нимательской активности населения более высоки в сравнении с другими муниципалитетами: Березники, Краснокамск, Кунгур, Горнозаводск, Ныт-ва, Очер, Пермь, Уинское, Кудымкар. Эти же муниципалитеты являются победителями конкурса муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства.
В среднем в муниципалитетах Пермского края наблюдается увеличение числа индивидуальных предпринимателей на 3-5 человек на 1000 населения, что в целом говорит об уже положительной динамике.
Как видно из рис. 1, самый высокий показатель количества зарегистрированных ИП на 1 тысячу жителей наблюдается в городском округе Пермь, Лысьвенском, Добрянском и Краснокамском районах, а самые низкие показатели - характерны для территории бывшего Коми-Пермяцкого округа, а также для Красновишерского, Александровского, Кизеловского муниципальных районов.
С принятием муниципальных программ планируется увеличить количество индивидуальных предпринимателей.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс РФ. - М.: Юрист, 2010.
2. Воронина К. Русский бизнес: надежда и угроза // Эксперт-Урал. -2010. - № 7. - С. 14-18.
3. www.g2b.perm.ru.
4. www.permstat.gks.ru.
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ
© Есенгалиева А.М.*
Академия государственного управления при Президенте РК, Республика Казахстан, г. Астана
В данной статье рассматривается современное состояние приграничного сотрудничества Казахстана и России в торгово-экономическом аспекте, факторы, сдерживающие его развитие и дальнейшие направления торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов двух государств.
История развития взаимоотношений Казахстана и России имеет глубокие корни. Мы, Казахстан и Россия, - в прошлом единая страна. У нас
* Аспирант кафедры «Экономика и финансы».
общая географическая среда, история и схожая ментальность. Главами наших государств 6 июля 1998 года была подписана уникальная Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированная на ХХ1 столетие, не имеющая аналогов во всём мире.
Необходимо отметить, что Казахстан и Россия страны - стратегические партнеры, которые ставят перед собой очень похожие цели: переход к «экономике знаний», кардинальное повышение конкурентоспособности экономики, которое выражается не только в высоких темпах экономического роста, но и в достойном уровне и качестве жизни населения.
Российская Федерация, на сегодняшний день, - важнейший экономический партнер Республики Казахстан. Об этом свидетельствуют цифры. По данным Торгово-промышленной палаты (ТИП) г. Алматы в первом квартале 2010 года товарооборот между 2-мя странами составил 3,3 млрд. долл., что на 59,8 % больше аналогичного периода за 2009 г. За первый квартал текущего года, в Россию экспортировано товаров отечественного производства на сумму 1,2 млн. долл. А импорт в Казахстан - 2 млрд. долл. Всего, по итогам 3-х месяцев товарооборот с Россией составил 17,6 % от объема внешней торговли Казахстана в 1-м квартале 2010 года [1].
В 2009 году, по официальным данным, на долю России от общего объема импорта Казахстана пришлось 31,3 %, от общего объема экспорта -8,2 % [2].
В казахстанско-российских отношениях особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству. Это объясняется протяженностью казах-станско-российской государственной границы, которая является самой длинной в мире, и составляет 7,5 тыс. км. А также тем, что в приграничье Казахстана проживают более 4 млн. человек, и 35 млн. человек проживают на российской стороне.
Путин В.В. в ходе совещания с руководителями приграничных областей России и Казахстана в Челябинске в мае 2005 г., оценил роль приграничного сотрудничества в общем контексте интеграционных усилий на постсоветском пространстве следующим образом: «Генератором экономической интеграции, несомненно, являются наши приграничные регионы. На их долю приходится более 50% всего двустороннего обмена товарами и услугами» [3].
Приграничное сотрудничество Казахстана и России базируется на следующих принципах:
- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств;
- мирное разрешение приграничных споров;
- взаимное уважение законодательств государств и международных договоров;
- ненанесение ущерба экономическим и другим интересам государств и др.
