Научная статья на тему 'The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors'

The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРПОТОК / ВЫЕЗДНОЙ ТУРПОТОК / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ В ТУРИЗМЕ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / TOURIST FLOWS / DOMESTIC TOURISM / INBOUND TOURIST FLOW / OUTBOUND TOURIST FLOW / EXPORT / IMPORT IN TOURISM / STATISTICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Татьяна Брониславовна, Вишневская Екатерина Владимировна, Аноприева Екатерина Валерьевна

В статье анализируются структура и динамика туристских потоков на основе данных, представленных на сайте Федерального агентства по туризму РФ. За последние три года в отечественном туризме произошли структурные сдвиги в сторону внутреннего и въездного туризма. Отмечается значительное снижение импорта в туризме, обусловленное событиями и факторами, в результате действия которых туристский рынок вынужден был работать в экстремальном режиме. Новая реальность привела к структурной перестройке отечественного туризма. В работе проанализированы въездные потоки, выделены страны-лидеры по количеству прибытий в РФ. Названы основные факторы, способствующие росту привлекательности России на международном туристском пространстве. Среди них: диверсификация международного туристского продукта, транспортная доступность и вопросы визового сопровождения, соблюдение международных стандартов и повышение качества обслуживания туристов. Отмечено, что формирование конкурентных преимуществ туристской территории и её потребительская ценность определяются не просто качественной инфраструктурой, а переходят в новую плоскость, характерную для экономики впечатлений. Важным вопросом по-прежнему остаётся получение адекватной статистической информации (в том числе объёмов въездного и внутреннего туристского потока), качество которой определяет эффективность управления отраслью и, в конечном итоге, её конкурентоспособность на отечественном и международном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

УДК 338.48 Р01: 10.22412/1995-042Х-11-5-1

КЛИМОВА Татьяна Брониславовна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, РФ);

кандидат экономических наук, доцент;

tklimova@bsu.edu.ru

ВИШНЕВСКАЯ Екатерина Владимировна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, РФ);

кандидат экономических наук, доцент;

vishnevskaya@bsu.edu.ru

АНОПРИЕВА Екатерина Валерьевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, РФ); старший преподаватель; anoprieva@bsu.edu.ru

Структура и динамика турпотоков: тенденции и определяющие факторы

В статье анализируются структура и динамика туристских потоков на основе данных, представленных на сайте Федерального агентства по туризму РФ. За последние три года в отечественном туризме произошли структурные сдвиги в сторону внутреннего и въездного туризма. Отмечается значительное снижение импорта в туризме, обусловленное событиями и факторами, в результате действия которых туристский рынок вынужден был работать в экстремальном режиме. Новая реальность привела к структурной перестройке отечественного туризма. В работе проанализированы въездные потоки, выделены страны-лидеры по количеству прибытий в РФ. Названы основные факторы, способствующие росту привлекательности России на международном туристском пространстве. Среди них: диверсификация международного туристского продукта, транспортная доступность и вопросы визового сопровождения, соблюдение международных стандартов и повышение качества обслуживания туристов. Отмечено, что формирование конкурентных преимуществ туристской территории и её потребительская ценность определяются не просто качественной инфраструктурой, а переходят в новую плоскость, характерную для экономики впечатлений. Важным вопросом по-прежнему остаётся получение адекватной статистической информации (в том числе объёмов въездного и внутреннего туристского потока), качество которой определяет эффективность управления отраслью и, в конечном итоге, её конкурентоспособность на отечественном и международном рынках.

Ключевые слова:

туристские потоки, внутренний туризм, въездной турпоток, выездной турпоток, экспорт, импорт в туризме, статистическая информация

Введение. Туризм продолжает оставаться одним из динамичных секторов современной мировой экономики. По данным World Tourism Barometer, число туристов в мире в 2016 г. достигло 1,235 млрд. чел. В сравнении с предыдущим годом их количество выросло на 46 млн. UNWTO прогнозирует, что в 2017 г. число международных туристских прибытий вырастет на 3-4%.1 Пятнадцать лет назад количество туристов в мире составляло 25-26 млн. К 2030 г., по прогнозам, количество путешественников достигнет 1,8 млрд2.

Имея огромную синергию в мировом масштабе, международный туризм генерирует мировые доходы туриндустрии, которые увеличиваются соответствующими темпами. Вклад отрасли в мировой ВВП приближается к 10%. В тоже время туризм относится к секторам, чувствительным к различным рискам. Теория восприятия риска и концептуальные проблемы безопасности в сфере туризма детально освещены в работе М.Э. Корстанье и Д.Р. Сколла [7]. Не ставя задачу изучения рисков в данной статье, отметим, что, безусловно, туристическая карта мира меняется и политические разногласия, колебания курсов валют, изменения цен на нефть, природные катаклизмы, террористические угрозы, проблемы безопасности и прочие факторы вносят свои коррективы в сферу туризма.

