Научная статья на тему 'Типология и механизмы модернизации моногородов Российского Севера'

Типология и механизмы модернизации моногородов Российского Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моногорода / монопрофильные поселения / градообразующие предприятия / механизмы модернизации / типология городов / расселение населения / северный регион / Российский Север. / single-industry towns / mono-profile urban settlements / town-forming enterprises / mechanisms of modernization / typology of cities / the resettlement of the population / northern region / The Russian North.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обедков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология и механизмы модернизации моногородов Российского Севера»

Обедков А.П.

к. геогр.н., доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Коми республиканской

академии государственной службы и управления

ТИПОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МОНОГОРОДОВ

РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

Ключевые слова: моногорода, монопрофильные поселения, градообразующие предприятия, механизмы модернизации, типология городов, расселение населения, северный регион, Российский Север.

Keywords: single-industry towns, mono-profile urban settlements, town-forming enterprises, mechanisms of modernization, typology of cities, the resettlement of the population, northern region, The Russian North.

Моногорода - наиболее распространённый в России функциональный тип монопрофильных городских населённых пунктов и муниципальных образований. Ведущим фактором монопрофильности выступает доминирование одной отрасли хозяйства в экономической базе поселения. В советское время такие поселения назывались также монохозяйственными, монофункциональными и моноспециализированными. В условиях централизованной плановой экономики, которая гарантированно обеспечивала градообразующим предприятиям плановые государственные заказы, большим преимуществом таких поселений была возможность обеспечить практически полную занятость населения. Однако в условиях рыночной экономики обеспечить полную занятость на градообразующем предприятии становится весьма затруднительно ввиду колебания спроса и предложения.

Рыночные преобразования 1990-х гг. обусловили переход большинства монопрофильных поселений России в перманентное кризисное состояние, одним из негативных последствий которого является высокий уровень безработицы. Основным источником средств на поддержание и модернизацию монопрофильных поселений были и остаются федеральные и региональные трансферты. В новых условиях хозяйствования проблемы социально-экономического развития монопрофильных поселений приобрели общегосударственное значение в связи с невозможностью их решения на региональном и муниципальном уровнях управления.

Моногород представляет собой монопрофильное поселение, градообразующие организации (предприятия) и экономически активное население которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития. Понятие моногорода предполагает наличие критической зависимости между развитием и функционированием городского населённого пункта и финансово-экономическим состоянием градообразующего предприятия (градообразующей организации), оказывающего существенное влияние практически на все стороны жизнедеятельности монопрофильного поселения, включая производство продукции и услуг, формирование бюджета, обеспечение занятости и обустройство территории.

Бюджетная система моногородов отличается высокой степенью зависимости от экономического положения градообразующего предприятия и от трансфертов вышестоящих бюджетов. При этом следует отметить высокую социальную ответственность собственников градообразующих предприятий, которые вынуждены реализовывать экономические и социальные функции, связанные не только с обеспечением занятости и доходов работников своих предприятий, но и с содержанием на своём балансе практически всех объектов жилищно-коммунальной, социально-культурной, инженерной и дорожной инфраструктуры монопрофильного поселения.

Министерство регионального развития РФ, инициировавшее применение специальных инструментов для активизации социально-экономического развития монопрофильных поселений, определило 3 количественных критерия оценки зависимости населённого пункта от градообразующего предприятия и отнесения к числу моногородов: 1) доля экономически активного населения, занятого на градообразующем предприятии или на нескольких предприятиях одной отрасли либо группы взаимосвязанных отраслей более 25% в общей численности работающих в данном населённом пункте; 2) доля градообразующего предприятия более 50% от промышленного производства в населённом пункте; 3) доля налоговых поступлений от градообразующего предприятия в бюджет населённого пункта не менее 30%1. Для решения практических вопросов, связанных с осуществлением мер государственной поддержки монопрофильных поселений, Министерство регионального развития РФ утвердило в декабре 2009 г. общероссийский перечень из 335 моногородов. В ходе реализации правительственных мер по реструктуризации градообразующих предприятий, создания альтернативных рабочих мест и диверсификации экономики монопрофильных поселений их количество неоднократно корректировалось. Наиболее широкий по составу перечень, включавший 358 моногородов, был принят в 2010 г. В последующие годы он постепенно сокращался за счёт исключения из списка моногородов, преодолевших признаки монопрофильности. Действующий перечень монопрофильных муниципальных образований утверждён распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р и с учётом ряда изменяющих документов (в редакции

1 Доклад о моногородах / Фонд «Институт экономики города». - М., 2010. - www.monogorod.org

157

Правительства РФ от 16.04. 2015 № 668-р, от 07.08.2015 № 1526-р, от 28.10.2015 № 2190-р, от 24.11.2015 № 2388-р, от 13.05.2016 № 891-р) в настоящее время насчитывает 313 моногородов. Между тем, по нашим оценкам, реальное число монопрофильных поселений примерно в 2,5 раза больше. Ныне каждый третий городской населённый пункт в России имеет признаки монопрофильности.

Первые монопрофильные поселения появились в России в годы правления Петра I в виде горнозаводских городов. Рост числа монопрофильных поселений в последующие столетия явился следствием нескольких волн капиталистической и социалистической индустриализации. Со временем преобладание в структуре российской экономики монопрофильных поселений стало характерной чертой и специфическим способом адаптации размещения производительных сил к разнообразию зональных и региональных условий производства в стране.

