Научная статья на тему 'The model of development of art picture of the world of the students of Faculty of art education'

The model of development of art picture of the world of the students of Faculty of art education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / THE MODEL / METHODOLOGICAL APPROACHES / PRINCIPLES / FUNCTIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Gang Liu

The article presents the theoretical model of development of art picture of the world of the students future teachers of fine arts. In the description of the model describes the principles of the development of art picture of the world, revealed the psychological and pedagogical conditions, are indicated means, criteria and levels of evaluations of the development of art picture of the world of the students in the process of art-pedagogical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The model of development of art picture of the world of the students of Faculty of art education»

вую деятельность - одно из наиболее эффективных средств формирования наиболее важных личностных качеств обучаемых [9]. Так, студентам в процессе обучения предлагаются творческие задания: составление различных эссе на рефлексию, фиксирование собственного отношения к учебному материалу, организация Интернет-поиска информации по определенной теме, которая способствует расширению кругозора студентов и развитию информационной компетентности. В ходе лекций используются незаконченные схемы, которые студент после анализа информации должен закончить.

Любая, даже самая простая и небольшая по объему тема обязательно содержит точки соприкосновения с жизненным опытом студентов или с будущей профессией. Так, дискуссия поможет студенту находить в споре истину, приходить к единой точке зрения и формирует навыки эффективного общения. Метод мозговой атаки используется для формирования культуры дискуссии, диалога и таких профессионально значимых качеств личности, как терпимость, толерантность, целеустремленность, находчивость, а также для развития творческих способностей и умений решать сложные проблемы сообща. На третьем и четвертом курсах следует отдавать предпочтение интенсивным методам обучения, которые содержат элементы обратной связи с обучаемыми, когда происходит не простое неполное копирование информации, но в первую очередь осмысление освоенного материала.

В качестве обратной связи может быть вопрос на понимание, способность применить новые знания на практике, дискуссия с преподавателем. Эти элементы характеризуют включенность мышления студентов в обратный процесс, формирование компонентов компетентности, необходимых для профессиональной деятельности.

Процесс обучения возможен в форме тренинговых занятий (организационный, рефлексивный, тренинг организаци-

онных умений), дидактических игр, позволяющих студентам более качественно усваивать знания, поскольку базируется на личном участии и их эмоциональном опыте. Данная форма, согласуется с мнением Г. Оллпорта, который, критически анализируя лекционную систему, отмечал, что без лично пережитого студентом опыта лекция будет малоэффективна: «Во многом та интеллектуальная апатия, на которую мы сетуем, происходит из-за того, что мы предлагаем готовые выводы вместо первичного опыта. Для нас отточенные выводы, подытоживающие результаты интеллектуальной борьбы с познавательной или ценностной проблемой, звучат как прекрасный сонет, для студента они могут быть совершенно невразумительны» [10, с. 137].

При формировании профессиональной компетентности важно заинтересовать будущего специалиста в формировании у него данных компетентностей, объяснить, как они помогут ему реализовать себя в профессиональной деятельности. Таким образом, контекстное обучение понимается как диалектическая взаимосвязь дисциплин базового и профилирующего циклов, выполняющих прямую (предметную) и контекстную (профессионально-педагогическую) функции в подготовке специалистов [7].

Конечно, по мере накопления знаний, становиться очевидным, что невозможно объять необъятное, и дать студентам всю информацию, касающуюся его будущей профессии. Это невозможно ни практически, ни теоретически, так как завтра появится еще что-то новое. В связи с этим решающее значение в профессиональной подготовке будущих тренеров приобретает умение работать самостоятельно, то есть умение учиться, так как процесс профессионального образования не заканчивается с окончанием вуза, а продолжается и углубляется в процессе профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Назарбаев, Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, к конкурентоспособной экономике, к конкурентоспособной нации». - Астана, 2004.

2. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 199б.

4. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст II Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4.

5. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений I Ю.Д. Железняк,

В.А. Кашкаров, И.П. Крацкевич и др.; под ред. Ю.Д.Железняка. - М., 2002.

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

8. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе II Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

9. Ларионова, О. Компетентность - основа контекстного обучения II Высшее образование в России. - 2005. - № 10.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

11. Оллпорт, Г.В. Личность в психологии. - СПб., 1998.

