Научная статья на тему 'Типология современных субъектов социально-культурного воспитания детей на основе православных традиций'

Типология современных субъектов социально-культурного воспитания детей на основе православных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / SUNDAY SCHOOL / ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ / CHURCH SCHOOL / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / ПРИХОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PARISH EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завгородняя Елена Леонидовна

В статье отмечается, что ведущее место среди учреждений дополнительного образования православной направленности занимает воскресная школа, которая существует практически при каждой церкви и является наиболее распространённым видом школ христианского воспитания. Обозначив православные традиции как социально-культурный феномен, в статье раскрыт исторический опыт религиозного воспитания детей в России и определены основные этапы развития православного воспитания. Для выявления содержательного компонента православных традиций в современном воспитании детей и подростков анализируются организационные основы функционирования учреждений дополнительного образования православной направленности. Представлены ведущие направления деятельности действующих в России православных внешкольных учреждений и рассмотрены пять основных структурных форм, для каждой из которых характерны определённое содержание, цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF MODERN SUBJECTS OF SOCIAL AND CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN ON THE BASIS OF ORTHODOX TRADITIONS

The article notes that the leading position among institutions of further education Orthodox orientation holds Sunday School, which exists in almost every church and is the most common school of Christian education. Denoting the Orthodox tradition as a social and cultural al phenomenon, the article discloses the historical experience of the religious education of children in Russia and the main stages of development of Orthodox upbringing. To identify a substantial component of Orthodox traditions in the modern education of children and adolescents analyzed organizational basis for the functioning of institutions of further education Orthodox orientation. Presented the leading activities operating in Russia Orthodox extracurricular institutions and considered five main structural forms, each of which is characterized by certain content, goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Типология современных субъектов социально-культурного воспитания детей на основе православных традиций»

{Типология СОВРЕМЕННЫХ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

УДК 37.018.535:37.034 Е. Л. Завгородняя

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье отмечается, что ведущее место среди учреждений дополнительного образования православной направленности занимает воскресная школа, которая существует практически при каждой церкви и является наиболее распространённым видом школ христианского воспитания. Обозначив православные традиции как социально-культурный феномен, в статье раскрыт исторический опыт религиозного воспитания детей в России и определены основные этапы развития православного воспитания. Для выявления содержательного компонента православных традиций в современном воспитании детей и подростков анализируются организационные основы функционирования учреждений дополнительного образования православной направленности. Представлены ведущие направления деятельности действующих в России православных внешкольных учреждений и рассмотрены пять основных структурных форм, для каждой из которых характерны определённое содержание, цели и задачи.

Ключевые слова: воскресные школы, церковные школы, духовенство, духовно-нравственное воспитание, православие, приходское образование.

E. L. Zavgorodniaia

Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation

TYPOLOGY OF MODERN SUBJECTS OF SOCIAL AND CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN ON THE BASIS OF ORTHODOX TRADITIONS

The article notes that the leading position among institutions of further education Orthodox orientation holds Sunday School, which exists in almost every church and is the most common school of Christian education. Denoting the Orthodox tradition as a social and cultural al phenomenon, the article discloses the historical experience of the religious education of children in Russia and the main stages of development of Orthodox upbringing. To identify a substantial component of Orthodox traditions in the modern education of children and adolescents analyzed organizational basis for the functioning of institutions of further education Orthodox orientation. Presented the leading activities operating in Russia Orthodox extracurricular institutions and considered five main structural forms, each of which is characterized by certain content, goals and objectives.

Keywords: Sunday school, Church school, clergy, religious and moral education, Orthodoxy, parish education.

ЗАВГОРОДНЯЯ ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА — аспирантка кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

ZAVGORODNIAIA ELENA LEONIDOVNA — doctoral student of Department of social and cultural communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR Derzhavin

e-mail: grigorev_tmb@list.ru © Завгородняя Е. Л., 2015

«Перешагнув» через рубеж третьего тысячелетия, Россия в стремлении обрести себя вновь в качестве великой, могучей державы переживает ряд острых социальных и экономических кризисов, и самыми незащищёнными сегодня являются дети и подростки.

История России позволяет констатировать, что православные духовно-нравственные ценности нашего Отечества на протяжении веков оставались незыблемыми и переходили из поколения в поколение, служили фундаментом тысячелетней российской государственности. На традициях христианства до начала XX века воспитывались многие поколения наших предков. Начиная с принятия христианства, православная культура в нашей стране, менталитет русского народа были непосредственно соединены с нравственными установками православного мировоззрения, ценностями, традициями, обычаями.

Важнейшей чертой, характеризующей православное миропонимание, являлось то, что оно всегда, даже в мельчайших компонентах, было и остаётся основной нравственно-духовной ценностью человека.