Наиболее динамичный рост числа монопрофильных поселений в России наблюдался в 1930-1980-е гг. в ходе широкомасштабного освоения природных ресурсов северных территорий. Стержневыми компонентами процесса хозяйственного освоения северных территорий являются промышленность и транспорт. Совокупность городских населённых пунктов, реализующих на протяжении длительного времени преимущественно промышленные и транспортные функции, сформировали современный хозяйственный профиль и стратегические приоритеты развития северных регионов. Монопрофильность северных городов и посёлков городского типа, заложенная в ходе индустриальной стадии развития Российского Севера, имеет естественный характер и соответствует общим закономерностям географического разделения труда. Суровые климатические и сложные ландшафтные условия зоны Севера способствовали абсолютному преобладанию монопрофильных поселений в региональных сетях и системах городского расселения. Эти особенности урбанистического развития северных регионов во многом сохраняются в условиях постиндустриального перехода и глобализации, когда продолжает углубляться ставка на монопрофильный тип освоения северных территорий со стороны крупнейших корпораций, пришедших на смену советским трестам и производственным объединениям1.

Переход к рыночным отношениям в постсоветский период значительно обострил проблемы развития и функционирования монопрофильных поселений, многие из которых не сумели вписаться в новые условия хозяйствования. Поэтому изучение феномена существования северных моногородов в условиях рыночной экономики представляет собой актуальную научную и практическую задачу. Между тем проблема реструктуризации и модернизации моногородов чрезвычайно важна не только в социально-экономическом отношении, но и в плане осмысления теоретических подходов и методов, моделей и технологий развития монопрофильных поселений, включая вопросы их типологии и диагностики, проектирования и оценки эффективности.

Официальный перечень российских моногородов в значительной степени сократился за счёт исключения из их состава монопрофильных поселений районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Реализация правительственной программы поддержки моногородов привела к тому, что из списка северных моногородов, который насчитывал 82 монопрофильных поселения, были исключены 33 населённых пункта, из них 21 город, 11 посёлков городского типа и одно село. При этом удельный вес моногородов в общем количестве городских населённых пунктов законодательно утверждённых северных территорий сократился в 1,5 раза с 20,1 до 13,6%.

Большинство (18, или 54,5%) северных населённых пунктов, исключённых из официального перечня моногородов, находилось на Западно-Сибирском Севере и было связано с развитием экспортоориентированных отраслей нефтяной и газовой промышленности. В их число входили городские населённые пункты Томской области (г. Стре-жевой), Ханты-Мансийского - Югра (города Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, По-качи, Радужный, Сургут и Урай, посёлки городского типа Новоаганск и Пойковский) и Ямало-Ненецкого (города Губкинский, Муравленко, Надым, Новый Уренгой и Ноябрьск) автономных округов. В результате принятых мер по активизации социально-экономического развития монопрофильных поселений к настоящему времени на ЗападноСибирском Севере не осталось ни одного населённого пункта с официальным статусом моногорода. Список моногородов Дальневосточного Севера сократился на 14 единиц за счёт населённых пунктов Республики Саха (Якутия) (г. Ленск, посёлки городского типа Депутатский, Джебарики-Хая, Звёздочка, Кысыл-Сыр, Серебряный Бор, Солнечный, Хани, Чернышевский), Амурской (г. Зея), Сахалинской (города Александровск-Сахалинский и Курильск, село Горнозаводск) областей и Чукотского (г. Билибино) АО. На Европейском Севере из официального списка моногородов были исключены 3 городских населённых пункта в Архангельской (пгт. Каменка) и Мурманской (г. Полярные Зори, пгт. Туманный) областях.

В настоящее время в границах законодательно утверждённых северных территорий России официальный статус моногородов имеют 49 населённых пунктов, из них 31 город, 17 посёлков городского типа и 1 посёлок сельского типа. В макрорегиональном разрезе по числу северных моногородов лидирует Европейский Север, на территории которого насчитывается 29 моногородов, или 59,2% от их общего числа. За ним следуют Дальневосточный Север (14, или 28,6%) и Восточно-Сибирский Север (6, или 12,2%). При этом на Западно-Сибирском Севере ныне не осталось ни одного моногорода с официальным статусом.

Среди монопрофильных поселений Российского Севера особое место занимают моногорода Арктической зоны РФ. После исключения из официального перечня 6 арктических моногородов (города Билибино, Губкинский, Муравленко, Полярные Зори, посёлки городского типа Депутатский и Туманный) в Арктической зоне РФ осталось 12 моногородов, из которых 10 находится на Европейском Севере (города Воркута, Заполярный, Кировск, Ковдор, Мончегорск, Новодвинск, Онега и Северодвинск, посёлки городского типа Никель и Ревда) и по одному - на Восточно-

1 Обедков А.П. Комплексное использование природных ресурсов как фактор устойчивого развития промышленности регионов Российского Севера // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - C. 250-261.

Сибирском Севере (г. Норильск) и Дальневосточном Севере (пгт. Беринговский). Дополнительным фактором развития моногородов Арктической зоны РФ является возможность использования ими нового механизма регионального развития арктических территорий, связанного с формированием и функционированием восьми опорных зон развития Российской Арктики вдоль трассы прохождения Северного морского пути. Арктические моногорода находятся в составе Кольской, Архангельской, Воркутинской, Таймыро-Туруханской, Северо-Якутской и Чукотской зон развития Арктики.

Подавляющее большинство (47, или 95,9% от их общего числа) северных моногородов получило статус городского населённого пункта в советский период и в генетическом отношении являются новыми поселениями, из них 11 (23,4%) получили стали городскими населёнными пунктами в период с 1918 по 1940 г., 8 (17,0%) - с 1941 по 1945 г., 15 (31,9%) - с 1946 по 1960 г. и 12 (27,7%) - с 1961 по 1991 г. Только 2 северных моногорода (Онега и Пудож) являются старыми городами. При этом ни один северный моногород не получил статус городского населённого пункта в постсоветское время. Практически все северные города, получившие свой статус в советское время, были преобразованы из посёлков городского типа. При этом переходный период от получения статуса посёлка городского типа до его преобразования в город был сравнительно непродолжительным. Абсолютное большинство (35, или 74,5%) северных моногородов, получивших городской статус в советское время, впервые стали городскими населёнными пунктами до 1960 г. Из 12 северных моногородов, впервые получивших городской статус в период с 1961 по 1991 г., 8 (66,7%) расположены за пределами Европейского Севера (табл. 1).