Если говорить о туризме в нашей стране, то доля Российской Федерации на мировом туристском рынке в настоящее время по данным Ростуризма не достигает и 1%3. В ВВП российской экономики туризм занимает

1Спрос на международный туризм остаётся прежним, несмотря на трудности // World Tourism Organization. Press Release. URL: http://www2.unwto.org/ru/press-release/2017-01-17/spros-na-mezhdunarodnyi-turizm-ostaetsya-prezhnim-nesmotrya-na-trudnosti (Дата обращения: 3.02.2017).

2Глава ВТООН: Россия очень хорошо развивает внутренний туризм. URL: https://ria.ru/interview/20160426/ 1420256011.html (Дата обращения: 3.02.2017).

3Доля России на мировом туристском рынке составляет менее 1%. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/

articles/27357/ (Дата обращения 27.12.2016).

скромные позиции, его доля далека от европейских показателей и составляет сейчас около 1,5%. Основной призыв, который исходит из уст руководителей страны - увеличить вклад туротрасли в ВВП страны. В последнее время, о туризме, как перспективной отрасли экономики говорят на всех уровнях власти, наблюдается повышенный интерес к оценке туристкой привлекательности и потенциала регионов РФ.

Цель исследования заключается в анализе структуры и динамики въездных и выездных туристских потоков, изучении причин, обусловивших структурные сдвиги и факторов, способствующих развитию туризма в нашей стране. Объектом исследования выступают туристские потоки, предметом - структура и динамика туристских потоков. Результаты исследования и их обсуждение

Основным документом, определяющим сценарий развития туризма в РФ, является федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы», главная цель которой повышение конкурентоспособности туристского рынка России, удовлетворяющего потребности отечественных и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Реализация программы потребовала пересмотра статистического инструментария оценки объёмов туристских потоков и других показателей, характеризующих развитие туризма. Несмотря на то, что методикам оценки и разработке оценочных алгоритмов расчёта турпотоков уделяется достаточно внимание в научных работах [3, 6, 8], вопросы корректности данных всегда являются дискуссионными. Существуют определённые проблемы, связанные с совершенствованием статистики пограничной службы по классификации въездных и выездных потоков, регулярностью проведения выборочных туристских обследований по различным проблемам из-за ограниченности бюджетных средств [6]. Тем не менее, статистика туризма совершенствуется. 12 августа 2014 г. был подписан приказ Федеральной

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

службы государственной статистики № 510 «Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок». Новая официальная статистическая методология оценки въездных и выездных турпоездок разработана в соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (UNWTO). До принятия методологии в качестве туристских прибытий на территорию России учитывались только прибытия по туристическим визам.

Соглашаясь с мнением В.Н. Шарафутди-нова, который в своих работах исследует новые походы к трактовке туризма, отметим, что туризм - это единственный сектор экономики, в котором экспортируются не товары, а люди в лице туристов. В туризме экспорт осуществляется в результате посещения зарубежными потребителями территории Российской Федерации. Экспорт в туризме - это не вывоз за пределы страны, а привлечение в своё пространство турпотоков с целью реализации отечественных турпродуктов. А импорт в туризме - это выездные турпотоки, а не ввоз в страну товаров и услуг, как во всех остальных отраслях и секторах экономики [14].

Характеризуя туристские потоки, можно сказать, что произошло снижение импорта в туризме, отечественные туристы стали меньше тратить свои сбережения за пределами нашей страны на турпродукты экономики других стран. Так, по новой методике расчёта, количество выездных туристских поездок сократилось в 2015 г. на 20%. Если в 2014 г. их количество составляло 42 921 тыс., то на конец 2015 г. - 34 390 тыс. поездок4.

Турбизнес вынужден был перестроиться на внутренний рынок по понятным причинам. Снижение покупательской способности, де-

4Выборочная статистическая информация, рассчитанная в соответствии с официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок. URL: http://russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-pokazateN-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ (Дата обращения: 15.02.2017).

вальвация рубля привели к снижению выездных туристских поездок. Причём, если до событий октября 2015 г. происходило перераспределение спроса с европейских направлений на безвизовые курорты Турции и Египта, которые представляли самый низкий ценовой сегмент, то события в Египте в указанный период и запрет полётов в Турцию изменили ситуацию, падение продаж зарубежных туров составило 70% по отношению к 2014 г.

