Научная статья на тему 'Theoretical aspects of developing complex quality management systems'

Theoretical aspects of developing complex quality management systems Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / MANAGEMENT / INTEGRATION / COMPLEX SYSTEMS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розенфельд Анна Александровна

В статье автор рассматривает систему управления с точки зрения формирования подхода к управлению комплексной системой менеджмента качества предприятия с учетом и ее сложности, и нелинейности проходящих в ней процессов, что позволяет несколько по-иному структурировать всю производственную систему, представляя ее не как статичное, установленное стандартом образование, а как целостный динамичный объект. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий различных подсистем управления организацией для достижения ее задач и целей. В рыночной экономике особое место системы управления обусловлено ее ролью как связующего элемента всех действующих процессов на предприятии. Анализ опыта предприятий в развитых странах показывает, что переход от специализации к интеграции проявляется и в содержании управленческой деятельности: чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации, в том числе разделение труда, нужно проводить эффективную интеграцию организации, что первоначально не учитывается при формировании управляющих систем. Предложено авторское определение понятия комплексной системы менеджмента как объединения взаимосвязанных функциональных областей управления, отвечающих требованиям международных стандартов, которое способствует достижению его стратегических целей за счет более эффективного использования ресурсов и информационных каналов, чем при функционировании разрозненных систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Theoretical aspects of developing complex quality management systems»

следственных связей между элементами, детальное описание влияния факторов, учет групповой и индивидуальной эффективности. Модель отличается высокой теоретической проработанностью.

Использование организационной диагностической модели позволяет адаптировать предприятие и его основные подсистемы к динамической среде с учетом анализа протекающих и прогнозируемых изменений ключевых переменных предприятия, изучения их влияния на другие элементы и итоговую эффективность деятельности всего предприятия.

1. Попова Л.Ф. Адаптационный механизм управления организационной структурой в системе устойчивого развития промышленного предприятия // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4 (48).

2. Попова Л.Ф. Влияние технологии на строение организационной структуры предприятия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

3. Burke W.W., Lake D.G., Paine J.W. Organization Change: A Comprehensive Reader. San-Francisco: Jossey-Bass, 2008.

4. Organizational Diagnostic Models A Review & Synthesis: HR Intelligence Report. Sacramento: Leadersphere Inc., 2008.

5. Stanford N. Creating High-performing and Adaptable Enterprises: Guide to Organization Design. London: Profile Books Ltd, 2007.

удк 658.5 Анна Александровна Розенфельд,

аспирантка кафедры менеджмента, gugelev@ssea.runnet.ru СГСЭУ

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье автор рассматривает систему управления с точки зрения формирования подхода к управлению комплексной системой менеджмента качества предприятия с учетом и ее сложности, и нелинейности проходящих в ней процессов, что позволяет несколько по-иному структурировать всю производственную систему, представляя ее не как статичное, установленное стандартом образование, а как целостный динамичный объект. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий различных подсистем управления организацией для достижения ее задач и целей. В рыночной экономике особое место системы управления обусловлено ее ролью как связующего элемента всех действующих процессов на предприятии. Анализ опыта предприятий в развитых странах показывает, что переход от специализации к интеграции проявляется и в содержании управленческой деятельности: чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации, в том числе разделение труда, нужно проводить эффективную интеграцию организации, что первоначально не учитывается при формировании управляющих систем. Предложено авторское определение понятия комплексной системы менеджмента как объединения взаимосвязанных функциональных областей управления, отвечающих требованиям международных стандартов, которое способствует достижению его стратегических целей за счет более эффективного использования ресурсов и информационных каналов, чем при функционировании разрозненных систем управления.

Ключевые слова: менеджмент, интеграция, комплексные системы, система менеджмента качества.

A.A. Rosenfeld

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPING COMPLEX QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS

The paper considers management system in view of developing of an integrated approach to the management of a complex system of quality management and taking into account its complexity and nonlinear character of its processes, all of which enables the author to present a somewhat different management structure with flexible and dynamic nature. Integration is understood as the process of combining the efforts of various subsystems of organization management in order to achieve goals and objectives. In a market economy management system plays a significant role as the binding element of all existing business processes. Analysis of the business practices in developed countries shows that the transition from specialization to integration is manifested in the content of management activities: in order to take advantage of specialization (including the division of labor) it is necessary to conduct effective integration, which was not originally considered while developing management systems. The author presents an original definition of an integrated management system as a set of inter-related functional areas of management that meets the requirements of international standards and helps achieve strategic goals through more efficient use of resources and information channels.