Мониторинг текущей ситуации и определение ключевых проблем в функционировании монопрофильных поселений России позволил выделить в их составе 3 группы моногородов, которые различаются по сложности социально-экономического положения и сочетанию мер государственной поддержки. Самая многочисленная по составу группа включает 149 моногородов с рисками ухудшения социально-экономического положения. Вторая группа состоит из 89 моногородов со стабильным социально-экономическим положением. Третья группа охватывает 75 моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Сопоставление структуры распределения моногородов РФ по степени сложности социально-экономического положения со структурой северных моногородов показывает повышенную долю северных моногородов над российскими моногородами среди монопрофильных поселений с рисками ухудшения социально-экономического положения (57,1% против 47,6%) и со сложным социально-экономическим положением (28,6% против 24,0%). В то же время удельный вес северных моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией вдвое ниже, чем в целом по России (14,3% против 28,4%).

Таблица 1

Генетическая типология моногородов Российского Севера

Макрорегионы Российского Севера Периоды получения статуса городского населённого пункта

до 1918 г. 1918-1940 гг. 1941-1945 гг. 1946-1960 гг. 1961-1991 гг.

Европейский Север Онега (1780), Пудож (1785) Кировск (1931), Мончегорск (1935), Северодвинск (1936), Кондопога (1938), Воркута (1940), Питкяранта (1940), Суоярви (1940) Емва (1941), Новодвинск (1941), Надвоицы (1942), Сегежа (1943), Инта (1944), Лахденпохья (1945), Никель (1945) Вяртсиля (1946), Оленегорск (1949), Пиндуши (1950), Ревда (1950), Кизема (1951), Коряжма (1956), Заполярный (1957), Ковдор (1957), Октябрьский (1958) Архангельская область Жешарт (1961), Муезерский (1965), Костомукша (1977), Североонежск (1985)

ВосточноСибирский Север - Вершино-Дарасунский (1932), Норильск (1939) - Железногорск-Илимский (1958) Усть-Илимск (1967), Лесосибирск (1975), Северобайкальск (1975)

Дальневосточный Север - Дальнегорск (1930), Беринговский (1937) Тында (1941) Певек (1949), Чегдомын (1949), Нижний Куранах (1950), Эльбан (1951), Сусуман (1956) Айхал (1962), Мохсоголлох (1964), Удачный (1968), Нерюнгри (1975), Восток (1980) Приморский край

Всего моногородов 2 11 8 15 12

Источник: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009. - С. 102-107.

Распределение северных моногородов в зависимости от сложности их социально-экономического положения существенно отличается в разрезе макрорегионов Российского Севера. Европейский Север лидирует среди макрорегионов Российского Севера по числу моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (12 из 14, или 85,7%) и с рисками ухудшения социально-экономической ситуации (15 из 28, или 53,6%). В этом макрорегионе Российского Севера находятся 3 северных региона, лидирующих по числу моногородов (Республика Карелия - 11, Архангельская и Мурманская области - по 7) и по общему количеству моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением и с рисками его ухудшения (Республика Карелия - 11, Мурманская область - 7, Архангельская область - 5). В территориальной структуре моногородов Европейского Севера на долю моногородов с наибо-

лее сложным социально-экономическим положением приходится 41,4%, с рисками ухудшения социально-экономического положения - 51,7%, со стабильной социально-экономической ситуацией - 6,9% (табл. 2).

Таблица 2

Типология моногородов Европейского Севера в зависимости от сложности их социально-экономического положения

Северный регион с Категории моногородов в зависимости от степени сложности их социально-экономического положения

законодательно утвер- Моногорода с наиболее сложным Моногорода с рисками ухудшения Моногорода со стабильной

жденными северными социально-экономическим социально-экономического социально-экономическои

территориями положением положения ситуациеи

г. Кондопога г. Костомукша

г. Питкяранта г. Лахденпохья

Республика Карелия г. Пудож г. Сегежа

г. Суоярви пгт. Вяртсиля

пгт. Муезерский пгт. Пиндуши

пгт. Надвоицы

г. Емва г. Воркута

Республика Коми г. Инта

пгт. Жешарт

г. Онега г. Коряжма г. Северодвинск

Архангельская область пос. Кизема г. Новодвинск пгт. Североонежск

пгт. Октябрьский

г. Кировск г. Заполярный

Мурманская область г. Ковдор г. Мончегорск

пгт. Ревда г. Оленегорск

пгт. Никель

Абсолютное большинство (66,7%) моногородов Восточно-Сибирского Севера имеет риски ухудшения социально-экономического положения. К ним относятся 4 монопрофильных поселения, находящиеся в Республике Бурятия (г. Северобайкальск), Забайкальском крае (пгт. Вершино-Дарасунский) и Иркутской области (города Железно-горск-Илимский и Усть-Илимск). Остальные моногорода Восточно-Сибирского Севера (Лесосибирск и Норильск), расположенные в Красноярском крае, отличаются стабильной социально-экономической ситуацией. Отличительной особенностью территориальной структуры моногородов Восточно-Сибирского Севера является отсутствие моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Среди моногородов Дальневосточного Севера 11 (78,6%) имеют риски ухудшения социально-экономического положения, 2 (14,3%) отличаются наиболее сложным социально-экономическим положением и 3 (7,1%) характеризуются стабильной социально-экономической ситуацией. По числу моногородов среди регионов Дальневосточного Севера лидирует Республика Саха (Якутия), где официальный статус моногородов получили 6 монопрофильных поселений. По 2 моногорода имеются в Чукотском АО, Приморском и Хабаровском краях, по одному - в Амурской и Магаданской областях (табл. 3).

