Научная статья на тему 'Типологическое развитие системы печати на Ставрополье в 90-х годах ХХ века'

Типологическое развитие системы печати на Ставрополье в 90-х годах ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М. Д. Корнеева, О. И. Лепилкина

Статья посвящена исследованию типологического развития средств массовой информации, процесса диверсификации прессы Ставропольского края в последнем десятилетии ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL DEVELOPMENT OF PRINT SYSTEM OF STAVROPOL IN THE 90'S OF XX CENTURY

The article considers the typological development of mass media, the press diversification process oa Stavropol region in the past decade of XX century.

Текст научной работы на тему «Типологическое развитие системы печати на Ставрополье в 90-х годах ХХ века»

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕЧАТИ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 90-Х ГОДАХ

ХХ ВЕКА

М.Д. Корнеева, О.И. Лепилкина

TYPOLOGICAL DEVELOPMENT OF PRINT SYSTEM OF STAVROPOL IN THE 90'S OF XX CENTURY.

Korneeva M.D., Lipilkina O.I.

The article considers the typological development of mass media, the press diversification process oa Stavropol region in the past decade of XX century.

Статья посвящена исследованию типологического развития средств массовой информации, процесса диверсификации прессы Ставропольского края в последнем десятилетии ХХ века.

* Подготовлена в рамках проекта: «Формирование современной российской идентичности и патриотизма как консолидирующей основы поликонфессионального и по-лиэтничного социума»» программыi фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

Новейшая история отечественной журналистики пользуется определённым вниманием исследователей. Система печати в демократически ориентированной России осмыслялась такими учёными, как Я.Н. Засурский, И.И. Засурский, Л.Л. Рес-нянская, Р.П. Овсепян, Е.А. Корнилов. Обозначены разные подходы к периодизации новейшей истории российских СМИ, система периодической печати исследуется в связи с её типологическим расширением. Значительный интерес в данном контексте вызывает региональная пресса.

Предопределённость трансформации устоявшейся за годы советской власти системы российских средств массовой информации в начале последнего десятилетия прошлого века была вполне очевидной. С принятием в 1990 году Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», где было введено понятие об учредительстве, при соблюдении ряда условий учредить издание могла любая организация, объединение, частное лицо (1). К тому же в стране уже появились примеры передачи газет (главным образом, городских и районных) в исключительное ведение Советов народных депутатов, а в некоторых областях было озвучено мнение о целесообразности разделения областных, городских и районных изданий на партийные и советские.

Серьёзная озабоченность по этому поводу была выражена в записке «О неотложных мерах по укреплению партийной печати» от 2 апреля 1990 года, представленной

УДК 82.08«19» (470.63)

на рассмотрение Политбюро ЦК партии. Ее авторы - заведующий идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто и управляющий делами ЦК КПСС Н. Кручина констатировали: «В Первомайском районе Томской области и Ковровском районе Владимирской области вопрос ставится <...> категорично - о реорганизации газет исключительно в органы местных Советов. События развиваются таким образом, что эти же проблемы в ближайшее время перейдут в разряд практических в Москве, Ленинграде, других городах и районах страны» (2, с. 592).

Переход городских и районных газет, финансирование которых осуществлялось не из партийного, а из государственного бюджета, в распоряжение Советов означал бы утрату партией могучего пропагандистского ресурса. В записке выражалось беспокойство по этому поводу и предлагалось также «незамедлительно разрешить ЦК компартий союзных республик, краевым, областным комитетам партии по согласованию с Советами брать на бюджет партии те республиканские и областные газеты, которые содержатся за счёт госбюджета» (2, с. 593). Были определены меры для удержания в зоне партийной принадлежности городские и районные периодические издания, вплоть до создания хозрасчётных региональных концернов партийной печати с включением в них книжных издательств вместе с полиграфической базой.

