Научная статья на тему 'Территориальные споры в АТР и возможности усиления влияния России в регионе'

Территориальные споры в АТР и возможности усиления влияния России в регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4799
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / TERRITORIAL CONFLICTS / ОСТРОВА СЕНКАКУ / SENKAKU ISLANDS / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / КОНФЛИКТ / CONFLICT / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / RUSSIAN STRATEGIC INTERESTS / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ / INFORMATIONAL CONTEXT / ПРОЦЕССЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY PROCEDURES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самойленко Петр Юрьевич

Рассматриваются проблемы территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время; анализируются причины конфликтов, современное состояние, а также возможные пути их решения. Особое внимание уделено национальным интересам России в регионе, перспективам расширения российского влияния на процессы безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Territorial Disputes in the Asia-Pacific Region and Possibilities for Enhancing Influence of Russia in the Region

Article deals with the problem of the present-day territorial conflicts in the Asia Pacific. Author pays attention to the causes, current situation and aspects of settlement of this theme and Russian national interests.

Текст научной работы на тему «Территориальные споры в АТР и возможности усиления влияния России в регионе»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

УДК 339.543.2 ББК 67.910.31

П. Ю. САМОИЛЕНКО

Территориальные споры в АТР и возможности усиления влияния России в регионе

Рассматриваются проблемы территориальных споров в АзиатскоТихоокеанском регионе в настоящее время; анализируются причины конфликтов, современное состояние, а также возможные пути их решения. Особое внимание уделено национальным интересам России в регионе, перспективам расширения российского влияния на процессы безопасности.

Ключевые слова: территориальные споры, острова Сенкаку, безопасность, конфликт, национальные интересы России, информационный контекст, процессы безопасности.

P. Y. Samoilenko

The Territorial Disputes in the Asia-Pacific Region

and Possibilities for Enhancing Influence of Russia in the Region

Article deals with the problem of the present-day territorial conflicts in the Asia Pacific. Author pays attention to the causes, current situation and aspects of settlement of this theme and Russian national interests.

Keywords: territorial conflicts, Senkaku islands, security, conflict, Russian strategic interests, informational context, security procedures.

Азиатско-Тихоокеанский регион в настоящее время признан самым динамично развивающимся регионом мира [10]. В связи с этим для России приобретает особое значение возможность оказывать влияние на процессы, происходящие в данном регионе. Российское руководство официально продекларировало «поворот на Восток» как во внешней политике, так и во внешнеэкономической деятельности.

Интересы России в АТР достаточно многообразны, но в целом сконцентрированы вокруг двух «полюсов» - вопросов международной безопасности, а также различных аспектов международного экономического сотрудничества в регионе, направленных на развитие устойчивых взаимовыгодных отношений с ключевыми странами Северной Пацифики.

САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич — кандидат политических наук, доцент Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

17

Параметры и общее состояние современной «архитектуры» безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе напрямую зависят от имеющихся в регионе точек узловых противоречий. К таковым прежде всего относятся территориальные споры, которые, исходя из геополитических особенностей Пацифики, имеют существенную морскую составляющую [7].

Следует отметить, что в целом для АТР не характерны локальные вооруженные конфликты, вытекающие из территориальных споров. И несмотря на то, что раздаются военные угрозы, происходит обмен жесткими заявлениями, войны, равной боснийской, косовской или ливийской, в регионе нет [11].

Вместе с тем, именно в АТР находятся «тлеющие» территориальные конфликты, многие из которых потенциально могут послужить основой для серьезных военных столкновений, которые в перспективе могут выйти за пределы локального театра военных действий и привести к вооруженному конфликту в масштабах отдельного крупного тихоокеанского субрегиона.

Как результат конфликтов - в регионе наблюдается рост военных расходов. По расчетам IISS1, с 2001 по 2013 г. номинальные расходы на оборону в странах Азии выросли на 23%, реальный рост, с учетом инфляции за 20112013 гг., составил 9,4%. По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), АТР стал регионом с самым быстрым ростом военных расходов - как в абсолютных величинах, так и в отношении доли ВВП, причем, второе место, после США, занимает Китай, на который приходится 12,4% расходов в АТР (112,2 млрд долл. США). При этом необходимо учитывать, что эта цифра - официально декларируемые Народно-освободительной армией Китая (НОАК) расходы, в то время как независимые исследователи рекомендуют увеличивать эту цифру на 30%, поскольку военный бюджет КНР не отражает расходов на закупку иностранной военной техники и ряд других статей. Замыкает тройку лидеров по расходам на военные цели Япония - 5,6% (51 млрд долл. США) [3].

