Научная статья на тему 'The complete vital concept as the basic psychological formation of the period of a recent maturity'

The complete vital concept as the basic psychological formation of the period of a recent maturity Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Chueva Elena Nikolaevna

The period of late maturity is supposed not only as the time of involution and regress, but also as continuing formation of a man. Appropriative personal innovations are typical for this phase. The formation of Common life conception is considered as the main personal innovation and the condition for further constructive development of a person in the period of late maturity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The complete vital concept as the basic psychological formation of the period of a recent maturity»

Целостная жизненная концепция как основное психологическое

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ Чуева Е.Н.

The complete vital concept as the basic psychological formation of the

PERIOD OF A RECENT MATURITY Chueva E.N.

УДК 159.922

Abstract

The period of late maturity is supposed not only as the time of involution and regress, but also as continuing formation of a man. Appropriative personal innovations are typical for this phase.

The formation of Common life conception is considered as the main personal innovation and the condition for further constructive development of a person

in the period of late maturity.

В научной литературе все больше утверждается точка зрения, согласно которой развитие личности не ограничено возрастом и временем. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости личности не может рассматриваться как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается. Напротив, психологическая и социальная зрелость способствует ее дальнейшему развитию, а каждый новый период открывает качественно новые и социально ценные возможности для дальнейшего становления личности. Все больше ученых (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Н.Х. Александрова, Е.Ф. Рыбалко и др.) придерживаются мнения, что для периода поздней зрелости характерны не только инволюционные процессы, но и новообразования прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных тенденций в развитии личности. Старение рассматривается не только как инволюция или регресс, а как продолжающееся становление человека, которое включает и приспособительные, компенсаторные механизмы жизне-

деятельности, и способы активного взаимодействия с миром. Пожилому возрасту свойственно продолжение личностного развития, но это развитие в зависимости от сочетания различных факторов может быть как конструктивным, поступательным, так и деструктивным, разрушительным .

По мнению Л.И. Анциферовой, пройденные личностью стадии развития постепенно складываются в иерархическую организацию, в составе которой позднейшие психологические новообразования, стратегии и тактики не отменяют, но качественно видоизменяют - обогащают, ограничивают, регулируют, подчиняют себе образования более ранних стадий и уровней, через включение их в новые системы психологических отношений личности к миру, в новые жизненные позиции [3, 334].

Каждый этап развития заканчивается достижением своей вершины, определенного вида зрелости, которая определяет готовность к осмысленному и ответственному выбору дальнейшего пути развития с целью достижения следующей «вершины». «Каждый вид зрелости

отражает новый виток в духовном освоении мира, в мировоззрении, ценностно-смысловых доминантах и способах жизнедеятельности человека, в его целостном развитии, во взаимодействии индивидных, личностных и субъектно-

деятельностных факторов взросления и созревания» [16, 241].

Необходимым условием достижения уровня зрелости является усиление целостности, интегрированности личности (Весна Е.Б, Фельдштейн Д.И.). Формирование целостности личности является результатом интранаправленности развития зрелой личности, обращенности его к внутренним структурам. В свою очередь, достигнутый уровень зрелости человека является не конечным результатом, а лишь предпосылкой его будущих достижений на новом возрастном этапе жизнедеятельности, ступенькой его поуровне-вого восхождения к «вершине» жизненной зрелости.

На протяжении всей эпохи зрелости личностные характеристики не остаются статичными. Зрелая личность проходит ряд этапов формирования целостности, каждый из которых приводит к появлению новых структурно-

функциональных образований.

Так, в ранней зрелости в результате усиления процесса

индивидуализации, происходит увеличение количества связей внутри личности, что, в свою очередь, приводит к

интегрированности личностного Я. Процесс индивидуализации приводит к изменению вектора развития с интернаправленного на интрана-правленное. По определению Д.И. Фельдштейна «развитие личности представляет собой прогрессивно направленный социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление социальной зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза». 64

Развитие личности взрослого человека «идет не по пути вбирания в себя внешнего мира, а по принципу углубления и расширения внутреннего пространства личности, интеграции, взаимовлияния и

взаимопереплетения внутренних структур - социальной и индивидуальной» [23, 18]. Развитие зрелого человека приобретает характер саморазвития,

самореализации, стремления к самосовершенствованию (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, В.И. Слободчи-ковН овытуФеичнпсттштуги обр)Э-з овани-ем периода средней зрелости является формирование единой целостности «Я-социум». Личность «включается в глобальную систему социального пространства» (В.А. Ядов) и «впускает» в рамки своего «Я» системы новых социальных связей. В то же время, «приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социальнопсихологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, и начать искать или сама создавать общности, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам» [7, 343].