Авторы записки подчёркивали крайнюю необходимость «уделить первостепенное внимание улучшению содержания местной партийной прессы и росту её профессиональных кадров», позволить местным партийным изданиям до 50 процентов газетной площади отводить под рекламу, «предусмотреть высокий процент отчислений от полученной прибыли в фонд редакций и право расходовать эти деньги по своему усмотрению на производственные и социальные нужды» (2, с. 593). Разумеется, идеолог А. Капто не мог не обозначить для членов Политбюро успокоительный вывод о том, что коммерческая сторона дела не нанесёт ущерба идейно-нравственным позициям, но «даже повысит возможности гуманизации

прессы, приблизит к повседневным нуждам и заботам населения, людей труда» (2, с. 594).

На Ставрополье краевой партийный орган успел применить рекомендации ЦК КПСС об укреплении базы партии только в отношении рекламного еженедельника «Ставропольская неделя». Его передача от редакции газеты «Ставропольская правда» одноимённому издательству состоялась осенью 1990 года.

Ставропольская пресса к тому времени представляла собой типичную для регионов картину: газета «Ставропольская правда» - орган краевого комитета КПСС и краевого Совета депутатов трудящихся и городские и районные печатные органы горкомов, райкомов партии и городских, районных Советов. Кроме того, краевая партийная организация располагала газетой «Кавказская здравница», распространявшейся на Кавказских Минеральных Водах, и журналом «Агитатор Ставрополья», издававшимся идеологическим отделом краевого комитета партии. Свой печатный орган -альманах «Ставрополье» - был у Ставропольской краевой и Карачаево-Черкесской областной писательских организаций.

В Карачаево-Черкесской автономной области, входившей в состав края, под эгидой обкома партии печатались областные газеты на русском, карачаевском, черкесском, абазинском и ногайском языках. Но уже с июня 1988 года в Черкесске появилась необычная для того периода газета «Курьер» с учредителем в лице Северо-Кавказского информационно-рекламного агентства.

Как писал позже редактор газеты В. Кустов, «цензура ещё резала. Обком ещё контролировал. Рисунки обнажённых женских ножек ещё относили к порнографии. Каждый номер всё равно вызывал недовольство чем-то». И далее: «Нам помог тогда выжить шок партбоссов» (3). «Курьер», позиционировавший себя как независимое всероссийское, затем - международное издание, был первой газетой демократической направленности на Ставрополье.

В перестроечное время в крае за пределами официальной прессы набирал силу

самиздат. Для этой «эпохи бунтарского романтизма», как подчеркивает исследователь А.А. Золотухин (4), характерен признак расцвета нелегальной и полулегальной прессы. В ряду таковых в крае главную позицию занял журнал «Гражданин», который редактировал бывший заместитель редактора «Ставропольской правды» Василий Красуля, уволенный из газеты в 1988 году. Поводом к увольнению фактически послужили две опубликованные им в «Ставропольской правде» статьи - «Мы родились, чтобы быть свободными» (20.12.1987), «Когда же придёт настоящий хозяин?» (21.02.1988) - и развернувшаяся по ним дискуссия о приоритете общечеловеческих ценностей, правах личности, экономической свободе.

Всего вышло одиннадцать полноформатных (50-60 машинописных страниц) номеров журнала «Гражданин» и свыше двадцати специальных информационно-публицистических выпусков, в которых редколлегия знакомила ставропольских читателей с наиболее яркими явлениями демократической мысли России.

В то время попытки самиздата осуществлялись также в некоторых других городах и районах края. В распоряжении автора этой статьи оказались, в частности, такие издания, как «Демократ» - орган Невинно-мысского оргкомитета Демократической партии России, журнал«Голос Прикумья» Будённовской региональной группы организации «За Народный Фронт Ставрополья», а также первый номер журнала «Белое дело» (г. Ставрополь), посвящённый белогвардейскому генералу Л. Г. Корнилову.