Таблица 3

Перечень моногородов районов Дальневосточного Севера в зависимости от сложности их

социально-экономического положения

Категории моногородов

Северный регион с законода- в зависимости от степени сложности их социально-экономического положения

тельно утверждёнными Моногорода с наиболее сложным Моногорода с рисками ухудше- Моногорода со стабильной

северными территориями социально-экономическим ния социально-экономического социально-экономической

положением положения ситуацией

г. Нерюнгри г. Мирный

Республика Саха (Якутия) г. Удачный пгт. Мохсоголлох

пгт. Айхал пгт. Нижний Куранах

Приморский край г. Дальнегорск пгт. Восток

Хабаровский край пгт. Чегдомын пгт. Эльбан

Амурская область г. Тында

Магаданская область г. Сусуман

Чукотский АО г. Певек

пгт. Беринговский

Современная преимущественно ресурсно-сырьевая производственная специализация северных территорий России на добыче и переработке топливно-энергетических и лесных ресурсов, рудного и горно-химического сырья наметилась в довоенный период и окончательно оформилась в 1970-1980-е гг. в виде профилирующих межотраслевых комплексов и отраслей производственной специализации. К числу профилирующих межотраслевых комплексов Российского Севера относятся топливно-энергетический, металлургический и лесопромышленный комплексы. Отраслями производственной специализации северных территорий России являются главным образом высоко материалоём-кие отрасли, опирающиеся на богатую и разнообразную ресурсно-сырьевую базу.

В рейтинге отраслей производственной специализации северных территорий, которые вносят наибольший вклад в экономику России, по своей значимости выделяются 3 укрупнённые отрасли промышленности: топливная промышленность, цветная металлургия и лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Между тем распределение моногородов Российского Севера по отраслевой принадлежности градообразующего предприятия даёт несколько иную отраслевую структуру. Основу экономики абсолютного большинства (33, или 67,4%) северных моногородов составляют градообразующие предприятия двух укрупнённых отраслей промышленности -цветной металлургии (17, или 34,7%) и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16, или 32,7%). При этом в 17 (34,7%) из 49 северных моногородов градообразующие предприятия относятся к цветной металлургии, в 16 (32,7%) - к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. По 5 северных моногородов развиваются на основе предприятий топливной промышленности и чёрной металлургии, по 2 -химической и нефтехимической промышленности и транспорта, по одному - машиностроения и металлообработки и промышленности строительных материалов (табл. 4).

Таблица 4

Распределение моногородов Российского Севера по отраслевой принадлежности

градообразующего предприятия

Укрупнённая отрасль производственной специализации Число моногородов профильной специализации Удельный вес профильных моногородов к их общему числу, %

Топливная промышленность 5 10,2

Чёрная металлургия 5 10,2

Цветная металлургия 17 34,7

Машиностроение и металлообработка 1 2

Химическая и нефтехимическая 2 4,1

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 16 32,7

Промышленность строительных материалов 1 2

Транспорт 2 4,1

Всего 49 100

Подавляющее большинство (25, или 86,2%) моногородов Европейского Севера имеет лесопромышленный и металлургический профиль. Производственная специализация почти половины (14, или 48,3%) моногородов этого макрорегиона Российского Севера связана с лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью, являющейся профилирующей для Архангельской области, республик Карелия и Коми. В восьми из 14 моногородов лесопромышленного профиля функционируют градообразующие предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли (Жешарт, Емва, Кизема, Муезерский, Октябрьский, Онега, Пиндуши, Пудож), в шести -предприятия целлюлозно-бумажной отрасли (Кондопога, Коряжма, Новодвинск, Питкяранта, Сегежа, Суоярви). Металлургический комплекс охватывает градообразующие предприятия чёрной и цветной металлургии, которые представлены практически всеми стадиями металлургического передела. Среди моногородов металлургического профиля преобладают (7 из 11, или 63,6%) градообразующие предприятия цветной металлургии, представленные добычей и обогащением алюминий-содержащего сырья (Кировск, Североонежск) и производством алюминия (Надвоицы), добычей и обогащением медно-никелевых руд (Заполярный, Никель) и производством меди, никеля, кобальта, металлов платиновой группы (Мончегорск), добыча и обогащение руд редких металлов (Ревда). Градообразующие предприятия чёрной металлургии специализированы на добыче и обогащении железных руд (Ковдор, Костомукша, Оленегорск) и производстве метизов (Вяртсиля). Моногородами топливного профиля являются крупнейшие в европейской части России центры угольной промышленности - Воркута и Инта, расположенные на северо-востоке Республики Коми. Уникальными по своему значению в масштабе всей страны и производственной специализации являются моногорода Кировск и Северодвинск. Город Кировск Мурманской области - единственный в России центр по добыче и обогащению апатито-нефелиновых руд, а Северодвинск - флагман отечественного военного судостроения, специализированный на производстве атомных подводных лодок.

