Научная статья на тему 'Типизация экономики региона для прогнозирования кадровой потребности'

Типизация экономики региона для прогнозирования кадровой потребности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТИПИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СЕГМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ / КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОГНОЗ / СТРУКТУРА / НОРМАТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / ECONOMY TYPING / SEGMENTS OF THE ECONOMY / STAFFING REQUIREMENTS / FORECAST / STRUCTURE / STANDARD OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимоненко Ирина Владимировна

Рассматривается метод, выделяющий в экономике региона типовые зоны в соответствии с интенсивностью процессов модернизации и диффузии инноваций. Обосновано применение унифицированных подходов к прогнозированию профессионально-квалификационного состава компонентов кадровой потребности в типовых зонах в соответствии с характером структурных изменений. Представлены результаты типизации экономики Красноярского края и муниципальных образований. Указывается, что использование данного подхода повышает точность и релевантность результатов долгосрочного прогноза кадровой потребности региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимоненко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typing the region’s economy for staffing requirements forecasting

The article considers a method that defines type zones in the region’s economy in accordance with the intensity of modernization and innovation diffusion processes. The author substantiates the application of unified approaches to forecasting the professional qualification components of staffing requirements in the type zones in accordance with the nature of structural changes. The article presents the results of typing the economy of Krasnoyarsk Krai and its municipalities. It indicates that the use of this approach enhances the accuracy and relevance of the results of the long-term forecast of personnel demand of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Типизация экономики региона для прогнозирования кадровой потребности»

УДК 332.145 ББК 65.050.22 © Филимоненко И.В.

Типизация экономики региона для прогнозирования

кадровой потребности

Рассматривается метод, выделяющий в экономике региона типовые зоны в соответствии с интенсивностью процессов модернизации и диффузии инноваций. Обосновано применение унифицированных подходов к прогнозированию профессионально-квалификационного состава компонентов кадровой потребности в типовых зонах в соответствии с характером структурных изменений. Представлены результаты типизации экономики Красноярского края и муниципальных образований. Указывается, что использование данного подхода повышает точность и релевантность результатов долгосрочного прогноза кадровой потребности региональной экономики.

Региональная экономическая система, типизация экономики, сегменты экономики, кадровая потребность, прогноз, структура, норматив трудоустройства.

Ирина Владимировна ФИЛИМОНЕНКО

кандидат экономических наук, зав. кафедрой Сибирского федерального

университета

ifi1imonenko@sfu-kras.ru

Цель работы. Сложность прогнозирования кадровой потребности региональной экономической системы объясняется невозможностью использования единого подхода для прогнозирования профессиональноквалификационного состава компонентов кадровой потребности по видам экономической деятельности в силу их резкой дифференциации по темпам модернизации и распространению инноваций. Существует большая вероятность получения некорректных результатов прогноза в связи со сложностью обеспечения точности и надежности результатов прогнозирования из-за необходимости учета в модели кадровой потребности структурных изменений элементов рыночной подсистемы и различной скорости и несинхронности их возникновения.

Поэтому с нашей точки зрения задача повышения качества результатов прогноза кадровой потребности вызывает необходимость типизации экономики региона. Цель типизации экономики региона — среди видов экономической деятельности выделить сегменты, внутри которых из-за одинаковой скорости экономических преобразований возможно применение однотипных подходов к прогнозированию профессионально-квалификационных изменений в компонентах кадровой потребности, а также определить взаимосвязь между величиной профессиональноквалификационных изменений кадровой потребности и интенсивностью процессов модернизации и обновления в сегментах экономики.

Метод типизации

Структурные изменения в элементах рыночной подсистемы региона, обусловленные процессами модернизации и переходом региона на путь инновационного развития, затрагивают различные типы локальных рынков (продукции, профессиональных кадров, профессионального образования). В экономике изменяются структуры производства и занятости по видам экономической деятельности, уровням образования, профессиям и квалификациям. На рынках труда происходят изменения в спросе на профессии и квалификации, в требованиях к подготовке профессиональных кадров. В сфере профессионального образования изменяется спрос на услуги образования (по уровням образования, профессиям и квалификациям). Нарушение взаимосвязи в структурных изменениях приводит к дисбалансу спроса и предложения на региональных рынках продукции, труда и профессионального образования.

