Научная статья на тему 'The means of formation of strong mode of life'

The means of formation of strong mode of life Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Popov I. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The means of formation of strong mode of life»

Статья

Другим приемом является произвольная разбивка всего диапазона значений показателя на поддиапазоны, с присвоением каждому качественных (хорошо, плохо и т.п.) или количественных (баллы, очки и т. п.) значений. Градуировка ведется по абсолютным значениям показателя или по проценту отклонения от норматива. Значение показателя, принимаемое в качестве точки отсчета, различные авторы трактуют по-разному и обозначают как среднее, нормальное, должное, оптимальное, идеальное и т. п. Разбивка на поддиапазоны ведется подчас без учета закономерностей функционирования и возрастных изменений организма. Кроме того, сложно соблюсти сопоставимость оценок показателей при расчете итогового уровня здоровья.

В основу расчета переменной «оценка» положена разработанная автором универсальная рейтинговая шкала (УРШ), дающая оценку от 0,1 до 6,0 баллов с градацией в 0,1 балла. Алгоритм расчета оценки конкретного показателя подбирался так, чтобы математическая функция, описывающая его изменения в зависимости от значения переменных, имела бы точки, принадлежащие нормативным значениям. Оценка в 4,0 балла присваивается фактическому значению каждого показателя здоровья при его соответствии нормативному значению или верхней границе нормы. Для большинства показателей расчет «оценки»:

Оценка=ах(Факт/Идеал)2+Ьх(Факт/Идеал)+с или

Оценка=ах(Факт-Идеал)2+Ьх(Факт-Идеал)+с,

где Оценка - значение оценки в баллах; Факт - реальное значение показателя в соответствующих единицах измерения; Идеал - идеальное значение показателя; а, Ь, с - коэффициенты пропорциональности. Для показателей, имеющих экстремум внутри диапазона возможных значений (индекс Кетле, АД, индекс осанки), расчет переменной «оценка» производится аналогично, но для двух условий - когда значение «факт» больше значения «идеал», и когда «факт» меньше значения «идеал». Рассчитанные оценки каждого показателя проставляются в индивидуальной выходной форме - «Профиль физического здоровья» (рис. 4), в виде значений от 0,1 до 6,0. Дополнительно для наглядности (справа от цифровых значений) эти же оценки графически отображаются на качественной шкале поддиапазонов.

ИФЗ имеет ту же размерность, что и оценки отдельных показателей здоровья. Использование УРШ для оценки ИФЗ и показателей обеспечивает сравнимость уровня здоровья у людей различного пола, возраста, социального статуса и т.п. Этот подход позволяет выявлять недостатки развития у детей или слабые стороны потенциала здоровья у взрослых. Появляется возможность отслеживать изменения уровня здоровья в динамике.

Алгоритм расчета ИФЗ представляет собой вычисление среднеарифметической «оценки» всех показателей здоровья, каждая из которых имеет свой весовой коэффициент. Так повышена значимость неудовлетворительных оценок показателей в расчете итоговой оценки ИФЗ. Пропуски при заполнении «Карты», т. е. отсутствие данных для расчета одного или ряда показателей (рис. 4, поз. 12 и 13) расцениваются программой как невыполнение теста и сопровождаются надписью «нет данных для расчета»; оценке показателя присваивается значение 0, и на «Профиле» она не выставляется, но учитывается при расчете ИФЗ. Результирующее занижение интегральной оценки уровня здоровья тем значимее, чем больше «не выполненных тестов».

При невыполнении более трех тестов, внизу «Профиля» выводится надпись «Внимание!!! ИФЗ рассчитан по неполным данным обследования», поясняющая наличие пропусков заполнения «Карты». Модуль формирования и выведения информации программы обеспечивает вывод на монитор компьютера и на печать результатов обследования в виде индивидуальных и групповых форм. Индивидуальные данные выводятся в форме «Профиль физического здоровья» (рис 4) с паспортной частью и кратким заключением результатов обследования. Групповые данные представлены несколькими выходными формами: «Распределение по шкале ИФЗ», «Статистика отклонений», «Рейтинг по шкале ИФЗ» и др. Каждая из форм содержит цифровое и графическое отображение результатов обследования выборки (по полу, возрасту, ИФЗ) из группы, отобранной для анализа. Такой подход позволяет вести сравнительный анализ результатов обследований выборок из общей базы данных, в т.ч. и в динамике.