Bibliography

1. Nazarbayev, N. A. The message of President of country to the people of Kazakhstan «To competitive Kazakhstan, to competitive economics, to competitive nation» / N.A. Nazarbayev. - Astana, 2004.

2. Kuzmina, N.V. Akmeological theory of training quality raising of specialists of education /N.V. Kuzmina. - M., 2001.

3. Markova, A.K. Professionalism psychology / A.K.Markova - M.: «Znanie» International humanitarian fund, 1996.

4. Slastenin, V.A. Teacher's professionalism: akmeological context / V.A.Slastenin // Pedagogical education and science. 2002. - № 4.

5. Pedagogic physical sport improvement: Teaching aid for students of higher pedagogical educational institutions / Y.D. Zheleznyak, V.A. Kashkarov,

LP. Kratskevich and others.; Edited by Y.D.Zheleznyak. - Akademiya publishing house, 2002.

6. Verbitskiy, A.A. Active training in higher school: context approach / A.A.Verbitskiy. - M.: Higher school, 1991.

8. Verbitskiy, A.A. Conception of sign and context training in higher educational institution / A.A.Verbitskiy // Questions of psychology. -M. - 1987. - № 5.

9. Larionova, O. Competence - basis of context training / O.Larionova // Higher education inRussia. - 2005. - № 10.

10. Leontyev, A.H. Activity. Consciousness. Personality / A.N.Leontyev. - M.: Politizdat, 1977.

11. Ollport G.V. Personality in psychology / G.V.Ollport. - CPb., 1998.

Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 70:378

Liu Gang. THE MODEL OF DEVELOPMENT OF ART PICTURE OF THE WORLD OF THE STUDENTS OF FACULTY OF ART EDUCATION. The article presents the theoretical model of development of art picture of the world of the students - future teachers of fine arts. In the description of the model describes the principles of the development of art picture of the world, revealed the psychological and pedagogical conditions, are indicated means, criteria and levels of evaluations of the development of art picture of the world of the students in the process of art-pedagogical education.

Key words: the model, methodological approaches, principles, functions, psychological and pedagogical conditions, criteria.

Лю Ган, аспирант Воронежского государственного пед. университета, г. Воронеж,

E-mail: binglengcike@163.com

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена теоретическая модель развития художественной картины мира студентов - будущих учителей изобразительного искусства. В описании модели охарактеризованы принципы развития художественной картины мира, выявлены психолого-педагогические условия, обозначены средства, критерии и уровни оценки развития художественной картины мира студентов в процессе художественно-педагогического образования.

Ключевые слова: модель, методологические подходы, принципы, функции, психолого-педагогические условия, критерии.

Для построения модели развития художественной картины мира студентов факультета художественного образования необходимо учитывать теоретико-практические инновационные тенденции и подходы, существующие в современном художественном образовании, а также основы педагогического моделирования.

В качестве используемых подходов в образовании будущих учителей изобразительного искусства наиболее актуальны личностно-ориентированный, гуманистический, проективный и процессуальный. Реализация каждого из обозначенных подходов позволяет учитывать основы и особенности обучения и воспитания будущих учителей изобразительного искусства в построении модели развития их художественной картины мира.

В педагогике модель понимается как мысленно проектируемая материализуемая система, отражающая и воспроизводящая объект исследования, ее изучение поставляет новую динамичную информацию об объекте. Описание модели традиционно предполагает выявление структуры исследуемого явления или процесса, а также функциональное содержание, то есть характеристику свойств, связей и отношений определенных звеньев целостной системы, выраженной, в том числе, и схематически.

Модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства, представленная в настоящем исследовании, - это своего рода идеальный образец функционирования, как изучаемого явления, так и целостного процесса его развития. Она реализует идею развития художественной картины мира как развития глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющейся результатом духовной активности человека.

В модели развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства студенты выступают как субъекты исторического процесса, так как в процессе учебно-профессиональной деятельности они выражают свое отношение к картине мира в трех проекциях: «как человек изображает мир как картину», «как человек понимает мир как картину», и, наконец, «как человек превращает мир в картину» [1, с. 258].

