Научная статья на тему 'Theoretical basis of development of labor market and social policy in the Republic of Bulgaria'

Theoretical basis of development of labor market and social policy in the Republic of Bulgaria Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LABOR MARKET / SOCIAL POLICY / LABOR DEMAND / LABOR SUPPLY / LABOR FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Venelin Terziev

The paper examines theoretical basis of labor market and social policy in connection to their development in conditions of the transition period in Bulgaria as a model containing common and specific features. The main characteristics and concepts of the labor market are discussed reflecting specific trends and explanations of the states of labor market. Labor market is scrutinized as a dynamic system and analyses and comparisons to other markets are made. Labor market policies on employment and unemployment are considered too as well as their importance in periods of economic and/or financial crises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Theoretical basis of development of labor market and social policy in the Republic of Bulgaria»

эффективно спланирован комплексный поток, соответствуют ли мощности строительных организаций требуемой интенсивности объектных потоков. Показатели включают: сметную стоимость, продолжительность строительства, общую площадь жилых зданий; сметную стоимость объектов очередей строительства, стоимость квадратного метра жилых объектов.

Программа позволяет производить расчет параметров для строительства жилых комплексов включающих до тридцати частных объектных потоков, не требует специального программного обеспечения, доступна на базе стандартного пакета Microsoft Office и использует встроенный в Excel средство программирования Visual Basic.

Программа позволяет корректировать календарный планы по ресурсопотреблению в соответствии с оперативной обстановкой на строительных площадках.

Список литературы:

1. СНиП 1.04.03-85*. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий зданий и сооружений.

2. Пособие по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ для жилищно-гражданского строительства (к СНиП 3.01.01-85).

3. Стандарт организации. Организация строительного производства. Общие положения. СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011.

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

© Тайгибова Т.Т.*

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

В данной статье рассматриваются роль маркетинговой среды в функционировании учреждений сферы медицинских услуг. Анализируются факторы, влияющие на экономическую деятельность учреждений сферы медицинских услуг. Рассматриваются основные проблемы принятия и реализации управленческих решений. Выявлены факторы, активно влияющие на функционирование учреждений сферы медицинских услуг.

Сегментация рынка медицинских услуг проведена, определены основные пациенты, конкуренты, изучен спрос на медицинские услуги. Кажется,

* Начальник отдела методического обеспечения и аккредитации.

что в основном все сделано. Но это только на первый взгляд. Через некоторое время вы начинаете замечать, что не все идеи и планы реализуются, а объем получаемой прибыли гораздо меньше предполагаемого.

Порой начинает казаться, что кто-то активно вмешивается в деятельность медицинского учреждения. Действительность такова, что медицинское учреждение не одно на рынке медицинских услуг. Рядом находятся другие, претендующие на рыночную долю, свою рыночную позицию и, конечно, пациентов. Задача заключается в том, чтобы понять, какие конкретно факторы воздействуют в прямом смысле на развитие, а какие нет: факторы внешнего и внутреннего порядка.

И тогда станет ясно, что те вещи, на которые медицинские учреждения раньше практически не обращали внимания при составлении маркетинговой программы, играют если не главную, то определяющую роль.

Маркетинговая среда представляет собой совокупность факторов (внешних и внутренних), различных сил (экономических, политических, социальных), активно влияющих на экономическую деятельность медицинского учреждения, стабильность развития и эффективность принятия управленческих решений.

Именно этот анализ поможет правильно оценить и понять, что можно изменить без особого ущерба для учреждения.

Наиболее успешные компании оценивают свою деятельность как изнутри, так и с позиций наблюдателя. Они прекрасно понимают, что маркетинговая среда постоянно преподносит сюрпризы - то новые угрозы, то новые возможности. Для каждой компании жизненно важно отслеживать происходящие изменения и адаптироваться к ним. Таких примеров очень много.

Зарубежные специалисты подчеркивают, что без должного анализа окружающей маркетинговой среды рассчитывать на успех бессмысленно. Зато, осуществив такой анализ, с уверенностью можно сказать, что не просто знаете, как развиваться, но и можете предотвратить, изменить и как к минимуму свести свои так называемые предпринимательские риски. Партнерами медицинского учреждения могут быть финансово-кредитные, другие медицинские учреждения, государство.

Это могут быть другие учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Например, при оказании плановой медицинской помощи по поводу урологического заболевания партнерами поликлиник могут выступать стационар, консультативно-диагностический центр, кафедра урологии медицинского института и др. Кроме того, к этой группе относят предприятия, являющиеся поставщиками оборудования, инструментария, лекарственных препаратов и других материальных ресурсов медицинского труда.

Следующая группа - финансово-кредитные учреждения. В условиях оказания платных медицинских услуг, появления коммерческих учреждений

особую актуальность приобретают, наряду с традиционными источниками финансирования (банковский кредит), приобретение оборудования по лизингу, факторинг и др.

Третью группу образует государство, которое заинтересовано в привлечении медицинских учреждений и организаций к выполнению разработанных соответствующими правительственными органами программ в области здоровья населения в целом и отдельных групп в частности. Для этого государство должно заинтересовать лечебно-профилактические учреждения в выполнении программ, предоставляя им налоговые льготы, дотации,

Контролируемые факторы - это факторы, оказывающие влияние и действующие внутри медицинских учреждений, которые подвластны контролю со стороны руководства медицинских учреждений.

Общие цели - определение руководством медицинского учреждения объема оказываемых медицинских услуг, получение возможной прибыли, выбор целевого рынка. Это дает возможность точно определить успех или неудачу развития учреждения в будущем. Одна из важнейших целей, значительно влияющая на получение прибыли, - признание пациентов.

