Научная статья на тему 'Тестирование как прием контроля при обучении русского языка как иностранного'

Тестирование как прием контроля при обучении русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тестирование как прием контроля при обучении русского языка как иностранного»

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

И.А. Чухлебова, И.В. Тимков, Военный авиационный инженерный университет

При обучении русскому языку как иностранному важное место занимает тестирование как один из приемов контроля, позволяющий, на наш взгляд, наиболее объективно проверить уровень сформированности именно тех навыков и умений, которые нас интересуют.

Тестирование, как и контроль в целом, может пониматься в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова, тестирование - это использование и проведение тестов. В широком смысле слова тестирование может пониматься как совокупность процедурных этапов планирования, составления и опробования теста, обработки и интерпретации его результатов.

В современной методике преподавания РКИ наибольшее распространение получили следующие формы тестовых заданий:

1)задания с выбором правильного ответа;

2)задания открытой формы;

3)задания на установление правильного соответствия;

4)задания на установление правильной последовательности.

Если сравнить лингвистический и психологический тесты, то мы увидим, что если в случае психологических тестов внимание подчас больше обращено на то, как провести тестирование, то в случае лингвистического теста оно обращено на то, что тестировать. Можно сказать, что объектом лингвистического тестирования является коммуникативная и речевая компетенция. Все лингвистические тесты имеют вербальный характер. Если психологические тесты измеряют обучаемость, то лингвистические тесты измеряют обученность, прогресс в учебной деятельности. Задания психологических тестов независимы друг от друга и, в основном, измеряют одно учение. Лингвистические тесты почти всегда комплексны.

В последнее время в методике появилось также понятие методологии тестирования. Под методологией тестирования понимается совокупность методов, используемых для конструирования и совершенствования тестов, с помощью которых удаётся измерить какое-либо качество или свойство. Вопросы методологии тестирования приобретают большое значение. Основными методологическими вопросами языковых тестов являются методы отбора материала для включения в тест, методы экспериментальной проверки тестов, валидность, надежность и методы их определения, принципы интерпретации полученных характеристик. Для языковых тестов очень важно выбрать шкалу и адекватные единицы измерения [1].

Классификация лингвистических тестов может быть осуществлена на разных принципах: по их цели, структуре, периодичности, содержанию, форме выполнения. По своему назначению тесты делятся на прогностические и диагностические.

Прогностические тесты обычно направлены на то, чтобы выявить возможность успешного обучения русскому языку как иностранному иностранных военнослужащих.

Диагностические тесты учитывают обычно знания, приобретённые обучаемыми в ходе учебного процесса. При обучении РКИ иностранных военнослужащих мы используем учебные и стандартизованные тесты.

Стандартизованные тесты учитывают уровень усвоения определенной программы. Они хорошо разработаны, унифицированы и охватывают большое количество обучаемых. Большой интерес в последнее время вызывают прагматические тесты. Концепция прагматического тестирования опирается на одно из направлений современной лингвистики, в центре которого находится практический аспект языка.

Мы выделяем следующую классификацию прагматических тестов: а) тесты слуховой модальности (слуховое предъявление речевого стимула). Примером данного рода нами выбирается частичный диктант, когда весь текст предъявляется обучаемым в слуховой модальности, а часть его в письменной. В письменном варианте имеются пропуски, которые и должны быть заполнены;

б) тесты зрительной модальности. Тесты такого рода носят интегральный характер и измеряют общий уровень владения языком;

в) тесты устной коммуникации. Подобные тесты характеризуются включенностью экзаменатора в процесс тестирования, определённой запрограммированностью действий и тестируемого, и экзаменатора, широким использованием наглядного материала (сюжетных картинок), наличием шкалы оценок. Целью теста является выявление того, как обучаемый сумеет передать информацию. Критерий успеха - соответствие намерений и у говорящего, и у слушателя. Испытуемому даётся серия картинок. Он описывает одну из них. Экзаменатор должен определить, какую картинку описывает тестируемый. Время проведения испытаний ограничено. При использовании методики дополнения в тестах устной коммуникации, тест, предъявляемый обучаемому, читается целиком, затем второй раз с пропусками. Задача тестируемых - записать на бумаге недостающие слова.

Подводя итог разговору о прагматических тестах, используемых нами при обучении иностранных военнослужащих, можно выделить следующие их достоинства:

1) стремление придать процедуре проведения теста естественный характер;

2) особое внимание экстралингвистическим компонентам процесса обучения;

3) отбор связных образцов естественной речи;

4) интегральный характер заданий, что делает возможным оценить коммуникативную компетенцию;

5) внимание к разработке стандартизованных процедур тестирования устной коммуникации;

6) экономичность.

Следующая характеристика теста - это надёжность, то есть определённая устойчивость результатов теста. Чтобы оценить надежность теста, при преподавании точных наук заставляют проходить тест второй раз и сверяют результаты. Но при преподавании русского языка как иностранного это исключено. Мы считаем, если перерыв между двумя предъявлениями будет коротким, то обучаемые запомнят тест, а если перерыв будет длительным, то изменится их уровень знаний. Поэтому в таких случаях нами проводятся два подобных теста или даются две части одного теста. Чтобы сохранить и повысить надёжность теста, на уровне составления этого теста мы увеличиваем количество вопросов, делаем их разнообразными, следим за тем, чтобы условия прохождения теста были для всех одинаковыми. К сожалению, при проведении тестирования отрицательную роль может играть фактор плохого самочувствия обучаемых.

Понятие надежности теста включает в себя понятия объективности, стабильности, адекватности. Все эти характеристики очень важны, но они ещё не говорят о валидности теста. Под валидностью теста следует понимать:

1) соответствие содержания теста его задачам;

2) содержательность и всесторонний охват;

3) соответствие содержания и цели теста целям обучения.

Для учебных тестов важна содержательная валидность, то есть соответствие содержания теста курсу обучения. В тесте должны быть учтены все элементы содержания программы, тщательный отбор языкового материала. В основе отбора должна лежать значимость отдельных единиц для данного вида и уровня языковой коммуникации. Можно выделить также валидность психологической концепции или конструктивную валидность. В случае языковых тестов это означает учёт психологической модели усвоения того или иного языкового материала. Выделяют внешнюю валидность, то есть насколько трудным тест кажется самим обучаемым. Можно выделить валидность прогностическую, то есть насколько хорошо тест предсказывает будущую успешность обучения, и валидность сопоставительную (насколько хорошо тест измеряет то, что хочет тестолог, по сравнению с другими тестами). Помимо перечисленных характеристик тестов можно выделить их экономичность и несложность организации.

Таким образом, успешно проведённое тестирование и система контроля усвоения и оценки знаний обучаемых способствует успешному обучению иностранных военнослужащих русскому языку.

Список использованной литературы:

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.