Научная статья на тему 'Типологическая характеристика периодических изданий и их воздействие на читателя'

Типологическая характеристика периодических изданий и их воздействие на читателя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2265
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ СМИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / ПЕРИОДИКА / MASS-MEDIA TYPOLOGY / READERSHIP NEWSPAPERS / MAGAZINES / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дерягина С. И.

В статье рассматриваются периодические средства массовой информации с типологической позиции и особенность их воздействия на потенциальную читательскую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типологическая характеристика периодических изданий и их воздействие на читателя»

Дерягина С.И.

Доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания, Российский университет дружбы народов

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ И ИХ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧИТАТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматриваются периодические средства массовой информации с типологической позиции и особенность их воздействия на потенциальную читательскую аудиторию.

Ключевые слова: типология СМИ, читательская аудитория, газеты, журналы, периодика. Keywords: mass-media typology, readership newspapers, magazines, periodicals.

Сегодня средства массовой информации традиционно делятся на электронные и печатные.

К первым относятся радио и телевидение, Интернет-версии печатных и электронных изданий. В России, в отличие от некоторых стран, споры о принадлежности сети Интернет к СМИ еще окончательно не утихли, однако в рамках данной статьи мы не будем углубляться в эту проблему.

Вторые представлены газетами, журналами и альманахами, которые нередко называют прессой, хотя, по уже сложившейся практике, прессой называют все СМИ. В свою очередь, печатные издания делятся на ряд групп. По географии распространения -на общенациональные, региональные, местные, корпоративные (раньше их называли многотиражными) и др. По периодичности - на ежедневные (1), еженедельные и т.д. По времени выхода - на утренние, вечерние. По содержанию и читательскому адресу - на универсальные (общеполитические) и специализированные, освещающие отдельные стороны общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности. По функции (уровню контента) - на качественные и массовые. Качественные (элитарные) издания отличаются не только продуманным содержанием, стилем подачи материалов, но версткой и оформлением. Для них характерен акцент на серьезные информационные материалы, качественные редакционные комментарии, взвешенные аналитические публикации. Стиль и язык выдержаны в традициях так называемого университетского языка. Они стремятся дать объективную картину событий дня. Описывают и анализируют наиболее значимые явления и факты в сфере политики, экономики, культуры. Эти издания ориентированы на информирование и адресуются деловым людям, политикам, деятелям науки, образования и культуры, одним словом, образованным и серьезным читателям. В большинстве стран качественная пресса издается форматом А2 и этим внешне отличается от массовой. Массовые газеты выпускаются «таблоидным» форматом (формат А3). Из-за этого их и называют таблоидами. Они ориентированы на сенсации, скандалы, строятся по принципам так называемых 5С, разработанным американскими газетчиками еще в XIX веке (сенсация, секс, скандал, страх, смерть). Для привлечения читателей они печатают шокирующие истории про известных людей, нередко публикуют откровенные выдумки. Массовые газеты развлекают. Нередко их называют «желтой» или «бульварной» прессой. Язык и стиль таких изданий максимально приближен к разговорному. В них может использоваться сленг и даже так называемый «стёбовый» язык. Сегодня появляются и газеты промежуточного характера, их функция - информировать развлекая (англ. infotainment) [1, 4]. Это нечто среднее между качественным и массовым изданием. Они предлагают читателям как политическую и экономическую информацию, так и

развлекательные материалы. Значительная часть российских газет, например, «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты» относятся именно к такому типу изданий.

Происходящее смешение типологических характеристик в западной журналистике имеет и еще один новый термин - «квалоид» (от англ. quality (качественный) и tabloid-таблоид) [2, 31]. Под ним подразумевается приобретение качественными изданиями признаков массовых. К примеру, газета «Известия».

Примерно по тем же признакам (за исключением разве что выхода) формируется и типология журналов. По периодичности выхода журналы подразделяются на еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные. По административно-территориальному уровню - на общенациональные и региональные (редко, но встречаются и журналы только городского уровня). По целевому назначению - на универсальные, отраслевые и специализированные. По уровню содержания - на качественные и массовые (бульварные).

Как видим, есть еженедельные газеты и журналы. Зачастую они настолько близки, что некоторые исследователи говорят о еженедельнике как отдельном виде СМИ [3, 36], но такой подход спорен, так как есть и другие отличительные черты газет и журналов: объем, оформление, наличие обложки, качество печати и т.д.

Газеты в идеале невелики по объему (максимум 32 страницы, в США и ряде других стран можно встретить газеты объемом почти в 100 страниц), не имеют обложки, не сброшюрованы (т.е. страницы не скреплены между собой) и отпечатаны преимущественно способом офсетной печати. Журналы же, наоборот, как правило, имеют объем в 96 и более страниц, у них есть ярко выраженная обложка, они обязательно брошюруются и печатаются чаще всего также способом офсетной печати, но на бумаге более высокого качества.

Существуют и другие типоформирующие признаки периодических изданий (к примеру, возраст аудитории, национально-языковые особенности и т.д.), но они не являются основными при характеристике типологии прессы.

Состояние периодической печати всегда определяется балансом газет и журналов на информационном рынке страны, так как это своего рода индикатор общественной напряженности. Как утверждает исследователь С.Я. Махонина, «соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент... и Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII века, были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы» [4, 21].

Рост числа газет свидетельствует об изменениях в настроениях общества, а рост числа журналов - устойчивость. Когда-то известный русский журналист А.В. Амфитеатров говорил, что «журнал - пирожное, газета - хлеб» [4, 21].

Газета и журнал в системе журналистики это не просто два типа периодической печати, это отличные по воздействию на читателя формы подачи информации. Газета воздействует на общественное мнение каждый день, осведомляя и убеждая читателей; журнал же на основании сформированного газетой общественного мнения определяет жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

ПРИМЕЧЕНИЯ

1. К ежедневным относятся газеты, выходящие как минимум 3 раза в неделю.

Литература

1. Козлова М.М. Редактирование материалов массовой информации: Учебное пособие. -СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. - С.4.

2. Маркина Ю.В. Типологические изменения в современной мировой прессе//Журналистика в 2006 году. М., 2006. С.31.

3. Бакшин В.В. Основы журналистики: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. -С.36.

4. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2004. С.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.