Научная статья на тему 'Толерантность: нейтральность или определенность?'

Толерантность: нейтральность или определенность? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
249
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕНЦИЯ / СОЦИОМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ / КАРТИНЫ МИРА / TOLERANCE / INTENTION / SOCIO-MENTAL GROUPS / COMMUNICATIVE SKILLS / SEMIO-SOCIO-PSYCHOLOGY / VIEWS OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адамьянц Тамара Завеновна

В статье исследуются интенциональные (смысловые) нюансы термина «толерантность. Приводятся исследовательские данные о влиянии интенции нейтральности на картины мира разных социоментальных групп современных детей и молодежи.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntention (sense) nuances of the term of tolerance are being investigated in the article. The research data on influence of intention of neutrality on views of the world in different socio-mental groups of modern children and youth is adduced.

Текст научной работы на тему «Толерантность: нейтральность или определенность?»

Тамара АДАМЬЯНЦ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: НЕЙТРАЛЬНОСТЬ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ?

В статье исследуются интенциональные (смысловые) нюансы термина «толерантность». Приводятся исследовательские данные о влиянии интенции нейтральности на картины мира разных социоментальных групп современных детей и молодежи.

Intention (sense) nuances of the term of tolerance are being investigated in the article. The research data on influence of intention of neutrality on views of the world in different socio-mental groups of modern children and youth is adduced.

АДАМЬЯНЦ Тамара Завеновна — д.соц.н., профессор; главный научный сотрудник Института соцавлогии РАН tamara-adamiants@ Candexc.ru

аі у і vufjo,

В'

:

Ключевые слова:

толерантность, интенция, социоментальные группы, коммуникативные навыки, семиосоциопсихология, картины мира; tolerance; intention; socio-mental groups; communicative skills; semio-socio-psychology; views of the world.

современном мире все чаще озвучиваются мнения о крахе концепции толерантности как всеобщей терпимости и лояль -ности. Последний, «свежий» пример — это реакция на широ -комасштабные молодежные выступления в ряде стран.

Лозунг толерантности неоднозначен по своим интенциональным нюансам и, что самое главное, по -разному преломляется в реаль -ной жизни. Это, конечно же, доброжелательность, солидарность и взаимная поддержка для созидательной жизни людей, групп, сооб ществ, социумов в нашем общем доме, т.е. на Земле. Это и заявка на нейтральность по отношению к «не таким, как все» — людям, явлениям, движениям и т.д., без учета влияния их «особости» на социальные процессы.

Идея нейтральности по своей роли в социуме большей частью оказывается манипулятивным приемом, причем не всегда осо -знаваемым даже «выигравшей» стороной. Те, кто ее декларируют, отнюдь не нейтральны, да это и невозможно: любые акты общения и взаимодействия людей интенциональны. Создатели низкопробной социокультурной продукции декларируют свободу слова и творче -ства, однако не забывают пользоваться рекламой, причем нередко чем слабее произведение, тем больше рекламы. Социумы и власть, принимающие безоговорочно политику нейтральности, большей частью пытаются таким образом решить другие, более острые про блемы: снять конфликтность в обществе, получить бонусы доверия и соответствия вызовам времени (в результате к нерешенным про -блемам прибавляются новые). Значительная часть современных мигрантов, декларируя нейтральность по отношению к себе, ори -ентирована, тем не менее, на качественные изменения принявших их социумов.

Интенция нейтральности не отвечает ожиданиям большинства россиян старшего и среднего поколения. В жизнь, однако, прихо -дят новые поколения. Это люди, уже выросшие (или подрастаю -щие) под влиянием интенции нейтральности; она уже вошла тем или иным образом в их картины мира. Для одних это ощущение безнаказанности и вседозволенности — и они становятся участни -ками массовых беспорядков. Для других — состояние отсутствия точки опоры, вектора, обеспечивающего им успешное взаимодей ствие с жизненной средой, отсюда инфантилизм, эгоизм в мечтах и социальных представлениях.

Так, большинство школьников 6 -х — 9 -х классов (опрос прохо -дил в 2011 г. в школах, в присутствии учителей, все дети из благопо -лучных семей, опрошено 200 чел.) в ответах на открытые вопросы анкеты о желательном и нежелательном не выходили за круг мате

риальных интересов и личных удоволь -ствий: «хочу новую модель телефона»; «с друзьями гулять хочу» и т.д.; а чего не хочу? — «учиться не хочу»; «экзамен сда -вать не хочу»; «не хочу, чтобы ругали»...1 Что это как не зачатки нейтральности по отношению к планете, миру, обществу, даже к своей будущей карьере и социаль ному статусу?

