Научная статья на тему 'Типологические аспекты проектирования скейт-парков'

Типологические аспекты проектирования скейт-парков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4699
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЕЙТ-ПАРК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТИПОЛОГИЯ / SKATEPARK / DESIGN / CONSTRUCTION / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крушельницкий Роман Емельянович

На сегодняшний день в Украине и других странах постсоветского пространства стремительно развиваются новые виды спорта, в том числе и экстремальные, требующие специально приспособленных пространств. К таким видам спорта относится скейтбординг, занятия которым возможно только при наличии скейт-парка. Современная теоретическая база значительно отстала от актуальной практики, о чем свидетельствует отсутствие нормативной базы и рекомендаций по проектированию скейт-парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological aspects of skate parks design

Today Ukraine and other former Soviet countries rapidly develop new kinds of sport, including the extreme ones which require specifically adapted spaces. These kinds of sport include skateboarding, which one can go in for only at a skatepark. Current theoretical foundation is significantly falling behind the actual practice, as evidenced by the lack of regulations and guidelines for the skatepark design.

Текст научной работы на тему «Типологические аспекты проектирования скейт-парков»

УДК 725.85

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СКЕЙТ-ПАРКОВ

Р.Е. Крушельницкий

На сегодняшний день в Украине и других странах постсоветского пространства стремительно развиваются новые виды спорта, в том числе и экстремальные, требующие специально приспособленных пространств. К таким видам спорта относится скейтбординг, занятия которым возможно только при наличии скейт-парка. Современная теоретическая база значительно отстала от актуальной практики, о чем свидетельствует отсутствие нормативной базы и рекомендаций по проектированию скейт-парков.

Ключевые слова: скейт-парк, проектирование, строительство, типология.

В зарубежной практике накоплен уже достаточный опыт проектирования скейт-парков, поэтому представляется целесообразным использовать наработанные теоретические и практические рекомендации для нужд Украины. Изложенные материалы базируются на зарубежных нормативных документах по проектированию скейт-парков.

Цель работы - на основе имеющихся нормативных источников разработать типологическую классификацию скейт-парков.

Для достижения цели необходимо изучить рекомендации по проектированию скейт-парков, а также ввести в научный оборот новые термины, связанные с проектированием и эксплуатацией скейт-парков.

Скейт-парк - это специально построенная площадка, служит местом занятий для совершенствования трюков на скейтбордах, стритбордах, агрессив-роликах, велосипедах ВМХ-ах, самокатах и т. п. [1, с. 8].

Стоит отметить, что конфликт между жителями города и теми, кто занимается скейтбордингом практически везде одинаков. Данную проблему можно охарактеризовать одной фразой: «если ваш город не имеет скейтпарка, тогда он является скейт-парком» [1, с. 3]. Как показывает мировой опыт, эту проблему взаимоотношений можно решить только строительством специализированных мест для занятий скейтбордингом [1, с. 8]. Однако даже создание таких точек посреди города не может полностью исключить уничтожение элементов благоустройства, особенно вблизи скейт-парков. Одним из самых простых вариантов защиты от скейтбордистов мест для сидения, бортов между тратуаром и газонами, перил, является устройство на их скосах Г-образных пластин, исключающих процесс скольжения доски по ним рис. 1. Еще один вариант - это разбивать сплошные плоскости бортов и бордюров желобами на сегменты рис. 2, это также делает невозможным процесс плавного скольжения доски по ним [1, с. 82-85].

Также важным моментом является то, что скейт-парки должны быть ограждены. Это сводит к минимуму травматизм прохожих.

Скейт-парк может включать в себя различные конструктивные фигуры: рампы (half pipes), разгонки (quarter pipes), перила (hand rails), фанбокс (trick boxes), пирамиды (pyramids), ступеньки (stairs) рис. 3, 4 и другие, предназначенные для выполнения трюков [2].

Типология современных скейт-парков достаточно широкая и классифицировать их можно по различным критериям, к которым относятся: площадь, тип собственности, вид спорта, материал и конструкция строительства, открытость, т. е. объемно-пространственное решение.

По расположению и соответственно по площади скейт-парки принято делить на следующие 3 группы.

