Научная статья на тему 'Типы ассоциативных доминант в поэтическом тексте (на материале лирики болгарского поэта Веселина Ханчева)'

Типы ассоциативных доминант в поэтическом тексте (на материале лирики болгарского поэта Веселина Ханчева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / АССОЦИАТИВНАЯ ДОМИНАНТА / АССОЦИАТИВНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / СМЫСЛ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Анастасия Александровна

Данная статья рассказывает об особенностях поэтического текста как части языковой системы, а также о постижении художественного смысла текста в процессе его восприятия на основе ассоциативного развертывания. В статье рассматриваются типы ассоциативных доминант на материале лирики болгарского поэта Веселина Ханчева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы ассоциативных доминант в поэтическом тексте (на материале лирики болгарского поэта Веселина Ханчева)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТИПЫ АССОЦИАТИВНЫХ ДОМИНАНТ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ БОЛГАРСКОГО ПОЭТА ВЕСЕЛИНА ХАНЧЕВА) Филиппова А.А.

Филиппова Анастасия Александровна - аспирант, кафедра общего и славяно-русского языкознания, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: данная статья рассказывает об особенностях поэтического текста как части языковой системы, а также о постижении художественного смысла текста в процессе его восприятия на основе ассоциативного развертывания. В статье рассматриваются типы ассоциативных доминант на материале лирики болгарского поэта Веселина Ханчева. Ключевые слова: поэтический текст, ассоциативная доминанта, ассоциативная структура текста, смысл текста.

Поэтический текст представляет собой часть особой языковой системы. Он создается на основе языка художественной литературы и в то же время имеет свои особые выразительные черты. В силу этого он оказывается содержательно богаче литературного стандарта.

Поэтический текст характеризуется высокой степенью формализации (метр, рифма, размер и др.), а также специфичностью плана выражения, планов содержания и функций. Любые элементы, по мнению Ю.М. Лотмана, являющиеся формальными в языке, в поэтическом тексте могут приобрести семантический характер. Стихотворение - это «сложно построенный смысл» [7, с. 38]. Это значит, что элементы языка, входя в структуру стихотворения, оказываются в сложной системе отношений внутри текста.

Постижение художественного смысла текста происходит в процессе его восприятия и интерпретации на основе ассоциативного развертывания, образующего ассоциативную структуру текста [6, с. 112]. Для характеристики ассоциативной структуры текста важно учитывать следующие факторы: 1. положение ассоциативной доминанты в макроструктуре поэтического текста; 2. способ ассоциативного развертывания текста, основанный на структурной и семантической репрезентации смысловых отношений [6, с. 112]. Ассоциативная доминанта, таким образом, становится ключевым звеном в ассоциативной структуры текста, это «центральное звено в ассоциативно-семантической цепи целого текста, «узел», фокусирующий пучки связей и отношений других микроструктур» [1, с. 186]. Задача данной статьи - анализ типов ассоциативных доминант поэтических текстов болгарского поэта В. Ханчева.

Рассмотрим типы ассоциативных доминант в поэтическом тексте. А. Павловский выделяет следующие типы: 1. ключевое слово; 2. ряд слов, связанных ассоциативно-смысловыми отношениями; 3. тезис-высказывание [8, с. 10]. Веселин Ханчев использует в своих произведениях все вышеназванные типы. К примеру, частым для него является использование многокомпонентной ассоциативной доминанты, часто в конце строфы завершающейся тезисом-высказыванием. В стихотворении «Нет, не могу я спать» мы видим именно такое построение поэтического текста: Чтоб свобода была, чтобы были надежда с любовью, в бой иду я с восходом зари [3].

Поэт говорит о любви, но смысл любовь состоит в отношениях с микросмыслами война, разлука. В стихотворении описывается ситуация, когда поэт находится на войне и не может сказать своей любимой о том, ради чего он сражается:

Встреть ту светлую радость, что моею оплачена кровью, долюби за меня, домечтай! [3]

Ханчев использует глаголы в повелительном наклонении, высказывая пожелания любимой, и эти пожелания находятся в смысловой постпозиции. Ассоциативная доминанта в данном случае многокомпонентна и включает в себя тезис-высказывание, содержащий основную идею текста - прощание с женой:

Вот уже рассветает. Готовы друзья мои к бою. Доброй ночи, моя дорогая жена! [3]

В стихотворении «Прибытие в больницу» мы видим подобное развертывание ассоциативной доминанты. Заглавие этого короткого стихотворения не говорит о доминантном смысле текста, однако в самой структуре наблюдается многокомпонентная ассоциативная доминанта:

76

Врач, в этой тесноте, ну скажите, Как я смогу ожить? Есть здесь палата, большая, как мир? В ней вы меня положите! [2]

Поэтический текст пронизан желанием автора жить, и он снова употребляет повелительное наклонение глагола, чтобы выразить это желание, заканчивая стихотворение тезисом-высказыванием «В ней вы меня положите!».