Анализ концептуальных основ толе рантности неминуемо выводит на раз мышления о том, какие качества личности предпочтительнее для выживания и ста бильности социума. Общие и, безусловно, верные характеристики — духовность, нравственность, гармоническое развитие, социальная ориентированность. Однако ни одна из этих характеристик не совме стима с нейтральностью, мало того, все они являются ее антиподами, поскольку предполагают определенность личност ной позиции, например: в каких случаях следует проявить терпимость, а в каких — нетерпимость.

Актуальные вызовы времени, связанные с молодежным экстремизмом и с идеоло -гией толерантности в целом, ставят перед современной социальной наукой задачу выработки и активного использования качественных индикаторов, позволяющих проводить диагностику, прогнозирование и предупреждение процессов, связанных с экстремизмом, массовыми беспорядками и т.д.

Одним из реально работающих инди каторов могут быть данные о параметрах социоментальных групп, различающихся уровнем развития коммуникативных навыков в социуме, отдельных общностях, коллективах и т.д. Получить такие данные позволяет использование семиосоцио -психологической парадигмы2, в рамках которой разработаны методы определения уровня развития коммуникативных навы ков личности и технологии социальной диагностики и социального проектирова ния. В центре внимания этой парадигмы, во первых, интенциональные характери стики общения и взаимодействия людей (интенция трактуется здесь как «равно

1 Приводятся данные опроса, проведенного в рамках проекта РФФИ «Качественные индикато -ры процессов самоорганизации и самоопределе -ния в социуме», № 11-06 -00503- а.

2 Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в струк -туре социальной коммуникации. — М. : Мысль,

1984.

действующая мотивов и целей...»3) и, во вторых, особенности понимания и интерпретирования целостных, завершен ных коммуникативных актов.

Для доказательного выявления интен циональности разработан метод интен ционального (мотивационно целевого) анализа. При этом выявленная интен циональность приравнивается к основ ному смыслу, смысловой доминанте, что и отличает данный акт общения или вза имодействия.

Серия проведенных нами исследований фиксирует закономерную связь (на уровне тенденций) между принадлежностью человека к той или иной социоментальной группе и социальной значимостью ком плекса его представлений о действитель ности («картин мира»), определяющих большинство его действий и эмоциональ ных реакций. Полученные данные убеди тельно свидетельствуют, что важнейшее, социально значимое качество личности

— это высокий уровень коммуникативных навыков (социоментального развития), характеризующийся умением адекватно понимать интенциональные (смысловые) доминанты собеседника, художественных произведений, реальных событий и т.д. Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социума.

Для доказательства приведем исследова тельские данные о характеристиках «кар тин мира» современной молодежи с высо ким уровнем коммуникативных навыков:

— представители этой группы чаще, нежели представители других групп, точ кой отсчета при самоидентификации (при просьбе рассказать о себе) называют свою принадлежность к стране, планете;

— их личностные представления о жела -тельном (что важно, чего хотелось бы) чаще, нежели в других группах, связаны с общечеловеческими ценностями;

— личностные представления о неже -лательном (чего не хотелось бы) гораздо чаще, чем в других группах, связаны с нежеланием помех для общечеловеческих ценностей;

— в эмоциональном восприятии мира вокруг здесь превалируют нейтральные

3 Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управ -ление в экоантропоцентрической и семиосоцио -психологической парадигмах. Кн. 1. — М., ИС РАН, 2000, с. 16.

тона, а пессимистичных тонов меньше, чем в других группах;

— характеристики любимых персонажей здесь преимущественно социально пози -тивные (добрый, смелый, мужественный, патриот и т.д.);

— большая часть представителей этой группы обнаружили в своих многочислен -ных ответах высокий уровень социокуль -турных интересов: они чаще, нежели пред -ставители других групп, читают газеты и журналы, смотрят телевизор, обращаются к Интернету, помнят названия кинофиль -мов; как правило, могут вспомнить много фамилий звезд телеэкрана; среди теле ведущих, которых они называют люби мыми, представители разных жанров, в т.ч. информационных, аналитических;

— большая часть представителей этой группы (работающих) адекватно интер претируют внутрикорпоративные нормы, законы и правила;

— большинство представителей этой группы (работающих) основным приори тетом среди внутрикорпоративных норм, законов и правил называют престиж страны, глобальные интересы корпора ции;

— эмоциональное отношение большей части представителей этой группы к вну трикорпоративным нормам, законам и правилам позитивное;

— представители этой группы чаще, нежели представители других групп, про являют дружелюбие по отношению к свер -стникам другой национальности, другого вероисповедания и т.д.

