УДК 377:378 Мухаметзянова Фарида Шамилевна
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования
Левина Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования
ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И СТРУКТУР
Аннотация:
Результативность образовательных систем и структур и, как следствие, позитивные изменения в социуме в целом во многом зависят от реализуемой стратегии управления развитием. Статья направлена на определение типологии, позволяющей классифицировать виды управления развитием образовательных систем и структур в современных условиях. На основании методов наблюдения, анализа нормативной и отчетной документации авторами предлагается типология управления развитием образовательных систем и структур, включающая ряд признаков: субъекты управления, ориентацию, реализацию и интегриро-ванность управления, тип реакции на изменения.
Ключевые слова:
образовательные системы, образовательные структуры, управление развитием, проблемы управления, типология, вектор развития, матрица управления.
Mukhametzyanova Farida Shamilevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Director at Institute of Education Science and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education Corresponding Member of Russian Academy of Education
Levina Elena Yuryevna
PhD in Education Science, Senior Research Associate, Institute of Education Science and Psychology of Vocational Education, Russian Academy of Education
THE TYPOLOGY OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS AND STRUCTURES' DEVELOPMENT
Summary:
The efficiency of educational systems and structures, and, as a result, the progress in society in many respects depends on the development management strategy. The article focuses on determining the typology that helps to classify the variety of educational systems and structures development management in the present-day conditions. Basing upon the methods of observation and by studying the regulatory and report documents, the authors suggest the typology of management of educational systems and structures development that includes a number of features: management subjects, focus, implementation and integrated-ness of management, a type of response to changes.
Keywords:
educational systems, educational structures, progress management, issues of management, typology, vector of development, control matrix.
Образовательная система - «совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы различного уровня и направленности» [1], образовательную организацию (структуру) можно рассматривать как «организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» [2]. Очевидно, что совокупность образовательных организаций по вертикальным и горизонтальным связям образует образовательную систему (например, вертикальная связь «детский сад - школа - колледж - вуз» как образовательная система в целом или горизонтальная связь - совокупность вузов - как система высшего образования).
Развитие образования как следствие необратимых положительных изменений элементов системы под внешним и внутренним управленческим воздействием должно быть результативным, то есть обеспечивать в глобальном смысле развитие технологий, конкурентоспособность экономики, рост валового дохода, социальную обеспеченность и защищенность населения.
Возникающие проблемы управления развитием образовательных систем и структур связаны с [3; 4]:
- невозможностью использования предыдущих (плановых) моделей управления в текущих экономических и социальных условиях;
- необходимостью управления инновационными проектами при сложности координации компонент образовательных систем и структур;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 19)
- отсутствием механизмов управления, адекватных современным требованиям, отсутствием законодательно закрепленных стандартов и нормативов управления образовательными системами;
- недостаточностью уровня кадрового, управленческого и преподавательского потенциала образовательных систем, снижением управляемости персонала образовательных систем и структур, отсутствием стратегических элементов управления и пр.
Управление развитием образовательных систем и структур может осуществляться на основе разных классификаций, которые различаются между собой по принципиальным установкам, влияющим на планирование, организацию и контроль деятельности. На основе анализа выделенных авторами признаков различения подходов к управлению развитием организации [5] предлагаем следующую типологию управления развитием образовательных систем:
1. Субъекты управления развитием. Данный признак определяет вид управления: общественный (партисипативный) или административный. Применительно к образовательным системам - это государственно-общественный характер управления, задействующий всех агентов образовательных систем (обучающихся; общество в целом (родители и сами обучающиеся как потребители образовательных услуг); представителей бизнеса (потенциальные работодатели); преподавателей и сотрудников образовательных организаций; государство).
2. Ориентация управления развитием. Этим признаком определяется наличие и исполнение стратегии развития, по сути, является ли управление образовательной системой (или структурой) стратегическим (наличие видения, миссии, стратегии, дорожной карты) или оперативным (управление по результатам).
3. Тип внедрения управления развитием. Этот признак позволяет установить, осуществляется ли управление процессом (пошаговое приближение к цели) или имеется только установка на конечный результат (проектно-целевое управление). В нашем понимании процессное управление образовательными системами с определением всех этапов реализации процессов, его «владельцев» (ответственных лиц), четких связей входов, выходов (результатов) и состояний процессов в установленные временные рамки и возможность пошагового достижения целей произведут лучший результат, чем система отдельных проектов, зачастую не связанных между собой и достигающих положительных эффектов лишь для отдельных компонент системы.
