Научная статья на тему 'The role of space in the history of humanity'

The role of space in the history of humanity Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / ВСЕЛЕННАЯ / РОЛЬ / ВОПРОС / ЭПОХА / SPACE / UNIVERSE / ROLE / QUESTION / EPOCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрова А.О.

Вашему вниманию будет представлено рассмотрение ряд вопросов о роли космоса в истории человечества относительно четырех ключевых эпох: Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The role of space in the history of humanity»

УДК 523-52

РОЛЬ КОСМОСА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

А. О. Петрова Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Petrova754@mail.ru

Вашему вниманию будет представлено рассмотрение ряд вопросов о роли космоса в истории человечества относительно четырех ключевых эпох: Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время.

Ключевые слова: Космос, вселенная, роль, вопрос, эпоха.

THE ROLE OF SPACE IN THE HISTORY OF HUMANITY

A. O. Petrova Scientific Supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Petrova754@mail.ru

In this article, your attention I will be presented to the consideration a number of issues to of the role of space in the history of humanity through four main epochs: Antiquity, the Middle Ages, the Renaissance and the New Time.

Keywords: Space, universe, role, question, epoch.

Введение. Безграничный и манящий, таинственный и немного пугающий космос всегда был предметом интереса. Со времён первого упоминания этого слова в Древней Греции и до наших дней значение его сильно изменилось. В XX-XXI человечество шагнуло далеко - далеко вперёд в изучении и освоении космоса: запуски спутников, путешествующих далеко за пределы нашей орбиты, работа МКС и наблюдения обсерваторий помогают людям найти ответы на такие вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. Однако всего этого могло и не быть, если бы когда-то давно, ещё до нашей эры, космос не стал бы объектом размышлений человека.

Античная картина мира. Первые суждения человека о космосе, которые можно назвать научными, были сформированы в эпоху Античности. Перед учеными античного времени стоял сложный, но очень важный вопрос: объяснить, как устроен мир. Одновременно с этим развивались следующие научные области: география, звездная навигация, система календаря и т.д. И в поиске ответов на эти вопросы человек обратился к изучению звездного неба.

Термин «Космос» начинает употребляться уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Использование понятия зафиксировано ещё у Фалеса Милетского, который полагал, что космос - един, одушевлен и полон божественных сил, мир возникает из первоначала и вновь в него возвращается периодически, а началом и концом Вселенной является вода. Однако считается, что Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом». Он сформулировал учение о божественной роли чисел, которые управляют мирозданием, и, вместе с этим, создал новое учение о первоначале Вселенной. Согласно теории представителей школы Пифаго-

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

ра, космические тела произошли из центрального огня и осуществляют движение вокруг него. Такая система получила название пироцентрической системы мира [1].

В античной культуре космосу приписывают божественную сущность - он неизменен, вечен и совершенен, а античный человек считается подвластным космосу. А. Ф. Лосеву и А. А. Тахо-Годи принадлежит интересное филологическое исследование о роли и месте человека в абсолютном космосе: мир - сцена, а люди - актеры, созданные космосом и растворяющиеся в нем после того, как сыграют роль, предписанную самим космосом [2].

На исходе Античности философам оставался «один шаг» до возвеличения личности. Такой шаг сделала философия монотеизма (христианство). В основе этого учения лежала уже не природа, а демиург - личность, которая "выше" и "раньше" космоса. Однако, начавшись в античную эпоху, эта философия достигла расцвета уже в средние века.

Средние века. Возникновение и развитие монотеизма связывают с началом глубокого кризиса мировой Римской империи. Отчаяние и нищета, заставили людей искать спасения, выхода. И спасение было найдено в христианской религии, где формируется понятие бога-личности. Он обладает безграничными возможностями, творит мир из ничего по своей прихоти, не подчиняясь законам космоса.

На протяжении практически полутора тысяч лет существовала картина устройства мира, которую ученые и философы Средневековья унаследовали еще у Аристотеля. В космогонии Аристотеля каждый элемент системы имеет свое место. Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. По утверждению ученого причиной мирового движения является бог. По Аристотелю Вселенная конечна, пустота существовать не может, Земля неподвижна, а мир существует в единственном экземпляре[1-3].

Рассуждая о «средневековом космосе», нельзя обойти стороной «Альмагест» Птолемея, научная ценность которого состоит в том, что он является первой историей астрономии с описанием движения планет. Интерес средневекового человека к космосу повлек за собой процветание астрологии, в основе которой лежала взаимозависимость человека и вселенной. Исходя из суждений Парацельса и Агриппы, жизнь людей подчинена ходу небесных светил.