Следует особо отметить, что все военное строительство ВМС НОАК направлено на то, чтобы «сковать действия потенциальных противников», в том числе США как главного «мирового полицейского» в случае, если американский флот решит провести «маленькую операцию» по принуждению КНР к миру. Китай создает у своего побережья зону, закрытую для действий других флотов (с помощью кораблей и ракетного оружия), а также наращивает возможности асимметричного ответа - противоспутниковое вооружение и кибероружие.

К значимым на сегодняшний день территориальным конфликтам в АТР, прежде всего, следует отнести ситуацию на Корейском полуострове, а также такие очаги напряженности, как конфликт вокруг островов Сенкаку

1 Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies - IISS) - исследовательский центр по вопросам военно-политических конфликтов. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Был основан в 1958 г. и изначально фокусировался на вопросах предотвращения распространения ядерного оружия и контроля вооружений.

18

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

(Дяоюйдао), конфликт между Китаем и Вьетнамом вокруг ряда островных территорий в Южно-Китайском море (Парасельские острова и острова Спратли), между Японией и Южной Кореей по поводу островов Лианкур [2]. Для России в АТР характерен территориальный спор с Японией (по поводу так называемых «северных территорий» - островов Курильской гряды), а также с США (по разделу шельфовых зон в акватории Берингова моря). При этом характерно, что США традиционно поддерживают Японию в вопросах территориальных споров с Россией2.

Отличительной чертой многих современных территориальных споров в АТР и связанных с ними межгосударственных конфликтов является их преимущественно информационный характер, или, иными словами, информационно-имиджевая составляющая, играющая существенную роль в «азиатской» международной политике. То есть государства - участники конфликта не стремятся к ведению реальных боевых действий либо иным силовым проявлениям, компенсируя это соответствующей агрессивной риторикой на уровне международной политики - в форме прямых угроз, претензий и так далее3.

Кроме того, существующие в настоящее время территориальные споры являются отражением исторически сложившихся в регионе противоречий на межнациональном уровне. Например, по данным опроса, проведенного газетой Financial Times, больше половины китайцев и около трети японцев ожидают начала войны между своими странами в ближайшие пять-шесть лет. При этом помимо традиционных японо-китайских противоречий, которые в значительной степени все же имеют характер «матрицы, опрокинутой в прошлое», - касаются претензий Китая к японской интервенции в XIX и XX вв. и к «реваншу» после Второй мировой войны. Японская сторона в свою очередь демонстративно осуществляет публичные церемонии поминовения высшими должностными лицами государства павших воинов, в том числе и в японо-китайских войнах, наиболее известные из них - в храме Ясукуни. Свою роль играют и современные межгосударственные противоречия4. При этом современной квинтэссенцией взаимных исторически сложившихся разногласий между этими государствами Северо-Восточной Азии следует считать конфликт вокруг островов Сенкаку (Дяойюдао), который в период 2012-2015 гг. является основным информационным поводом для Японии и КНР в обсуждении взаимных территориальных претензий. В последние годы потенциал подобных конфликтов усиливается, что видно и по эскалации «риторики» в подобных ситуациях, и по отдельным действиям, пусть не военного, но очевидно провокативного и даже отчасти силового характера.

2 МИД России: США лезут не в свои дела. Российское дипломатическое ведомство отреагировало на совместное заявление США и Японии по Курильским островам... // Русская линия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusk.ru/newsdataphp?idar=49153

3 Нгуен Фу Чонг: территориальные споры в АТР надо решать мирным путем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/world/20141125/1035086284.html

4 «Дело в желании японцев и китайцев вновь ощутить свое величие» [Электронный ресурс] // Коммерсант. 15 сент. 2014 г. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2567509

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

19

Острова Сенкаку (Дяоюйдао) расположены в Восточно-Китайском море. Данный архипелаг в настоящее время представляет собой причину острых споров между крупнейшими участниками внешнеполитических отношений в Северо-Восточной Азии - Японией, Китаем и отчасти Тайванем. Сам по себе факт территориального спора является показателем сохраняющейся «узловой» напряженности в отдельных элементах системы безопасности в АзиатскоТихоокеанском регионе [10].

