Научная статья на тему 'Типовая образовательная программа профессиональной подготовки в области информационной бизнес-аналитики'

Типовая образовательная программа профессиональной подготовки в области информационной бизнес-аналитики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БИЗНЕС-АНАЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION BUSINESS ANALYTICS / TRAINING PROGRAM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Д. В., Голов Н. И.

В статье рассматриваются вопросы организации подготовки специалистов (как в системе высшего, так дополнительного профессионального образования) по направлению «Информационная бизнес-аналитика». Приводится типовая образовательная программа, обсуждаются роль и формы участия ИТ-компаний в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical Training Program for Professional Development in Field of Information Business Analytics

In the article the issues of personnel development in the field of information business analytics (within the frames of higher education and continued professional education) are considered. A typical educational program is proposed, the questions of participation of IT companies in a training process are discussed.

Текст научной работы на тему «Типовая образовательная программа профессиональной подготовки в области информационной бизнес-аналитики»

предельно допустимой ошибки, т. к. во многом объем выборки зависит и от величины финансовых средств, отпущенных на проведение выборочного исследования.

Полученные рекомендации позволяют вести постоянный мониторинг и получать прогнозируемые результаты при проведении комплексной оценки деятельности вуза, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе утвержденного перечня показателей.

Так, если на факультете вуза имеется 56 студенческих групп очной формы обучения (общее число), а учебными планами каждой из 6 специальностей предусмотрено изучение в среднем 42 дисциплин федерального компонента (в том числе по циклам: ГСЭ - 8, ЕН - 7, ОПД -14, СД и ДС - 13 дисциплин), то каждый год (в течение пятилетнего периода после очередной аттестации) нужно контролировать качество обучения по 3 специальностям, 5 дисциплинам, 2 циклам. Межсерийная дисперсия равна 1.2.

В случае положительного прохождения в течение года всех испытаний с достоверностью 0.9^0.99 гарантирован успех. Если же часть испытаний не дает положительных результатов, то нужно принимать дополнительные меры, которые в данной статье не рассматриваются.

Литература

1. Артюшина Е. А., Бершадская Е. Г., Бершадский А. М. Использование статистических методов при планировании внутривузовского тестирования // Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе: Труды международной конференции / Приложение к журналу «Открытое образование». - Украина, Крым, 2008. С. 26-28.

2. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. - М.: Мир, 1978. - 418 с.

3. Соколов Г. А., Чистякова Н. А. Справочное пособие по теории вероятностей и математической статистике (законы распределения): Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. - 248 с.

4. Вентцель Е. С. Теория вероятностей: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 576 с.

УДК 65.011.56 + 372.8

ТИПОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ

Д. В. Исаев, к. э. н., доцент кафедры бизнес-аналитики

Тел.: (495) 772-95-90 *51-46, e-mail: disaev@hse.ru Н. И. Голов, преподаватель кафедры бизнес-аналитики Тел.: (495) 772-95-90 *51-46, e-mail: azathot@pochta.ru Государственный университет - Высшая школа экономики

www.hse.ru

In the article the issues of personnel development in the field of information business analytics (within the frames of higher education and continued professional education) are considered. A typical educational program is proposed, the questions of participation of IT companies in a training process are discussed.

В статье рассматриваются вопросы организации подготовки специалистов (как в системе высшего, так дополнительного профессионального образования) по направлению «Информационная бизнес-аналитика». Приводится типовая образовательная программа, обсуждаются роль и формы участия ИТ-компаний в учебном процессе.

Ключевые слова: информационная бизнес-аналитика, образовательная программа, профессиональная подготовка, информационные системы.

Keywords: information business analytics, training program, professional development, information systems.

Введение

Информационная бизнес-аналитика представляет собой относительно новую, но в то же время чрезвычайно востребованную область знаний, охватывающую комплекс методологических, технологических и инструментальных средств, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений для управления организацией.

Важность информационной бизнес-аналитики объясняется тем, что значительная часть аналитических задач связана с корпоративным управлением, как системой взаимоотношений между директорами компании и другими заинтересованными лицами, и со стратегическим менеджментом, включающим формирование корпоративной стратегии и ее практическую реализацию. Особенности современной экономической среды (глобализация и укрупнение бизнеса, усиление конкуренции, кризисные явления в экономике) приводят к тому, что знания и навыки в области информатизации корпоративного управления и стратегического менеджмента в настоящее время крайне востребованы многими российскими предприятиями и организациями. Информационная бизнес-аналитика тесно связана с предложенной автором [1] концепцией системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента (СИП КУСМ), под которой понимается комплекс средств, направленных на решение задач сбора, хранения, аналитической обработки и представления информации, являющейся ключевой для обеспечения информационной прозрачности организации и поддержки принятия стратегических управленческих решений внешними и внутренними заинтересованными лицами. Неотъемлемой частью СИП КУСМ является управленческий персонал, который должен обладать соответствующими компетенциями - базовыми (общими для всех специалистов, вовлеченных в процессы корпоративного управления и стратегического менеджмента, независимо от занимаемой должности и предметной специализации), профессиональными (связанными с конкретной предметной областью) и отраслевыми (отражающими специфику той или иной отрасли). При этом именно информационная бизнес-аналитика выступает в роли основы для разработки базовых компетент-ностных моделей, поэтому исследования в области подготовки специалистов в этой области крайне важны для формирования целостной концепции СИП КУСМ.