Приграничное сотрудничество Казахстана с Россией основывается на межгосударственном Договоре о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 9 января 2004 г., межправительственном Соглашении и Программе экономического сотрудничества на 2008-2011 гг., Программе приграничного сотрудничества регионов России и Казахстана на 2008-2011 гг. и ряде других документов. Об эффективности казахстан-ско-российского взаимодействия свидетельствует ежегодно увеличивающийся товарооборот.
Приграничная территория двух стран охватывает одиннадцать регионов с российской стороны и семь областей - с казахстанской. А именно, со стороны России, это: Республика Алтай, Алтайский край, Тюменская, Волгоградская, Новосибирская, Саратовская, Курганская, Астраханская, Челябинская, Омская, Оренбургская области. Со стороны Казахстана: Ак-тюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области.
Наиболее активно развивают торгово-экономические связи приграничные регионы Казахстана с Омской, Оренбургской, Астраханской, Челябинской, Новосибирской областями и Алтайским краем. Из областей России вывозятся готовый прокат черных металлов, трубы стальные, нефтепродукты, электродвигатели, автомобили, лесоматериалы, уголь, обувь, ткани и другие товары. В экспорте многих приграничных субъектов Федерации значительный объем приходится на продукцию нефтехимической промышленности (Волгоградская, Омская, Самарская области, Алтайский край - более 70 %).
Как правило, приграничные регионы стран, по базовым социально-экономическим показателям и условиям развития уступают центральным регионам, а также регионам, богатым природными ресурсами или расположенным вдоль транспортных магистралей. Большинство из них относятся к отсталым или депрессивным регионам. Эти обстоятельства ставят развитие приграничных территорий в число приоритетных направлений политики государств.
Следует также отметить, что приграничные регионы двух государств имеют различные потенциал и уровень экономического развития, природные и климатические условия. Данные различия могут выступать как условие, благоприятно влияющее на развитие малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест и углублению экономического сотрудничества административно-территориальных единиц Казахстана и России.
Так, по информации ТПП, на 1 декабря 2009 года зарегистрировано 3023 совместных предприятий с участием российского капитала. В основном они сотрудничают в сфере выращивания зерновых и зернобобовых культур, включая семеноводство, предоставление услуг по добыче нефти и газа, производство деревянных изделий, прочие виды издательской деятельности и в других областях. На территории России действуют 1160 со-
вместных казахстанско-российских предприятий, из них 450 работают в приграничной зоне. Среди которых такие крупные, как: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Кустанайского дизельного завода и другие.
Необходимо отметить, что динамичный характер развития казахстан-ско-российского приграничного сотрудничества также объясняется повышенным вниманием к этому процессу глав двух государств. Свидетельством тому являются проводимые Форумы руководителей приграничных регионов с участием Глав государств РК и РФ. Кроме того, по решению глав обоих государств создана постоянно действующая российско-казахстанская Межправительственная комиссия. В рамках неё действует подкомиссия по приграничному сотрудничеству, где и решаются вопросы двустороннего приграничного сотрудничества.
Вместе с тем, наряду с позитивными процессами, можно выделить ряд факторов, сдерживающих развитие приграничного сотрудничества Казахстана с Россией:
- отсутствие взаимоувязанных согласованных режимов и регламентов использования приграничных городов и территорий, гарантирующих устойчивость, безопасность и взаимовыгодную эффективность функционирования территорий;
- отсутствие согласованной программы взаимовыгодного использования инвестиционного потенциала приграничных регионов на основе принципов партнерства, координации и специализации;
- имеющиеся административные барьеры на некоторых границах между государствами;
- несовместимость структур органов администрации и местного самоуправления между странами, сфер полномочий и способов финансирования местного самоуправления;
- проблемы с координацией совместных действий;
- низкий уровень инфраструктуры туризма и нескоординирован-ность взаимовыгодного использования туристско-рекреационного потенциала приграничных регионов;
Торгово-экономическое взаимодействие сдерживается также такими факторами, как недостаточное знание возможностей партнеров, отсутствие механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров, высокие транспортные тарифы и цены. Недостаточно используются имеющиеся возможности для продвижения региональных проектов в области топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов, черной металлургии, производства оборудования и станкостроения.
