Научная статья на тему 'Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг'

Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2554
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / СТРАТЕГИЯ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунин С.В.

В статье рассматриваются вопросы связанные с выбором банком стратегии банка на рынке ценных бумаг. Выявлен и раскрыт основополагающий принцип деятельности коммерческого банка в различных моделях экономики. Предложены элементы стратегии банка на рынке ценных бумаг. При выделении типов общей стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг предложено использовать степень активности банка на данном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг»

19 (322) - 2013

Анализ видов экономической деятельности

УДК 336.71

ТИПЫ СТРАТЕГИЙ БАНКА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

С. В. ЯКУНИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры денег и кредита E-mail: ysw@yandex. ru Саратовский государственный социально-экономический университет

В статье рассматриваются вопросы, связанные с выбором банком стратегии банка на рынке ценных бумаг. Выявлен и раскрыт основополагающий принцип деятельности коммерческого банка в различных моделях экономики. Предложены элементы стратегии банка на рынке ценных бумаг. При выделении типов общей стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг предложено использовать степень активности банка на данном рынке.

Ключевые слова: банк, стратегия, рынок ценных бумаг, принципы.

Стратегия деятельности банка на рынке ценных бумаг предопределяется принципами, лежащими в основе формирования стратегии банка как на рынке ценных бумаг, так и общими принципами деятельности коммерческого банка. Рассмотрение существующих точек зрения в отношении принципов формирования стратегии на рынке ценных бумаг выявило, что наблюдается однобокий подход, который затрагивает в основном характеристику принципов формирования стратегии портфельного инвестирования (инвестиционного портфеля). Однако, по мнению автора, принципы формирования стратегии банка на рынке ценных бумаг намного шире, чем формирование инвестиционного портфе-

ля, так как они основываются и на общих принципах деятельности банка.

Анализ подходов, используемых в типологии стратегий, проведенный отечественными авторами и зарубежными учеными, свидетельствует о том, что все подходы к разработке стратегии организации сводятся к тому, что стратегия в различных пропорциях представляет собой сочетание теоретического анализа и интуиции разработчиков, при этом не наблюдается явного разделения на активную и пассивную стратегии [7]. Строгое разделение на активную и пассивную стратегии наблюдается при выделении инвестиционных стратегий банка на рынке ценных бумаг и классификации инвестиционных портфелей ценных бумаг.

По мнению автора, в качестве базисного классификационного признака при выделении типов общей стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг необходимо использовать степень его активности на данном рынке, не ограничиваясь только рамками инвестиционной стратегии. Для этого предлагается использовать стандартные подходы к типу поведения банка, выделяя активный и пассивный типы стратегии банка на рынке ценных бумаг. Данные стратегии в свою очередь подразделяются на стратегию роста, стратегию стабильности и стратегию ограничений (см. рисунок).

Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг

Развитие новых направлений деятельности

Инновации в рамках существующих направлений деятельности

Дивестиции, отказ от направления деятельности

Стратегия роста

Стратегия стабильности

Стратегия ограничений

Расширение масштабов в рамках существующих направлений деятельности

Сохранение масштабов в

рамках существующих направлений деятельности

Ограничение масштабов в

рамках существующих направлений деятельности

Типы и соотношение стратегий на рынке ценных бумаг

Под стратегией роста в рамках активной стратегии понимается развитие новых направлений деятельности банка, а пассивной - расширение масштабов деятельности банка в рамках существующих направлений. Под стратегией стабильности в рамках активной стратегии понимаются инновации в рамках существующих направлений деятельности, а пассивной - сохранение масштабов.

Стратегия ограничений предполагает в рамках активного типа стратегии дивестиции, т. е. отказ от направления деятельности, а в рамках противоположного типа стратегии - ограничение масштабов в рамках существующих направлений деятельности. Данная классификация позволяет банку минимизировать риск неправильного выбора и достичь большей точности при выборе стратегий. Это позволяет обеспечить большую эффективность на первоначальном этапе разработки стратегии, когда принимая решения о развитии новых направлений деятельности, осуществлении инновации в рамках существующих направлений деятельности или отказе от направления деятельности, банк придерживается активной стратегии. При принятии решений о расширении, сохранении или ограничении масштабов в рамках существующих направлений деятельности банк проводит пассивную стратегию.

Рассмотрим, как на практике происходит выполнение данного сегментирования стратегий банка на рынке ценных бумаг в рамках инвестиционной, эмиссионной деятельности банка и деятельности банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Банковские инвестиции имеют огромное значение не только для самого банка, но и для экономики

страны в целом. Так, Л. Л. Игонина отмечает, что банковские инвестиции имеют собственное экономическое содержание. По ее мнению, инвестиционную деятельность банка в микроэкономическом аспекте - с точки зрения банка как экономического субъекта -можно рассматривать как деятельность, в процессе которой банк выступает в качестве инвестора, вкладывая свои ресурсы на срок в создание или приобретение реальных активов и покупку финансовых активов для извлечения прямых и косвенных доходов. Вместе с тем инвестиционная деятельность банков имеет и иной аспект, связанный с осуществлением их макроэкономической роли как финансовых посредников. В этом качестве банки способствуют реализации инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов, выступающего в условиях рыночной экономики в денежно-кредитной форме, трансформации сбережений и накоплений в инвестиции. Поэтому в макроэкономическом аспекте инвестиционная деятельность банков понимается как деятельность, направленная на удовлетворение инвестиционных потребностей экономики [10].

В целом разделяя эту точку зрения, стоит только подчеркнуть, что микро- и макроэкономический аспекты банковского инвестирования неотделимы друг от друга. Банк, стремясь к извлечению доходов из осуществляемых им инвестиций, тем самым удовлетворяет потребности экономики в инвестициях. Это две стороны одного и того же процесса инвестирования. Следовательно, разрабатывая свою инвестиционную стратегию, в том числе и на рынке ценных бумаг, банки тем самым определяют инвестиционные процессы в экономике в целом.

В этих обстоятельствах необходимо выделять следующие основные направления в рамках формирования стратегии инвестиционной деятельности банка на рынке ценных бумаг:

стратегические инвестиции (банковская сфера, предприятия финансовой сферы, предприятия нефинансовой сферы);

- портфельные инвестиции;

- операции на рынке производных ценных бумаг.

При стратегическом инвестировании объект

инвестиций может получить: финансирование, передовые технологии, новую и эффективную систему менеджмента, возможность использовать успешный практический опыт стратегического инвестора. Однако существует и обратная ситуация, когда стратегический инвестор хочет получить передовые технологии и использовать практический опыт, накопленный приобретаемой компанией. Довольно часто стратегическое инвестирование является частью глобальной стратегии банка, способом увеличения объема собственных продаж, сокращения производственных издержек и даже устранения потенциальных конкурентов. Таким путем банки стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Издержки трансакций при осуществлении инвестиционных стратегий - важная переменная, влияющая на варианты экономической организации.