Ниже рассматриваются основные элементы типовой программы подготовки специалистов в области информационной бизнес-аналитики, а также некоторые организационные аспекты, связанные с вовлечением в образовательный процесс представителей ИТ-бизнеса.

1. Основные разделы типовой образовательной программы «Информационная бизнес-аналитика»

При организации аналитической деятельности очень важен комплексный подход. Это объясняется тем, что в процессы бизнес-анализа вовлекаются специалисты разных профилей (финансисты, менеджеры, технологи, маркетологи и др.), но при этом каждый из них должен достаточно хорошо понимать назначение и функции системы управления в целом. Именно отсутствие целостного взгляда часто становится причиной недостаточно эффективного внедрения информационных систем управления, и в этих условиях специалисты, прошедшие специальную подготовку в области информационной бизнес-аналитики, должны взять на себя роль «связующего звена» между руководителями и специалистами разных функциональных подразделений.

Именно поэтому образовательная программа «Информационная бизнес-аналитика» носит комплексный, междисциплинарный характер, сочетая в себе дисциплины как экономического, так и технологического профиля. Программа является типовой, она может быть реализована как на старших курсах вузовской подготовки, так и в системе дополнительного профессионального образования.

В составе программы можно выделить четыре укрупненных раздела, каждый из которых содержит несколько учебных дисциплин (см. рисунок).

Среди обозначенных четырех разделов один может быть классифицирован как методологический, а остальные три - как технологические.

Методологическим является раздел А «Теоретические основы бизнес-информатики». В рамках этого раздела изучаются подходы, методы и модели, применяемые в практике управления и являющиеся предметом автоматизации. Технологические разделы включают раздел В «Системы бизнес-интеллекта», раздел С «Прикладные системы управления эффективностью

бизнеса» и раздел О «Специализированные информационно-аналитические системы». Дисциплины этих разделов предусматривают изучение отдельных классов информационных систем, применяемых для решения разнообразных задач бизнес-аналитики.

Рисунок. Структура типовой образовательной программы «Информационная бизнес-аналитика»

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных разделов и входящие в их состав учебные дисциплины.

2. Раздел А: Теоретические основы информационной бизнес-аналитики

Как известно, ценность любой информационной системы управления заключается в том, что она позволяет реализовать определенные методы и модели, необходимые для обработки информации и поддержки принятия управленческих решений. Поэтому Раздел А программы подготовки включает в себя следующие учебные дисциплины: «Информатизация корпоративного управления и стратегического менеджмента», «Стратегический менеджмент и выработка стратегических управленческих решений», «Реализация стратегии с применением сбалансированных систем показателей», «Маркетинговый анализ и управление отношениями с потребителями», «Управление бизнес-процессами стратегического менеджмента», «Финансовый учет и корпоративная отчетность», «Управленческий учет и бюджетирование», «Управление ресурсами предприятия».

Большинство из перечисленных учебных дисциплин впоследствии находят свое логическое продолжение в других разделах программы. Например, изучение методологии сбалансированных систем показателей продолжается уже в практической плоскости при рассмотрении информационных систем управления по ключевым показателям, а знания в области финансового и управленческого учета необходимы для изучения информационных систем бюджетирования и консолидации финансовой отчетности.

Информатизация корпоративного управления и стратегического менеджмента. Данная дисциплина нацелена на приобретение теоретических знаний и получение практических навыков в таких областях, как сущность и взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента, задачи информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, роль корпоративной отчетности, информационные системы, применяемые для решения задач информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента.

Таким образом, учебная дисциплина дает комплексное представление о современных проблемах и тенденциях развития корпоративной информатизации.

Стратегический менеджмент и выработка стратегических управленческих решений. Информационная бизнес-аналитика тесно связана с поддержкой принятия решений на стратегическом уровне управления, поэтому в рамках программы особое внимание уделяется рассмотрению основных парадигм стратегического менеджмента. При этом под стратегическим менеджментом понимается область деятельности высшего руководства организации, связанная с определением приоритетных направлений и траекторий развития организации, постановкой целей, распределением ресурсов и достижением конкурентных преимуществ.

В результате изучения данной дисциплины слушатели получают представление о подходах и методиках стратегического управления, осваивают основные инструменты разработки и реализации стратегии, а также рассматривают практические примеры (кейсы), связанные с применением методик стратегического менеджмента в различных отраслях.

