Научная статья на тему 'Типичные ошибки психолога-диагноста'

Типичные ошибки психолога-диагноста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4465
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ-ДИАГНОСТ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОШИБОК / МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / PSYCHOLOGIST-DIAGNOSTICIAN / PSYCHODIAGNOSTIC PROBLEM / DIAGNOSTIC MISTAKES / CLASSIFICATION OF DIAGNOSTIC MISTAKES / COMPUTER SIMULATION METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриев А. Ф., Рыжкова А. Н.

С помощью метода компьютерного моделирования диагностических задач изучаются типичные ошибки психолога-диагноста. Предлагается их теоретически обоснованная классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical mistakes of a psychologist-diagnostician have been studied with the help of computer simulation of diagnostic problems. Theoretically grounded classification of these mistakes is proposed.

Текст научной работы на тему «Типичные ошибки психолога-диагноста»

Проблемы практической психологии

А.Ф. Ануфриев, А.Н. Рыжкова

Типичные ошибки психолога-диагноста

С помощью метода компьютерного моделирования диагностических задач изучаются типичные ошибки психолога-диагноста. Предлагается их теоретически обоснованная классификация.

Ключевые слова: психолог-диагност, психодиагностическая задача, диагностические ошибки, классификация диагностических ошибок, метод компьютерного моделирования.

В настоящее время большинство исследований, выполненных в области психологической диагностики, направлено на разработку и совершенствование диагностических методик. Вместе с тем существуют работы, в которых изучается сама диагностическая деятельность психолога и, в частности, возникающие в ней диагностические ошибки. Ряд ошибок, связанных с познавательной сферой обследуемого, личностными особенностями диагноста, уровнем его профессиональной компетенции, факторами общения, искажающими результаты диагностического обследования, выделяются в работах отечественных и зарубежных психологов [1-4; 6; 7; 9 и др.]. В некоторых из них также предприняты попытки систематизации диагностических ошибок по определенному логическому основанию. Так, 2. Р1ешска выделяет ошибки сбора (наблюдения, регистрации, инструментальные) и переработки (эффект первого впечатления, ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, познавательные радикализм и консерватизм) данных [10, с. 37-46]; С.Т. Посохова выделяет ошибки нравственных соблазнов (соблазны власти, ответственности, самокрасования, следования «методической моде», «воздаяний», спекуляции, чрезмерного экспериментирования, эмоционально-соматического

Проблемы практической психологии

выгорания и сохранения собственных проблем) [8]; А. А. Ершов - ошибки наблюдения (гало-эффект Торндайка, эффект снисхождения, ошибки центральной тенденции, корреляции и первого впечатления) [5].

Однако для перечисленных исследований характерны следующие существенные недостатки, связанные с тем, что в них, во-первых, выделяются 1лишь некоторые ошибки, относящиеся к одному или двум этапам диагностического процесса - «Феноменология и анамнез» и «Выдвижение гипотез»; во-вторых, не учитываются основные источники возникновения диагностических ошибок (субъект диагностики, объект диагностики, нарушение взаимодействия субъекта с объектом, средства диагностики); в-третьих, при изучении диагностических ошибок в этих работах не используется один из наиболее эффективных методов изучения диагностической деятельности - компьютерное моделирование диагностических задач. Таким образом, актуальность представленного исследования определяется отсутствием специальных работ, посвященных изучению с помощью современных методов типичных ошибок психолога при осуществлении диагностической деятельности.

В исследовании использовалась компьютерная методика моделирования психодиагностических задач, предназначенная для изучения процесса их решения. С целью выявления типичных ошибок субъекта диагностики эта методика была модифицирована. Она заключалась в том, что были разработаны новые диагностические задачи. Такие задачи строились на основе описания случаев из психодиагностической практики с поставленными диагнозами и обследования клиентов-подростков 10-15-летнего возраста, имеющих поведенческие трудности, с помощью пакета психологических методик, включающего 41 методику. Новые задачи отвечали принципам, сформулированным в концепции решения диагностических задач: причинности (в разработанных задачах нашли отражение такие причинно-следственные связи, какие имеют место в практических диагностических задачах); фактической правильности диагноза (в качестве правильного ответа признана не любая логически выводимая из имеющихся симптомов причина, а лишь фактически имеющая место); активного получения диагностической информации (неполноту начальных условий диагностических задач субъект диагностики имеет возможность преодолевать за счет собственной активности в ходе диагностического процесса); избыточности данных (каждая задача содержит возможность получения интересующей субъекта диагностики любой дополнительной диагностической информации, обеспечивающей возможность реализации им различных путей диагностического поиска).

