гуманизма и поликультурного мышления.

Стратегия патриотического воспитания в институте базируется на тесном сотрудничестве с общественными и ветеранскими организациями, и ставит перед собой основную цель: развитие у студентов чувства патриотизма как важнейшей базовой ценности народной культуры.

В этом контексте оно осуществляется по двум основным направлениям: 1) разработка и реализация с участием студентов проектов, посвященных юбилейным датам отечественной истории и других мероприятий гражданской и патриотической направленности; 2) популяризация краеведческих знаний как для интеллектуального, так и для духовно-нравственного развития

2 Словарь иностранных слов / ред. Г.В.Раносипова. -М.: Изд-во ЭТС, 1995. - 944 с.

3 Народная культура: статья / Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://wiki.eanswers.com/ru

личности студентов. В каждом из них реализуются как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию патриотических чувств у студентов.

В воспитании патриотизма у студентов широко используются различные формы и методы работы на основе современных информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, сети Интернет и социальной рекламы: поисковая и исследовательская работа, областные конкурсы исследовательских работ, организация торжественных встреч, уроки мужества, организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории России, работа с героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, ветеранами органов Федеральной службы безопасности, внутренних войск, боевых действий и др.

Среди них особое место занимает поисковая и исследовательская работа. В 2005 году в Самарском институте управления начинает функционировать студенческая группа «Поиск». Главной задачей участников группы является раскрытие масштабов великого подвига советских людей на примере жизни своих родных и близких, которые приближали и обеспечивали победу в Великой Отечественной войне.

В результате встреч с реальными участниками событий периода Великой Отечественной войны, работы с литературой, посвященной участникам событий, студенты подготовили шесть сборников с воспоминаниями непосредственных участников Великой Отечественной войны.

Герои студенческих очерков люди необыкновенной судьбы, все они объединены одной характерной чертой - верностью долгу и присяге. Все они прошли через годы Великой Отечественной войны.

Первый сборник был посвящен куйбышевским фронтовикам. Затем увидел свет сборник «Дети - фронту», рассказывающий о трудовых подвигах тружеников тыла, о вкладе детей области в общую победу. Отдельный сборник посвящен участию наших земляков в Сталинградской битве. Величие нравственного духа советских людей иллюстрирует сборник очерков студентов «Ленинградцы-блокадники в Самаре», написанных на основе воспоминаний блокадников Ленинграда, живущих в нашем городе.

В последнем сборнике «У каждого была своя война...» содержится уникальный материал о трудовой и кропотливой работе куйбышевских контрразведчиков по разоблачению палачей и предателей советского народа, сотрудничавших в годы войны с фашистскими оккупантами, а

Культурология

после ее окончания скрывшихся в нашей области. В 2015 году студенческая группа «Поиск» начинает работу с самарскими участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Опыт личного общения студентов института с ветеранами, участниками боевых событий, их воспоминания помогают студентам не только приобрести вкус к историческому исследованию, но и способствует их патриотическому воспитанию. Показателем уровня патриотического воспитания студентов института является их желание участвовать в поисковой и исследовательской работе, знание и выполнение культурных традиций, а также их активная жизненная позиция, свидетельствующая об их социальной зрелости.

Заслуживает внимание конкурс на лучший исследовательский реферат «Великая Отечественная война в истории моей семьи», проведенный Самарским институтом управления в этом же году. Конкурсантами стали учащиеся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий города. Конкурс, целью которого стало привлечение внимание к познанию подвига нашего народа в годы Великой Отечественной вой-

ны через осмысление исторических фактов своей семьи, был организован совместно с Самарской областной организацией ветеранов войны и труда, общественной организацией «Жители блокадного Ленинграда» и областной писательской организацией.

Представляя свои исследовательские работы на заключительном этапе конкурса, ребята эмоционально рассказывали о боевых и трудовых свершениях своих прадедушек и прабабушек в годы Великой Отечественной войны. Многие принесли с собой ставшие семейными реликвиями, переходящие от поколения к поколению ордена и медали, письма с фронта, фотографии военных лет и с гордостью показывали их присутствующим. Самым ценным призом стал изданный институтом сборник «Великая Отечественная война в истории моей семьи», в который вошли лучшие работы, присланные на конкурс.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что это лишь всего часть комплекса традиционных и инновационных форм по воспитанию патриотизма как базовой ценности народной культуры у студентов Самарского института управления.

TRADITION AND INNOVATION IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG STUDENTS

AS THE BASIC VALUE OF FOLKLIFE CULTURE

© 2015 I.N.Klyuyashkina0 Samara Institute of Management

This article deals with the problem of education of patriotism among students as the basic value of folklife culture. It considers the patriotic education of students of the Samara Institute of Management. Keywords: patriotism, basic value, folklife culture, student, higher education institute.

Irina Nikolaevna Klyuyashkina, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department of Social and Humanitarian and natural sciences. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.