ТИМБИЛДИНГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
ТРУДА
Шкляр Татьяна Львовна
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры Маркетинга и коммерции Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
E-mail: [email protected] Агапкин Артем Олегович студент 2 курса факультета коммерции, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва
E-mail: AOAgapkin@mesi. ru
TEAM BUILDING AND ITS INFLUENCE ON THE INTERNAL LIFE OF
THE COMPANY
Shklyar Tatyana
Cand. Econ. Sciences, the senior teacher of the chair of Marketing and Commerce, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI), The
Russian Federation, Moscow Agapkin Artem
student of the 2nd course of the faculty of Commerce, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI), the Russian Federation, Moscow
АННОТАЦИЯ
Каждый руководитель задумывается о слаженной команде, а любой сотрудник мечтает о дружном коллективе. Все это возможно реализовать с помощью тимбилдинга. Именно игры на природе, совместные праздники, квесты — формируют продуктивную команду, которая в рабочее время отличается согласованностью и взаимовыручкой.
ABSTRACT
Every leader thinks about the coordinated team, and any employee dreams of a friendly team. All this is possible to implement with team building. Exactly games in nature, joint holidays, quests, form a productive team, which working time is consistency and reciprocity.
Ключевые слова: тимбилдинг; коллектив; деловые коммуникации; человеческий фактор; сотрудник; рабочая среда; производительность труда; школа человеческих отношений; социально-психологический фактор.
Keywords: Team building; team; business communication; the human factor; the employee; the working environment; labour productivity; school of human relations; socio-psychological factor.
Психологическая атмосфера очень важна в любом трудовом коллективе. В дружной команде и проблем меньше, и сотрудники более лояльные и мотивированные. Что же помогает предприятию налаживать коммуникации внутри своей компании, влиять на человеческий фактор, увеличивать производительность труда? Важным рычагом, позволяющим улучшать уровень взаимодействия коллектива, безусловно, является тимбилдинг.
Основателем концепции тимбилдинга принято считать автора Хоторнских экспериментов 1927—1932 годов — Элтона Мейо. Джордж Элтон Мэйо, изучив влияние разных элементов на производительность труда в компании WesternHawthorneWorks, доказал, что социально-психологические факторы оказывают более сильное воздействие на производительность персонала, чем комплектующие физической среды, при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна. Мейо обнаружил, что производительность труда у участников эксперимента увеличилась после психологических стимулов. Внешние проявления заключались в интересе и вниманию к работе, а внутренние: в ощущении собственной важности и значимости.
После проведения данного эксперимента Элтон сделал следующие выводы, повлиявшие впоследствии на формирование концепции тимбилдинга:
• взаимоотношения руководителя — подчиненного влияют на производительность труда;
• на производительность также влияют рабочие нормы;
• у рабочего места есть своя культура;
• забота и поддержка внутри коллектива важнее физических условий труда.
Производительность труда — экономический показатель, выражается как затраты рабочего времени на производство единицы продукции [1].
Чем комфортнее психологически работнику, тем выше производительность труда. Статистика результатов командообразования показывает разные результаты, в зависимости от производства и психологических особенностей подчинённого, но во всех вариантах наблюдается положительная тенденция (см. Таблицу 1, 2).
Таблица 1.
Влияние командообразования на производительность труда (сервисный _ центр Группы компаний «Надежный контакт»_
Фамилия Производительность труда до тимбилдинга\ед. Производительность труда после тимбилдинга\ед.
Беляев 157 189
Переверзев 183 226
Шалимов 212 245
Бутенко 125 154
Шайтанов 83 96
Таблица 2.
Влияние командообразования на производительность труда (рекламное агентство «ГРАНП полиграф»
Фамилия Производительность труда до тимбилдинга\ед. Производительность труда после тимбилдинга\ед.
Негода 42 54
Старицкая 56 59
Никифоров 74 81
Краминцева 51 73
Дорофеев 68 76
В качестве тимбилдинга был проведен выезд на природу «один день на Ранчо». Данная программа — это захватывающие путешествие сотрудников компании в эпоху вестерна. Где люди, окунувшись в атмосферу дикого запада, незабываемо увлекательно проводят вместе со своими коллегами досуг, сближаясь как команда, и, сами того не замечая выполняют большой спектр задач и упражнений, направленных на сплочение коллектива.
Диапазон задач, решаемый тимбилдингом, можно разделить на две группы: teambuilding и leamspirit
Teambuilding: задачи, направленные на формирование команды, наработку навыков, приобретение привычек и опыта.
Learnspirit: задачи, связанные с формированием командного духа и благоприятной атмосферы внутри коллектива.
Также, можно выделить около 5 основных направлений, в которые тимбилдинг привносит существенный вклад.
1. Улучшение коммуникаций команды
• появление знаний о командообразовании;
• развитие неформальных связей, как внутри команды, так и с клиентами, партнерами.
2. Ролевое распределение
• осмысление участниками своих полномочий и обязанностей;
• развитие навыков принятия ответственности;
• развитие лидерских качеств.
3. Самооценка
• рост уверенности в себе благодаря успехам;
• принятие информации о своих особенностях взаимодействия и о себе самом;
• получение информации о своих положительных и отрицательных особенностях взаимодействия в команде.
4. Внутренние резервы
• в силу необыкновенных условий возможно возникновение скрытых возможностей, изменение мнения о коллегах;
• развитие навыков нестандартного принятия решений;
• развитие навыков принятия правильных решений в стрессовых и тяжелых ситуаций;
• развитие умения идти на оправданный риск.
5. Повышение эффективности
• улучшение производительности труда;
• развитие осознания каждого сотрудника членом одной единой команды. Впервые о реализации концепции тимбилдинга в жизнь заговорили в 1960 году, при создании программы по реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме. Программа называлась RopeCourses, что в переводе на русский язык — веревочный курс. Различные источники утверждают, что программу взяли на вооружение японцы, для подготовки военных.
Важнее сказать о том, что предприимчивые американские предприниматели со временем превратили эту программу в бизнес-услугу, сформировав тем самым, новое бизнес-направление — тимбилдинг. В настоящий момент и в России можно наблюдать развитие данного бизнеса.
Подводя итоги, необходимо отметить, что тимбилдинг помогает компании не только увеличить производительность труда, но и наладить внутрифирменную жизнь предприятия.
Только по-настоящему единый коллектив способен достигать огромных результатов и добиваться высоких вершин. Ни одна другая концепция не способна решить эту задачу так, как концепция тимбилдинга.
Список литературы:
1. Агафонов А.Н., Зильберштейн О.Б., Халеев А.И. О роли организационной культуры в системе стратегического управления инновационным бизнесом. М., 2013
2. Гасымова Г.М. Продвижение как метод управления в условиях рыночной экономики. Коллективная монография профессорско-преподавательского состава кафедры Маркетинга и коммерции Института Менеджмента МЭСИ, М., 2013
3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 10-1. — С. 125—126.
4. Понявина М.Б. Маркетинговые аспекты формирования высокого уровня брутто-кэш-флоу на рынке новых услуг за счет премиального ценового
позиционирования. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 34. — С. 87—92. 5. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ru.wikipedia.org/wiki/Командообразование (дата обращения 25.04.2014).