Наличие временного лага между возникновением потребности в профессиональных кадрах со стороны экономики и возможностью их подготовки региональной системой профессионального образования усложняет проблему прогнозирования профессионально-квалификационного состава компонентов кадровой потребности в силу следующих причин. Во-первых, в связи с длительностью процесса подготовки профессиональных кадров и невозможностью корректировки уже состоявшихся приемов. Во-вторых, в связи с различиями в длительности периодов подготовки профессиональных кадров для разных уровней: в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) — 4—5 лет; среднего профессионального образования (СПО) — 3—4 года; начального профессионального образования (НПО) — 1—2 года. Поскольку

кадровая потребность экономики удовлетворяется в большей степени за счет профессиональных кадров, выпускаемых на рынок труда региональной системой образования, величина и профессионально-квалификационная структура кадровой потребности должны быть известны заранее. Это позволит осуществить своевременную подготовку профессиональных кадров согласно изменяющимся требованиям экономики для обеспечения заданных темпов роста при соответствующем уровне технологического развития.

Различная скорость процессов модернизации и обновления экономики региона по видам экономической деятельности приводит к одновременному существованию локальных рынков разных технологических уровней (традиционных, перспективных, инновационных), формирующих различные потребности в отношении профессионально-квалификационного состава работников. Установление взаимосвязи между величиной изменений в профессионально-квалификационном составе кадровой потребности и интенсивностью процессов модернизации и обновления экономики в типовых экономических зонах (сегментах по ВЭД) позволит с нашей точки зрения повысить релевантность и точность результатов прогнозирования профессионально-квалификационного состава кадровой потребности региональной экономики.

Среди прогнозируемых компонентов кадровой потребности, обусловленных различными причинами возникновения, обладающих разной степенью зависимости от темпов экономического роста и уровня технологического развития экономики, выделяют следующие:

— «на замену» — компонент, формируемый в связи с необходимостью ежегодного восполнения числа работников, выбывших по различным причинам (выход на пенсию,

длительное отсутствие на рабочем месте, естественная убыль и пр.). Профессионально-квалификационная структура компонента «на замену» идентична существующей структуре занятости (по уровням подготовки — ВПО, СПО, НПО, специальностям и профессиям) и определяется с учетом сложившихся нормативов трудоустройства молодых специалистов по видам экономической деятельности [1];

— «дополнительная» — компонент, оценивающий прирост количества профессиональных кадров, необходимый экономике региона в соответствии со стратегическими направлениями, программами социальноэкономического и инновационного развития, инвестиционной политикой. Величина компонента связана с появлением в экономике новых рабочих мест, структура (по уровням подготовки, профессиям, специальностям) зависит от масштаба и характера влияния инвестиционных и инновационных факторов роста экономики.

Ключевыми инвестиционными факторами роста экономики, изменяющими величину и структуру кадровой потребности, являются инвестиционные проекты, которые приняты к реализации на территории региона, которые в зависимости от масштабов влияния разделяются на две категории: значимые для отдельных субъектов хозяйствования и крупномасштабные. Инвестиционные проекты (ИП), значимые для отдельных субъектов хозяйствования экономики, модернизируют деятельность отдельного предприятия с целью повышения его эффективности, но не оказывают влияния на изменение структуры региональной экономики и занятости в силу отсутствия межотраслевых мультипликативных эффектов. Результаты реализации ИП — обновление и реконструкция производственных фондов, повышение производительности труда в малом и среднем бизнесе. Сроки реализации данных ИП не превышают 1—2 года.

Крупномасштабные ИП оказывают значимое влияние на модернизацию и рост экономики муниципального образования, изменяя структуру экономики и занятости в сферах реализации ИП и смежных отраслях. Как следствие, перераспределяется структура занятости (по видам экономической деятельности, уровням подготовки, профессиям и специальностям) в связи с появлением новых рабочих мест, оснащенных современным технологическим оборудованием, и изменяется региональная структура профессионального образования (появляются новые специальности и профессии в рамках существующих направлений подготовки профессиональных кадров). В Красноярском крае к крупномасштабным инвестиционным проектам относятся [2]: «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», «Организация переработки древесины в Кежемском районе Красноярского края», «Расширение лесоперерабатывающего производства путем выпуска нового вида продукции и создание лесной инфраструктуры с целью освоения новых лесных массивов» и др., затрагивающие одновременно несколько видов экономической деятельности (обрабатывающие производства, энергетику, транспорт, строительство).