Реализация стратегии с применением сбалансированных систем показателей. Данная учебная дисциплина предполагает развитие компетенций в области стратегического менеджмента и непосредственно связана с проблемой реализации стратегии, разработанной в компании. Одним из эффективных инструментов реализации стратегии является методология сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard, BSC), получившая всемирную известность благодаря трудам Р. Каплана и Д. Нортона.

В результате изучения данной дисциплины слушатели получают представление о существующих подходах к реализации стратегии компании, сущности методологии Balanced Score-card и ее позиционировании относительно других аналогичных методик, а также о практике применения данной методики в различных отраслях. В результате формируется система знаний и навыков в области реализации стратегий современной компании любой сферы бизнеса, функционирующей в рыночной среде.

Изучение материала базируется на анализе конкретных ситуаций и практических примеров, некоторые из которых включаются в программу в качестве материала для дискуссий.

Маркетинговый анализ и управление отношениями с потребителями. Данная область знаний, по сути, является продолжением стратегического менеджмента, однако здесь основной акцент переносится на роль маркетинга в обеспечении конкурентных преимуществ компании. Особое внимание уделяется нематериальным активам, способам дифференциации поведения на рынке и индивидуализации работы с конечными потребителями.

В результате изучения дисциплины слушатели получают навыки в области разработки и реализации маркетинговых стратегий и планов, использования методов, моделей и инструментария современного стратегического маркетинга, формирования целостной системы маркетингового управления, оценки долговременных результатов маркетинговой деятельности. В ходе проведения занятий рекомендуется использование «активных» форм, таких как обсуждение дискуссионных вопросов и анализ практических ситуаций (кейсов).

Управление бизнес-процессами стратегического менеджмента. Эта дисциплина предполагает изучение основ процессного подхода к стратегическому менеджменту, а также современных методов и средств моделирования и оптимизации процессов управления. Теоретическая часть курса предусматривает обобщение современных научных публикаций по данной тематике, а также передового опыта ведущих консалтинговых компаний в области формирования корпоративных стратегий. Ключевые вопросы рассматриваются в форме дискуссий, диспутов,

анализа практических ситуаций. На практических занятиях происходит закрепление теоретического материала путем выполнения практических заданий с применением одной из информационных систем моделирования бизнес-процессов.

В результате слушатели получают знания и навыки в таких областях, как методологии моделирования деятельности организации, методы моделирования и оптимизации бизнес-процессов, инструментальные средства моделирования и анализа бизнес-процессов.

Финансовый учет и корпоративная отчетность. Отвечая на вопрос, для чего нужен бухгалтерский учет, можно с уверенностью сказать следующее: «бухгалтерский учет не нужен ни для чего, кроме бизнес-аналитики». Цели анализа финансовой отчетности предприятия могут быть самыми разными: инвесторы оценивают доходность и надежность своих инвестиций, налоговые органы анализируют отчетность для оценки правильности уплаты налогов, контролирующие органы ведут борьбу с незаконными операциями, региональные и отраслевые органы управления агрегируют финансовую отчетность предприятий для анализа состояния дел в регионе или отрасли. Именно поэтому бухгалтерский учет является крайне важной для бизнес-аналитика предметной областью.

В рамках данной дисциплины рассматриваются такие аспекты, как роль финансовой отчетности в системе корпоративного управления, основные формы финансовой отчетности, формирование консолидированной отчетности (по группе компаний), анализ финансовой отчетности, функциональность информационных систем разных классов в части формирования и анализа корпоративной отчетности.

Управленческий учет и бюджетирование. Управленческий учет является второй «ветвью» бухгалтерского учета, он ориентирован, прежде всего, на внутренних пользователей экономической информации. В управленческом учете наряду с исторической информацией широко используются приблизительные оценки, допущения и субъективные суждения, а сама информация часто представляется не только в денежном, но и в натуральном выражении.

Задачи управленческого учета могут быть объединены в три группы: учет затрат и калькуляция себестоимости, поддержка принятия управленческих решений, корпоративное планирование и бюджетирование. Таким образом, управленческий учет имеет дело не только с фактическими данными, но и с плановой информацией.

В ходе изучения данной дисциплины особое внимание обращается на методы и модели управленческого учета и бюджетирования, а также на практические задачи в области учета затрат, калькуляции себестоимости и поддержки принятия решений.

Управление ресурсами предприятия. В разделе A программы также раскрываются методические основы управления ресурсами предприятия и функциональность информационных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning). Решения этого класса относятся к текущему уровню управления, и этим они принципиально отличаются от аналитических систем стратегического уровня. Поэтому подробное изучение систем этого класса выходит за рамки программы. Тем не менее ERP-системы являются важнейшим источником информации для бизнес-аналитики: именно там формируется фактическая информация, которая впоследствии загружается в хранилища данных, служит для план-факт анализа в системах управления по ключевым показателям и системах бюджетирования, является основой для формирования консолидированной отчетности.