Первое выделенное направление стратегических инвестиций (в рамках банковской сферы) связано прежде всего с тем, что для современного периода развития банковской системы России характерно то, что большинство банков уже достигло некоторых пределов органического роста, чем и объясняется активизация процессов интеграции в банковском секторе. По мнению Г. Динз и Ф. Крюгера, органический рост не является путем к успешному росту, поэтому интеграционные преобразования неизбежны, если компания собирается опередить конкурентов [9].

Стратегические инвестиции в банковскую сферу в обзоре компании «Банк Банков» рынка купли-продажи российских банков разделяется на следующие сегменты [3]:

- сегмент банковских лицензий (core & shell);

- сегмент крупных банков;

- сегмент средних банков.

Рассмотрим их подробнее.

Сегмент банковских лицензий (core & shell). Поскольку передача банковской лицензии как таковой невозможна, желающим ее приобрести приходится покупать акции (доли) банка или его участников. Существенная (иногда до 100 %) часть активов и пассивов таких банков обычно аффилирована с продавцом и выводится (замещается) в процессе сделки или сразу после нее. Прочие активы и пассивы, относящиеся к сторонним кли-

ентам, обычно не рассматриваются покупателями как самостоятельный бизнес.

Сегмент крупных банков. Обычно это универсальные банки, имеющие широкое географическое присутствие и диверсифицированную продуктовую линейку, работающие как с юридическими, так и с физическими лицами. Сделки с крупными пакетами акций таких банков происходят нечасто и, как правило, с участием либо крупных иностранных банков, либо государства. Внутри этого сегмента можно выделить нишу банков, чьи акции обращаются на организованных рынках и доступны для частных инвесторов.

Так, ОАО «Сбербанк России» (далее - Сбербанк России) подписал соглашение о покупке 100 % Volks bank International AG (VBI), (без VB Румыния) за 585-645 млн евро. У VBI без VB Румыния имеется 291 отделение в странах Центральной и Восточной Европы (в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении) и более 600 000 клиентов. Банк также присутствует в Украине и имеет банковскую лицензию в Австрии. Активы VBI без VB Румыния по данным на 30.06.2011 составляли 9,4 млрд евро. По мнению президента и председателя правления Сбербанка России Г. О. Грефа, прибыль банка, полученная от работы в странах Центральной и Восточной Европы, к 2020 г. будет вдвое превышать объем прибыли от российского бизнеса [16]. Таким образом, инвестиционная стратегия деятельности Сбербанка России на рынке ценных бумаг носит агрессивный характер и направлена на завоевание быстрорастущих рынков Центральной и Восточной Европы.

Следует отметить, что приобретение Volks bank International AG (сейчас Sberbank Europe) принесло группе убыток. С даты приобретения по 30.09.2012 убыток этого подразделения составил 4,8 млрд руб. Он связан с тем, что качество кредитного портфеля оказалось не настолько хорошим, как ожидалось [15].

Сегмент средних банков. Как правило, средний банк - это банк, занявший небольшую региональную, клиентскую либо продуктовую нишу, еще не ставший крупным банковским бизнесом, но уже представляющий собой значительно больше, чем просто лицензия. Покупателей в таком банке часто интересует именно его бизнес, например, его позиции в определенном регионе. Однако им нужно быть готовыми к тому, что они столкнутся с неэффективностью бизнес-процессов приобретаемого банка и его высокими рисками, вызванными зависимостью от небольшого числа клиентов.

По мнению автора, к выделенным в обзоре компании «Банк Банков» сегментам, следует добавить сегмент небольших банков, работающих только в рамках одного региона, не входящих ни в одну банковскую группу и являющихся банками одного клиента. Продажа банков данного сегмента осуществляется в том случае, когда стратегический клиент банка терпит убытки или когда собственник банка продает свой основной бизнес и банк отдельно друг от друга. Приобретение данного банка представляет интерес для покупателя в том случае, если он пытается осуществить вертикальную или горизонтальную диверсификацию своего бизнеса, а также в случае, если основной бизнес собственника банка представляет интерес для покупателя. При этом стоимость банков данного сегмента существенно меньше, чем в предыдущих сегментах, что также формирует определенный спрос на них.

Так как в современных условиях банки имеют определенные обязательства по участию в стабилизации банковской системы, они принимают непосредственное участие в процедурах финансового оздоровления проблемных банков, начавшихся в 2008 г. Непосредственное участие банков в процедурах финансового оздоровления проблемных банков позволяет отдельно выделить данный сегмент. Несмотря на то, что финансовые проблемы банков привели к смене их собственников, сделки по приобретению данных банков, по мнению автора, сложно назвать сделками в традиционном понимании, поскольку желание банков приобрести только потенциально привлекательные активы перекрывается их обязательством по участию в стабилизации банковской системы. В результате банки приобретались целиком вместе с неликвидными активами.

Приобретение проблемных банков как единого имущественного комплекса не всегда было экономически оправданно, так как выгоднее было в процессе банкротства банка приобрести только наиболее ликвидные активы и отказаться от неликвидных. Однако преференции, которые получали банки за участие в стабилизации банковской системы от государства в виде льготных кредитов и т. д., заставляли их идти на это. Приобретение проблемных банков наглядно продемонстрировало макроэкономический аспект инвестиционной деятельности банков.

Тем не менее основными участниками деятельности по финансовому оздоровлению про-

блемных банков по-прежнему остаются Банк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и крупные финансовые структуры, контролируемые государством. Доля государства в уставном капитале государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее -Внешэкономбанк) составляет 75,5 %. Внешэкономбанк получил от Банка России на процедуры по оздоровлению ОАО АКБ «Связь-Банка» около 2,5 млрд долл., которые были использованы в 2009 г. на выкуп дополнительной эмиссии акций «Связь-банка» и его проблемных активов, а также на погашение долгов. В 2010-2011 гг. «Банк ВТБ», второй по величине активов российский банк, приобрел ОАО АКБ «Банк Москвы» (46,48 %) и ОАО «Транс Кредит Банк» (43,18 %).

