Научная статья на тему 'Территориальное развитие розничной торговли (на примере Сибири)'

Территориальное развитие розничной торговли (на примере Сибири) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
305
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СИБИРЬ / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / RETAIL TRADE / SIBERIA / SHOPPING CENTER / MUNICIPALITY / TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Григорьева Марина Александровна

В данной статье дается характеристика розничной торговли Сибири за 2000-2011 гг. Выявляются ее территориальные различия на разных иерархических уровнях (макрорегион-регионгородской округ). Выделяются три группы регионов по обеспеченности населения торговыми площадями. Показывается значение городских округов как центров торгового обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE (CASE STUDY OF SIBERIA)

This paper describes the retail trade of Siberia during years 2000-2011. The author considers territorial differences on the various hierarchical levels (macroregion region municipality). The article distinguishes the three groups of regions according to the provision of the population with the shopping facilities. The author shows significance of the municipalities as centers providing shopping services for the population.

Текст научной работы на тему «Территориальное развитие розничной торговли (на примере Сибири)»

УДК 911.3 : 33 Григорьева Марина Александровна

кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономической географии и территориального планирования Института географии им В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРИ)

Grigoryeva Marina Aleksandrovna

PhD in Geography, Senior Research Associate, Laboratory of Economic Geography and Territory Development, Sochava Institute of Geography, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences

TERRITORIAL DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE (CASE STUDY OF SIBERIA)

Аннотация:

В данной статье дается характеристика розничной торговли Сибири за 2000-2011 гг. Выявляются ее территориальные различия на разных иерархических уровнях (макрорегион-регион-городской округ). Выделяются три группы регионов по обеспеченности населения торговыми площадями. Показывается значение городских округов как центров торгового обслуживания населения.

Ключевые слова:

розничная торговля, Сибирь, торговая площадь, городской округ, территориальное развитие.

Summary:

This paper describes the retail trade of Siberia during years 2000-2011. The author considers territorial differences on the various hierarchical levels (macroregion - region - municipality). The article distinguishes the three groups of regions according to the provision of the population with the shopping facilities. The author shows significance of the municipalities as centers providing shopping services for the population.

Keywords:

retail trade, Siberia, shopping center, municipality, territorial development.

Торговля в России на протяжении последних двух десятилетий является одной из динамично развивающихся сфер экономики. Сибирь, которая включает в себя регионы Сибирского федерального округа (СФО), Тюменскую область (с автономными округами) и Республику Саха (Якутия), как промышленно развитый макрорегион характеризуется следующими показателями развития торговли (таблица 1).

Таблица 1 - Некоторые показатели, характеризующие розничную торговлю Сибири в 2010 г. [1; 2]___________________________________________________________

Показатели РФ Сибирь

Оборот розничной торговли на душу населения, руб. 115 500 100 490

Индекс локализации розничного товарооборота - 0,87

Доля торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли, % 15,8 12,1

Оборот розничной торговли по торговым сетям на душу населения, руб. 18 245 12 157

Доля оборота розничной торговли малых предприятий в общем объеме оборота розничной торговли, % 25,1 32,2

Число торговых объектов на 1 000 чел., ед. 6 7

Обеспеченность населения торговыми площадями на 1 000 чел., м2 627,7 655,5

Доля продаж на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли, % 12,5 8,0

Число торговых мест, приходящихся на 1 рынок, ед. 278 204

Доля магазинов в структуре торговых объектов, % 68,0 66,5

Торговая площадь, приходящаяся в среднем на 1 магазин, м2 91,8 92,3

Число жителей, приходящееся на 1 магазин, чел. 229 214

Торговая площадь, приходящаяся в среднем на 1 ТЦ, м2 3 165,4 2 221,4

Число жителей, приходящееся на 1 ТЦ, чел. 15 986 11 766

Среди регионов Сибири наибольшая доля валовой добавленной стоимости торговли в ВРП отмечается в Алтайском крае (19,0 %) и Новосибирской области (18,4 %), незначительная - в Красноярском крае (7,1 %). Темпы роста объема оборота розничной торговли в СФО до кризиса 2008 г. были выше среднероссийского уровня, восстановление их произошло только в 2011 г. Тогда всего 7 регионов Сибири превысили темпы прироста объема оборота розничной торговли. В 2003 г. таких регионов было 12.

Оборот розничной торговли Сибири по сравнению с 2000 г. вырос в 8,3 раза и составил в 2011 г. 2 734 410 руб. или 14,3 % общего объема оборота розничной торговли страны. Наибольшая концентрация розничного товарооборота приходится на Тюменскую область (с автономными округами) - 20,1 %, Новосибирскую область (13,5 %) и Красноярский край (13,2 %), наименьшая - на Республику Тыва (0,5 %).

