Научная статья на тему 'Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты'

Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9300
1030
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИЯ / YOUTH / TOLERANCE / INTERNATIONAL RELATIONS / RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луценко Екатерина Леонидовна, Ефимова Дарья Владимировна

Понятие «толерантность» по смыслу шире, чем просто «терпимость, терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина настоящего. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество. Толерантность это несколько вмешательство, сколько способность человека выйти за пределы своего мира, принять тот другой мир, так не похожий на собственный по многим признакам национальным, культурным, вероисповедаческим. В данной статье проведен анализ понятия «толерантность». Сделана попытка найти пути решения межнациональных вопросов в молодежной среде. Цель данной статьи состоит в раскрытии социологических аспектов толерантности в молодежной среде. При написании работы были использованы следующие методы исследования: опрос, контент-анализ документов. В результате исследования мы выявили реакцию молодежи на межнациональные конфликты; насколько молодежь ощущает напряженность между людьми и народами; определили отношение молодежи к межнациональным бракам и концентрацию внимания на национальности людей. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области социальной работы, психологии, педагогики, аспирантам и студентам, широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOLERANCE IN THE YOUTH ENVIRONMENT: SOCIOLOGICAL ASPECTS

The concept "tolerance" on sense is wider, than simply «tolerance, the tolerant relation». It is a peculiar ethical doctrine of the present. To the people living during an era of cosmopolitism, deleting of economic and other borders, the new philosophy, the opened and understanding community is necessary... Tolerance is the intervention, how many ability of the person to fall outside the limits the world, to accept that other world so not similar on own on many signs national and cultural. In this article the concept "tolerance" analysis is carried out. Attempt to find a solution of international questions in the youth environment is made. The purpose of this article consists in disclosure of sociological aspects of tolerance in the youth environment. When writing work the following methods of research were used: poll, content analysis of documents. as a result of research we revealed reaction of youth to the international conflicts; as far as the youth feels intensity between people and the people; defined the relation of youth to international marriages and concentration of attention to nationalities of people. Results of research can be used by experts in the field of social work, psychology, pedagogic, to graduate students and students, a wide range of readers

Текст научной работы на тему «Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты»

УДК 316.342 ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Луценко Е.Л., Ефимова Д.В.

Понятие «толерантность» по смыслу шире, чем просто «терпимость, терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина настоящего. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество...

Толерантность - это несколько вмешательство, сколько способность человека выйти за пределы своего мира, принять тот другой мир, так не похожий на собственный по многим признакам - национальным, культурным, вероиспо-ведаческим. В данной статье проведен анализ понятия «толерантность». Сделана попытка найти пути решения межнациональных вопросов в молодежной среде.

Цель данной статьи состоит в раскрытии социологических аспектов толерантности в молодежной среде. При написании работы были использованы следующие методы исследования: опрос, контент-анализ документов. В результате исследования мы выявили реакцию молодежи на межнациональные конфликты; насколько молодежь ощущает напряженность между людьми и народами; определили отношение молодежи к межнациональным бракам и концентрацию внимания на национальности людей.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области социальной работы, психологии, педагогики, аспирантам и студентам, широкому кругу читателей.

Ключевые слова: молодежь, толерантность, терпимость, межнациональные отношения, религия.

THE TOLERANCE IN THE YOUTH ENVIRONMENT: SOCIOLOGICAL ASPECTS

Lutsenko E.L., Yefimov D.V.

The concept "tolerance" on sense is wider, than simply «tolerance, the tolerant relation». It is a peculiar ethical doctrine of the present. To the people living during an era of cosmopolitism, deleting of economic and other borders, the new philosophy, the opened and understanding community is necessary ...

Tolerance is the intervention, how many ability of the person to fall outside the limits the world, to accept that other world so not similar on own on many signs - national and cultural. In this article the concept "tolerance" analysis is carried out. Attempt to find a solution of international questions in the youth environment is made.

The purpose of this article consists in disclosure of sociological aspects of tolerance in the youth environment. When writing work the following methods of research were used: poll, content analysis of documents. as a result of research we revealed reaction of youth to the international conflicts; as far as the youth feels intensity between people and the people; defined the relation of youth to international marriages and concentration of attention to nationalities of people.

Results of research can be used by experts in the field of social work, psychology, pedagogic, to graduate students and students, a wide range of readers

Keywords: youth, tolerance, tolerance, international relations, religion.