Даже когда в финансовом оздоровлении проблемных банков принимают участие частные банки, важную роль при этом продолжают играть АСВ и банки с государственным участием. Например, в апреле 2009 г. ОАО «НОМОС-БАНК» и ФК «Открытие» выкупили по 25 % дополнительной эмиссии акций ОАО «Банк ВЕФК» (ныне ОАО «Банк Петровский»). При этом 50 % дополнительной эмиссии приобрело АСВ. Всего в уставный капитал ОАО «Банк ВЕФК» инвесторами было внесено около 300 млн долл. Кроме того, АСВ предоставило банку субординированный заем на сумму еще около 300 млн долл. В свою очередь «Банк ВТБ» приобрел 19,9 % акций ФК «Открытие» путем выкупа дополнительной эмиссии на сумму около 150 млн долл. Некоторые участники рынка расценивают эту сделку как форму участия «Банка ВТБ» в санации проблемных банков (помимо участия в санации «Банка ВЕФК» ФК «Открытие» приобрела ОАО АКБ «Русский Банк Развития» в рамках санации). Финансовая корпорация «Открытие», в состав которой входят два банка, считает, что привлечение нового акционера укрепляет ее позиции на российском финансовом рынке.

Стоит обратить внимание на то, что на банковском рынке складывается парадоксальная ситуация, когда фактор размера кредитной организации, как показывает ход событий, остается решающим для доступа к механизмам государственной поддержки, что способствует консолидации в банковской сфере. Причем данный процесс постоянно стимулируется государством. Принципиальную поддержку этим процессам оказали вступившие в силу в январе 2009 г. поправки в Федеральный закон от 02.12.1990

«О банках и банковской деятельности», устраняющие такое препятствие для консолидационных процедур, как безусловное право кредиторов реорганизуемого банка требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств. Например, слияние ОАО «МДМ-Банк» и ОАО «УРСА Банк» произошло в оперативные по российским меркам сроки интеграции в единый банк (около полугода). Ранее реализация проектов сопоставимого масштаба требовала значительно больших временных затрат. Так, от момента заключения соглашения о приобретении ЗАО «Райффайзенбанк» ОАО «ИМПЭКСБАНК» до его присоединения прошло два года [5]. Еще меньший период потребовался для приобретения летом 2011 г. Банком ВТБ Банка Москвы.

Кроме того, согласно стратегии развития банковского сектора на период до 2015 г. предусматривается увеличение минимального размера капитала банка как для вновь создаваемых, так и для действующих кредитных организаций. Банк России исходит из необходимости укрупнять банки для того, чтобы было легче контролировать их деятельность, сокращая так называемые отмывоч-ные прачечные, а также для того, чтобы повысить устойчивость банковской системы в целом. Для сравнения, минимальный капитал банка составляет в Китае 96,8 млн евро, в Евросоюзе - 5 млн евро, а в Восточной Европе - 1-5 млн евро. В Европе регулируют величину собственного капитала не абсолютными цифрами, а через проценты разной достаточности капитала к активам банка, которые устанавливает Базельский комитет. Следовательно, в Европе более гибко подходят к регулированию банковской сферы, чем в России и Китае. По мнению автора, в результате процесса консолидации отрасли часть банков уйдет с рынка из-за того, что они не будут эффективно конкурировать с крупными игроками, которые и определяют развитие банковского сектора.

Стратегические инвестиции по приобретению банками друг друга, по сути, представляют собой стратегию банков по созданию новых рынков сбыта своих услуг и способ выхода на новые рынки путем участия в капитале компаний, имеющих значительную долю на данном рынке. Например, ОАО «Промсвязьбанк» за счет приобретения проблемных региональных банков на 30 % увеличило портфель пластиковых карт и на 16,5 % - банкоматов и точек продаж; Сбербанк России приобрел ИК «Тройка

Диалог» для расширения своего присутствия на рынке ценных бумаг.

В России банки обладают самым большим по сравнению с другими финансовыми посредниками (негосударственными пенсионными фондами, паевыми инвестиционными фондами, страховыми компаниями) потенциалом удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов экономики. По состоянию на 01.01.2010 зарегистрированные уставные капиталы российских банков в 1,5 раза превосходили величину собственного имущества негосударственных пенсионных фондов, в 3 раза -стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов и в 6 раз - уставные капиталы страховых организаций. Практика свидетельствует о том, что банки стремятся приобрести компании, деятельность которых не связана напрямую с банковской деятельностью, но будет способствовать привлечению клиентов к расширению линейки оказываемых банком услуг.

Стратегия развития крупнейших банков предполагает, что, оказывая инвестиционные услуги своим клиентам, они обычно имеют все виды лицензий для работы на рынке ценных бумаг, которые им законодательно разрешено получить (за исключением деятельности по ведению реестра других юридических лиц и организации биржевой торговли). Однако последняя крупнейшая сделка (приобретение Сбербанком России инвестиционной компании «Тройка-Диалог») показала, что даже банки, имеющие все виды лицензий на рынке ценных бумаг, стремятся расширить свой потенциал за счет приобретения компаний, входящих в число крупнейших инвестиционных компаний России. Объединение линейки продуктов и услуг коммерческого банка и инвестиционно-банковского направления обеспечивает рост доходов объединенного бизнеса и дает масштабный синергетический эффект. Все текущие направления бизнеса ИК «Тройка Диалог» получают значительные дополнительные источники роста за счет клиентской базы и капитала Сбербанка России. Сотрудники обеих организаций получают новые перспективы карьерного роста и развития. Президент и председатель правления Сбербанка России Г. О. Греф считает, что Сбербанк России получает ведущую инвестиционно-банковскую платформу по торговле ценными бумагами, брокерским услугам, слияниям и поглощениям, корпоративному финансированию, управлению активами и услугам private banking,

которой смогут воспользоваться клиенты банка в России, странах СНГ и за рубежом. У Сбербанка России появляется уникальная возможность предложить современные финансовые услуги десяткам тысяч российских компаний, которые до сих пор не имели к ним доступа. В течение 3-5 лет банк планирует прочно занять лидирующие позиции на рынке корпоративных и инвестиционно-банковских услуг в целом и по каждому из продуктовых направлений в отдельности [19].

При осуществлении стратегических инвестиций банку необходимо отчетливо осознавать, что если приобретаемый им актив предполагает партнерский тип отношений, то это подразумевает разделение с эмитентом не только рисков, но и получаемой прибыли. Если формируются клиентские или посреднические отношения, то банк, беря риск на себя, должен быть основным получателем прибыли. По мнению автора, возникновение партнерских отношений начинается с того момента, когда банк становится владельцем блокирующего пакета (25 %+1 акция), т. е. он в состоянии оказывать влияние на деятельность общества. Чем больший процент акций (долей) банк приобретает, тем большее право он получает на установление того или иного типа отношений, руководствуясь своими интересами. Таким образом, выбирая вид и тип приобретаемых ценных бумаг, банк получает возможность оказывать влияние на их эмитента.

Инвестиционные стратегии, направленные на приобретение других банков или расширение сферы влияния банка посредством проникновения на новые рынки путем создания (приобретения) других компаний, способствуют превращению рынка банковских услуг во все более олигопольный рынок [21].

Таким образом, стратегия приобретения банками других банков и финансовых компаний соответствует стратегии роста.