В 2011 г. по обороту розничной торговли на душу населения лишь два сибирских региона (Тюменская область и Республика Саха (Якутия)) превышали среднероссийский уровень. Размах между регионами хоть и значителен, и составлял в 2011 г. 115,9 тыс. руб. (в 2000 г. -

15,8 тыс. руб.), но, судя по коэффициенту вариации (в 2011 г. - 28,4 %, в 2000 г. - 37,9 %), региональные различия по душевому обороту розничной торговли сокращаются.

Спад производства в постсоветский период способствовал перераспределению средств и трудовых ресурсов в торговый сектор. В Сибири среднегодовая численность занятых в торговле с 1995 по 2011 г. возросла в 1,5 раза. Наибольший рост произошел в Кемеровской и Новосибирской областях, снижение - в Республиках Саха (Якутия) и Тыва.

В 1990-е гг. широкое развитие получила торговля на розничных рынках, значение которой в последнее время существенно снизилось. Если в 1995 г. она формировала 26,9 % объема оборота розничной торговли Сибири, то в 2011 г. лишь 6,7 %. Это связано с тем, что в 2007-2008 гг. активно проходил процесс реорганизации рынков (часть рынков была ликвидирована или трансформированы в торговые центры).

С 2007 по 2011 г. число розничных рынков и торговых мест в Сибири сократилось в 2 и

1.3 раза соответственно. Наибольшее сокращение рынков произошло в Республике Саха (Якутия) - в 8,7 раз, в Республике Хакасия - в 3,5 раза; торговых мест - в Республике Бурятия - в

3.3 раза, а в Новосибирской области, наоборот, было отмечено увеличение в 1,2 раза. Среди рынков преобладают рынки универсального типа, они составляют 74,5 % от общего числа. Наиболее высокая обеспеченность рынками в расчете на 100 000 чел. наблюдается в Республике Алтай (5 рынков) и Новосибирской области (4 рынка). Рынки укрупнились, если в 2007 г. в среднем на 1 рынок в Сибири приходилось 131 торговое место, то в 2011 г. - уже 207.

В формировании оборота розничной торговли роль торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынков, возросла с 73,1 % в 1995 г. до 93,3 % в 2011 г.

Относительно высокий прирост объема оборота розничной торговли торгующих организаций в 2011 г. обеспечивался динамичным развитием сетевых торговых структур, которые формируют в среднем по Сибири 13,7 % (РФ - 18,5 %) от общего оборота розничной торговли. В трех сибирских регионах удельный вес сетевых торговых структур превышает среднероссийский уровень, а в шести - среднесибирский. Однако оборот розничной торговли по торговым сетям на душу населения только в Новосибирской области был выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о недостаточном развитии этих структур.

Несколько лет назад потребительский рынок Сибири с приходом крупных торговых сетей Auchan, Metro Cash & Carry, LeroyMerlin и IKEA вступил в стадию переформатирования [3]. Но по активности освоения Сибири международные торговые сети, особенно в продовольственном сегменте, еще уступают федеральным и региональным сетям, что связано с недостатком предложения качественных торговых площадей и сложностью развития логистики.

Крупнейшими ритейлерами Сибири являются: ГК «Холидей» (Холидей, Холди, Палата, Кора, Сибириада и другие) (Новосибирская область); «Мария-Ра» (Алтайский край); «Регион-Март» (Поляна, Чибис) (Кемеровская область); ГК «Кентавр» (Все будет ОК, Цезарь) (Иркутская область); «Сибирский гигант» (Гигант, Мегас, Горожанка), «Сибвез», «Посуда-центр» (Новосибирская область).

Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли малого бизнеса, которому легче приспособиться к постоянно меняющимся условиям на потребительском рынке. Малые предприятия формировали в 2010 г. 32,2 % объема оборота розничной торговли Сибири (РФ - 25,1 %). В восьми сибирских регионах удельный вес малых предприятий в обороте розничной торговли превышал среднероссийский уровень. Самое низкое значение этого показателя наблюдалось в Омской области (16,5 %).

Наибольшее число индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. было зарегистрировано в Тюменской области (14,1 % от их общего числа в Сибири) и Красноярском крае (12,9 %), наименьшее - в Республике Алтай (1,0 %).