Причины снижения турпотоков рассматриваются в работах многих исследователей [2, 4, 9, 12, 13]. Основными из них являются: многочисленные банкротства туроператоров в 2014 г., введение биометрических виз в ЕС, невозможность выезда за границу государственным служащим и сотрудникам спецслужб, напряжение на рынке организованного туризма, обусловленное событиями, связанными с серией терактов в 2015 г. в Париже, угроза национальной безопасности, а также уход с рынка крупнейшей авиакомпании «Трансаэро», обладавшей самым большим парком воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе, а также обширной сетью внутренних и международных маршрутов. Все эти факторы вынуждали российский туристский рынок работать в экстремальном режиме. Турбулентность, захватившая туристский рынок, не давала восстановить силы компаниям отрасли. В условиях «новой реальности» падение спроса на зарубежные туры привело к сокращению числа туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, за период с 2014 по 2016 гг. с 2500 до 750 (число внутренних туроператоров выросло с 700 до 3700)5.

Тенденция снижения выездного турпо-тока, скорее всего, сохранится и по итогам 2016 г. Итоговых цифр ещё нет, но за 9 месяцев 2016 г. их количество составило 25 780 415 чел., за аналогичный период 2015 г. -27 458 574 чел.4 (табл. 1).

5Туризм 16/2017: итоги и перспективы. URL: http://www.trn-news.ru/articles/49403 (Дата обращения: 20.02.2017).

В тройке лидеров по посещаемости за 9 месяцев 2016 г. Абхазия, Казахстан, Финляндия. Среди стран дальнего зарубежья самой посещаемой оказалась Финляндия, заметный рост турпотока в 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в Китай. Самыми

На рис. 1 представлены 10 стран-лидеров дальнего зарубежья, посещаемых российскими туристами, по итогам 9 месяцев 2016 г.

По оценке динамики импорта на территорию государств дальнего зарубежья прослеживается тенденция значительного снижения количества поездок по всем странам в 2015 году и тенденция медленного возвращения турпотока в страны пляжного туризма, а также в Китай. Безусловно, открытие Египта внесёт изменения в статистику продаж выездного организованного туризма, но пока очевидны структурные сдвиги в сторону внут-

популярными направлениями летнего отдыха в 2016 г. стали Греция, Кипр, Испания, Италия. Турпоток в Тунис, заметно упавший из-за серии терактов в 2015 г., в 2016 г. занял 13 позицию в рейтинге стран, посещаемых туристами из РФ.

реннего туризма.

Остановимся на объёмах въездного рынка. Алгоритм оценки числа въездных туристов, предлагаемый Росстатом, не учитывает в общем количестве поездок, совершенных иностранными гражданами в Российскую Федерацию в отчётном периоде, лиц, въехавших на постоянное место жительства с целью трудоустройства, прохождения курса долгосрочного обучения, военнослужащих, а также посетивших Россию в качестве персонала (экипажа/команды) общественных видов транспорта.

Таблица 1 - Рейтинг стран по количеству поездок граждан РФ с целью туризма, тыс.чел.