В лирике Веселина Ханчева можно встретить и иную ассоциативную структуру поэтического текста: она задается ключевым словом в заглавии, ассоциативный ряд разворачивается по мере прочтения стихотворения. Таково стихотворение «Посвящение»: Чтоб ты остался в памяти народной, Чтоб ты оставить мог свои следы... [4]

Логически выделяя начало каждой строки, поэт использует анафору для большей выразительности и эмоциональной нагрузки стихотворения, делая упор на достижение цели с помощью повтора союза и местоимения «чтоб ты.», далее используя многокомпонентную ассоциативную доминанту: остался в памяти народной; оставить мог свои следы. Данным художественным приемом Ханчев и завершает свое стихотворение, оставляя в последних строках повтор союза «чтоб» и свое посвящение будущим поколениям: Чтоб ты всегда был людям мил и нужен, Чтоб сохранились все твои следы [4].

Ассоциативное развертывание доминантного смысла «посвящение» происходит последовательно. Ханчев дает наставление художнику, поэту, любому человеку, используя при этом ряд сравнительных оборотов: Как женщина, стенающая в утро, Дарует жизнь эпохе и векам И как земля по вечному маршруту Как дерева, орлы и облака [4].

Этот прием позволяет показать читающему богатство того, что он может создать. Дать напутствие молодым - вот основной смысл, который раскрывается на протяжении всего стихотворения. Ханчев не дает время на раздумья, разжигая огонь желания творить при помощи многочисленных глаголов в повелительном наклонении и побудительных предложений: думы пусть гнетут тебя и ранят; твой должен быть прекрасным каждый плод; отправляйся снова в этот путь; пусть будут с миром все твои труды.

Таким образом, в стихотворении «Посвящение» ассоциативная доминанта находится в препозиции по отношению к ассоциативной структуре текста и задает его индуктивную структуру. Подобное положение ассоциативной доминанты более характерно для Ханчева, чем рассмотренные выше многокомпонентные ассоциативные доминанты, рассредоточенные в тексте. В такой смысловой препозиции находится доминанта в стихотворении «Не должно!». Автор в тексте задает смысловую нагрузку, разворачивая перед читателями ассоциативный ряд того, что, по его мнению, не должно происходить в мире: Нет, не смеет кончиться до срока то, что и не начинало жить [5].

В данном стихотворении восемь отрицаний, повтор которых создает особую атмосферу, настраивая читателя на мысль Ханчева о несправедливости этого мира. Дайте людям дописать страницы, кончить книгу, виноград убрать. Не успевшее еще родиться не должно до срока умирать [5].

Таким образом, основываясь на вышеизложенном материале, мы приходим к следующим выводам. Для лирики Веселина Ханчева характерны разные типы ассоциативных доминант -это ключевое слово, находящееся в препозиции по отношению к ассоциативной структуре текста, многокомпонентная ассоциативная доминанта и тезис-высказывание в постпозиции.

Список литературы

1. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. / Н. С. Болотнова; Под ред. С. В. Сыпченко; Том. гос. пед. инт. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 309 с.

2. Веселин Ханчев «Не должно!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi.ru/2014/03/11/3804/ (дата обращения: 14.04.2018).

3. Веселин Ханчев «Не, не мога да спя» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi.ru/2013/02/20/2876/ (дата обращения: 14.04.2018).

4. Веселин Ханчев «Посвящение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi.rU/2012/11/18/1442/ (дата обращения: 14.04.2018).

5. Веселин Ханчев «Прибытие в больницу». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peoplelife.ru/306994/ (дата обращения: 14.04.2018).

6. Карпенко С.М. К вопросу о типах ассоциативных доминант в лексической структуре поэтического текста (на материале лирики Н.С. Гумилёва) // Вестник ТПГУ. Вып. 4 (82). Томск, 2009. С. 112-115.

7. Лотман ЮМ. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Лотман Ю.М.; Гаспаров М.Л. СПб.: Искусство. СПб., 1996. 846 с.

8. Павловский А. О творчестве Николая Гумилёва и проблемах его изучения // Николай Гумилёв: модель мира (К вопросу о поэтике образа) // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. Спб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.