Научная статья на тему 'Тестовые задания для организации самостоятельной работы студентов по теме "формы существования национального языка"'

Тестовые задания для организации самостоятельной работы студентов по теме "формы существования национального языка" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17485
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ / ПРОСТОРЕЧИЕ / ЖАРГОН)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арефьева Олеся Викторовна, Арефьева Светлана Александровна, Христолюбова Татьяна Анатольевна

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье приводятся тестовые задания по теме «Формы существования национального языка», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST TASKS FOR STUDENTS TO ORGANIZE THE INDEPENDENT STUDY OF THE TOPIC “FORMS OF EXISTENCE OF NATIONAL LANGUAGE”

This article is devoted to the problem of the formation of the informative independence of pupils and students as a factor of the development of the personality in classes on the subject “The Russian language and the Standard of Speech”. The article offers test tasks on the topic “Forms of existence of national language”, as well as the standard responses and comments to some issues.

Текст научной работы на тему «Тестовые задания для организации самостоятельной работы студентов по теме "формы существования национального языка"»

О

□ □ □ □

II □ □ □ □

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics

УДК 378.14:811(076)

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА»

Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье приводятся тестовые задания по теме «Формы существования национального языка», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.

Ключевые слова: тестовые задания, национальный язык, формы существования национального языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргон).

Одной из актуальных проблем теории и методики обучения русскому языку является проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности.

В качестве практической основы выступает лингвистический материал, предлагаемый для анализа в разнообразных формах (например, тестовые задания). В процессе выполнения тестовых заданий студенты систематизируют знания по всем разделам курса «Русский язык и культура речи» и совершенствуют умения и навыки, приобретенные ими ранее. В результате происходит формирование специальных и общедидактических умений и навыков, овладение которыми позволяет развивать самостоятельность обучаемых в работе с языковыми единицами всех уровней.

Данная статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов с использованием тестов (на материале темы «Формы существования национального языка») и представляет собой логическое продолжение цикла

статей, опубликованных авторами настоящей статьи [1; 2].

В соответствии с классификацией видов самостоятельных работ, созданной П. И. Пидкасистым, все предлагаемые задания можно сгруппировать следующим образом: воспроизводящие задания по образцу; реконструктивно-вариативные и творческие задания.

Проверочная работа по теме «Формы существования национального языка» состоит из трех частей (А, В и С). Первая часть представляет собой тест из 20 вопросов (задания закрытого типа). Во второй части предлагаются 10 вопросов, на которые студент должен дать краткий ответ (задания открытого типа). В третьей части обучающимся рекомендуется написать эссе. Преподаватель может уменьшить количество вопросов в зависимости от уровня подготовленности студентов. В конце теста содержится эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам частей А и В.

Для того чтобы выполнить тестовые задания по теме «Формы существования национального

© Арефьева О. В., Арефьева С. А., Христолюбова Т. А., 2015

6

Педагогические науки

языка», студентам необходимо изучить следующие вопросы:

• формы существования национального языка (диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык);

• иноязычные слова в современном русском литературном языке.

Для изучения данной темы студенты могут воспользоваться следующей литературой:

1. Александрова И. Б. Жаргон русской речи // Русский язык и литература для школьников. 2004. № 4. С. 48-50.

2. Бобылев Б. Г., Давыдова М. И. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 544 с.

4. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: учебник. М.: ФОРУМ, 2012. 368 с.

5. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Невежина, Е. В. Шаро-хина, Е. Б. Михайлова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 351 с.

6. Скиба В. А. Хотите угол? (О жаргоне) // Русская словесность. 2006. № 3. С. 73-79.

7. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: курс лекций. М.: Флинта: Наука, 2004. 160 с.

8. Чернец Л. В. Иноязычная речь в художественном произведении // Русская словесность. 2004. № 7. С. 6-12.

9. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 383 с.

Тестовые задания по теме «Формы существования национального языка»

Часть А. Выберите правильный ответ (или правильные ответы).

1. Что такое национальный язык?

а) общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значительной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие;

б) искусство слова, речевая реализация творческих художественных замыслов;

в) основная разновидность национального языка: общий исторически сложившийся язык, обработанный мастерами слова и потому принимаемый за образцовый;

г) язык межгосударственного общения (русский язык входит в число международных языков), а также личного общения представителей разных стран.

2. Какая разновидность национального языка характеризуется территориальной ограниченностью своего распространения, однофункциональ-ностью и отсутствием письменной формы?

а) жаргон;

б) диалект;

в) просторечие;

г) литературный язык.

3. Как называется речь малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка? Эта форма существования национального русского языка не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

а) жаргон;

б) диалект;

в) просторечие;

г) литературный язык.

4. Что является высшей формой существования национального русского языка?

а) жаргон;

б) диалект;

в) просторечие;

г) литературный язык.

5. Как называется совокупность языковых средств и речевых особенностей, характерная для определенной социальной группы (возрастной, профессиональной и др.) и в свою очередь способствующая объединению людей в эту группу?