Данный конфликт можно рассматривать сразу с нескольких позиций -начиная от военной и внешнеполитической и заканчивая экономической и имиджевой:

1. Острова Сенкаку (Дяоюйдао) - Уоцури, Китакодзима, Минамико-дзима, Кубадзима, Тайсёдзима, Окинокитаива, Окиноминамиива, Тобисэ, и др. - имеют небольшую общую площадь (7 кв. км) и площадь каждого из островов, но находятся в стратегически важной точке Восточно-Китайского моря, в районе которой пролегают оживленные морские торговые пути из Северо-Восточной в Юго-Восточную Азию, а в воздушном пространстве -авиационные коридоры движения воздушных судов от юго-западной части Тихого океана в Азию и Европу. Контроль над архипелагом дает любому государству резервы существенного усиления собственных позиций в регионе: начиная от усиления политических позиций в Северо-Восточной Азии и АТР и возможностей наращивания военного присутствия и заканчивая наблюдением активности иных участников процессов в регионе в непосредственной близости от указанных островов, вплоть до блокирования таковой либо создания существенных препятствий к ее осуществлению.

2. На шельфе вблизи островов Сенкаку еще в 1960-е годы были обнаружены залежи углеводородов, что делает указанный архипелаг привлекательной территорией потенциального освоения и добычи энергоносителей. При этом указанный аспект проблемы является своеобразной «палкой о двух концах» -с одной стороны, факт выявления залежей углеводородов в ходе исследований под эгидой ООН в 1968 г. на материковом шельфе в районе архипелага общеизвестен, с другой стороны, - до настоящего момента ни одна из сторон не может точно говорить о размере запасов нефти и газа, точном расположении углеводородных пластов, соответственно, архипелаг может оказаться как «углеводородным клондайком», так и весьма призрачным месторождением, коммерческое значение которого будет относительно невелико.

3. Географическое расположение островов позволяет их владельцу существенно закрепить свои позиции в вопросах добычи водных биологических ресурсов, устанавливая особую экономическую зону протяженностью до 200 морских миль от побережья островов, где иные государства могут осуществлять промысловый лов только с разрешения государства, которому принадлежат острова.

4. Как и в подавляющем большинстве территориальных споров, вопрос принадлежности спорной территории является вопросом престижа

20

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

соперников, имиджа того или иного государства, что справедливо и по отношению к Японии, и по отношению к Китаю.

5. Сам факт территориального спора является своего рода «пробой сил» участников конфликта и показателем того, насколько далеко в вопросах решения проблемы готовы зайти его стороны. По мнению автора, именно этот аспект с точки зрения реализма современной внешней политики, в том числе внешнеполитических процессов в АТР, является наиболее значимым.

6. Стремление добиться от соперника уступки спорной территории практически любыми способами вплоть до открытой военной агрессии потенциально выгодно и Японии и КНР, внутриполитические процессы в которых в настоящее время находятся в определенной кризисной фазе, и обоим государствам крайне необходимо какое-либо существенное внешнеполитическое достижение, которое смогло бы сплотить нацию и поддержать в глазах населения «великодержавный» дух. На сегодняшний день обе стороны являются признанными экономическими лидерами региона и крупнейшими экономиками мира и остро нуждаются в росте своего внутриполитического и внешнеполитического влияния.

Изучение практических проявлений конфликта вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) в настоящее время показывает определенную разницу в подходах Японии и Китая к этой проблеме.

Обострение разногласий пришлось на 2012-2014 гг., когда именно со стороны КНР начались активные действия, направленные на лоббизм своей позиции в отношении спорных островов.

Условно можно говорить о том, что Китай занимает позицию нападающего и действует в большей степени методами информационных атак на японскую сторону, в то время как Япония в большей степени занимает позицию обороняющегося и концентрируется на формально-юридических аспектах владения островами и фактическом контроле за ними. Таким образом, в рамках конфликта вокруг островов Сенкаку прослеживается два сценария действий сторон конфликта, существенно отличающихся друг от друга.