По мнению Э. Эриксона, основной характеристикой данного периода является генеративность личности, которая предполагает трансформацию системы ценностей. Личностно значимыми становятся ценности общечеловеческого характера. Такая целостность индивидуальных и общечеловеческих ценностей делает возможным сверхнормативное поведение.

А.В. Петровский указывает на то, что «потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, и вместе с тем оказывается де-

терминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет потребность в персонализации» [18, 359]. В свою очередь, «удовлетворение потребности... порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным» [18].

В то же время К. Юнг отмечает, что в этот период личность «освобождается из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом» [24].

Развитие личности в период поздней зрелости характеризуется выходом на уровень субъективных отношений - «Я-человечество»

(Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.), в результате чего образуется «вторичная метафизическая целостность зрелой личности» (Весна Е.Б.), которая исследователями характеризуется как «мудрость», «духовная зрелость».

В период поздней зрелости главным личностным новообразованием и условием дальнейшего конструктивного развития личности является формирование «Целостной жизненной концепции» (Е.Б. Весна). Целостная жизненная концепция (ЦЖК) представляется нам как системное интегральное психическое образование, включающее следующие компоненты: «Концепция жизненного пути», «Концепция Я - субъект жизни» и «Концепция жизненного мира».

«Концепция жизненного пути» может быть представлена как способность многоуровневого и много-

планового отражения человеком своей жизнедеятельности, как одно из главных оснований и условий возможности «переопределить»> обстоятельства и образ собственной жизни. Это отношение к жизни как целостн,ом.у явлению в единстве прошлого, настоящего и будущего, принятие ценности жизни как таковой, наличие смысла жизни, жизненной цели и врем.енной перспективы.

Согласно мнению большинства исследователей (Л.И. Анциферова, Г. Крайг, А.Г. Лидерс, В. Франкл, Э. Эриксон и др.), одной из главных задач периода поздней зрелости является принятие своего жизненного пути.

А.Г. Лидерс отмечает, что несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.). Ведущей для пожилого возраста, является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. «Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни, но и неизбежно осмыслива.ет свою жизнь как целое»> [15].

«Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость - с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого.

Принятие своего жизненного пути таким, каким он был, по мнению

ученого, является важнейшей задачей пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, «каким был и есть», и свое психологическое окружение, и многое другое» [15, 50].

Большинство зарубежных исследователей (И. Бернсайд, Ш. Бюлер, Г. Крайг, Р. Кеган, К.У. Шайи, Э. Эриксон, К. Юнг и др.) главной задачей развития личности в пожилом возрасте считают сохранение реинтеграции личности, достигнутой в предшествующие десятилетия. К. Шайи, работая над изучением того, как взрослые используют приобретенный интеллект для удовлетворения жизненных потребностей, пришел к выводу, что в позднем возрасте главной решаемой задачей становится «задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни - осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути»> [12, 671].

Потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются в старости, по утверждению К. Юнга, «долгом и необходимостью». Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного устойчивого психического и нравственного равновесия.

Принятие или непринятие человеком своей жизни является результатом особой внутренней деятельности личности, которая заставляет его подняться над своей жизнью, оглядеть ее в целостном контексте и оценить относительность своих индивидуальных, выработанных в процессе всей жизни ценностей. Для поздней зрелости характерным становится доминирование нравственного компонента, что делает человека способным увидеть истинную значимость событий.

Огромное значение оценке и самооценке пройденного пути придавал Э. Эриксон, считая, что именно они могут сыграть решающую роль в пожилом возрасте и определить дальнейший путь развития личности. Исследователем была выдвинута идея о целостности жизненного пути человека, согласно которой понять пожилого человека, можно только в контексте всей его жизни, включающей в себя все его проблемы, успешно или неудачно решенные на более ранних этапах жизненного пути [25, 104].