Инновационными факторами изменений кадровой потребности экономики являются инновационные проекты, в результате которых происходит внедрение инноваций в экономику и формирование новых рынков труда за счет возникновения потребности в «новых» профессиях, специальностях и квалификациях. Инновационные проекты являются фактором качественных структурных изменений для экономики, занятости и профессионального образования в регионе. Приоритетные направления развития инноваций определены в стратегиях инновационного развития РФ до 2020 г. [3] и регионов, в том числе Красноярского края [4].

Одновременное воздействие факторов инновационного и инвестиционного роста приводит к существованию в экономике региона сегментов (по видам экономической деятельности) различных технологических типов (традиционных, перспективных, инновационных), для функционирования которых требуются различные по объему и профессионально-квалификационному составу кадры, а также уровни и программы их подготовки в системе профессионального образования.

Сегмент 1 «Традиционные технологии» объединяет виды экономической деятельности, для которых процессы модернизации наиболее слабые. Данный сегмент экономики в силу использования большинством производителей обычных технологических разработок, отражающих средний уровень производства, характеризуется устойчивым спросом на традиционные профессии и квалификации в рамках существующих уровней (ВПО, СПО, НПО) и направлений подготовки (28 УГС — укрупненные группы специальностей). Следовательно, структуры кадровой потребности (по ВЭД, уровням подготовки, 28 УГС) могут быть определены из ретроспективного периода и использованы при построении прогноза.

Сегмент 2 «Модернизация и развитие» объединяет виды экономической деятельности с активными процессами технологической модернизации и расширения экономики. Данный сегмент экономики отличается от предыдущего применением технологий, обладающих новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с традиционными технологиями-аналогами, характеризуется расширяющимся спросом на традиционные и новые профессии и квалификации в рамках существующих направлений подготовки (28 УГС). При прогнозировании кадровой потребности в отношении компонента «дополнительная» професси-

онально-квалификационная структура определяется в соответствии с кадровым обеспечением ИП.

Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике» включает виды экономической деятельности с активным внедрением инновационных технологий, отличающихся новизной и уникальностью, не имеющих технологий-аналогов. Данная часть экономики характеризуется качественным изменением спроса в отношении профессиональных кадров (по уровням подготовки, новым специальностям и профессиям) и формированием новых рынков труда. При прогнозировании кадровой потребности в отношении компонента «дополнительная» профессионально-квалификационная структура определяется в результате экспертных оценок, формируемых участниками региональных технологических платформ, в рамках которых происходит разработка инновационных проектов и внедрение их результатов в экономику.

Наличие в экономике региона сегментов, предъявляющих различные требования к величине и составу профессиональных кадров, предоставило основание для применения различных подходов к прогнозированию профессионально-квалификационного состава компонентов кадровой потребности и разработке метода, выделяющего в экономике региона типовые зоны в соответствии с интенсивностью процессов модернизации и диффузии инноваций.

Критериями типизации экономики региона послужили два индекса:

— индекс «перспективность ВЭД», который характеризует интенсивность и эффективность процессов модернизации и обновления по всем видам экономической деятельности региональной экономики; в зависимости от его значений виды экономической деятельности в муниципальном образовании разделяются на формирующие 1) традиционные и 2) перспективные рынки труда;

— индекс «инновативность ВЭД», характеризующий интенсивность диффузии инноваций в экономике региона. В соответствии со значениями данного индекса выделяется третья группа — виды экономической деятельности, формирующие новые рынки труда.

