Научная статья на тему 'Тотальный дизайн современного социокультурного пространства'

Тотальный дизайн современного социокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
843
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / ПРЕДМЕТЫ ДИЗАЙНА / TOTAL DESIGN / ECONOMY / DESIGN OBJECTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дмитриева Лариса Михайловна, Балюта Полина Андреевна

В статье рассматривается проблема тотального характера дизайна и его влияния на культуру, экономику, образ жизни человека. Статья дает представление о том, как взаимодействует эстетическое, утилитарное и коммерческое в современных продуктах дизайна. Показывается, что тотальный характер распространяется не только на дизайн как деятельность, процесс и результат, но и на область компетенций самого дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The total design of the modern social and cultural space

This paper discusses the problem of the total character of the design and its influence on culture, economy, the way of life. This paper gives an idea of how aesthetic, utilitarian and commercial interact in products of modern design. It is shown that the total character extends not only to the design as an activity, process and result, but also on the area of competence of the designer.

Текст научной работы на тему «Тотальный дизайн современного социокультурного пространства»

УДК 130.2:74

Л. М. ДМИТРИЕВА П. А. БАЛЮТА

ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Омский государственный технический университет

В статье рассматривается проблема тотального характера дизайна и его влияния на культуру, экономику, образ жизни человека. Статья дает представление о том, как взаимодействует эстетическое, утилитарное и коммерческое в современных продуктах дизайна. Показывается, что тотальный характер распространяется не только на дизайн как деятельность, процесс и результат, но и на область компетенций самого дизайнера. Ключевые слова: тотальный дизайн, культура, экономика, предметы дизайна.

Исследование феномена дизайна в системе современного социокультурного пространства вызвано необходимостью осмысления его интенсивного развития в постмодернистскую эпоху фундаментального изменения смыслов, значений, ценностей и мировоззрения. Дизайн интенсивно внедряется во все сферы жизни общества, преобразовывая культуру, экономику, политику, изменяя образ жизни человека, его отношение к миру, предметной среде, к себе и другим людям. Зависимость дизайна от общих тенденций развития культуры обоснованно считается несомненной. Однако вопрос «Создала ли Америка кока-колу? Или же кока-кола создала Америку?» [1, с. 87], который ставит дизайнер Брюс Мау, выполняя заказ на разработку проекта частного музея компании Coca-Cola, заставляет задуматься и об обратной зависимости. Из вида деятельности по оформлению функции и проектированию эстетических свойств промышленных изделий дизайн превращается в социально-культурный способ общественного взаимодействия, одновременно являясь субъектом, объектом и самим действием.

В современной культуре дизайн приобретает тотальный характер. Являясь частью повседневности, он постоянно преобразовывает среду, не в смысле ее художественного оформления, но ее проектирования и определения основных направлений осуществления жизнедеятельности человека. Через созданное пространство, дизайнеры транслируют новые нормы и ценности, стандарты поведения и потребления, и в целом жизненные модели, всегда оказывающие влияние на находящегося в системе тотального дизайна человека, но не всегда им это осознающего.

Современная эпоха только продолжает фазу тотального дизайна, начало которой было положено еще стилем ар-нуво, а активное развитие и оснащение происходило в период деятельности школы «Баухауз». Сегодня тотальный дизайн провозглашает тенденцию «универсальной семантизации окружения, где все становится предметом исчисления функций и значений» [2, c. 4]. Эстетическое и утилитарное в дизайне теперь рассматривается в соотношении с коммерческим, практически полностью все поглощающим. Привычный список объектов дизайна расширяется в различные сферы, таковыми становятся не только архитектурные и художественные

проекты, что становится вполне распространенной практикой, но и услуги, сервисы и даже человеческое тело. В своих проектах дизайнеры используют весь доступный спектр постиндустриальных технологий, нарушая автономию отдельных видов деятельности.

Тенденция тотальности распространяется и на область компетенций самого дизайнера. Так, Американский институт графического искусства на своем сайте опубликовал список того, что должен уметь дизайнер к 2015 году. Этот список включает: владение новыми технологиями; умение руководить глобальными проектами и проводить социально-экономический анализ; понимание вопросов, связанных с когнитивными, социальными, культурными, технологическими и экономическими условиями проектирования; понимание роли физических, познавательных, культурных и социальных человеческих факторов, влияющих как на процесс дизайна, так и на результат [3]. Таким образом, дизайн больше не ограничивается только воплощением визуального образа, он развивается в область сервис-дизайна, применяющего дизайн-мышление для решения проблем потребителей как в вопросе быстрого и удобного обеспечения необходимыми товарами и услугами, так и в улучшении социальных условий различных групп населения. Теперь дизайн обращается не только к объектам и технологиями, но к человеку, услугам, в которых он нуждается, и к окружающей среде вообще. Сегодня воздействию дизайна подвержены совершенно различные типы коммерческих предприятий: от крупных корпораций вроде Facebook или Google до локального частного бизнеса. Наступило время, когда не нужно принадлежать к высшим слоям общества, как это было в начале ХХ века, чтобы владеть объектами дизайна.