Э. Эриксон выдвинул несколько положений относительно процесса развития в пожилом возрасте: во-первых, ситуации, в которых оказывается человек в старости, напрямую зависят от его прошлой жизни; во-вторых, развитие человека - не однолинейный, а «многовекторный» процесс, так как на каждом новом этапе жизненного пути человек меняет приоритетность тех или иных аспектов его бытия, следовательно, каждый период жизни характеризуется своеобразием, конкретными потенциальными возможностями; в-третьих, ученый отмечает взаимосвязанность и взаимозависимость психической деятельности человека и его социальной среды.

Последнюю стадию жизни человека Э. Эриксон определяет как стадию интегративности, а в более поздних работах - мудрости. Задачу этой стадии ученый видит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении им целостности своего «Я»>. Чувство интеграции Эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и почувствовать удовлетворение ею. Э. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти» [25].

Для зрелой личности характерно восприятие жизни как целостного явления, «где пространство бытия обращено одновременно в прошлое, настоящее и будущее, где внешние события воспринимаются как этапы духовного развития, имеющие определенную ценность с точки зрения единого жизненного процесса как целостности». Духовное развитие, по мнению Е.Б. Весна, находится в новой субъективной плоскости. Пространством существования личности становится жизнь как субъект-объектная целостность бытия личности» [9].

Любое явление в жизни взрослого человека включается в целостный жизненный контекст. Любое событие анализируется «сверху» - это своеобразный взгляд на частное с высоты общего. «В зрелом возрасте границы временного радиуса раздвигаются до пределов жизни в целом и даже выходят за пределы индивидуального бытия. На смену линейной концепции жизни как движения к определенной социальной перспективе приходит рассмотрение жизни как сложного многомерного пространства объект-субъектного бытия.

Жизнь приобретает не только рациональный, но и чувственный смысл. Зрелость, таким образом, выступает как этап одухотворения жизни, наполнения ее смыслом. Жизнь не просто становится объектом анализа: человек превращается в творца собственной жизни, осознающего не только субъективную, но и объективную ее ценность в рамках общего человеческого про-

странства и времени» [9, 253 - 255].

Кризис пожилого возраста Т.Д. Марцинковская сравнивает с подростковым, так как и в том, и в другом случае на уровне рефлексии идет процесс осмысления своей жизни и своей «самости», т.е. сравнение своей духовной жизни, своего вклада в общее дело, с жизнью и вкладом других людей. Однако, в отличие от подросткового кризиса, в пожилом возрасте этот анализ связан с ретроспективной оценкой своей жизни и себя. «Это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы - бессмысленны» [17, 14]. Осознание и принятие своей жизни, выработка на этой основе дальнейшего смысла жизни - именно это делает кризис таким значимым для последующих лет жизни, придает ему такой эмоциональный накал.

Таким образом, целостная оценка собственной жизни возможна благодаря анализу целостной субъективной картины жизненного пути личности, в единстве восприятия прошлого, настоящего и будущего.

К. Левин такое восприятие назвал «психологическим полем в данный момент». Это поле включает в себя не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека [10, 30]. Выделяя то или иное событие своей прошлой жизни, человек, так или иначе, связывает его со своим настоящим и будущим. Событие в жизни человека всегда включено в межсобытийную цепь его жизни. Указывая на какое-либо событие, человек указывает на его субъективную значимость, на его причинную или целевую связь с

другими событиями. Более весомыми в жизни человека являются те события, которые обусловливают дальнейшую специфику развития личности, которые связываются не только с настоящим, но и с будущим человека.

Л.И. Анцыферова считает, что для людей старшей возрастной группы существенным является резкое изменение структуры его психологического времени. На протяжении почти всего жизненного пути человек привык жить планами, близкими и отдаленными целями, проектами будущего. «Привлекая для решения задач, связанных с будущим, свое прошлое, смыкая будущее с прошлым, личность формирует собственное настоящее как поле актуальных мотиваций и активных действий» [4, 101]. Исследователь отмечает особую роль переоценки прошлого для дальнейшего развития личности. Пересмотрев распространенное среди психологов представление о поступательном развитии личности как об «одноколейном», однонаправленном движении душевной жизни, было выдвинуто следующее положение: «личностное развитие пред-

ставляет собой двухколейный процесс, включающий перемещение субъекта в плоскости сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения». При этом, «движение вспять, считает автор, не является регрессом, а механизмом обогащения личности латентными новообразованиями пройденных стадий, которые оцениваются и переосмысливаются ею с позиций актуального настоящего» [5, 61].