Keywords: management, integration, complex systems, quality management system.

Смена парадигмы и принципов управления обусловливает необходимость рассмотрения предприятия как открытой системы, ориентированной на качество продукции и/или услуг. Доминировавший ранее функциональный подход к управлению (отсутствие ориентации на потребителя, сложная организационная структура, слабое делегирование полномочий и ответственности,

бюрократизм, отсутствие ответственного за конечный результат) требовал перехода к новому способу управления организациями, желающими оставаться конкурентоспособными на рынке. Процессный подход основан на новых принципах управления: направленность на постоянное улучшение качества конечного продукта и удовлетворение клиента, взаимная ответственность за

результат бизнес-процесса всех его участников, эффективная система мотивации работы персонала, снижение значимости и силы действия бюрократического механизма и др. Важно подчеркнуть, что этот переход стал возможен благодаря бурному прогрессу в информационных технологиях и их прикладной адаптации в сфере производства и управления.

Для современных промышленных предприятий в целях повышения эффективности управления на основе формирования действенного механизма комплексной системы менеджмента качества имеет важное значение понимание протекания как интеграционных процессов в их внутренней среде, особенно на уровне системы управления, так и процессов объединения усилий различных подразделений предприятия для достижения целей организации, приводящих к укреплению целостности самой системы, упрочения связей и соподчинения всех ее частей (т.е. нужна внутрифирменная интеграция).

В этой связи под интеграцией следует понимать процесс объединения усилий различных подсистем управления организацией для достижения ее задач и целей. В рыночной экономике особое место системы управления обусловлено ее ролью как связующего элемента всех действующих процессов на предприятии. Анализ опыта деятельности и управления предприятиями в экономически развитых странах показывает, что переход от специализации к интеграции проявляется и в содержании управленческой деятельности: чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации, в том числе разделение труда, нужно проводить эффективную интеграцию организации, что изначально не учитывается при формировании ее управляющих систем.

Применение в организациях реального сектора системного подхода относилось к построению функций и структуры предприятия, что предполагало только однозначное определение границ, элементов и связей этой системы, с тем чтобы они присутствовали постоянно в процессе функционирования промышленного предприятия. Однако практика показывает, что только констатации наличия системы и единства управления в организации для успешного функционирования на рынке недостаточно - нужны механизмы реального объединения всех элементов управления на предприятии в целостную систему, т.е. внедрение в систему управления интеграционных процессов на комплексной основе. Однако считаем важным отметить один нюанс соотношения комп-лексного и системного подходов. Очень часто комплексный подход отождествляется с системным. В действительности же и системный, и комплексный подходы хоть и взаимосвязаны, но не тождественны [2]. Комплексный подход - это социально-философский метод познания, призванный обеспечить осмысление социальной действительности не с формальной, технической, процедурной стороны, а со стороны содержательной, качественной. Поскольку объект исследования - интеграция систем менеджмента, антропогенных по своему содержанию, включающих большую социальную составляющую, мы стоим на позициях использования комплексного подхода, дополняющего системный социальными аспектами.

Таким образом, мы рассматриваем систему как интегрированную в направлении комплексного подхода к управлению предприятием с учетом ее сложности и

нелинейности происходящих в ней взаимодействий, что позволяет по-новому структурировать производственную систему, представляя ее не как статичное образование, а как целостный динамичный объект.

По причине недостаточности исследований в данном направлении считаем необходимым предложить собственное определение комплексной системы менеджмента качества предприятия, для чего произведем упорядочение определений составных частей данного понятия.

1. Интеграция - процесс, связанный с объединением в целое ранее разнородных элементов, функций.

2. Система - выделенная относительно своей среды совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих интегральными свойствами.

Тогда комплексная система представляется как совокупность ранее разнородных взаимосвязанных элементов, объединение которых приводит к возникновению новых свойств - синергетического эффекта.

3. Синергетический эффект - свойство системы, основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей.

4. Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых на предприятиях с целью повышения эффективности их деятельности, а также целенаправленное воздействие субъекта управления (менеджера) на объект управления (предприятие) для достижения целей ее функционирования.

