Научная статья на тему 'Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов'

Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
694
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ / ВЛИЯНИЕ / МАНИПУЛЯЦИИ / TOTALITARIAN SECT / INFLUENCE / MANIPULATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рюмшина Л. И.

В статье поднимаются вопросы, связанные со способами психологического воздействия руководителей секты на ее адептов. С целью поиска их специфики был проведен анализ речевых высказываний руководителей тоталитарной секты на основе аудиозаписей, сделанных во время служб и текстов еженедельной газеты, издаваемой ею. Сравнительный анализ полученных данных позволил выявить особенности воздействий руководителей секты на ее адептов при их реальном и опосредованном контактах, и тем самым более осмысленно подойти к психологической реабилитации жертв тоталитарных сект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов»

РюмшинаЛ.И. ©

Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Южного федерального университета

ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ: СПОСОБЫНЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АДЕПТОВ

Аннотация

В статье поднимаются вопросы, связанные со способами психологического воздействия руководителей секты на ее адептов. С целью поиска их специфики был проведен анализ речевых высказываний руководителей тоталитарной секты на основе аудиозаписей, сделанных во время служб и текстов еженедельной газеты, издаваемой ею. Сравнительный анализ полученных данных позволилвыявить особенности воздействий руководителей секты на ее адептов при их реальном и опосредованном контактах, и тем самым более осмысленно подойти к психологической реабилитации жертв тоталитарных сект.

Ключевые слова: тоталитарные секты, влияние,манипуляции Keywords:totalitariansect,influence,manipulations

В современное время проблема тоталитаризма остается по-прежнему актуальной. Это справедливо как по отношению к политическим режимам, так и отдельным сообществам, созданным и функционирующим по определенным жестким правилам. Под «тоталитарным» обычно понимается режим, при котором осуществляется полный, всеобъемлющий (тоталитарный) контроль над всеми сферами жизни общества и отдельного человека, бесправие рядовых членов, отсутствие инакомыслия[6]. При этом не имеет значения, кто осуществляет данный контроль и какие идеи используются в обоснование его необходимости.Поэтому термин тоталитарный вполне применим не только к политической жизни.

Среди тоталитарных сообществ особое место занимают тоталитарные секты.Во всех странах из года в год нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия все возрастающему их влиянию. При этом острота проблемы последствий деятельности тоталитарных сект до сих пор остается не до конца осознанной, в то время как финансовые, политические и психотехнологические мощности такого родасообществкрайне велики.

Следует отметить, что проблема тоталитарных сект возникла во многом благодаря коллизии между положением «Всеобщей Декларации Прав Человека» о свободе совести и многочисленными протестами пострадавших против деятельности этих сект. Интересно, что в нашей стране, время появления интереса к тоталитарным сектам совпадает с периодом перестройки, т.е. поиска демократических начал и свобод. Так, КантеровИ. Я. отмечает, что понятие это образовалось в России в 1990-е годы, и впервые его использовал церковный историк и богослов Дворкин А. Л.[3].

Тоталитарными сектамиобычно обозначают особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, научнопознавательными, культурологическими и иными масками [3; 6].

Что касается признаков тоталитарных сект, то они следуют из самого определения. Как правило, большинство ученых[3;4; 6 и др. ]выделяют следующие: наличие

харизматического лидера (живого или мертвого), наличие методик контроля сознания (манипулятивных приемов), черно-белая доктрины, согласно которой происходит резкое разделение мира по принципу «мы-они», максимальный отрыв от реальности, постоянная

©Рюмшина Л.И., 2013 г.

вербовка в секту новых членов, культовый язык; жесткое подчинение дисциплине организации, высокая степень конспиративности деятельности руководства секты от участников, претензии лидеров культа на обладание окончательной и непререкаемой Истиной, стремление руководства секты к незаконной власти и независимости от механизмов общественного контроля и др.

Во многих тоталитарных сектах, как и тоталитарных политических режимах, доступ к средствам массовой информации ограничен или строго дозирован. Что особенно опасно, со временем внутренние механизмы, позволяющие человеку анализировать и обрабатывать критическую информацию, перестают адекватно функционировать.

