Научная статья на тему 'Тест на уроках русского языка как один из способов выявления уровня учебных достижений школьников'

Тест на уроках русского языка как один из способов выявления уровня учебных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3064
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тест на уроках русского языка как один из способов выявления уровня учебных достижений школьников»

Ю.И. Николаева

ТЕСТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимая часть учебно-воспитательного процесса — проверка и оценка знаний. Основными функциями их являются: обучающая, контролирующая и воспитывающая функции, так как с их помощью выявляются знания, которые усвоили на каждом этапе обучения школьники, их достижения и недостатки, а также эффективность работы учителя. На основе проверки и оценки знаний выставляются текущие, четвертные и годовые отметки, проводятся аттестации учащихся, перевод их из класса в класс, определяется готовность к дальнейшему обучению. «Из того, как осуществляется проверка и оценка знаний, во многом зависят дисциплина учащихся, отношение к учению, домашней, классной и внеклассной работе, формирование интереса к предмету, а также таких важных качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие»1.

Кроме этого, отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и такие качества детей, как честолюбие, способность критически подходить к достигнутому. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, сказывается на его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: они должны быть валидными (четко соответствовать программам преподавания), жестко объективными и стабильными (то есть не подверженными изменениям, независимы от времени или от характера ученика) и, наконец, доступными (то есть время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному учителю).

Шишов С.Е. считает, что педагогическая оценка выполняет две важнейшие функции: «соотнесения и мотивации». В первом случае педагогическая оценка является «индикатором определенных результатов и уровня достижений», которого добился школьник в своей учебной деятельности. Мотивационная функция педагогической оценки связана с «побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в

1 Рындак В. Управление качеством образования. // Народное образование. 1999. № 1-2. С. 63.

. Юлия Ивановна Николаева - зав. кафедрой русского языка Красноуфимского педагогического колледжа

самооценке ребенка, уровне его притязаний, в поведении, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками образовательного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития», происходят «качественные преобразования

в структуре интеллекта, личности и познавательной

2

деятельности школьника» .

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в «интересах социально-психологического развития ребенка».

Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-

воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависят качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Указания на объективность контроля знаний еще раз подчеркивают проблемы педагогического мониторинга, так как в данном случае повышается объективность оценки знаний.

Рассматривая педагогический мониторинг как регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, предполагаем, что в данном случае в качестве оценки может выступать не только субъективно определяемый педагогом балл. Возможен переход к другим видам отметок, однако «такой переход потребует значительной перестройки всего учебно-воспитательного процесса, изменения психологии учителей, учащихся и родителей, существенных организационнопедагогических реформ»3. Так, например, отечественный ученый Беспалько В.П. предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностических целей обучения, описание уровней освоения знаний и «инструментарий» подсчета баллов по 12- балльной системе оценивания.

По успеваемости судят о качестве выполнения государственных программ, результатах учебной деятельности, о знаниях, умениях и навыках, которые получили ученики, об уровне их развития.

Принята единая пятибалльная система оценки знаний. Но она себя почти исчерпала. Пятибалльная система оценивания не соответствует требованиям времени, поскольку она не отражает реальной картины учебных достижений обучаемых.

2 Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. С. 28.

3 Поташник М., Моисеев А. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. № 7-8. С. 15.

Именно поэтому предлагают использовать для эффективного и объективного оценивания, двенадцатибалльную систему. Данная шкала оценивает достижения ученика, а не его недостатки, как пре-

4

дусматривает первая .

Важным для оценивания учебных достижений учащихся является учет критериев оценивания. В зависимости от степени подготовки учащихся И.В. Крамаренко выделяет четыре уровня учебных достижений:

- низкий - рецептивный (1-3 балла) - соответствует отметке «2».

- средний - репродуктивный (4-6 баллов) - соответствует отметке «З»,

- достаточный - репродуктивно-продуктивный (79 баллов) - соответствует отметке «4»,

- высокий - продуктивный или творческий (10

- 12 баллов) - соответствует отметке «5».

Критерии оценивания учащегося распределяются следующим образом:

1 балл - учащийся владеет учебным материалом на уровне элементарного узнавания и воспроизведения отдельных фактов, элементов, объектов;

2 балла - учащийся владеет материалом на элементарном уровне усвоения, излагает его несвязными предложениями;

3 балла - учащийся владеет материалом на уровне отдельных фрагментов, что составляет незначительную часть материала;

4 балла - учащийся владеет материалом на начальном уровне (значительную часть материала осваивает на репродуктивном уровне);

5 баллов - учащийся владеет материалом на уровне выше начального, оказывается способным с помощью учителя логично воспроизвести значительную часть материала;

6 баллов - учащийся может воспроизвести значительную часть теоретического материала, понимает основные положения, с помощью учителя может анализировать учебный материал, сравнивать и делать выводы, исправлять сделанные ошибки;

7 баллов - учащийся способен применять выученный материал на уровне стандартных ситуаций, четко контролировать свои учебные действия, приводить свои примеры в подтверждение своим суждениям;

8 баллов - учащийся может сопоставить, обобщить, систематизировать информацию под руководством учителя, в целом самостоятельно применять на практике, контролировать собственную деятельность, исправлять свои ошибки;

9 баллов - учащийся свободно владеет изученным материалом, в том числе применяет его на практике, свободно решает задачи в стандартных

4 Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 1. С. 37.

