Журналистика
УДК 070
ББК 76.0
Ш 49
Шеремет В.В.
Соискатель кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]
Типология медиаконвергенции
(Рецензирована)
Аннотация:
Определяется сущность понятия конвергенции, ставшей характерной особенностью функционирования современных СМИ, выявляются причины трансферта изучаемого явления из других областей науки и сфер деятельности в теорию и практику журналистики, описаны различные подходы к изучению медиаконвергенции и ее типологические особенности.
Ключевые слова
Конвергенция, медиаконвергенция, мультимедийность, типологический тип конвергенции, технологический тип конвергенции, жанровый тип конвергенции, смысловой тип конвергенции, конвергенция сетей, конвергенция терминалов, конвергенция услуг.
Sheremet V.V.
Applicant for Candidate degree of Department of Publishing Business, Advertising and Media Technologies, Kuban State University, e-mail: [email protected]
The media convergence typology
Abstract:
The paper discusses the essence of concept of the convergence which has become a characteristic of functioning of modern mass media and the reasons of a transfer of the studied phenomenon from other areas of a science and fields of activity to the theory and practice of journalism. The author describes various approaches to studying the media convergence and its typological features.
Keywords:
Convergence, media convergence, multimedia, typological type of convergence, technological type of convergence, genre type of convergence, semantic type of convergence, convergence of networks, convergence of terminals, convergence of services.
Процессы глобализации, конкуренции, политизации СМИ, их функционирование в условиях информационного противостояния потребовали от средств массовых коммуникаций новых форм существования и выживания на информационном рынке.
Российские исследователи все больше акцентируют внимание на функционировании СМИ в условиях интеграции различных видов массовой коммуникации [1]. Поводом для этого послужили процессы медиаконвергенции.
Понятие «конвергенция» употребляется в различных науках. В языкознании под конвергенцией понимается сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей, например, возникновение у нескольких языков (как родственных, так и неродственных) общих структурных свойств вследствие достаточно длительных и
интенсивных языковых контактов. Языковая конвергенция может охватывать либо отдельные фрагменты языковой системы (например, фонологическую систему или лексику), либо весь язык в целом. Понятие конвергенции также применимо к взаимному сближению диалектов одного языка, в результате которого может возникать койне.
В культурологии конвергенция рассматривается как один из фундаментальных аспектов культурных изменений. Особенно это актуально сегодня, когда создаются предпосылки для создания открытого общества. При этом культура во всех своих проявлениях (наука, искусство, религия, социум) выступает как единая система, динамично реагирующая на изменения в любой из ее составных частей.
Политическая конвергенция исследует слияние политического мышления и мировоззрения. Примером политической конвергенции является т. н. «европейский коммунизм», возникший в 60-70-е годы XX века, который ознаменовался перестройкой политического мышления. В крупных коммунистических партиях Европы - Италии, Испании и Франции - появились коммунистические лидеры (Сантьяго Каррильо, Энрике Берлингуэр и др.), которые подвергли резкой критике ленинизм и советизм, а также провозгласили верность западным либеральным ценностям. Речь шла о концепции строительства социализма в условиях западной, «буржуазной» демократии.
Сегодня произошел трансферт понятия «конвергенция» в науки о массовых коммуникациях. Исследование функционирования современных СМИ свидетельствует о том, что с целью своего эффективного представительства на рынке информационных услуг редакции идут на расширение видов производства: выпуск рекламной продукции, издание книг (пример - «Комсомольская правда»), создание электронной версии издания и др., что заставляет исследователей говорить о «конвергентном» скачке в информационной сфере [2].
Можно выделить несколько видов конвергенции в СМК.
Первый - типологический. Он характеризуется сближением разных типов СМИ и СМК: печати, телевидения, радио, Интернета, мобильной связи. Примером может служить переход информационных агентств, издательских холдингов, редакций газет и журналов к использованию мультимедиа. Причина такого перехода кроется в том, что в период развития информационного общества и конкуренции на информационном поле, в связи со спросом на визуальные СМИ печатные версии газет, традиционное радио, массовое эфирное телевидение сдают позиции перед Интернетом как каналом коммуникации, потому что главными характеристиками современного СМИ являются скорость, мобильность, мультимедийность, универсальность, интерактивность.
Типологическая конвергенция чаще всего реализуется на сайтах редакций. Например, на сайте радио можно прочитать статьи, увидеть фоторепортажи, на сайте газеты или информационного агентства услышать звуковые новости, просмотреть видеорепортажи. Привычным стало размещение телевизионного ток-шоу в Интернете, поддержание его блогом телесетевого ведущего, сопровождение мультимедийными статьями со звуковыми и видеофрагментами, контекстными ссылками, инфографикой, 3D-анимацией.
Например, Агентство РИА «Новости» превратилось из традиционного поставщика информации в мультимедийное СМИ: в ленточном производстве новостей появились авторские программы, видеосюжеты, блоги, радионовости.