Япония, после того как Китай начал предъявлять активные претензии на архипелаг, сконцентрировалась на закреплении юридических доказательств принадлежности архипелага. Так, довольно оперативно японское правительство инициировало сделку по покупке части архипелага, находившегося в частной собственности у граждан Японии, тем самым, по мнению японской стороны, сделка является дополнительным юридическим подтверждением принадлежности островов именно ей. Именно факт выкупа территории у частных владельцев в пользу японского государства стал одним из главных информационных «снарядов» в информационной войне между двумя сторонами конфликта. Кроме того, Япония апеллирует к факту передачи ей островов США, а также на аналогии с Окинавой, частью которой в определенный период считались и сами острова Сенкаку (Дяоюйдао). После сделки

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

21

по выкупу островов МИД Японии еще в 2012 г. озвучил официальную позицию по данной проблеме, основными постулатами которой являются следующие:

1. Исторически и юридически острова Сенкаку являются территорией Японии, и Япония эффективно контролирует их.

2. Проблемы территориального суверенитета применительно к островам Сенкаку не существует5.

Кроме того, в 2012 г. на ныне необитаемые острова высадилась группа японских волонтеров и водрузила там национальный флаг, а ВМС Японии совместно с ВМС США провели учения по сценарию «освобождение захваченного иностранными интервентами или террористами острова», контекст которого довольно четко создает предупреждение Китаю [9].

Китай, в свою очередь, явно ориентирован на создание достаточно «внешнеполитическо-эпатажной» позиции в отношении территориального спора. Основным «идеологическим» аргументом КНР является «историческая принадлежность» островов Китаю и их территориальная близость к материковому Китаю. Так, заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Есуй официально заявил, что «Дяоюйдао и смежные с ними острова являются исконной территорией КНР. Китай обладает неоспоримым суверенным правом на эти острова. Решимость и воля правительства и народа Китая отстаивать территориальный суверенитет страны остаются неизменными»6. При этом даже официальные заявления внешнеполитического ведомства КНР отличаются резкостью, к примеру, глава МИД Китая Ян Цзечи обвинил Японию в «краже» спорных островов Сенкаку7. Кроме того, Китай, наряду с призывами к скорейшему решению указанной территориальной проблемы в свою пользу, активно использует «риторику действий», которую можно разделить на два основных направления:

1. Активные действия в отношении самих островов. К таковым следует отнести, прежде всего, объявление воздушного пространства в районе островов Сенкаку зоной действия системы ПВО Китая8, кроме того, с 2009 г. участились случаи обстрела китайскими патрульными катерами любых рыболовецких судов, занимающихся промыслом в тех водах, которые Пекин считает своими. С 2011 г. китайские ВМС начали регулярно перерезать кабели судам, занимающимся геологоразведкой на спорных участках шельфа [3].

5 Основная позиция Японии по островам Сёнкаку и факты: сайт посольства Японии в РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/APP/SenkakuIslands_ 20121129NEW_rus.pdf.

6 МИД КНР провело серьезные переговоры с японской стороной по поводу инцидента с задержанием Японией китайских граждан, высадившихся на острова Дяоюйдао // Жэньминь Жибао [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/2411883.html

7 Китай заявил, что Япония украла у них острова Сенкаку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dp.rU/a/2012/09/28/Kitaj_zajavil_chto_JAponija/

8 Китай отправил истребители патрулировать новую зону ПВО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.versia.am/kitaj-otpravil-istrebiteli-patrulirovat-novuyu-zonu-pvo/