Информационный контроль распространяется и на межличностное общение членов группы. Последователям секты велят избегать контактов с бывшими членами секты или людьми, критикующими ее. Информация умышленно дозируется, чтобы члены секты не знали реального положения вещей. Им сообщают то, что им «нужно знать» для выполнения своей работы.При этом членам сект позволяется чувствовать и выражать негативные эмоции только по отношению к людям, которые не принадлежат к секте, во всех остальных случаях негативные эмоции - это табу.

Как можно заметить, по существу речь идет одуховно-психологическом насилие, в основе которого лежат различные манипулятивные приемы, позволяющие контролировать и подчинять большое количество людей[2; 7]. С помощью различных уловок и приемов с адептами совершаются различные действия незаметно для нихблагодаря созданию такой ситуации, в которой они вынуждены вести себя выгодным для руководителей секты образом, не имея выбора или не осознавая его.

Следует заметить, чтоклассифицировать манипулятивные приемы крайне сложно, потому что, как справедливо, отмечает Э. Шостром [8], современный манипулятор не стоит на месте. Он развивается и беспрестанно совершенствуется в выборе средств манипулирования.Неостанавливаясь поэтому подробно на различных типах и видах классификации манипуляций (с ними можно ознакомиться, например, [5]), обратим внимание только на самые распространенные подобные воздействия в тоталитарных сектах.

Речь идет, прежде всего, о повторении, благодаря которомухаризматичный лидер секты вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Это может быть постоянное повторение и акцентирование внимания на определенных фразах во время групповых песен, молитв и т.п., либо повторениеритмических движенийпо типупляски шаманов.Например, сначала аудитория поет гимны в определенном ритме (иногда сопровождая пение хлопаньем в ладоши), после подобного подогрева лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Молящиеся также начинают громко выкрикивать молитвы, тем самым завершается этап вхождения в транс.

Вина и страх - тоже позволяют держать людей под контролем.Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды членов группы. Для этогоможно искусственно создавать образ врага, который преследует группу и ее членов. «Враг» может быть любой, но он обязательно должен быть инакомыслящим, мешающим, угрожающим группе.Таким образом, эксплуатируется одно из самых глубинных человеческих чувств «мы» и «они».Кроме того во многих группах намеренно культивируется страх наказания, либо адептам внушают, что без группы они пропадут и останутся беззащитными перед лицом страшной опасности, т.е.погибнут, сойдут с ума, станут наркоманами и т.д. Мощным инструментом эмоционального контроля в связи с этим служит исповедь в прошлых грехах или в дурных намерениях, т.е.манипулирование чувством стыда.

К сожалению, исследование сект очень ограничено. Во-первых, ее создатели жестко пресекают такие попытки, во-вторых, включенное наблюдение, которое могло бы помочь в исследовании манипулятивных приемов, в силу психологических механизмов - заражения и внушения, делают это трудно осуществимым. Поэтому, несмотря на достаточно изученные правила и условия существования сект и ее адептов, по-прежнему до конца не исследовано, как, каким образом и с помощью каких приемов создаются эти условия и обеспечивается

выполнение правил. Не трудно догадаться, что осуществляется это, прежде всего, благодаря информационному потоку, т.е. речевым актам, которые могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

В связи с вышесказаннымцелью данного исследования явился анализ речевых высказываний руководителей одной из тоталитарных сектна основе аудиозаписей, сделанных во время служб в данной секте, и текстов еженедельной газеты, издаваемой ею. Сравнительный анализ полученных данных должен был позволить понять специфику и особенности воздействий на адептов секты при их реальном и опосредованном контактах.

Всего было проанализировано 4 проповеди, содержащие 3225 слова и4 статьи (3341 слов). В общей сложности было проанализировано 6566 слов.

