Научная статья на тему 'Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков'

Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1096
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООЦЕНКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / SELF-CONCEPT / SELF-ESTEEM / TEEN AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснорядцева Ольга Михайловна, Гайнанова Алиса Рифкатовна

Рассматривается динамика становления Я-концепции у подростков (11-13 лет). Выявлены типологические особенности, на основе которых представлены типы Я-концепций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the dynamics of development of self-concept with regard to teenagers (11-13 years of age). Types of self-concept are discussed based on the revealed typological peculiarities of self-concept of teenagers

Текст научной работы на тему «Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАНОВЛЕНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

О.М. Краснорядцева (Томск), А.Р. Гайнанова (Бийск)

Аннотация. Рассматривается динамика становления Я-концепции у подростков (11-13 лет). Выявлены типологические особенности, на основе которых представлены типы Я-концепций.

Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, подростковый возраст.

Подростковый возраст является кризисным периодом развития, в котором происходит качественное изменение самосознания, Я-концепции, образа мира. Л.С. Выготский указывал, что развитие психологических явлений необходимо понимать не только из прошлого, но и из будущего, т.е. «принимать явления в вечном движении, вскрывать в явлениях их тенденцию, их будущее, детерминированное их настоящим» [1. С. 156]. Таким образом, Л.С. Выготский вводит понятие перспективы будущего, которая «заложена в самом естественном процессе развития и формирования ребенка, определенная требованиями общественного бытия». Он отмечал, что «мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т.п. без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии» [1. С. 162].

Человек как открытая в мир система принадлежит к различным системам, взаимодействуя с которыми, он приобретает различные качества. И.Ю. Кулагина, рассматривая подростковый возраст, отмечает, что «подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные «Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается в самом конце подросткового возраста (а иногда запаздывает)» [6. С. 304].

Ю.А. Кобазева отмечает, что цельным и дифференцированным образ «Я» подростков становится при соотнесении разных представлений о себе [4]. При этом наиболее оптимальным является наличие разных по возрасту референтных групп (в частности, взрослых и сверстников). Это объясняется тем, что в образе, выстраиваемом взрослыми и сверстниками, присутствуют разные параметры, которые благодаря этому и осознаются самим подростком. Чем более адекватным является выбор группы, с которой идентифицируется подросток, тем более дифференцированным и осознанным становится его представление о себе.

Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития. Поэтому весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости адекватности, зрелости. Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также самооценки личности в целом связано с тем, что результаты самопознания и са-моотношения сами могут находиться на разных уровнях осознанности, т.е. знание себя и эмоционально-ценностное отношение к себе выступают с неодинаковой степенью яркости и отчетливости [9].

Самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, не совпадая подчас в некоторых своих элементах, а иногда и полностью, с объективной оценкой самой личности. По мнению И.С. Кона, когнитивные аспекты самооценки тесно связаны с эмоциональными [5]. Поскольку самооценку можно рассматривать как механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа «Я» [2], самооценку соотносят со становлением Я-концепции.

Исследователи отмечают, что самооценка в подростковом возрасте имеет неустойчивый характер. Уровни вербализованной и невербализованной самооценок в подростковом возрасте не согласуются. Действительно, если бы форма проявлений и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней [1]. Формой проявления в данном случае можно считать вербализованную самооценку, выявленную по традиционному опроснику, а сущностью - невербализован-ную самооценку, полученную по проективному методу «Несуществующее животное», поскольку он ориентирован не на логические формы мышления, а непосредственно на образное мышление. В смысле графическо-

го изображения в общей и слитной форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт и переживания субъекта. Совмещение психосемантических методов с проективным материалом широко используется в отечественной психологии.

В связи с этим нами была поставлена задача: в ходе лон-гитюдного исследования выявить специфические особенности становления Я-концепции подростков как представителей определенной этнической и гендерной группы на этапе полового созревания. В исследовании принимали участие подростки 11-13 лет школ-гимназий г. Семипалатинска Республики Казахстан (всего 343 человека).

Критериями, на основании которых происходил анализ особенностей Я-концепции подростков, были:

- содержательные и эмоциональные параметры представлений о себе в разных этнических и гендерных группах в возрастном интервале 11-13 лет;

- динамика содержательной и оценочной характеристик Я-концепции в разных этнических и гендерных группах в возрастном интервале 11-13 лет.