22

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

2. Антияпонские действия и акции, официальной причиной которых служит указанный территориальный спор. Так, в Китае создано общественное «движение защиты островов Дяоюйдао», основной целью которого является проведение публичных общественных акций против японской стороны. Именно активисты этого движения высадились на один из островов и были задержаны силами японской морской пограничной охраны - Управления безопасности на море Японии. Также активисты этого движения причастны к акциям китайских рыболовецких шхун, которые периодически нарушают морскую границу Японии приближаясь непосредственно к островам Сенкаку. К наиболее серьезной акции следует отнести массовые волнения в материковом Китае, которые масштабно проходили в 2012 г. практически в каждом крупном городе. Китайские граждане громили уличные магазины в Циндао, жгли японские машины в Шеньчжене, китайские рабочие бастовали на японских предприятиях (Panasonic, Canon, и др.), митинговали в Чэнду, Шанхае и Гуанчжоу, не говоря уже про провинциальные города9. Тем самым китайской стороне под предлогом массового недовольства удалось нанести существенный вред японской экономике, как прямой, так и опосредованный, так как помимо непосредственных погромов японских компаний в Китае активно пропагандировался народный бойкот на любые японские товары.

По мнению экспертов, ситуация вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) может рассматриваться как фактор, влияющий на общую военно-политическую напряженность в Северо-Восточной Азии вообще и в АТР в частности, а именно: наблюдается рост количества вооружений как у КНР и Японии, так и у ведущих стран региона [3]. Данные обстоятельства вызывают опасения населения Японии и КНР относительно будущего отношений двух стран10.

Дальнейшее развитие ситуации вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) вероятно в форме продолжающегося внешнеполитического конфликта, включая предполагаемые периодические эскалации-деэскалации. При этом очевидно, что открытый военный конфликт из-за указанных островов не выгоден ни Китаю, ни Японии. Более того, длительная открытая конфликтность вокруг указанной спорной территории может стать своеобразным «бумерангом» для внутренней политики обоих государств: затягивание решения проблемы может вызвать обратную реакцию - недовольство части населения и активизацию оппозиционных сил внутри стран, которые будут упрекать правительство в нерешительности в отношении решения проблемы спорного архипелага.

Таким образом, рассмотрение ситуации вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдяо) дает ясно понять, что указанный территориальный конфликт в современных условиях поддерживается в основном за счет информационных

9 Массовые беспорядки в Китае. Взгляд изнутри [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daostory.com/ostrova_diao_yu_dao_kitaj/

10 «Дело в желании японцев и китайцев вновь ощутить свое величие» // Коммерсант. 15.09.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.kommersant.ru/doc/2567509.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

23

акций его участников. Подобное сценарное развитие характерно и для других территориальных противоречий в АТР.

Говоря о национальных интересах России в рамках проблем территориальных споров в АТР, следует сказать о том, что существует несколько приоритетов:

1. Россия заинтересована в сохранении своих позиций как стратегического игрока в АТР. Основными традиционными партнерами России являются Китай и Северная Корея, в последние годы достаточно активно развиваются отношения с Вьетнамом и Южной Кореей [5]. Развитие отношений с этими государствами перспективно с точки зрения создания системы уравновешенных, сбалансированных связей с ними, исключающей или, по крайней мере, минимизирующей взаимные претензии стран АТР в их отношениях с Россией.

2. Основным стратегическим и экономическим партнером России в АТР остается Китай. Вместе с тем, в национальных интересах России - диверсификация этого партнерства в русле развития взаимовыгодных отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, соответственно, многофакторное усиление своего влияния в регионе [6]. При этом главное условие -исключение возможности ухудшения отношений с Китаем на фоне подобных процессов. Основная перспектива - развитие отношений (прежде всего, внешнеэкономических) с Республикой Корея и Вьетнамом.

3. России необходимо развивать традиционные направления сотрудничества со странами АТР, такие как энергетическое партнерство, сотрудничество в аэрокосмической отрасли, и прочие. Кроме того, существенное значение имеет работа России в вопросах взаимодействия с международными объединениями в регионе, такими как АСЕАН, АТЭС, Транстихоокеанское партнерство, а также в двухсторонних форматах международного стратегического и экономического сотрудничества. Основной стратегической задачей для России в этом отношении является баланс между существующими в регионе противоречиями на стратегическом уровне, прежде всего между США и Китаем.