В целом, представления о космосе Средневековья складывались под влиянием библейских учений и космогонии Аристотеля. В совокупности эти два источника дали начало так называемой схоластике, точку зрения на космос которой приняла католическая церковь. В теории же средневековая наука не ушла дальше античной космогонии. Но даже в рамках такого подхода ученым эпохи удавались глубокие философские и мировоззренческие обобщения.

Возрождение. В средневековье человека считали подвластным космосу и божественным силам. Но роль его меняется и приобретает совершенно другие очертания в эпоху Возрождения. Человек становится центральной фигурой в космогонии ученых и философов, наделяется практически безграничными способностями и огромной силой разума.

Для этой эпохи отличительной особенностью стал антропоцентризм, а наиболее популярными идеями стали идеи гуманизма. В XIII в. Аверроэс выдвинул концепцию двойной истины -богословской и научной. Церковь отвергла эту концепцию, однако она сыграла свою роль в познании космоса. Здесь характерна ожесточенная борьба между сторонниками новых идей и католической церковью. Основатель гелиоцентрической системы мира, Николай Коперник, в предисловии к книге «О вращении небесных сфер», которая внесла огромный вклад в космологию и являлась противопоставлением средневековым суждениям о космосе, пишет: «Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я не решался напечатать мою книгу и думал, что лучше последовать примеру пифагорейцев, распространявших учение только путём предания». В своих трудах Коперник пришел к выводу, что центром Вселенной является Солнце. Земля же вращается вокруг собственной оси и, равно как и другие планеты системы, обращается вокруг Солнца. Сторонником гелиоцентризма был и Джордано Бруно. Он высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, а так же о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы [3].

«Чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно ещё и воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!» - скажет Галилео Галилей, оказавший значительное влияние на науку эпохи. Величайшим изобретением итальянского ученого был телескоп, который помог сделать множество астрономических открытий, во время наблюдения за небесными телами.

Открытия сторонников гелиоцентризма, были встречены враждебно, но, несмотря на то, что их учения подавлялись авторитетом католической церкви, у открытий Коперника, Бруно и Галилея нашлись свои последователи.

Новое время. Научно-технический прогресс, развитие философии, где формировались принципиально новые взгляды на роль человека в мире, и появление иных представлений об истинном устройстве Вселенной, дали начало эпохе Нового времени.

Первым ученым нового времени, который занялся проблемой происхождения миров, был Рене Декарт. Ему принадлежит мысль о том, что человек эпохи Нового времени — это субъект мыслящий, разумный. Рассуждения Декарта были скорее философскими, однако именно его идеи являются основой для многих научных выводов. По мнению французского ученого, бог создал из ничего некоторое количество материи и сообщил ей первоначальный импульс, под влиянием которого образуются вихри. Вихри в свою очередь придают материи форму, в зависимости от характера этой материи. Космология Декарта есть своеобразный компромисс между наукой и религиозными верованиями [1].

Теперь обратимся к анализу мировоззренческих представлений Исаака Ньютона на примере его главного научного труда - «Математические начала натуральной философии», который противопоставлялся работе Декарта «Начала философии». Открытия, описанные Ньютоном, привели к созданию новой картины мира, которая представляет собой абсолютное пустое пространство, не имеющее границ и подчиняющееся евклидовой геометрии. Тела в нем находятся под влиянием притягивающих сил, траектория их движения описывает какое-либо каноническое сечение, а Солнце располагается примерно в общем фокусе орбит эллипсов, описываемых планетами. Ньютон утверждал, что планеты связаны в единую систему, пытался дать ответ на вопрос о роли творца во Вселенной, и о месте, которое в ней занимает человек. Человек Ньютона - это субъект не только творчества, но и рациональных принципов. Это человек не постулатов, но разумных доказательств [3].

Итак, система мира Ньютона, являлась научным прорывом, но была несовершенна. Она была статична и сохраняла свойства, полученные в день сотворения. Позднее она была «доработана», получила всеобщее одобрение и стала прочной общепризнанной теорией.

Библиографические ссылки

1. Лесков Л.В. Космос: наука и мифы. М.: Знание, 1991. С. 9-24.

2. Античная литература: Учебник для высшей школы /Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. и др. // под ред. А.А. Тахо-Годи. - 5-е изд., дораб. - М.: ЧеРо, 1997. 543 с.

3. [Электронный ресурс]. URL: Ийр8://ги.шк1реШа.о^/шк1/История_развития_представ-лений_о_Вселенной (дата обращения: 27.03.2017).

© Петрова А. О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.