«Третий возраст» для многих людей связывается с потерей временной перспективы, с потерей будущего. Дальнейшая жизнь представляется неопределенной, бесперспективной и бессодержательной. Про-

шлое, не будучи оттесняемым будущим, начинает господствовать над жизненным миром индивида. Только психологическое будущее с его перспективами и программами, по мнению Л.И. Анцыферовой, позволяет развиваться личности в поздний период жизни и обогащает ее настоящими, новыми мотивациями [4, 101]. С возрастом, и особенно старением, человек все глубже и острее переживает течение времени, и проблема времени, его быстротечности приобретает большое значение (Головаха Е.И., Кроник

А.А.).

Для пожилого человека характерно болезненное переживание временной перспективы - отношения к будущему. Некоторые авторы связывают это с ощущением завершения жизни, называя старость «динамичным процессом действий и реакций, происходящих между психикой, телом, меняющейся ситуацией в мире и приближающейся см.ертью»> [1, 58]. В то же время, Е.И. Головаха, А.А. Кроник считают, что «отношение к смерти - это вместе с тем и отношение личности к жизни в ее целостности, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего»> [10, 36]. Ученые, опираясь как на западные исследования, так и на свои собственные, установили существенный факт, заключающийся в том, что в сознании людей «представление о будущих событиях жизни, само будущее время человека не является чистым феноменом индивидуального сознания, а обусловлено объективными факторами социальной среды личности»>. Таким образом, по мнению ученых, «вполне правомерным является рассмотрение будущих (еще не происшедших) событий жизни в единой реальной связи с прошлыми (уже происшедшими) событиями, направленное на изучение реальной связи прошлого, на-

стоящего и будущего в структуре психологического времени»> [10, 34].

В.Г. Асеев также рассматривает прошлое, настоящее и будущее как единую причинно-следственную цепочку в процессе деятельности. Будущее является истоком настоящего. Движение от настоящего к прошлому в виде его осмысления, переосмысления означает не только пассивное отражение, но и активную перестройку нашего представления о прошлом. «Казалось бы, мы не можем по своему желанию устранить влияние фактической стороны прошлого на настоящее и даже на будущее. Однако это не так. В пределах активных возможностей человек может намеренно компенсировать это влияние, свести его к нулю. Он может как бы перечеркнуть некоторые факты прошлого, поступки, намерения, отвергнуть их как неразумные, не принадлежащие больше личности, и тем самым исключить их негативное влияние на настоящее поведе-нъИВ»> [6яд1 -исследований, по священных событийно-ситуационному анализу жизни, отмечается, что жизненная концепция носит субъективный характер, она не равна событийному ряду, так как включает только те событийные фрагменты, которые для личности являются значимыми. Часто события достраиваются самой личностью, и даже если этого не было внешне, но внутри личности это произошло, то некоторые события могут мистифицироваться.

Акцентируя внимание на значении прошлого опыта в развитии личности, А.Н. Леонтьев писал: «Прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действий, и потому меняют свой вклад

в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности: сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в совсем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает для него существовать, хотя и остается на складках его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы.

Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть не просто продукт «опережающего отражения», а его достояние. Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как целокупностью его деятель н о сти, осуще ствля ю щей его отношение к миру» [14, 193].

Таким образом, можно сказать, что восприятие прошлого, настоящего и будущего в их единстве, целостности способствует монохро-нологическому восприятию жизни и является одним из критериев конструктивного развития личности.

Важным условием, обеспечивающим целостность жизненной концепции, является наличие временной перспективы и цели последующей жизни. Временная перспектива является значимой составляющей для психологической адаптации людей пожилого возраста. Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением задач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедня-

ется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы. Прогрессивное развитие личности как способ существования обеспечивается проявлением активности в разрешении противоречий между изменяющимися условиями бытия и реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая перспектива позволяет пожилому человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем пути для достижения реальных целей [10].

В то же время одним из условий благополучного старения является способность представителей поздней взрослости ставить не только кратковременные, но и долговременные цели, не избегать сложных жизненных проблем, но прилагать усилия для их решения. Структурируя свой новый образ жизни, считает Л.И. Анциферова, личность должна мысленно оперировать не только настоящим и прошлым временем, но также настоящим и будущим (прогнозируемым). Ей следует направить свои усилия на расширение границ настоящего за счет будущего. В психологическом, виртуальном будущем субъект располагает свои замыслы, намерения, цели, планы, предполагаемые события. Все эти образования обладают сильным мотивационным потенциалом, который насыщает структуру настоящего. Кроме того, они порождают поисково-исследовательскую актив-

ность личности, направленную на установление значения для реализации целей различных объектов жизненного мира человека. В результате чего происходит дальнейшее развитие личности [3].