История становления церковно-приход-ских школ в России показывает, что в первой половине XVIII века возникли некоторые школы конфессионального типа, а в начале XIX века были открыты немногочисленные воскресные школы. А уже в середине XIX века воскресные школы получили в России повсеместное распространение. Хочется отметить, что непосредственную роль в их основании сыграли известные учёные того времени Н. И. Пирогов и П. В. Павлов. Так, под руководством Н. И. Пирогова студенты Киевского университета имени Святого князя Владимира начали проводить по воскресным и праздничным дням занятия с детьми и молодёжью, а для преподавания населению «Закона Бо-жия» приглашались священнослужители из храмов и монастырей.

В связи с этими событиями Н. И. Пирогов в своей статье «Воскресная школа» отмечает: «Различия между этой воскресной и обычными казёнными школами и в приёмах, и в спосо-

бах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников — изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы для нас — предмет необходимости» [1].

Известно, что занятия просветительского характера, как в светских, так и в духовных образовательных заведениях, традиционно носили более обучающий, нежели воспитательный характер, а это не могло содействовать гармоничному формированию личности подрастающего поколения. Следовательно, необходимо было искать новые пути «распространения осмысленной грамотности». Поэтому организация воскресных школ стала насущной необходимостью. В воскресных школах использовались прогрессивные на тот момент методы обучения (лекция с иллюстрациями, наглядные пособия, метод обучения грамоте «на звуковой манер» и т.д.), передовые учебники таких авторов, как В. А. Золо-това «Азбука», Т. Г. Шевченко «Букварь южнорусский». При этом много внимания уделялось воспитательной составляющей учебного процесса. Показательной является точка зрения Н. И. Пирогова, который сформулировал своё видение учебного процесса как «образования религиозно-нравственного содержания».

Другой проблемой существовавшей на тот время образовательной системы была сама методика преподавания христианских веро-учительных предметов: обучение было пронизано неживым схоластическим духом. о педагогических результатах такого подхода можно узнать как из художественно-литературных источников («Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского), так и из церковных источников (документы Поместного собора) [2].

Лишь частично, но не более того, эта проблема находила решение в деятельности воскресных школ. Требовались другие подходы к гармоничному, духовно-нравственному воспитанию личности не только в процессе обучения письму, грамоте, счёту, но и при

преподавании вероучительных дисциплин.

Обозначенная проблема так и не была полностью решена, что нашло своё отражение в событиях 1917 года, когда была практически уничтожена создававшаяся столетиями система религиозного образования и воспитания, а миллионам людей была внушена идея о том, что всякие отношения с Церковью, с христианским вероучением «регрессивны» и «порочны», да к тому же и небезопасны. Заменившая религиозное мировоззрение идеология коммунизма и социализма потребовала новой системы обучения и воспитания подрастающего поколения, которая, тем не менее, рухнула в начале 1990-х годов. С этого времени в определённой степени образовался мировоззренческий и идейный вакуум. Безрадостные результаты этого вакуума мы теперь вынуждены преодолевать с большими усилиями. Мы все являемся свидетелями того, с каким трудом воскрешаются православные традиции воспитания детей и подростков, видим, как молодёжь, потерявшая нравственные ориентиры, переживает пик «социальных болезней века»: наркомании, алкоголизма, СПИДа, психических расстройств и т.д.

Было бы наивно считать, что обучение и православное воспитание могут решить все социальные проблемы. Но можно многое выработать, основываясь на нравственном, духовном наследии христианства. В соответствии с вышесказанным возникает вопрос, каким образом православные традиции могут вновь войти в современную педагогическую практику?

Согласно законодательству Российской Федерации, православное образование получило сегодня в россии гражданские права. однако закон Министерства образования РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», подчёркивая приоритет граждан на свободу вероисповедания, основывается на принципах светского характера российского государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В связи с этим 1 июля 2003 года Министерство образования Российской Федерации

издало закон «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», который подчёркивает, что религиозное (в частности, православное) образование и воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом, на дому или при религиозном объединении, а также в учреждениях дополнительного образования.

Сегодня воскресная школа является наиболее распространённым видом школ христианского воспитания. Отчёты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только увеличивается.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской православной церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Оценка и анализ научных изысканий и практической деятельности показывает, что учреждения дополнительного образования детей и подростков располагают наиболее благоприятными возможностями не только для формирования творческих способностей и профессиональных умений, но и для воспитания духовно-нравственных основ личности.