Вопросы взаимодействия систем бизнес-аналитики с ERP-системами являются крайне важными, поскольку именно такое взаимодействие обеспечивает согласованность и интеграцию процессов управления стратегического и текущего уровня [2].

3. Раздел B: Системы бизнес-интеллекта

Раздел B посвящен информационным системам бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI), которые в свое время приобрели популярность как средство для решения проблемы «единого взгляда» на управленческую информацию. Этот класс включает целый ряд программных решений, связанных со сбором данных, их хранением, аналитической обработкой и представлением информации. К данному классу относятся хранилища и витрины данных, системы многомерной обработки информации (OLAP-системы), средства обнаружения знаний, а также средства построения запросов и отчетов.

Раздел B включает в себя две учебные дисциплины: «Хранилища данных и OLAP-системы» и «Системы интеллектуального анализа данных».

Хранилища данных и OLAP-системы. В соответствии с определением, сформулирован-

ным одним из наиболее известных специалистов в области B-систем Биллом Инмоном (Bill Inmon), хранилища данных - это «предметно-ориентированные, интегрированные, стабильные, поддерживающие хронологию наборы данных, используемые для поддержки принятия управленческих решений» [3]. Именно в хранилище стекаются данные из многочисленных разнородных источников: как из информационных систем предприятия, так и из внешних информационных ресурсов. При этом (перед загрузкой в хранилище) данные подлежат выверке, приведению к единому формату и, в случае необходимости, агрегированию.

Аббревиатура OLAP расшифровывается как On-Line Analytical Processing - аналитическая обработка данных в режиме реального времени.

Впервые формальное определение OLAP-технологии было дано в работе Е. Ф. Кодда (E. F. Codd), где были описаны характеристики OLAP [4]. В частности, к числу основных характеристик были отнесены многомерность модели данных, интуитивные механизмы манипулирования, доступность данных, пакетное извлечение, клиент-серверная архитектура, прозрачность, многопользовательская работа. Также был обоснован ряд специальных характеристик, а также характеристик построения отчетов и управления размерностью.

Системы интеллектуального анализа данных. Отличительная особенность информационных систем этого класса состоит в том, что они позволяют выявлять закономерности в данных и на этой основе получать качественно новую информацию. Поскольку такая информация не содержится в источнике данных в явном виде, здесь уместно говорить о «формировании знаний на основе данных». По определению Г. Пиатецкого-Шапиро (Gregory Piatetsky-Shapiro), деятельность таких систем представляет собой процесс обнаружения в сырых данных ранее неизвестных нетривиальных практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности [5]. Примерами методов, используемых в рамках систем интеллектуального анализа данных, могут служить генетические алгоритмы, нейронные сети, деревья решений, а также методы, основанные на нечеткой логике.

4. Раздел C: Прикладные системы управления эффективностью бизнеса

Раздел C посвящен информационным системам, входящим в состав комплексных решений для управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM). К этому классу, прежде всего, относятся три категории программных средств - системы управления по ключевым показателям эффективности (BSC-системы), системы планирования и бюджетирования и системы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности [6]. Перечисленные системы могут рассматриваться либо в рамках отдельных дисциплин, либо в формате мастер-классов, объединенных вокруг продуктовых линеек разных производителей, например Oracle Hyperion или IBM Cognos.

Информационные системы управления по ключевым показателям эффективности. Важность систем этого класса во многом объясняется популярностью методологии сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard, BSC), которая получила признание и широкое распространение благодаря трудам Р. Каплана (Robert Kaplan) и Д. Нортона (David Norton) [7]. Создатели методологии определяют Balanced Scorecard как средство трансформации корпоративной стратегии в систему ключевых показателей, выступающих в роли ориентиров для принятия стратегических решений и являющихся основой для мониторинга развития организации. Несмотря на наличие некоторых аналогичных подходов, именно методология BSC на сегодняшний день получила наибольшую известность.

На определенном этапе развития информационных технологий при участии Р. Каплана и Д. Нортона были разработаны стандарты функциональности информационных BSC-систем, содержащие минимальные требования к методологическим и организационным функциям, необходимым для управления организацией на основе сбалансированных систем показателей [8]. Документация по функциональным стандартам BSC-систем включает четыре раздела: построение системы, стратегическое образование и коммуникации, практическая реализация, обратная связь и обучение.

В результате BSC-система позволяет формализовать корпоративную стратегию, организовать делегирование полномочий и ответственности, контролировать достижение запланированных значений ключевых показателей.