а) социолект (социальный жаргон);

б) территориальный диалект;

в) просторечие;

г) литературный язык.

6. На основе какого диалекта складывался русский литературный язык?

а) московского;

б) санкт-петербургского;

в) киевского;

г) македонского.

7. Для какого типа говоров характерно оканье и цоканье?

а) севернорусского;

б) южнорусского;

в) среднерусского.

8. Какие диалекты расположены к югу от Москвы?

а) севернорусские;

б) южнорусские;

в) среднерусские.

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

7

9. Какой из признаков является общим, сближающим литературный язык и территориальные диалекты?

а) нормированность;

б) системность;

в) наличие функциональных стилей;

г) наличие устной и письменной формы.

10. Какие из слов являются просторечными?

а) ляг;

б) ихний;

в) отксерить;

г) инвентаризация.

11. К какому виду жаргона относятся слова «препод», «коменда», «общага»?

а) к воровскому;

б) к школьному;

в) к студенческому;

г) к профессиональному.

12. Какие слова не относятся к исконно русской лексике?

а) индоевропеизмы;

б) общеславянские (праславянские) слова;

в) слова восточнославянского (древнерусского) происхождения;

г) собственно русские слова;

д) заимствованные слова.

13. Какие из признаков не относятся к заимствованным из неславянских языков словам?

а) наличие начальной буквы «а»;

б) наличие начальной буквы «е»;

в) наличие двойных согласных в корне слова;

г) несклоняемость слов;

д) неполногласие между согласными в корне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) наличие сочетаний двух и более гласных в корнях слов.

14. Когда проникли в русский язык самые первые заимствования из неславянских языков?

а) в VIII-XII вв.;

б) в XVII в.;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

15. Как называются перенесенные на русскую почву иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер? Они не зафиксированы словарями иностранных слов, а тем более словарями русского языка, т. е. употребляются окказионально. Эти слова не освоены языком, хотя со временем могут в нем закрепиться.

а) варваризмы;

б) интернационализмы;

в) экзотизмы.

16. Как называются единицы международного лексического фонда, имеющие одно и то же значе-

ние в разных языках, но оформляемые по законам каждого языка в отдельности? В основном это слова, заимствованные из греческого и латинского языков.

а) варваризмы;

б) интернационализмы;

в) экзотизмы.

17. Как называются заимствованные слова, которые отражают культуру, особенности жизни других народов (не русского)? Они употребляются в определенных контекстах, когда речь идет о своеобразии быта, местности, когда необходимо указать этнографические признаки. Часто эти слова не имеют русских синонимов.

а) варваризмы;

б) интернационализмы;

в) экзотизмы.

18. Как называется стремление не допускать в литературный язык иноязычные слова, новообразования, а также слова и формы, присущие просторечию, жаргонам и диалектам?

а) языковой вкус;

б) языковая мода;

в) языковой пуризм;

г) языковая политика.

19. Кто из ученых является автором словаря иноязычных слов?

а) С. И. Ожегов;

б) А. И. Молотков;

в) Л. П. Крысин;

г) Р. И. Аванесов.

20. Как называются предпочтения и оценки в пользовании языком, отвечающие характеру эпохи?

а) языковой вкус;

б) языковая мода;

в) языковой пуризм;

г) языковая политика.

Часть В. Сформулируйте краткий ответ на приведенные ниже вопросы.

1. В какой период диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальные образования?

2. Какие три диалекта существует в русском языке?

3. Чем жаргон отличается от территориальных диалектов?

4. С развитием ремесел и торговли, по мере роста городского населения и расширения межтерриториальных связей происходит смешение местных вариантов речи, и из диалектов возникают новые устные разновидности языка. Как они называются?

8

Педагогические науки

5. Какой термин в переводе с французского языка означает «бранить»? Под этой разновидностью речи понимается речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира.

6. Каковы функции использования нелитературных вариантов языка в средствах массовой информации и художественной литературе?

7. Как по-другому называется молодежный жаргон?

8. Каковы основные характерные признаки форм существования национального языка? Заполните таблицу, распределив перечисленные ниже признаки форм существования национального языка.

Формы существования национального языка

Литературный язык Нелитературные разновидности языка

территориальные диалекты просторечие жаргон

Характерные признаки форм существования национального языка:

1. Это речь ограниченного употребления.

2. Эта разновидность языка обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности.

3. Лексика этой разновидности языка пополняется за счет заимствования из других языков, часть создается путем переоформления и переосмысления общеупотребительных слов.

4. В переводе с греческого языка этот термин означает «разговор, говор, наречие».

5. Эта разновидность языка отличается специфической лексикой, фразеологией и особым использованием словообразовательных средств.

6. Эта разновидность языка не имеет собственных признаков системной организации.

7. Эта разновидность языка лишена истории.

8. Это речь носителей национального языка, недостаточно владеющих литературными нормами и не осознающих различия между литературными и нелитературными нормами.

9. В публицистике эта разновидность языка используется в ироническом плане. Функция ее -быть средством обиходного, бытового общения.

10. Это высшая форма существования национального языка.