Важным условием, обеспечивающим сохранность временной перспективы и определяющим целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости, является «осознание нового жизненного статуса в преддверии или самом старческом возрасте, понимание смысла своей новой жизни» (В. Франкл). Открытие смысла в новом состоянии во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся сохранением социальных связей в этом возрасте, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни», эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни» [22].

Выбор стратегии адаптации во многом обусловлен особенностями предшествующих этапов жизненного пути, но, главное, «степенью осознанности своего нового статуса и жизненного смысла своего существования» [11, 130]. Б.С. Братусь отмечает, что уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл». Причем, чем выше по иерархическим ступеням смысловые образования, считает исследователь, тем труднее работа по их осознанию, поскольку все шире и неопределеннее становится область смыслопорождающей действительности, все сложнее и опосредствованнее те связи и отношения, из которых завязывается динамическая смысловая система [8].

Смысл жизни, по мнению К.С. Абульхановой-Славской, является

критерием развития личности и определяется как способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «Я», своей личности. «Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл» [1].

Смысл жизни могут придавать как настоящий момент (чувство полноты и насыщенности жизни), так и удовлетворенность итогами прожитого, и наличие некоторой временной перспективы.

В.И. Слободчиков определяет смысловое отношение, как ценностное отношение человека к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Система смысловых отношений внутренне связана с ценностными ориентациями личности. «Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей культурной, духовной, общественной жизни. Ответ на вопрос: ради чего? - предполагает определение ценностного отношения, лежащего в основе действия, поступка, деятельности, всей жизни в целом» [21].

По мнению К. Юнга, зрелая личность интериоризует общечеловеческие нормы морали и основные ценности жизни и ведет себя в соответствии с ними. В то же время, в пожилом возрасте, в результате осознания человеком целостности своего личностного бытия и его связи с окружающим миром, происходит преобразование процесса само-детерминации личности из стихий-

ного в организованный, самокон-тролируемый, упорядоченный. На сознательном уровне личность упорядочивает все стороны своего бытия в определенную действительную иерархию в соответствии с внутренней шкалой духовных ценностей. Обретенные в течение жизни ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер [24].

Таким образом, создание концепции жизни становится возможным благодаря особой внутренней деятельности личности, которая позволяет ей подняться на новый уровень развития - уровень духовности. Способность рефлексии позволяет оценить жизнь в ее целостном контексте, осознать, что в ней ценно и значимо. Жизнь воспринимается личностью как ценность, а события как прошлые, так и будущие как этапы духовного развития.

Осознание и принятие своей жизни являются источником дальнейшего развития личности. При негативной оценке срабатывают психологические защиты, которые не дают возможности целостно оценить и принять свою жизнь, вывести ее на уровень рефлексии. Сформированная в течение жизни система ценностей, выработанная на предыдущих этапах развития жизненная позиция, выступают основной детерминантой жизненной перспективы.

«Концепция Я - субъект жизни.» нам представляется как интегральное смысловое образование, формирующееся под влиянием включения пожилым человеком своей личности в контекст существования человечества в целом. Она объединяет в себе такие характеристики, как: осознание субъектом себя через призму общечеловеческих ценно-

стей, оценка своей личности по итогам жизненного вклада в развитие общества, осмысление собственной ценности через ценность прожитой жизни.

Адекватное отношение к себе, сохранение своей идентичности, принятие своей уникальности и неповторимости, стремление к самосо-вершенству, самореализации, личностному росту; свобода выбора, контроль и управляемость своей жизнью, творческая активность -основные показатели позитивной «Я-концепции» зрелой личности.

