Научная статья на тему 'Томский губревком чрезвычайный орган государственной власти (декабрь 1919 г. Октябрь 1920 г. )'

Томский губревком чрезвычайный орган государственной власти (декабрь 1919 г. Октябрь 1920 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / TOMSK PROVINCE / REVOLUTIONARY COMMITTEE / CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куренков Артем Валериевич

Исследуются правовой статус, состав, структура, основные формы и методы работы Томского губернского революционного комитета, являвшегося чрезвычайным органом государственной власти на территории обширной Томской губернии на заключительном этапе Гражданской войны. Освещены причины, приведшие к его созданию, обозначены принципиальные отличия от конституционных органов власти, проанализирована нормативная база, положенная в основу деятельности органа. Показана руководящая роль губернского комитета партии в работе ревкома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomsk provincial revolutionary committee extraordinary organ of state power (December 1919 October 1920)

After Tomsk province was freed from the White Guard troops in December 1919 Bolsheviks began to restore the provincial government. However, due to the unstable socio-economic situation and the possibility of anti-soviet action, state power was concentrated in hands of the provincial revolutionary committee formed on December 25, 1919 for ten months. The committee was an extraordinary organ of state power with extensive power in the field of civil and military administration. Its members were not elected but appointed by higher authorities and, above all, the Siberian revolutionary committee, which the Tomsk revolutionary committee was under the direct subordination to. The provincial committee had a right to form revolutionary committees of counties and administrate their activity. Functioning of the provincial revolutionary committee proceeded on the basis of the Statute of the revolutionary committees approved by the Central executive committee and the Council of Defence on October 24, 1919. However, the absence of the most important questions (regarding the structure, competencies, roles and responsibilities of the revolutionary committees) noticeably reduced the legal significance of this act and did not allow to apply its requirements in practice. In the period of the revolutionary committee administrative activity the centre of Tomsk Province was temporary moved to Novonikolayevsk. This required a very complicated organizational restructuring of the revolutionary committee. As a result, Novonikolayevsk revolutionary committee was turned into a province committee and Tomsk revolutionary committee reduced its authority to the county level. Periodical change of its members was a characteristic feature of the revolutionary committee. During the whole period of existence of the revolutionary committee some professional Bolsheviks were among its members: V. Shumkin, A. Karlov, F. Krylov, M. Levitin, N. Kalashnikov, G. Sobolevski, B. Shumyatsky, M. Sumetsky, A. Belenets, F. Orlov, J. Poznansky. Work forms of the revolutionary committee included meetings of the presidium, the revolutionary committee meeting with department heads and representatives of concerned agencies, the economic conference. All major actions that took place in the revolutionary committee were to have had the sanction of the provincial party committee. Possibility of party interference in the work of soviet authority was achieved by entry of the party members to the revolutionary committee and vice versa. By the autumn of 1920 the situation in the province allowed to move the administration from extraordinary organs of state power to the constitutional ones. At the first Congress of the provincial councils held on October 25-28 the provincial executive committee of soviets of workers, peasants and Red Army deputies was elected. The revolutionary committee gave full power to the new institution and ceased to exist.

Текст научной работы на тему «Томский губревком чрезвычайный орган государственной власти (декабрь 1919 г. Октябрь 1920 г. )»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 61-64

УДК 94“19”(571.16)

А. В. Куренков

ТОМСКИЙ ГУБРЕВКОМ - ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

(ДЕКАБРЬ 1919 г. - ОКТЯБРЬ 1920 г.)

Исследуются правовой статус, состав, структура, основные формы и методы работы Томского губернского революционного комитета, являвшегося чрезвычайным органом государственной власти на территории обширной Томской губернии на заключительном этапе Гражданской войны. Освещены причины, приведшие к его созданию, обозначены принципиальные отличия от конституционных органов власти, проанализирована нормативная база, положенная в основу деятельности органа. Показана руководящая роль губернского комитета партии в работе ревкома.