Проблема толерантности в молодежной среде - одна из актуальных, острых и противоречивых проблем современности. В девяностые годы XX века ситуация в стране существенно изменилась. Распад СССР негативно сказался на межнациональных отношениях. В Советском союзе толерантность воспитывалась на классовых интересах, в центр которого ставилась принадлежность человека к трудящейся массе. Равенство трудового народа представляло собой

основу паритетности людей различных этнических общностей. По данной причине отмечались лишь локальные конфликты на бытовой почве между представителями разных народов, проживающих в одной местности и постоянно взаимодействующих между собой. При переходе к рыночной экономике возникла потребность для основания бесконфликтного взаимодействия людей разных национальностей, живущих на одной территории.

Актуальность изучения темы толерантности в молодежной среде в настоящее время трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантности, толерантного поведения и т.д. обращаются многие отечественные и зарубежные исследователи.

Так, Г.У Солдатова отмечает, что толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение позволяет рассмотреть категорию «толерантность» от ее понимания нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственного императивна личности [3;с.7].

Суть толерантности, заключается в качестве культуры (правовой, политической, нравственной) каждого социума, любой страты, каждого человека, невзирая на возраст, пол, конфессиональную, этническую, или расовую принадлежность. В настоящее время разрабатываются и реализуются федеральные, региональные программы, направленные на формирование толерантности личности.

Российские ученые, такие как А.Г. Асмолов, А.А. Леоньтьев и др. представляют толерантность как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условия сохранения человеческого разнообразия и эффективного взаимодействия между людьми.

В отечественной психологии проблема исследования толерантности многообразна: толерантность в процессе обретения личностью единства (Е.Ф. Казаков), психосемантические исследования этнических стереотипов (А.Р. Кравцов, В.Ф. Петренко, В.С. Осипова, К.В. Бердников).

В работах Андерсена Б., Арупоняна В.О., Бауэра О., Беннета Дж., Бромлея Ю.В., Волкова Г.Н., Гаджиева, Гумилева Л.Н. заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений.

Особенности социологического изучения национальной культуры и национального самосознания, предприняты Берзиным Б.Ю., Арутюняном Ю.В., Гущиной А.Э., Здравомысловым А.Г. и др.

Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций (работы Андреевой Г.М., Божко Н., Крысько В., Маслоу А. и др.).

Обосновывая смысл понятия «толерантность», было выявлено множество его определений в различных областях знания.

Слово толерантность этимологически восходит к латинскому tolerantia — «терпение, терпимость», связанному с многозначным глаголом tolerare с тем же значением, что и в современном английском языке, - «выносить, переносить, сносить» [5;с.100].

Во французском языке под толерантностью понимается уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и региональных взглядов. В китайском языке быть толерантным - значить «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим». В арабском - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим» [4;с.89].

В русском языке данная лексическая единица не зафиксирована ни в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, ни в других толковых словарях XVIII—XIX веков, то есть слово толерантность в его «ментальном», а не «биологическом, медицинском» значении является сравнительно не-

давним заимствованием. В конце ХХ века, слово толерантность активно вошло в русский язык и получило широкое распространение в современном речевом употреблении. В языковое сознание наших современников слово толерантность вошло в результате процесса становления гуманитарных прав, и сейчас можно говорить об определенном расширении и/или модификации его значения по сравнению с системно-языковым значением, зафиксированным словарями. Это связано не только с новизной слова и неоднозначностью его понимания в русском языковом сообществе, но и с социально-культурным контекстом, в котором оно функционирует, с его принадлежностью к национальной концептосфе-ре [5;с.101].

В русском менталитете толерантность является одной из важнейших его характеристик. За века своей непростой, а порой трагической истории русский народ выработал это поражающее иностранцев свойство терпения, жертвенного принятия трудностей во имя сохранения этнической целостности и государственности.

Сегодня восприятие или не восприятие молодежью других национальностей, толерантное отношение к различиям между людьми, готовность уважать эти различия зависит от многих факторов, включая: ближайшее окружение, ценности личности и общества, воспитание. Так же на восприятие других, такими, какие они есть, влияет менталитет той страны, в которой человек вырос. Мы видим, что современная молодежь предрасположена к пониманию различий между людьми, так как толерантные установки заложены еще нашими предками. Молодые люди, на бессознательном уровне, способны принять другого человека таким, каким он есть. Но тогда почему сознание некоторых молодых людей, не воспринимает традиции своего народа, действует агрессивно к тем людям, которые отличаются по национальному, вероисповеданческому, культурному признаку?

Определение проблемы, выявление в процентном соотношении толерантной и интолерантной молодежи, необходимо для предотвращения межнацио-

нальных конфликтов на бытовом, религиозном и других уровнях общения молодых людей.