Градообразующие предприятия моногородов Восточно-Сибирского Севера имеют преимущественно металлургическую и лесопромышленную специализацию, которая отражает ведущий производственный профиль этого макрорегиона Российского Севера. Моногорода металлургического профиля представлены добычей и обогащением железной руды (Железногорск-Илимский), добычей золота (Вершино-Дарасунский) и полным циклом металлургического передела цветных металлов, включающим добычу и обогащение медно-никелевых руд, производство меди, никеля, кобальта и металлов платиновой группы (Норильск). Моногорода лесопромышленного профиля специализированы на деревообработке (Лесосибирск) и целлюлозно-бумажном производстве (Усть-Илимск). Единственный моногород транспортного профиля - город Северобайкальск, большинство жителей которого трудятся на Бурятском участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Большинство (8 из 14, или 57,1%) градообразующих предприятий моногородов Дальневосточного Севера связано с горнодобывающими отраслями цветной металлургии, специализированными на добыче золота (Нижний Кура-нах, Певек, Сусуман) и алмазов (Айхал, Мирный, Удачный), добыче и обогащении вольфрамовых (Восток), полиметаллических и оловянных руд (Дальнегорск). В основе экономики трёх моногородов (Беринговский, Нерюнгри, Че-гдомын) лежит угледобыча. Два моногорода имеют химическую специализацию и связаны с производством и утилизацией взрывчатых веществ (Эльбан) и горнохимическим производством бора (Дальнегорск). Один моногород (Мох-соголлох) развивается на базе цементного производства. Единственным моногородом транспортного профиля Даль-

невосточного Севера является город Тында - административный центр строительства и эксплуатации Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, крупный транспортный узел железных и автомобильных дорог.

Ресурсная направленность большинства моногородов Российского Севера и их размещение в районах с суровыми климатическими и сложными ландшафтными условиями обусловили преобладание в их составе монофункциональных центров добывающей промышленности, которые характеризуются неустойчивой экономической базой и неопределёнными перспективами развития, минимальными возможностями для организации современных обрабатывающих производств и отсутствием новых стимулов для экономического роста. В то же время среди моногородов этого профиля выделяются успешно функционирующие промышленные центры и специализированные комплексы, развивающиеся на базе удачно вписавшихся в рынок экспортно-ориентированных отраслей. На фоне этих относительно благополучных монопрофильных поселений наиболее проблемными остаются северные моногорода с градообразующими предприятиями угольной и горнорудной отрасли, в которых отсутствуют условия для оживления экономической ситуации и выживания населения за счёт личного подсобного хозяйства.

Одним из важнейших индикаторов демографического развития и косвенным показателем социально-экономического благополучия городского населённого пункта является динамика его людности (численности постоянного населения). В послевоенный период в подавляющем большинстве городских населённых пунктов Российского Севера наблюдался динамичный рост численности постоянного населения, который продолжался до начала 1990-х гг. По мере ухудшением экономической ситуации в стране, которую усугубили рыночные преобразования и постиндустриальный переход, определяющей тенденцией демографического развития северных моногородов всех групп людности стало снижение численности постоянного населения после достижения максимальных показателей людности. Данный тип динамики численности постоянного населения, характеризующийся устойчивым снижением людности за счёт естественной убыли и миграционного оттока населения, в настоящее время характерен для 48-ти из 49-ти северных моногородов. Исключение составляет г. Норильск, в котором наблюдается прирост населения в связи с включением в его состав поселений-спутников, входивших в пригородную зону бывшей Норильской агломерации.

На 1 января 2017 г. суммарная численность постоянного населения всех северных моногородов составила 1294,6 тыс. человек. В урбанистической структуре моногородов Российского Севера представлены 2 больших, 4 средних и 14 полусредних города, а также 11 городов, 17 посёлков городского и 1 сельского типа с населением менее 20 тыс. человек. При этом в 20 моногородах с населением более 20 тыс. человек проживало 1050,1 тыс., или 81,1% от общей численности населения моногородов Российского Севера. Самый людный северный моногород - Северодвинск (184 тыс. человек), самый малонаселённый - пгт. Беринговский (0,8 тыс. человек). Средняя людность северного моногорода - 26,4 тыс. человек.

Подавляющее большинство (26, или 89,7%) моногородов Европейского Севера непрерывно теряют население с начала 1990-х гг. При этом 3 монопрофильных поселения этого макрорегиона Российского Севера демонстрируют демографическую убыль населения с начала 1960-х (пос. Кизема), 1970-х (пгт. Вяртсиля) и 1980-х (г. Коряжма) гг. В 29-ти моногородах Европейского Севера проживают 686,0 тыс. человек, что составляет 53,0% всех жителей моногородов Российского Севера. Большинство (16, или 55,2%) моногородов Европейского Севера имеет людность более 10 тыс. человек. В них проживает 89,0% всех жителей моногородов Европейского Севера. В урбанистической структуре моногородов Европейского Севера представлены один большой (Северодвинск), один средний (Воркута), 9 полусредних (Инта, Кировск, Кондопога, Коряжма, Костомукша, Мончегорск, Новодвинск, Оленегорск, Сегежа) и 5 небольших (Емва, Ковдор, Никель, Онега, Питкяранта) городов. Среди моногородов с численностью постоянного населения менее 10 тыс. человек 8 имеют людность от 5 до 10 тыс. человек (города Заполярный, Лахденпохья, Суояр-ви, Пудож и посёлки городского типа Жешарт, Надвоицы, Октябрьский, Ревда) и 5 - менее 5 тыс. человек (посёлки городского типа Вяртсиля, Муезерский, Пиндуши и Североонежск, пос. Кизема). Средняя людность моногорода Европейского Севера (23,7 тыс. человек) ниже аналогичного показателя для Российского Севера (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Динамика численности постоянного населения моногородов Европейского Севера в 1959-2017 гг.

№ п/п Название населённого пункта и его административный статус Год получения современного статуса населённого пункта Численность постоянного населения, тыс. человек

на дату года проведения всеобщей пе реписи населения на 01.01.