Информационные системы планирования и бюджетирования. Говоря о системах этого класса, следует отметить существенное отличие стратегического планирования корпоративного

уровня от планирования текущей деятельности, реализуемого при помощи £^Р-систем. Текущее планирование, как правило, носит локальный характер, охватывает относительно короткие периоды и ведется с применением детальных финансово-экономических показателей. Что же касается планирования корпоративного уровня, то оно охватывает всю организацию в целом, оперирует агрегированными показателями, а сами планы формируются для более длительных периодов (горизонтов планирования). Информационные системы планирования и бюджетирования, изучаемые в рамках данной дисциплины, относятся именно к планированию корпоративного уровня.

К основным характеристикам информационных систем корпоративного планирования и бюджетирования относятся: многомерное хранение и многомерная обработка финансовой и экономической информации (с применением О£АР-технологий), описание финансовой структуры предприятия, ведение реестра статей планирования и бюджетирования (плана счетов), возможности организации расчетов любой сложности, сценарное планирование, описание пользователей и прав доступа к информации, управление процессом планирования [9].

Информационные системы формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности. Возрастающая роль консолидированной финансовой отчетности объясняется процессом укрупнения компаний и появлением крупных финансово-промышленных групп, состоящих из большого числа юридических лиц, но в то же время управляемых централизованно, как единое экономическое образование.

Как правило, формирование консолидированной отчетности подчиняется требованиям международных или национальных стандартов, однако для управленческой отчетности правила консолидации могут определяться внутренними корпоративными методиками.

Формирование консолидированной отчетности (т. е. отчетности, представляющей группу компаний в целом) - процесс весьма трудоемкий, прежде всего в силу наличия в группах компаний сложных иерархических структур, которые к тому же меняются с течением времени. Для решения задач формирования консолидированной отчетности в крупных группах компаний служат специализированные информационные системы, которые обеспечивают сбор, обработку и представление финансовой информации всех предприятий, входящих в состав группы [10].

5. Раздел В: Специализированные информационно-аналитические системы

В разделе В рассматривается ряд специализированных информационно-аналитических систем, находящих применение в различных предметных областях или сферах деятельности. К числу соответствующих дисциплин относятся: «Экспертная система поддержки принятия решений», «Системы статистического моделирования», «Системы имитационного моделирования», «Специализированные аналитические приложения для конкретных предметных областей».

Экспертная система поддержки принятия решений. В процессе управления, особенно на стратегическом уровне, менеджеры нередко сталкиваются с необходимостью принятия управленческих решений в условиях, когда задачи не могут быть до конца формализованы и, соответственно, когда традиционные методы управленческого учета, финансово-экономического анализа и эконометрики оказываются неприменимыми. В этом случае принятие решений может основываться на экспертных оценках, т. е. на мнениях специалистов, сформированных, в частности, на основе неявной информации и интуиции.

Одна из информационных систем этого класса - Экспертная система поддержки принятия решений (ЭСППР) - разработана коллективом специалистов кафедры бизнес-аналитики ГУ-ВШЭ [11]. Центральными элементами системы являются модуль анализа проблемных ситуаций (совокупность правил выбора методов принятия решений в зависимости от характеристик конкретных проблемные ситуаций) и модуль принятия решений (набор методов, позволяющих выбрать из множества альтернатив наиболее предпочтительную).

Системы статистического моделирования. Информационные системы этого класса хорошо известны экономистам и специалистам в области менеджмента. Они позволяют анализировать данные с применением целого ряда методов математической статистики включая корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, анализ временных рядов. Ярким примером практического применения статистических методов может служить маркетинговый анализ, включающий сегментацию рынка, анализ динамики и чувствительности спроса, выявление факторов, определяющих спрос и объемы продаж.

Одним из актуальных направлений статистического моделирования является прогностиче-

ская аналитика (predictive analytics). В рамках этого направления решаются задачи выявления тенденций и закономерностей как на основе анализа свершившихся событий, так и на основе моделей прогнозирования, с применением математических методов и алгоритмов, которые часто выходят за пределы традиционных статистических расчетов. Такой анализ позволяет определить действия, которые необходимо предпринять для достижения желаемых результатов, и сформировать набор соответствующих рекомендаций для менеджеров [12].

Системы имитационного моделирования. Сегодня имитационное моделирование является признанным способом изучения сложных экономических систем. Сущность этого подхода заключается в проведении компьютерных экспериментов с математическими моделями, имитирующими поведение реальных объектов, процессов и систем во времени в течение заданного периода.

К имитационному моделированию прибегают в случаях, когда, с одной стороны, проведение экспериментов на реальном объекте не представляется возможным (в силу больших затрат ресурсов и/или времени) и когда, с другой стороны, аналитические исследования также являются затруднительными (как правило, из-за сложности аналитической модели). В этих условиях методы и инструментальные средства имитационного моделирования позволяют организовать изучение и анализ характеристик исследуемого объекта путем создания его компьютерной модели и многократного воспроизведения при различных наборах параметров [13].