В указанном ракурсе развитие картины мира понимается как своего рода карта-схема жизненного пространства студентов, понимания времени и отношений между объектами, жизнеустройства в целом. Развитие художественной картины мира является динамичным процессом, так как предполагает развитие системы подвижных образов, универсальных и индивидуальных.

Таким образом, модель развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства представляется устойчивой и динамичной, стабильной и инвариантной, имеет признаки объективного и субъективного характера, стремится к завершенности. Она отражает глобальный образ мира, репрезентирующий его свойства в том виде, в котором они осмысляются его носителем.

Неотъемлемой частью процесса развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искус-

ства является как профессиональное, так и личностное развитие студентов. В построении модели развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства учитывался ряд ключевых идей, актуальных для настоящего исследования.

Данная модель отражает теоретико-методологический уровень исследования и опирается на личностно-ориентированный, гуманистический, проективный, процессуальный подходы к пониманию художественного образования и представленные ниже принципы развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства. На структурно-функциональном уровне в модели представлены функции, психолого-педагогические условия, параметры и средства эффективного развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства, а также критерии и уровни ее развития.

В настоящей модели содержательно охарактеризованы все компоненты развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства. Реализация данной модели способствует осуществлению идеи «образование через всю жизнь», так как предполагает, что период развития художественной картины мира осуществляется на протяжении всего жизненного пути художника.

Целью настоящей модели является развитие художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения и воспитания в вузе.

Принципами построения модели развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства являются: системности, культуросообразности, развития субъектного потенциала личности, интеграции, дифференциации.

Принцип системности в психологии и педагогике охарактеризован Б.Г. Ананьевым, П.К. Анохиным, Е.П. Белозерцевым, Л.С. Выготским, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном в контексте системного подхода. Б.Ф. Ломов [2] рассматривал системный подход как главный инструмент психологического познания, предметом которого выступает системогенез психики, а главной задачей — выявление объективных законов образования и функционирования психологических систем.

Принцип культурособразности охарактеризован в контексте культурологического подхода (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский), который реализует стратегическую направленность современного образования на увеличение «культу-роемкости» в содержании педагогического процесса.

Принцип развития субъектного потенциала и активности личности (О.В. Пискунова и др.) занимает важное место в теоретико-прикладных исследованиях наук о человеке и становится приоритетным направлением в изучении психологопедагогических механизмов личностно-профессионального развития специалистов.

Принцип интеграции (Л.В. Вахтель и др.) в модели развития художественной картины мира студентов позволяет комплексно рассматривать развитие профессиональных знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения художественно-творческой деятельности и индивидуальности студента.

Принцип дифференциации позволяет классифицировать полученные знания и опыт художественно-творческой деятель-

ности для развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства в смысложизненном аспекте, а также в сочетании субъективно-индивидуального и объективно-универсального.

В качестве функций развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства следует выделить: культуротворческую, развивающую, когнитивную, ценностно-смысловую, эстетическую, коммуникативную.

Осуществление культуротворческой функции требует понимания образования как культурной деятельности, культурной идентификации и личностной самодетерминации, формирование субъектов образовательного процесса как лучших представителей творческой деятельности и культуры. Данная функция отражает культурные смыслы художественно-творческой деятельности и сущностные основы творчества.

Осознание учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства как культуротворческого процесса предполагает развитие их познавательных и духовных способностей как компонента профессиональной культуры, как продолжение и развитие художественных культурных традиций, в том числе национальных.

Развивающая функция выражает необходимость будущего учителя изобразительного искусства в ощущении, восприятии и представлении себя свободной развитой творческой личностью, способной к самостоятельному выбору траектории развития своих профессиональных способностей, художественно-творческих интересов, генеральной линии жизни. Данная функция созидательна по своей сути, так как отражает процессы трансформации художественно-творческой деятельности и мировидения студентов, а также личностный рост.