Пора самиздата для ставропольских демократов закончилась в конце 1990 года, когда 3 декабря Министерством печати и массовой информации РСФСР была зарегистрирована газета «Гражданский миръ». Учредителями газеты, наряду с министерством, выступили Северо-Кавказское информационно-рекламное агентство и акционерное общество «Менеджер», которые имели прописку в г. Черкесске. Предполагаемый регион распространения - юг России. В редакции, которую возглавил В. Красуля, собрались достаточно известные на Ставрополье

журналисты - А. Илларионов, А. Шевченко, С. Иващенко, Т. Куликова, В. Колесников, фотокорреспонденты А. Заморкин и М. Колесников.

Издание с первого номера, безусловно, стало явлением в информационном пространстве Ставропольского края (см. подробнее: 5). Новое печатное СМИ отличал современный, ориентированный на образцы западной прессы дизайн. Непременным атрибутом каждого номера был первополос-ный коллаж на политическую тему. Структура издания строилась по принципу тематических полос с яркими крупными заголовками к материалам. Полосы верстались без тяжёлых линеек, с обилием воздуха.

Вся политическая элита - и сторонники, и противники демократического движения - обсуждала острые полемические выступления газеты. Преимущественное место в географии публикаций занимал Ставропольский край, в содержании - статьи, направленные на демонтаж партийной и советской системы. В первом номере в статье под заголовком из А.И. Герцена «Заводите вольные типографии!» Василий Красуля писал: «Откликаясь на призыв Александра Герцена, мечтавшего видеть Россию свободной и процветающей и знающего, что раскрепощению дела предшествует раскрепощение слова и духа, мы надеемся, что сошедшее со страниц нашей газеты слово упадёт не на бесплодный камень и не пустым звуком отзовётся в душах наших читателей» (6). Было заявлено о неприятии идей тоталитаризма, «утопических планов построения счастливого будущего за счёт унижения настоящего», о приоритете прав личности -«всё общественное устройство должно вращаться вокруг свободной личности», о намерении содействовать духовному возрождению нации, восстановлению религиозных ценностей (6).

Типоформирующие признаки издания демонстрировали явные изменения в части издателя, целевых установок и ориентации на читательскую аудиторию, активно интересовавшуюся политикой и разделявшую демократические взгляды. По существу, именно данное издание проложило в 90-х

годах прошлого века путь иным общественно-политическим печатным СМИ на Ставрополье.

К последнему типу следует отнести оппозиционную к краевой власти частную газету «Ставропольские губернские ведомости», практически единственную в крае, которая, возникнув в 90-х, сохранилась до сегодняшнего времени, лишь недавно перейдя из класса ежедневных изданий в еженедельные. В этой же нише были выходившие в разные годы и с разной продолжительностью частные газеты «Ключ плюс», «Момент истины», «Забор», «Ставропольские новости», «Вечерние Кавминводы». С января 1990 года началась история общественно-политической газеты «Вечерний Ставрополь», с 1992 - «Ессентукской панорамы». В 1997 году была возрождена газета «Пятигорская правда».

С 1994 года стала выходить газета ставропольских коммунистов «Родина». Пик популярности этот еженедельник форматом А-2, объёмом 4 полосы пережил в 1995-1996 годах, в преддверии и в ходе выборов губернатора Ставропольского края: тираж «Родины» в тот период превышал 15 тысяч экземпляров. Это было время серьёзного кризиса демократической власти, роста авторитета коммунистической оппозиции, особенно в ряде депрессивных регионов, к которым могло быть отнесено и Ставрополье, получившее впоследствии определение «красного». Как отмечали местные политологи, в победе на выборах губернатора А. Черного-рова газета сыграла значимую роль.