Ключевые слова: Томская губерния; революционный комитет;

В течение декабря 1919 г. территория Томской губернии была освобождена от колчаковских войск. Большевики получили возможность приступить к восстановлению ликвидированных в конце весны - начале лета 1918 г. советских органов власти. Однако целый ряд обстоятельств создавал значительные препятствия на этом пути. Прежде всего на территории губернии находились остатки войск белогвардейцев, чья антисоветская настроенность вызывала серьезные опасения у большевистского руководства. К тому же обусловленная боевыми действиями и в силу этого нестабильная социально-экономическая обстановка требовала максимальной централизации государственной власти и оперативной мобилизации людских и материальных ресурсов для налаживания промышленного производства, восстановления транспорта, борьбы с эпидемией тифа, ликвидации последних очагов Гражданской войны. Наконец, продовольственный кризис заставлял большевиков изыскивать специфические формы организации власти, при которых была бы возможность в максимально короткие сроки с использованием мер принуждения произвести заготовку продовольствия и снабдить им как местное население, так и голодавшие регионы страны. В этих условиях 25 декабря 1919 г. на совместном заседании представителей Сибирского бюро ЦК РКП(б), Сибирского революционного комитета, Реввоенсовета 5-й армии и руководства Томской большевистской организации был сформирован Томский губернский революционный комитет в составе председателя Чистякова и членов А.П. Карлова и Ф.А. Крылова [1. С. 54].

Стоит отметить, что история этого органа власти, образованного в один из наиболее сложных периодов жизни крупнейшего региона, не стала объектом специального исследования. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ряде обобщающих работ по истории Гражданской войны и революционных органов власти в Сибири, истории Томской области, города Томска. В данной статье исследуются правовой статус, состав, структура, основные формы и методы работы Томского губернского революционного комитета на протяжении всего периода его существования - с декабря 1919 г. по октябрь 1920 г.

Непосредственная деятельность ревкома началась на следующий день после его создания - 26 декабря 1919 г. Об этом свидетельствовал изданный комитетом приказ № 1. Однако вместо Чистякова, отсутствовавшего на тот момент в городе, пост председателя занял

Гражданская война.

В.Г. Шумкин [2. С. 515]. В этот же день на совместном заседании ревкома с членами Томского губбюро РКП(б) были образованы основные отделы Томского губревкома и определено их руководство: отдел управления (Ф.А. Крылов); отдел социального обеспечения (коллегия в составе председателя Архангелова и члена Виленской); отдел труда (коллегия в составе председателя Кельмана и членов А.Е. Гуревича и Новинкина); финансовый отдел (В.П. Зылев); отдел народного просвещения (К.М. Молотов); коммунальный отдел (коллегия в составе председателя Я. Д. Янсона и члена Л.М. Шапиро); отдел здравоохранения (П. Бернштейн); губернский совет народного хозяйства (губсовнархоз) (коллегия в составе председателя С. А. Дитмана и членов Т.Д. Екишева, Зубжицкого и Гомели); губернский продовольственный комитет (губпродком) (коллегия в составе председателя Розанова и члена Э.М. Штрауха); губернский военный комиссариат (губвоенкомат) (П. Ануфриев); губернская следственная комиссия (коллегия в составе председателя И.С. Дмитриева и членов Н.М. Плаксина, Быстрицкого, Зеленина и Фофанова) [3. 27 дек.; 4. С. 13].

Во главе отдела, как правило, находилась коллегия, включавшая в себя заведующего отделом (председателя) и его ответственных сотрудников (членов). В некоторых случаях коллегии не создавались, а руководство отделом было сосредоточено в руках одного человека. Отделы, в свою очередь, делились на более мелкие специализированные подотделы. К примеру, отдел управления, будучи самым важным подразделением ревкома, включал в себя такие подотделы, как милиция, бухгалтерия, информационно-инструкторский, управление делами, управление ЗАГСа. Подотделы могли включать в себя секции или отделения. Повседневная работа ревкома была сосредоточена в президиуме, состоявшем из председателя комитета и его членов.

Томский ревком непосредственно подчинялся Сибревкому и имел право создавать уездные революционные комитеты. В отличие от советов, члены революционного комитета не избирались, а назначались вышестоящими структурами. Это позволяло устанавливать персональную ответственность за правильное и своевременное выполнение ревкомом своих основных задач. Определенные различия присутствовали в методах работы конституционного и чрезвычайного органов власти. Для революционного комитета было характерно сочетание традиционных методов, основанных

на обсуждении решений и коллегиальности, и чрезвычайных, предполагавших различного рода приказы, мобилизации и милитаризацию, принуждения.