В этой связи в рамках изучения данной дисциплины необходимое внимание уделяется как методам имитационного моделирования, так и информационным системам, позволяющим строить имитационные модели и применять их на практике.

Специализированные аналитические приложения для конкретных предметных областей. Рассмотренные выше аналитические системы носят общий характер и в той или иной мере могут быть использованы организациями различной отраслевой принадлежности. В то же время отраслевая специфика и нацеленность организаций на те или иные предметные области могут порождать специфические для того или иного вида деятельности аналитические задачи. Для решения таких задач служат специализированные аналитические приложения, ориентированные на конкретные предметные области. Именно такие системы изучаются в рамках данной учебной дисциплины, программа которой включает два основных раздела: «Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов» и «Информационные технологии в анализе рынка ценных бумаг».

В рамках раздела «Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов» рассматриваются такие вопросы, как анализ различных подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов и методы оценки эффективности инвестиций. В рамках раздела «Информационные технологии в анализе ценных бумаг» рассматриваются различные подходы к анализу ценных бумаг, особенности современных фондовых бирж, а также принципы исполнения операций в современных компьютеризированных биржевых системах.

6. Роль ИТ-компаний в подготовке специалистов

При реализации образовательной программы в области информационной бизнес-аналитики следует стремиться к комплексному пониманию задач, методов, моделей и инструментальных средств, которые обеспечивают необходимую информационную поддержку аналитической деятельности. Возникает вопрос: может ли такая образовательная программа быть реализована исключительно силами преподавательского состава вуза или бизнес-школы?

Как показывает практика, в части преподавания теоретических дисциплин проблем, как правило, не возникает: сегодня в большинстве вузов и учебных центров работают высококвалифицированные преподаватели, многие из которых имеют опыт работы в реальном бизнесе, в том числе в консалтинговых компаниях. Использование в учебном процессе некоторых программных средств (например, пакетов имитационного моделирования или статистического анализа) также не вызывает особых трудностей ввиду относительной «легкости» и доступности соответствующего программного обеспечения.

Иначе обстоит дело с информационными системами, которые представляют собой довольно сложные и дорогостоящие программные комплексы, к тому же разделенные на целый ряд функциональных компонентов. Теоретически, можно освоить любое программное обеспечение, но в случае сложной системы это наверняка потребует значительных затрат времени. Как показывает опыт ИТ-компаний, даже опытные консультанты, как правило, специализируются по ограниченному числу программных продуктов. К тому же если изучаемая система будет уста-

новлена на технических средствах вуза, то возникнет вопрос о ее техническом обслуживании и поддержке, что потребует наличия в штате специально подготовленных сотрудников. Наконец, главная причина: многие штатные преподаватели оторваны от реального бизнеса, они не участвуют в проектах внедрения, не работают с заказчиками и поэтому не всегда достаточно ясно представляют реальные задачи и проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости вовлечения в учебный процесс представителей ИТ-бизнеса.

Участие ИТ-компаний в разработке и реализации образовательных программ вузов крайне необходимо, поскольку оно позволяет придать академическим программам необходимую практическую направленность. Следует отметить, что образовательная программа в области информационной бизнес-аналитики не является альтернативой «инструментальным» учебным курсам, которые разрабатываются и реализуются ИТ-компаниями - разработчиками информационных систем и их партнерами. Они скорее дополняют друг друга: если инструментальные курсы направлены на детальное изучение функциональности конкретных программных продуктов, то программа в области информационной бизнес-аналитики позволяет изучить задачи, для решения которых внедряются информационные системы, методы, которые реализуются при помощи этих систем, а также общие принципы их функционирования.

Основная роль ИТ-компаний - проиллюстрировать логику построения информационных систем и заложенные в них методологические подходы. Вторая цель - обобщение опыта реальных консалтинговых проектов и тех проблем, с которыми сталкиваются консультанты и менеджеры предприятий при внедрении аналитических информационных систем. Желательно, чтобы в проведении таких занятий принимали участие практикующие консультанты.

Одним из направлений вовлечения специалистов ИТ-компаний в учебный процесс вуза является их работа в качестве совместителей. Здесь мотивация, как правило, лежит в нефинансовой плоскости: важен не столько дополнительный заработок (весьма умеренный по сравнению с коммерческой сферой), сколько самореализация в академической среде: возможность участия в научной работе кафедры, получения ученой степени и ученого звания, публикации в научных журналах и т. п. При этом такая форма сотрудничества, как правило, является предметом договоренности с конкретным специалистом, а не с компанией, в которой он работает.

Другой формой участия консультантов-практиков в реализации академических образовательных программ является организация в вузах базовых кафедр ИТ-компаний. Деятельность таких кафедр может включать различные направления, связанные как с учебным процессом, так и с научно-исследовательской деятельностью.

