Научная статья на тему 'Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов'

Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОРРЕЛЯЦИЯ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич, Федорова Алина Валентиновна, Архипова Юлия Александровна

В статье представлены результаты тестирования 19-летних студентов. Оценка проводилась по шести видам испытаний, характеризующих сформированность основных двигательных способностей. Педагогическая оценка результатов тестирования осуществлялась при помощи трехбалльной системы. Рекомендованы варианты улучшения процедуры тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Устинов Игорь Евгеньевич, Федорова Алина Валентиновна, Архипова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing of motor abilities as basis of the Score Rating Control of the students-economists

The article presents the results of the testing of 19 year old students. The estimation was hold according to six kinds of tests characterizing the maturity of the main motor abilities. The pedagogical evaluation of the test results was carried out by using three-point system. The options for improving the testing procedures have been recommended.

Текст научной работы на тему «Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов»

отставание наблюдалось в уровне проявления двигательных навыков, при выполнении комплекса упражнений «полосы препятствий», связанных с длительным выполнением комплекса упражнений.

Применение физических упражнений с использованием темпо-ритмовой структуры оказало выраженное воздействие на динамику прироста показателей в тестовых упражнениях ф<0,05) у испытуемых экспериментальной группы, что отразилось на их психомоторном компоненте и достоверном улучшении речевой функции ф<0,05), рисунок 1.

30 25 20 15 10 5

26,1

21,8

17,0

12,7

Прыжок в длину с места, см

Бег 30м

Челночный бег, 3х10м, с.

Фламинго равновесие на 1 ноге, с.

Полоса препятствий, с.

Рис. 1. Динамика прироста показателей в тестовых упражнениях у испытуемых экспериментальной

группы в %, (п=12)

Выполнение тестовых физических упражнений, сопряженных с исполнением звуковых сигналов под музыку с изображением животных и соответствующей мимикой лица, показало достоверное улучшение реализации звуков, которое ранее проявлялось в устном нарушении речи, связанным с фонетикой.

Коррекция структурно-семантических нарушений речи была достигнута путем акцентирования выраженного оформления звуковой организации речевой функции в процессе занятий, что отразилось на снижении дефектов формирования артикуляторной базы, необходимой для произнесения звуков.

Коррекция фонетики была направлена на темпо-ритмическую организацию подачи звуков, интонационно-мелодическое звукопроизношение, что в свою очередь, оказало положительное влияние на дислалию звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Контактная информация: july-ev@bk.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2016

УДК 796.011.1

ТЕСТИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Игорь Евгеньевич Устинов, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Валентиновна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Архипова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, (СПбГЭУ)

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования 19-летних студентов. Оценка проводилась по шести видам испытаний, характеризующих сформированность основных двигательных способностей. Педагогическая оценка результатов тестирования осуществлялась при помощи трехбалльной системы. Рекомендованы варианты улучшения процедуры тестирования.

Ключевые слова: тестирование, двигательные способности, корреляция, рейтинг.

0

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p266-270

TESTING OF MOTOR ABILITIES AS BASIS OF THE SCORE RATING CONTROL OF THE STUDENTS-ECONOMISTS

Igor Evgenyevich Ustinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alina Valentinovna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuliya Aleksandrovna Arkhipova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Economics (UNECON)

Annotation

The article presents the results of the testing of 19 year old students. The estimation was hold according to six kinds of tests characterizing the maturity of the main motor abilities. The pedagogical evaluation of the test results was carried out by using three-point system. The options for improving the testing procedures have been recommended.

Keywords: testing, motor abilities, correlation, rating.