Следующее направление инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг - это формирование портфеля ценных бумаг (портфельные инвестиции). Инвестиционные решения, принимаемые банком как инвестором, в частности решения о выборе тех или иных объектов инвестирования и о структуре инвестиционного портфеля, зависят прежде всего от целей инвестирования, инвестиционного горизонта и склонности инвестора к риску.

Обычно считается, что при формировании инвестиционного портфеля банки придерживаются

двух типов поведения: стремление к максимальной диверсификация своей деятельности или поиск своей ниши на рынке. Однако анализ показывает, что существует и другой тип поведения, который заключается в остаточном подходе к размещению средств на рынке ценных бумаг. При этом банки объясняют свои достаточно значимые по отношению к общей величине активов портфели ценных бумаг тем, что кредитный портфель растет медленнее депозитной базы, и остающиеся средства банки вынуждены размещать на рынке ценных бумаг.

Высокая доля ценных бумаг в активах отдельных банков вызывает обеспокоенность у Банка России. На 01.03.2011 по всей банковской системе средневзвешенная доля ценных бумаг в активах банков составила в среднем 18,2 %. Максимальное отклонение этого показателя от среднего значения может свидетельствовать о перекосе, т. е. проведении более рискованной политики. Так, у ООО «КБ «Востокбизнесбанк» активы состоят на 65 % из ценных бумаг, при этом 53 % приходится на акции. У некоторых банков доля векселей в портфеле превышает 90 % (ОАО «Белгородпромстройбанк», ООО КБ «Межрегионбанк», ООО КБ «Холдинг-Кредит»). Другие банки предпочитают формировать портфель ценных бумаг преимущественно из облигаций. Например, у ЗАО «Банк Проектного Финансирования» доля вложений в облигации составляет 88 % (в активах портфель вложений в ценные бумаги составляет 31 %). У ОАО ИКБ «Совкомбанк» на облигации приходится 8,7 млрд руб. при активах в 22,1 млрд руб.

Высокий удельный вес ценные бумаги занимают в активах банков, занимающихся обслуживанием капитала состоятельных частных лиц путем развития услуг на рынке ценных бумаг, осуществляющих внедрение инвестиционного банкинга. Для них характерна стратегия завоевания места на банковском рынке инвестиционных услуг, а кредитование не является основным бизнесом. Эта группа банков сознательно идет на увеличение доли ценных бумаг в активах банка, так как выбирают это направление специализации. Например, в портфеле ОАО «М2М Прайвет Банк» ценные бумаги занимают 45 % активов [4]. Банк предлагает комплексный продукт «доверительное управление плюс вклад» с разной пропорцией распределения вклада и средств, переданных в доверительное управление [12]. Таким образом, появляется новая группа банков, пытающихся занять свою нишу на рынке ценных бумаг,

предлагая новые услуги. Успех данной стратегии подтверждается и рыночными позициями ОАО «М2М Прайвет Банк» в рэнкингах: 12-е место среди самых доходных общих фондов банковского управления (ОФБУ) в первом полугодии 2010 г. по версии Investfunds. ги (Фонд «Эффективный»); 2-е место среди банков по объемам привлеченных в 2010 г. средств в ОФБУ по версии Investfunds. ги; 121-е место по размеру чистых активов на 01.05.2010 по версии журнала «Профиль»; 148-е место по кредитному портфелю за 9 мес. 2010 г. по версии информационного агентства «РБК»; 114-е место по депозитному портфелю за 9 мес. 2010 г. по версии «РБК»; 69-е место по депозитам физических лиц за 9 мес. 2010 г. по версии того же агентства; 88-е место в рейтинге банков Москвы [12].

Таким образом, максимальное отклонение доли ценных бумаг в активах банка от среднего значения следует воспринимать не как перекос в деятельности банка, а как попытку банка нащупать свою нишу на рынке ценных бумаг. Среди банков, у которых доля ценных бумаг в активах значительно превышает средний показатель по отрасли, следует выделить две группы.

К первой группе относятся банки, кредитный портфель которых растет медленнее депозитной базы из-за отсутствия заемщиков, которые отвечали бы требованиям банка, что заставляют их размещать средства на рынке ценных бумаг. Нельзя согласиться с позицией Банка России, однозначно считающего, что данная тенденция носит негативный характер, поскольку концентрацию риска по приобретенным банком ценным бумагам необходимо оценивать прежде всего по качеству находящихся в портфеле банка ценных бумаг, а не по их доле в активах.

Ко второй группе относятся банки, которые занимаются обслуживанием капитала состоятельных частных лиц, и для них кредитование не является основным бизнесом. Данная группа банков разрабатывает собственные стратегии на рынке ценных бумаг и предлагает комплексные продукты.

Таким образом, можно говорить о появлении сегмента банков, стремящихся в условиях жесткой конкуренции занять свою нишу, которую следует отнести к инвестиционному банкингу. Данная специализация банков позволяет клиенту выбрать банковские продукты, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности.

До последнего времени особенности функционирования российского срочного рынка были

вызваны фактическим разделением функционирования сегментов данного рынка. Так, срочный рынок фондовых активов был сосредоточен на РТС, а биржевой рынок акций на 98 % - на ММВБ. Этим объясняется, что по итогам 2010 г. РТС удалось удержать ведущую роль на срочном рынке: обороты на рынке FORTS составили 964,1 млрд долл. (по курсу Банка России это составляло 28,755 трлн руб.), увеличившись за год на 111,36 %. В то же время обороты на срочном рынке ММВБ достигли 1,514 трлн руб., что демонстрирует более чем двукратный прирост к уровню предыдущего года [6]. Несмотря на усилия руководства двух компаний по внедрению новых торгуемых инструментов, основной площадкой по торговле деривативами остается срочный рынок РТС, а больший объем торгов акциями происходит по-прежнему на фондовом рынке ММВБ. Объединение этих бирж создало предпосылки для дальнейшего развития срочного рынка группы ММВБ - РТС за счет повышения его надежности и расширения круга торгуемых инструментов.

Анализ участников рынка срочных инструментов бирж ММВБ - РТС (до и после объединения) позволяет говорить, что из 50 компаний - лидеров по объему сделок на РТС 18 являются банками (36 %). Причем первое место по объему сделок занимает Финансовая корпорация «Открытие» (1 427 697 млн руб.) [11], которая является российской банковской группой, основными направлениями деятельности которой являются инвестиционный банкинг, коммерческий банкинг, брокерские услуги, а также управление активами.

Таким образом, и на рынке производных финансовых инструментов сформировался сегмент банков, которые считают данное направление приоритетным в своей деятельности на рынке ценных бумаг.

