УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.55 Щ 95
Щукин Александр Меджидович, ассистент кафедры гражданского права и процесса филиала ФГБОУВПО «РГСУ», e-mail:[email protected].
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
(рецензирована)
В статье автор рассматривает толерантность как терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Подчеркивается, что к основным принципам толерантности относятся: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Ключевые слова: толерантность, ценность, культура, мораль, этнос, государство.
Shchukin Alexander Medzhidovich, assistant of the Department of Civil Law and Procedure of the Branch of FSBEIHPO ”RSSU», e-mail: [email protected].
TOLERANCE IN THE SYSTEM OF LEGAL VALUES OF YOUTH
(reviewed)
In this paper the author considers tolerance as tolerance for different lifestyles, behaviors, customs, feelings, opinions, ideas and beliefs. It’s been emphasized that the basic principles of tolerance are: respect, acceptance and appreciation of the rich diversity of our world's cultures, of the forms of expression and ways of being human, harmony in diversity, achieving peace and promoting a culture ofpeace replacing the culture ofwar.
Key words: tolerance, values, ulture, ethics, ethnicity, nation.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени. Толерантность - это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов - отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в следующих перечисленных аспектах:
• социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к специфическим особенностям друг друга;
• уважение и признание равенства;
• уход от доминирования и насилия;
• признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
• готовность принять другого таким, какой он есть;
• способность к сочувствию, сопереживанию;
• умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и
насилия;
• готовность к взаимодействию на основе согласия, без ущемления собственных интересов, с правом отстаивания интересов.
В отношении каждого объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безопасности данного объекта, будь то отдельный индивид или социальная группа. В соответствии с этим выделяют основные функции толерантности:
• гуманитарная - направлена на формирование ценностных ориентаций и интересов субъекта;
• идентификации - выступает как способ приобщения себя к какой-либо группе, соотнесение своей позиции с групповыми, порождает способность к рефлексии, стремление расширить информационное поле взаимодействия;
• социально-адаптивная - гармонизирует отношения субъекта с окружающей средой, позволяет реально оценивать свой субъективный потенциал, создавать базу для собственного саморазвития.
Кроме того, обнаруживаются следующие структурные компоненты толерантности:
• когнитивно-ценностный - выполняет миссию содействия формированию личности (значимой системы, ценностных ориентаций), характеризует качество мировосприятия и мироотношения;
• интегративный - обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, так и индивида;
• мотивационно-потребностный - состоит в формировании нравственного критерия «толерантность» с целью социальной адаптации [4].
Как социологический феномен толерантность можно охарактеризовать как:
1) позицию, отношение индивида (группы) к другому индивиду (группе), выраженную в поведении на основе ценностного восприятия;
2) характеристику нравственного поведения, основанного на представлении об идеалах;
3) интегрирующее социальное взаимодействие на основе единой ценностно-установоч-ной системы, направленное на солидарность и гармоничное сосуществование.
Толерантность выполняет функцию формирования нравственной позиции личности, возможности ее нравственной самореализации (социальный тип «толерантная личность», т.е. позиция индивида к разным явлениям, мотивируемая его ценностными ориентациями и связанная, следовательно, с полученным воспитанием и культурным уровнем), функцию интеграции общества, а также регулятора человеческой жизни в целом.
Наличие и неуклонный рост разнообразия, различий между отдельными индивидами, этносами, религиями и культурами объективно порождают потребность в их бесконфликтном сосуществовании. Для реализации этой потребности естественным образом объективно сложился механизм толерантности, который представляет собой форму цивилизованного компромисса между признанием различий и готовностью к их уважительному восприятию, признанию их права на существование.
Значение понятия «толерантность» указывает на то, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление.
Объективно толерантные отношения вынужденно устанавливались и длительное время сохранялись между разными государствами, этносами, культурно-историческими образованиями с древнейших времен. Однако широкое употребление понятия «толерантность» началось в эпоху религиозных европейских войн, когда стало очевидным, что ни католики, ни протестанты не в силах одержать победу в борьбе друг с другом. Тогда они вынуждены были согласиться на компромисс, допускающий возможность их взаимного сосуществования. В более поздние исторические эпохи принцип толерантности значительно расширил свое содержание и получил распространение в культурах многих народов [1].
Испокон веков проблема взаимодействия представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решалась не на основе гуманистического диалога, единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть.
Однако в современных условиях данный способ утверждения особого восприятия мира становится все менее возможным. Всякая попытка ликвидации специфического ведет к тому, что один из партнеров - отдельный человек, социальная общность - становится лишь винтиком некой машины, исполнителем чьей-то воли. Нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности. Поэтому, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить свою единичность; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.
Толерантность представляет собой определенную ценностную основу существования как личности, так и общества, именно ценности позволяют обществу выйти за пределы своей культуры, оценивать себя извне. Необходимость соблюдения членами разных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной. Но практика свидетельствует о том, что толерантность труднодостижима в силу существования разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Поэтому рассмотрение феномена толерантности в перспективе ценностной ориентации человеческого существования позволяет понять саму толерантность в качестве одной из важнейших аксиологических форм, организующих совместную человеческую жизнедеятельность.
