Научная статья на тему 'Территория опережающего социально-экономического развития как основа модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования'

Территория опережающего социально-экономического развития как основа модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / совершенствование инфраструктуры / развития АПК / сельское муниципальное образование / территория опережающего социально-экономического развития. / model / improvement of infrastructure / development of agrarian and industrial complex / rural municipality / territory of advanced socio-economic development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А. В. Миненко, П. В. Водясов

Предложено экономические зоны третьего поколения рассматривать в качестве основы модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования. Предлагается расширить зону экономического влияния территории опережающего социально-экономического развития как минимум до трех близлежащих административных территорий, что позволит увеличить объем производителей продукции и создаст мультипликативный эффект для организаций, оказывающих услуги основному производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А. В. Миненко, П. В. Водясов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY OF THE LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AS A BASIS OF THE MODEL OF IMPROVEMENT OF THE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF RURAL MUNICIPAL EDUCATION

It is proposed to consider the economic zones of the third generation as the basis for the model of improving the infrastructure of the agricultural sector of a rural municipality. It is proposed to expand the zone of economic influence of the territory of advanced socioeconomic development to at least three nearby administrative territories, which will increase the volume of product manufacturers and create a multiplier effect for organizations providing services to the main production.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего социально-экономического развития как основа модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования»

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ АПК СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент П.В. Водясов, канд. экон. наук, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10665

Аннотация. Предложено экономические зоны третьего поколения рассматривать в качестве основы модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования. Предлагается расширить зону экономического влияния территории опережающего социально-экономического развития как минимум до трех близлежащих административных территорий, что позволит увеличить объем производителей продукции и создаст мультипликативный эффект для организаций, оказывающих услуги основному производству.

Ключевые слова: модель, совершенствование инфраструктуры, развития АПК, сельское муниципальное образование, территория опережающего социально-экономического развития.

В современных условиях одним из важных подходов к совершенствованию инфраструктуры развития экономики территориальных образований является создание и функционирование экономических зон различного типа и форм. Такие зоны могут называть по-разному - свободными, особыми, специальными и т.п.

Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1], установлено, что: территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

«Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятель-

ности на части территории субъекта РФ» указывает на принадлежность ТОСЭР к специфической категории особых экономических зон.

Мировая практика насчитывает порядка 30 видов подобных экономических зон. Большое разнообразие экономических зон и данных им определений, в том числе и ТОСЭР, сводится, по существу, к следующему: на территории страны создаются хозяйственные анклавы, в которых осуществляется льготный режим налогообложения, беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенная обособленность торговых и валютно-финансовых отношений по отношению к остальной территории государства (в ряде случаев этот статус относится ко всей территории государства), в результате чего формируются тесные связи с мировыми рынками, активно привлекаются внешние по отношению к данной территории (страны) капиталы.

ТОСЭР являются результатом эволюции особых экономических зон. В монографии Л.А. Зубченко «Иностранные инвестиции» выделено три поколения особых экономических зон (ОЭЗ) [2, с. 60]:

- первое поколение ОЭЗ связано с созданием при крупных европейских портах свободных таможенных зон, то есть ограниченных участков таможенной территории с беспошлинным режимом по экспорту и импорту товара. Первой документально зафиксированной «свободной зоной» считается ОЭЗ греческого острова Делос (166 г. до н.э.);

- возникновение второго поколения ОЭЗ в форме промышленно-производственных зон, связано с эволюцией торговых зон и необходимостью расширения экспорта или замещения импорта. Одной из разновидностей таких зон стали так называемые импортозамещающие зоны, целью которых стало производство продукции и товаров, которые замещали импортные;

- к третьему поколению относятся технико-внедренческие ОЭЗ (технополисы, научные парки и т.п.). Они создавались в 70-80-х гг. ХХ века с опорой на крупные научные центры или в тех регионах, где преобладала высокая концентрация высокотехнологичных предприятий. Технополисы - зоны научно-технического развития, где создаются льготные условия для создания и деятельности предприятий, применяющих в производстве результаты НИОКР и передовые технологии. Зоны сервисного типа - ОЭЗ с преобладанием банковских, финансовых, туристских и прочих сервисов. Выделяются зоны, предоставляющие страховые и банковские услуги - территориальные образования со специфичными финансово-кредитными механизмами, обеспечивающими снижение рисков для предпринимательства.