Практика революционных комитетов получила весьма широкое распространение на территории всего государства. В этой связи перед большевистским руководством возникла задача нормативно закрепить статус данных органов власти. 24 октября 1919 г. ВЦИК и Совет обороны совместно утвердили «Положение о революционных комитетах», согласно которому ревкомы образовывались «для упорной обороны против врага и поддержания революционного порядка» [5. Т. 6. С. 225]. Документ гласил, что такие органы могли быть созданы: в местностях, освобожденных от неприятеля; в прифронтовой полосе; в тылу. События декабря 1919 г. в Томске, приведшие к освобождению города, а вслед за ним и территории всей губернии от колчаковцев, позволяют с уверенностью отнести Томский губревком к первому типу ревкомов.

Однако с правовой точки зрения данное Положение имело существенные недостатки. Вполне можно согласиться с утверждением Г.И. Литвиновой о том, что оно «устанавливало лишь общие задачи и принципы организации ревкомов, их примерный состав, не регламентируя детально структуру, а также компетенцию и функции каждого отдела» [6. С. 34]. В свою очередь, Н.Ф. Бугай, по нашему мнению, несколько преувеличивает юридическую ценность упомянутого документа, заявляя о том, что Положение «устанавливало единую систему организации ревкомов на всей территории, устраняло трения между военными и гражданскими органами, определяло основные направления работы ревкомов в военных условиях» [7. С. 30].

Ревкомы, несмотря на временный характер, являлись органами государственной власти, на них распространялись многие правовые нормы, регулировавшие деятельность Советов и исполкомов. Так, на VII Всероссийском съезде советов, состоявшемся 5-9 декабря 1919 г., делегатами было принято постановление «О советском строительстве», в котором пятый пункт целиком посвящался исполнительным комитетам. В частности, губисполкомам предоставлялось право контролировать деятельность всех правительственных учреждений, в том числе и тех, которые не являлись отделами комитетов, за исключением воинских подразделений. При губисполкомах учреждалось 15 отделов: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, совет народного хозяйства, здравоохранения, статистики, чрезвычайная комиссия, коммунальный [8. С. 114]. В январе 1920 г. эта же структура была продублирована в циркулярном письме Сибревкома [9. С. 37].

В целях уточнения правового статуса революционных комитетов в конце июля 1920 г. Сибревком издал распоряжение «О деятельности ревкомов и их взаимоотношении с отделами». В нем центральный властный орган края определил основные задачи комитетов: проведение в жизнь постановлений и распоряжений высших органов советской власти; принятие необходимых мер в целях экономического и культурного развития

подведомственной им территории; решение всех вопросов, имевших местный характер; объединение всей советской работы на подведомственной территории. Ревкомам ставилось в обязанность исполнять все постановления и предписания соответствующих наркоматов, отделов вышестоящих ревкомов и местного ревкома. В распоряжении особо оговаривалось, что все мероприятия, проводимые отделами ревкомов по поручению центральных органов, в подтверждении местного комитета не нуждаются. В противоположность этому шаги, предпринимаемые отделами без прямой санкции центральных органов, в обязательном порядке должны были согласовываться с соответствующим ревкомом [10. С. 192]. Еще до появления этого распоряжения Томский губревком в своем постановлении от 14 июня 1920 г., памятуя о необходимости централизации власти, указал на недопустимость издания отделами приказов без предварительного уведомления комитета [11. Л. 26 об.].

23 декабря 1919 г. Сибревком принял решение о переносе центра Томской губернии в Новониколаевск [9. С. 36]. Это повлекло за собой серьезную организационную перестройку губернского аппарата власти. Лишь к середине января 1920 г. были созданы необходимые условия для управления губернией из нового города, что нашло свое отражение в приказе Новониколаевского ревкома от 10 января 1920 г., в котором он потребовал от своих отделов немедленно развернуть деятельность в губернском масштабе и установить связь с соответствующими уездными отделами. В приказе также сообщалось о том, что председателем ревкома отныне становится М. Ф. Левитин, членами -Н.Г. Калашников и Г.К. Соболевский [12. Л. 50]. В результате Томский ревком потерял статус губернского органа, превратившись в один из уездных революционных комитетов. Однако к весне 1920 г. советское и партийное руководство Сибири признало ошибочным присвоение Новониколаевску статуса губернского города. Постановлением Сибревкома от 27 апреля 1920 г. административный центр региона перемещался обратно в Томск, утверждался и новый состав губернского ревкома: председатель Б.З. Шумяцкий, члены М.И. Су-мецкий и А.И. Беленец [13. Л. 2].