Согласно отчетам Банка России, структура биржевых торгов на рынке производных финансовых инструментов позволяет говорить об отсутствии инструментов, которые были разработаны (сконструированы) и предложены самими банками, а не биржей. На бирже должны появится в первую очередь кредитные деривативы. Это связано с тем, что исследования, посвященные созданию банками деривативов, свидетельствуют, что банки являются естественными носителями кредитного риска и, соответственно, нуждаются в инструментах для управления им. Таким инструментом являются кредитные деривативы. Как отмечает Д. Ж. Саакян, ряд российских кредитов уже успешно и достаточно

активно обращаются на глобальных рынках кредит-дефолтных свопов (ОАО «Газпром», «Банк ВТБ», Сбербанк России, ОАО «Северсталь», ОАО «Альфа-Банк», АК «АЛРОСА» и т. д.) [18]. Отсутствие данных инструментов на внутреннем рынке негативно влияет и на кредитный рынок. Так, в период финансового кризиса зарубежные банки (Citi group и Credit Suisse), пытаясь ужесточить условия кредитования корпораций и максимально обезопасить себя от дефолтов по обязательствам заемщиков, начали привязывать стоимость корпоративных кредитов для заемщиков не к рейтингу их долговых обязательств и ставке LIBOR, а к стоимости кредитных дефолтных свопов (CDS) по этим заемщикам. Таким образом, котировки данных инструментов дают возможность использовать их как способ, позволяющий банкам оценить стоимость кредита для компании в момент выдачи кредита.

Эмиссионная деятельность банка на рынке ценных бумаг связана с поиском источников финансирования всей его деятельности. Как отмечает А. Р. Алавердов, стратегическая цель управления эмиссионной политикой банка состоит в обеспечении постоянного увеличения капитала банка от эмиссии ценных бумаг на наиболее выгодных для него условиях, так как именно такая политика является основой для обеспечения финансовой стабильности и устойчивости банка [1]. Согласно российскому законодательству коммерческие банки могут эмитировать ценные бумаги, причем для одних требуется регистрация эмиссионного проспекта, это акции и облигации. Выпуск других ценных бумаг - векселей, депозитных и сберегательных сертификатов - осуществляется без регистрации проспекта эмиссии.

Для успешного осуществления эмиссии ценных бумаг банк должен разработать стратегию эмиссионной деятельности. Эта стратегия будет специфична для каждого отдельного банка, но вместе с тем банк должен осуществить обязательные этапы при ее разработке.

Выбор того или иного источника финансирования зависит прежде всего от целей привлечения средств. В рамках эмиссионной деятельности банка можно выделить три основные стратегические цели: привлечение дополнительных средств, увеличение капитала банка для выполнения норматива, перераспределение долей собственников. Эти стратегические цели в свою очередь подразделяются на частные цели.

Особое внимание банк должен уделять соблюдению паритета привлеченных и размещенных средств по срочности и стоимости привлечения. Стоимость привлечения средств банком, как и любым другим заемщиком, будет существенно различаться для различных банков и зависеть от целого ряда факторов. Такими основными факторами являются:

- рейтинг кредитоспособности (надежности), присвоенный банку рейтинговыми агентствами. Он позволяет банку повысить эффективность деятельности на внутреннем и международных финансовых рынках и предоставляет дополнительные возможности для привлечения банком средств. Рейтинг в общем случае свидетельствует о способности банка своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства и позволяет потенциальным инвесторам более четко позиционировать банк среди прочих эмитентов;

- структура собственности кредитной организации и ее транспарентность. Банку будет проще найти общий язык с потенциальными акционерами (заемщиками) в том случае, если он предоставляет информацию об объектах вложения привлеченных ресурсов. Потенциальные акционеры (заемщики) готовы инвестировать только в том случае, если они четко представляют перспективы развития банка и финансовую выгоду, которую могут получить;

- размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие при этом лидирующих позиций в каком-либо определенном сегменте рынка (будь то потребительское кредитование либо факторинговые операции, или системы денежных переводов) сильно ограничены в инструментах привлечения средств. Для них практически закрыта дорога на IPO, а облигационные займы обойдутся слишком дорого. Привлечение ресурсов в объемах менее 50 млн долл. (через облигационный заем либо IPO) практически не представляет интереса ни для зарубежных, ни для российских организаторов. Да и у потенциальных инвесторов (кредиторов) интереса к подобным кредитам (или пакетам акций) может не возникнуть. Как правило, в настоящее время банки привлекают через данные механизмы суммы от 100 млн долл. и выше. Поэтому для подобных банков остается ограниченный выбор источников привлечения

средств на рынке ценных бумаг: средства собственников банка, выпуск облигаций, векселей, депозитных сертификатов. Согласно статистической информации по крупнейшим банкам основными инструментами для привлечения средств на рынке ценных бумаг являются облигации и векселя, причем наблюдается прямая зависимость: чем крупнее банки, тем более активно они прибегают к этой форме привлечения денежных средств. Наиболее ярким подтверждением этого является размещение «Банком ВТБ» бессрочных еврооблигаций в объеме 1 млрд долл. под 9,5 % годовых. Банк за счет выпуска субординированных бессрочных еврооблигаций, номинированных в долларах, собирается увеличить капитал первого уровня [8].

Как видно, крупнейшие банки для выживания пересматривают стратегию своего развития. При этом осуществляются концентрация средств в инвестиционно-банковской сфере и формирование мирового олигопольного рынка. Остальным банкам для сохранения своей независимости и выживания при такой структуре рынка необходимо найти специфические ниши, которые не будут интересны олигополистам.

Стратегия деятельности банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг также отличается своей спецификой. Общее количество организаций, имеющих лицензию на осуществление брокерской, дилерской деятельности по управлению ценными бумагами (в любых сочетаниях лицензий), составляло в 2011 г. 1 274 компании, из которых около 40 % являются кредитными организациями. Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что в его деятельности банки играют большую роль не только как активные участники данного рынка, но они занимают особое место в формировании его инфраструктуры, являясь профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Эффективность стратегии банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг является необходимым условием для стимулирования накоплений и трансформации сбережений в инвестиции, а также обеспечения всего комплекса прав инвесторов, так как совершение сделок на рынке ценных бумаг требует участия посредника. Именно существование профессиональных участников на рынке ценных бумаг дает возможность для проведения всех видов операций с ценными бумагами и формирования отношений с их по-

тенциальными покупателями. Профессиональные виды деятельности банков на рынке ценных бумаг выходят за рамки банковской лицензии и требуют дополнительного лицензирования ФСФР России.