Торговое обеспечение сельских жителей, особенно в труднодоступных и малонаселенных территориях Сибири, остается основным видом деятельности потребительской кооперации. Удельный вес объема оборота розничной торговли организаций потребительской кооперации Сибири в 2010 г. составил 0,9 % от общего объема оборота розничной торговли. Наиболь-

ший вклад в его формирование (57,9 %) вносят Алтайский край, Новосибирская и Тюменская области, Республика Саха (Якутия).

Вследствие увеличения числа собственных легковых автомобилей возросла мобильность городского и сельского населения, позволяющая посещать удаленные торговые и торговоразвлекательные центры, гипермаркеты и супермаркеты, рынки. За последние 20 лет обеспеченность населения личным автотранспортом по регионам Сибири выросла от 2,5 раз в Республике Саха (Якутия) до 4,4 - в Тюменской области.

Среди жителей Сибири растет популярность электронной торговли. Развиваются и другие внемагазинные формы продаж: каталоги, сетевой маркетинг.

В Сибири располагаются 18,1 % всех торговых объектов РФ (из которых 66,5 % приходится на магазины) и 17,3 % всех торговых площадей РФ. Обеспеченность населения Сибири торговыми площадями на 1 000 чел. составляет 655,5 м2 (наибольшие значения характерны для Республики Хакасия - 820,1 м2 и Красноярского края - 762,4 м2, наименьшие - для Республики Тыва (273,4 м2)) (таблица 2). Четыре региона Сибири: Красноярский край, Тюменская, Кемеровская и Новосибирская области концентрируют 54,0 % всех торговых площадей Сибири. В структуре торговых площадей регионов Сибири лидируют магазины (от 47,4 % в Омской области до

79,9 % в Забайкальском крае), затем - торговые центры (от 13,2 % в Забайкальском крае до 47,4 % в Омской области).

Таблица 2 - Группировка регионов Сибири по обеспеченности населения

торговыми площадями в 2010 г. [4]

Обеспеченность населения м2/1 000 чел. Регионы

Высокая 820,1-713,0 Республика Хакасия, Красноярский край, Томская область, Новосибирская область

Средняя 710,8-630,8 Республика Алтай, Тюменская область, Кемеровская область, Иркутская область

Низкая 617,4-273,4 Омская область, Алтайский край, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Тыва

В Сибири, как и в России в целом, усилилась неравномерность размещения торговых объектов в связи с тяготением к городам. В Сибири 97 муниципальных образований, имеющих статус городских округов (не рассматриваются ЗАТО, по которым не идет открытая статистическая отчетность: поселок Горный, город Северск, поселок Солнечный, город Зеленогорск, город Железногорск, поселок Сибирский). На городские округа Сибири приходится 50,4 % всех объектов розничной торговли и 72,8 % всех торговых площадей. По обеспеченности ими населения самые высокие показатели у группы крупных городских округов с численностью населения 500-1 000 чел. (куда входят в основном региональные центры) - 949,6 м2, низкие у микрогородов - 374,6 м2.

Среди городских округов на Новосибирск и Красноярск приходится самая большая концентрация торговых объектов и торговых площадей (17,1 % и 20,1 %). Наиболее обеспечено торговыми площадями население городских округов: Канск (1 585,7 м2), Радужный (1 553,2 м2) и Абакан (1 469,9 м2), наименее - Обь (198,8 м2) и Калтанский (233,3 м2).

В заключение отметим, что прирост розничного товарооборота Сибири в 2000-2011 гг. происходил немного быстрее, чем в целом по стране. Западносибирские регионы по сравнению с восточносибирскими продолжают усиливать концентрацию объема оборота розничной торговли. Сибирь пока отстает в развитии торговых сетей и качественных торговых площадей, но темпы в этом направлении стремительно наращивает. Сибирские торговые сети, особенно в продовольственном сегменте, занимают существенную часть на локальных и региональных рынках. Обеспеченность населения Сибири торговыми площадями выше, чем в среднем по стране. Малый бизнес в розничной торговли Сибири в сопоставлении с РФ играет гораздо большую роль. Прослеживается территориальная неравномерность в размещении торговых объектов и соответственно доступности для населения. Города разного размера и различных функций замыкают на себе торговое обслуживание населения либо близлежащей территории, либо своего региона, либо нескольких регионов (как в случае Новосибирска).

Ссылки:

1. Торговля в России. 2011: стат. сб. // Росстат. М., 2011. 519 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. // Росстат. М., 2012. 990 с.

3. Ольховская У., Попов А. Совсем не тривиальный ширпотреб // Эксперт Сибирь. 2012. № 20. 11Р1_: http://expert.ru/siberia/2012/20/sovsem-ne-trivialnyij-shirpotreb/ (дата обращения: 11.06.2013).

4. Торговля в России ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.