К маю 1920 г. в структуре ревкома были образованы шесть новых отделов: рабоче-крестьянской инспекции, народной связи, земельный, юстиции, а также комитет по проведению всеобщей трудовой повинности и статистическое бюро. Помимо этого произошли заметные изменения в кадровом составе чрезвычайного органа. Состав отделов Томского губернского революционного комитета и их руководство в мае 1920 г. были такими: отдел управления (Ф.Е. Орлов); отдел труда и социального обеспечения (коллегия в составе председателя Е.В. Лосевича и членов Васенина и Кельмана); финансовый отдел (М.П. Рудаков); отдел народного образования (коллегия в составе председателя В.Е. Никитина и членов Замараева и Гана); коммунальный отдел (коллегия в составе председателя Н.М. Плаксина и членов Л.М. Шапиро и Письменного); отдел здравоохранения (П. Бернштейн); отдел рабоче-крестьянской инспекции (коллегия в составе председателя Замчалки-на и членов М.Г. Веркутиса и Казанцева (в качестве их

заместителей - А.И. Архангельский и Нефедов); отдел народной связи (Величковский); земельный отдел (В.И. Жилин); отдел юстиции (С.В. Александровский); комитет по проведению всеобщей трудовой повинности (коллегия в составе председателя Фабриканта и членов Ф.Е. Орлова и Инзеля); статистическое бюро (В.Я. Нагнибеда); совет народного хозяйства (коллегия в составе председателя Семенюка и членов Л.Я. Буткевича и Зубжицкого); продовольственный комитет (Иванов-Павлов); военный комиссариат (А.М. Атрашкевич); чрезвычайная комиссия (М.Д. Берман) [14. Л. 1-1 об.; 15. С. 88; 4. С. 64].

6 мая 1920 г. состоялось заседание революционного комитета, на котором было заявлено о том, что количество сотрудников ревкома является вполне достаточным для организации работы в губернском масштабе. Всем отделам, за исключением находившихся в Ново-николаевске продовольственного и военного, рекомендовалось начать работу на общегубернском уровне. Кроме этого, в связи с отсутствием А.И. Беленца в состав ревкома на правах члена был введен Ф.Е. Орлов, возглавивший отдел управления вместо откомандированного в губернскую партийную организацию Ф.А. Крылова [14. Л. 1-1 об.]. Во второй половине мая А.И. Беленец возвратился в Томск, Ф.Е. Орлов был освобожден от обязанностей члена ревкома, сохранив должность заведующего отделом управления и став заместителем М.И. Сумецкого [16. Л. 9].

В конце июня 1920 г. из Новониколаевска в Томск был перемещен губернский продовольственный комитет. Прибыл и его заведующий Иванов-Павлов [17. Л. 40 об.]. Приблизительно в это же время в Томске начал свою работу губернский военный комиссариат во главе с А.М. Атрашкевичем. Помимо отделов при революционном комитете создавались различные комиссии, наделенные чрезвычайными полномочиями. Опираясь на декрет Совета народных комиссаров «О реквизициях и конфискациях» от 16 апреля 1920 г., Томский ревком 26 мая 1920 г. образовал комиссию по реквизициям и конфискациям из представителей губревкома, губсовнархоза и Томского упродкома под председательством сотрудника губЧК Е.И. Мараева [18. Л. 14]. Острый дефицит свободных городских помещений, необходимых для советских органов, обусловил создание 3 июня чрезвычайной жилищной комиссии в составе представителей губревкома, Томского увоенкомата и жилищного подотдела коммунального отдела под руководством М.Г. Веркутиса [19. Л. 16]. 14 июня при губернской ЧК под председательством члена губЧК Б. А. Бака была сформирована чрезвычайная комиссия по борьбе с поджогами и пожарами, в которую вошли представители губревкома, Томского увоенкомата, губсовнархоза и коммунотдела [20. Л. 26]. Поводом для ее создания послужил возникший 12 июня пожар на спичечной фабрике «Заря», в результате которого был нанесен значительный ущерб городскому хозяйству.