В структуре целостной жизненной концепции «Концепция Я - субъект жизни» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектнодеятельностных характеристик (Я -субъект жизни, «универсальный субъект») (С.Л. Рубинштейн). Если личность обретает качества субъекта жизненного пути, то ее концепция «Я» приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих

чувств. Она включает высокий уровень рефлексии, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Концепция «Я» воплощает степень сформированно-сти интегральных смысловых образований, с которыми связаны стратегия жизни, саморазвитие и ориентация человека в меняющихся жизненных обстоятельствах. Концепция «Я» целостной личности интегрирует такие характеристики как/ принятие своей сущности, ценностное отношение к себе и к окружающим, способность к личностному росту, наличие индивидуальной системы ценностей, творческое отношение к своей жизни, ответственность за свой выбор, за свои поступки, высокий уровень самоорганизации, сознательной регуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Адекватность самооценки определяется отношением личности к сво-

ему прошлому и прогнозируемому будущему, отношением к себе в целостном контексте своей жизни, степенью свободы и ответственности в организации своей жизнедеятельности, сохранением личностной идентичности.

«Концепция жизненного мира» отражает способность целостного восприятия мира и людей, конструктивное принятие природы человека, нахождение своего места в Мире, достижение гармонии с собой, с окружающими людьми и миром в целом.

Как и в любой другой период жизни, роль и обязанности человека, а также степень его удовлетворенности жизнью, определяется в социальном контексте его межличностных отношений. Со-бытийная общность (со-в-местное бытие людей) как онтологическое основание человеческой жизнедеятельности, согласно В.И. Слободчикову, есть источник развития субъективной реальности в онтогенезе [20]. «Нигде и никогда мы не можем увидеть человеческого индивида до и вне его связи с другими, он всегда существует и развивается в со-обществе и через со-общество» [21, 18]. Внутри данной со-бытийной общности и «образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть са-мо-бытным» [21]. Согласно мнению исследователей, единство и противоположность обособления и отождествления субъекта с другим, является механизмом развития и становления человеческой субъективности.

При позитивном развитии в старости, ведущей деятельностью явля-

ется структуризация и передача опыта, то есть нахождение себя в социально значимой деятельности. Потребность в передаче опыта рождается из потребности положительного осмысления своей жизни, потребности в продолжение себя, и связана с потребностью в персонализации, воплощении себя в Другом (Э. Эриксон),. Таким образом, пожилой человек стремится «воплотится» в другом, «остаться» в нем.

Главная отличительная особенность пожилых людей - это богатейший жизненный опыт. Потребность вложить в других частицу себя, своих стремлений, мыслей, открытий - одна из важнейших потребностей человека. Это связано с тем, что осознание себя особой, отличной от других личностью основывается и на мнении о человеке окружающих, оценке ими его самобытности и значимости. Но это отличие осознается тогда, когда окружающие люди хотя бы частично признают, что данный человек повлиял на них, на их взгляды, мысли, отношения, т.е. признают его вклад в формирование их как личностей. Таким образом, «вклад в других» является важным фактором психологического благополучия, он дает человеку уверенность в его нужности, ощущение цельности и смысла прожитой жизни, снимает страх перед болезнями и смертью.

Развитие личности в период взрослости продолжается во многом благодаря влиянию молодого поколения, которое подтверждает необходимость субъективного ощущения своей нужности другим (Э. Эриксон). Для взрослого человека, считает Е.Е. Сапогова, «становится лич-ностно значимой экстраполяция своего опыта, для него важно «остаться в памяти потомков», закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными вы-

водами, накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый человек начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках» [19, 528].

Не менее значимую роль в этот период играет общение с родственниками и друзьями-сверстниками. Сверстник помогает осмыслить целостно концепцию своей жизни. Общение с друзьями молодости, юности несет особую психологическую нагрузку. Они помогают вернуться в то прошлое, которое так ценно для каждой личности. Сверстники - это те люди, которые «знали меня молодым», это та группа людей, которая вошла в часть жизни. Общение со сверстниками позволяет ощущать принадлежность к группе, соучастие в какой-то общности, формирует чувство «Мы».

«Чувство «Мы», - пишет Е.Е. Са-погова, - один из важных эмоциональных компонентов, избавляющих личность от экзистенциального страха перед одиночеством, перед своей человеческой «малостью», перед лицом мира, перед страхом исчезнуть, не оставив следа, быть забытым» [19, 23]. Потому так тяжело и болезненно пожилые люди переживают утрату родственников, друзей, знакомых, так как с их уходом они теряют часть своего прошлого, часть себя. С другой стороны, память о них, помогает смириться с мыслью о неизбежности смерти, так как смерть физическая не означает ухода из памяти потомков. В то же время в позднем возрасте жизни друзья служат «буфером» против травм и утрат, сопровождающих этот период. Дружеские отношения снижают чувство одиночества и дают ощущение собственной пригодности, самоуважения, возможности сравнения себя с другими.