11. Слова этой разновидности языка почти никогда не проникают в литературный язык, не служат источником его пополнения.

12. Эта разновидность языка передается из уст в уста, от поколения к поколению. Придать ей письменную форму невозможно.

13. Набор языковых средств этой разновидности языка нарушает нормы литературного языка.

14. Эта разновидность языка имеет две формы - устную и письменную.

15. Эта разновидность языка не имеет при-крепленности к какому-либо географическому месту, социальной группе.

16. Лексика этой разновидности языка ограничена использованием лишь в определенной социальной группе.

17. Это язык всей нации.

18. Отличия структурного плана этой разновидности языка охватывают все уровни языковой системы.

19. Эта разновидность языка обладает способностью к изменению.

20. Это архаичные и естественные формы языка, существующие только в устной речи.

21. Это язык тайны, он известен только узкому кругу причастных.

22. Этот термин возник из словосочетания «простая речь», употреблявшегося в XVI-XVII вв. в значении «не книжный», народный язык.

23. Эта разновидность языка является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения и т. д.

24. Эта разновидность языка включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций.

25. Употребление слов этой разновидности языка засоряет речь, делает ее некрасивой, снижает ее культуру.

26. Эта разновидность языка включает в себя языковые явления, употребляющиеся для грубоватого, сниженного выражения мысли.

27. Эта разновидность языка сохраняет историческую память, отражает историю народа, его быт и так называемую языковую мудрость.

28. Эта разновидность языка пополняется за счет слов и оборотов литературного языка, усваиваемых часто в искаженной, неправильной форме, а также за счет диалектизмов и жаргонных слов.

29. Эта разновидность языка употребляется на определенной территории.

9. Как называется один из испытанных способов создания комического эффекта, беспорядочное смешение разноязычных слов?

10. Что представляет собой крайнее проявление в области языкового вкуса?

О. В. Арефьева, С. А. Арефьева, Т. А. Христолюбова

9

Часть С. Напишите эссе на одну из предложенных тем:

• Почему литературный язык является высшей формой существования национального языка?

• Такое ли уж безобидное просторечие?

• Можно ли избавиться от употребления жаргонных слов?

• Каково ваше отношение к иноязычной лексике?

Эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам тестовых заданий по теме «Формы существования национального языка» (части А и В)

Часть А

1. а), под буквой б) художественная речь (язык художественной литературы), под буквой в) литературный язык, под буквой г) международный язык. 2. б) 3. в) 4. г) 5 а) 6. а), под буквой г) на основе македонского наречия был создан старославянский язык. 7 а) 8. б) 9. б) 10. б), в) 11. в)

12. д) 13. б), д) - это признаки старославянизмов.

14. а) 15. а) 16. б) 17. в) 18) в 19 в) 20 а).

Часть В

1. В период феодальной раздробленности во времена образования Древней Руси, затем Российского государства. 2. Южнорусский, среднерусский, севернорусский. 3. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, он не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей. 4. Полудиалекты, или койне. 5. Арго. 6. 1) Привлечь

внимание читателя, заинтересовать его, 2) подчеркнуть особую адресность информации, 3) показать особенности определенной речевой среды, 4) усилить реалистичность художественного описания. 7. Сленг. 8. Литературный язык - 2, 10, 14, 15, 17, 18, 24; территориальные диалекты - 1, 4, 12, 18, 20, 27, 29; просторечие - 6, 8, 9, 13, 15, 22, 26, 28; жаргон - 1, 3, 5, 7, 11, 16, 19, 21, 23, 25. 9. Макароническая поэзия. 10. Языковая мода.

_________Ш___________

1. Арефьева О. В., Арефьева С. А., Христолюбова Т. А. Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык - основа культуры речи» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16).

2. Христолюбова Т. А. Самостоятельная работа студентов на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка» // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 46-54.

1. Arefeva O. V., Arefeva S. A., Khristolyubova T. A. Tes-tovye zadaniya kak forma organizatsii samostoyatel'noi raboty stu-dentov pri izuchenii temy «Literaturnyi yazyk - osnova kul'tury rechi». Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. No. 1 (16).

2. Khristolyubova T. A. Samostoyatel'naya rabota studentov na zanyatiyakh po uchebnoi distsipline «Russkii yazyk i kul'tura re-chi» pri izuchenii temy «Slovari russkogo yazyka». Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. No. 3 (15). Pp. 46-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.11.2015 г.

O. V. Arefeva, S. A. Arefeva, T. A. Khristolyubova Mari State University, Yoshkar-Ola

TEST TASKS FOR STUDENTS TO ORGANISE THE INDEPENDENT STUDY OF THE TOPIC “FORMS OF EXISTENCE OF NATIONAL LANGUAGE”

This article is devoted to the problem of the formation of the informative independence of pupils and students as a factor of the development of the personality in classes on the subject “The Russian language and the Standard of Speech”. The article offers test tasks on the topic “Forms of existence of national language”, as well as the standard responses and comments to some issues.

Keywords: test tasks, national language, forms of existence of national language (literary language, territorial dialects, popular speech, slang).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.