Анализ Я-концепции в лонгитюдном исследовании 11-12 летних и 12-13-летних подростков дает возможность выявить конкретное содержание функциональноролевых качеств личности и обнаружить закономерности становления Я-концепции. Сравнительный анализ данных самооценки, полученных по традиционному опроснику (методика самооценки Ч. Осгуда в модификации Л.П. Пономаренко) и проективному методу «Несуществующее животное», позволил выявить расхождение в самоотношении личности (табл. 1, 2).

На основе данных соотношения невербальной и вербальной самооценки были выделены следующие груп-

пы подростков, характеризующиеся соответствующей Я-концепцией.

Первая группа (поисковый тип) характеризуется рассогласованностью самооценки: уровень невербализо-ванных представлений о себе значительно ниже, чем вербализованных. Я-концепция включает определенные ролевые характеристики - идентификацию себя со школьником (ученик, ученица, хорошист, ударник, отличница); половую идентификацию (мальчик, девочка). Преобладающими в самоописаниях являются высказывания, указывающие на несформированность ценностно-смысловых характеристик Я-концепции. Представление о себе, понимание себя идет через отношение к различным видам деятельности (люблю ходить в бассейн, занимаюсь танцами, люблю математику, хожу на каратэ, красиво рисую), различным объектам (люблю семью, люблю тишину, боюсь темноты). Как отмечает И.И. Чесноков, а «...в процессе познания собственных качеств подростка существует определенная последовательность: вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества» [11. С. 68]. В данной группе встречаются описания себя в будущем (буду программистом, хочу стать бизнесменом), что является «...определенным признаком подростка: если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего» [7. С. 413]. Возможно, неадекватная (заниженная невербальная и завышенная вербальная) самооценка обусловлена несформированностью тех образов, идеалов, к ко-

Т а б л и ц а 1

Соотношение невербальной и вербальной самооценки подростков 11-12 лет, %

Мальчики Девочки

Уровень Русские Казахи Русские Казашки

самооценки Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная

Высокий 22 45 38 70 33 69 14 80

22 22 33 11 29 29 33 8

Средний 45 55 24 20 9 23 72 20

56 44 56 33 29 29 33 67

Низкий 33 01 38 56 58 8 14 0,1

22 34 11 10 42 42 34 25

Примечание. Числитель - подростки в возрасте 11 лет; знаменатель - подростки в возрасте 12 лет.

Т а б л и ц а 2

Соотношение невербальной и вербальной самооценки подростков 12-13 лет, %

Уровень самооценки Мальчики Девочки

Русские Казахи Русские Казашки

Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная Невер- бальная Вербальная

„ 25 33 54 54 67 25 64 45

Высокий 47 13 37 21 69 31 50 8

Средний 33 59 31 46 25 75 27 45

47 67 37 68 31 38 33 75

42 8 15 01 8 01 9 10

6 20 26 11 0,1 31 17 17

Примечание. Числитель - подростки в возрасте 12 лет; знаменатель - подростки в возрасте 13 лет.

торым может стремиться подросток. В данной группе еще идет поиск тех норм и ценностей, по которым подросток впоследствии будет сравнивать себя с другими, выделять себя из жизненного мира.

Вторую группу (неустойчивый тип) представляют подростки, уровень самооценки которых по проективному тесту средний, и он ниже, чем по традиционному опроснику. Переходя к анализу характеристик Я-концепции, обнаруживаем значительно большее количество ролевых характеристик, которые включают, помимо ролей в школе, в семье, половую идентификацию и социальные роли, связанные с интересами (каратист, брейкер, помощница, спортсмен, музыкант, танцор). По сравнению с первой группой идентификация с этими социальными ролями у подростков данной группы уже состоялась, что и нашло отражение в Я-концепции. Кроме того, в ценностно-смысловые координаты Я-концепции включены качества личности, отражающие позитивное самоотношение (умный, хороший, добрый). Мальчики, помимо этого, включают качества, связанные с физическими конструктами (быстрый, сильный); девочки - с эмоциональными конструктами (приветливая, дружелюбная, терпеливая). Но наличие в Я-концеп-ции конструкций с отрицательной частицей «не» указывает на процесс становления системы ценностей, что и нашло отражение в характеристиках (добрая, не злая; не полная; не дурак, не умный; не очень красивая).