Филологический класс 11/2004

ситуациях, самостоятельно исправляет допущенные ошибки;

10 баллов - учащийся проявляет начальные творческие способности, самостоятельно определяет цели собственной учебной деятельности, оценивает отдельные новые факты, явления, идеи; находит источники информации;

11 баллов - учащийся свободно высказывает собственное мнение, определяет программу познавательной деятельности, самостоятельно оценивает разнообразные жизненные явления. Использует полученные знания в нестандартных ситуациях;

12 баллов - учащийся проявляет творческие способности, самостоятельно развивает собственные дарования и склонности, умеет самостоятельно получать знания.

Группа исследователей во главе с Шанским

Н.М. справедливо считает, что «объектами проверки по русскому языку являются:

• знание системы и норм языка;

• усвоение основных лингвистических явлений и понятий, а также овладение научными способами действия при анализе языковых явлений;

• умения, касающиеся всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение)».

Таким образом осуществляется проверка уровня овладения лингвистической, языковой (в том числе орфографической и пунктуационной грамотностью) и коммуникативной компетенциями (включая все виды речевой деятельности).

Очень важно каждому учителю владеть методами и приемами объективного измерения уровня учебных достижений. Инструментом, способным дать необходимую качественную информацию об уровне обученности, является тест школьной успеваемости.

Чтобы целенаправленно использовать тесты в учебном процессе, необходимо самому уметь разрабатывать тестовые задания, уметь из нетестовых, нестандартизированных заданий (их достаточно много существует в педагогической литературе) составить педагогически обоснованные тестовые задания, из заданий сконструировать тест, отвечающий целям и требованиям качества, обработать и проанализировать полученную в ходе измерения информацию.

Тестирование (процесс контроля с помощью тестов) предполагает следующие этапы (приводятся в сокращении):

• целеполагание;

• разработка и конструирование;

• подготовка участников;

• проведение и сбор информации;

• обработка данных;

• анализ, диагностика, прогноз;

• интерпретация результатов.

Объективная и надежная информация об

уровне учебных достижений дает возможность:

Ю.И. Николаева

а) продиагностировать причины различных достижений учащихся;

б) уточнить и спрогнозировать дальнейшую педагогическую деятельность;

в) выработать рекомендации для:

• учащихся (и их родителей) - по улучшению результатов обучения;

• учителей - по коррекции работы с учащимися, применению тех или иных методов;

• руководителей школ - по организации управленческой помощи, а также по оценке деятельности отдельных педагогов, учреждений;

• методистов (всех уровней) и работников органов управления - по анализу эффективности учебной программы, методики, технологии обучения, использованию учебной литературы, по организации методической и управленческой помощи.

Выполняя свои многогранные функции (кон-тролируюшую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование, наряду с традиционными методами контроля, используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга. В зависимости от целей определяется вид тестового контроля.

Для внутришкольных целей используются тематические, диагностические тесты. Учитель в текущей работе использует базовые локальные тесты.

Для внешнего контроля используются итоговые и рубежные тесты.

Методики разработки и использования разнообразных видов тестов имеют свои особенности и заслуживают изучения. Получая объективную информацию о результатах своей деятельности, учителя, учащиеся приобретают возможность сравнения и самооценки своего труда. Более того, они имеют информацию о причинах того или иного достижения.

Являясь составной частью системы обучения, тестовый контроль содействует не только выявлению уровня учебных достижений, но и эффективному научному управлению учебно-

познавательной деятельностью учащихся.

Применение тестов в системе школьного контроля дает возможность не только зафиксировать достигнутый уровень обучения каждого ученика и соотнести его с минимумом, необходимым на конкретном этапе учебного процесса, но и позволяет сделать качественный анализ этих достижений по составляющим параметрам познавательной деятельности. Переход на учет успеха, а не ошибок меняет мотивацию учения. Учащиеся не заинтересованы в сокрытии ошибок, незнания, они поставлены в ситуацию максимального раскрытия своих возможностей, имеющихся знаний по контролируемой теме. Использование многобалльной шка-

лы оценивания достижений при этом значительно раздвигает рамки существующей трехбалльной системы (3,4,5), позволяет более достоверно оценить результаты обучения. Определение минимума, необходимого для получения удовлетворительной оценки, и гибкие требования к верхнему пределу стимулируют познавательную деятельность как менее, так и более подготовленных учащихся.