1. Скейт-парк городского значения (1800 м2).

2. Скейт-парк районного значения (900 м2).

3. Скейт-парк квартального значения (200 м2).

Соответственно 1 группа притягивает наибольшее количество профессионалов и спортсменов среднего уровня со всего города, такие объекты могут быть едиными на весь город. Скейт-парки 2-й группы предназначаются для занятий скейтбордистов всех уровней подготовки и располагаются практически во всех крупных районах города. Скейт-парки 3-й группы предназначены для занятий начинающих и располагаются в кварталах, они рассчитаны на обеспечение потребностей местного населения [4].

По типу собственности скейт-парки могут быть государственными и частными, что влияет на их архитектурно-планировочное решение. Как правило, общественные (или муниципальные) скейт-парки почти всегда строят под открытым небом. Частные скейт-парки строят в специальных помещениях, что особенно актуально в странах с холодными зимами.

По виду экстремального спорта скейт-парки разделяют на следующие группы:

1. Скейт-парк предназначен для катания на скейте и роликах. Для такого парка характерны небольшие размеры элементов с большим количеством перил и граней. Такие скейт-парки являются наиболее распространенными.

Архитектура и градостроительство

Рис. 1. Металлические накладки на бортовые камни

Рис. 3. Планировочные элементы скейт-парка (рампы) [3]

Рис. 2. Разделение бортовых камней на сегменты желобами

Рис. 4. Модульные планировочные элементы скейт-парка [3]

2. ВМХ-парк. Предназначен для катания на ВМХ-ах (велосипедах) и роликах. Для такого парка характерны большие размеры элементов парка, большое количество элементов с радиусами. Очень часто в таких парках есть фанбокс.

3. Дерт - это площадка преимущественно из земляных трамплинов (дабл и фанбокс). На таких площадках катаются ВМХ1 и МТВ2-райдеры, иногда маунтингбордисты. Первыми дертами были трассы для ВМХ-рейсинга, но со временем величина и крутизна трамплинов выросли, а расстояние между ними уменьшилось. Стрит скейт-парк - это скейт-парк, элементы которого имити-

1 BMX (Bicycle Moto Cross - BMX) - велосипедный мотокросс.

2 MTB (МоигЛат bike) - горный велосипед (маунтин-байк), предназначенный, как правило, для катания вне дорог, и вследствие этого, имеет особую конструкцию, отличную от шоссейного, городского, трекового и дорожного велосипедов.

руют городской ландшафт: перила, грани, парапеты, лестницы и т. п. (рис. 5) [1, с. 18-20].

По материалам скейт-парки разделяют на следующие группы:

1. Бетонные скейт-парки (реже асфальт). Все элементы выполняются из грунта, как формовочного материала, и бетона, слой которого служит покрытием. Чаще бетонные парки не имеют фанбокс, а имитируют элементы городского ландшафта и бассейнов-пулов. Бетонные парки считаются лучшими для экстремалов. Бетонные парки могут занимать как огромные пространства, так быть просто небольшим бассейном-пулом. Чаще всего они расположены на окраинах города и никогда не строятся внутри помещений. Одним из основных преимуществ является их малая шумность, за счет материала покрытия.

2. Деревянные скейт-парки - это парки, в которых все конструкции выполнены из дерева и фанеры [5]. Такие парки, как правило, устанавливаются на предварительно асфальтированных

Крушельницкий Р.Е.

Типологические аспекты проектирования

скейт-парков

площадках. Иногда для экономии средств, если позволяет климат, устанавливают на выровненный участок земли, проезды между фигурами покрывают фанерой на настилах. Скейт-парки этой группы чаще всего строят внутри помещений (например скейт-парк «Адреналин» в Москве). В качестве наружного слоя применяют обычную березовую фанеру, ламинированную тексту-рированную фанеру (skate smart), реже бакелизи-рованную фанеру или высокопрочный текстолит [6, с. 121].

3. Металлические скейт-парки с деревянным покрытием. Несущие конструкции элементов изготавливаются из металла и покрываются фанерой рис. 6 [4]. Такие парки можно считать наиболее практичными, исходя из стоимости и надежности. Для покрытия применяют те же материалы, что и для деревянных парков. Также такие парки могут быть разборными [6, с. 121-124].

