Научная статья на тему 'Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания'

Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3332
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОНЯТИЕ ЭТИКИ / ПОНЯТИЕ МОРАЛИ / ЛИЧНОСТНАЯ ФОРМА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ / TOLERANCE / NOTION OF ETHICS / NOTION OF MORAL / PERSONAL FORM OF MORAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лопухова Юлия Викторовна

В результате проведенного автором категориального анализа понятия «толерантность» доказыва­ется, что толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания отвечает признакам научного понятия, понятия морали и личностной формы морального со­знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance as a Notion of Ethics, as a Notion of Moral and as a Personal Form of Moral Consciousness

The article deals with the categorial analysis of the notion "tolerance" where it evidences that tolerance as a notion of ethics, as a notion of moral and as a personal form of moral consciousness meets the criteria for a science notion, moral notion and a personal form of moral consciousness.

Текст научной работы на тему «Толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания»

1ІІІ1І № 3, 2011 ШШШШШ;

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ЭТИКИ,

КАК ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И КАК ЛИЧНОСТНАЯ ФОРМА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Ю. В. Лопухова (Самарский государственный архитектурно-строительный университет)

В результате проведенного автором категориального анализа понятия «толерантность» доказывается, что толерантность как понятие этики, как понятие морали и как личностная форма морального сознания отвечает признакам научного понятия, понятия морали и личностной формы морального сознания.

Ключевые слова: толерантность; понятие этики; понятие морали; личностная форма морального сознания.

В настоящее время мы становимся свидетелями взаимопроникновения различных культур, государств и их экономик. Многие государства, в том числе наше, являются поликультурными. Одним из условий развития государств и обществ выступают толерантные отношения между их субъектами. Принцип существования субъектов есть принцип единства в многообразии культур, единства в плюрализме мнений. Основанием единства в многообразии культур служит толерантность. Однако наряду с плюрализмом мнений, суждений и т. д. в современном мире высказываются идеи о проекции на все человечество эталонного; идеи культурной исключительности, к проявлениям которых относятся фашизм и экстремизм в разнообразных их формах.

Из описательной ситуации, в которой оказалось и живет наше общество, видно, что человек — это и участник, и свидетель конструктивного, собирающего, созидающего человечное в человеке, или деструктивного, разрушающего человечное в человеке.

В качестве одного из возможных способов развития человечного в человеке мы рассматриваем воспитание толерантности становящегося человека. В современной социальной ситуации абсолютизация толерантности является благом, по скольку она конструктивна. Выбор в пользу толерантности есть выбор в пользу жизни сообща. Для человека такая абсолютизация — условие преодоле-

ния обособленности, разобщенности, отчуждения и установления взаимопонимания в отношениях между людьми. Этому способствуют воспитание и образование, путь к развитию которых указывает ориентир «жизнь сообща»; воспитание и образование, обеспечивающие снятие морального отчуждения, развитие способности человека понимать другую культуру, других людей как своих-других, приходить к консенсусу при решении многообразных проблем современности; воспитание и образование, способствующие обновлению духа глобализирующегося общества.

Идею воспитания толерантности человека, студента нельзя считать простым отображением тенденций изменяющегося мира, стимулирующих поиск таких его оснований, которые обеспечивают условия для жизни, достойной человека, для развития культуры. В настоящее время приходит понимание того, что суть противоречий в социальной жизни, в сознании, которые разрешает человек, студент, заключается в сочетании предъявления себя другим и обособления себя от других в рамках конструктивного взаимодействия.

Проблема воспитания толерантности студента имеет междисциплинарный характер, а ее решение, предполагающее использование различного взаимопроникающего типа научного знания, невозможно без обращения к знанию других наук, изучающих в рамках своего объекта сущность и содержание толерантно© Лопухова Ю. В., 2011

';:В1Шша ИНТЕГРАЦИЯ

сти, механизмы и способы ее воспитания, развития и становления и т. д.

Не нуждается в доказательстве та истина, что познание целостных многоплановых феноменов, явлений, процессов возможно только при их изучении во всех аспектах и отношениях. Это тем более важно, что толерантность как «открытая» социально-нравственная проблема высвечивает потребность осмысления совокупности различных взаимосвязанных проблем.