Индекс перспективности для 1-го вида экономической деятельности (1р1т) рассчитывается согласно формуле:

рт = а,х йпее. + ах + а,х №“, (1)

I 1 12 I 3 / у /

где йпее1 — темп роста численности занятых в виде экономической деятельности /: отражает влияние рынка труда на масштаб и динамику занятости как показателя социальной стабильности развития региона;

ёр!1. — темп оборотов продукции и услуг вида экономической деятельности / в региональной экономике: характеризует тенденции изменения отраслевого масштаба производства, конкурентоспособности продукции и/или услуг отрасли;

— темп инвестиций в основной капитал для вида экономической деятельности / в экономике региона: отражает скорость процесса модернизации по видам экономической деятельности в региональной экономике;

а1, а2, а3 — весовые коэффициенты важности каждого параметра, входящего в индекс «перспективности ВЭД», определяемые экспертным путем. В зависимости от значений индекса перспективности определяется состав Сегмента 1 в экономике региона.

Индекс инновативности вида экономической деятельности (Ттп) рассчитывается согласно формуле:

1тп1 = в1 х йпее-‘п1 + в2 хй,р11-1п1 + в3 х&пу-1пр (2)

где дп'ее-ы1 — темп роста численности занятых в разработке и внедрении инноваций в /-м виде экономической деятельности: характеризует проникновение инноваций в процессы занятости для вида экономической деятельности /;

доля лиц, занятых в инновационной деятельности, обладает «новой» профессиональной структурой;

$р*-‘п1 — скорость оборота инновационной продукции и услуг вида экономической деятельности /: характеризует скорость проникновения инноваций в процессы производства продукции, отражает возможность вида экономической деятельности формировать внешний спрос;

й,т-,п1 — скорость инвестиций в инновации для вида экономической деятельности /: отражает инновационную активность вида экономической деятельности /;

в, в2, в3 — весовые коэффициенты важности каждого параметра, входящего в индекс «инновативности ВЭД», определяются экспертным путем. В зависимости от значений индекса инновативности определяется состав Сегмента 2 и Сегмента 3 в экономике региона.

Источниками информации при расчете индексов «перспективность ВЭД» и «инновативность ВЭД» для экономики Красноярского края послужили статистические данные [5, 6], прогнозные показатели социально-экономического и инновационного развития Красноярского края, результаты опросов работодателей, представителей науки и образования как экспертов — участников региональных технологических платформ.

Алгоритм типизации экономики региона содержит пять последовательно выполняемых этапов.

Этап 1. Расчет индекса «перспективность ВЭД» согласно формуле (1).

Этап 2. Группировка видов экономической деятельности по значению индекса «перспективность ВЭД»:

а) расчет среднего арифметического значения индекса перспективности ВЭД

(г5“ );

б) разделение совокупности видов экономической деятельности региона на две группы в соответствии с величиной среднего арифметического значения индекса перспективности;

в) определение границ каждой группы (по ВЭД) на основе расчета среднеквадратических отклонений (а1 и о2), минимальных () и максимальных (1$^.) значений;

г) определение принадлежности вида экономической деятельности к сегменту региональной экономики в соответствии с правилом:

Если Ір1т. є

і

\тР1т ■ тР1т + ) то і є группа I -

їтіп’ а2} Сегмент 1

ГірІт + ; іріт 1 то ] є группа II -

I и2’ тах \’ „

J Сегмент 2 +

(3)

Сегмент 3

Виды экономической деятельности из группы I формируют Сегмент 1 «Традиционные технологии».

Этап 3. Расчет индекса «инноватив-ность ВЭД» проводится среди видов экономической деятельности из «Группы II» по формуле (2).

Этап 4. Перегруппировка видов экономической деятельности по значению индекса «инновативность ВЭД» происходит путем выделения в самостоятельную группу совокупности видов экономической деятельности, для которых значение данного индекса превышает средний уровень. Виды экономической деятельности, удовлетворяющие данному условию, формируют Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике». В Сегменте 2 «Модернизация и развитие» остаются виды экономической деятельности, для которых значение индекса «инно-вативность ВЭД» оказалось ниже среднего уровня.

В результате типизации выделяются сегменты экономики, формирующие рынки труда с одинаковым набором компонентов и схожим характером структурных изменений (табл. 1). Выделенные характеристики сегментов экономики позволяют использовать общие правила для опреде-

ления профессионально-квалификационного состава прогнозируемых компонентов кадровой потребности внутри сегмента и предоставляют основу для применения в сегментах экономики унифицированных процедур прогнозирования профессионально-квалификационной структуры кадровой потребности.