4. Металлические скейт-парки с металлическим покрытием [5, 7]. Среди всех скейт-парков, наверное, худшие из-за того, что листовое железо, которым покрывают элементы парка, скользкое для колес скейтов и велосипедов. Также такие скейт-парки считаются наиболее шумными. Однако их положительной стороной является модульность элементов, что существенно упрощает процесс монтирования [1, с. 22; 5; 7].

По объемно-пространственным решениям скейт-парки разделяют на следующие.

1. Открытые скейт-парки (Out Door). Скейт-парк строят на специально отведенных площадках под открытым небом. Применяются все конструкции парков. Чаще всего строят на окраинах города, а иногда во дворах или в комплексе спортивных сооружений. Такие парки получили наибольшее распространение во всем мире из-за малых затрат на их строительство и обслуживание, но в холодных регионах они действуют лишь в теплый период года.

2. Закрытые (крытые) скейт-парки (In Door). Такие скейт-парки устанавливаются внутри помещений по площади не менее 100 м2 (минимальный размер мини-рампы) и с высотой помещения в свете не менее 4 м (рис. 6) [1, с. 33].

3. Частично-крытые парки. Такие парки устанавливаются под мостами и путепроводами, где площадка может быть защищен от атмосферных осадков (рис. 7) [8, с. 102].

Выводы. Экстремальный спорт стал неотъемлемой частью современной спортивной жизни, и скейт-парки являются его важной составляющей. Скейт-парки можно классифицировать: по площади, по способу собственности, по виду спорта, по материалу и открытостью, т. е. объемно-планировочным решением. В зависимости от конкретной градостроительной ситуации, опираясь на данную

Архитектура и градостроительство

классификацию, следует выбирать наиболее оптимальный вариант.

Литература

1. Bradstreet, S. Skateboard Parks Design & Development / S. Bradstreet. - printed in China: Shiffer Publishing Ltd., 2009. - C. 128.

2. Коробков, К. Словарь / К. Коробков. -http://skater.ru/slovar/.

3. Sawyer, T. Facility Design and Management for ealth, fitness, physical activity, recreation, and sports facility development. 11-thedition / T. Sawyer. -USA: Sagamore Publishing L.L.C., 2005. - 401 с.

4. Outdoor skate park implementation strategy. -

London, 2012. - http://www.london.ca/Sports_and_ Recreation/PDFs/OUTDOORSKATEPARKIMPLEME NTAT1ONSTRATEGY.pdf.

5. Скейт-парк обладнання. - http://www.

skpark.ru/.

6. Wixon, B. Skateboarding: Instruction, Programming and Park Design /B. Wixon. - USA: Human Kinetics., 2009. - С. 207p.

7. HMG Russia. Строительство скейт-парков в России // Технологии строительства скейт-парков. - http://www.sk8-b.ru/tech.html.

8. Rasmus, B. Activating architecture and urban planning /B. Rasmus, A. Gillet. - Copenhagen: Data-graf., 2009. - C. 102.

Крушельницкий Роман Емельянович, ассистент кафедры «Архитектурное проектирование», Институт архитектуры, Национальный университет «Львовская политехника», Львов, Украина. Тел.: +38(063) 8667744, e-mail: krushel@yahoo.com.

Bulletin of the South Ural State University Series “Construction Engineering and Architecture” _________________________2013, vol. 13, no. 1, pp. 9-12

TYPOLOGICAL ASPECTS OF DESIGN SKATEPARKS

Н.Е. Krushelnycky

Today Ukraine and other former Soviet countries rapidly develop new kinds of sport, including the extreme ones which require specifically adapted spaces. These kinds of sport include skateboarding, which one can go in for only at a skatepark. Current theoretical foundation is significantly falling behind the actual practice, as evidenced by the lack of regulations and guidelines for the skatepark design.

Keywords: skatepark, design, construction, typology.

Krushelnitsky Roman Emelianovich, assistant of Architectural Design Department, Architecture Institute, Lviv Politechnic National University, Lviv, Ukraine. Tel. +38(063) 8667744, е-mail: krushel@yahoo.com.

Поступила в редакцию 26 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.