Научная статья на тему 'Типологические модели волгоградских сетевых СМИ'

Типологические модели волгоградских сетевых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
517
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СЕТЕВЫХ СМИ / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологические модели волгоградских сетевых СМИ»

www.volsu.ru

УДК 377:32.81.1 ББК 74

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВОЛГОГРАДСКИХ СЕТЕВЫХ СМИ

Юлия Олеговна Кравченко

Магистрант кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Волгоградский государственный университет уИуа_кта^епко_Иа@таЛ. ги

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Ключевые слова: интернет-журналистика, региональная журналистика, типологические модели сетевых СМИ, жанры журналистики, социальные сети.

Интернет располагает практически неограниченными возможностями распространения информационного контента посредством современных сетевых технологий, что позволяет использовать его как идеальную площадку для создания и успешного функционирования онлайн-изданий. В Интернете представлены как традиционные виды СМИ - газеты, радиостанции, телеканалы -, так и исключительно сетевые медийные проекты, не имеющие печатных или эфирных аналогов.

Региональная интернет-журналистика -достаточно молодой, постоянно развивающийся и на данный момент малоизученный сегмент журналистики. В связи с этим наше диссертационное исследование, посвященное изучению типологических особенностей, жанрового и проблемно-тематического своеобразия крупнейших волгоградских интернет-изданий, представляется актуальным и своевременным.

Объектом исследования были выб-^ раны волгоградские интернет-издания, за-^ нимающие лидирующие позиции в медиарей-О тинге сетевых СМИ региона, - «V1.ru», 2 «Высота 102», «Аргументы и Факты. Вол-

й гоград» и «Bloknot-volgograd.ru». Предме-

й

| том исследования стали типологические ^ модели заявленных сетевых медиа, тема© тическая и жанровая специфика размещае-

мого контента, особенности репрезентации информации.

Цель исследования заключается в выявлении типологических моделей региональных интернет-изданий. Цель работы предопределила постановку следующих исследовательских задач:

- на основании теоретических работ охарактеризовать типологические особенности онлайн-СМИ, а также выделить типологические модели сетевых изданий;

- выявить типологические признаки, проблемно-тематическое и жанровое своеобразие региональных онлайн-версий традиционных СМИ;

- выявить специфику волгоградских сетевых медиа-ресурсов, их типологические особенности;

- охарактеризовать способы взаимодействия региональных сетевых изданий с социальными сетями.

Задачи носят комплексный характер, так как напрямую касаются проблем развития региональных онлайновых ресурсов.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области журналистики: А.И. Акопова [1], А.А. Тертычного [5], Я.Н. Засурского [3], М.М. Лукиной [4], А.А. Амзина [2] и др.

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 14. 2016

231

Научная новизна работы определяется самим объектом исследования и предпринятой попыткой комплексного анализа типологических особенностей региональных интернет-СМИ.

Материалом исследования послужил информационный контент интернет-изданий «Аргументы и факты. Волгоград» за 20142016 годы, «Высоты 102», «V1.ru» и «В1окпо^ volgograd.ru» за 2016 год. Помимо этого, были исследованы площадки онлайн-медиа в социальных сетях <^асеЬоок», «Твиттер», «В Контакте».

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты нашей работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований типологических особенностей медийных интернет-ресурсов Волгоградской области. Помимо этого, выводы работы будут полезны журналистам, работающим в региональных сетевых изданиях.

Структура магистерской диссертации определяется целью, задачами и логикой исследования. Она включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и источников.

В первой главе магистерской диссертации - «Специфика СМИ в Интернете» - рассматриваются история возникновения и этапы развития интернет-медиа в Рунете, анализируется теоретическая литература по типологии онлайн-СМИ, выделяются типологические модели интернет-изданий.

Во второй главе - «Типологические особенности региональных онлайн-версий традиционных СМИ» - предложен анализ региональных интернет-изданий, имеющих печатные аналоги. Выявляются типологические, жанрово-стилистические и проблемно-тематические особенности сайтов «Аргументы и Факты. Волгоград», «Bloknot-volgograd.ru». Помимо этого, особое внимание уделяется специфике подачи информационного контента, принципам взаимодействия редакций СМИ с социальными сетями.

Третья глава - «Своеобразие волгоградских сетевых медиа-ресурсов» - посвящена комплексному анализу интернет-изданий, созданных и функционирующих исключительно в интернет-пространстве. В фокусе внимания

лидеры рейтинга цитируемости компании «Ме-диалогия» (http://www.mlg.ru/) - «V1.ru» и «Высота 102».

Положения, выносимые на защиту:

1. Средства массовой информации в Интернете можно условно разделить на две категории - собственно сетевые СМИ и он-лайн-версии «традиционных» СМИ. Удачной представляется схема типологического анализа интернет-изданий, предложенная А.И. Акоповым. Именно она легла в основу нашего типологического анализа волгоградских медиа-ресурсов. При определении типа СМИ в Интернете автор использует такие типологические признаки, как издатель, целевое назначение, аудитория, жанры, внутренняя структура, оформление, авторы.

2. Сайты региональных интернет-изданий «Аргументы и Факты. Волгоград», «ВЬкт^ volgograd.ru» представляют собой информационные регулярно обновляемые ресурсы, оперативно публикующие новости региона и города. Сетевые версии изданий популярны у аудитории, о чем свидетельствуют данные счетчика статистики «^гуеШетеЪ», а также показатели информационно-аналитической системы «Медиалогия». Материалы, как правило, поли-тематичны, представлены текстовыми заметками с фото-, видеоматериалами. Активно используются интерактивные способы взаимодействия с аудиторией - комментирование, анкетирование, опросы и др.

3. «V1.ru» и «Высота 102» - самые популярные, по версии «Медиалогии», издания в регионе. «V1.ru» представляет собой полите-матичный, регулярно обновляемый информационный портал; «Высота 102» - сетевое информационное агентство, специализирующееся на расследовательской журналистике. Публикуемые на ресурсах материалы помимо текстового содержат и мультимедийный компонент (фото, аудио, видео), используются интерактивные возможности Сети.

4. Контент, размещаемый рассмотренными ресурсами в разных социальных сетях, идентичен по форме и содержанию; выкладывается без учета аудиторной специфики каждой конкретной соцсети. Публикация представлена заголовком, лидом и ссылкой на полный текст материала на сайте издания.

232

Ю. О. Кравченко. Типологические модели волгоградских сетевых СМИ

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Акопов, А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья / А. И. Акопов. - Ростов-н/Д : Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1996. - С. 6.

2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 167 с.

3. Засурский, Я. Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной комму-

никации / Я. Н. Засурский // Медиаскоп (электронный журнал). - 2006. - N° 1. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ ffles/Ыuebreeze_logo.gif. - Загл. с экрана.

4. Лукина, М. Интернет-СМИ: теория и практика / М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2010. -348 с.

5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 266 с.

TYPOLOGICAL MODELS IN VOLGOGRAD ONLINE MEDIA

Yuliya Olegovna Kravchenko

Master Student, Department of Journalism and Media Communications, Volgograd State University yliya_kravchenko_lia@mail. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Key words: online journalism, regional journalism, typological models of online media, genres of journalism, social networks.

Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 14. 2016

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.