Сегмент 1 «Традиционные технологии». Такие компоненты кадровой потребности, как «на замену», «дополнительная» в связи с темпами социально-экономического развития, характеризуются в силу традиционно существующей структуры занятости (по ВЭД, уровням подготовки, 28 укрупнённым группам специальностей) неизменными нормативами (йа1.^) трудоустройства молодых специалистов с уровнем подготовки ^) по ВЭД (1), определяемыми по результатам ежегодного мониторинга [1]. Обозначим через а1^ количество молодых специалистов, обладающих следующими характеристиками: уровень образования

— L (ВПО, СПО, НПО); направление подготовки —] (одна из 28 укрупнённых групп специальностей); вид экономической деятельности для трудоустройства — 1. Тогда нормативом трудоустройства молодых специалистов будем считать долю, которую величина а1^ составляет в каждой тысяче молодых специалистов с уровнем образования L, трудоустроенных на предприятиях или в организациях, соответствующих видам экономической деятельности / [1].

Сегмент 2 «Модернизация и развитие». В течение периода прогноза нормативы потребностей в профессиональных кадрах по уровням (ВПО, СПО, НПО) и направлениям (28 укрупнённых групп специальностей) подготовки изменяются прямо пропорционально значению индекса «перспективность ВЭД» (см. формулу 1) и ежегодно уточняются по результатам мониторинга трудоустройства молодых специалистов [7].

Таблица 1. Характеристика компонентов кадровой потребности по сегментам региональной экономики

Компонент Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике» Сегмент 2 «Модернизация и развитие» Сегмент 1 «Традиционные технологии»

«На замену»; «дополнительная» в связи с темпами СЭР Неизменны: - структура компонента по 28 УГС - нормативы трудоустройства по ВЭД Неизменны: - структура компонента по 28 УГС - нормативы трудоустройства по ВЭД Неизменны: - структура компонента по 28 УГС - нормативы трудоустройства по ВЭД

«Дополнительная» в связи с темпами модернизации и развития экономики Структура компонента количественно перераспределяется по 28 УГС Нормативы трудоустройства по ВЭД изменяются в соответствии с индексом перспективности ВЭД Структура компонента количественно перераспределяется по 28 УГС Нормативы трудоустройства по ВЭД изменяются в соответствии с индексом перспективности ВЭД Компонент отсутствует

В том числе «для реализации крупномасштабных ИП» В соответствии с кадровым обеспечением ИП (по результатам опроса работодателей и/или экспертов) В соответствии с требованиями кадрового обеспечения ИП (по результатам опроса работодателей и/или экспертов)

«Дополнительная» в связи с переходом к инновационному развитию Структура компонента может количественно и/или качественно изменяться Нормативы трудоустройства по ВЭД изменяются в соответствии с индексом инновативности ВЭД Компонент отсутствует Компонент отсутствует

В том числе «для реализации инновационных проектов» В соответствии с кадровым обеспечением проекта или результатами опроса экспертов

Примечание. СЭР - социально-экономическое развитие; УГС - укрупнённая группа специальностей; ВЭД - виды экономической деятельности; ИП - инвестиционный проект.

При определении профессиональноквалификационной структуры компонентов кадровой потребности используются следующие правила:

• «на замену» — определяется по сложившейся структуре занятости (по 28 УГС) с использованием вектора нормированных коэффициентов {йа1^}, остающихся неизменными на протяжении всего периода прогноза;

• «дополнительная» в связи с темпами модернизации и развития экономики — определяется по существующей структуре занятости и новым нормативам трудоустройства по видам экономической деятельности (йа2^ь) с последующим нормированием коэффициентов согласно формулам:

йа2^(,п) = йа1^(г0) х (1+ Рт(^ х

йа2¿(г) = йа1^(,)+( йа2^(гг) -

- йа1^(,0))/(,п-,0) х (г-у, (4)

где 0 г, г — начальный, последний и текущий год периода прогноза соответственно;

йа2^ — новый норматив трудоустройства молодых специалистов с уровнем образования Ь, получивших подготовку по направлению на предприятиях или в организациях, соответствующих виду экономической деятельности / из Сегмента 2;

1р,т.(г) — индекс перспективности вида экономической деятельности / к концу периода прогноза ^ определяется на основе программ социально-экономического развития, модернизации экономики региона и прогноза численности занятых по видам экономической деятельности;

й^(г) — доля занятых в виде экономической деятельности / с уровнем профессионального образования Ь (ВПО, СПО, НПО) к концу периода прогноза ^

• «для реализации крупномасштабных ИП» — определяется как часть предыдущего компонента в соответствии с количеством кадров и структурой их профессиональной подготовки, заявленной в ИП, или по результатам опроса работодателей и/или экспертов.

Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике». На начало периода прогноза определяются нормативы потребностей в профессиональных кадрах по уровням (ВПО, СПО, НПО) и направлениям (28 УГС) подготовки, которые к концу периода изменяются прямо пропорционально индексу «инновативность ВЭД» (см. формулу 2) и ежегодно уточняются (в отношении «новых» профессий) по результатам экспертного опроса. При определении компонентов кадровой потребности используются следующие правила (см. табл. 1):

— «на замену» — определяется по сложившейся структуре занятости (по 28 УГС) на основе вектора нормированных коэффициентов {йа 1±\;

— «дополнительная» в связи с темпами модернизации и развития экономики — определяется по существующей структуре занятости и измененным нормативам трудоустройства молодых специалистов в соответствии с индексом перспективности ВЭД на базе формулы (4);

— «дополнительная» в связи с переходом к инновационному развитию — изначально определяется по сложившейся структуре занятости и измененным нормативам трудоустройства молодых специалистов по видам экономической деятельности, рассчитанным в соответствии с

индексом инновативности ВЭД. На последующих итерациях, по результатам экспертного опроса, возможны корректировки в существующей структуре подготовки профессиональных кадров. Новые нормативы трудоустройства в данном сегменте экономики определяются на основе преобразования нормативов трудоустройства (йа2^) к последнему году прогнозного периода (,п) с последующим нормированием и расчетом равномерного изменения норматива (йа3±) для каждого шага периода прогноза согласно формулам:

йа3 Ь(,) = йа21(г) х Ттп.(г),

у х п у х п Л п}

йа3.^(г) = йа2^(г0)+( йа3^(гп) —

— йа2^(,))/(,п-,) х (г-г), (5)

где йа3 ^ — норматив трудоустройства молодых специалистов с уровнем образования Ь, получивших подготовку по направлению на предприятиях или в организациях, соответствующих виду экономической деятельности / из Сегмента 3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I™ (гп) — индекс инновативности вида экономической деятельности к концу периода прогноза ^ определяется на основе программ социально-экономического развития, стратегии модернизации и инновационного развития региона;

— «дляреализации инновационных проектов» — определяется как часть предыдущего компонента в соответствии с количеством кадров и структурой их профессиональной подготовки, заявленной в ИП, или по результатам опроса экспертов. Вопросы изменения структуры профессиональной подготовки в связи с возникновением потребности в «новых» профессиях и специальностях в данной статье не рассматриваются.

Полученные результаты

В результате типизации экономики Красноярского края в 2012 г. с учетом прогнозов социально-экономического, инвестиционного и инновационного развития, результатов развития региональной технологической платформы «Продовольственная безопасность Сибири. Инновационные технологии производства, переработки и логистики сельскохозяйственной продукции» определен состав сегментов (по ВЭД) региональной экономики до 2017 г. (табл. 2).

Стратегическими ориентирами при определении условий и тенденций эконо-

мического развития Красноярского края послужили следующие документы:

— Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года;

— Прогноз социально-экономического развития Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов;

— Основные итоги социально-экономического развития края в 2011 году;

— Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края на 2012—2014 годы»;

Таблица 2. Состав сегментов экономики Красноярского края в 2013-2017 гг.