Следует отметить, что традиционные социологические характеристики (пол, возраст, место жительства, уровень образования, род занятий), равно как и социально психологические (интересы, предпочтения и т.д.), определяющего зна чения для достижения высокого уровня коммуникативных навыков не имеют: это социоментальная особенность личности, сопровождающаяся специфическими навыками, которые, по мнению автора семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе, «можно и нужно развивать».

Параметры группы с высоким уровнем развития коммуникативных навыков в социуме невелики (имеются в виду все возрастные группы): от 9—13% до 25—27% в зависимости от особенностей предмета восприятия (сказка это, например, или сложный текст).

Остальные группы (со средним и осо -бенно с низким уровнем развития ком муникативных навыков) в большей или меньшей степени находятся в «зоне риска» при диагностике социально зна чимых поведенческих и эмоциональных реакций. Представители этих групп — а это большая часть современной молодежи

— «питают» асоциальные процессы, стано -вятся активными потребителями, а заодно и «жертвами» массовой культуры. Здесь ярко выражено стремление к подражанию (моде, рекламе, компьютерным играм, героям кино - и телефильмов и т.д.).

В наборе ценностей особо ценятся «кру тизна» (брутальность), «прикольность» (забавность). Так, отрицательные герои воспринятых произведений нередко оце ниваются в анкетах положительно именно за эти качества. Здесь и повышенная тер пимость к асоциальным явлениям и про явлениям: может одобряться, например, нечестность, попрание общепринятых законов, норм, правил и т.д.

Главная же проблема в том, что данные группы молодежи легко поддаются воз действию и манипуляции. Этим как раз и пользуются организаторы массовых бес порядков, преследуя свои собственные цели и задачи, о которых несовершенно летняя «движущая сила» таких акций не задумывается. Их «ведет» иная мотива ция: безотказно действующая идея соли дарности внутри группы; стремление про явить себя («я — крутой»); покуражиться («поймать кайф»), продублировать драку из компьютерных игр или кино , теле , видеофильмов.

В вышеупомянутом исследовании, кстати, большая часть представителей групп с низким и средним уровнями раз вития коммуникативных навыков в ответ на просьбу назвать любое недавно вос принятое и понравившееся произведение (можно было назвать любую книгу, теле передачу, кинофильм, театральную поста новку, компьютерную игру и т.д.) называли преимущественно компьютерные игры, причем такие, где происходят жестокие сражения (лидирует игра Counter Strike).

Основное время досуга представителей этих групп посвящено компьютерным боям, которые они находят в виртуальном мире и, как показывает статистика право нарушений, порой переносят в реаль -ность, потеряв (от усталости, перевоз буждения и т.д.) представление о границах

этих миров. К тому же, как выяснилось из анализа комплекса других вопросов анкеты, общий уровень социокультурных интересов здесь невысок.

Ситуация усугубляется тем, что не только компьютерные игры, но и многие широко рекламируемые и потому популярные образцы современной социокультурной продукции в погоне за аудиторией (точ нее, за прибылью) продуцируют на фоне захватывающего действия примитивную или даже странную интенциональность, например идею преимуществ обладания колдовскими чарами, целесообразности дружбы с колдунами и т.д. При этом соци альная составляющая в авторской моти -вации, как правило, дается невнятной скороговоркой: надо что то преодолевать, за что то сражаться и быть при этом «кру тым».

Встреча с такими произведениями про -ходит безболезненно только для пред ставителей группы с высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Представители же других социоменталь ных групп (и это не только школьники, но и вполне взрослые люди) большей частью верят авторскому вымыслу и, мало того, не прочь и в своей реальной жизни слепо следовать авторской мотивации и жесто костям сюжета.

Будем ли мы, т.е. общество, продолжать оставаться нейтральными по отношению

к качественным характеристикам подрас -тающего поколения? Поскольку традици -онные методы и подходы в образовании и воспитании работают не так эффективно, как хотелось бы, задачи массового социо -ментального развития людей, прежде всего детей и молодежи, должны выйти на первый план. Даже незначительные положительные изменения в параметрах социоментальных групп окажут позитив ное влияние на качество и социальную направленность процессов самоорганиза ции в этих группах, равно как и на вектор самоопределения людей, составляющих эти группы.

И в заключение — о термине «толе -рантность». Он пришел к нам извне и фактически заменил собою такие тради -ционные для российского менталитета понятия, как духовность, гармоничность, нравственность (мы считаем, что термин «толерантность» — в рамках этих понятий, а не выше и, тем более, не вместо них!). Не пора ли опять ввести их в активное поль зование: вектор социальных процессов в значительной степени определяют обще принятые значения и интенциональ ные нюансы (смыслы). Многозначность смысловых составляющих, которые таит в себе термин «толерантность», дает «зеленый свет» не только дружелюбию и взаимному уважению, но и асоциальным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.