№ Страна 9 мес. 2014 г. % № Страна 9 мес. 2015 г. % № Страна 9 мес. 2016 г. %

1 Турция 3888 11,27 1 Турция 3123 11,37 1 Абхазия 3475 13,48

2 Финляндия 3393 9,84 2 Абхазия 3121 11,37 2 Казахстан 2248 8,72

3 Казахстан 2618 7,59 3 Казахстан 2486 9,05 3 Финляндия 2115 8,20

4 Абхазия 2558 7,42 4 Финляндия 2352 8,56 4 Украина 1376 5,34

5 Украина 2108 6,11 5 Египет 1909 6,95 5 Китай 1183 4,59

6 Египет 2102 6,09 6 Украина 1266 4,61 6 Эстония 1122 4,35

7 Китай 1351 3,92 7 Эстония 1109 4,04 7 Польша 840 3,26

8 Эстония 1337 3,88 8 Польша 1008 3,67 8 Германия 773 2,99

9 Польша 1236 3,58 9 Китай 905 3,29 9 Греция 723 2,80

10 Греция 1116 3,24 10 Германия 856 3,12 10 Кипр 692 2,68

11 Германия 1098 3,18 11 Греция 602 2,19 11 Испания 665 2,58

12 Испания 1019 2,95 12 Испания 592 2,16 12 Грузия 595 2,32

13 Таиланд 877 2,54 13 Литва 569 2,07 13 Тунис 568 2,20

14 Италия 841 2,44 14 Италия 537 1,96 14 Таиланд 562 2,18

15 Литва 626 1,81 15 Грузия 506 1,84 15 Италия 556 2,16

16 Кипр 598 1,73 16 Кипр 483 1,76 16 Литва 544 2,11

17 Азербайджан 595 1,73 17 Азербайджан 460 1,67 17 Болгария 518 2,01

18 Болгария 538 1,56 18 Таиланд 440 1,60 18 Азербайджан 488 1,89

19 ОАЭ 522 1,51 19 Болгария 397 1,45 19 Турция 483 1,87

20 Франция 416 1,21 20 Юж. Осетия 337 1,23 20 ОАЭ 323 1,25

Другие страны 5648 16,38 Другие страны 4401 16,03 Другие страны 5931 23,00

Итого 34485 100 Итого 27459 100 Итого 25780 100

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

|||||||||||||||

I

Финлянд ия Китай Эстония Польша Германи я Греция Кипр Испания ТаГшанд

■ 9 м. 2014г. 3393 1351 1337 1236 1098 1116 598 1019 877

■ 9 м. 2015г. 2352 905 1109 1008 856 602 483 592 440

■ 9 м. 2016г. 2115 1183 1122 840 773 723 692 665 562

Рис. 1 - Количество поездок граждан РФ с целью туризма на территорию государств дальнего зарубежья, тыс.чел. (по данным Росстата)

3733

Количество прибытий иностранных граждан на территорию Российской Федерации с туристскими целями, рассчитанное по новой методологии, существенно превышает объем въезда иностранных граждан с целью

Украина Казахстан Польша Финляндия Узбекистан Китай Азербайджан Молдова Армения Германия

туризма (по туристическим визам). В топ-10 стран, приславших в Россию наибольшее количество туристов, вошли: Украина, Казахстан, Польша, Финляндия, Узбекистан, Китай, Азербайджан, Молдова, Армения, Германия.

8436

891;

4711

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9000

10000

Германия Армения Молдова Азербайд жан Китай Узбекист ан Финлянд ия Польша Казахста н Украина

■ 2014 г. 584 601 618 818 874 874 1380 1772 3733 8436

■2015 г. 553 552 491 856 1122 797 1416 1725 4711 8912

Рис. 2 - Число въездных туристских поездок в 2014-2015 гг., тыс.чел.

(по данным Росстата)

Проведём сравнительную оценку въездных туристских поездок за первые три квартала 2016 г. и аналогичный период 2014 и 2015 гг.

По данным Росстата, в указанный период 2016 г. экспорт в Россию составил 19,2 млн. турпоездок, что на 7% меньше, чем в этот же

период 2015 г. (20,6 млн.). При этом, за 9 месяцев 2015 г. был зафиксирован рост въездного турпотока на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. На рис. 3 показаны 10 стран-лидеров по количеству поездок граждан с целью туризма.

Рис. 3 - Количество поездок граждан стран с целью туризма на территорию РФ, тыс.чел.

(по данным Росстата)

Снижение числа въездных турпоездок в Россию в 2016 году обусловлено факторами как экономического, так и политического характера, вызвавшими отрицательную динамику по нескольким странам.

Так, въездной турпоток из Казахстана за 9 месяцев 2016 г. снизился на 28% относительно аналогичного периода 2015 г. Такое падение объясняется снижением курса тенге по отношению к рублю, что привело к сокращению числа приграничных поездок. Падение въезда граждан Польши и Турции обусловлено политическими факторами. В частности, Польша прекратила действие Соглашение о местном приграничном передвижении. Для граждан Турции в конце 2015 г. изменился порядок въезда в Россию в связи с ростом террористической угрозы, исходящей с территории этой страны.

По данным Росстата, не входит в десятку по экспорту туристов Беларусь. Традиционно, поставляя незначительное количество туристов, в сравнении с другими странами СНГ, в 2016 г. продолжилось падение показателя. Однако, достоверно оценить число граждан Беларуси, посетивших Россию с туристскими целями очень сложно, ввиду отсутствия пограничных зон на границах субъектов России с Белоруссией. В отношениях между странами есть определённое недопонимание и взаимные претензии, в следствие чего, в феврале директором Федеральной службы безопасности изданы приказы, в соответствии с которыми устанавливается пограничная зона на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией.

Безусловно, трудно согласиться с тем, что граждане СНГ едут к нам действительно

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

приобретать турпродукт. Видимо, учитывая данные обстоятельства, на сайте Ростуризма представлена статистическая информация от-

В первую десятку вошли страны, которые поставляют в Россию реальных туристов.

По представленным данным видно, что значительный прорыв по приёму иностранных туристов произошёл на восточном направлении. Лидером по экспорту туристов является Китай. За 9 месяцев 2016 года Россию посетили 1072585 туристов из Китая. Достижению такого показателя способствовало межправительственное соглашение между Россией и КНР по безвизовому обмену туристических групп между двумя странами. Большой интерес к России проявляют туристы из Индии, Ирана, Монголии, Кореи и других стран.