Эта технология, получившая название «Навигатор здоровья», прошла длительную практическую апробацию в ряде регионов страны с участием специалистов многих ЛПУ и получила

высокую оценку. Технология «Навигатор здоровья» сертифицирована Минздравом РФ, защищена рядом патентов и сертификатов Роспатента, а также включена в каталог новых диагностических и восстановительных технологий Минздрава РФ в 2003 г., предназначена для массового мониторинга и повышения физического здоровья и функциональных резервов организма практически здорового населения и, прежде всего, детей и молодежи.

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Фалипил И. 0. - 11(Ш0( 11,11 Место работы (учебы) • МГТУ Класс (группа.) • ОЭТ-13

Дата обследования • (0^0,10 Поп - і1 Г Возраст -1 Бе - "" Рост-Г' ИФЗ - ІГ

Показатели Оценка показателей

Наименование Факт Идеал Баллы очтохо тохо неудсвл. уцовл. хорошо оіл.

1 Весо-ростовой коэффициент, г/см 390 369 1

2 Избыток (недостаток) жира, % Я ±4

3 Пульс (ЧСС) в покое, уд1шн 70 <65

4 Способность релаксации (ЧСС), удГшн 2 >7 3>б

5 Артериальное давление крови, ниртсп 130/100 120/80 Ы

6 Жизненная емкость легких, млАг 65 >75 2.$

7 Устойчивость к гипоксии, с 95 >75 6,0

6 Адаптивность СССусл.ед. 9,1 <2,8 3'* ГПГГПГГПГГПГЦ

9 Зрительно-двигательная реакция, см 20 <17 5’1- 1

10 Г ибкость позвоночника, см -12 >10 о,* ■

11 Координация движений, усл.ед. 2 6 2,0

12 Мышцы плечевого пояса, раз 20 >26

13 Мышцы брюшного пресса, раз 22 >25 5: 6

14 15,1 >16,5 4*

15 Потребление кислорода, нл^гв шн 49 >55

16 Ударный объем крови, мл 119 >135 5! 0

17 Минутный объем кровообращения, л 15 >20

18 Восстановление ЧСС, уд/шн 151 <135 і.«

Ин цекс Физического Здоровья (ИФЗ),баи ЗЛ 6,0 З-З

Рис. 4. Пример «Профиля физического здоровья» для возраста 14 лет и старше

Практическое использование технологии оказывает целый ряд положительных эффектов: программное физическое тестирование человека выполняет прямой оздоровительный эффект на его организм; компьютерная оценка по 20 психофизическим показателям раскрывает сильные и слабые звенья организма на основе сравнения с возрастными медико-физиологическими эталонами; обосновываются цели индивидуального оздоровления и рекомендуемые естественно-терапевтические и физкультурные средства и методы; повышается уровень медико-гигиенических знаний населения, формируется культура здоровья и мотивация к здоровому стилю жизни; повторное обследование человека объективно отразит динамику состояния организма и создаст условия для реального управления физическим здоровьем человека и групп населения. При самых минимальных затратах, технология «Навигатор здоровья» может в кратчайшие сроки начать эксплуатироваться специалистами первичного звена здравоохранения, как самостоятельная региональная оздоровительная программа или как часть профилактических осмотров и диспансеризации населения.

УДК 312.6-056.22

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И.А. ПОПОВ*

Единственно правильного определения здорового образа жизни (ЗОЖ) - нет. Здоровье людей лишь частично зависит от уровня здравоохранения и медицинского обеспечения. Укрепление здоровья требует усилий Федерального правительства, орга-

* ГУЗ ТО «Тульский областной Центр медицинской профилактики», Тула, пр. Ленина, 97, тел. (0872) 31-24-67

И. А. Попов

нов здравоохранения, неправительственных и добровольных организаций, муниципальных властей, промышленных предприятий и средств массовой информации, самого человека. Здоровье общества надо рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, дающее людям жить благополучной и качественной жизнью. Здоровье - одно из основных прав человека, предпосылка социально-экономического развития, совершенствования личности и один из критериев качества жизни.