4. Интегрированность управления. Различают управление, ориентированное на дискретное освоение инноваций, и системное управление, предполагающее реализацию всей совокупности новшеств. При процессном подходе управление развитием всех процессов тесно связано между собой, поскольку выход одного процесса является входом другого, поэтому данное управление в аспекте применения его к образовательной структуре представляется системным. Однако необходимо отметить, что если процессный подход внедрять применительно к вертикально-интегрируемым образовательным системам (например, дошкольное образование - общее образование - профессиональное образование - высшее образование), то, несмотря на сложность процессов, их документирование и обоснование показателей, конечный выход процесса и качество образовательной деятельности были бы более продуктивными.
5. Тип реакции на изменения, требующие управленческих решений. Здесь имеется градация - реактивное управление (реакция на уже произошедшие изменения) или прогностическое управление (опирающееся на прогнозирование возможных состояний системы). Реактивное управление есть разновидность управления по результатам, когда фактическое состояние управляемой системы отклоняется от запланированного. Прогностическое управление на основе отслеживания и прогнозирования результатов предвосхищает возможные события и, в зависимости от индикаторов (предвестников), снижает риски негативного развития системы, минимизируя возможные потери.
Границу перехода из одного вида управления развитием в другой предлагаем определять индикаторами состояния на основании методов наблюдения, анализа нормативной и отчетной документации, стратегических документов, отчетов по шкале наличия / отсутствия признака:
1) субъекты управления развитием: уровень участия образовательных агентов в управлении, возможность их влияния на результат;
2) ориентация управления развитием: наличие документально закрепленных, декларируемых и реально реализуемых стратегических ориентиров (миссия, видение, стратегия, программа развития и отчеты по текущим результатам достижения поставленных целей);
3) реализация управления развитием: осуществляется управление на основе проектного или процессного подходов, обусловливающих виды деятельности, способы управления изменениями, возможность непрерывного улучшения (уставлены ли цели, сроки, участники проектов, либо имеется ли вся необходимая документация процессов);
4) интегрированность управления: каков уровень взаимодействия и интеграции (горизонтальной, вертикальной) образовательной системы или структуры (рейтинг, место в системе, уровень значимости в системе, имеется ли сеть взаимодействия и пр.);
5) тип реакции на изменения: имеются ли сценарии развития образовательной системы или структуры, дорожная карта, проводится ли оценка внешних и внутренних условий развития в определенные временные промежутки.
Безусловно, ни один из видов управления не является определенно положительным и во многом зависит от исходного состояния системы, принятых традиций, установленных норм, временных ограничений.
Кроме того, сложность видов управления - общественного, стратегического, прогностического - для образовательных систем, отсутствие праксиологических механизмов и моделей существенно снижают их возможности. Поэтому выбор вида управления развитием образовательных систем зависит от реальных условий существования, внешних и внутренних ресурсов системы, но чем ближе оно к общественному, системному, интегрированному, процессному и прогнозному, тем больше его потенциал для развития.
Предлагаемая типология к управлению развитием образовательных систем и структур позволяет определить текущее состояние и возможности развития для любой образовательной организации, потенциал развития образовательной системы или структуры, получить информацию для принятия управленческих решений по системным изменениям в образовании. Ориентация на приоритетные направления развития требует существенных изменений в управлении образовательными структурами и системами, поиска новых механизмов и методов управления образованием.
Ссылки:
1. Новиков Д.А., Петраков С.Н. Курс теории активных систем. М., 1999. С. 104.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
3. Левина Е.Ю., Щербаков В.С. Информационное управление в образовательных структурах // Интеграция образования. 2014. № 1. С. 14-18.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Проблемы управления развитием образовательных систем и процессов // Современные проблемы социально-гуманитарных наук : сб. докл. I Всерос. науч.-практ. заоч. конф. / науч. ред. д. э. н., проф. А.В. Гумеров. Казань, 2015. C. 7-10.
5. Дроздов И.Н. Управление развитием организации [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4498 (дата обращения: 12.10.2015).