ВВЕДЕНИЕ

Балльно-рейтинговая оценка деятельности студентов в условиях перехода на европейские стандарты образования является актуальной и требует тщательной проработки [4]. Сдача студентами контрольных норм по дисциплине «физическая культура» является одной из основ балльно-рейтинговой оценки. Особенности тестирования имеют свою специфику на каждом отделение кафедры физической культуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Отделение фитнеса призвано решать задачи оздоровления, комплексного раскрытия двигательного потенциала посредством современных методик. Контрольные упражнения для отделения фитнеса были выбраны нами исходя из принципа разносторонней оценки двигательного потенциала человека и решаемых задач, простоты тестов, широкой практики применения в высших учебных заведениях; на основе изучения программных документов по дисциплине «физическая культура», обзора литературы и собственного опыта.

МЕТОДИКА

В течение 2014-2015 учебного года (декабрь и май) в СПбГЭУ в рамках балльно-рейтинговой системы происходило тестирование студентов экономического профиля 2 курса на отделение фитнеса.

Для оценки двигательного потенциала студентов использовались следующие тесты: прыжок в длину с места (взрывная сила); наклон вперед, из положения стоя на скамейке (гибкость); поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой, без отдыха (силовая выносливость мышц брюшного пресса); прыжки через скакалку за 1 минуту (скоростная выносливость); сгибание рук, в упоре лежа (силовая выносливость пояса верхних конечностей). Для оценки координационных способностей использовалось упражнение на сочетание одновременных и разнонаправленных движений руками (последовательно и попеременно на пояс, к плечам, вверх и обратно) и ногами (прыжком ноги врозь - ноги вместе) на 12 счетов из исходного положения основная стойка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальный вариант дифференцированной оценки результатов тестирования по выбранным контрольным упражнениям представлен в таблице 1. В столбце «баллы» данной таблицы указывается количество баллов, которые студенты могут набрать при достижении определенного результата. Баллы по тестам были распределены таким образом, чтобы испытуемый мог набрать за «контрольную точку» не больше 40 и не меньше 25 баллов. Справа (для девушек) и слева (для юношей) от столбца «баллы» ука-

заны те результаты, которые должны показать студенты, а также процент тех, кто успешно набрал эти баллы. На каждую «контрольную точку» приходиться три норматива. Два из них оцениваются исходя из 10 баллов, а один (наиболее трудоемкий) из 20 баллов.

Таблица 1

Нормативы отделения «фитнес» и их выполнение студентами 2 курса СПбГЭУ

Контрольное упражнение | Юноши (N=85) | Баллы | Девушки (N=188)

Первая контрольная точка

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (максимальный балл - 10). 40% >10 см. 10 >15 см. 63%

52% >0 см. 8 >5 см. 21%

8% >-10см. 5 >0см. 16%

Прыжок в длину с места (максимальный балл - 10). 31% >240 см. 10 >185 см. 31%

60% >200 см. 8 >165 см. 47%

9% >175 см. 5 >140 см 22%

Поднимание туловища, из положения, лежа на спине (максимальный балл - 20) 59% >80 раз 20 >60 раз 63%

17% >60 раз 17 >45 раз 17%

24% >40 раз 15 >30 раз 20%

Вторая контрольная точка

Сгибание рук, в упоре лежа (максимальный балл - 20) 54% >45 раз 20 >15 раз 64%

31% >30 раз 17 >10 раз 13%

15% >20 раз 15 >5 раза 23%

Прыжки через скакалку за 1 минуту (максимальный балл - 10) 56% >150 раз 10 >150 раз 55%

34% >120 раз 8 >120 раз 32%

10% >90 раз 5 >90 раз 13%

Выполнение одновременных и разнонаправленных движений руками и ногами (максимальный балл - 10) 58% >5 раз 10 >5 раз 81%

21% >3 раза 8 >3 раза 13%

21% >2раза 5 >2 раза 6%

Распределение баллов (по таблице 1) свидетельствует о том, что наиболее оптимально, по нашему мнению, результаты рассредоточены в упражнении «прыжок в длину с места». В данном случае основная масса испытуемых - 60% у юношей и 47% у девушек получила средний балл. В остальных случаях результаты тестирования смещены к максимальному баллу (от 40% в упражнении «наклон вперед, стоя» до 81% по тесту на координацию у девушек). Это свидетельствует, с одной стороны, о высокой мотивации студентов к получению максимального балла, а с другой стороны, о некоторых особенностях тестирования студентов в рамках балльно-рейтинговой оценки.