Таким образом, удовлетворен-

ность пожилого человека его взаимоотношениями с окружающим миром являются еще одним компонентом целостной жизненной концепции. В свою очередь, данный компонент является неразрывно связанным с двумя предыдущими, так как сформированная к данному этапу развития система взаимоотношений с социумом является результатом созданного личностью и воплощенного в жизнь жизненного сценария.

Создание концепции жизни становится возможным благодаря особой внутренней деятельности личности, которая позволяет ей подняться на новый уровень развития - уровень духовности. Способность рефлексии позволяет оценить жизнь в ее целостном контексте, осознать, что в ней ценно и значимо. Жизнь воспринимается личностью как ценность, а события как прошлые, так и будущие как этапы духовного развития.

Осознание и принятие своей жизни являются источником дальнейшего развития личности. При негативной оценке срабатывают психологические защиты, которые не дают возможность целостно оценить и принять свою жизнь, вывести ее на уровень рефлексии. Сформированная в течение жизни система ценностей, выработанная на предыдущих этапах развития жизненная позиция, выступают основной детерминантой жизненной перспективы.

Осознанная удовлетворенность жизнью является результатом серьезной внутренней работы по осмыслению своей жизни в целом, пониманию ее ценности, осознанию собственной значимости, нужности в собственных глазах и глазах окружающих. Осмысление своей жизни рождает потребность в передаче собственного опыта, в продолжение себя, воплощении себя в другом, что

возможно только благодаря дальнейшей самореализации личности и ее творческой активности. Построение Целостной жизненной концепции является результатом осмысления и оценки самого себя и своей жизни в целом, понимания ее ценности и значимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни [текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. -235 с.

2. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья [текст] / В.А. Ананьев. - СПб., 2001. - 290 с.

3. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И. Анциферова // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С. 331-342.

4. Анцыферова, Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы / Л.И. Анциферова // Психологический ж-л. Т.15. - 1994. - № 3. - С. 99-105.

5. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анциферова // Психологический ж-л. -1996. - Т. 17. - № 6. - С. 60-71.

6. Асеев, В.Г. О диалектике детерминации психического развития /

В.Г. Асеев // Принцип развития в психологи. - М., 1978. - С. 21-38.

7. Бодалев, А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности / А.А. Бодалев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 336-344.

8. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, - 1988. - 301 с.

9. Весна, Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дис. докт. психол. наук: 19.00.01 - общая пси-

хология, психология личности, история психологии / Елена Борисовна Весна. - М., 1998. - 397с.

10. Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

- 208с.

11. Ермолаева, М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Мир психологии . - 1999. - № 2. - С. 123133.

12. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб., 2000.

- 992с.

13. Краснова, О.В. Социальная психология старения [Текст] / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М., 2002. - 288 с.

14. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1974. - №4. - С. 191-195.

15. Лидерс, А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании / А.Г. Лидерс // Психология зрелости и старения.

- 2000. - № 2 (10). - С. 4-12.

16. Максимова, В.Н. Зрелость как акмеологический критерий развития растущего человека / В.Н. Максимова // Мир психологии. -2002. - № 3. - С. 239-245.

17. Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте / Т.Д. Марцин-ковская // Психология зрелости и старения. - № 3. - 1999 (7-8). - С. 13-17.

18. Петровский, А.В. Потребность «быть личностью» / Психоло-

гия личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2000. - С. 358-360.

19. Сапогова, Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри / Е.Е. Сапогова // Психология зрелости и старения.

- 2001. - С. 5-28.

20. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слобод-чиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 3850.

21. Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / Слободчиков В.И. // Вопросы психологии. - № 8. - 1986. - С. 14-22.

22. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - Москва-Воронеж, 1996. - 512 с. - С.18.

23. Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст] / В. Франкл -М., 1990. - 368 с.

24. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Психология личности. Хрестоматия. Том 1. - Самара, 2000.

- С. 75-112.

25. Юнг, К. Аналитическая психология [Текст] / К. Юнг. - СПб., 1994.

26. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе /

В.А. Ядов // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб, 2000. - С. 324-336.

27. Buller, Ch. Genetic aspects of the self / Ch.Buller. - Ann. N.Y. Acad. Sci., 1962, v.96. Fundamentals of psychology of the self.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.