Высказанное утверждение не имеет целью повысить значение воспитания толерантности студента в ряду других педагогических проблем. Оно основано на анализе реальных тенденций в меняющемся мире и поиске образцов для развития толерантности студента в условиях гуманизации общественных отношений, гуманизации образования, где главным становится приоритет личностного начала.

Категория «толерантность», как показывает анализ научной литературы — междисциплинарная категория, фиксирующая в каждой науке ее значения и области применения.

Секрет любой проблемы в науке заключается в способе ее постановки и адекватного решения, в способе ее понимания и объяснения. Так мы входим в телеологию толерантности, которая (телеология) представляет собой способ понимания и объяснения явлений реального мира, в том числе явления толерантности, обозначаемого адекватным ему понятием.

Трудности при анализе толерантности ощущаются сразу, как только возникает необходимость определиться, является ли толерантность феноменом, научной категорией, моральным принципом, понятием морали, личностной формой морального сознания, ценностью или отношением. В зависимости от того, как проблема толерантности вписана в круг научных интересов исследователей, ученые осмысливают ее в статусе феномена, научной категории, ценности, ценностного отношения. В данной статье толерантность осмысливается как научное понятие (понятие этики и педагогики),

как понятие морали и как личностная форма морального сознания.

Толерантность как понятие этики раскрывает специфическое содержание морали в части, относящейся к таким ее требованиям, как уважение, признание, принятие человеком человека как своего-другого. Взятое в отдельности от других категорий этики, это понятие раскрывает лишь некоторые аспекты нравственных отношений и морального сознания, которые, согласно О. Г. Дробницко-му, наряду с моральной деятельностью являются формами существования морали или сторонами морали [3, с. 247— 251]. Аспектами нравственных отношений выступают толерантные отношения, нравственного сознания — толерантное сознание, где толерантные отношения и толерантное сознание — одни из образующих содержания нравственных отношений и нравственного сознания. Другими словами, толерантные отношения занимают свой ярус в структуре нравственных отношений, а толерантное сознание — в структуре нравственного сознания.

Нравственные отношения могут быть представлены как система взаимных обязательств, влекущих за собой разворот «от индивида к другим людям в разных ситуациях, от других людей — к индивиду» [1, с. 27], а также определенную подотчетность субъектов данных отношений друг перед другом при исполнении ими взаимных обязательств. Если нравственные требования уважения, признания и т. д. и вытекающие из них обязательства синтезируются в понятии «толерантность», а самооценка личного отношения к уважению и принятию человека как своего-другого, являющимся нравственными требованиями толерантности,— в категории «ответственность», то отражение взаимосвязи между этими сторонами нравственных отношений составляет содержание категории «свобода». Так категории ответственности и свободы конкретизируют нравственные отношения в части толерантности. При этом конкретизация толерантности как понятия этики идет от свободы к ответственности.

11111111111* № 3,

Толерантность как понятие этики и педагогики имеет теоретический смысл. По справедливому замечанию О. Г. Дробницкого, в рассуждениях о категориях и понятиях этики, а следовательно, и о толерантности как понятии этики подвергается анализу нормативная логика мышления, а понятия этики (в том числе «толерантность». — Ю. Л.) есть область и структура теоретических проблем, здесь возникающих, а не сам строй мышления и переживания, который вынуждал бы человека лично совершать поступки (уважать и признавать человека. — Ю. Л.) или предписывать их (уважение и признание человека. — Ю. Л.) кому-либо другому. Логика рассуждений в данном случае вненормативна или же метанормативна. Имеется в виду не воспроизведение «от первого лица» морального чувства, а объяснение и выведение его из регулятивных отношений нравственности [4, с. 40].

Выводимое из регулятивных отношений понятие «толерантность» имеет теоретический, а не моральный, нормативно-оценочный смысл. С его помощью исследуется толерантное сознание. Этика дает научный анализ понятия, а в научном этическом понятии «толерантность» исследуются, как подчеркивает А. Г. Харчев, должное (толерантность. — Ю. Л.) и его реализация в действиях и поступках [7, с. 75], требованиями к которым по критерию толерантности являются уважение, признание, принятие человека.

Научное понятие толерантности, отражая объективно сущее, в то же время фиксирует внимание на должном, указывая на важность и необходимость уважать, признавать и принимать другого человека как своего-другого. Толерантность как понятие этики требует заинтересованности человека в человеке. Другими словами, дескриптивность этического понятия толерантности фиксирует сущее, а его оценочно-нормативный характер отражает отношение к сущему с позиции должного.