Необходимо отметить, что при достижении максимального балла в упражнениях на пресс, руки и координацию мотивация резко снижалась. В то время как в упражнениях на гибкость, взрывную силу и скоростную выносливость (прыжки через скакалку) высокая мотивация сохранялась до конца упражнения и результаты оказались максимально дифференцированы.

По всем контрольным упражнениям были рассчитаны статистические характеристики в программе «8!а1Р1ш», а также показана достоверность различий между результатами юношей и девушек (таблица 2).

Таблица 2

Среднегрупповые результаты студентов второго курса (направление «Экономика»)

по контрольным упражнениям

Контрольное упражнение Девушки (N=188) Юноши (N=85) Р

X о V (%) X о V(%)

Наклон вперед (см) 13,45 5,53 41,0 5,59 7,9 142,0 <0,05

Прыжок в длину (см) 169,1 19,0 11,2 230,49 20,4 8,8 <0,05

Подъем туловища (раз) 51,5 11,7 22,7 68,44 16,1 23,7 <0,05

«Отжимание» (раз) 12,5 5,0 40,0 39,58 10,9 27,5 <0,05

Прыжки через скакалку за 1минуту (раз) 142,4 25,5 17,9 147,44 25,8 17,5 >0,05

Координация (раз) 4,59 0,88 19,3 4,08 1,3 30,8 <0,05

Средние результаты, полученные в нашем исследовании, сопоставимы с результатами, полученными на аналогичных выборках юношей по тестам «отжимание» и прыжок

в длину с места [2] и у девушек, по прыжкам в длину с места и наклону вперед [1], упражнениями на пресс [5]. Сравнивая, мы исходили из того, что между результатами студентов гуманитарных и технических специальностей нет достоверных отличий [3].

Между результатами, показанными юношами и девушками по пяти тестам из шести, существуют достоверные различия. И только в контрольном упражнении «прыжки через скакалку за 1 минуту» статистически достоверных отличий не зафиксировано (Ркрит. 1,35; Ррасчет. 1,02; P>0,05). В силовых видах контрольных упражнений приоритет за юношами. Они в среднем в 3,2 раза лучше «отжимаются», на 36% дальше прыгают и на 32% выполняют больше подъемов туловища из положения лежа. По упражнениям, оценивающим общую гибкость и координацию движений приоритет за девушками. Их средне-групповые результаты по тесту наклон вперед в 2,4 раза лучше результатов юношей и на 11% лучше по упражнению на координацию (Ркрит. 1,35; Ррасчет. 1,99; P<0,05).

Корреляционный анализ результатов упражнений, в которых были созданы условия для получения максимально дифференцированных и наилучших показателей, позволили установить, что у юношей (N=85) зафиксирована не достоверная (P>0,05) и очень слабая статистическая взаимосвязь (прыжки в длину с места - прыжки через скакалку, r=0,18; прыжки в длину - наклон вперед, r=-0,06; прыжки через скакалку - наклон вперед, r=-0,07). У девушек (N=188) зафиксирована недостоверная (P>0,05) и очень слабая статистическая взаимосвязь между результатами упражнений «прыжок в длину с места -наклон вперед r=0,09». В двух других парах зафиксированы хоть и достоверные (P<0,05), но статистически слабые взаимосвязи: r=0,27 для прыжка через скакалку-наклон вперед и r= 0,33 для прыжка через скакалку - прыжок в длину с места. Очень низкие коэффициенты корреляции и у юношей и у девушек свидетельствует об оценке практически независимых друг от друга переменных - гибкости, скоростной выносливости и взрывной силы и о правильности выбора контрольных упражнений, которые их оценивают.