Методы исследования. В качестве основного метода был взят контент -анализ.Количественному подсчету подлежала частота употребления, во-первых, местоимений Я и Мы и их производных(местоименийменя, мои, нас, нам, наши и т.д.), что в целом может характеризовать направленность на сплочение и объединение группы, создание чувства «Мы», как единой общности. Во-вторых, противопоставлениеидей, правил и т.п. секты идеям, правилам других общностей, что также должно сплачивать группу, но уже на основе разрешения противоречия, в котором, конечно, выигрышно выглядят основы секты. В-третьих, частота употребления императивных высказываний (указание, команда, требование, распоряжение, угроза), содержащихповелительные формыглаголов. По мнению некоторых авторов,[см, например, 1], они могут свидетельствовать об авторитарности и манипулятивности лиц, употребляющих их.В-четвертых, повторение различных фраз и действий, что придает им особый внушающий эффект.

Результаты исследования. Прежде всего, отметим, чточастота повторения отдельных фраз характерна в основном для проповедей (табл.1). В них повторы встречаются 64 раза, в то время как в статьях их насчитывается только 4.

Таблица 1

Частота употребления различных категорий в проповедях и статьях

Место имение Я Произ водные от местоимения Я Место имение МЫ Произ водные от местоимения МЫ Импе ративы Пов торы Противо поставлення

Проповеди 32 15 74 69 23 64 3

Статьи 68 46 13 15 11 4 3

Всего 100 61 87 84 34 68 6

Значительно отличается и частота употребления повелительных глаголов (императивов). Так, в проповеди их наблюдается 23. Причем 15 из них выполняют специфическую функцию - призыв к действию (встать, обняться, взяться за руки, танцевать, хлопать в ладоши, повторять слова и фразы и т.п.). Всего таких совместных действий в проповедях было 11, что делало службу похожей скорее на психологический тренинг, чем молебен, хотя и в крайней форме его проявления. Так, некоторые из указаний приводили к истерии адептов.

Что касается статей, то,во-первых, в текстах всех статей императивывстречались всего 11 раз.Во-вторых, призыв к действию они выполняли опосредованно, т.к. в большинстве случаев ониупотреблялись в цитатах из Библии. Таким образом, использовался еще один манипулятивный прием - привлечение авторитета. В статье-проповеди пастора есть и более действенный призыв: «...нужно помазание Духа, чтобы мощно

свидетельствовать, идти и на рынки, в больницы, супермаркеты и т.д. и всякому человеку нести Добрую Весть...Если мы одной рекламой завесим весь город и все телевидение будет этим занято, то этого будет мало. Люди должны видеть в нас помазание Божье...не бойся идти к людям...и просто говори «Я пришел за Вас помолиться. Высвобождайте свое помазание .Очень скоро тебе придётся взять в руки одну из книг, найти одного человека и

подарить ему эту книгу, и молиться за него и рассказать ему, когда будут телепередачи, и вручить ему диск, и потом привести его в церковь, нянчить его». Как видно из приведенного примера, повелительной форме глагола предшествует, как и на проповеди, длительный подготовительный этап, а потом предписан алгоритм действий.

Обратимся теперь к частоте употребления местоимений «Я», «Мы» и их производных.Как видно из таблицы 1, наибольшая частота употребления личного местоимения «Я», как и его производных, наблюдается в газетных статьях, а вот местоимений, сплачивающих («Мы», нас, наши и т.п.) больше в проповедях. Причем их количество значительно превышает таковое в газетных статьях. Это и понятно. Вместе с повторами, призывами к совместным действиям они, вероятно, и должны были выполнить главное предназначение проповедей - создать общность в секте (Рис. 1).

Рис. 1.Частота употребления категорий, создающих общность в секте

Однако возникает закономерный вопрос, а каково предназначение статей? Для того чтобы понять это, обратимся к их содержанию, отметив предварительно, что все они написаны в стиле рекламного жанра. Одна из них написана учителем воскресной школы секты, поэтому понятно, что она посвящена детям. Она, как и остальные статьи, своего рода «личная исповедь». Вторая и третья статьи - проповеди пасторов, но в отличие от проповедей в церкви, они тоже написаны скорее в стиле личной исповеди. Тоже касается и четвертой статьи, написанной как свидетельство члена секты. Она представляет собойисповедь в прошлых грехах и дурных намерениях, поэтому понятно, что она изобилует личными местоимения и содержит только одно упоминание местоимения«:Мы».

