УДК 130.2:74
Л. М. ДМИТРИЕВА П. А. БАЛЮТА
ТОТАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Омский государственный технический университет
В статье рассматривается проблема тотального характера дизайна и его влияния на культуру, экономику, образ жизни человека. Статья дает представление о том, как взаимодействует эстетическое, утилитарное и коммерческое в современных продуктах дизайна. Показывается, что тотальный характер распространяется не только на дизайн как деятельность, процесс и результат, но и на область компетенций самого дизайнера. Ключевые слова: тотальный дизайн, культура, экономика, предметы дизайна.
Исследование феномена дизайна в системе современного социокультурного пространства вызвано необходимостью осмысления его интенсивного развития в постмодернистскую эпоху фундаментального изменения смыслов, значений, ценностей и мировоззрения. Дизайн интенсивно внедряется во все сферы жизни общества, преобразовывая культуру, экономику, политику, изменяя образ жизни человека, его отношение к миру, предметной среде, к себе и другим людям. Зависимость дизайна от общих тенденций развития культуры обоснованно считается несомненной. Однако вопрос «Создала ли Америка кока-колу? Или же кока-кола создала Америку?» [1, с. 87], который ставит дизайнер Брюс Мау, выполняя заказ на разработку проекта частного музея компании Coca-Cola, заставляет задуматься и об обратной зависимости. Из вида деятельности по оформлению функции и проектированию эстетических свойств промышленных изделий дизайн превращается в социально-культурный способ общественного взаимодействия, одновременно являясь субъектом, объектом и самим действием.
В современной культуре дизайн приобретает тотальный характер. Являясь частью повседневности, он постоянно преобразовывает среду, не в смысле ее художественного оформления, но ее проектирования и определения основных направлений осуществления жизнедеятельности человека. Через созданное пространство, дизайнеры транслируют новые нормы и ценности, стандарты поведения и потребления, и в целом жизненные модели, всегда оказывающие влияние на находящегося в системе тотального дизайна человека, но не всегда им это осознающего.
Современная эпоха только продолжает фазу тотального дизайна, начало которой было положено еще стилем ар-нуво, а активное развитие и оснащение происходило в период деятельности школы «Баухауз». Сегодня тотальный дизайн провозглашает тенденцию «универсальной семантизации окружения, где все становится предметом исчисления функций и значений» [2, c. 4]. Эстетическое и утилитарное в дизайне теперь рассматривается в соотношении с коммерческим, практически полностью все поглощающим. Привычный список объектов дизайна расширяется в различные сферы, таковыми становятся не только архитектурные и художественные
проекты, что становится вполне распространенной практикой, но и услуги, сервисы и даже человеческое тело. В своих проектах дизайнеры используют весь доступный спектр постиндустриальных технологий, нарушая автономию отдельных видов деятельности.
Тенденция тотальности распространяется и на область компетенций самого дизайнера. Так, Американский институт графического искусства на своем сайте опубликовал список того, что должен уметь дизайнер к 2015 году. Этот список включает: владение новыми технологиями; умение руководить глобальными проектами и проводить социально-экономический анализ; понимание вопросов, связанных с когнитивными, социальными, культурными, технологическими и экономическими условиями проектирования; понимание роли физических, познавательных, культурных и социальных человеческих факторов, влияющих как на процесс дизайна, так и на результат [3]. Таким образом, дизайн больше не ограничивается только воплощением визуального образа, он развивается в область сервис-дизайна, применяющего дизайн-мышление для решения проблем потребителей как в вопросе быстрого и удобного обеспечения необходимыми товарами и услугами, так и в улучшении социальных условий различных групп населения. Теперь дизайн обращается не только к объектам и технологиями, но к человеку, услугам, в которых он нуждается, и к окружающей среде вообще. Сегодня воздействию дизайна подвержены совершенно различные типы коммерческих предприятий: от крупных корпораций вроде Facebook или Google до локального частного бизнеса. Наступило время, когда не нужно принадлежать к высшим слоям общества, как это было в начале ХХ века, чтобы владеть объектами дизайна.
Конечно, тотальный характер дизайна не является изобретением ХХ! века. Подобное слияние эстетического, утилитарного и коммерческого вполне соответствует дизайнерской программе Баухауза 1920-х годов. Именно Баухаузом был выработан стиль второй промышленной революции, которая в отличие от первой, сформировавшей рациональную теорию материального производства и политическую экономию, распространила систему меновой стоимости на всю область знаков, форм и предметов. Как отмечает Жан Бодрийяр «до Баухауза не было предметов
в собственном смысле этого слова, а после него все что угодно, подчиняясь необратимой логике, попадает под категорию предмета и производится в качестве него» [4, с. 189]. Попытки определить критерии, по которым можно было бы относить что-либо к предметам, оцениваются Бодрийяром как «пустое занятие». Он утверждает понимание предмета как «статуса смысла и формы», логическое наделение которыми позволяет причислять к предметам «все: и дом, и маленькую ложку и даже целый город». По Бодрийяру: «именно Баухауз внедряет такую универсальную семантизацию окружения, в которой все становится предметом исчисления функций и значений. Тотальная функциональность, тотальная семиургия» [4, с. 190]. Сегодня существующие предметы дизайна группируются в более широкие области, объекты дизайна, которыми также могут стать любые новые изделия, ансамбли, комплексы, системы в любой сфере жизнедеятельности общества. В качестве этих объектов выступают категории действительно всеохватывающие: образы, функции, строения и структуры, технологические формы, эстетические ценности.