дельно по странам ближнего и дальнего зарубежья. Рассмотрим показатели въезда в нашу страну из стран дальнего зарубежья.

Не вошли в двадцатку, но существенный темп роста турпотока на территорию РФ показали страны: Вьетнам (46%); Индонезия (19%), Сингапур (18%), Таиланд (12%), Филиппины (10%).

Что касается туристических поездок граждан стран Евросоюза, то зарубежные партнеры по-прежнему заинтересованы в развитии российского направления. Несмотря на то, что в 2015 году многие страны (Великобритания, Франция, Финляндия, Швейцария, и другие) демонстрировали снижение турпото-ка, казалось, что западные санкции оставят свой отпечаток, но понижение курса рубля

Таблица 2 - Рейтинг стран по количеству поездок граждан дальнего зарубежья в РФ

с целью туризма, тыс.чел.

№ Страна * 9 мес. 2014 г. % № Страна 9 мес. 2015 г. % № Страна 9 мес. 2016 г. %

1 Польша 1363 7,12 1 Польша 1299 6,28 1 Китай 1073 5,57

2 Финляндия 1039 5,43 2 Финляндия 1072 5,19 2 Финляндия 1052 5,47

3 Китай 709 3,70 3 Китай 930 4,5 3 Польша 835 4,34

4 Германия 502 2,62 4 Германия 469 2,27 4 Германия 479 2,49

5 Литва 339 1,77 5 Монголия 280 1,35 5 Монголия 416 2,16

6 Эстония 237 1,24 6 Эстония 263 1,27 6 Эстония 309 1,61

7 Латвия 223 1,17 7 Латвия 212 1,03 7 Латвия 220 1,14

8 США 216 1,13 8 США 206 0,99 8 США 214 1,11

9 Турция 193 1,01 9 Литва 1744 8,44 9 Литва 188 0,98

10 Великобритания 183 0,96 10 Италия 156 0,75 10 Италия 157 0,82

11 Италия 167 0,87 11 Великобритания 152 0,74 11 Великобритания 152 0,79

12 Франция 163 0,85 12 Франция 138 0,67 12 Франция 143 0,74

13 Израиль 117 0,61 13 Израиль 132 0,64 13 Израиль 142 0,74

14 Монголия 104 0,54 14 Корея, Респ. 116 0,56 14 Корея, Респ. 138 0,72

15 Корея 96 0,50 15 Испания 92 0,45 15 Испания 97 0,50

Другие страны 13490 70,48 16 Япония 72 0,35 16 Япония 69 0,36

17 Иран 38 0,18 17 Иран 65 0,34

18 Индия 40 0,19 18 Индия 47 0,24

19 Нидерланды 43 0,21 19 Нидерланды 45 0,23

20 Швейцария 35 0,17 20 Швейцария 41 0,21

Другие страны 13183 63,77 Другие страны 13365 69,44

Итого по всем странам 19141 100 Итого по всем странам 20672 100 Итого по всем странам 19247 100

*По данным за 9 месяцев 2014 г. на сайте Ростуризма представлены данные только по 15 странам дальнего зарубежья

сыграло определенную роль и многие иностранные туристы постарались воспользоваться именно этим фактором и устремились в Россию. Учитывая, что значимое влияние на число туристских прибытий в страну оказывает фактор цены [10], наш турпродукт стал более доступным для европейских туристов.

В 2016 г. наблюдается тенденция роста туристского потока из Германии, Италии, Франции, Испании, ряда других стран. В настоящее время Россия продолжает активную маркетинговую работу на европейских туристских рынках.

Рис. 4 - Количество поездок граждан стран с целью туризма на территорию РФ, тыс.чел.

(по данным Росстата)

Отметим, что традиционно особый интерес к России остается у немцев (до 2013 г. лидером по въезду являлась именно Германия). Причем, немцы гораздо больше интересуются поездками в Россию, чем россияне - в какую-либо из стран Евросоюза. К такому выводу пришел фонд имени Кербера (КогЬег-Stiftung) после проведенного в РФ и ФРГ социологического опроса. Исследование показало, что интерес к путешествию в Россию проявили 59% опрошенных немецких граждан, никогда не посещавших нашу страну. И лишь 33% россиян, ни разу не въезжавших на территорию ЕС, хотели бы увидеть Европу. При этом наиболее открытыми к знакомству с Россией оказались молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет: 72% немецкой молодежи хотели бы побывать в нашей стране. Результаты исследования показывают привлекательность нашей страны для граждан Германии, не-

смотря на все политические разногласия6.