В систему толерантных отношений следует включить следующие ценности:
1) ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;
2) ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;
3) ценность следования нормам права;
4) ценность сострадания, сопереживания, сочувствия, солидарности;
5) ценность доброты, взаимного уважения, взаимного понимания.
Толерантность выступает фактором социальной регуляции поведения молодежи, однако без различных условий толерантность во всех ее проявлениях приняли лишь 40% респондентов проведенного
нами исследования. Предвзято относятся к:
• представителям другой национальности - 10%;
• человеку, исповедующему другую религию - 5%;
• представителям другой расы - 5%;
• мигрантам - 15%;
• людям других политических взглядов - 10%;
• представителям нетрадиционной сексуальной ориентации - 60%.
(Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать два и более варианта
ответа.)
Таким образом, эмпирическое изучение толерантности позволяет говорить о несформированной диспозиционной готовности молодежи к проявлению терпимости, что говорит либо о невысоком уровне культуры, и в частности - правовой культуры, либо о недостаточном внимании к проблемам толерантности со стороны федеральных и муниципальных властей (рис. 1).
Рис. 1.
1 - просветительские теле- и радиопередачи (20%);
2 - статьи в печатных СМИ, способствующие снижению социальной напряженности (20%);
3 - культурно-массовые мероприятия, проводимые в Вашем населенном пункте (20%);
4 - не сталкивался ни с одним (25%);
5 - со всеми вышеперечисленными (15%).
* Авторское исследование. Объем выборки - 1200 человек. Тип выборки - квотная, случайная.
Толерантность представляется универсальной ценностью, которую необходимо симво-лизировать в материале конкретных культур, чтобы наполнить значимым содержанием. Это возможно при выявлении начал,
принципов в той или иной культуре, позволяющих осуществить символизацию; тем самым толерантность существует в виде моделей толерантности, производимых от этих «начал» [5]. Аксиологические формы создают особое «пространство» культуры, пространство свободного выбора идеалов и ценностей, в котором реализуется свобода как суть человеческой природы. С этих позиций толерантность необходимо понимать как незыблемое правило, как свободный и ответственный выбор человека, но никак не принудительное требование. Толерантность, как ценность, есть один из модусов осуществления свободы в существовании человека среди людей. Сущность этого модуса определена тем, что толерантность реализуется в совместном бытии людей как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям. Именно ориентация на ценность другого составляет сущность толерантности как ценности [2].
С точки зрения определенного социального механизма, толерантность, с одной стороны, способствует самосохранению через активное принятие этнического многообразия мира, а с другой - вызывает сопротивляемость насильственному воздействию. Сопротивление для толерантных отношений приемлемо в границах применения ненасильственных методов.
Внутренняя противоречивость толерантности как моральной ценности вытекает из природы морали, обусловленной соединением двух начал: личностной автономии и нравственной нормативности. С одной стороны, моральный индивид - суверенная личность, обладающая свободной волей, а с другой - область морали, где соответствующие требования имеют абсолютную власть. Существует точка зрения, что толерантность не является универсальной моральной ценностью, поскольку представляет собой некий компромисс между теми принципами, на которых строится сфера морали, моральное сознание и поведение индивида. Толерантность, выраженная в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных обычаев, традиций, интересов и точек зрения без применения мер давления, методами разъяснения, просвещения, воспитания - путь к согласию, в основе которого всегда лежит компромисс с другими и самим собой [6]. Таким образом, есть чувства, усиливающие толерантность (любовь, дружба), и чувства, усиливающие интолерантность (зависть, ревность, ненависть). При этом высшим проявлением
толерантности является любовь, интолерантности - ненависть. Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции, тем более в ярко выраженном виде, встречаются довольно редко. В принципе, каждый человек совершает в своей жизни как толерантные, так и интолерантные поступки. Вместе с тем, у разных социальных субъектов можно наблюдать преобладающую склонность вести себя толерантно либо наоборот, такая склонность может стать устойчивой личностной чертой.
Направленность соотношения толерантность-интолерантность наиболее ярко можно описать, выделив следующие группы, наиболее полно характеризующие различные социальные взаимодействия:
1) Межкультурная - проявляется в отношениях между людьми, принадлежащими к различным культурным системам: между людьми различных национальностей (национальная), вероисповеданий (межконфессиональная), рас (фенотипическая). Здесь получают практическое воплощение абстрактные представления, сформированные вне непосредственного контакта представителей разных культур и очень часто представляющие собой стереотипизированный собирательный образ друг друга.
2) Социально-гражданская - отношения, складывающиеся между людьми, принадлежащими к единому культурному пространству, но как граждане, обладающие определенными правами, обеспечивающими представительство их интересов в определении политических моделей развития государства. На этом основании каждый человек имеет возможность придерживаться определенных политических взглядов, право на афиширование которых гарантируется государственным и международным законодательством.
3) Компассиональная - представлены направления отношений между людьми по критерию наличия девиации, маргинальности, нетипичности, определяемых, с одной стороны, совершением противоправных поступков, асоциальным образом жизни, нетрадиционной сексуальной ориентацией, а с другой - наличием неизлечимого заболевания, врожденных патологий, психической или физической неполноценности (инвалиды), а также принадлежностью к различным возрастным группам.