В наиболее общем виде под системой менеджмента понимают совокупность устойчивых связей между субъектом управления, объектом управления и внешней средой, направленных на организацию людей, других ресурсов в процессе совместной деятельности, в которой они занимают более выгодное положение, чем если бы действовали поодиночке.

5. Предприятие - организованная открытая система, объединяющая в себе работников, денежные средства, материалы, оборудование и т.д., взаимосвязанных и сознательно координируемых в процессе достижения некоторых целей.

Как известно, наличие на предприятии отлаженной системы управления является необходимым элементом функционирования организации в рыночной экономике, поскольку система управления предприятием направлена на разработку новых организационных решений, позволяющих ему своевременно реагировать на меняющиеся вызовы конкурентной среды. Это утверждение позволяет охарактеризовать данную систему как подсистему, деятельность которой направлена на интеграцию отдельных элементов предприятия для достижения организационных целей.

На основании проведенного анализа представляется возможным определить понятие «комплексная система менеджмента качества» путем обобщения толкований входящих в него элементов. Под комплексной системой менеджмента качества (КСМК) мы понимаем объединение функциональных областей управления, взаимосвязанных в процессе достижения организационных целей, дающее совокупный результат выше, чем сумма результатов его отдельно функционирующих областей.

Поскольку объект исследования в данной статье -интеграция систем менеджмента, антропогенных по своему содержанию, включающих социальную составляющую, считаем необходимым использовать комплекс-

ный подход, дополняющий системный социальными аспектами [1]. В качестве основополагающего фактора формирования КСМК предлагается использование не процессов стандартизации, а получение результата в виде синергетического эффекта с разработанными критериями эффективности. В этой связи введено понятие оптимальной комплексности, т.е. необходимости индивидуального определения степени интеграции в

зависимости от конкретных задач менеджмента предприятия.

1. Терёхин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, установленных стандартами России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

2. Яхиел Н. О некоторых методологических вопросах социологии науки // Вопросы философии. 1976. № 5.

Марат Рашитович Сафиуллин,

доктор экономических наук, профессор, проректор, Казанский (Приволжский) федеральный университет по вопросам экономического и стратегического развития

Полина Олеговна Ермолаева,

кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет по вопросам экономического и стратегического развития

Елена Петровна Носкова,

научный сотрудник, ГБУ ««Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ*

В статье дается описание методологии и результатов пилотного социологического исследования по экспертной оценке конкурентоспособности нефтегазового комплекса Республики Татарстан. Исследование носит качественный характер, что не свойственно изучению такого феномена, как конкурентоспособность. В качестве метода сбора эмпирических данных был использован метод телефонного неформализованного полуструктурированного глубинного (экспертного) интервью. В ходе проведения исследования была выявлена закрытость нефтегазового сектора по отношению к внешним представителям научной организации, что создавало определенные трудности на этапе сбора данных.

Согласно экспертному мнению, нефтегазовый комплекс Республики Татарстан отличается высокой конкурентоспособностью на российском уровне. Относительно перспектив развития этой отрасли большинство информантов настроены позитивно: ожидается стабилизация работы новых производств, двойное увеличение объемов работ и т.д. Эксперты указали на ряд препятствий, связанных с освоением новых технологических и географических ниш, а также с дефицитом высококвалифицированного персонала и кадров рабочих специальностей. Последний фактор эксперты связывают с несовершенством рынка труда и системы начального и среднего профессионального образования, а также с тяжелыми условиями труда и низкой степенью ориентации молодежи на рабочие специальности.

Ключевые слова: качественные исследования, конкурентоспособность, нефтегазовый сектор, внутренняя и внешняя политика предприятия, социально-экологическая ответственность.

M.R. Safiullin, P.O. Yermolayeva, Ye.P. Noskova

COMPETITIVENESS OF OIL AND GAS INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: SOCIOLOGICAL INTERPRETATION

The paper describes the methodology and results of the pilot sociological survey conducted for expert assessment of the competitiveness of oil and gas industry in the Republic of Tatarstan. The study is qualitative in nature which is not

УДК 338.45:662.7

|Д5| Elena.Noskova@tatar.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке British Petroleum в рамках проекта проведения научных исследований на тему «Исследование системных конкурентных преимуществ предприятий нефтегазового сектора на региональном уровне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.