Так, для получения доступа к торгам на фондовой бирже необходимо иметь лицензию профучастника рынка ценных бумаг, позволяющую осуществлять дилерскую, брокерскую деятельность и деятельность по доверительному управлению. Для совершения операций с товарными фьючерсными и опционными сделками в биржевой торговле необходима лицензия на этот вид деятельности. Для доступа к автоматизированной внебиржевой системе торговли ценными бумагами РТС необходимо быть не только лицензированным профучастником, но и членом Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Соотношение кредитных и некредитных организаций в составе НАУФОР за 2006-2011 гг. увеличилось с 16,8 до 29,15 %. Это вызвано прежде всего уменьшением общего количества членов с 404 до 293. Из них количество членов некредитных организаций уменьшилось с 330 до 228, кредитных - с 74 до 65[13].

Некоторые авторы, исследующие развитие интеграционных процессов в брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, отмечают, что в силу ряда причин смысл функционального разделения и отдельного лицензирования брокеров и дилеров теряется, поэтому в настоящее время дилерская лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг дублирует брокерскую. По их мнению, целесообразно отменить лицензирование дилерской деятельности и ввести институт интегрированного брокера-дилера с возможным принятием на себя функций маркет-мейкера.

Авторский подход заключается в том, что неправомерно говорить о дублировании данных видов деятельности и, следовательно, о необходимости отмены их отдельного лицензирования. Существует ряд отличий, заключающийся в том, что брокер приобретает ценные бумаги за счет клиента и может выполнять любые гражданско-правовые сделки с ценными бумагами клиента (например, передать их по завещанию, обременить обязательствами, обменять и т. п.), а дилер осуществляет операции за собственные средства путем публичного объявления цены сделки и обязан совершить сделку по объявленной цене. Дилеру запрещается выполнять поручения клиентов. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия дого-

вора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Риски, присущие брокерской деятельности и дилерской деятельности, различны. Если возникновение брокерских рисков обусловлено обязательствами по выполнению поручений клиентов, то риски дилерской деятельности обусловлены выполнением объявленных дилером обязательств по сделке по выбранным им самим ценным бумагам. Минимизация рисков брокерской деятельности достигается принятием регламента по осуществлению брокерской деятельности, определяющего порядок предоставления брокером услуг. Заключение договора об условиях и порядке предоставления брокерских услуг на рынке ценных бумаг производится путем простого присоединения (акцепта условий) клиента к условиям настоящего регламента в соответствии со ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Риски дилера, по мнению автора, существенно выше, так как его деятельность подвержена всем видам риска - системному и несистемному. То есть, если брокер выполняет поручения клиента и за это берет комиссию, то дилер обязан выполнять сделки согласно объявленным им ценам на покупку/ продажу независимо от состояния рынка.

Практический опыт показывает, что в случае, если банк входит в крупную финансовую компанию, то он также создает отдельное подразделение по работе с ценными бумагами. Например, ОАО АКБ «УРАЛСИБ-ЮГ БАНК» (г. Краснодар) имел отдельные лицензии как профессиональный участник на рынке ценных бумаг, хотя входил в ФК «УРАЛ-СИБ». После проведенной в 2010 г. реорганизации банка изменяется порядок осуществления работы с клиентами на рынке ценных бумаг. Открытое акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ» заключает агентский договор с ООО «УРАЛСИБ Кэпитал -Финансовые услуги», которое входит в состав ФК «УРАЛСИБ» и занимает позиции в пятерке лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Интегрированная регио-

нальная сеть продаж финансовых продуктов и услуг ФК «УРАЛСИБ» насчитывает более тысячи офисов более чем в 80 регионах России. Так банк старается диверсифицировать свою деятельность и минимизировать риски, которые могут появиться в результате неудачной работы клиентов банка на рынке ценных бумаг и тем самым постараться возвести стену между операциями, которые осуществляет банк на рынке ценных бумаг, и клиентами, работающими на рынке ценных бумаг через посредника (финансовую компанию ФК «УРАЛСИБ»). Короткая история рынка ценных бумаг свидетельствует, что это может быть удачной организацией деятельности банка и инвестиционной компании. Например, ЗАО «Поволжский немецкий банк» (ЗАО «WDB-банк») было признано банкротом, а инвестиционная компания ЗАО «Джи Ай Ди Инвест», входящая в его группу, продолжает успешно работать.

Кроме того, выделение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в отдельную структуру позволяет снизить риск убытков (в том числе и моральных, имиджевых для банка), связанных с возможными штрафными санкциями. Например, в представленном наблюдательному совету отчете контролера профессиональной деятельности «Банка ВТБ» на рынке ценных бумаг за IV квартал 2009 г. указано, что выборочные проверки выявили семь видов нарушений, а также клиентские сделки с признаками манипулирования на рынке ценных бумаг. По результатам проведенных проверок контролер направил многочисленные рекомендации различным подразделениям банка (инвестблоку и лично президенту ЗАО «ВТБ капитал», департаменту по обеспечению безопасности, казначейству, департаменту информационных технологий) по проведению мероприятий, устраняющих нарушения и их повторение [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банкам, входящим не в финансовую, а в банковскую группу, предпочтительнее иметь лицензии на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в рамках каждого отдельного банка данной группы. По мнению автора, это, с одной стороны, будет способствовать минимизации рисков, так как при наложении штрафных санкций со стороны ФСФР России ответственность будет нести конкретный банк, что повышает ответственность сотрудников банка. С другой стороны, это будет способствовать повышению рыночной стоимости отдельно взятого банка данной группы. Например, в группе банков, входящих в систему «Лайф», ли-

цензию (дилерскую, брокерскую, на управление ценными бумагами, депозитарную лицензию) имеет головной банк ОАО АКБ «Пробизнесбанк», и через дочерние банки раньше можно было заключить договор с головным банком на необходимый клиенту вид деятельности. Однако банком было принято решение об изменении этого порядка, и теперь банки, входящие в группу, получают отдельные лицензии на работу на рынке ценных бумаг. Так, 17.05.2011 Федеральная служба по финансовым рынкам выдала саратовскому банку ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» лицензию на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Как уже отмечалось, создан прецедент, когда крупнейший отечественный банк - Сбербанк России, несмотря на наличие полного пакета лицензий на рынке ценных бумаг, приобрел еще и компанию «Тройка-Диалог» для расширения своего присутствия на рынке ценных бумаг. По мнению профессионалов, это свидетельствует о том, что Сбербанк России диверсифицирует свой бизнес за счет вхождения в более рисковые сегменты.