7. Базовая кафедра как форма участия ИТ-компании в учебном процессе

В части учебного процесса базовой кафедрой организуется проведение практических занятий (мастер-классов), которые могут либо являться составной частью комплексных дисциплин (т. е. дисциплин, сочетающих теоретический материал и изучение программного обеспечения), либо представлять собой самостоятельные учебные дисциплины. Мастер-классы, как правило, проводятся по наиболее актуальным проблемным вопросам и программным продуктам, предназначенным для автоматизации аналитической деятельности. При этом в роли преподавателей выступают практикующие консультанты (сотрудники компании-партнера), а сами занятия основываются на опыте реальных проектов.

Учебная деятельность базовых кафедр компаний-партнеров может не ограничиваться рамками одного факультета, предусматривая организацию общеуниверситетских факультативов по актуальным вопросам управления с применением информационных систем. Общеуниверситетские факультативы могут быть организованы по различным темам, входящим в сферу профессиональной компетенции специалистов базовой кафедры. Примерами таких тем могут служить методы, модели и инструментальные средства стратегического управления, бюджетирования, финансового менеджмента, бухгалтерского учета, финансово-экономического анализа, управления производством, управления логистикой и др.

Помимо проведения аудиторных занятий, базовая кафедра дает возможность организовать прохождение студентами производственной и преддипломной практики и стажировок. При этом на основе конкурсного отбора некоторым студентам может быть предоставлена возможность участия в реальных консалтинговых проектах, проводимых компанией.

Для того чтобы эффективно выстроить отношения с компанией-партнером, вузу следует учитывать интересы компании и те цели, которые она преследует, открывая базовую кафедру.

Насколько ИТ-компании заинтересованы в создании и поддержке базовых кафедр? Для ответа на этот вопрос следует отметить, что бизнес (и ИТ-компании не исключение) ориентирован прежде всего на коммерческие цели, т. е. на продажи своих продуктов, работ и услуг. Если смотреть на базовую кафедру с точки зрения бизнеса, то на первый взгляд ситуация выглядит как простая благотворительность: компания бесплатно выделяет ресурсы (программное обеспечение, методические материалы, рабочее время консультантов) для поддержки учебного процесса. Однако, с другой стороны, есть вполне конкретные причины, побуждающие ИТ-компании к сотрудничеству с вузами. Сюда относятся задачи развития и мотивации собственного персонала, долгосрочные и краткосрочные коммерческие цели, а также имиджевые цели компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача развития и мотивация персонала имеет две составляющие. Прежде всего, это привлечение в компанию новых сотрудников из числа студентов старших курсов и молодых специалистов, а также сокращение сроков их адаптации в компании. Это имеет непосредственное отношение к учебному процессу: ведь именно учебные занятия позволяют вызвать интерес студентов к работе в компании и обеспечить базовые знания и навыки. Кроме того, компания заинтересована в развитии компетенций действующих сотрудников и предоставлении им возможности самореализации и профессионального роста. Это достигается как за счет ведения научной работы с последующим получением ученой степени (моральное стимулирование), так и путем привлечения сотрудников компании к коммерческому преподаванию в бизнес-школах и участию в коммерческих исследовательских проектах (материальное стимулирование). Немаловажное значение имеет опыт преподавательской работы и коммуникационные навыки, приобретаемые сотрудниками компаний в ходе учебного процесса.

Краткосрочные коммерческие цели компании достигаются за счет приобретения полезных контактов, помогающих установить деловые отношения с потенциальными заказчиками в сфере образования. Сегодня вопросам образования уделяется особое внимание на уровне руководства страны. Проект «Образование» является одним из приоритетных национальных проектов. Существенное развитие получила Федеральная целевая программа развития образования, а также программы развития федеральных и национальных исследовательских университетов. Многие университеты получают значительное финансирование и становятся желанными клиентами ИТ-компаний. В этих условиях ИТ-компании нуждаются в рекомендациях и референ-сах, подтверждающих их компетенции и опыт работы в образовательной сфере.

Большое значение для развития бизнеса также имеет участие компаний в семинарах и конференциях университетов, а также собственные мероприятия, организуемые компаниями при поддержке университетов.

Долгосрочные коммерческие цели достигаются за счет развития рынка инновационных решений, в которых компания обладает достаточными компетенциями. Использование таких решений в учебном процессе позволяет сформировать у молодых специалистов понимание их важности и со временем начинает способствовать более широкому применению этих решений на практике. Такая стратегия должна носить довольно масштабный характер, она не ориентирована на сиюминутный результат и направлена скорее на долгосрочные цели развития компании. Поэтому такой подход в большей степени характерен для крупных международных компаний, многие их которых развивают глобальные академические программы.

Наконец, еще одной целью компаний является поддержка и развитие их имиджа, что подразумевает как профессиональную репутацию (качество продуктов и услуг), так и роль в обществе с позиций социальной ответственности бизнеса.