1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г. 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Европейский Север

Республика Ка] эелия

1 г. Кондопога 1938 16,1 27,9 35,2 36,6 34,9 33 30,8

2 г. Костомукша 1983 - - 4,3 30,6 29,7 28,4 29,5

3 г. Лахденпохья 1945 7,8 7,9 9,5 10,4 8,8 7,8 7,4

4 г. Питкяранта 1940 5,9 10,3 13,8 14,4 13,3 11,5 10,6

5 г. Пудож 1785 7 8 8,7 10,9 10,6 9,7 9

6 г. Сегежа 1943 19,7 28,8 36,4 38,2 34,2 29,7 27,1

7 г. Суоярви 1940 6,7 9,4 10,5 11,8 11,6 9,8 9,1

8 пгт. Вяртсиля 1946 3,8 3,9 2,9 2,9 3,2 3,1 3

9 пгт. Муезерский 1965 0,6 2,8 3,8 4,4 4 3,3 2,9

10 пгт. Надвоицы 1942 10,5 11 10,7 11,5 11,1 9,8 7,7

11 пгт. Пиндуши 1950 4,9 3,9 5,6 6,1 5,2 4,6 4,3

Республика Коми

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 г. Воркута 1943 55,7 90 101,1 115,6 84,9 70,6 58,1

2 г. Емва 1985 13,7 13,5 15,3 18,7 16,7 14,6 12,9

3 г. Инта 1954 45,2 50,2 50,8 60,2 41,2 32 26,3

4 пгт. Жешарт 1961 6,2 8,7 11,1 12,7 10 8,6 7,5

Архангельская область

1 г. Коряжма 1985 10,9 33,2 42,8 41,7 42,8 39,6 37,1

2 г. Новодвинск 1977 16,3 34,2 47,7 50,1 43,4 40,6 38,7

3 г. Онега 1780 21,3 25 25 26 23,4 21,4 19,4

4 г. Северодвинск 1938 78,7 145 197,2 248,6 201,6 192,3 184

5 пос. Кизема 2005 11,3 5 4,9 5,2 3,8 3 2,5

6 пгт. Октябрьский 1958 3,9 6,9 7,9 10,2 10,1 9,3 9,2

7 пгт. Североонежск 1985 - - - 6,2 5,6 5,3 5

Мурманская область

1 г. Заполярный 1963 6,2 22,1 21,2 23,5 18,6 15,8 15,2

2 г. Кировск 1931 40,5 38,5 41,3 43,5 31,6 28,6 26,7

3 г. Ковдор 1965 5,4 12,4 23,2 30,5 20,9 18,8 18,9

4 г. Мончегорск 1937 45,5 46 51,4 68,6 52,2 45,4 42,6

5 г. Оленегорск 1957 12,1 21,5 27,4 35,6 25,2 23,1 21

6 пгт. Никель 1945 16,3 21,3 20 21,8 16,5 12,8 11,6

7 пгт. Ревда 1950 4,7 4,5 8,7 13,8 10,4 8,4 7,9

Источники: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009; Численность и размещение населения. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 г. - М.: Росстат, 2017.

Абсолютное большинство (4, или 66,7%) моногородов Восточно-Сибирского Севера непрерывно теряют население с начала 1990-х гг. С начала 1960-х гг. сокращает свой демографический потенциал пгт. Вершино-Дарасунский, а с середины 1980-х гг. - г. Норильск, который стал первым большим городом Российского Севера с отрицательной динамикой населения. Между тем в траектории демографического развития Норильска наметились некоторые положительные изменения после включения в 2004 г. в его городскую черту городов Талнах и Кайеркан. В 6 моногородах Восточно-Сибирского Севера проживают 372,9 тыс. человек, что составляет 28,8% всех жителей моногородов Российского Севера. Абсолютное большинство (5 из 6, или 83,3%) моногородов Восточно-Сибирского Севера имеет население более 20 тыс. человек. В урбанистической структуре моногородов Восточно-Сибирского Севера представлены один большой (Норильск), 2 средних (Лесосибирск, Усть-Илимск) и 2 полусредних (Железногорск-Илимский, Се-веробайкальск) города и один большой посёлок городского типа (Вершино-Дарасунский). При этом на долю трёх моногородов с населением свыше 50 тыс. человек приходится 85,8% всех жителей моногородов Восточно-Сибирского Севера. Средняя людность моногорода Восточно-Сибирского Севера (62,2 тыс. человек) - самая высокая среди макрорегионов Российского Севера (табл. 6).

Таблица 6

Динамика численности постоянного населения моногородов Восточно-Сибирского Севера

в 1959-2017 гг.

№ п/п Название населённого пунк- Год получения совре- Численность постоянного населения, тыс. человек

та и его административный менного статуса насе- на дату года проведения всеобщей пе реписи населения на 01.01.

статус лённого пункта 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г. 2017 г.

Респ /блика Бурятия

1 г. Северобайкальск 1980 - 12,8 28,3 25,4 24,9 23,7

Забайкальский край

1 пгт. Вершино-Дарасунский 1932 11,9 11,4 10,8 10,3 6,7 5,9 5,5

Красноярский край

1 г. Лесосибирск 1975 13,8 25 38,6 68,3 65,4 61,1 59,6

2 г. Норильск 1953 118 135 180,3 174,6 134,8 175,3 178

Иркутская область

1 г. Железногорск-Илимский 1965 2 22,2 29,1 32,2 29,1 26,1 23,6

2 г. Усть-Илимск 1973 0,5 21,3 68,6 109,2 100,6 86,6 82,5

Источники: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009; Численность и размещение населения. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 г. - М.: Росстат, 2017.