Цель социологического исследования заключается в том, чтобы представить уровень толерантности молодежи Еврейской автономии в отношении людей разных религиозных убеждений, культур, национальностей.

Социологические исследования в области толерантности в молодежной среде были организованы и проведены в течение двух лет. За это время, в общей совокупности, было опрошено 546 респондентов из районов области (ЕАО) и г.Биробиджана.

Большее число опрошенных составили молодые женщины (63%) и молодые люди (37%) в возрасте: 17 лет - 8%, 18 лет - 41%, 19 лет - 33%, 20 лет -13% и 21 год - 2%.

Подавляющее большинство опрошенных выбирают наиболее близкую для себя религию христианство (80%), незначительная часть буддизм (4%) и ислам (2%). Каждый седьмой опрошенный (14%) считает себя атеистом. Данные результаты можно объяснить тем, что христианство, пришло к нам много веков назад, поэтому русский человек считает себя приверженцем именно этой веры. На себя обращают внимание те люди, которые не знают, верят они в высшие силы или нет.

По мнению половины опрошенной молодежи (50%) видят роль религиозных организаций в духовной и социальной жизни нашей страны в укреплении духовности в обществ и только третья часть в удовлетворени религиозных потребностей общества (32%). Вариант ответа «религиозные организации должны повлиять на формирование внутренней и внешней политики государства», отметило 13% молодых людей.

В целом, молодежь убеждена, что религиозные организации должны служить укреплению духовности, нравственности и этике в обществе.

В большей степени молодежь автономии не придает значение национальной принадлежности тех людей, с которыми общаются. (рис.1)

□ Да □ Нет □ Безразлично

Рис. 1. Концентрирование внимания молодежи на национальности людей

(в % от числа опрошенных)

Если же мы посмотрим на положительные ответы и, прибавим к ним процент безразличных людей, а безразличие хуже непонимания, то полученная сумма заставляет задуматься. Конечно, этому есть множество объяснений и причин, но ясно одно, над этим нужно работать и пытаться исправить существующие межнациональные отношения в регионе.

Молодые люди считают, что не существует «плохих» и «хороших» наций и народов. Семьдесят процентов респондентов уверены, что в каждой нации есть свои плюсы и минусы, но все люди достойны уважения; 12% респондентов ответили «существуют «плохие» и «хорошие» нации»; вариант «не знаю» выбрали 18% респондентов.

Шестьдесят один процент молодежи ЕАО не допускает, что определенные нации состоят в большинстве из преступников и бандитов. Положительно ответили 22% из числа респондентов.

Конечно, общая картина говорит нам о том, что молодежь может воспринимать людей другой национальности, не идет на конфликты, принимает их

о%

как членов общества. Но тот факт, что люди сомневаются, не могут сделать свой выбор, определенным образом настораживает. Люди, которые не терпимы, могут убедить, навязать свою точку зрения, тем, кто еще не выстроил свою позицию, таким образом склонить их на свою сторону.

Большинство молодых людей (61%) не сталкивались с проблемой религиозной или межнациональной розни, но это не означает, что проблемы не существует, так как процент молодежи, видевших такие противоречия в нынешнем году в совокупности составил 35% (Да» - 21%, «Иногда» - 14%). Лишь четыре процента дали отрицательный ответ.

Об ужесточении наказания за национальные, расовые и религиозные розни, в исследовании говорят 43% респондентов, 29% - затрудняются ответить, нет - 27%.

К межнациональным бракам молодежь относятся с пониманием. Допустимым межнациональный брак считаю 31% респондентов; считают нежелательным - 8%; возражают против подобных браков - 2%.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

55%

I 39%

3% 2% і

■ считаю вполне нормальным

I Считаю допустимым

I Считаю нежелательным

■ Возражаю против подобных браков

Рис. 2. Отношение молодежи к межнациональным бракам (в % от числа опрошенных)

На сегодняшний день в ЕАО действует более 50 неформальных группировок. Их исследование в течение двух лет показало, что отношение молодого населения автономии к ним неоднозначно и в течение всего периода оно изменялось. Так, в 2010 году отрицательно к движениям «Бритоголовых» и «скин-

хедов» отнеслись 86% респондентов, положительно - 1%, согласен с их позициями и взглядами, но не согласен с методами - 9% опрошенных.

Респонденты, опрошенные в 2012г., отрицательно относящихся к движению «Скинхеды» - 79%,: «Положительно» - 7%, «Согласен с их позициями и взглядами, но не согласен с методами» - 14%.

При сопоставлении данных, было выявлено, что людей придерживающихся позиции данной группировки становится больше, уменьшился процент тех, кто не приемлет их воззрение, возросло количество людей, разделяющих взгляды, но не поддерживающих методы.