Сегмент экономики Виды и подвиды экономической деятельности (ВЭД) Итого ВЭД

Сегмент 1 «Традиционные технологии» В: Рыболовство, рыбоводство ОД: Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака ОВ: Текстильное и швейное производство ОС: Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви ОО: Обработка древесины и производство изделий из дерева ОЕ: Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность DF: Производство кокса, нефтепродуктов Ой: Химическое производство ОН: Производство резиновых и пластмассовых изделий 01: Производство прочих неметаллических минеральных продуктов ОК: Производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов DL: Производство электрооборудования,электронного и оптического оборудования ОМ: Производство транспортных средств и оборудования ОМ: Прочие производства Н: Гостиницы и рестораны J: Финансовая деятельность L: Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение N1: Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0: Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 19

Сегмент 2 «Модернизация и развитие» С: Добыча полезных ископаемых DJ: Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Е: Производство и распределение электроэнергии, газа и воды К: Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4

Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике» Д: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство F: Строительство й: Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования I: Транспорт и связь М: Образование 5

— Концепция долгосрочной целевой программы «Кадровое обеспечение экономики края на 2012—2014 годы»;

— Паспорт региональной технологической платформы «Продовольственная безопасность Сибири. Инновационные технологии производства, переработки и логистики сельскохозяйственной продукции»;

— Приложения к АИС ММО Красноярского края: «Потребность в кадрах предприятий, реализующих инвестиционные и инновационные проекты, в профессионально-квалификационном разрезе»; «Сведения о потребности в квалифицированных рабочих и специалистах (по организациям МО)»; «Сводные сведения и потребности в квалифицированных рабочих и специалистах».

Полученные результаты использованы при формировании прогноза кадровой потребности экономики Красноярского края до 2017 г. (табл. 3). При прогнозировании кадровой потребности учтено, что каждый сегмент экономики развивается согласно следующим сценариям.

Сегмент 1 «Традиционные технологии»: ежегодные темпы роста ВРП составляют 104,3% (в ценах 2000 г.); средний темп роста

инвестиций в основной капитал по ВЭД — 106,0%; средний темп роста производительности общественного труда — 103,6% (в ценах 2000 г.).

Сегмент 2 «Модернизация иразвитие» и Сегмент 3 «Переходный к инновационной экономике»: средний ежегодный темп роста ВРП составляет 106,3% (в ценах 2000 г.); средний темп роста инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности — 108,6%; средний темп роста производительности общественного труда — 104,9% (в ценах 2000 г.).

В результате прогнозирования установлено, что к 2017 г. дополнительное количество профессиональных кадров, необходимых экономике края в связи с темпами модернизации и развития, может увеличиться вдвое (5,0 тыс. чел. в 2017 г. против 2,3 тыс. чел. в 2013 г.). Тем не менее в совокупной кадровой потребности экономики Красноярского края данная величина не превысит 7%, что явно недостаточно для ускорения процессов модернизации и развития.

Определение профессионально-квалификационного состава кадровой потребности региональной экономики на основе использования формул (4, 5) позволило

Таблица 3. Прогноз потребности экономики Красноярского края в профессиональных кадрах в 2013-2017 гг., тыс. чел.

Компонент кадровой потребности в сегменте экономики 2013 2014 2015 2016 2017

«На замену», всего 45,5 42,3 40,3 41,3 38,4

Сегмент 1 14,2 11,9 10,5 11,1 10,6

Сегмент 2 7,5 7,1 7,9 8,1 8,1

Сегмент 3 23,9 23,3 21,9 22,0 19,7

«Дополнительная» в связи с темпами СЭР, всего 20,5 24,3 26,0 25,5 27,7

Сегмент 1 4,8 4,7 3,8 3,0 4,3

Сегмент 2 7,2 7,2 8,4 ,8 8, 9,3

Сегмент 3 8,5 12,4 13,8 13,7 14,1

«Дополнительная» в связи с темпами модернизации и развития экономики, всего 2,3 2,4 3,2 4,1 5,0

Сегмент 2 0,8 1,1 1,4 1,8 1,7

Сегмент 3 1,5 1,3 1,8 2,3 3,3

Всего 68,3 69,0 69,5 70,9 71,1

Таблица 4. Прогноз изменения профессионально-квалификационной структуры кадровой потребности среди 10 наиболее востребованных УГС (по ВПО) в экономике Красноярского края к 2017 г., в долях, %