Известно, что любое понятие фиксирует в первую очередь отношения, а не свойства и качества, которые развива-

ются, резюмируются, проявляются в этих отношениях. Понятие «толерантность» также фиксирует отношения — отношение человека к человеку, группе, к обществу. В этих отношениях и развиваются, резюмируются, проявляются уважение, признание, принятие, свобода и ответственность и т. д.

Итак, осмысление толерантности как понятия этики и педагогики показывает, что оно отвечает признакам научного понятия, а именно: выводится из регулятивных отношений; раскрывает сущее, заключенное в нравственных требованиях уважения, признания, принятия человека, которые предполагают заинтересованное отношение к нему со стороны другого человека, людей; фиксирует отношения, в которых развиваются, резюмируются, проявляются добродетели человека, который, руководствуясь принципом толерантности, не утрачивает ориентира добра, даже совершив зло.

Однако толерантность выступает не только научным понятием, но и понятием морали, понятием морального сознания, личностной его формой (О. Г. Дроб-ницкий).

Толерантность как понятие морали имеет уже не теоретический, а моральный, нормативно-оценочный смысл. На важность четкого различения категорий, понятий этики и понятий морали указывают Л. М. Архангельский, Т. Джафарли [2, с. 166—178], О. Г. Дробницкий [4, с. 39—40], А. Г. Харчев [7, с. 75—81]. Например, О. Г. Дробницкий подчеркивает, что существуют понятия, которые встречаются и в нормативно-оценочном, и в теоретическом смысле. В теории могут «повторяться» понятия самой нравственности — уже не как средства и формы мышления, а как объект анализа. В качестве научных понятий они входят в категориальный аппарат исследования, становясь элементами движения теоретической мысли. В данном случае это уже совсем не те понятия, которыми оперирует моральное сознание [4, с. 39]. Однако, как замечает А. Г. Харчев, отношения между категориями этики и различными компонентами морали, которые в них познаются, анализируются и обоб-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

щаются, — это отношения не тождества, а диалектического единства [7, с. 79].

Моральное сознание человека мыслит «толерантность» как поступок, который должен быть осуществлен, как отношение, которое должно быть реализовано конкретным лицом. Нравственная необходимость уважения, признания, принятия является содержанием мысли человека, а его сознание выражает долженствование «через себя» [4, с. 40], не отделяя своего представления о толерантности от того, как требуется осуществить поступок, т. е. отношение. Понятие толерантности в морали обозначает необходимость уважать, признавать, принимать другого человека как своего-другого в определенной ситуации.

Дальнейший анализ научной литературы показывает, что признаком понятия морали является выражение им соответствующих модификаций нравственного требования к человеку. Так, О. Г. Дроб-ницкий в результате исследования понятийного строя морального мышления, его формальных схем и конструкций, установления места каждого понятия в нравственном сознании обосновал, что понятия морали — это такие мыслительные формы, которые отражают механизмы нравственной регуляции и характерные для нее способы детерминации и мотивации деятельности: «Понятия добра, справедливости, долга, ответственности и т. д. выражают соответствующие модификации нравственного требования к человеку, различающиеся по степени конкретности и общности, характеру задачи, вменяемой человеку, по предполагаемой за субъектом действия мере самостоятельности и свободы выбора» [4, с. 40].

Толерантность как понятие морали выражает соответствующие модификации нравственных требований уважения, принятия. Модификациями уважения являются признание достоинства, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность. Модификациями принятия выступают признание другого как своего-другого, выводящее на

взаимопонимание и взаимопринятие; признание автономии другого, основанием которой служит достоинство человека.

Итак, толерантность как понятие морали отвечает следующим признакам понятия: имеет моральный, нормативнооценочный смысл; выражает соответствующие модификации нравственного требования.

Осмыслим толерантность как понятие морального сознания. Признаками, по которым возможно судить о толерантности как понятии морального сознания, являются: а) выражение различных сторон нравственного отношения к действительности; б) производство общих оценок самой реальности и поступков отдельных людей с точки зрения их желательности или, наоборот, нежелательности для нормального существования общества и для счастья самого человека [6, с. 427]. Она выражает такие стороны нравственного отношения, как уважение, признание, принятие другого, как свобода и ответственность в их соотношении. С помощью толерантности, т. е. на основе знания о ней, оцениваются взгляды людей, их действия-поступки и действия-слова, результаты выбора ими действий. Знание обосновывает выбор.