Ныне тесно увязываются понятия ЗОЖ и социальнопсихологической адаптации человека. Декларативно ЗОЖ стал политическим лозунгом, прибыльным внегосударственным и непрофессиональным бизнесом. Под маской ЗОЖ вовсю идет реклама и продажа лекарств от всех болезней, новых омолаживающих средств и т.д. По важнейшим показателям здоровья Россия уступает многим развитым странам: продолжительность жизни на 10 и более лет ниже, неблагоприятная демографическая ситуация, суженное воспроизводство населения. Прогнозируется низкий уровень рождаемости в стране в связи с сокращением числа лиц до 18 лет. Рождаемость не покрывает естественную убыль: в 2004 г. по России на 1000 чел. населения: рождаемость -10,2, смертность - 16,4, естественная убыль - 6,2; в Тульской области - 7,8 рождений, 21,4 смертей, естественная убыль населения составляет 13,6, что превышает общероссийские показатели в 2 раза. В 2005 г. отрицательная динамика демографических показателей в РФ и Тульской области продолжается. За 4 месяца текущего года смертность выросла на 6,8% по отношению к этому же периоду 2004 г. Это обусловлено ростом смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и внешних причин. Несмотря на рост заболеваемости и смертности, система сотрудничества и координации деятельности общественных секторов (здравоохранения, образования, социальной защиты и др.) в решении проблем здоровья нации, остается формальной.

Реализация федеральных и областных целевых профилактических программ позволит систематизировать и активизировать профилактическую работу. Финансирование таких программ позволит создать систему профилактики заболеваний и пропаганды ЗОЖ (обучение и подготовка кадров, разработка технологий профилактической работы, проведение социологических эпидемиологических исследований, создание компьютерных баз данных, повышение активности совместной работы со СМИ, разработка и издание методических пособий и рекомендаций, доведение их до первичного звена здравоохранения, издание научно-популярной литературы для населения, оснащение оргтехникой и т.д.). Но отсутствие финансирования областных целевых программ не позволяет решить задачи профилактики заболеваний, укрепления здоровья населения и ЗОЖ. Низкая эффективность проводимых профилактических мероприятий зависит и от отсутствия системного подхода к здоровью человека на уровне государства, несмотря на ряд Федеральных постановлений и программ. В профилактической работе важным является формирование ЗОЖ, что требует серьезного финансирования социальных программ, психогигиены и психопрофилактики, сбалансированного и рационального питания, занятий физкультурой и спортом, разработки мероприятий по снижению потребления психоактивных веществ (ПАВ) и т.д.

Проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем. Снижено качество жизни значительной части населения, налицо чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, что способствует распространению зависимости от ПАВ, алкоголя, табака и нездорового образа жизни. До 70% населения не занимается физкультурой, распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеет дефицит веса и столько же - избыточный вес из-за нерационального питания.

Система здравоохранения ориентирована на оказание лечебной помощи, изучение и лечение болезней. Больницам выгоден больной человек (чем больше больных, тем больше бюджет и рост платных услуг), профилактика (принципы здоровья и ЗОЖ) вступает в конфликт с лечебной и фармацевтической системой. В условиях реформирования здравоохранения и обязательного медицинского страхования времени у медработников на проведение профилактических мероприятий и пропаганду ЗОЖ не остается. Работа по профилактике мало оплачивается и не престижна. Кадровая проблема в медицинской профилактике стоит очень остро не только в Тульской области, но и в России. Вся работа

держится на энтузиастах. Отсутствует подготовка специалистов по медицинской профилактике. Нуждаются в поддержке общественные организации и инициативы местных властей, которые берутся за решение программ по ЗОЖ. Надо поддерживать тот сектор бизнеса, который формирует индустрию здоровья.

Основная роль в ведении здорового образа жизни принадлежит человеку. Однако не определены ответственность и обязанности самого человека и социальных секторов и государственных структур в достижении приемлемых уровней индивидуального и общественного здоровья, что снижает эффективность профилактики. Одной из проблем является формирование личности свободного человека и культуры здоровья, повышение престижности здоровья и ответственности человека его сохранение, а государства - за здоровье каждого человека. Необходимо начать формирование ЗОЖ с конкретного человека. Но у населения России еще не сформирована потребность к укреплению здоровья, у родителей - к рождению и воспитанию здорового ребенка. Остается низкой мотивация ЗОЖ. Требуется переориентация системы здравоохранения: медработники призваны убедить

людей, что необходимо позитивное отношение к своему здоровью, к самому себе. Это очень сложный и длительный процесс.

Нормативные документы по профилактике заболеваний на федеральном уровне ныне носят декларативный характер, так как не определены механизмы их реализации, контроля и принятия санкций при их нарушении: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1202-р от 31.08.2000 г. Решение Коллегии Министерства здравоохранения РФ № 5 от 15.03.2000 г. «Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000-2004 годы и на период до 2010 года»;приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.03 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».