Модификация компьютерной программы заключалась также в том, что, предъявляя испытуемому диагностические задачи и регистрируя

процесс их решения, она позволяла оценивать параметры адекватности на всех этапах диагностического процесса и распечатывать протоколы решения в автоматическом режиме. Имитация реального процесса диагностики в лабораторных условиях, сохраняя его специфические особенности, позволяла испытуемым решать диагностические задачи столько раз, сколько необходимо для всестороннего изучения этого процесса, контролировать условия их решения и регистрировать существенные характеристики каждого этапа решения.

Применение метода компьютерного моделирования для изучении ошибок субъекта диагностики при решении диагностических задач позволило получить следующие результаты.

1. Выявлены типичные ошибки субъекта диагностики на всех этапах диагностического процесса. Показано, что они на каждом этапе диагностического процесса специфичны. На этапе феноменологии и анамнеза такими ошибками являются неадекватность (диагност недостаточно хорошо понимает значение данного этапа, вследствие чего симптом отождествляется с гипотезой и диагнозом), избыточность данных в резюме по феноменологии (диагност сопровождает перечень найденных симптомов избыточной или малозначимой информацией), неполнота данных в резюме по феноменологии (в процессе анализа феноменологической информации диагност не находит все симптомы психологической трудности обследуемого).

Для этапа выдвижение гипотез типичными ошибками являются отсутствие формулировки диагностических гипотез (диагност при решении диагностической задачи пропускает этап выдвижение гипотез), их неадекватность (диагностом не формулируются альтернативные гипотезы для установленных симптомов), неоперациональность (при формулировке гипотез диагност использует понятия чрезмерно высокого уровня абстракции, которые невозможно проверить с помощью имеющихся психологических методик), недостаточное количество выдвинутых гипотез (диагност либо не выдвигает гипотезы для всех симптомов, установленных на этапе «Феноменология и анамнез», либо не выдвигает альтернативные гипотезы для каждого симптома).

Для этапа проверки гипотез характерны такие ошибки, как проверка не всех гипотез, несоответствие методики проверяемой гипотезе, использование избыточного количества методик.

Для этапа «Диагностическое заключение» типичными ошибками являются отсутствие формулировки заключения, его неадекватность, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

2. Выполнен анализ типичных ошибок субъект диагностики в различных компонентах диагностической деятельности. Показано, что наибольшее количество ошибок связано с гностическим компонентом психодиагностики, т.е. с операционной стороной диагностического мышления. В семиотическом компоненте диагностики ошибки возникают в связи с незнанием типологии запросов и их психологических причин. Наименьшее число ошибок связано с техническим компонентом диагностики -отбором и использованием диагностических методик.

Большое количество ошибок в гностическом компоненте психодиагностики связано со сложностью диагностического процесса, обусловленной иерархическим строением объекта диагностики, многозначностью связей между его элементами, многоэтапностью и меняющейся в зависимости от конкретных обстоятельств последовательностью этапов диагностического процесса. Сопоставление ошибок в семиотическом и техническом компонентах свидетельствует о том, что применение методик является более простым процессом, чем определение связей между элементами объекта диагностики.

Полученные данные также говорят о том, что, по сравнению с применением психологических методик и определением связей между элементами объекта диагностики, решению диагностических задач по определению действующей причины определенных характеристик запроса уделяется недостаточно внимания при проведении научных исследований, разработке методик, направленных на повышение эффективности диагностической деятельности, а также в процессе профессиональной подготовки диагностов.

3. Построена новая классификация диагностических ошибок, систематизирующая ошибки, выделяемые в психологической литературе и обнаруженные автором в процессе эмпирического исследования решения диагностических задач. Отличие новой классификации от известных в психологической диагностике состоит в том, что она построена не на эмпирических, а на теоретических основаниях. Они вытекают из понимания диагностического процесса, согласно которому он определяется как опосредованное диагностическими средствами взаимодействие диагноста с обследуемым. В соответствии с таким пониманием диагностического процесса источниками диагностических ошибок являются субъект, объект диагностики, взаимодействие субъекта с объектом диагностики, диагностические средства. Таким образом, в предложенной классификации теоретически возможные источники возникновения диагностических ошибок выступают в качестве критериев для систематизации эмпирически наблюдаемых диагностических ошибок.