Фиксирование и социализация успехов учащихся с одновременным учетом педагогом пробелов принципиально меняют мотивы познавательной деятельности учащихся. Возможность самоконтроля, уверенность в объективной оценке результатов учения определяют самостоятельный выбор глубины овладения предметом. Смена мотивации оценки исключает подсказки, списывание, так как обе стороны заинтересованы в одном и том же - повышении качества обучения.

Тесты являются «одним из важнейших вопросов технологии мониторинга», средством и методом контроля усвоения учебного материала. В настоящее время формируется тестология как отдельная отрасль дидактики. Наиболее надежным способом установления собственно языковой компетенции является тестирование. Метод тестирования - централизованный формализованный письменный контроль, который дает возможность определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе.

В условиях стремительного развития новых информационных методов оценки результатов обучения прежде всего требуется обеспечить возможность учителю и учащимся избавиться от страха перед тестами. Что касается результата тестирования, то, как показывает практика, он не всегда плох, а если и плох, то всем становится ясно, над чем необходимо поработать. Чем раньше это выяснится, тем скорее можно избавиться от пробелов в построении образовательного процесса, знаниях учащихся и добиться хорошего результата. Учащиеся с завышенной самооценкой, получая низкий балл по результатам тестирования в одинаковых для всех условиях, убеждаются в своих слабых результатах, а учителя с субъективным отношением к ученику обнаруживают свою несправедливость. Независимое тестирование разрешает конфликтные ситуации в обоих направлениях.

Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля сводятся к следующему:

- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя;

- результаты поддаются статистической обработке; существенно экономится время, затрачиваемое на проверку.

Если ученик выполнил 75% заданий, то его подготовка соответствует требованиям стандарта. Тесты составляются, как правило, с учетом последовательности изучения темы и формирования умений и навыков в пределах этой темы, что позволяет выяснить, на каком этапе изучения теории и овладения навыком происходит сбой в их усвоении.

Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем и итоговом контроле. С их помощью выявляются пробелы в знаниях определений и правил, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют они применять его на практике. Это позволяет в наиболее благоприятное время внести необходимую коррекцию в дальнейшую работу с тем или иным учеником или с классом в целом.

При проверке знаний учащихся всего класса необходимо, чтобы наборами тестов были обеспечены все учащиеся. Работа выполняется индивидуально. Ученики записывают ответы в виде кодированных знаков. Заранее составив карточку правильных ответов, учитель быстро, не вникая в содержание заданий, сумеет проверить тесты. Если количество неправильных ответов составляет 50 и более процентов, то работа ученика не может считаться удовлетворительной.

С помощью тестов учащиеся могут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их.

Несколько рекомендаций учителям по процедуре тестирования в школе:

> не разрешать учащимся переговариваться;

> проводить тестирование в условиях одинакового времени тестирования для всех учащихся;

> рекомендовать задания выполнять по порядку, к трудным возвращаться при наличии времени;

> использовать для выполнения заданий черновики;

> результаты ответов заносить в специальные опросные листы, соблюдая четкость оформления;

> опросные листы оформлять за две-три минуты до окончания времени тестирования;

> варианты тестов не должны быть одинаковыми у близко сидящих учеников;

> следует использовать 4-5 параллельных вариантов одного и того же теста;

> после окончания времени тестирования учащиеся должны отдельно разложить тест, черновик и опросный лист;

> материалы тестирования собирает учитель (или дежурный), не допуская нарушения дисциплины.

Проверка опросных листов и оценка результатов могут быть выполнены быстро по заранее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филологический класс 11/2004

заготовленным ключам (ответам на задания тестов) и шкалам.

Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Можно посоветовать по результатам тестирования (входного, тематического, итогового, репетиционного и др.) строить матрицу учебных достижений учащихся. Так как структура стандартизированных тестов одинакова, проверка может проводиться компьютерным методом с выдачей «+» и «-» за выполненное и невыполненное задания. Очень просто периодически переносить эти знаки в журнал успеваемости по темам тестов. Учитель сможет отслеживать как индивидуальную структуру знаний учащихся, так и собственные упущения. Это обеспечит индивидуализацию учебного процесса для каждого учащегося и оперативную корректировку.

Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую, воспитывающую), тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса.

Объективную информацию об уровне обученности учащихся учитель может получить только при условии использования разнообразных способов контроля и применения их в системе.

Список использованной литературы:

1. Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 3.

2. Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 1.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / НМ. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. М., 2000.

4. Поташник М., Моисеев А. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. № 7-8.

5. Рындак В. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. .№ 1-2.

6. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М.,1985.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.