А. В. Разин подчеркивает, что по отношению к отдельной личности понятия общественного морального сознания нередко приобретают нормативный смысл [6, с. 428]. Так, человек, студент, овладевая знанием о том, что такое толерантность, одновременно формирует собственное понимание того, как нужно жить, чтобы быть человечным, каковы пути утверждения собственного достоинства во взаимодействии с другими людьми и т. д., представление о котором (достоинстве) дополняется представлениями о чести, совести, свободе и ответственности.

В личностных формах морального сознания, по мнению О. Г. Дробницкого, веления и оценки обращены не равно к любому человеку, а именно к определенному лицу. В этих категориях деятельное лицо представлено не только как объект оценки и потенциальный испол-

111!111Й1И1!Ш № 3,

нитель нравственного долженствования, но и как субъект — автор этого требования к себе [4, с. 59—60].

Из такого понимания ученым личностных форм морального сознания следует, что их признаками являются: а) обращенность веления и оценки к человеку как к определенному лицу; б) представление о человеке не просто как об объекте оценки и потенциальном исполнителе нравственного долженствования, но и как об авторе этого требования к себе.

В толерантности как личностной форме морального сознания человека, студента веление уважать, признавать, принимать другого человека как своего-другого, оценка человека по критериям уважения, принятия и их модификаций как нравственных требований обращены к человеку как к конкретному лицу. В оценках ему предписывается быть толерантным. Так толерантность обращенная к другому лицу, переходит в собственную максиму, которая гласит: поступай согласно толерантности, которая «в то же время содержит в себе свою общезначимость для каждого разумного существа» [5, с. 98].

Толерантность как максима и есть то правило, которое мы сами на себя налагаем.

Осмысление идей О. Г. Дробницкого о личностных формах морального сознания показывает, что они являются одной из разновидностей морального требования. В личностных формах сознания выражен не просто чей-то индивидуальный способ представлений, а «особый строй моральных отношений, требований, так сказать, второго порядка, развивающихся на основе общеобязательных нормативов нравственности» [4, с. 60].

В толерантности как личностной форме морального сознания фиксируется превращение нравственного требования «уважать, признавать, принимать другого как своего-другого» в веление, имеющее смысл применительно к конкретному лицу — студенту (человеку) и усло-

виям, в которых он осуществляет взаимодействие, общение. Студент, человек выступают субъектами требования и веления. Толерантность обязует студента не только совершать действия-поступки, но и подчиняться моральным требованиям, вытекающим из толерантности.

Очевидно, что толерантность как личностная форма морального сознания отвечает признакам, по которым возможно судить о толерантности именно как о личностной форме морального сознания студента, человека.

Итак, осуществив категориальный анализ понятия «толерантность», мы выделили признаки, наиболее значимые для толерантности как научного понятия, как понятия морали и как личностной формы морального сознания, показав, что толерантность в том или ином своем значении отвечает данным признакам.

Известно, что практически любое понятие, в том числе «толерантность», может выступать в роли идеала, ценности, отношения, предопределяющих значимую для студента направленность на другого человека, на ценности культуры и морали, а потому знаменовать собой морально-этическое основание согласия различных людей, освящать выбор людьми способов жизни сообща.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апресян, Р. Г. Золотое правило / Р. Г. Апресян // Этика: старые новые проблемы. — М., 1999. — С. 9—29.

2. Архангельский, Л. М. Этические категории / Л. М. Архангельский, Т. Джафарли // Предмет и система этики.— М. ; София, 1973.— С. 152—178.

3. Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1974. — 388 с.

4. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1977. — 334 с.

5. Кант, И. Критика практического разума/ И. Кант. — СПб. : Наука, 1995. — 528 с.

6. Разин, А. В. Этика : учеб. для вузов / А. В. Разин. — М. : Академический проект, 2003. — 624 с.

7. Харчев, А. Г. Этика и мораль / А. Г. Хар-чев // Предмет и система этики. — М. ; София, 1973. — С. 69—91.

Поступила 16.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.