В данной классификации выделены четыре группы ошибок. Первая группа - ошибки субъекта диагностики, которые связаны с гностическим (операционная сторона мышления психолога по определению действующей причины данного состояния обследуемого), семиотическим (незнание типологии запросов и их психологических причин) и техническим (неправильный отбор и применение методик) компонентами психодиагностики. Вторая группа - ошибки объекта диагностики, связанные с мотивационными и личностными особенностями обследуемого. В третью группу входят ошибки, связанные с несовершенством диагностических методик. Четвертую группу образуют ошибки сообщения диагностических данных пользователю.

В указанной классификации ошибки субъекта диагностики, связанные с гностическим компонентом психодиагностики, также делятся по этапам диагностического процесса на ошибки сбора феноменологических данных, выдвижения, проверки гипотез, построения диагностического заключения.

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в следующем.

1. Новая классификация диагностических ошибок создает основу для разработки особого раздела в психологической диагностике - психологической эрологии, посвященного накоплению, анализу и обобщению диагностических ошибок, возникающих в различных областях психологической практики.

2. Полученные данные о наличии диагностических ошибок в различных компонентах психодиагностики можно рассматривать как эмпирическое подтверждение теоретического положения концепции решения диагностических задач о неправомерности отождествления научной психодиагностики с одним из ее компонентов, связанного с разработкой и применением диагностических методик (психометрический подход). Получено также эмпирическое подтверждение другого теоретического положения указанной концепции о продуктивности выделения в структуре научных основ психодиагностики гностического, семиотического и технического компонентов.

3. Проведенный анализ диагностических ошибок позволяет также уточнить теоретическое описание процесса решения диагностических задач, показать вклад каждого компонента психодиагностики в диагностический процесс. Полученные эмпирические данные говорят не о рядо-положенности компонентов психодиагностики, а о приоритетности гностического компонента перед другими компонентами психодиагностики, что соответствует теоретическому положению концепции решения диаг-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

ностических задач о ведущей роли гностического компонента в диагностическом процессе, подчиненности ему других компонентов психодиагностики.

Полученные в исследовании результаты можно использовать для разработки учебных спецкурсов по психологической диагностике и практикумов по основам постановки психологического диагноза, для организации тренировочных занятий по решению компьютерных диагностических задач и анализа возникающих ошибок. Знакомство диагностов с типичными ошибками будет способствовать повышению эффективности диагностической деятельности и позволит максимально приблизить процесс обучения к практике.

Научно-обоснованная классификация диагностических ошибок может выступать теоретико-эмпирической основой для проведения дальнейших научных исследований в области психодиагностики и накопления знаний о диагностических ошибках. Данная классификация также может применяться для профилактики ошибок. Планомерное обобщение протоколов решения психодиагностических задач, их теоретическое осмысление позволит разработать методические рекомендации по преодолению диагностических ошибок и выработать эффективные способы их коррекции.

Методика компьютерного моделирования психодиагностической деятельности субъекта диагностики также может применяться для организации системы повышения квалификации психологов, для проведения мониторинга уровня профессиональной подготовленности к осуществлению психодиагностической деятельности и оценки сформированности умений решать практические задачи. Данная методика также может использоваться для разработки задач-моделей различных типов в целях научного исследования.

Разработанную в исследовании программу комплексного диагностического обследования подростков целесообразно использовать в работе психологической службы системы образования.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. Система основных понятий. М., 2006.

2. Ануфриев А.Ф. Основы практической психодиагностики: В 2 ч. М., 2009.

3. Бусарова О.Р. Психологический анализ решения диагностических задач (на материале консультирования подростков): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

4. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.

6. Костромина С.Н. Исследование процесса решения психодиагностических задач практическим психологом: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

7. Пучкова Е.Б. Особенности решения психодиагностических задач учителями с различным уровнем коммуникативной компетенции: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т. Посоховой. М.; СПб., 2005.

9. Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

10. Р1е%І8ка Ъ. Рі^іа^'у diaqnozy р8ІИо1(^іс7пе). Іп Бі^о^^па р8ІЬо^іа ^'усИо^'а^гаа. Шажа%га,1980.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.