Развитие информационного пространства привело к тому, что растет не только организованный въездной поток, но и самостоятельный. Так, по данным портала онлайн-бронирования Kayak.ru, в 2016 г. общее число поисковых запросов по России со стороны зарубежных пользователей увеличилось на 21% по сравнению с прошлым годом, а количество бронирований - на 35%. Лидерами спроса остаются г. Москва и г. Санкт-Петербург. В топ-5 популярных городов также вошли г. Омск, г. Новосибирск и г. Краснодар. В десятке по популярности у иностранцев оказались г. Ростов-на-Дону, г. Иркутск, г. Владивосток, г. Сочи и г.

6 Немцы хотят ездить в Россию // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. и^: http://ratanews.ru/news/news_1082016_6.stm (Дата обращения: 12.01.2017).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Екатеринбург.7.

Заключение. Таким образом, в турот-расли России за последние три года происходили структурные изменения в сторону внутреннего и въездного туризма. Очень важно сохранить эту тенденцию. Учитывая, что во всем мире развитие туризма в целом связано именно с развитием внутреннего туризма, в условиях обостряющейся конкуренции с выездными направлениями в 2017 г., нужно сохранить внутренний турпоток.

Что касается въездного туризма, то тенденции последних лет показывают, что страны Юго-Восточной Азии наращивают свое присутствие на российском въездном рынке, изменяя его структуру. Восток лидирует по темпам прироста, это заставляет отечественные туристские компании переориентироваться на новые рынки. Европейские страны, формирующие въездной рынок (Германия, Великобритания, Италия, Франция, Испания) по-прежнему держатся в двадцатке стран, лидирующих по количеству прибытий в нашу страну.

В то же время не стоит ожидать высоких показателей по въездному потоку. Многие иностранцы считают Россию закрытой страной и от этого имиджа нужно уходить, привлекать туристов, активизировать работу по продвижению страны в международное туристское пространство. Формирование въездных туристских потоков - один из важнейших вопрос государственной политики в сфере туризма.

Для повышения туристской привлекательности необходимо обратить внимание на три основных фактора: диверсифицировать турпродукт, улучшить возможности перемещения, применять международные стандарты качества8.

7 KAYAK.ru: среди иностранных туристов растёт популярность российских направлений. URL: http://advertology.ru/article137391.htm. (Дата обращения: 12.01.2017).

8Глава ВТООН: Россия очень хорошо развивает внутренний туризм. URL: https://ria.ru/interview/20160426/ 1420256011.html (Дата обращения: 3.02.2017).

Действительно, работа по диверсификации международного туристского продукта не достигла активной фазы. Зарубежному туристу известны только крупные туристские центры. Но, Россия - огромная страна и, учитывая ее культурное и историческое наследие, есть реальная возможность расширить туристское предложение. На первый план выходят задачи повышения информированности туристов и интегрированное продвижение других российских городов в целях повышения привлекательности дестинаций. Несмотря на то, что информационные технологии предоставляют сфере туризма новые возможности для развития отрасли в целом и привлечения большего числа туристов, компетентное продвижение отечественных турпродуктов пока еще отсутствует.

Создание условий для беспрепятственного въезда в страну также один из важнейших факторов развития въездного туризма. Необходимо улучшать возможности перемещения и передвижения туристов. Меры по повышению доступности транспортных услуг в целях развития туризма обсуждались на заседании Комитета Совета Федерации. Стоит отметить, что определенные сдвиги в этой области есть. Количество обслуживаемых пассажиров российскими аэропортами увеличивается. Развиваются и региональные перевозки, что дает возможность перемещаться внутри страны [5].

Вопросы визового сопровождения также являются весьма значимыми. Иностранным туристам очень сложно получить российскую въездную визу. Как отмечает автор работы [11], «...политика российских консулов за рубежом, занимающихся выдачей виз, сводится к простой формуле: если визу не выдал, то и отвечать не придётся». В решении визовых вопросов необходимо использовать современные технологии: выдавать электронные визы, визы по прибытию, сделать более легким, более дружелюбным въезд в Россию. Доступность туристской дестинации является важным условием ее конкурентоспособности.

И, конечно, туристу должно быть комфортно в стране пребывания. Основная задача ориентироваться на международные стандарты и постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Обеспечение высококачественных услуг возможно только путем формирования клиентоориентированной организационной культуры.

Среди факторов, препятствующих развитию туризма в России, традиционно выделяют неразвитость инфраструктуры, несмотря на то, что многие регионы уже реализуют крупные инфраструктурные проекты. Соглашаясь с мнением А.Ю. Александровой, «...наличие качественной инфраструктуры является необходимым, но недостаточным условием накопления туристского опыта посетителями в дестинации» [1]. В экономике впечатлений формирование конкурентных преимуществ туристской территории переходит в несколько другую плоскость и определяется атмосферой, создающей эмоциональное состо-

яние туристов, их вовлеченностью в происходящее, гостеприимством местного населения, умением впечатлять, т.е. аутентичностью, от которых в конечном итоге и зависит потребительская ценность территории.