Второй вид - технологический. Он характеризуется взаимопроникновением технологий воздействия: манипулятивных, собственно журналистских, публицистических (языковых), психологических, PR, рекламных. Например, размещение материала в центре полосы, анонсирование его в предыдущем номере, оптимальное бильредактирование, языковая игра в заголовке, подбор шрифта, - все это демонстрация синкретизма перечисленных технологий.
Третий - жанровый, когда наблюдается слияние элементов форм подачи материала: информация, комментарий к ней, актуальное интервью.
Четвертый уровень - смысловой. Смысловая конвергенция относится к сфере изучения диалогики текста [3]. Специфика современного состояния этой научной области заключается в том, что в настоящее время текст рассматривается не только как единица языка или как
отрезок линейно-организованного потока речи, но и как сообщение или как единица коммуникации. Считается, что текст функционирует не изолированно, а в отношении к другим предыдущим и последующим текстам, в связи с этим возникает своеобразный коммуникативный акт или мегадиалог, единицей которого является текст. Следовательно, между текстами как репликами диалога, имеющего определённую предметно-смысловую направленность, возникает смысловое взаимодействие. Это явление в филологической науке получило название смысловой конвергенции текстов. Впервые о смысловой конвергенции текстов заявил М. М. Бахтин в своей диалогической концепции. Он утверждал, что диалог состоит из высказываний. Каждое отдельное высказывание - это звено в цепи речевой коммуникации и оно впитывает, как губка, чужие высказывания и, прежде всего, предшествующие звенья цепи, иногда ближайшие, а иногда и дистантные в областях культурного общения [4].
Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул рассматривают конвергенцию в СМК более широко и вводят термин «медиаконвергенция». Они же предлагают свою классификацию медиаконвергенции [5]:
1. Конвергенция сетей - превращение аналогового сигнала в цифровой, что делает, таким образом, абсолютно безразличным то, какие данные и какой вид коммуникационного сообщения транслировать. Примером здесь может выступать появление современных цифровых кабельных телевизионных сетей, которые позволяют транслировать не только телевизионную картинку, но и, например, компьютерные данные, предоставляя доступ в Интернет, а также к телефонной цифровой связи.
2. Конвергенция терминалов - объединение некогда различных устройств в единое мультифункциональное устройство, предназначенное для приема и потребления информации. Понятно, что конвергенция терминалов становится возможной благодаря конвергенции сетей, то есть тому, что цифровой контент может представлять собой любой вид коммуникации. Компьютер, безусловно, стал таким конвергентным терминалом. Однако к ним относятся и современные наладонные мини- компьютеры, и ноутбуки, и многофункциональные телевизионные приставки, позволяющие не только смотреть кабельные каналы по телевизору, но и получать доступ к Интернету, листая электронные газеты на экране телевизора.
3. Конвергенция услуг, которая предполагает, что на базе цифровых сетей и терминалов появляются совместные услуги, совершенно различные по своей сути, но предоставляемые одним и тем же «электронным» способом. Сюда относятся службы коротких сообщений в мобильной телефонии, чаты, блоги и иные виды услуг, а также услуги доступа к электронной почте через телевизор посредством пульта к телевизионной приставке.
4. Конвергенция рынков вытекает напрямую из конвергенции терминалов, сетей и услуг и приводит к тому, что телекоммуникационные компании сегодня активно играют на медиарынке, например, открывая собственные телеканалы.
5. Конвергенция жанров и форм предполагает, что в результате соединения различных медиаплатформ (печатных СМИ с телевизионными на базе Интернет-порталов) жанры, ранее свойственные какой-либо одной медиаплатформе, проникают и ассимилируются с другими (например, возникло понятие «Интернет-колонка»).
6. Конвергенция регулирования напрямую вытекает из конвергенции рынков, так как в результате возникновения совместных рынков, власти вводят регулирующие процедуры, общие для всех этих больших рынков. Именно поэтому в России в последние пять лет происходил процесс постепенной трансформации разных министерств (массовых коммуникаций и связи) в одно большое министерство.
В целом процесс конвергенции следует рассматривать как главный фактор эволюции современных СМИ.
Примечания:
1. Кравченко Н.П. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2010. Вып.3 (63). С. 78-84.
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г Качкаевой. М., 2010. 200 с.
3. Термин введён в научный обиход Д. Бялостоски и используется в работах Г. Морсон, К. Эмерсон, Ю. П. Зотова.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 271.
5. Цит. по: Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ ...
References:
1. Kravchenko N.P. Realization of journalism new functions in the state mass media // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2010. Issue. 3 (63). P. 78-84.
2. Journalism and convergence: why and how traditional mass media turn into multimedia / ed. by A.G. Kachkaeva. M., 2010. 200 pp.
3. The term is introduced in scientific use by D. Byalostosky and is used in the works of G. Morson, K. Emerson, Y.P. Zotov.
4. Bakhtin M.M. Esthetics of verbal creativity. M.: Iskusstvo, 1979. P. 271.
5. Quoted on: Journalism and convergence: why and how traditional mass media turn into multimedia / ed. by A.G. Kachkaeva. M., 2010. 200 pp.