Учитывая, что инфраструктура развития АПК сельского муниципального образования - совокупность экономических субъектов регионального и районного уровней, оказывающих сельхозтоваропроизводителям всех организационно-правовых форм, в том числе домашним хозяйствам населения, и микропредприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности территории, производственные, информационные, финансовые, посреднические, транспортно-логистические и прочие виды услуг, имен-

но экономические зоны третьего поколения предложено рассматривать в качестве основы модели совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), как экономическая зона третьего поколения, является, прежде всего, частью территории государства, в рамках которой предприниматели пользуются особыми льготными условиями для организации и хозяйственной деятельности, которые в силу этого становятся территориальными «точками» промышленного и инновационного развития. Как любая другая экономическая зона, она создаётся, с одной стороны, для активизации внутри- и внешнеэкономической деятельности на основе привлечения отечественных и иностранных инвестиций, что дает возможность использовать новую технику и технологии и тем самым повысить конкурентоспособность национальной продукции; с другой стороны, для оживления экономики в депрессивных регионах, расширяя поставки их продукции на внутреннем рынке. И в том, и в другом случае происходит трансформация структуры экономики той территории, на которой она создается [3-6].

Эти функции ТОСЭР полностью корре-лируются со стратегическими целями совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования, сформулированными авторами в результате многочисленных исследований [7-9]: формирование и поддержание наиболее благоприятных условий для предпринимательства и инвестиций в АПК; переход сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на очередной технологический уклад, основанный на наукоемком, высокотехнологичном производстве и услугах с коммерциализацией научно-технических разработок; обеспечение равных условий в рамках межстрановой и межрегиональной конкуренции на агропродовольственных рынках; развитие экспортоориентированного аграрного производства, решающего также задачи импортозамещения на территории региона; развитие сельских муниципаль-

ных образований, большая часть которых, предлагается расширить зону её экономи-особенно в Сибири, относится к депрес- ческого влияния как минимум до трех сивному типу. близлежащих административных террито-

Таким образом, в отличие от общепри- рий, что позволит увеличить объем произ-нятого и законодательно оформленного водителей продукции и создаст мультип-подхода, предполагающего включать в со- ликативный эффект для организаций, ока-став ТОСЭР только прилегающее к городу зывающих услуги основному производст-сельское муниципальное образование, ву.

Библиографический список

1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 г. №473-Ф3 // Справочно-правовая система Гарант. - URL: http:ivo.garant.ru/#/document/70831204/paragraph/14:1.

2. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. - М.: ООО «Книгодел», 2006.

3. Адрианов В.П. Специальные экономические зоны в мировой экономике. - М.: ЭКО, 1997.

4. ЗименковР.И. Свободные экономические зоны. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Карагулян Е.А., Погодаева Т.В., Попова Л.П. Свободные и особые экономические зоны. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.

6. Шарапов С.А. Свободные экономические зоны. - Москва: Юнити-Дана, 2005.

7. Гриценко Г.М. Инфраструктура развития АПК муниципального образования: сущность и методические основы системного анализа / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор, А.В. Миненко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2018. - №12. - С. 33-38.

8. Гриценко Г.М. Организационный механизм инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственной потребительской кооперации // Развитие сельскохозяйственной кооперации - основное направление современной аграрной политики России : материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 13-14 дек. 2018 г. / [редкол.: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) и др.]. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. - 84 с.

9. Жуков Е.И. Методы оценки уровня конкурентоспособности территорий / Е.И. Жуков, Е.Н. Михолап, М.Г. Хорунжин // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции: в 2 кн.. - 2018. - С. 109110.

TERRITORY OF THE LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AS A BASIS OF THE MODEL OF IMPROVEMENT OF THE INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF RURAL MUNICIPAL EDUCATION

A.V. Minenko, candidate of economic sciences, associate professor P.V. Vodyasov, candidate of economic sciences, senior lecturer Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. It is proposed to consider the economic zones of the third generation as the basis for the model of improving the infrastructure of the agricultural sector of a rural municipality. It is proposed to expand the zone of economic influence of the territory of advanced socioeconomic development to at least three nearby administrative territories, which will increase the volume of product manufacturers and create a multiplier effect for organizations providing services to the main production.

Keywords: model, improvement of infrastructure, development of agrarian and industrial complex, rural municipality, territory of advanced socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.