Основным ориентиром для определения вектора дальнейшего развития туристских регионов нашей страны и стратегического планирования развития туризма является достоверная статистическая информация. Поэтому, не должно быть никаких противоречий в методиках оценки объемов въездного и внутреннего туристского потока, мониторинг которых должен осуществляться постоянно, так же как и выборочные туристские обследования, которые проводятся во многих странах. Своевременность принятия управленческих решений, грамотное управление индустрией туризма будут определять конкурентоспособность отрасли на российском и международном туристском рынках.

Список источников:

1. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №1. С. 24-38.

2. Аникин О.Б., Абрамова Н.А. Последствия санкций в сфере туризма для России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. №12(44). Новосибирск: СибАК, 2014.

3. Грибков-Майский В.М. Статистика в туризме, или как подсчитать турпоток? // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №8(69). С. 168-170.

4. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1(33). С. 17-25.

5. Иванов А.В. О мерах по повышению доступности транспортных услуг в целях развития внутреннего туризма в Российской Федерации (воздушный, железнодорожный, внутренний водный транспорт) // Актуальные вопросы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Аналитический вестник. 2016. № 20(619). С. 41-49.

6. Кевеш А.Л. О мерах по совершенствованию официального статистического учёта, а также формирования официальной статистической информации в сфере туризма в Российской Федерации. Актуальные вопросы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Аналитический вестник. Москва. 2016. № 20 (619). С. 32 -41.

7. Korstanje M.E., Skoll G.R. Tourist risk: an all encompassing model to understand safety in tourism fields // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №1. С. 7-18. DOI: 10.12737/17779.

8. Кислова Ю., Казунина А. Анализ объёмов и структуры туристских потоков на территорию региона (на примере города Москвы): методология и проблемы оценки // Логистика. 2015. №7(104). С. 12-24.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

9. Klimova T.B., Vishnevskaya E.V. Tourist business in turbulence // Сетевой журнал «Научный результат», серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2015. №4(6). С. 39-44. DOI: 10.18413/2408-9346-2015-1-2-39-43.

10. Николаева Т.П., Орешкина Е.С. Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №08(69). С. 17 -28. DOI: 10.22412/1995042X-10-8-2.

11. Николаев Е.М. Актуальные проблемы в сфере туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №3. С. 83-88.

12. Романова Г.М., Ветитнев А.М. Импортозамещение в туризме: новые возможности для российской туриндустрии // Известия Сочинского государственного университета. 2015. №1(34). С. 144-150.

13. Селиверстова М.А. Международный туризм: современные тенденции и динамика развития // Sochi Journal of Economy. 2016. Т.39. №1. С. 51-57.

14. Шарафутдинов В.Н. О новом структурном видении туристского научно-исследовательского пространства // Sochi Journal of Economy. 2016. Т.42. №4. С. 256-265.

Tatyana B. KLIMOVA a, Ekaterina V. VISHNEVSKAYA b, Ekaterina V. АNOPRIEVA c

Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia); a PhD in Economics, Associate Professor;

e-mail: tklimova@bsu.edu.ru; b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: vishnevskaya@bsu. edu. ru; Senior Lecturer; e-mail: anoprieva@bsu.edu.ru

THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF TOURIST FLOWS: TRENDS AND DETERMINING FACTORS

Keywords:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tourist flows, domestic tourism, inbound tourist flow, outbound tourist flow, export, import in tourism, statistical information

The article analyzes the structure and dynamics of tourist flows using the official website of Federal agency for tourism of the Russian Federation. For the last three years domestic tourism has experienced the structural shifts towards internal and entrance tourism. The tourist market extreme operation caused by the number of events and factors has significantly reduced imports in tourism The new reality has led to restructuring of domestic tourism. The authors research the inbound tourist flows, and define the leading countries by the number of arrivals in the Russian Federation. The article define key factors promoting growth international tourist attraction of Russia. The diversification of the international tourism product, transport availability and issues of visa maintenance, observance of the international standards and improvement of tourist service quality are among them. It is noted that creating competitive advantages of the tourist territory and its consumer value are not defined by just qualitative infrastructure. It become the part of economy of impressions. Obtaining adequate statistical information, including volumes of an inbound and outbound tourist flows, is still an important issue. It affects the effective managing the tourism industry and, finally, its competitiveness in the domestic and international markets.

References

1. Aleksandrova, A. Yu. (2014). Novejshee predstavlenie o sfere turizma kak sisteme [The newest comprehension of tourism as a system]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 1, 24-38. (In Russ.).