Что касается противопоставлений «Мы» и «Они», «поиска врагов», то здесь ситуация не столь однозначная. Они встречаются с одинаковой частотой в проповедях и статьях (по 3 раза). В проповедях они касаются тех, кто, исходя из Библии, не верит в святость Христа и одно - тех, кто притесняет самих сектантов. В личных исповедяходно касается противопоставления догм секты и основ религии, одно - противопоставление науке, которая не смогла справиться с болезнями члена секты, в то время как за время пребывания в рядах секты он вылечился от наркомании, туберкулеза, гепатита и даже рака. И, наконец, еще одно противопоставление - верующих неверующим.Таким образом, вопреки ожиданиям,противопоставлений и в проповедях, и в статьях - мало. Это единственное, что не отличает их друг от друга.

Обсуждение результатов. Понятно, что не сам факт принятия новой веры (любой человек вправе верить во что угодно), а те психические изменения и расстройства, которые возникают у адептов как результат участия в тоталитарных сектах, становятся причинами обращения за помощью к психологам и психотерапевтам. Однако вряд ли можно разработать эффективную систему психотерапевтических мероприятий бывших участников сект без углубленного понимания механизмов скрытой насильственной манипуляции, осуществляемой в сектах.

Результаты нашего исследования показывают, что газета, как информационный канал, обеспечивает своего рода подготовительный этап и в определенной степени удержание в секте, в то время как проповеди должны закрепить этот эффект - создать чувство избранности и принадлежности к данной общности.

Можно было бы предполагать, что именно на принижении значимости всего, что находится вне секты, строится ее общность. Точно также, как это делается в тоталитарных обществах, где четко определяется, что тот, кто с нами - друг, кто против - враг .Однаков нашем исследовании общность создается, прежде всего, элементами сплочения (повторами, совместными движениями и действиями). Противопоставлений немного, однако, они могут быть очень действенными. Подтверждением этому может служить то, что они усиливаются привлечением цитат из Библии, либо включением их в экзистенциальный контекст, как это делается в статьях, из чего становится ясно, что без секты - нет здоровой, полноценной жизни и т.п. Их небольшая частота употребления может, на наш взгляд, служить показателем умелого манипулирования адептами. Частое напоминание о том, что все вне секты - зло, может вызвать внутренний протест, как явное навязывание своей точки зрения, либо привлечь ненужное внимание к реальному, существующему вне секты, миру. Тем не менее, это не исключает того, что дальнейшее исследование, или включенное наблюдение могли бы несколько изменить полученные результаты по данному вопросу.

О манипулятивности организаторов секты может свидетельствовать и наличие императивных высказываний и других особенностей речевых воздействий на адептов, что согласуется с упомянутыми ранее исследованиями, показывающими, что для руководителей, обладающих манипулятивной направленностью в общении, свойственно воздействовать на каждого человека опосредованно, через группу,а также избегать в речи высказываний, адресованных отдельным членам группы. В нашем исследовании это нашло отражение в многочисленной апелляции к «Мы» и сопряженных с ним местоимений во время проведения служб.

В заключение можно отметить, что проведенное исследование позволяет говорить, чтоманипулятивные приемы, осуществляемые руководителями секты непосредственно и опосредованно (в прессе), в целом отличаются. Но они дополняют друг друга и в совокупности позволяют удерживать адептов в секте.

Литература

1. Габдулина Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

2. Гагарина И. Ю. Русское мистическое сектантство ХУШ - начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. Москва, 2011.

3. Кантеров И.Я. Тоталитарные секты и культы // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2008. - С. 1270. - 1520 с.

4. Кузьмин А. В. Деструктивные формы социализации молодёжи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах / А. В. Кузьмин // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 1. - С. 16-21.

5. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. Учебное пособие. Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. - 237 с.

6. Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Чеснокова И. А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Москва, 2005.

8. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.