начиная с 1990-х годов, в сфере учреждений дополнительного образования набрала силу тенденция дифференциации услуг, оказываемых по всевозможным видам и направлениям деятельности. Так возникли новейшие формы детских досуговых объединений. теперь дети, желающие знать и понимать свою культуру в соответствии с православными традициями, могут посещать занятия по «Основам православной культуры», иконописи, монастырскому шитью, церковному пению, краеведению. получили развитие ранее не существовавшие виды образовательных

учреждений — центры детских и юношеских православных объединений. В данный момент число молодёжных православных центров неуклонно растёт. На базе центров действуют студии православной кухни и игры на гитаре, кружки иконописи, рукоделия, бисероплете-ния, православный театр, секции шахматной игры и рукопашного боя, футбола, тенниса, скаутские отряды, хор.

В последние годы, когда государство признало духовное и нравственное воспитание детей и молодёжи приоритетным направлением образования, Русская православная церковь совместно с Министерством образования Российской Федерации ведёт активную работу по внедрению православной культуры в образовательный процесс.

Как свидетельствует практика деятельности христианских православных организаций в России, обращение к православному образованию сегодня перспективно, поскольку связано с возрождением ключевых педагогических народных традиций, жизненного уклада и форм национального опыта, с духовно-нравственным обогащением общества.

Между тем наследие традиций православия, а также их роль в воспитании детей и подростков ни в годы воинствующего атеизма, ни в годы секуляризованной по содержанию российской государственности не получили теоретического осмысления. Проанализировав основные идеи в православном святоотеческом наследии, представленные педагогическими теориями К. Д. ушинского, В. В. Зеньковско-го, Н. И. Пирогова, И. А. Ильина, свт. Феофана Вышенского, свт. Тихона Задонского, свт. Игнатия Брянчанинова и других, а также подходы современных исследователей Е. П. Белозерцева, В. А. Беляевой, Е. И. Исаева, В. И. Косика, Н. Д. Никандрова, Т. И. Петраковой, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, И. Гликмана, Т. В. Скляровой, Э. А. Чурсиной, И. В. Метлика, А. В. Колодина, Е. Комаровой к данной проблеме, мы выявили основные понятия и критерии, определяющие православные традиции.

Таким образом, традиции — это опора на

народную педагогику, культуру, эмпирически сформировавшийся порядок образования человека. Традиции — это достояние истории и культуры народа, и в данном случае духовной и нравственной сторон его жизни.

Само понятие «православные традиции» рассматривается в виде канонов православной церкви или церковного предания, которое, будучи неизменным около 2000 лет, сохранило основные постулаты христианской православной религии. Церковное предание включает в себя:

• богослужебные и пастырские традиции;

• жизненный уклад людей, считающих себя православными христианами, имеющих религиозную мотивацию в обыденной жизнедеятельности, включая профессиональный труд, социальные вопросы, необходимость беречь традиционные православные ценности и передавать главные принципы своей веры последующим поколениям;

• православное святоотеческое наследие, представленное педагогическими теориями свт. Феофана Вышенского, свт. Тихона Задонского, свт. Игнатия Брянчанинова, К. Д. ушинского, В. В. Зеньковского, Н. И. Пирого-ва, И. А. Ильина и другим богатым педагогическим опытом православных учёных и в целом русского народа;

• православное искусство, сохранившее широкий спектр высокохудожественных музыкальных, изобразительных и литературных образцов православия;

• «народное православие», представленное обрядовыми традициями, связанными с народным календарём;

• устные народные предания, легенды, апокрифы.

Обозначив православные традиции как социально-культурный феномен, мы рассмотрели отечественный исторический опыт религиозного воспитания детей в России и определили основные этапы развития православного воспитания:

• 1 этап (IX — первая половина XVII века);

• 2 этап (начало XVIII — XIX век);

• 3 этап (конец XIX — начало XX века);

• 4 этап (начало XX века — вторая половина 80-х годов XX века);

• 5 этап (начало 90-х годов XX века — начало XXI века).

для раскрытия содержательного компонента православных традиций, находящих применение в современном воспитании детей и подростков, мы обратились к изучению организационных основ функционирования учреждений как общего дополнительного образования, так и православной направленности, которые представлены в работах Е. И. Григорьевой [3], К. И. Валькова [2]. Изучение направления деятельности действующих в России православных внешкольных учреждений позволило выделить пять основных структурных форм, для каждой из которых характерны определённое содержание, цели и задачи.

1. Структурная форма «Школа». Примерами структурной формы осуществления духовного воспитания «школа» в современных учреждениях дополнительного образования православной направленности являются: воскресная школа, «Русская школа», православные отделения школ искусств, центры православной культуры по работе с детьми и подростками.

2. Структурная форма «Студия». Структурную форму православного воспитания «студия» в полной мере отражают следующие учреждения дополнительного образования детей: центры православной культуры и образования, духовно-просветительские центры, духовно-оздоровительные центры, детские студии духовного пения, православной кухни, монастырского шитья, православного театра и т.д.