Контроль за деятельностью включает в себя контроль за ценами, системой продвижения, видами оказываемых медицинских услуг.

Корпоративная культура - единая система ценностей, норм и правил поведения, которой должны придерживаться все сотрудники медицинского учреждения.

Сюда входят требования к поведению сотрудников, их внешнему виду, необходимые официальность и вежливость в отношении подчиненных и пациентов, уровень неформальных контактов (свободно ли врачи, медсестры общаются друг с другом).

Выбор целевого рынка (определенной группы пациентов, с которой вы будете работать). Здесь необходимо определить потенциальный объем пациентов, а также основные характеристики. Можно выбрать большой целевой рынок или небольшую часть. В первом случае разрабатывается обобщенный план маркетинга, во втором он специально приспосабливается для определенной группы людей. Необходимо определить конкретные особенности пациентов в целевом рынке, например: пол, семейное положение, уровень материального благосостояния.

Любой, даже самый совершенный план маркетинга может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Поэтому нужно постоянно следить за внешними обстоятельствами и учитывать их влияние. Очень важной частью плана маркетинга должны стать варианты, разрабатываемые на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

На маркетинговую стратегию и успех выхода на целевой рынок достаточно сильно влияют конкурирующие медицинские учреждения. Поэтому необходимо проанализировать конкурентную структуру рынка. В междуна-

родной практике на сегодняшний день выделяют следующие основные рыночные структуры.

Монополия, т.е. только одно медицинское учреждение или только один какой-либо врач предлагает данные услуги па рынке.

Олигополия, когда на небольшое число медицинских учреждений приходится большая часть оказываемых медицинских услуг. Интересно, что конкуренты всячески избегают ценовых войн, которые дорого обходятся и непроизводительны.

Определив рыночную структуру, в условиях которой будет работать медицинское учреждение, необходимо оценить маркетинговую стратегию конкурентов. В частности, нужно установить, какие сегменты рынка насыщены, а какие нет, каковы отличительные преимущества конкурентов, а также степень удовлетворенности пациентов уровнем и качеством обслуживания, предоставляемой конкурентами.

Законодательные и нормативные акты. Руководителям и специалистам медицинского учреждения необходимо знание законодательных и нормативных документов. На этой основе можно определить, целесообразно ли развивать собственное дело. Кроме того, открывая собственную клинику, вы принимаете решение о том, в какой организационно-правовой форме она будет существовать: хозяйственного общества или товарищества, т.е., какие особенности позволят вам решать тот или иной вопрос. Известные случаи, когда отсутствие знаний в этой области приводило к неблагоприятным последствиям. Безусловно, что при высоком уровне налогов в стране предпринимательская деятельность становится бессмысленной.

Экономика страны. Большое значение для составления программы маркетинга имеют представления пациентов о перспективах развития экономики страны. Если есть надежда на будущее экономическое развитие, то, естественно, пациенты будут увеличивать расходы на получение высококвалифицированной медицинской помощи, и наоборот.

Если высокими темпами увеличивается уровень инфляции, то стоит задуматься о том, каким образом менять ценовую политику вашей клиники.

Успех или неудача полностью зависит от самих медицинских учреждений. Для обеспечения своего долговременного существования организация должна располагать обратной связью (информацией о неконтролируемых факторах, деятельности учреждения, эффективности маркетингового плана). В этих целях следует планомерно оценивать степень удовлетворенности пациентов, наблюдать за состоянием экономики, предугадывать возможную нехватку ресурсов, изучать независимые средства массовой информации.

Таким образом, уровень успеха или неудачи организации в достижении целей зависит от того, насколько хорошо она управляет контролируемыми ею факторами и учитывает воздействие неконтролируемых факторов на план маркетинга.

На основе этой информации фирма должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Для долгосрочного успеха она должна постоянно изыскивать новые реальные возможности, которые соответствуют общему плану маркетинга, а также реагировать на потенциальные угрозы, пересматривая маркетинговую стратегию.

Список литературы:

1. Просветов Г.И. Управление в сфере услуг: задачи и решения: учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 184 с.

2. Ряховская А.Н. Антикризисное управление предприятиями: учебное пособие / Под ред. А.Н. Ряховской. -2-е изд., доп. - М.: ИПК госслужбы, 2011. - 261 с.

3. Малахова Н.Г. Маркетинг в здравоохранении: учебное пособие / Н.Г. Малахова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 222 с.

МОДЕЛЬ «ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ»

© Теребенина А.В.*

Челябинский государственный университет, г. Шадринск

Издержки на любом предприятии играют ведущую роль в повышении эффективности ее деятельности, в формировании прибыли. Поэтому правильная оценка и учет затрат фирмы в краткосрочном периоде является основной задачей любого предприятия.

Деятельность любой фирмы может осуществляться в различных условиях. К одним из таких относятся краткосрочный и долгосрочный периоды. Поведение фирмы в каждом из них различно и зависит от ряда факторов. Наиболее подробно рассмотрим поведение фирмы в краткосрочный период.

Краткосрочный период характеризуется тем, что ввиду ограниченности его сроков фирма не имеет возможности поменять сферу своей деятельности или заменить имеющиеся производственные мощности на более усовершенствованные. Но в данный период времени фирма может начать их использовать с большей отдачей, тем самым понимая эффективность всего производственного процесса. Прибыльность всего процесса производства зависит не только от мощностей предприятия, но и от эффективного их использования, которое достигается путем изменения объема производства, объема используемых ресурсов и цен в целом.

* Магистр экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.