Проблема реализации толерантности как нормы претерпевает определенную трансформацию в условиях глобализации. Характер глобальных процессов в корне меняет постановку проблемы о субъекте и объекте толерантности. Если раньше считалось, что большинство должно быть терпимо к меньшинству, то в условиях глобального информационного общества вектор терпимости становится взаимообратным, то есть от позиции меньшинства также может зависеть нормальное функционирование любой современной демократической системы.
В механизме формирования толерантности можно выделить следующие стадии социальной регуляции:
1) институционализация - установление норм и эталонов поведения, формирование системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;
2) профилактика - система методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;
3) контроль - установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;
4) коррекция - исправление социальных отклонений, аномалий [3].
Институционализация толерантности молодежью осуществляется через придание ей общепризнанного и нормативно закрепленного характера. Общечеловеческое значение толерантности сформировано в контексте гуманистической философии и получило подтверждение в либеральной концепции прав и свобод человека.
Осуществление процесса формирования толерантности в силу специфики объекта регулирования -социальное поведение - невозможно без разработки и внедрения методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования состояния межкультурной коммуникации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
На основании анализа готовности молодежи к позитивному взаимодействию в условиях роли культурности вырабатывается комплекс мер, направленных на коррекцию имеющихся нежелательных тенденций. Коррекция заключается в изменении диспозиционных образований личности в направлении складывания готовности к диалоговой модели социальной перцепции и поведения.
Механизм формирования толерантности реализуется на уровне государства, общества, семьи и личности. Задачей государственных органов власти является повышение эффективности деятельности государства по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрению в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения. Общественные организации и движения обеспечивают разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, устойчивости к этническим,
религиозным и политическим конфликтам, противодействие экстремизму в обществе с опорой на средства массовой информации. Изначально присутствующий воспитательный потенциал семьи актуализируется посредством разработки и реализации комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в формировании толерантности и снижении социальной напряженности в обществе. Основная нагрузка в процессе формирования толерантности приходится на систему образования. Через внедрение в учебный процесс программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности, прививающих установки и нормы социального поведения гражданского общества, осуществляется интериоризация терпимости молодыми людьми.
Результатом регулятивного воздействия на социальное поведение молодежи в аспекте преодоления нетерпимости и экстремизма является формирование такого типа толерантности, который рассматривается как наличие диспозиционной готовности личности к позитивному взаимодействию с различными формами проявления инаковости, ценностной основой которой является мораль, а практическим выражением правосознание, детерминированное социокультурными факторами.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений, к устранению предубежденности друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага.
Утверждение атмосферы толерантности - долгий процесс. Многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодежных, организаций, но и от системы образования, воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим - далеким от толерантности - позициям и нравам.
Таким образом, можно заключить, что толерантность - это некая ценность, которая предполагает соблюдение прав и свобод человека, взаимное понимание и уважение, признание ценности любой человеческой жизни, взаимное понимание и солидарность между народами и культурами. Это та ценность, которая способствует укреплению мира и гармоничному сосуществованию.
Литература:
1. Батарчук ДС. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник ТГПУ. 2010. №5 (95). С. 129-134.
2. Голенков С.И. Феномен толерантности и проблема онтологических оснований социального // Толерантность и полисубьектная социальность: материалы конференции. Екатеринбург, 2001. С. 24-25.
3. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород: Центр социальных технологий, 1995. С. 119-123.
4. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. С. 6.
5. Хомяков М.В. Толерантность как социокультурная проблема // Толерантность и ненасилие: материалы «зимней школы»: 4.2. Екатеринбург, 2000. С. 56-69.
6.Шихардина Т.Н. Толерантность: материалы летней школы молодых ученых «Россия - Запад: философские основания социокультурной толерантности». Екатеринбург, 2000. С. 305-306.
References:
1. Batarchuk D.S. Tolerance as a socio-psychological phenomenon of ethnically diversified society / / Bulletin of TSPU. 2010. № 5 (95). P. 129-134.
2. Golenkov S. I. The phenomenon of tolerance and the problem of ontological grounds of social / / Tolerance
and polysubject sociality: proceedings of the conference. Ekaterinburg. 2001. P. 24-25.
3. Danakin N.S. , Dyatchenko L.Y., Speransky V.I. Conflicts and technology to prevent them. Belgorod:
Center of Social Technologies. 1995. P. 119-123.
4. Streltsova E.A. Dialogue interpretation of knowledge as a means to promote tolerance among students:
abstract. dis. ... cand. ofped. sciences. Volgograd. 2003. P. 6.
5. Khomyakov M.V. Tolerance as a sociocultural problem // Tolerance and nonviolence: proceedings of “winter school”: 4.2. Ekaterinburg. 2000. P. 56-69.
6. Shikhardina T.N. Tolerance : proceedings of the summer school of young scientists "Russia - the West: the philosophical foundations of social and cultural tolerance." Ekaterinburg. 2000. P. 305-306.