Как предлагает депутат Сената Парламента РК А. Башмаков, по всему периметру нашей границы можно создать «ЕврАзЭСрегионы». Это копии еврорегионов - самых современных экономико-пограничных образований.
Положительный опыт их работы накоплен в Польше, Германии и других странах Европы. Создаются они в приграничных районах двух стран, работают на собственной нормативной базе, но при строгом соблюдении законов сопредельных стран. Здесь беспрепятственно осуществляются торговые, экономические, гуманитарные и культурные контакты. Они имеют свой фонд и право им распоряжаться. В настоящее время подобные объединения можно создать в таких регионах, как:
1. район Восточно-Казахстанской области и Алтайского края;
2. район Павлодарской, Северо-Казахстанской и Кустанайской областей Казахстана и Омской, Тюменской и Курганской областей Российской Федерации;
3. приграничный участок Западно-Казахстанской, Актюбинской областей от Казахстана и Оренбургской со стороны России. Причем здесь уже существует технологическая замкнутость, когда сырье (нефть, газ) добывается в Казахстане, а переработка идет в России [4].
Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов должно стать решение следующих задач, предусмотренных рядом программ приграничного сотрудничества сопредельных государств:
- развитие структурообразующих производств и обеспечение их необходимыми ресурсами, определение путей и форм долевого участия в прямых производственных связях;
- согласование концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики приграничных регионов;
- гармонизация и упрощение погранично-таможенных процедур;
- реализация совместных межрегиональных проектов и программ;
- совершенствование регионального и местного хозяйственного законодательства.
В целях более интенсивного приграничного сотрудничества стран было бы целесообразно:
- разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;
- разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;
- создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по приграничному сотрудничеству;
- разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества [5].
Таким образом, продуманная система приграничного сотрудничества, основанная на унифицированной и благоприятной правовой базе, базирующаяся на принципах «народной дипломатии», является важнейшим условием развития экономики и общественной среды сопредельных стран.
Список литературы:
1. Маратова А. Товарооборот между Казахстаном и Россией превысил 3 млрд. долл. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wfin.kz/node/ 9234.
2. Внешнеторговый оборот Казахстана за 2009 г. Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e.gov.kz.
3. Сайт Президента РФ. Стенографический отчет о совещании с руководителями приграничных областей России и Казахстана, 17 май 2005 г., Челябинск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kreralin.ru/text/ арреате/2005/05/88318^Ыт1.
4. Башмаков А.А. Приграничное сотрудничество Казахстана и России как важный фактор укрепления двухсторонних отношений // Сборник материалов международной научной конференции «Казахстан и Россия: перспективы стратегического партнерства». - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006.
6. www.cis.minsk.by.
РЫНОК ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА1
© Катаева Ю.В.*
Пермский государственный университет, г. Пермь
В статье рассматривается место рынка жилищного строительства в социально-экономической системе региона с точки зрения выполняемых рынком функций и достигаемых целей. Обосновывается региональный характер исследования рынка жилищного строительства.
Рынок жилищного строительства как социально-экономическая подсистема региона вызывает импульсы экономического роста, которые распространяются на основе интеграционно-иерархических связей через си-нергетическо-мультиплитивный эффект на другие подсистемы региональной экономики (рис. 1). Развитие рынка стимулирует появление и внедрение инноваций в области строительных технологий, конструкций, проектных решений, финансирования жилищного строительства, оказывая тем самым стимулирующее влияние на другие подсистемы региона. Это ори-
1 Статья подготовлена за счет средств гранта РГНФ 09-02-82203 а/у «Формирование и регулирование конкурентной среды на региональном рынке жилищного строительства».
* Старший преподаватель кафедры Экономической теории и отраслевых рынков.