Не могло обойтись без своего издания возрождавшееся казачество, и в 1992 году появилась независимая общественно-политическая газета «Казачьи вести», которую учредили Кочубеевский казачий круг и редакция. Позднее началась история газеты Терского казачьего войска «Казачий Терек», которая и поныне издаётся в Ставрополе.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов на Ставрополье, как и по всей стране, активизировалась деловая жизнь. Частная инициатива не обошла стороной издательское дело. В краевом центре было зарегистрировано Ставропольское производственное ин-

формационно-издательское предприятие «Сенгилей», которое создали журналисты, выходцы из «Ставропольской правды» В. Балдицын, М. Глебова, М. Мельников, Н. Чечулина. «Сенгилей» начал свою деятельность с выпуска газеты «5 дней», которая была задумана как издание для деловых кругов края. Издатели определили для себя задачу просвещения населения по основам рыночной экономики.

Газета выполняла не только информационную функцию, но и непосредственно организаторскую: при прямом участии редакции родились общественные организации - Конгресс деловых кругов Ставрополья и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ставропольского края. Газета стремилась быть главным рупором деловых кругов, поддерживая новые формы хозяйствования, отслеживая процесс становления рыночных отношений. С первого номера она давала консультации, как начинать и вести бизнес, знакомила с нормативными документами, вела темы деловой этики, стиля поведения и подбора гардероба.

Первый, «пилотный», номер газеты вышел в свет в декабре 1990 года форматом А-3 на 16 полосах тиражом 50 тысяч экземпляров. Большинство рубрик номера остались в газете до конца её существования: «Точка кипения», «Деловой мир», «Представляем, советуем, рекомендуем», «Мнение», «Контекст», «Уик-энд». В каждом номере еженедельника читатель находил аналитические материалы о развитии новых форм хозяйствования. Столкновение интересов чиновничества старой системы и нарождающегося класса предпринимателей, попрание государственных интересов той и другой стороной - всё это находилось в фокусе внимания журналистов издания.

Деловая газета не осталась в стороне и от драматических политических событий августа 1991 года. Редакция определённо поддержала тогда демократические силы, высказалась против бездействия краевого Совета народных депутатов, не осудившего попытку антиконституционного переворота. Строить новые экономические отношения и

быть вне политики невозможно - таким был вывод журналистов в обращении к читателям в номере, вышедшем вслед за тревожными августовскими событиями.

К сожалению, к концу 1993 года у редакции «5 дней», как и многих других того времени, возникли финансовые трудности. Последний номер вышел в свет в декабре. «За последние полгода число наших подписчиков выросло втрое, но этого всё равно недостаточно для сохранения газеты в нынешнем виде. Мы не смогли конкурировать с изданиями, получающими деньги из бюджета или от так называемых «спонсоров», тем более что время для деловой прессы, по-видимому, ещё не пришло», - такое заключение делают журналисты в прощальной редакционной статье (7).

Производственное информационно-издательское предприятие «Сенгилей» реализовало в начале 90-х еще два кратковременных проекта - ежемесячник «Православный вестник Ставрополья», учредителем которого было управление Ставропольской и Бакинской епархии, и газету «Дни и ночи», выходившую с такой же периодичностью и учреждённую управлением внутренних дел Ставропольского крайисполкома.

«Православный вестник» печатался тиражом от 16 до 30 тысяч экземпляров, форматом А-3. «Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерквлённых людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них являются миссионерская, катехизаторская и духовно-просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви» (8). В ставропольском издании чётко просматривалась именно духовно-просветительская линия, что было актуально для общества, в котором выросли поколения воспитанных в атеистических традициях людей.

В начале 1990-х годов немало талантливых представителей журналистского кор-

пуса покидали партийные издания и с увлечением начинали «своё дело». Именно на это время пришёлся пик интереса российской аудитории к новым изданиям. Степень доверия населения к СМИ оставалась ещё высокой. Журналисты демонстрировали достойный уровень профессиональной ответственности и искреннее желание послужить процессу демократизации общественных отношений.

«Новые СМИ используют модели и форматы современной западной журналистики - стараются отделить информацию от комментария, строят газеты по принципу тематических полос» (9), - пишет о новой прессе И. Засурский. Ставропольская читающая общественность в начале 1990 года с удовлетворением обнаружила на газетном рынке «45-ю параллель», которую отличали перечисленные И.И. Засурским принципы западной печати.

