Научная статья на тему 'Типы нехудожественных текстов в современной лингвистике'

Типы нехудожественных текстов в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ТИП / ТИПОЛОГИЯ / ЖАНРОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ / TEXT / TYPE / TYPOLOGY / THEORY OF GENRE / SIMPLE LINGUISTIC GENRES / COMPLEX LINGUISTIC GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимова Ш.Р., Шамилова М.Г.

В данной статье мы попытаемся по-новому взглянуть на лингвистическую типологию текстов с учетом их функционально-стилевого параметра и на её основе классифицировать тексты нехудожественных речевых произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы нехудожественных текстов в современной лингвистике»

©

Хакимова Ш.Р., Шамилова М.Г.

Преподаватель кафедры английского языка и литературы Гулистанского государственного

университета (г. Гулистан, Узбекистан)

ТИПЫ НЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Аннотация

В данной статье мы попытаемся по-новому взглянуть на лингвистическую типологию текстов с учетом их функционально-стилевого параметра и на её основе классифицировать тексты нехудожественных речевых произведений.

Ключевые слова: текст, тип, типология, жанроведение, элементарные речевые жанры, комплексные речевые жанры.

Keywords: text, type, typology, theory of genre, simple linguistic genres, complex linguistic genres.

Проблема типологии текста издавна занимала лингвистов, но при этом «в лингвистике нет систематической классификации того материала, который дан ей изначально, а именно классификации речевых произведений» [3, 57]; «мы не в состоянии перечислить основные типы развертывания текста» [5, 431] и этому есть объективные объяснения.

Типология как одна из научных операций (методов) предполагает расчленение систем объектов и их группировку (на основе общности признаков) с помощью обобщенной модели.

Текст отличается сложностью и многослойностью своей организации, что обусловливает: во-первых, многоаспектность его изучения; а во-вторых, множественность вариантов типологии текста, при этом часто отсутствует единая методологическая база, допускается смешение разнообразных критериев, как лингвистических, так и экстралингвистических, а также отмечается научная нестрогость некоторых подходов. Задача разработки типологии текстов усложняется также тем, что не существует общепринятой терминологии в самой теории текста.

В настоящее время без четкой дифференциации используются термины «тип текста», «класс текстов», «вид текста», «жанр текста», «тип дискурса», «тип речи», «форма текста» и даже «сорт текста».

Важным понятием в процессе классификации текстов на типы и виды является категория речевого жанра (жанроведение). Наблюдения над речью позволили лингвистам сделать важный вывод о том, что подобно тому, как в литературоведении типизируются художественные тексты, можно классифицировать и нехудожественные речевые произведения. Каждое отдельное высказывание индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами.

Типология текста, которая основывается на этих жанровых признаках, включает в себя четыре класса текста: информативные, императивные (содействуют осуществлению событий реальной действительности: просьбы, советы и другое), этикетные (или перформативные) формируют события социальной действительности: приветствия, поздравления и другое) и оценочные.

Ученые предлагают разделить тексты на первичные (возникшие в условиях непосредственного общения) и вторичные (появившиеся на основе первичных, в условиях более сложного, относительно высокоразвитого и культурного общения).

© Хакимова Ш.Р., Шамилова М.Г., 2016 г.

Классические вторичные тексты, возникающие в результате первичных, - это пересказ, реферат, аннотация, перевод, эссе, обзор, критическая статья, конспект, рецензия и другие. Первым признаком «вторичности» такого типа текстов можно считать их относительную «несамостоятельность», так как авторы таких текстов преобразуют в текст не свою, а чужую мысль. Однако здесь нужно сделать оговорку, например, говоря о постмодернизме. «Считается, что каждое направление имеет свои границы, выражающиеся в наличии специфических источников материала. Этими источниками могут быть тексты, произведения изобразительного искусства, эмпирические явления и другие» [4, 283]. Один и тот же первичный текст в процессе обработки может интерпретироваться по-разному; многообразие видов вторичных текстов определяется теми конкретными задачами, которые решает субъект вторичной текстовой деятельности. Общим для таких текстов является то, что формированию их замысла предшествует осмысление другого («чужого») текста, причем это осмысление изначально ориентировано на последующее выражение осмысленного в соответствии с «законом жанра». Сущность преобразования первичной содержательной, концептуальной, подтекстовой информации исходного текста во вторичную состоит в сохранении коммуникативной значимости текста.

