УДК 001.891 Бахтина Елена Владимировна
старший преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Bakhtina Elena Vladimirovna
Senior Lecturer of the Library Science and Theory of Reading Subdepartment, St. Petersburg State University of Culture and Arts
TERRITORIAL AND SPATIAL FRAME OF RESEARCH AND EDUCATION SCIENCE SCHOOL
Аннотация:
В статье рассматривается проблема определения границ научно-педагогической школы на примере состава и структуры научной школы ленинградского библиотековеда В.Ф. Сахарова. Также дается оценка формальных критериев описания научной школы в библиотековедении, библиографоведении, книговедении. Затронут морально-этический аспект преемственности идей научной школы.
Ключевые слова:
границы научной школы, научная школа, В.Ф. Сахаров.
Summary:
The article deals with the problem of determination of the frame for a research school by case study of the composition and structure of the research school headed by V.F. Sakharov, the Leningrad library scientist. The author assesses formal criteria using for describing the library science school, literature reference studies, and bibliology. The mental and ethical aspect of the research school’s ideas succession is considered.
Keywords:
frames of research school, research school, V.F. Sakharov.
Феномен научной школы - одна из актуальных тем научных исследований современности. Это во многом объясняется государственной политикой в сфере науки и высшего образования. Еще в 1995 г. появилось Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» [1], которое явилось стимулом к разработке теоретико-методологических и прикладных аспектов обозначенной науковедческой проблемы.
За прошедшие годы появилось значительное количество публикаций, проведены диссертационные исследования, в которых анализируется феномен научной школы. Свой интерес к проблеме выразило и библиотечное сообщество, рассматривая научные школы в библиографоведении, библиотековедении и других науках социально-коммуникационного цикла, например, на крупнейшем профессиональном форуме - 18-ой Крымской конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» [2], в докторских диссертациях [3] и другое [4].
Несмотря на активную разработку проблемы, обилие соответствующих работ, до сих пор многое в этой области остается дискуссионным, особенно в гуманитарных дисциплинах. Например, ученые, фактически относящие себя к той или иной школе, иногда не вписываются в нее по формальным критериям, предлагаемым в науковедении для описания формата школы. Спорным является и встречающееся утверждение, - после смерти лидера, что рано или поздно происходит со всеми, его школа «умирает». Неоднозначен и взгляд на географические границы научной школы.
Данная статья является попыткой философской интенции. Не претендуя на окончательный ответ на поставленный в заглавии статьи вопрос, рассмотрим феномен научной школы во времени и пространстве на примере личности В.Ф. Сахарова, долгие годы незаслуженно, остававшегося в тени в нашей науке. Это досадное упущение было преодолено в 2008 г., когда были организованы Первые Сахаровские чтения, где о школе ученого впервые сказал его коллега и преемник в должности заведующего кафедрой библиотековедения ЛГИК им. Н.К. Крупской
А.Н. Ванеев [5].
Василий Федорович Сахаров (1901-1986) - видный советский библиотековед, организатор библиотечного дела, педагог, общественный деятель. Он стоял у истоков и принимал непосредственное участие в формировании теоретических основ систем «открытого доступа» к фондам библиотек и МБА в СССР, являлся организатором первого постоянного рекомендательного библиографического отдела в массовом периодическом издании, научным редактором трех изданий учебника «Работа с читателями», инициатором и разработчиком учебной дисциплины «Строительство и оборудование библиотек» и другое.
Одним из формальных критериев описания формата научной школы является наличие защитившихся учеников. Таковых у В.Ф. Сахарова было 9. На самом деле их было больше, но не все смогли довести свои исследования до конца. Можно ли на этом основании утверждать, что они не должны считать себя учениками своего научного руководителя? Если они остались в профессии и работали в библиотеках, библиотечных вузах и т.д., реализуя те научные и исследовательские знания и опыт, которые приобрели, общаясь со своим наставником, можно ли им отказать в этом праве?
Не менее спорен вопрос о хронологических границах школы. Фактически можно датировать начало школы В.Ф. Сахарова 1951 г., когда защитился его первый ученик З.И. Ривлин. Последний ученик - В.А. Бородина - защитилась в 1981 г. Таким образом, период активности школы охватывает ровно 30 лет. Но значит ли это, что с кончиной ученого в 1986 г. закончилась и его школа? Ведь его ученики, ныне здравствующие (по крайней мере, трое - В.С. Крейденко, Г.В. Михеева, В.А. Бородина; сведений о В.Ю. Урбонасе нет), всю жизнь посвятили библиотечной науке и высшей школе (В.С. Крейденко и В.А. Бородина работают на той же кафедре). Более того, они стали докторами педагогических наук, хотя и после смерти В.Ф. Сахарова. Они имеют уже собственных учеников, но никто из них не отрицает, что является представителем научной школы выдающегося ленинградского библиотековеда. Когда не стало Василия Федоровича, у В.С. Крейденко насчитывалось 10 защитившихся кандидатов наук, однако до последних дней он поддерживал своего учителя, был и остается его учеником и научным единомышленником. Тематика научных исследований, выполняемых под руководством Владимира Семеновича, находится в русле 2-х научных направлений: библиотечное обслуживание и читателе-ведение (код ГРНТИ 13.31.23); методология НИР в библиотечно-информационной сфере (код ГРНТИ 13.31.07). Первое является абсолютным продолжением работ В.Ф. Сахарова; второе отразило и другие научные интересы В.С. Крейденко, возникшие в процессе его профессиональной деятельности.