По типу это печатное СМИ являлось литературно-публицистическим ежемесячником. В России тогда подобные издания встречались крайне редко (в качестве аналога можно назвать ежемесячник «Собеседник», выпускавшийся журналистами газеты «Комсомольская правда»). В свидетельстве о регистрации (№№1499, Минпечати РФ; учредителем выступило Ставропольское отделение Российского фонда культуры) издатели сформулировали программные цели и задачи нового проекта достаточно амбициозно: «Газета стремится к повышению общей культуры, восстановлению памяти во всех её аспектах, знакомит читателей с выдающимися людьми современности, приобщает аудиторию к общечеловеческим ценностям. Газета независима от политических партий, движений, частных лиц и организаций. «45-я параллель» - духовная родина русских и американцев, французов и китайцев, украинцев и итальянцев». Нелишне будет уточнить, что 45-я параллель имеет прямое отношение к перечисленным в свидетельстве нациям, проживающим на этой широте. Данное объединяющее начало активно использовали создатели ежемесячника, знакомя читателей с культурой этих народов.

Героями эксклюзивных публикаций становились многие известные личности российской культуры и искусства, государственные деятели. Распространялся ежемесячник в Узбекистане, Казахстане, Украине, Литве, Грузии, более чем в ста городах России. Редакция осуществляла также рассылку издания подписчикам из Чехии, Израиля, Монголии. В библиотеке Конгресса США с газетой познакомился А.И. Солженицын, которому «45-я параллель» посвятила серию оригинальных исследований.

Первый номер газеты вышел в свет первого апреля 1990 года и представлял собой 24 страницы формата А-3 (см. подробнее: 10). Тираж номера составил 50 тысяч экземпляров. Впоследствии он вырос до ста тысяч. Ежемесячник отличала высокая профессиональная культура, ориентация на широкую аудиторию с преимущественным вниманием к интеллигенции. Принципиальным был отказ от политической тематики. В тот период пресса такого рода, как отмечает Р.П. Овсепян, «уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства» (12, с. 283). К ежемесячнику прилагалось литературное приложение «Круг чтения», которое представляло читателям лучшие произведения современной мировой литературы, отдавая предпочтение эксклюзивным переводам.

«45-ю параллель», безусловно, можно отнести к лучшим образцам ставропольской периодики постперестроечного периода. К сожалению, век и этого интересного издания оказался недолгим. С распадом Советского Союза финансовые связи с союзными республиками были оборваны. Издатели потеряли значительную часть доходов от распространения тиража за пределами России. К этому прибавились внутренние российские проблемы - дороговизна и нехватка бумаги, рост стоимости полиграфических услуг на фоне обнищания общества. И в конце 1994 года газета прекратила своё существование.

Из изданий этого типа дольше всех (с 1991 по 1998 год) продержалась распространявшаяся по России еженедельная газета «Кавказский край». И, как представляется,

во многом потому, что её учредителем к середине 90-х стало частное агентство «Кавка-зинтерпресс», специализирующееся на издании периодики различных типологических признаков, в том числе информационно-рекламных и развлекательных газет, приносящих основной доход. «Кавказский край» был ориентирован на людей с демократическими взглядами, интересующихся историей, литературой, искусством и наукой.

В 90-х годах в крае также получили развитие различные частные издания: информационно-рекламные - «Экстра-КП», «Всё для вас», «Электричка», «У1а-Уйа», «Асок-пресс базар» (г. Ставрополь), «Город Н» (г. Невинномыск), «Шанс» и «Бизнес КМВ» (г. Пятигорск); деловые - «Наша газета», «Недвижимость и финансы»; развлекательные - «Флирт», «Караван-сарай», «Тет-а-тет»; краеведческое - «Вестник Кавказа», а также предоставляющие сугубо утилитарную информацию - «Дачная газета», «Домашняя» и т.д. Тем самым население получило немало изданий, несущих информацию для быта, существования в профессии, в определённых социальных группах и общественных образованиях, способствовавших осознанию читателями своей идентичности.