Принимая во внимание цели и задачи компании-партнера, вуз может содействовать достижению этих целей (без какого-либо ущерба своим интересам) и тем самым способствовать установлению долгосрочных взаимовыгодных отношений сотрудничества.

Впрочем, было бы преувеличением сказать, что взаимодействие вуза и базовых кафедр складывается легко и просто. С одной стороны, это действительно так, поскольку налицо понимание взаимной полезности и продуктивности сотрудничества. Но, с другой стороны, есть ряд проблем объективного характера, которые требуют определенного внимания. Ограничимся постановкой трех вопросов, которые представляются наиболее актуальными.

Первый вопрос - как выделить необходимые ресурсы компании для преподавательской деятельности? Сегодня, несмотря на кризисные явления, рынок информационных технологий растет довольно быстрыми темпами, что объясняет потребность в ИТ-специалистах. Но при этом в компаниях часто возникает дефицит опытных (именно опытных, а не начинающих) спе-

циалистов. В ИТ-компаниях ведущие консультанты практически всегда загружены участием в проектах, где они играют ключевую, подчас решающую роль. В результате высвобождение ресурса консультанта для учебного процесса часто оказывается затруднительным, особенно если проект ведется в другом регионе. При этом найти адекватную замену не всегда возможно, а частая смена преподавателей не способствует качеству учебного процесса.

Второй вопрос - график проведения занятий. Для рассмотрения серьезной информационной системы (даже в режиме демонстрации, а не детального изучения) предпочтителен «метод погружения», когда студент имеет возможность работать с системой несколько дней подряд, без перерывов. Но в расписании занятий такой режим предусмотреть сложно, что несколько снижает качество усвоения материала.

Наконец, третий вопрос - состав контингента обучающихся. Дело в том, что на старших курсах большинство студентов уже работают на постоянной основе, поэтому компания, проводящая занятия в вузе, не всегда имеет возможность пригласить способного студента в свою команду.

Эти вопросы требуют обсуждения и наверняка имеют решение. Но все же самое главное -то, что, несмотря на имеющиеся трудности эффект от интеграции образования и бизнеса налицо: вуз получает возможность реализовать свою образовательную программу, а ИТ-компании пополняют свои ряды молодыми, но уже в достаточной степени обученными специалистами.

Заключение

Таким образом, основные разделы типовой образовательной программы «Информационная бизнес-аналитика», направленной на решение задач информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, включают как теоретические аспекты управления, так и изучение основных классов аналитических информационных систем, среди которых особое место занимают системы бизнес-интеллекта и системы управления эффективностью бизнеса. Такие программы профессиональной подготовки могут реализовываться как в рамках системы высшего профессионального образования (подготовка магистров), так и для слушателей системы дополнительного профессионального образования. При этом подготовку студентов и слушателей рекомендуется осуществлять при содействии специалистов ИТ-компаний, обладающих определенным опытом участия в проектах внедрения аналитических систем на предприятиях и в организациях различных отраслей.

В качестве форм участия специалистов ИТ-компаний в образовательном процессе могут использоваться как «индивидуальные» формы (работа по совместительству), так и организация в образовательных учреждениях базовых кафедр ИТ-компаний. Обе формы имеют свои преимущества и недостатки, но в то же время способствуют достижению целей учебного процесса.

Литература

1. Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. -М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 219 с.

2. Питеркин С. В., Оладов Н. А., Исаев Д. В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 368 с.

3. Inmon W. Building the Data Warehouse. - New York: John Willey & Sons, 1992.

4. Codd E. F., Codd S. B., Salley C. T. Providing OLAP (On-Line Analytical Processing) to user-analysts: An IT mandate. Technical report, 1993.

5. Piatetsky-Shapiro G., Frawley W. J. (editors). Knowledge Discovery in Databases. - MIT Press, 1991.

6. Исаев Д. В. Business Performance Management: современный взгляд II Финансовая газета, 2009. № 10 (898). С. 15; № 11 (899). С.14-15.

7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию I Пер. с англ. - М.: Олимп-бизнес, 2003. - 304 с.

8. Balanced Scorecard Functional Standards. Release 1.0a. - Balanced Scorecard Collaborative Inc., 2000.

- 7 p.

9. Исаев Д. В. Бюджетирование с применением информационных систем II Управленческий учет, 2008. № 7. С. 99-106.

10. Исаев Д. В. Формирование консолидированной финансовой отчетности II Бухгалтерский учет, 2010. № 4. С. 115-117.

11. Кравченко Т. К., Дружаев А. А., Исаев Д. В. и др. Информатизация принятия экономических решений II Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2008. № 9. С. 46-55.

12. Наследов А. Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. - СПб: Питер, 2008.

- 416 с.

13. Акопов А. С. Использование средств динамического имитационного моделирования для подготовки управленческих решений в ТЭК II Системы управления и информационные технологии, 2004. № 2. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.