К третьей группе (динамичный тип) мы отнесли подростков, у которых позитивность Я-концепции выше на уровне невербализованных представлений о себе, чем вербализованных. Я-концепция подростков данной группы характеризуется преобладанием такой ценностносмысловой координаты, как роль в обществе (человек, личность). Кроме того, в Я-концепцию включены характеристики, отражающие физиологические изменения, происходящие в подростке: «Подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, - ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо» [7. С. 405]. Представления о собственной динамичности, изменчивости отражаются в таких характеристиках, как «живой», «существо», «биологическое существо», «живое существо», «природа». Можно предположить, что усложнение физиологической системы приводит к усложнению сознания, становлению ценностного сознания, возникновению новых ценностей, поскольку в поле ясного сознания попадают только те предметы и явления, которые для человека обладают значением, смыслом и ценностью [3]. Помимо функционально-ролевых характеристик, в Я-концеп-цию включены и качества личности подростков. Такие характеристики, как умный, добрый, хороший, встречаются во всех исследуемых группах. У мальчиков преобладают такие характеристики, как сильный, смелый, находчивый, у девочек - красивая, веселая, скромная, привлекательная. Помимо позитивных качеств, составляющих Я-концепцию, в данной группе присутствуют и негатив-

ные характеристики: иногда жадная, злая, ленивая; чаще они встречаются у девочек, чем у мальчиков.

Я-концепция подростков четвертой группы (гармоничный тип) обусловлена согласованностью адекватной (средней) самооценки на уровне вербализованных и не-вербализованных представлений о себе. Гармоничная Я-концепция обусловлена адекватной самооценкой. Анализируя характеристики, обнаруживаем значительно большую представленность ролевых характеристик, что позволяет судить о большей дифференциации смыслового пространства Я-концепции. В смысловое пространство подростков данной группы включаются не только роли, связанные с социализацией в школе, семье, обществе, но и характеристики, отражающие отношение к возрасту (подросток, ребенок, причем последнее встречается чаще у девочек казашек). Для Я-концепции характерно выделение себя из жизненного пространства, в котором находится подросток, что отражается в самоописаниях: я - это я; я - особенность; я и только я. Преобладает позитивное отношение к себе (молодец, красавец/красавица, талант, умница), которое выражено через идентификацию с положительными качествами.

Анализ качеств личности, представленных в самоописа-нии, позволил выявить не только позитивные, но и негативные качества: капризный, не всегда добрый, избалованная, иногда невоспитанная, непослушный. Однако в отличие от предыдущей группы подростков, наличие данных характеристик не влияет на общую позитивную характеристику Я-концепции, она остается адекватной, положительной.

Возможно, негативные характеристики, которые использует подросток в описании себя, это характеристики «извне», характеристики взрослых, и они уже не влияют на позитивное отношение к себе в целом, поскольку у подростка к этому времени выработалась собственная система оценивания себя или ценностей. В литературе отмечается, что в 6-м классе происходит смена ориентации с оценок окружающих на самооценку [10]. Отдельные негативные модальности Я-концепции не влияют на в целом положительный образ «Я». В данной группе преобладают ответы на вопрос «Кто Я?», а не «Какой Я?». Возможно, это связано с тем, что в данной группе идентификация состоялась и Я-концепцию отличают дифференцированность и цельность.

К пятой группе (недифференцированный тип) мы отнесли подростков, уровень самооценки которых в проективном и вербальном тесте согласуется и является высоким. Я-концепция их характеризуется только положительными характеристиками, которые представлены и в функционально-ролевых характеристиках: красавчик; радость родителей; мастер на все руки, и в качествах личности: хороший; быстрый; умный; веселый; добрый; смелый; красивый. Причем преобладающими в данной группе являются ответы на вопрос «Какой Я?», а не «Кто я?», в отличие от предыдущей группы. Возможно, это связано с тем, что подростки данной группы не способ-

ны адекватно оценить себя, поскольку недостаточно сформированы ценностно-смысловые координаты Я-концепции и подросток желаемое, т.е. те качества, которые он желает иметь, выдает за действительное. Неадекватная завышенная самооценка может выполнять защитную функцию, а может указывать на наличие определенных отклонений в формировании личности [8].

В следующей группе подростков (фрагментарный тип) уровень вербализованной самооценки согласуется с не-вербализованной и является низким. В данной группе

выделяются две особенности Я-концепции. В первом случае только позитивные характеристики (добрая! хорошая! молодец!), которые выполняют защитные функции. Во втором - положительные характеристики сочетаются с негативными - шут гороховый, обезьяна. Недооценива-ние себя, заниженная самооценка указывают на крайнее неблагополучие в развитии личности [8].

Результаты сравнения групп подростков 11-13 лет с соответствующими Я-концепциями представлены на рис. 1, 2.