Параметр экспликации замысла лежит в основе деления текстов на жесткие и мягкие.

1. Жесткие тексты - это тексты государственных договоров, указов, тексты типа расписания движения поездов, отличающиеся полной экспликацией (выраженностью) информации и в силу своей однозначности простотой с точки зрения интерпретируемости.

2. Мягким текстам присуща имплицированность (завуалированность) замысла, что порождает неоднозначность, множественность интерпретации. Это прежде всего художественные тексты.

Некоторые текстовые классификации носят нетрадиционный характер, например, концепция В. П. Белянина, который пытается ввести в классификацию художественных текстов новые критерии, основанные на достижениях психолингвистики. По мнению В.П. Белянина, каждому типу текста соответствует определенный тематический набор объектов описания (тем) и определенные сюжетные построения; это так называемая теория эмоционально-смысловой доминанты. Исследователь предлагает различать:

1. Светлые тексты, идейное содержание которых составляет понимание уникальности и неповторимости всего живого;

2. Активные тексты. Содержание активных текстов определяется противопоставлением главного героя действиям других персонажей, которые пытаются помешать ему, завершаются, как правило, «победой добра над злом» и характеризуются динамичностью. Примерами таких текстов являются сказки и рассказы о животных;

3. Веселые тексты насыщены описанием большого количества событий, героев, поступков;

4. Красивые тексты, для которых характерно описание большого количества нереальных и / или трагических ситуаций, с большим пристрастием к красочным описаниям необычных событий. Стиль их приподнятый и нарочито приподнятый, изящный;

5. Усталые тексты. Эти тексты о жизненных трудностях, о болезнях и разочарованиях в жизни;

6. Печальные тексты. Семантический компонент таких текстов - «сожаление» и «завершение». В таких текстах автор нередко возвращается в места юности, детства. Все завершается, как завершается детство, будущее в таких текстах практически отсутствует;

7. Сложные тексты. Ведущим является стремление понять необычное, трудное, не известное «среднему» человеку, отсюда сложная, запутанная, многоплановая структура, разные компоненты которой связаны слабо, словно на грани ассоциативного мышления;

8. Смешанные тексты. Содержат описание нескольких типов сознания, многих состояний и типов поведения людей [2, 40-42].

Проблема классификации текстов вряд ли может быть исчерпана. Открытие новых сторон текста, по замечанию Л. Н. Мурзина, влечет за собой выделение новых типологий, а каждая «старая» классификация требует уточнения [6, 27].

Сегодня разработаны типологии текстов с учетом таких параметров, как подготовленность (спонтанные, ситуативные, и подготовленные); алгоритмизация (фиксированные, полуфиксированные и нефиксированные), прагматика (тексты-описания, тексты-предписания, тексты-оценки) и других.

Литература

1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -Москва: Наука: 1979. - 237 с.

2. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - Москва: Наука, 1988. -125 с.

3. Гаузенблаз К. О характеристике и классификации речевых произведений // НЗЛ. - Выпуск 8. Лингвистика текста. - Москва: СПбУ, 2008. - 152 с.

4. Ахмедов Р.Ш. Взаимодействие научной фантастики и постмодернизма в англо-американской литературе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2015. - № 31. - 283 с.

5. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: Учебник - 5-е издание, исправленное. - Москва: Просвещение, 2008. - 446 с.

6. Мурзин Л.М. О деривационных аспектах текстообразования // Теоретические аспекты деривации. - Пермь: ПГПУ, 2002. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.