По Бодрийру политическая экономия знака подразумевает также взаимопреобразование структур товара и знака, что означает их совместное существование в качестве единой сущности — товаров-образов, имеющих знаковую меновую стоимость. В мире тотального дизайна все приобретает черты товара, в котором сливается эстетическое, утилитарное и коммерческое. За счет открытия новых рынков и возможности непрерывного обновления, товары заполняют все существующие пространства и попадают в различные слои общества, становясь массовыми с количественной точки зрения. При этом некоторым, как, например, смартфонам корпорации Apple, удается казаться модными, персонализированными и адресованными узкому кругу покупателей. Сегодня товары не просто являются ответом на существующий спрос, но сами его и рождают, конкретизируя желания и облекая их в форму, необходимую для персонализации и поиска в товарах собственного «Я». Непрерывная персонализация и активное внедрение не только в предметную среду, но и в области желаний и образов, подчеркивает постоянное развитие дизайна в сторону тотальной всеохватности.
Вслед за Бодрийром Хэл Фостер, автор книги «Дизайн и преступление», в некоторой степени сохраняя на протяжении всей книги негативное отношение к подобной коммерческой экспансии дизайна, говорит о наступившей эпохе политической экономии дизайна. Дигитализация и компьютеризация замещает товар как производимый предмет, набором управляемых и программируемых параметров, подвергаемых дизайну и редизайну и, соответственно, потреблению и повторному потреблению. Такое переоснащение экономики позволяет говорить о том, что дизайн перестает быть вторичным по отношению к маркетингу или рекламе и становится фундаментальным для многих сфер общественной жизни.
Хэл Фостер также рассматривает ряд работ студии дизайна Брюса Мау, наиболее полно раскрывающие тотальный характер дизайна. В качестве одного из примеров можно привести книгу «Стиль жизни», раскрывающую историю студии и ее достижения в исследовании проблем дизайна. При этом под «стилем жизни», понимается не форма художественного самоопределения, но скорее основанный на определенных закономерностях способ, образ
жизни и действий, жизненная этика. Книга ставит вопрос о том, «каким образом живой организм утверждает свое существование в окружающем пространстве?» [1, с. 97], ответ кажется очевидным — посредством дизайна, что позволяет говорить о «дизайне жизни».
Преобразование пространства посредством дизайна может рассматриваться с различных точек зрения. Во-первых, построение пространства по образу товара и представление их в качестве единой сущности, реализуемое в реальных и виртуальных торговых центрах. Спроектированная студией Брюса Мау программа идентичности для сети книжных магазинов в Торонто наглядно показывает дизайн как средство проектирования пространства, в частности, коммерческой среды, в которой идентичность бренда, система указателей, интерьер и архитектура тотально интегрированы. В другом проекте студии, дизайне графического обеспечения для нового корпуса Сиэтлской публичной библиотеки, спроектированной Ремом Колхасом, реализуется иной способ преобразования пространства, о котором Мау говорит: «Основная идея заключалась в том, чтобы ослабить границы между архитектурой и информацией, реальным и виртуальным» [1, с. 98]. Происходит стирание границ между образом и пространством: с помощью современных компьютерных систем проектирования архитектуры можно воплотить практически любой образ. Например, сложные, искривленные, биоморфные работы Френка Гери показывают максимальные возможности современных технологий в детерриториализации и интеграции образа и пространства. В данном случае тотальность можно понимать как цельность образа, формы и пространства.
Изложенные выше примеры показывают, что тотальный дизайн создает целостные образы, встраиваемые в определенные модели реальности и распространяющиеся во все сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, важно осознавать, что от качества транслируемых дизайном норм, ценностей, стандартов поведения и потребления зависит возможность улучшения существования каждого человека и общества в целом.
Библиографический список
1. Фостер, Х. Дизайн и преступление / Х. Фостер ; пер. с англ. Д. Потемкина. — М. : V-A-C press, 2014. — 208 с.
2. Чижиков, В. В. Дизайн и культура / В. В. Чижиков. — М. : МГУКИ, 2006. - 361 с.
3. Designer of 2015 competencies [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.aiga.org/designer-of-2015-compe-tencies/. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.01.2015).
4. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. — М. : Библион — Русская книга, 2003. — 272 с.
ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиаиндустрии», действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Адрес для переписки: [email protected] БАЛЮТА Полина Андреевна, ассистент, аспирантка кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2015 г. © Л. М. Дмитриева, П. А. Валюта