На уровне Тульской области действует Закон Тульской области «О здравоохранении в Тульской области» № 41/1149 от 10.06.1999 г.; принято и реализуется 12 областных целевых программ; разработан и действует приказ департамента здравоохранения Тульской области от 23.01.04 г. № 8 «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.03 г.». Деятельность Тульского областного центра медицинской профилактики (ТОЦМП) ведется в рамках приказа департамента здравоохранения от 23.01.04 г. № 8 «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.03 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации». ТОЦМП является организатором работы по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ населения г. Тулы и Тульской области, медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Структура ТОЦМП: организационно-методический отдел с методическим кабинетом; отдел организации и координации профилактической работы ЛПУ; отдел межведомственных и внешних связей; отдел мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний; отдел социально- психологической и психотерапевтической помощи; консультативно-оздоровительный отдел; информационно-аналитический кабинет с учебной деятельностью; кабинет профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска; отдел санаторно-курортной помощи; отделение спортивной медицины; отделение лечебной физкультуры. Основные направления деятельности: организационные мероприятия; профилактика неинфекционных заболеваний; пропаганда ЗОЖ; создание информационного компьютерного банка данных по вопросам здоровья; профилактика зависимостей от ПАВ; выявление лиц с признаками дизадаптации, проведение адаптационных и психокоррекционных мероприятий; диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися физкультурой и спортом.

С выходом приказов Департамента здравоохранения области № 30 от 17.03.2003 г. «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ № 337 от 20.08.2000 г. «О дальнейшем развитии и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» и № 8 от 23.01.04 г. «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ № 455 от 23.03.09 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» повысился уровень работы главных и областных специалистов Департамента здравоохранения области,

О.Д. Доронина, А.Б. Левицкая, Д.Б. Никитюк

Комитетов по здравоохранению муниципальных образований, ЛПУ по вопросам медицинской профилактики, спортивной медицине. Для создания системы формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний надо разработать Федеральную Концепцию (цель, задачи и механизм реализации), которая должна представлять систему принципов и приоритетов в сфере государственного, правового и экономического регулирования этой проблемы, план по реализации Концепции и нормативные документы, а также финансируемую целевую программу. Необходимо поддерживать работу центров медицинской профилактики и активизировать работу всех ЛПУ по вопросам медицинской профилактики, мотивации человека к сохранению здоровья, адаптации населения к современным условия жизни и ведению ЗОЖ.

Основные проблемы медицинской профилактики: отсутствие нормативно-правовой базы; центры медицинской профилактики - это комплексные ЛПУ, по целям и задачам отличающиеся от домов санитарного просвещения. Их структура, штаты и функции не отвечают современным требованиям; отсутствие Федерального Центра медицинской профилактики; отсутствие методов формирования мотивации у населения к сохранению и укреплению здоровья, адаптации к современным условиям; не разработан системный подход к мониторингу показателей уровня здоровья и факторов риска развития неинфекционных заболеваний; нет системы экспертной оценки профилактических программ, методических пособий, рекомендаций и т.д.; неукомплектованность ЛПУ специалистами по медицинской профилактике; при декларированном приоритете медицинской профилактики остается остаточным принцип распределения финансов, материально-технического и кадрового обеспечения.

Пути решения поставленных проблем: совершенствование нормативно-правовой базы и унификация понятийного аппарата по медицинской профилактике; с учетом современных целей и задач Центров медицинской профилактики надо внести изменения в структуру, штаты, должностные инструкции. В приказ МЗ РФ № 337 от 27.08.99 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ» внести изменения в наименование врачебной должности - «врач по организации здравоохранения и общественному здоровью», в наименование врачебной специальности - «Организация здравоохранения и общественное здоровье», в наименование должности среднего медицинского работника - «фельдшер (медсестра) по медицинской профилактике»; совершенствование системы медицинской профилактики, определение уровней взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и уровней разграничения их полномочий, определение функций главных и областных (городских, районных); кадровое обеспечение специалистами по медицинской профилактике, подготовка и издание для медработников и педагогов методических разработок, справочно-информационных материалов по вопросам ЗОЖ, создание информационно-аналитической базы данных по вопросам профилактики заболеваний, формированию ЗОЖ (нормативные и методические документы, программы, аргументы, цифры, факты); разработка эффективных программ по первичной и вторичной профилактике заболеваний, формированию ЗОЖ. Разработка критериев оценки эффективности этих программ; внедрение мониторинга здоровья и обеспечение раннего выявления больных; обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с органами местного самоуправления, учреждениями образования, общественными и религиозными организациями; разработка мотивации у населения к сохранению и укреплению своего здоровья и раннему выявлению заболеваний, адаптации к современным условиям жизни; увеличение финансирования и материально-технического обеспечения по медицинской профилактике. В связи с приоритетом медицинской профилактики внести изменения в приказ МЗ РФ № 377 от 15.10.99. «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» в части Приложения № 1, п. 3.10: «Центры медицинской профилактики относятся к 1-3 группе по оплате труда руководителей»; усиление роли научных исследований и международного сотрудничества.