Верна памяти учителя и В.С. Бородина, связывающая с его именем создание петербургской (сахаровской) школы работы с читателями (код ГРНТИ 13.31.23) [6], которую она сама развивает уже в новом столетии вместе с собственными учениками.
К сожалению, на данный момент не удалось найти сведений об ученике В.Ю. Урбонаса (Литва), защитившем докторскую диссертацию «Теоретическое обоснование комплексного применения микроформ в библиотечной технологии» (1992) во МГИКе. Это исследование было начато и защищено как кандидатская диссертация еще под руководством В.Ф. Сахарова -«Фонды микрокопий произведений печати и перспективы их комплектования в библиотеках Литовской ССР» (1971). Следовательно, в течение 20 лет В.Ю. Урбонас продолжал разработку выбранной научной темы.
Конечно, не так очевидна преемственность научных исследований В.Ф. Сахарова и Г.В. Михеевой. Ее кандидатская диссертация была посвящена межгосударственному сотрудничеству скандинавских библиотек [7], а докторская - истории русской библиографии (текущей базисной библиографии непериодических изданий) 1917-1921 гг. [8]. Считаем, что такой «зигзаг» ни в коей мере не свидетельствует об «измене» и забвении своей научной альма-матер, а лишь подтверждает сложнейший характер процесса становления ученого, движения и трансформации его научной мысли и интересов. Тем более что сама Галина Васильевна в совсем недавней публикации назвала Василия Федоровича своим учителем [9].
Образно выражаясь, идеи и начинания В.Ф. Сахарова, в том числе и те, которые он не успел реализовать при жизни, «проросли» на научном поле его преданных учеников. Так можно ли установить дату «кончины» научно-педагогической школы Василия Федоровича?
Также непросто установить географические границы научной школы, если исходить из наиболее распространенного подхода к ее официальной «привязке» к какому-либо подразделению организации - НИИ, университета и т.д. Видимо, в гуманитарных науках и творческой сфере это невозможно, а может быть и не нужно.
На примере сахаровской школы можно сказать, что ее границы простирались от Вьетнама, где ученик Василия Федоровича - Чан Динь Куанг - долгие годы был заместителем директора Государственной библиотеки Ханоя до Литвы, где, насколько известно на данный момент,
В.Ю. Урбонас был доцентом Вильнюсского государственного университета, а затем проректором Клайпедского университета.
Таким образом, названные ученые, да и другие ученики В.Ф. Сахарова, кроме З.И. Рив-лина, Н.В. Лепниновой и В.С. Крейденко, работавшие на одной кафедре, были физически разделены разным по расстоянию пространством со своим учителем. Но их духовное единение и профессиональные связи никогда не прерывались и преодолевали расстояние и время. Ученый вел большую переписку, перезванивался с учениками до последних дней своей жизни.
Сказанное еще раз убеждает в том, что границы научной школы в библиотековедении, библиографоведении, книговедении не могут устанавливаться формально и жестко, что подчеркивает и Т.В. Захарчук в своей диссертации [10]. Как правило, подобная школа является научно-образовательной и многоуровневой, имеет не одно поколение учеников, разрабатывает более одного научного направления.
Ссылки:
1. О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации // Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 957 // Поиск. 1995. № 41. С. 7.
2. Материалы секции 5: Библиотековедение, библиографоведение и книговедение // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. М.: ГПНТБ России, 2011.
3. Захарчук Т.В. Научная школа в библиографоведении: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 43 с.
4. Орлов В.В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело - 2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры: Скворцовские чтения: материалы 18-й междунар. науч. конф. (24-25 апр. 2013 г.). М., 2013. Ч. 1. С. 79-85.
5. Ванеев А.Н. Научная школа В.Ф. Сахарова // Первые Сахаровские чтения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (12 ноября 2008 г.). СПб., 2008. С. 76-81.
6. Бородина В.А. Библиотечно-информационное образование: петербургская (Сахаровская) школа работы с читателями // Сахаровские чтения: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2012. С. 7-21.
7. Михеева Г.В. Основные направления межгосударственного сотрудничества скандинавских библиотек: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1980. С. 18.
8. Михеева Г.В. История русской библиографии 1917-1921 гг.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1992. С. 40.
9. Михеева Г.В. Архивный фонд В.Ф. Сахарова и его судьба // Первые Сахаровские чтения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (12 ноября 2008 г.). СПб., 2008. С. 33-37.
10. Захарчук Т.В. Указ. соч.