Данная функция находит свое отражение в постоянном движении, изменении, динамике личностного, профессионального, культурного развития студентов под влиянием психоло-го-педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

Когнитивная функция развития художественной картины мира будущего учителя изобразительного искусства определяет накопление информационной базы знаний и развитие познавательных способностей студентов. Она осуществляется и в креативном аспекте, так как направлена на поиск индивидуального когнитивного стиля мышления, раскрывающего индивидуальные творческие ресурсы студентов и оригинальный подход к изучаемому культурному явлению. Данная функция определяет развитие широкого культурного кругозора студентов.

Реализация ценностно-смысловой функции связана с формированием системы смыслов в осуществлении художественно-творческой деятельности и генеральной линии жизни. В своем ценностном аспекте она определяет вектор направленности системы ценностных ориентаций, формирует комплекс мотивов и потребностей студентов, необходимых для успешного осуществления художественно-творческой деятельности.

Эмоциональный аспект ценностно-смысловой функции сообщает развитию художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства эмоциональное отношение, переживание, личную включенность в выполнение художественно-творческой деятельности.

Эстетическая функция связана с формированием художественно-эстетической культуры будущего учителя изобразительного искусства и включает развитие духовного потенциала и духовных способностей студентов в процессе их художественно-творческой деятельности в вузе. Данная функция формирует эстетическое отношение в процессе интерпретации и создания произведений искусств, гармонизует отношение к миру и себе.

В модели развития художественной картины мира будущих учителей музыки коммуникативная функция позволяет устанавливать эмпатийное взаимодействие с персоналиями и культурными явлениями своей и других культур, обеспечивает творческое культурного и профессионального общения преподавателя и студентов, обогащающего образовательный

процесс. Идея коммуникации и диалогового общения находит реализацию в нескольких аспектах, таких как, — обмен культурными ценностями в процессе художественно-творческой деятельности, культурное сотворчество преподавателя и студента.

Перейдем к характеристике средств развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства. К средствам развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства относятся:

1) жанрово-содержательная сторона произведения, то есть:

— содержание произведения (включая жанр), выражающее отношение картины к реалиям внешнего мира,

— объекты или явления, представленные на картине,

— «плановое» решение картины (один или несколько планов имеется на картине);

2) структурно-фомальная сторона произведения, то есть:

— строение изображения, его внутренняя структура:

— геометрическая конструкция (формы, контуры, линии изображаемых предметов),

— цветовая конструкция картины (используемые цвета, их смысловое применение и свойства) [3].

Остановимся на характеристике психолого-педагогичес-ких условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства. В настоящем исследовании данные условия выявлены на основании теоретического анализа учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства и рассмотрении особенностей развития художественной картины мира студен-тов-художников.

В качестве психолого-педагогических условий развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства мы рассматриваем:

1) направленность учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства на развитие ценностно-смысловой сферы;

2) активизация творческой самоактуализации будущих учителей изобразительного искусства;

3) ориентация художественно-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства на формирование художественно-эстетической культуры.

Охарактеризуем подробно каждое из указанных условий.

Направленность учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства на развитие ценностно-смысловой сферы реализуется в трех формах. Первая из них предполагает осмысление и интерпретацию студентами художественно-культурных идеалов и представлений, выработанных общественным сознанием на протяжении развития художественно-творческой деятельности человечества.

Вторая форма включает изучение предметного воплощения этих идеалов в творчестве и произведениях искусства, созданных конкретными людьми. И, наконец, третья форма отражает передачу культурных норм индивидуальным сознанием. Данная форма затрагивает мотивационные структуры личности студентов, побуждающие ее к предметному воплощению в своей художественно-творческой деятельности ценностных идеалов [4].

Направленность учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства на развитие ценностно-смысловой сферы предполагает:

— обеспечение высокого уровня информационного насыщения, включающее получение знаний о культурных традициях и ценностях, специфике художественной культуры, освоение жанрового многообразия и идейно-образного содержания произведений искусства, в том числе народного творчества;

— эмоционально-творческое воздействие, направленное на развитие у будущих учителей изобразительного искусства интереса к ценностям в области художественно-творческой деятельности и формирование их миропонимания;

— освоения норм поликультурной коммуникации в процессе приобщения к мировым культурным ценностям.