В период последнего десятилетия прошлого века, таким образом, информационное пространство Ставропольского края пополнилось множеством новых печатных изданий, что позволяет сделать вывод, во-первых, о состоявшейся диверсификации местной прессы.

Во-вторых, утверждение новых общественно-политических отношений, департи-зация прессы повлекли за собой изменение организационно-правовой формы редакций традиционных периодических изданий, таких как «Ставропольская правда», городские и районные газеты (они стали государственными и муниципальными учреждениями). В «Ставропольской правде» в составе соучредителей наряду с органами краевой власти появился трудовой коллектив, получивший право выбора своего руководителя на альтернативной основе тайным голосованием. Соучредителями городских и большинства

районных газет также стали трудовые коллективы редакций. Можно заключить, что данные изменения скорректировали основные типоформирующие факторы этих изданий в части издателя, аудитории, целей и задач, вторичные типологические признаки - в части структуры, оформления, содержания публикаций. Менялись и формальные типологические признаки - от объёма до тиража, периодичности.

В-третьих, на информационном рынке края нашли своё место бизнес-структуры, специализирующиеся на выпуске периодической печатной продукции: СевероКавказское информационное агентство (г. Черкесск), частное предприятие «МВЛ», акционерные общества «АСОК», «Пресса», общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Кавказинтерпресс», производственное информационно-издательское предприятие «Сенгилей» (г. Ставрополь), ООО РИА «Югинформ» (г. Пятигорск) и т.д. Это время можно считать началом развития ставропольского медиа-бизнеса.

В-четвёртых, в палитре разных по типологическим признакам изданий в крае обозначилась новая качественная пресса, к которой можно отнести такие газеты, как «45-я параллель», «Кавказский край», «5 дней», «Гражданский мир», «Ставропольские губернские ведомости».

Следуя выводу Р.П. Овсепяна о том, что на рубеже тысячелетий отечественная журналистика вступила в новую полосу своей истории, когда «воссоединились две ветви российской прессы, слившись в единый информационно-публицистический процесс, доминирующее место в котором заняли общегуманитарные, общечеловеческие цели и идеи» (11, с. 348), можно с уверенностью утверждать, что ставропольская пресса того периода являлась равноправной участницей данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. О печати и других средствах массовой информации. Закон Союза Советских Социа-

листических республик. 12 июня 1990. - М., 1990.

2. Записка Идеологического отдела ЦК КПСС о неотложных мерах по укреплению партийной печати // Пресса в обществе (19592000). Оценки журналистов и социологов. Документы. - М, 2000. - С. 592 - 594.

3. Курьер. - 1993. - №5(90). - С. 2.

4. Золотухин А.А. «Эпохи» новейшей истории СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. - 2005. - № 2. -С. 183.

5. Корнеева М.Д. Начальный этап развития демократической прессы в Ставропольском крае в ходе и после перестройки //I-формат. Журналистика провинции. - Выпуск 2. -Ставрополь, 2006. - С. 199-212.

6. Гражданский мир. - 1989. - № 6.

7. 5 дней. - 1993. - №48 (148).

8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я.Н. За-сурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Борисова и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2003. -С.128-129.

9. Засурский И. И. Реконструкция России (масс-медиа и политика в 90-е). - М., 2001. -С. 25.

10. Корнеева М.Д. «45-я параллель» - издание «золотого века» российской печати // Информационное поле современной России: практики и эффекты. - Казань, 2006.

11. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало ХХ1 в.). - М., 2005.

Об авторах

Корнеева Мария Дмитриевна, профессор кафедры истории и теории журналистики Ставропольского государственного университета. Область научных интересов - новейшая история региональной отечественной журналистики; государственная информационная политика. Лепилкина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и теории журналистики Ставропольского государственного университета. Область научных интересов - типологическое развитие и информационная политика провинциальной прессы в XVIII-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.