Основные задачи совершенствования нормативно-правовой базы, унификации понятийного аппарата по медицинской профилактике и системы медицинской профилактики должны включать в себя подготовку следующих документов: Приказ Минздравсоц-развития РФ «О совершенствовании медицинской профилактики в органах и учреждениях здравоохранения Российской Федерации», в котором должны быть определены цели, задачи и функ-

ции по данной проблеме, механизмы взаимодействия и разграничение полномочий между различными структурами здравоохранения; Положение «О деятельности по медицинской профилактике главных специалистов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главных и областных специалистов органов управления здравоохранением субъектов РФ, муниципальных образований»; Положение «О деятельности по медицинской профилактике специализированных лечебнопрофилактических учреждений (диспансеров)»; Положение «О деятельности по медицинской профилактике областных, городских, районных лечебно-профилактических учреждений»; Положение «О Федеральном Центре медицинской профилактики»; Положение «О территориальном (краевом, областном, окружном, городском) Центре медицинской профилактике»; Положение «О враче по организации здравоохранения и общественному здоровью Центра медицинской профилактики» (согласовать с Министерством труда); Положение «О фельдшере (медсестре) медицинской профилактики Центра медицинской профилактики»; Положение «О деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики»; Положение «Об организации и работе школ здоровья»; Положение «О единой форме планирования, учета и отчетности по медицинской профилактике в учреждениях здравоохранения»; Положение «Об экспертном Совете по медицинской профилактике»; Положение «О мониторинге показателей уровня здоровья и факторов риска развития неинфекционных заболеваний»; Проект Положения «О межведомственном Совете по профилактике заболеваний при правительстве РФ (субъектов РФ)»; Проект концептуальных направлений по межведомственному взаимодействию по вопросам профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ; Проект концептуальных направлений работы здравоохранения со СМИ; Глоссарий по терминам, использующимся в работе по медицинской профилактике.

Решение этих задач обеспечит реальную профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ народов России.

УДК 574.41. 5.001.25

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

О.Д. ДОРОНИНА, А.Б. ЛЕВИЦКАЯ, Д.Б. НИКИТЮК*

Выживание человечества обусловлено состоянием биосферы, которая сложилась в результате эволюции живой материи на Земле. Будущее человечества связано с сохранением на Земле условий, пригодных для жизни. Экосистемы находятся в состоянии непрерывной трансформации, вызванной колоссальной антропогенной нагрузкой в результате роста промышленного производства. Это сопровождается спадом показателей здоровья, дизадаптацией, ограничением социально-экономического развития общества. Мир оказался в положении, когда эпидемии бесконтрольно распространяются, но на этот раз в результате глобализации - с беспрецедентной скоростью. И все это - на фоне пороговых стрессовых нагрузок, ослабления иммунного статуса, разбалансированного питания.

Масса микроорганизмов определяет газовый состав атмосферы, плодородие почвы, формирует полезные ископаемые, участвует в пищевом цикле, они же утилизируют и обезвреживают загрязняющие планету вещества. На Земле существует около 100000 видов бактерий, 270 000 видов грибов, множество вирусов и простейших. Лишь десятая часть процента микроорганизмов является болезнетворной, но наносит огромный ущерб человечеству. Появление новых вирусов или новых штаммов микроорганизмов обусловлено изменениями природной среды. Путем манипулирования молекулами ДНК и РНК человек произвольно меняет наследственность - бактерий, растений, животных и самого человека, что обеспечивает прогресс биотехнологии и биоинженерии, революционные прорывы в медицине (генная

* ГУ НИИ питания РАМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.