Конечно, тотальный характер дизайна не является изобретением ХХ! века. Подобное слияние эстетического, утилитарного и коммерческого вполне соответствует дизайнерской программе Баухауза 1920-х годов. Именно Баухаузом был выработан стиль второй промышленной революции, которая в отличие от первой, сформировавшей рациональную теорию материального производства и политическую экономию, распространила систему меновой стоимости на всю область знаков, форм и предметов. Как отмечает Жан Бодрийяр «до Баухауза не было предметов

в собственном смысле этого слова, а после него все что угодно, подчиняясь необратимой логике, попадает под категорию предмета и производится в качестве него» [4, с. 189]. Попытки определить критерии, по которым можно было бы относить что-либо к предметам, оцениваются Бодрийяром как «пустое занятие». Он утверждает понимание предмета как «статуса смысла и формы», логическое наделение которыми позволяет причислять к предметам «все: и дом, и маленькую ложку и даже целый город». По Бодрийяру: «именно Баухауз внедряет такую универсальную семантизацию окружения, в которой все становится предметом исчисления функций и значений. Тотальная функциональность, тотальная семиургия» [4, с. 190]. Сегодня существующие предметы дизайна группируются в более широкие области, объекты дизайна, которыми также могут стать любые новые изделия, ансамбли, комплексы, системы в любой сфере жизнедеятельности общества. В качестве этих объектов выступают категории действительно всеохватывающие: образы, функции, строения и структуры, технологические формы, эстетические ценности.

По Бодрийру политическая экономия знака подразумевает также взаимопреобразование структур товара и знака, что означает их совместное существование в качестве единой сущности — товаров-образов, имеющих знаковую меновую стоимость. В мире тотального дизайна все приобретает черты товара, в котором сливается эстетическое, утилитарное и коммерческое. За счет открытия новых рынков и возможности непрерывного обновления, товары заполняют все существующие пространства и попадают в различные слои общества, становясь массовыми с количественной точки зрения. При этом некоторым, как, например, смартфонам корпорации Apple, удается казаться модными, персонализированными и адресованными узкому кругу покупателей. Сегодня товары не просто являются ответом на существующий спрос, но сами его и рождают, конкретизируя желания и облекая их в форму, необходимую для персонализации и поиска в товарах собственного «Я». Непрерывная персонализация и активное внедрение не только в предметную среду, но и в области желаний и образов, подчеркивает постоянное развитие дизайна в сторону тотальной всеохватности.

Вслед за Бодрийром Хэл Фостер, автор книги «Дизайн и преступление», в некоторой степени сохраняя на протяжении всей книги негативное отношение к подобной коммерческой экспансии дизайна, говорит о наступившей эпохе политической экономии дизайна. Дигитализация и компьютеризация замещает товар как производимый предмет, набором управляемых и программируемых параметров, подвергаемых дизайну и редизайну и, соответственно, потреблению и повторному потреблению. Такое переоснащение экономики позволяет говорить о том, что дизайн перестает быть вторичным по отношению к маркетингу или рекламе и становится фундаментальным для многих сфер общественной жизни.

Хэл Фостер также рассматривает ряд работ студии дизайна Брюса Мау, наиболее полно раскрывающие тотальный характер дизайна. В качестве одного из примеров можно привести книгу «Стиль жизни», раскрывающую историю студии и ее достижения в исследовании проблем дизайна. При этом под «стилем жизни», понимается не форма художественного самоопределения, но скорее основанный на определенных закономерностях способ, образ

жизни и действий, жизненная этика. Книга ставит вопрос о том, «каким образом живой организм утверждает свое существование в окружающем пространстве?» [1, с. 97], ответ кажется очевидным — посредством дизайна, что позволяет говорить о «дизайне жизни».

Преобразование пространства посредством дизайна может рассматриваться с различных точек зрения. Во-первых, построение пространства по образу товара и представление их в качестве единой сущности, реализуемое в реальных и виртуальных торговых центрах. Спроектированная студией Брюса Мау программа идентичности для сети книжных магазинов в Торонто наглядно показывает дизайн как средство проектирования пространства, в частности, коммерческой среды, в которой идентичность бренда, система указателей, интерьер и архитектура тотально интегрированы. В другом проекте студии, дизайне графического обеспечения для нового корпуса Сиэтлской публичной библиотеки, спроектированной Ремом Колхасом, реализуется иной способ преобразования пространства, о котором Мау говорит: «Основная идея заключалась в том, чтобы ослабить границы между архитектурой и информацией, реальным и виртуальным» [1, с. 98]. Происходит стирание границ между образом и пространством: с помощью современных компьютерных систем проектирования архитектуры можно воплотить практически любой образ. Например, сложные, искривленные, биоморфные работы Френка Гери показывают максимальные возможности современных технологий в детерриториализации и интеграции образа и пространства. В данном случае тотальность можно понимать как цельность образа, формы и пространства.

Изложенные выше примеры показывают, что тотальный дизайн создает целостные образы, встраиваемые в определенные модели реальности и распространяющиеся во все сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, важно осознавать, что от качества транслируемых дизайном норм, ценностей, стандартов поведения и потребления зависит возможность улучшения существования каждого человека и общества в целом.

Библиографический список

1. Фостер, Х. Дизайн и преступление / Х. Фостер ; пер. с англ. Д. Потемкина. — М. : V-A-C press, 2014. — 208 с.

2. Чижиков, В. В. Дизайн и культура / В. В. Чижиков. — М. : МГУКИ, 2006. - 361 с.

3. Designer of 2015 competencies [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.aiga.org/designer-of-2015-compe-tencies/. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.01.2015).

4. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. — М. : Библион — Русская книга, 2003. — 272 с.

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиаиндустрии», действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес для переписки: dmlara@yandex.ru БАЛЮТА Полина Андреевна, ассистент, аспирантка кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: polina.balyuta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2015 г. © Л. М. Дмитриева, П. А. Валюта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.