Подавляющее большинство (11, или 78,6%) моногородов Дальневосточного Севера непрерывно теряют население с начала 1990-х гг. При этом 3 монопрофильных поселения (г. Мирный, посёлки городского типа Айхал и Мохсо-голлох) этого макрорегиона Российского Севера демонстрируют демографическую убыль населения с начала нулевых годов. В 14 моногородах Дальневосточного Севера проживают 235,7 тыс. человек, что составляет 18,2% всех жителей моногородов Российского Севера. Абсолютное большинство (10, или 71,4%) моногородов Дальневосточного Севера имеет людность менее 20 тыс. человек. В урбанистической структуре моногородов Дальневосточного Севера представлены один средний (Нерюнгри) и 3 полусредних (Дальнегорск, Мирный, Тында) города, в которых проживают

68,3% всех жителей моногородов Дальневосточного Севера. Людность четырёх моногородов (города Удачный, посёлки городского типа Айхал, Чегдомын, Эльбан) варьирует в пределах от 10 до 20 тыс. человек, двух (посёлки городского типа Мохсоголлох и Нижний Куранах) - от 5 до 10 тыс. человек и четырёх (города Певек и Сусуман, посёлки городского типа Беринговский и Восток) - менее 5 тыс. человек. Средняя людность моногорода Дальневосточного Севера (16,8 тыс. человек) - самая низкая среди макрорегионов Российского Севера (табл. 7).

Таблица 7

Динамика численности постоянного населения моногородов Дальневосточного Севера

в 1959-2017 гг.

№ п/п Название населённого Год получения современ- Численность постоянного населения, тыс. человек

пункта и его админист- ного статуса населённого на дату года проведения всеобщей пе реписи населения на 01.01.

ративный статус пункта 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г. 2017 г.

Республика Саха (Якутия)

1 г. Мирный 1959 5,7 23,8 30,5 38,7 40 37,2 35,4

2 г. Нерюнгри 1975 0,5 0,8 22,6 72,5 66,3 61,7 57,2

3 г. Удачный 1987 - 2 11,6 19,6 15,7 12,6 11,8

4 пгт. Айхал 1962 - 5,4 5,4 11,5 15,8 13,7 14

5 пгт. Мохсоголлох 1964 - 2,4 4,3 6,8 7,2 6,7 6,2

6 пгт. Нижний Куранах 1950 4,9 6,4 6,3 8,2 7 5,9 5,3

Приморский край

1 г. Дальнегорск 1989 17,9 33,5 43,4 49,7 40,1 37,5 35

2 пгт. Восток 1980 - - - 6,1 3,5 4,1 3,8

Хабаровский край

1 пгт. Чегдомын 1949 9,2 16,5 19,1 20,3 15,3 13 12,2

2 пгт. Эльбан 1951 4 5,4 9,9 15,2 12,9 11,9 11,4

Амурская область

1 г. Тында 1975 3,1 3,4 41,7 61,9 40,1 35,6 33,2

Магаданская область

1 г. Сусуман 1964 9,6 12,6 16 16,8 7,8 5,9 4,9

Чукотский автономный округ

1 г. Певек 1967 5,8 10,5 11,1 12,9 5,2 4,2 4,5

2 пгт. Беринговский 1937 2,8 2,2 3 3 2 1,4 0,8

Источники: Обедков А.П. Геоурбанистика Севера. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009; Численность и размещение населения. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 1); Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 г. - М.: Росстат, 2017.

Ряд северных моногородов имеют дополнительные преимущества в развитии в связи с вхождением в состав формирующихся агломераций и протоагломераций в качестве их ядер (городов-центров) и поселений-спутников пригородной зоны. Ядром Апатито-Мончегорской агломерации является моногород Мончегорск, Воркутинской агломерации - Воркута, Дальнегорской протоагломерации - Дальнегорск, Лесосибирско-Енисейской протоагломерации -Лесосибирск, Южно-Якутской протоагломерации - Нерюнгри. В составе поселений пригородной зоны Апатито-Мончегорской агломерации развиваются моногорода Кировск и Оленегорск, Архангельской агломерации - Северодвинск и Новодвинск, Комсомольской-на-Амуре агломерации - Эльбан, Котласской агломерации - Коряжма, Петрозаводской агломерации - Кондопога, Сортавальской протоагломерации - Лахденпохья, Питкяранта и Вяртсиля.

Одной из ключевых социально-демографических проблем северных моногородов является занятость и возможность обеспечения местного населения работой в зависимости от альтернативности рынка труда. В зависимости от этого северные моногорода можно условно разделить на две неравные группы. Самая характерная и обширная группа охватывает северные моногорода, удалённые от альтернативных рынков труда. В эту группу входят 25 городов (Воркута, Дальнегорск, Емва, Железногорск-Илимский, Заполярный, Инта, Ковдор, Костомукша, Лахденпохья, Лесоси-бирск, Мирный, Мончегорск, Норильск, Нерюнгри, Онега, Питкяранта, Пудож, Северобайкальск, Сегежа, Суоярви, Сусуман, Тында, Усть-Илимск), все 17 посёлков городского типа (Айхал, Беринговский, Вершино-Дарасунский, Восток, Вяртсиля, Жешарт, Мохсоголлох, Муезерский, Надвоицы, Нижний Куранах, Никель, Октябрьский, Пиндуши, Ревда, Североонежск, Чегдомын, Эльбан) и один посёлок сельского типа (Кизема). Две другие группы включают северные моногорода, обладающие ограниченным альтернативным (Кировск, Коряжма, Певек) и достаточно альтернативным (Кондопога, Новодвинск, Северодвинск) рынком труда.