На территории области проживает большое количество выходцев из стран ближнего зарубежья, соблюдающих обряды и традиции своей страны, говорящих только на своем родном языке. Нам стало интересно, какой набор чувств испытывает молодежь, когда слышит группу людей, громко обсуждающих что-то на своем языке. По результатам двухлетнего исследования мы выявили, что процент людей, испытывающих любопытство снизился с 64% до 34%. Такое чувство как раздражение испытывают в настоящее время 27% опрошенных. Возросла доля людей ощущающих чувство тревоги (21%). Чувство «спокойствия» испытывают всего 16% респондентов; злобу - 5%; страх -4%; уверенность - 2%.

Свою настороженность молодые люди объясняют тем, что во всем мире сложилась опасность террористических актов, и ни кто не знает где и как он может проявиться. Но в целом молодежь относится терпимо к людям, разговаривающим на своем языке. Они понимают, что у каждого человека есть право разговаривать на родном языке.

Интересные результаты были получены при анализе вопроса о сотрудничестве респондентов и лиц другой национальности. Так, большинству респондентов хотелось, что бы они были партнерами в совместном деле (да - 68%, нет - 28%), преподавателем (да 78%, нет - 20%), соседом (да - 80%, нет - 16%), близким другом (да - 79%, нет - 16%), одноклассником (да - 79%, нет -17%).

Полагаем, что респонденты заинтересованы во взаимодействии с лицами другой национальности, становятся открыты для межнационального общения.

Сегодня, очевидно, что результативность национальной безопасности зависит от своевременного разрешения социально-экономических, национальных, политико-правовых и других противоречий, касающихся важных интересов и потребностей человека, социума, государства в целом. В современных условиях, встает проблема обеспечения системы национальной безопасности общества. Сорок пять процентов молодого населения региона чувствует себя в безопасности. Тридцать пять процентов молодежи задумывались над этим вопросом, и испытывают чувство тревоги, объясняя это тем, что как в область, так и «на всю территорию Дальневосточного региона постоянно прибывает большое число иностранцев, скупающих недвижимость, земли и т.д., и власти в данном случае ни чего не предпринимают». Оставшиеся двадцать процентов респондентов заняли нейтральную позицию.

При сопоставлении данных двух исследований, мы видим, что межнациональная напряженность растет в регионе: увеличился процент тех, кто замечал такие конфликты, кто видел их проявления, уменьшилось количество опрошенных, кто не замечает не терпимого отношения к другим нациям (рис.3) .

Рис. 3. Ощущают напряженность между людьми и народами (в % от числа опрошенных)

Сегодня появилась необходимость проводить разъясняющие беседы с молодыми людьми в рамках национальных вопросов. О нужде таких мероприя-

тий говорят и результаты следующего вопроса «Если бы Вам пришлось участвовать в социальных конфликтах на национальной почве, чтобы Вы сделали?». При анализе результатов проведенных исследований, мы определили, что респонденты не меняют своего поведения при возможном участии в межнациональных конфликтах. Большинство не знает, что нужно делать в подобных ситуациях. Молодые люди предпочитают разрешать подобные столкновения самостоятельно, либо с друзьями, меньшее число опрошенных обратилось бы в правоохранительные органы (рис.4)

Рис. 4. Реакция молодежи на межнациональные конфликты (в % от числа опрошенных)

Молодежь области считает, что источником социальных конфликтов на национальной почве являются «провокации со стороны отдельных национальностей» (28%); «рост националистических настроений» (28%); «отсутствие равенства людей разных национальностей перед законом» (25%). При этом каждый пятый затруднился ответить (19%) на этот вопрос.

Респонденты полагают, что для снижения межнациональной напряженности больше внимание необходимо уделять защите прав человека, повышению уровня культуры учащихся.

Исследование показало, что интолерантных людей становится больше. Тех, кто в 2010г. не мог определиться в своем мнении, уже в 2012г. принял враждебную позицию.

Президент РФ В. Путин отмечал, что «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство». Толерантности надо учить с детства. Обычаи, традиции и привычки народов, живущих в общем доме, не должны оскорблять или унижать людей другой веры и национальности.

Восприятие или не восприятие молодежью других национальностей, толерантное отношение к различиям между людьми, готовность уважать эти различия зависит от многих факторов, включая ближайшее окружение, ценности личности и общества, воспитание. Так же на восприятие других, такими, какие они есть, влияет менталитет той страны, в которой человек вырос.