Код УГС Наименование УГС 2013 2017

080000 Экономика и управление 9,5 7,5

050000 Образование и педагогика 7,8 5,8

030000 Гуманитарные науки 7,0 5,6

230000 Информатика и вычислительная техника 5,8 5,7

060000 Здравоохранение 5,6 4,2

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 5,3 7,8

190000 Транспортные средства 5,1 7,9

260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 4,7 5,0

270000 Строительство и архитектура 3,9 3,8

020000 Естественные науки 3,7 3,3

- Остальные 18 УГС 41,6 43,4

- Всего 100,0 100,0

Таблица 5. Прогноз изменения профессионально-квалификационной структуры кадровой потребности среди 10 наиболее востребованных УГС (по СПО) в экономике Красноярского края к 2017 г., в долях, %

Код УГС Наименование УГС 2013 2017

080000 Экономика и управление 10,2 8,1

190000 Транспортные средства 7,0 9,5

060000 Здравоохранение 7,0 5,1

050000 Образование и педагогика 6,6 4,9

150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка 6,4 8,0

270000 Строительство и архитектура 5,8 5,5

260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 5,7 6,3

230000 Информатика и вычислительная техника 5,7 5,4

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 5,5 7,7

030000 Гуманитарные науки 5,4 4,4

- Остальные 18 УГС 34,7 35,1

- Всего 100,0 100,0

Таблица 6. Прогноз изменения профессионально-квалификационной структуры кадровой потребности среди 10 наиболее востребованных УГС (по НПО) в экономике Красноярского края к 2017 г., в долях, %

Код УГС Наименование УГС 2013 2017

190000 Транспортные средства 11,8 13,7

100000 Сфера обслуживания 10,5 10,3

080000 Экономика и управление 10,4 9,8

110000 Сельское и рыбное хозяйство 7,8 6,9

270000 Строительство и архитектура 7,4 6,5

140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 6,0 7,9

150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка 5,7 5,9

260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 5,6 5,5

230000 Информатика и вычислительная техника 3,9 3,8

050000 Образование и педагогика 3,4 2,5

- Остальные 18 УГС 27,3 27,1

- Всего 100,0 100,0

установить необходимую структуру подготовки профессиональных кадров (по укрупненным группам специальностей) и выделить наиболее востребованные группы специальностей по уровням образования (ВПО, СПО, НПО) до 2017 г. (табл. 4, 5 и 6).

Выводы

Таким образом, предлагаемый метод типизации экономики региона и применение стандартных процедур определения

профессионально-квалификационного состава компонентов кадровой потребности в сегментах экономики позволяют повысить точность, надежность и релевантность результатов прогнозирования кадровой потребности муниципальных образований с учетом возникновения структурных изменений в экономике, занятости и профессиональном образовании региональной экономической системы.

Литература

1. Тенденции на рынке труда в условиях влияния на экономику России мирового кризиса и роль системы профессионального образования в кадровом обеспечении перспективных рынков труда в послекризисный период: аналитический доклад на Всерос. науч.-практ. конф. (15—17 апреля 2009 г.) / В.А. Гуртов, Е.А. Князев, Е.А. Питухин и др.; под ред. В.А. Гуртова. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. — 107 с.

2. Отчет об итогах социально-экономического развития Красноярского края за 2011 год [Электронный ресурс]. — ИНЬ: http://www.econ.krskstate.ru/ser_kray/itog (дата обращения: 01.04.2012).

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р [Электронный ресурс]. — ИНЬ: http://old.mon.gov.ru/ files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf (дата обращения: 08.04.2013).

4. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край — 2020» [Электронный ресурс] / Правительство Красноярского края — 2011. — ИНЬ: http://www. krskstate.ru/innovation/strategy (дата обращения: 01.04.2013).

5. Отдельные показатели системы национальных счетов: статистический сборник / Красноярскстат. — Красноярск: ФСГС, 2011. - №1-21. - 33 с.

6. Научные исследования и инновации: Красноярский краевой статистический ежегодник, 2012 [Электронный ресурс] / Красноярскстат. — Красноярск: ФСГС. — ИЯЬ: http://www.krasstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/puЫications/official_puЫications/electronic_versions (дата обращения: 01.04.2013).

7. Васильева, З.А. Моделирование процессов определения кадровой потребности региона с учетом социально-экономических, демографических и инвестиционных изменений / З.А. Васильева, И.В. Филимоненко // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Восьмой Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. — Кн. I. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - С. 88-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.