Монопрофильность поселения может оказывать как положительное, так и негативное влияние на его экономическое и социальное развитие. К положительным сторонам экономического развития моногородов можно отнести их весомый вклад в формирование регионального валового продукта; ведущую роль в организации квалифицированной добычи и переработки природных ресурсов; наличие условий для создания особых экономических зон различного типа. Негативными сторонами социально-экономического развития моногородов являются постоянные повышенные риски, в числе которых наиболее характерные: критическая зависимость доходной части бюджета от результатов экономической деятельности градообразующего предприятия; дефицитность абсолютного большинства бюджетов моногородов; хронический дефицит финансовых ресурсов в связи неблагоприятным инвестиционным климатом; недостаточный уровень развития отраслей непроизводственной сферы и элементов социальной инфраструктуры; низкая диверсификация видов экономической деятельности и однородный профессиональный состав работающего населения;

ограниченные возможности для саморазвития, подготовки и привлечения высококвалифицированных кадров; низкая социальная мобильность населения; невысокий уровень заработной платы и повышенный уровень безработицы.

Существующие монопрофильные поселения находятся на разных этапах своего развития. Подавляющее большинство из них являются зрелыми и проблемными (кризисными и депрессивными). Среди существующих северных моногородов практически отсутствуют активно развивающиеся и новейшие городские населённые пункты, получившие городской статус в постсоветский период. По мере распространения и внедрения новых механизмов активизации социально-экономического развития проблемных монопрофильных поселений стали появляться возрождающиеся северные моногорода, постепенно преодолевающие негативные стороны монопрофильности. В числе эффективных механизмов модернизации отдельных монопрофильных поселений хорошо зарекомендовали себя следующие инструменты оказания государственной помощи и активизации социально-экономического развития моногородов:

1) локальная санация проблемных градообразующих предприятий;

2) разработка и реализация комплексного инвестиционного плана модернизации конкретных моногородов с критическими показателями уровня социально-экономического развития;

3) поддержка городов с особыми условиями хозяйствования федеральными органами государственной власти и управления;

4) распределение бюджетных ресурсов на основе институциональных форм и инвестиционных инструментов государственно-частного партнёрства;

5) инвестиционная поддержка моногородов в рамках федеральных и региональных целевых программ;

6) субсидии федеральных фондов на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, реализацию мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда и стимулированию социальной инфраструктуры моногородов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) развитие кластерного принципа организации производительных сил территории и реализация кластерных проектов;

8) создание и развитие особых экономических зон;

9) получение статуса территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР);

10) выработка рекомендаций по долгосрочному развитию монопрофильных поселений на основе сочетания стратегического планирования и проектного подхода.

С целью диверсификации экономической базы монопрофильных поселений разрабатываются и утверждаются комплексные инвестиционные планы модернизации конкретных моногородов, направленные на снижение зависимости моногорода от градообразующего предприятия; рост объёмов выпускаемой продукции; увеличение отчислений в бюджеты различных уровней; повышение занятости населения; создание дополнительных рабочих мест и снижения уровня безработицы; рост заработной платы.

ТОСЭР представляет собой специально выделенную территорию с определёнными границами, на которую распространены льготное налогообложение субъектов хозяйствования, стимулирование привлечения дополнительных инвестиций и упрощённая система административных действий и ведения бизнеса. Результатом применения механизма ТОСЭР должны стать диверсификация экономической базы и снижение социальной напряжённости моногородов за счёт повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечения внешних инвесторов; активизация использования природно-ресурсного потенциала территории; развитие малого и среднего предпринимательства; увеличение налоговых поступлений в местный бюджет; создание не связанных с деятельностью градообразующего предприятия новых постоянных и временных рабочих мест; обеспечение роста среднемесячной заработной платы работников организаций. В настоящее время статус ТОСЭР имеют 3 северных моногорода - Беринговский, Емва и Над-воицы. При этом на получение этого статуса претендуют и в ближайшее время предполагают получить моногорода республик Карелия (Вяртсиля, Кондопога, Костомукша, Питкяранта и Пудож), Коми (Воркута и Инта), Саха (Якутия) (Нерюнгри) и Приморского края (Дальнегорск).

Большое разнообразие классов и типов моногородов не позволяет разработать единую стратегию для их социально-экономического развития. Поэтому для эффективного решения проблем социально-экономического развития конкретного моногорода необходимо учитывать ведущие факторы его формирования и особенности современного этапа его развития. Пути решения проблем развития северных моногородов связаны прежде всего с преодолением ими монохозяйственной структуры. Достижение этой цели связано с укреплением экономической базы и усилением комплексности развития городов данного типа.

Задачи формирования более эффективной экономики и рыночной инфраструктуры северных моногородов требуют оптимизации их демографического потенциала и повышения уровня занятости населения на основе реструктуризации городского хозяйства, обоснования эффективной производственной специализации, содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Решение проблем монопрофильных поселений связано с определением долгосрочных целей и реализацией комплексных программ модернизации моногородов, которые должны охватывать следующие приоритетные направления развития территории и взаимосвязанные меры по их достижению:

- модернизация градообразующих предприятий и профилирующих отраслей;

- диверсификация экономической базы монопрофильных поселений с целью преодоления их монохозяйственной структуры, изменения характера и содержания выполняемых функций;

- организация механизмов саморазвития моногородов на основе собственных ресурсов, средств и возможностей за счёт более эффективного использования имеющегося экономического, финансового и трудового потенциала;

- укрепление и реструктуризация экономической базы моногорода в соответствии с задачами адаптация к структурным преобразованиям в региональной экономике;

- замещение функций и обоснование новой специализации для стагнирующих моногородов;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

- формирование блока центральных функций и превращение моногородов в местные центры обслуживания тяготеющих территорий;

- улучшение имиджа и ребрендинг поселения;

- повышение уровня благосостояния и качества жизни населения.

Реализация указанных целей будет способствовать повышению конкурентоспособности градообразующих предприятий и уровня занятости населения, привлечению инвестиционных ресурсов и уменьшению рисков, что позволит создать в моногородах адекватный рыночный механизм изменения неблагоприятной социально-экономической ситуации и обеспечить их устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.