4. Стратегически важным для России остается развитие Дальнего Востока как региона, максимально интегрированного в АТР. Здесь на первый план выходят проекты, ориентированные на внешнеэкономическую деятельность и развитие международного сотрудничества, такие как проекты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы) и свободного порта (порто-франко) во Владивостоке [4]. Существенную роль могут сыграть проекты освоения Арктики и использования Северного морского пути, в которых хотят участвовать многие государства АТР и СВА [1]. При этом особую роль должны сыграть таможенные органы Дальнего Востока, так как от их оперативной и качественной работы будет напрямую зависеть развитие международных проектов и инвестиционное сотрудничество, поскольку быстрота таможенных процедур является залогом успешного внешнеэкономического сотрудничества [7].

24

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

5. Развитие международных проектов в АТР и СВА, связанных с российским участием, может напрямую повлиять на вопросы безопасности, в том числе и урегулирование территориальных конфликтов. Примером является обсуждение проекта северокорейского порта Раджин, на базе которого возможна перевалка транзитных грузов и организация грузовых коридоров из Китая через территорию КНДР и Приморский край в другие государства АТР и СВА, прежде всего - в Японию.

Подводя итог, стоит сказать, что наиболее вероятной возможностью решения большинства проблем территориальных споров, главным образом, морских территориальных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, является экономический путь. Совместное экономическое сотрудничество и хозяйственное использование конфликтных территорий в самом широком смысле - начиная от организации совместных концессий, совместных компаний, выработки совместных условий добычи углеводородов либо добычи морских биологических ресурсов - могут стать достаточно универсальной «матрицей» урегулирования территориальных споров в общей архитектуре безопасности в АТР.

В этом случае, думается, восточный прагматизм вполне может победить восточную же великодержавность, в особенности в условиях, когда реальная экономическая выгода сторон конфликтов, и те существенные потери, которые они понесут в случае перехода конфронтации в военную фазу заведомо перевесят экономическую выгоду возможного победителя, кем бы он ни был. Основная задача России - использовать накопленный опыт отношений со странами региона и потенциал российского Дальнего Востока для усиления своего влияния на вопросы безопасности в регионе, в том числе и на урегулирование территориальных споров.

Список литературы

1. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. М.: Аспект-пресс, 2013.

2. Ву Зыонг Хуан. Аргументация Вьетнамом своих суверенных прав на Парасельские острова и острова Спратли // Россия в АТР. 2012. № 2.

3. Габуев А. Флаги над морем. Азиатские страны готовы начать воевать друг с другом // Коммерсант-Власть. 2014. 7 июля. С. 15.

4. Дьяков В. И. Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике // Таможенная политика на Дальнем Востоке России. 2013. № 3. С. 53.

5. Кортунов С. В. Национальные интересы России в АТР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zlev.ru/142/142_13.htm

6. Останин В. А. Повышение эффективности логистических потоков в концепции стратегических интересов России на территории Дальневосточного региона // Таможенная политика на Дальнем Востоке России. 2014. № 1. С. 25.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

25

7. Райкова А. Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва: МГИМО (У) МИД РФ, 2006.

8. Ричардсон П. Территориальные споры в АТР волнуют весь мир

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primamedia.ru/news/asia/

28.02.2013/260184/territorialnie-spori-v-atr-volnuyut-ves-mir--ekspert.html

9. Самохин А. В. Острова Сенкаку - возможен ли военный конфликт между КНР и Японией? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ru.apircenter.org/archives/1556

10. Смирнов С. М. Азиатско-Тихоокеанский регион и «западная» модель коллективной безопасности. Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Невельского, 2008. С. 43-44.

11. Трифонова И. А. Геополитические интересы России в АзиатскоТихоокеанском регионе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-politika.ru/179-geopoliticheskie-prioritety-rossii-v-aziatsko-tihookeanskom-regione.html

12. Фененко А. Территориальные споры в АТР [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=874#top

Пузанова, И.А. Интегрированное планирование цепей поставок: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.А. Пузанова; под ред. Б.А. Аникина. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 320 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

Показаны самые важные аспекты теории и практики совместного планирования производственно-хозяйственной деятельности участников цепи поставок. Практическая значимость учебника состоит в систематизации и комплексной проработке рекомендаций по формированию стратегии цепи поставок, балансировке спроса и поставок и синхронизации прогноза спроса, планов продаж и дистрибуции, а также плана транспортировки с контуром производственного планирования. Представлена методика планирования и управления рисками, основанная на использовании логико-вероятностной модели, и ее применение для обеспечения надежности цепи поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.