Изучение существующих организационных форм работы банка на рынке ценных бумаг позволило выделить основные подходы:

- централизованный подход, в результате которого банк сам получает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и самостоятельно работает или, в случае вхождения банков в банковскую группу, они работают как субброкеры по лицензии, полученной головным банком. При этом обеспечивается концентрация ресурсов, но повышается риск штрафных санкций (вплоть до отзыва лицензии) в случае совершения ошибок субброкерами (ООО Банк «Саратов», ООО «БАНК ФИНИНВЕСТ», ОАО «М2М Прайвет Банк»);

- децентрализованный подход, который подразумевает разделение банковского бизнеса и профессионального участия на рынке ценных бумаг путем создания отдельной инвестиционной компании, или банки, входящие в банковскую группу, работают по своим лицензиям. Это дает возможность более гибкого управления, повышает стоимость отдельных банков, позволяет при необходимости свернуть направление без потери для других участников, минимизирует риски. Но одновременно происходит и децентрализация средств;

- смешанный подход, при котором банк, имея лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, имеет и дочерние инвестиционные компании; это дает возможность максимально гибкого управления средствами на рынке ценных бумаг, максимальной сегментации предоставляемых услуг, захвата новых рынков, но требует значительных финансовых вложений (Сбербанк России владеет ИК «Тройка Диалог», ОАО «АБ «РОССИЯ» владеет ООО «ИК «Аброс»).

Современная стратегия деятельности банка как профессионального участника рынка ценных бумаг должна быть направлена в первую очередь на стремление к диверсификации пассивов. Этого можно достичь только путем предложения продуктов, которые будут сопоставимы по соотношению уровня риска и доходности с предлагаемыми вкладами. Постоянные изменения требований, которые будут предъявляться со стороны ФСФР России к профессиональным участникам рынка и Банка России к кредитным организациям, ведут к тому, что у небольших региональных банков есть только два пути: или соответствовать постоянно повышающимся требованиям, или продолжать работать по традиционной схеме (привлечение депозитов -выдача кредитов). Однако даже доля крупнейших банков профессиональных участников рынка ценных бумаг в стоимости чистых активов ПИФов и ОФБУ на несколько порядков ниже, чем средства, привлекаемые ими в качестве депозитов. Недостаточная доля ПИФов и ОФБУ по сравнению с вкладами объясняется, во-первых, низким уровнем накопления населения. Так, согласно проведенному исследованию агентства «Эксперт РА» в 2010 г., объем накоплений населения не так уж и велик. Лишь 8 % опрошенных по всероссийской выборке может прожить на свои накопления больше года. Среди высокодоходных групп населения этот показатель несколько выше - 17 %. Что касается текущих сбережений, то половина россиян тратят все деньги на текущее потребление и ничего не откладывают. Еще треть респондентов (31 %) прибегают к остаточным сбережениям, т. е. сберегают то, что осталось непот-раченным на текущие расходы. Целенаправленно сберегают всего 12 % россиян. С увеличением дохода растет склонность людей к сбережениям. Так, в группе высокодоходных респондентов, жителей городов-миллионеров, целенаправленно сберегают уже почти треть в выборке (28 %), чуть более поло-

вины (52 %) сберегают по остаточному принципу, тратят весь текущий доход на потребление всего 16 % респондентов [17]. Таким образом, согласно опросу, доверительное управление не рассматривается населением как способ накопления денег.

Во-вторых, недостаточная популярность ПИФов и ОФБУ объясняется низкой социальной значимостью отрасли доверительного управления. Услуги компаний по доверительному управлению за рубежом востребованы так же, как услуги банков и страховщиков. В России услугами управляющих компаний пользуются не более 500-550тыс. чел., большинство из которых воспринимают инвестиции как краткосрочные и при первом же серьезном падении цен на фондовом рынке выводят активы из управления. Рынок доверительного управления живет вне какой-либо официальной государственной стратегии развития. Единственным количественным стратегическим ориентиром для управляющих компаний в настоящее время может служить совокупный объем инвестиционных фондов на уровне 17 трлн руб. к 2020 г., зафиксированный в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года».

Небольшие региональные банки должны осознавать, что функционирование их в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг является тем направлением деятельности, которое не всегда приносит желаемый доход (т. е. банки не достигают целевых показателей). Это заставляет их в определенный момент сделать выбор: затрачивать еще большие усилия и тратить средства на развитие и поддержание выбранного направления деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг или свернуть данное направление. Например, ОАО «ВКАБАНК» решил отказаться от лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и сосредоточиться на других операциях. В свою очередь ООО Банк «Саратов» приняло решение о прекращении депозитарной деятельности, в результате ФСФР России аннулировала лицензию на депозитарную деятельность, выданную в 2000 г. Банк оставил лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, брокерской деятельности.

При принятии решения о необходимости получения банком лицензии на определенный вид деятельности банк должен обосновать его выгодность

или невыгодность с финансовой точки зрения. При принятии решения необходимо понять существующие особенности данной деятельности. Задача руководства банка состоит в том, чтобы оценить все эти особенности и решить, стоит ли заниматься данным направлением или надо искать возможности для развития банка на рынке ценных бумаг в эмиссионной и инвестиционной деятельности. Основными факторами, которые должны учитываться, являются, во-первых, наличие потенциальных клиентов, во-вторых, уровень конкуренции, в-третьих, издержки (расходы) по данному виду деятельности, которые банк готов нести.

Таким образом, если у банка нет достаточного числа клиентов для работы на фондовом рынке, то его работа будет неэффективной. Если же он считает, что количество потенциальных клиентов достаточно, но издержки высоки, банк может для их минимизации воспользоваться договором субброкерского обслуживания. Субброкерское обслуживание представляет собой расширенный вариант брокерской услуги, разработанный для кредитных организаций и финансовых компаний, заинтересованных в предоставлении брокерского обслуживания своим клиентам. Субброкерское обслуживание позволяет финансовой организации стать посредником на рынке брокерских услуг, не получая аккредитации на биржах. Обычно для субброкерского обслуживания используются следующие схемы. Если банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг имеет только брокерскую лицензию, предусматривается, что аналитический учет денежных средств и депозитарный учет ценных бумаг осуществляются по каждому клиенту отдельно. Таким образом, брокер на каждого клиента, привлеченного субброкером, открывает персональный брокерский счет и счет депо. Другой вариант взаимоотношений брокера и субброкера предполагает, что аналитический учет денежных средств и сделок клиентов ведется по единому счету субброкера. При этом аналитический учет по каждому клиенту ведет сам субброкер. Если же банк имеет помимо брокерской и депозитарную лицензию, то аналитический учет денежных средств и сделок клиентов ведется по единому счету субброкера. При этом аналитический учет по каждому клиенту ведет сам субброкер. Депозитарный учет ведется депозитарием субброкера на основании междепозитарного договора. Таким образом, брокер открывает единый брокерский счет для клиентов субброкера

и единый междепозитарный счет для учета ценных бумаг клиентов субброкера.

Данная услуга предлагается всеми крупнейшими банками и компаниями. Например, ОАО «Альфа-Банк» преимущества данного партнерства видит в следующем. Бесплатно в любом количестве предоставляется все необходимое для бизнеса (дополнительные клиентские терминалы, новости, котировки и прочие информационные потоки, дополнительные ключи криптозащиты, включая их регистрацию и замену, программное обеспечение), и лицензированному профучастнику фондового рынка нет необходимости быть членом какой-либо из бирж, использовать биржевой терминал и вносить ежемесячные платежи бирже или поставщику программного обеспечения, подключаться к торговым системам, оплачивать каналы доступа к биржам [2].