Что же касается места терпимости в русском менталитете, то она, несомненно, является одной из важнейших его характеристик. За века своей непростой, а порой трагической истории русский народ выработал это поражающее иностранцев свойство терпения, жертвенного принятия трудностей во имя сохранения этнической целостности и государственности.

Долготерпение народа - свидетельство его жизнестойкости, мужества, уверенности в своих силах и оптимизма. Терпеливое отношение русского народа к своим проблемам и трудностям - это одна сторона его толерантного менталитета [2;с.120].

Мы видим, что наша молодежь предрасположена к пониманию различий между людьми, так как толерантные установки заложены еще нашими предками. Молодые люди, на бессознательном уровне, способны принять другого человека таким, каким он есть. Но тогда почему сознание некоторых русских людей, не воспринимая традиции своего народа, действует агрессивно к тем людям, которые отличаются по национальному, вероисповеданческому, культур-

ному признаку? Ответ на этот вопрос очевиден. В современном обществе отсутствует четкая идеология и позитивная, внятная стратегия развития молодежи, а средства массовой информации транслируют культ насилия и несправедливости, что является миной замедленного действия для молодежи [6;с.64] .

В 2001 году правительство РФ разработало и приняло федеральную целевую программу «Формирования установок толерантности, сознание и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.». В ней межэтнические проблемы официально были признаны макросоциологическими институтами, требующие для разрешения проблемы усилий всего общества [6;с.68].

Таким образом, воспитание толерантности у молодежи должно стать одной из ведущих образовательных задач нового века. Особая потребность в ней в современную эпоху обуславливается глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют ужиться сообщества, придерживающихся различных, часто противоположных норм и ценностей [5;с.44].

Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 14.В37.21.0509

Список литературы

1. Грошева А.Л. Формирование толерантности // Материал региональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2005.

2. Лукаш Л.А. Толерантность и профессиональное становление гуманитарной сферы // Ученые записки Российского государственного университета. 2010. №11. С. 153-105.

3. Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.

4. Семенова Е. М. Толерантность: проблема осмысления и понимания // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2010. N 4 (28): Проблема субъекта в гуманитарной психологии. С. 88-92.

5. Толерантность в России: свои и чужие // Материал предоставлен

Агентством Социальной Информации. URL: http://tolerance.ru/review-

hist/tol.html

6. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография / Отв. редактор А. В. Перцев. Вып. 16. Екатеринбург: Полиграфист, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Grosheva A.L. Material regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Material of the regional scientific and practical Ulan-Ude’s conference]. 2005.

2. Lukash L.A. Tolerantnost' i professional'noe stanovlenie gumani-tarnoy sfery [Tolerance and professional formation of humanitarian sphere]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 11 (2010): 153-105.

3. Soldatovoy G.U., Shaygerovoy L.A. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of tolerance of the personality]. M: Sense, 2008. 172 p.

4. Semenova E. M. Tolerantnost': problema osmysleniya i ponimaniya [Tolerance: present problem]. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke 28, no. 4 (2010): 88-92.

5. Tolerantnost' v Rossii: svoi i chuzhie [Tolerance in Russia: personal and others] . http://tolerance.ru/review-hist/tol.html

6. Tolerantnost' i obrazovanie: sovremennye proble—my formirovaniya tolerantnogo soznaniya [Tolerance and education: modern problems of formations of tolerant consciousness]. Issue 16. Yekaterinburg: Printer, 2006.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Луценко Екатерина Леонидовна, доцент кафедры «сервиса, рекламы и социальной работы», заведующая лабораторией социологических исследований ПГУ им. Шолом-Алейхема, кандидат социологических наук

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ул. Широкая, 70а, г. Биробиджан, 679000, Россия Luce-ekaterina@yandex. ru

Ефимова Дарья Владимировна, студентка 5 курса специальности «социальная работа»

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ул. Широкая, 70а , г. Биробиджан, 679000, Россия dasha9100@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Lutsenko Ekaterina Leonidovna, associate professor «service, advertizing and social work», the manager of laboratory of the PGU sociological researches of Sholem Aleichem, the candidate of sociological sciences

Priamursky state university of Sholem Aleichem 70а, Shirokaya St., Birobidzhan, 679000, Russia Luce-ekaterina@yandex. ru

Yefimov Darya Vladimirovna, student of the 5th course of specialty «social work»

Priamursky state university of Sholem Aleichem 70а, Shirokaya St., Birobidzhan, 679000, Russia dasha9100@mail. ru

Рецензент:

Байков Н.М., доктор социологических наук, профессор, зам директора по научной работе дальневосточного института управления - филиала РАНХ и ГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.