Рис. 1. Динамика представленности типов Я-концепции у подростков 11-12 лет: 1 - поисковый тип; 2 - неустойчивый тип; 3 - динамичный тип;

4 - гармоничный тип; 5 - недифференцированный тип; 6 - фрагментарный тип

Рис. 2. Динамика представленности типов Я-концепции у подростков 12-13 лет: 1 - поисковый тип; 2 - неустойчивый тип; 3 - динамичный тип;

4 - гармоничный тип; 5 - недифференцированный тип; 6 - фрагментарный тип

Таким образом, анализ возрастной динамики Я-кон-цепции подростков показал, что выявлена тенденция к уменьшению количества подростков, имеющих рассогласование в самооценке: уровень вербализованного оценивания себя у них выше, чем невербализованного. Если в 11 лет подростки поискового типа составляют 41%, то к 13 годам их количество уменьшается до 10%. Та же тенденция прослеживается и у их сверстников, отнесенных к неустойчивому типу: количество подростков уменьшается с 22% в 11 лет до 7% в 13 лет.

Одновременно увеличивается число подростков, имеющих рассогласование в самооценке (динамич-

ный тип), уровень позитивности Я-концепции которых ниже на уровне вербальных представлений, по сравнению с невербальными. Изменения, происходящие в подростке, способствуют увеличению положительных конструктов «Я» на уровне образного мышления (невербальные представления), а вербальные представления еще не соотнесены с последними, отсюда и дисгармоничность становления Я-концепции. В 11 лет подростки данной группы составляют 8%, а уже в 13 лет - 44%.

Число подростков гармоничного типа увеличивается постепенно с 10% в 11 лет до 26% в 13 лет, что ука-

зывает на тенденцию к адекватному оцениванию себя, обусловленную способностью соотнести свои качества с ценностями образа мира. Соответственно количество подростков недифференцированного типа - с согласованной высокой самооценкой - уменьшается с 19 до 10%. Подростки фрагментарного типа - с низкой самооценкой и неадекватной Я-концепцией отсутствуют в 11-летнем возрасте, видимо, в результате неразвитости рефлексии, в 12-13-летнем возрасте их количество не изменяется и составляет 2 и 3% соответственно, указывая на неблагополучие в развитии личности отдельных подростков.

Таким образом, выявлено, что на начальной стадии становления Я-концепции проявляется инвариантная, независимая от этнических и гендерных особенностей составляющая Я-концепции, характеризующая возникновение системных новообразований, отражающих усложнение системной организации человека: появление ценностного сознания (и самосознания) как результата обретения жизненным миром человека ценностных измерений. К 11,5-12 годам физические, физиологические, психологические возможности человека достигают такого уровня, что дальнейшая спонтанная реализация их становится неадекватной, а переход человека в режим самореализации еще не достаточно фундиро-

ван ценностно-смысловыми составляющими жизненного мира, благодаря которым человек понимает смысл и ценность своих действий. Это определяет фрагментарность, зыбкость и неустойчивость Я-концепции у подростков.

Сравнительное сопоставление Я-концепции подростков, проживающих в единой социокультурной среде, но относящихся к разным этносам (русские и казахи) и различающиеся по полу (мальчики и девочки), позволило выявить этнические и гендерные особенности: этнические отличия в категории социальных ролей, особенностей поведения и самоотношения подростков; гендерные различия ценностно-смысловых составляющих Я-концепции подростков, проявляемые в восприятии своих личностных качеств.

Лонгитюдное исследование выявило инвариантный компонент Я-концепции, который знаменует начало перехода человека от смысловой реальности к ценностной действительности, и культурно обусловленные ее компоненты, проявляющиеся в особенностях гендерной и этнической самоидентификации. Определены типологические особенности Я-концепции в период полового созревания, позволившие выделить шесть типов Я-концепции: поисковый, неустойчивый, динамичный, гармоничный, недифференцированный, фрагментарный.

Литература

1. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5. С. 153-164.

2. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барыышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002.

№ 2. С. 17-30.

3. Клочко А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.

Барнаул, 2001. 19 с.

4. Кобазева Ю.А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту // Психология и школа.

2003. № 3. С. 62-72.

5. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003.

С. 45-122.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие. М.: Сфера; Юрайт, 2001.

464 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Academia, 1997. 431 с.

8. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. М.: Флинта, 1998. 264 с.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.

10. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 184 с.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF EXPRESSION OF THE DEVELOPMENT OF SELF-CONCEPT BY TEENAGERS Krasnoryadtseva O.M. (Tomsk), Gaynanova A.R. (Bysk)

Summary. The article focuses on the dynamics of development of self-concept with regard to teenagers (11-13 years of age). Types of self-concept are discussed based on the revealed typological peculiarities of self-concept of teenagers.

Key words: self-concept, self-esteem, teen age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.