Летом 1920 г. в составе ревкома произошли очередные изменения. 3 июня председатель Сибревкома И.Н. Смирнов направил в адрес Томского губревкома телеграмму, в которой содержалось решение центрального комитета партии об отозвании Б.З. Шумяцкого с

должности руководителя ревкома и назначении на эту должность Я.М. Познанского. Членами комитета по-прежнему оставались М.И. Сумецкий и А.И. Беленец. Но в связи с отсутствием на тот момент М.И. Су-мецкого функции члена временно передавались Ф.Е. Орлову [21. Л. 18]. С приездом в конце июля М.И. Сумецкого Ф.Е. Орлов сложил с себя полномочия члена ревкома, сохранив пост заведующего отделом управления [22. Л. 91].

Основной формой работы ревкома являлись заседания его президиума, в компетенцию которых входило решение любых вопросов в той или иной области деятельности чрезвычайного органа. Раз в неделю устраивались заседания ревкома с заведующими отделами и представителями заинтересованных ведомств [10.

С. 189]. Для более эффективной хозяйственной деятельности комитета при нем было образовано постоянное совещание в составе заведующих (или их заместителей) отделами народного хозяйства, земельного, труда, коммунального и губпрофсовета. По мере необходимости могли приглашаться представители и других ведомств. На совещании предполагалось рассматривать вопросы учета и распределения рабочей силы, определять образцовые предприятия в целях снабжения их рабочими кадрами и другими средствами. Решением комитета совещание собиралось раз в неделю по вторникам [23. Л. 32 об.].

С момента своего появления и вплоть до упразднения революционные комитеты функционировали под контролем партийного аппарата. Томский ревком не являлся в этом отношении исключением. Одним из способов партийного вмешательства в работу революционного органа являлось вхождение членов губкома в ревком, а членов ревкома - в губком. К примеру, председатель ревкома Б.З. Шумяцкий, занимавший эту должность в течение мая 1920 г., одновременно возглавлял Томское губернское бюро РКП(б) [15. С. 280]. Более того, в августе 1920 г. руководящая роль губернского комитета партии была официально закреплена в протоколе совместного заседания представителей Сибирского бюро ЦК, президиума партийного комитета и ревкома. В нем говорилось: «Взаимоотношения губко-ма и губревкома определяются строгим согласованием всех мероприятий, что осуществляется рядом совместных заседаний и вхождением предгубревкома в состав губкома, никакие разногласия, возможные между губ-комом и губревкомом, не выходят за пределы этих организаций. Все мероприятия губревкома пользуются полной поддержкой губкома, как предварительно обсуждающиеся и подтвержденные» [24. Л. 33]. В этот же день в президиум губкома с правом совещательного голоса был введен председатель губернского революционного комитета Я.М. Познанский [25. Л. 16 об.].

Надзорные функции партийного центра губернии по отношению к революционному комитету прослеживаются также в одном из решений президиума губкома, согласно которому губревкому за неисполнение его распоряжений рекомендовалось привлекать к строжайшей ответственности заведующих отделами и доводить информацию об этом до сведения губкома [26. Л. 6]. К октябрю 1920 г. в структуре губернского революционного комитета по-прежнему продолжали функцио-

нировать 16 отделов. Однако в очередной раз на должности заведующих некоторыми отделами были назначены новые лица: отдел управления (Ф.Е. Орлов); отдел труда и социального обеспечения (Васенин); финансовый отдел (М.П. Рудаков); отдел народного образования (В.Е. Никитин); коммунальный отдел (Леуд); отдел здравоохранения (П. Бернштейн); отдел рабоче-крестьянской инспекции (Замчалкин); отдел народной связи (Величковский); земельный отдел (В.И. Жилин); отдел юстиции

(С.В. Александровский); комитет по проведению всеобщей трудовой повинности (Е. В. Лосевич); статистическое бюро (Зверев); совет народного хозяйства (Я.М. Щербинин); продовольственный комитет (Иванов-Павлов); военный комиссариат (В.И. Репин); чрезвычайная комиссия (С.Г. Чудновский) [27. Л. 5, 6, 16, 22; 4. С. 72].