ВЫВОДЫ

Результаты нашего исследования показали, что студенты проявляют высокую мотивацию при сдаче контрольных норм в рамках балльно-рейтинговой системы. Данная система позволяет сфокусировать большее внимание на функциональной подготовленности будущего специалиста. Выявлено, что результаты упражнений на гибкость и координацию у юношей достоверно хуже, чем у девушек (p<0,05). У девушек недостаточна силовая выносливость плечевого пояса, где их результаты в 3,2 раза хуже, чем у юношей. В то время как отставание по результатам других силовых тестов от юношей не столь значительно (около 30%). Совершенствование процедуры тестирования, в рамках балльно-рейтинговой системы, может быть связано с обеспечением более корректного распределения результатов сдачи контрольных норм и определением возможностей поддержания мотивации к выполнению силовых упражнений для студентов, достигших максимального балла в тестах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, И.Г. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И.Г. Бондаренко // Физическое воспитание студентов. - 2011. -№ 2. - С. 10-13.

2. Горлова, Л.А. Динамика тренировочных нагрузок и физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания / Л.А. Горлова, С.Ф. Сокунова, Е.Е. Михалкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 52-57.

3. Лысова, И. А. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля / И.А. Лысова, Ю.В. Нечушкин // Знание. Понимание. Умение. -2012. - № 3. - С. 270-275.

4. Управление физической подготовкой студентов на основе применения балльно-рейтингового контроля / В.И. Григорьев, Ю.К. Шубин, И.А. Панченко, Н.А. Зиновьев // Теория и

практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 10-12.

5. Широбоков, Д.В. Применение системы рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов: обобщение практического опыта / Д.В. Широбоков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 230-235.

REFERENCES

1. Bondarenko, I.G. (2011), "The determination of the level of student's physical preparation: movement tests and the method of indexes", Physical Education of Students, No 2, pp. 10-13.

2. Gorlova, L.A., Sokunova, S.F. and Mikhalkina, E.E. (2013), "Dynamics of training loads and physical readiness of students in the course of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp.52-57.

3. Lysova, I.A. and Nechushkin, Yu.V. (2012), "The Diagnostics of the Physical Fitness of Students of Liberal Arts and Technical Higher Education Institutions", Knowledge. Understanding. Skill, No 3, pp. 270-275.

4. Grigoriev, V.I., Shubin, Yu.K., Panchenko, I.A. and Zinoviev, N.A. (2014), "Management of Physical Training of Students Based on the Use of Score Rating Control", Theory and practice of the physical culture, No 6, pp. 10-12.

5. Shirobokov D.V. (2014), "Application of the rating control system of the physical and sports student's activities: generalization of practical experience", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No.12, pp.230-235.

Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2016

УДК 796.015:796.012

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наталья Вениаминовна Фамильникова, старший преподаватель, Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный институт, г. Йошкар-Ола, Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола

Аннотация

Для тестирования быстроты и точности испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, движущийся по окружности. Период Т движения точечного объекта по окружности задают последовательно равным 2,0; 1,7; 1,5; 1,3; 1,1; 0,9 и 0,7 с. Для каждого периода испытуемый выполняет заданное число остановов точечного объекта в области положения метки. По результатам тестирования вычисляют оценку времени реакции t испытуемого на движущийся объект как среднеарифметическое значений ошибок несовпадения точечного объекта с меткой. Затем строят график функции t=f(T), на графике отмечают зону значений времени реакции t, соответствующую времени реакции при периоде Т=2 с. Максимальную скорость двигательных действий испытуемого принимают соответствующей минимальному периоду оборота точечного объекта, при котором значение времени реакции t испытуемого находится в отмеченной зоне. Точность двигательных действий оценивают по величине отмеченной зоны значений времени реакции t испытуемого на движущийся объект

Ключевые слова: спортивные игры, быстрота, точность, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.