Вторым условием эффективного развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства является активизация их творческой самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности в вузе. Данный процесс связан с самопознанием студентов в художественно-творческой деятельности, реализацией их личностных смыслов и опыта, а также жизненного проекта в художественно-творческой деятельности.

Реализация этого условия позволяет формировать у студентов умение выражать свои индивидуально-психологические особенности и личностный опыт в решении творческих задач художественной деятельности и презентовать себя как гармоничную самоактуализирующуюся личность.

Ориентация художественно-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства на формирование художественно-эстетической культуры связана с развитием студентов в соответствии с нормами и традициями современной художественной культуры в системе педагогического образования. Этот процесс предполагает также становление личности будущего учителя Изобразительного искусства как субъекта и одновременно объекта художественно-творческих отношений в образовательном процессе.

Формирование художественно-эстетической культуры студентов факультета художественного образования является целенаправленным процессом обучения и воспитания, включающим в себя освоение студентами художественно-творческого опыта, выработанного человечеством, формирование художественно-образного мышления, художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Охарактеризовав психолого-педагогические условия развития художественной картины мира будущих учителей музыки, перейдем к определению критериев и уровней.

Критериями развитости художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства являются:

1) художественно-эстетический уровень осуществляемой студентами художественно-творческой деятельнос-

Библиографический список

ти, выраженный в показателе «художественно-эстетическое отношение»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) успешность выполнения художественно-творческой деятельности, выраженная в показателях «профессиональное мастерство студентов», «художественность», «самобытность»;

3) развитость ценностно-смысловой сферы, отраженная в показателе «ценностные ориентации»;

4) творческая самоактуализация студентов, выраженная в показателе «самоактуализирующаяся личность», «самооценка творческого потенциала личности».

В качестве уровней развитости художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства мы рассматриваем: подготовительный, стабильный и творческий.

Подготовительный уровень развития художественной картины мира свидетельствует о пассивном отношении студентов к самостоятельному решению художественно-творческих задач. Студенты данной группы не готовы к трансляции профессиональных знаний и творческого опыта, имеют слабо выраженную направленность на общение и взаимодействие в педагогическом процессе.

Стабильный уровень развития художественной картины мира отражает наметившийся и устоявшийся алгоритм выполнения художественно-творческой деятельности, в котором присутствует самостоятельное осмысление и интерес к решению творческих задач. Однако, участие и направляющая роль преподавателя для этой группы студентов является обязательной.

Студенты с творческим уровнем развития художественной картины мира обладают эмоциональной, познавательной, духовной активностью. У них выражено стремление к оригинальному решению творческих задач, самостоятельный поиск, инициатива в процессе выполнения художественно-творческой деятельности, а также динамичность и устремленность в будущее процессов саморазвития личности.

Таким образом, данная модель содержит также характеристику модели, которая включает: подходы, функции, условия, уровни и критерии оценки развития художественной картины мира будущих учителей изобразительного искусства.

1. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.

2. Ломов, Б.Ф. Методологическая и теоретическая проблема психолога. - М., 1984.

3. Петров, В.М. Количественные методы в искусствознании. - М., 2000.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Bibliography

1. Khayjdegger, M. Vremya i bihtie: statji i vihstupleniya. - M., 1993.

2. Lomov, B.F. Metodologicheskaya i teoreticheskaya problema psikhologa. - M., 1984.

3. Petrov, V.M. Kolichestvennihe metodih v iskusstvoznanii. - M., 2000.

4. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975. Статья поступила в редакцию 29.10.11

УДК 796.077.5

Magin V.A. INNOVATIONS OF THE SYSTEM OF TRAINING STUDENTS FOR THE DIRECTION “PHYSICAL CULTURE” AS THE MEANS OF AN INCREASE IN THEIR COMPETITIVE ABILITY. In this article the possibilities of the physical culture of the innovation system, functioning in the department are revealed, which makes it possible to increase the competitive ability of graduates.

^y words: innovations, competitive ability, the physical culture.

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., декан факультета физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет», Е-mail: va_magin@mail.ru

ИННОВАЦИОННОСТЬ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В данной статье раскрываются возможности функционирующей на факультете физической культуры инновационной системы, позволяющей повысить конкурентоспособность выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.