К концу октября 1920 г. советский аппарат в губернии значительно окреп. Советское и партийное руководство посчитало возможным перейти от чрезвычайных органов власти к конституционным. По справедливому замечанию В. И. Шишкина, «создание конституционных органов государственной власти как бы венчало собой всю предшествующую деятельность ревкомов, подводило окончательные итоги их работы и вместе с тем открывало новую страницу в истории советского строительства в Сибири» [10. С. 268]. 25-

28 октября 1920 г. в Томске состоялся первый губернский съезд советов, на котором был избран губернский исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в количестве 27 человек [28. 29 окт.]. 29 октября на его первом пленарном заседании последовало заявление Я.М. Поз-нанского о переходе государственной власти в губернии к губисполкому и о прекращении функционирования губернского революционного комитета. Все заведующие отделами ревкома за исключением главы отдела здравоохранения были утверждены в должностях заведующих отделами губисполкома. Руководство отделом здравоохранения было поручено М.С. Хаскину [29. Л. 153-153 об.]. Таким образом, Томский губернский революционный комитет представлял собой временный орган государственной власти, сформированный в условиях ликвидации колчаковщины и восстановления советского режима в губернии. На протяжении десятимесячного существования ревкома периодически обновлялся его кадровый состав, расширялась структура, шел поиск наиболее приемлемых форм работы. Неизменным оставался лишь чрезвычайный характер деятельности ревкома, который отчасти был унаследован сменившими его конституционными структурами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ларьков Н.С. Декабрьские события 1919 г. в Томске // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 3 (15). С. 46-56.

2. Борьба за власть Советов в Томской губернии (1917-1919 гг.) : сб. документальных материалов. Томск, 1957.

3. Знамя революции (Томск). 1919.

4. Голоскоков И.В., Уйманов В.Н. На страже: очерки истории Томских органов госбезопасности в биографиях их начальников. Томск, 2008.

5. Декреты Советской власти. М., 1973.

6. Литвинова Г.И. Революционные комитеты в годы гражданской войны. М., 1974.

7. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти: ревкомы. 1918-1921 гг. М., 1990.

8. Съезды Советов РСФСР и автономных республик РСФСР. 1917-1922 гг. : сб. документов. М., 1959.

9. Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 - декабрь 1925 : сб. документов и материалов. Новосибирск, 1959.

10. Шишкин В.И. Революционные комитеты Сибири в годы гражданской войны (август 1919 - март 1921 гг.). Новосибирск, 1978.

11. Постановление Томского губревкома от 14 июня 1920 г. // ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

12. Приказ Новониколаевского губревкома от 10 января 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 24.

13. Выписка из протокола заседания Сибревкома от 27 апреля 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 8.

14. Постановление Томского губревкома от 6 мая 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

15. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000.

16. Постановление Томского губревкома от 19 мая 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

17. Постановление Томского губревкома 25 июня 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

18. Постановление Томского губревкома от 26 мая 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

19. Постановление Томского губревкома от 3 июня 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

20. Постановление Томского губревкома от 14 июня 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

21. Постановление Томского губревкома от 8 июня 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

22. Постановление Томского губревкома от 28 июля 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

23. Постановление Томского губревкома от 18 июня 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

24. Протокол совместного заседания представителей Сиббюро, президиума Томского губкома РКП(б) и Томского губревкома от 10 августа

1920 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 19.

25. Протокол заседания президиума Томского губкома РКП(б) совместно с представителями центра от 10 августа 1920 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 1.

Оп. 1. Д. 21.

26. Протокол заседания президиума Томского губкома РКП(б) от 2 августа 1920 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21.

27. ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 32.

28. Знамя революции (Томск). 1920.

29. Протокол пленарного заседания Томского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских де-

путатов от 29 октября 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-53. Оп. 1. Д. 14.

Статья представлена научной редакцией «История» 21 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.