3. Структурная форма «Станция». Структурная форма «станция» в системе учреждений дополнительного образования православной направленности представлена: станциями православных следопытов, православными станциями детского и юношеского туризма и экскурсий, историко-краеведческими отрядами, изучающими историю заброшенных монастырей, возрождение которых является целью их трудов.

4. Структурная форма «Клуб». К структурной форме православного образования «клуб» относятся клубы православных авиаторов, моряков, военно-патриотические клубы и центры, кадетские корпуса и казачьи отряды.

5. Структурная форма «Естественный клуб». Социокультурный аспект естественного клуба — это объединение людей, имеющих похожие или близкие увлечения; занятия. К православным естественным клубам относятся: рабочие группы (отряды), бригады по восстановлению и реконструкции монастырей и храмов, скаутские региональные объединения и отряды, православные молодёжные движения, православные интернет-кафе.

Ведущее место среди учреждений дополнительного образования православной направленности занимает воскресная школа. на сегодняшний день Русская православная церковь насчитывает более 27 тысяч приходов и практически при каждой церкви имеется воскресная школа [4, 5, 6].

Воскресная школа в настоящее время — это организация, которая имеет большие возможности и перспективы и в то же время большое количество нерешённых проблем. Одной из них является отсутствие интересных методических разработок по изучению традиций православия.

таким образом, несмотря на большое разнообразие появившихся за последнее десятилетие православных детских, подростковых и молодёжных организаций, основными учреждениями, осуществляющими социокультурное образование на основе православных традиций, на сегодняшний день можно считать воскресные (церковно-приходские) школы. деятельность воскресной школы имеет специфические особенности, которые почти полностью совпадают с особенностями учреждений дополнительного образования. Важнейшими направлениями деятельности воскресных школ являются: усвоение православных христианских догматов; занятия художественно-изобразительным и музыкальным творчеством, основанным на православных традициях;

организация и проведение концертов, праздников, выставок художественного творчества, посвящённых православным праздникам; элементарное участие в церковной жизни, например работа в храме, помощь нуждающимся, ремонтные и реставрационные работы; организация паломнических туров по России и за рубежом.

Обращение к русской православной традиции в данное время, когда идёт активный поиск путей духовно-нравственного возрождения России, особенно актуально, так как государство нуждается в новых образовательных

проектах, в содержании которых заложены духовно-нравственные основы. учитывая, что образовательный процесс, в сущности, продолжается всю жизнь и обусловлен социокультурной средой, то следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к определённой культурно-исторической традиции. Такой подход объединяет государственное, народное и национальное воспитание и образование с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве.

Примечания

1. Бондырева С. К, Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества : учебное пособие / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. Москва : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК , 2004. 275, [1] с.

2. Вальков К. И., Пономарева Н. И. Светское образование и православное воспитание. Санкт-Петербург, 2009. 167 с.

3. Григорьева Е. И. Традиции народной культуры в современном образовательном процессе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 3 (23).

4. Захарченко М. В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. Санкт-Петербург, 2011. 348 с.

5. Корабельщикова И. А. Некоторые результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания детей и подростков на основе православных традиций // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2007. № 4 (48).

6. Куприянов Б. В. и др. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) — Социальная педагогика / [Б. В. Куприянов и др.] ; под ред. А. В. Мудрика. Москва : Academia , 2004. 240 с. табл. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

References

1. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Traditsii: stabilnost i preemstvennost v zhizni obshchestva [Traditions: stability and continuity in life of society]. Moscow, Publishing house of Moscow psychological and social institute, Voronezh, MODEK Publ., 2004. 276 p.

2. Val'kov K. I., Ponomareva N. I. Svetskoe obrazovanie i pravoslavnoe vospitanie [Secular education and orthodox education]. St. Petersburg, 2009. 167 p.

3. Grigor'eva E. I. Traditsii narodnoy kultury v sovremennom obrazovatelnom protsesse [Traditions of national culture in modern educational process]. Tambov University Review. Series: Humanities. 2001, No. 3 (23).

4. Zakharchenko M. V. Khristianstvo: dukhovnaya traditsiya v istorii i kulture [Christianity: spiritual tradition in the history and culture]. St. Petersburg, 2011. 348 p.

5. Korabel'shchikova I. A. Nekotorye rezul'taty eksperimental'noy raboty po vyyavleniyu osobennostey vospitaniya detey i podrostkov na osnove pravoslavnykh traditsiy [Some results of experimental work on detection of features of education of children and teenagers on the basis of orthodox traditions]. Tambov University Review. Series: Humanities. 2007, No. 4 (48).

6. Kupriynov B. V., etc. Sotsial'noe vospitanie v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Social education in establishments of additional education of children]. Moscow, Academia Publ., 2004. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.