2. Anikin, O. B., & Abramova, N. A. (2014). Posledstvija sankcij v sfere turizma dlja Rossii [Sanctions consequences in the tourism sphere for Russia]. Ekonomika isovremennyj menedzhment: teorija i praktika [Economics and modern management: Theory and practice]: Proceedings of the XLIV International scientific-practical conf. Novosibirsk: SibAK. (In Russ.).

3. Gribkov-Majskij, V. M. (2016). Statistika v turizme, ili kak podschitat' turpotok? [Statistics in tourism, or how to calculate the tourist flows?]. Servis v Rossii iza rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(8), 168-170. (In Russ.).

4. Ziganshin, I. I., Ovcharov, A. O., & Rysayeva, M. A. (2015). Vlijanie ekonomicheskih sankcij na razvitie rossijskogo turizma [Influence of economic sanctions on the development of Russian tourism]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual Problems of Economics and Law], 1(33), 17-25. (In Russ.).

5. Ivanov, A. V. (2016). O merah po povysheniju dostupnosti transportnyh uslug v celjah razvitija vnutrennego turizma v Rossijskoj Federacii (vozdushnyj, zheleznodorozhnyj, vnutrennij vodnyj transport) [On measures to increase the transport services availability for the domestic tourism development in the Russian Federation (air, rail, inland waterway transport)]. Analiticheskij vestnik. Aktual'nye voprosy razvitija vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii [Analytical Bulletin. The domestic and incoming tourism development in the Russian Federation: Current challenges], 20(619), 41-49. (In Russ.).

6. Kevesh, A. L. (2016). O merah po sovershenstvovaniju oficial'nogo statisticheskogo uchjota, a takzhe formirovanija oficial'noj statisticheskoj informacii v sfere turizma v Rossijskoj Federacii [On measures to improve official statistical accounting and forming official statistical information in tourism in the Russian Federation]. Analiticheskij vestnik. Aktual'nye voprosy razvitija vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii [Analytical Bulletin. The domestic and incoming tourism development in the Russian Federation: Current challenges], 20(619), 32-41. (In Russ.).

7. Korstanje, M. E., & Skoll, G. R. (2016). Tourist risk: an all encompassing model to understand safety in tourism fields. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(1), 7-18. doi: 10.12737/17779.

8. Kislova, Yu., & Kazunina, A. (2015). Analiz ob'jomov i struktury turistskih potokov na territoriju regiona (na primere goroda Moskvy): metodologija i problemy ocenki [Analysis of the volume and structure of tourist flows to the region (the case of Moscow): methodology and evaluation issues]. Logistika[Logistics], 7(104), 12-24. (In Russ.).

9. Klimova, T. B., & Vishnevskaya, E. V. (2015). Tourist business in turbulence. Setevoj zhurnal "Nauch-nyj rezul'tat", serija "Tehnologii biznesa i servisa" [RESEARCH RESULT. Business and Service Technologies], 4(6), 39-44. doi: 10.18413/2408-9346-2015-1-2-39-43.

10. Nikolaeva, T. P., & Oreshkina, E. S. (2016). Determinanty sprosa na v'ezdnoj turizm (na primere stran Evropy i SNG) [Determinants of demand for inbound tourism (based on the experience of Europe and the CIS)]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(8), 17-28. doi: 10.22412/1995042X-10-8-2. (In Russ.).

11. Nikolaev, E. M. (2013). Aktual'nye problemy v sfere turizma [Current problems in tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 3, 83-88. (In Russ.).

12. Romanova, G. M., & Vetitnev, A. M. (2015). Importozameshhenie v turizme: novye vozmozhnosti dlja rossijskoj turindustrii [Import Substitution in Tourism: New possibilities for

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

the Russian Travel Industry]. Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya Sochi State University], 1(34), 144-150. (In Russ.).

13. Seliverstova, M. A. (2016). Mezhdunarodnyj turizm: sovremennye tendencii i dinamika razviti-ja [The International Tourism: Current Trends and Dynamics of Development]. Sochi Journal of Economy, 39(1), 51-57. (In Russ.).

14. Sharafutdinov, V. N. (2016). O novom strukturnom videnii turistskogo nauchno-issledovatel'skogo prostranstva [About New Structural Vision of Tourist Research Space]. Sochi Journal of Economy, 42(4), 256-265. (In Russ.).

Климова Т.Б., Вишневская Е.В., Аноприева Е.В.

Структура и динамика турпотоков: тенденции и определяющие факторы // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 5. С. 6-18. Р01:10.22412/1995-042Х-11-5-1.

Klimova, T. B., Vishnevskaya, E. V., & Аnoprieva, E. V.

(2017). The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors. Servis v Rossii iza rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(5), 6-18. doi: 10.22412/1995-042X-11-5-1. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.