Взаимовыгодность сотрудничества брокера и субброкера состоит в том, что в работе по субброкерской схеме действуют единые тарифы, однако комиссия субброкера рассчитывается с учетом совокупного оборота субброкера и его клиентов. В этом случае субброкер попадает в шкалу с большим оборотом, и его комиссия минимальна. В то же время клиент субброкера со значительно меньшим оборотом попадает в шкалу с большей комиссией, и возникающая разность по тарифной сетке является доходом субброкера, если субброкер не устанавливает собственных комиссий для своих клиентов.

По мнению специалистов ЗАО «КБ «Гута-Банк», в случае принятия решения о работе по субброкерской схеме компания экономит около 12 тыс. долл. на вступлении в рынок и около 1 тыс. долл. на ежемесячных абонентских платежах, если говорить только о работе на ММВБ, и не менее 18 тыс. долл. на разовых платежах, и 2 тыс. долл. на ежемесячных абонентских платежах при работе с дополнительными площадками РТС СГК и РТС FORTS (по данным расчета на примере системы «QUIK-Брокер» для десяти одновременных подключений). Такие же затраты несет компания, уже имеющая систему интернет-трейдинга, только без учета разовых затрат. Этот пример не учитывает экономии от сокращения расходов на содержание дополнительной инфраструктуры обслуживания операций клиентов (фронт- и бэк-офиса, IT-подраз-деления) профучастника (зарплата специалистов, аренда дополнительной площади), учитываются только прямые затраты на программное обеспечение и оборудование [20].

По мнению других профессионалов, чтобы финансовой организации стать прямым брокером и начать предоставлять услуги на бирже, что называется, с нуля, необходимо вложить от 50 до 100 тыс. долл. При этом сроки внедрения этой услуги будут составлять в лучшем случае три квартала [14]. Даже если банк готов к таким затратам, у него обязательно возникает проблема с квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы.

Выбор банка, как ему работать (напрямую или через субброкера), определяется эффективностью вложений на начальном этапе, когда клиентская база еще незначительна и обороты невелики. Помимо экономических соображений, подтверждающих необходимость выбора субброкерской схемы построения своего брокерского бизнеса, ключевую роль в принятии решения руководителем банка играют такие опасения, как потеря имиджа перед клиентами, так как заявки клиентов выводит на биржу другая компания; зависимость субброкера от качества обслуживания брокером (прежде всего в техническом и технологическом аспектах). Также существует вероятность потери субброкером своей клиентской базы (переход клиентов субброкера к брокеру на прямое обслуживание).

Явные (слияние и поглощения) и неявные (заключение договоров на субброкерское обслуживание) процессы консолидации, происходящие среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, обусловливают необходимость разработки взвешенного подхода к выбору стратегии банка на рынке ценных бумаг в качестве профессионального участника.

Ключевым фактором успеха становится выбор банком своей стратегии на рынке ценных бумаг. Проведенный анализ выявил следующие тенденции в стратегии. Крупнейшие банки предпочитают осуществлять активную стратегию. Небольшие региональные банки в результате конкуренции осуществляют сокращение своей деятельности или отказываются от определенных направлений деятельности. При этом формируется сегмент небольших банков, которые пытаются занять свою нишу инвестиционного банкинга.

Выделение типов общей стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг с использованием стандартных подходов к типу поведения банка на данном рынке позволяет, с одной стороны, понять стратегию банков-конкурентов, с другой стороны, выработать собственную стратегию.

Список литературы

1. Алавердов А. Р. Стратегический менеджмент в банке: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1999. С. 36.

2. Альфа-Банк - http://www. alfabank. ru/.

3. Банк Банков - крупнейший игрок на рынке непрямой купли-продажи российских банков. URL: http://www. bankbankov. com/files/banks/BanksBank_ 2009_Market_review_RUS. pdf.

4. Банки начали мониторить по системе Матвея Урина // РБК Личные финансы. URL: http://lf. rbc. ru/news/other/2011/04/11/180599.shtml.

5. Банковская система России 2009: стратегии выхода из кризиса / Материалы XI Всероссийской банковской конференции. Москва, март 2009. URL: http://www.asros.ru/media/File/filelist/BFI_2009.pdf/.

6. Вержбицкий А. РТС И ММВБ померились оборотами // РБК daily. URL: http://rbcdaily. ru/2011/01/20/finance/562949979572809.

7. ВТБ не прошел контроль // Ведомости. 22.09.2010. № 178 (2876). URL:www. vedomosti. ru/newspaper/article/2010/09/22/246206.

8. ВТБ разместил бессрочные еврооблигации на 1 млрд долларов. URL: http://www. fondsk. ru/pview/2012/07/27/vtb-razmestil-bessrochnye-evroobligacii-na-1-mlrd-dollarov. html.

9. ДинзГ., Крюгер Ф. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.

10. Игонина Л. Л. Инвестиции: учеб. пособие, М.: Экономисту 2005. С. 209.

11. Лидеры рынка фьючерсов и опционов по объему сделок // Фондовая биржа РТС. URL: http:// www. rts. ru/ru/forts/members-rating. aspx?rid=1.

12. М2М Прайвет банк - http://www.m2mbank.

13. НАУФОР. Годовой отчет за 2011 год // URL: http://www. naufor. ru/download/pdf/annual_report_ 2011_rus. pdf.

14. Новиков А. Ускоренное развитие // BANKI. RU. URL: http://www. banki. ru/news/interview/ ?ID=80755.

15. Новости рынка облигаций. URL: http://www. rusbonds. ru/nwsinf. asp?id=3156290.

16. Практика бизнеса // Эксперт. URL: http:// expert. ru/2011/09/8/narodnyij-sberbank/.

17. Рынок банковских вкладов: взгляд потребителя // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert. ru/researches/banks/bank_ deposits_now/consumer/.

18. Саакян Д. Ж. Воздействие кредитных дери-вативов на эффективность управления банковским портфелем: монография. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2009.

19. Сбербанк России и Тройка-Диалог создают мощный российский корпоративно-инвестиционный банк // Тройка-Диалог. URL: http://www. troika. ru/rus/News/News/index. wbp?id=1392.

20. Тенденции интернет-трейдинга. Субброкерская модель развития // IFIN. RU. URL: http://www. ifin. ru/publications/read/348.stm.

21. Якунин С. В. Особенность формирования олигопольной структуры банковского рынка России // Современная конкуренция. 2011. № 6. С. 70-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.