Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление как институт сотрудничества власти и народа'

Территориальное общественное самоуправление как институт сотрудничества власти и народа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

966
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальное общественное самоуправление / Демократия / Гражданское общество / Федерализм / territorial public self-management / public society / democracy / federalism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Л. Д.

Цель статьи охарактеризовать территориальное общественное самоуправление в контексте институтов современного гражданского общества, а также дать обосновании необходимости его совершенствования в системе законодательства РФ. В статье охарактеризованы проблемы территориального общественного самоуправления, раскрыты механизмы взаимодействия органов местной (муниципальной) и региональной власти. Деятельность территориального общественного самоуправления ограничена местом проживания большинства граждан Российской Федерации, а также вытекающим из этого обстоятельства правом органов территориального общественного самоуправления представлять и защищать интересы населения данной территории в государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Морозова Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial public self-management as institute of cooperation of the power and the people

One of the institutes promoting solidarity, the organization of cooperation of the power and the people, such model of association of citizens for the sake of protection of own interests, as institute of territorial public self-management is. 172 Acting as the public, voluntary created unions of the citizens which activity is connected with true democracy, such associations traditionally concern institute of a civil society. The history proved time and again that the success of democratic transformations proportionally depends on participation in them of the public, from its ability to form structures independent of the power which become full participants of these processes.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление как институт сотрудничества власти и народа»

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И НАРОДА

Цель статьи - охарактеризовать территориальное общественное самоуправление в контексте институтов современного гражданского общества, а также дать обосновании необходимости его совершенствования в системе законодательства РФ. В статье охарактеризованы проблемы территориального общественного самоуправления, раскрыты механизмы взаимодействия органов местной (муниципальной) и региональной власти. Деятельность территориального общественного самоуправления ограничена местом проживания большинства граждан Российской Федерации, а также вытекающим из этого обстоятельства правом органов территориального общественного самоуправления представлять и защищать интересы населения данной территории в государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях. Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, демократия, гражданское общество, федерализм.

Еще в дореволюционное время русским ученым П.И. Новгородцевым было отмечено, что задача правового государства заключается в том, чтобы создать солидарность власти с народом.1

Одним из институтов, способствующих солидарности, организации сотрудничества власти и народа, является такая модель объединения граждан во имя защиты своих собственных интересов, как институт территориального общественного самоуправления.

Выступая общественными, добровольно создаваемыми союзами граждан, деятельность которых связана с истинной демократией, ТОСы традиционно относятся к институту гражданского общества. История не раз доказывала, что успех демократических преобразований пропорционально зависит от участия в них общественности, от ее способности формировать независимые от власти структуры, которые становятся полноправными участниками этих процессов.

Конституция Российской Федерации, закрепившая права человека, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, принципы государственного устройства и устройства местного самоуправления, поставила вопрос о необходимости пересмотра роли и места органов территориального общественного самоуправления в формировании гражданского общества, уточнение их правового статуса и принципов взаимоотношений с государством и органами местного самоуправления.

В течение последнего времени с момента избрания на пост Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на уровне государственного строительства последовательно проводится курс укрепления вертикали власти. Президент своими посланиями призвал реформировать местное самоуправление. Он отмечает, что «местное самоуправление - это самая близкая к гражданину власть, - до которой он может дотянуться рукой.

Власть, которая решает большинство повседневных насущных проблем граждан от культурно-бытовых вопросов отдельной семьи до благоустройства улиц».2 Но единственным связующим звеном между гражданами и органами местного самоуправления являются именно общественные структуры, где граждане объединяются общим интересом. А интерес у них один - они хотят проживать на благоустроенной территории, нести ответственность за данную территорию и получать помощь от власти в благоустройстве, в содержании этой территории и во всех других вопросах, которые касаются их повседневной жизни. Поэтому, поиск правовых механизмов осуществления прав человека, защита прав и интересов населения данного дома, группы домов, квартала, микрорайона и других территорий через учреждаемые им органы -одна из глобальных концепций современного российского общества.

Общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью органов ТОС, урегулированы Законом Российской федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"3

В соответствии с этим Законом во многих городах большинства субъектов Российской Федерации созданы территориальные общественные самоуправления, в т.ч. и в Костромской области.

Деятельность территориального общественного самоуправления ограничена местом проживания большинства граждан Российской Федерации, а также вытекающим из этого обстоятельства правом органов ТОС представлять и защищать интересы населения данной территории в государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях.

Не наделенные распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, органы ТОС занимаются характерными для общественных объединений видами деятельности: благотворительной, просветительской, информационной, защитой прав граждан и оказанием им социальных услуг, охране правопорядка, защитой общественных интересов, содействием в выполнении тех или иных функций главами местных администраций и местными государственными органами.

В то же время при отсутствии распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения территориальные общественные самоуправления поставлены в зависимость от органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Эти принципы организации ТОС не соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации по процедуре регулирования конституционного права граждан на объединение и самоорганизацию и принципам Федерального закона «Об общественных объединениях».

Исходя из установленной в Конституции Российской Федерации высшей социальной ценности - человек, его права и свободы - и природы органов ТОС определено понятие органа ТОС как местного общественного объединения, учреждаемого большинством граждан Российской Федерации в выборном порядке для защиты собственных прав и интересов населения данной территории.

Учитывая территориальный, общественный принципы, не регулируя властные отношения, территориальные общественные самоуправления реализовывают взаимосвязанные конституционные права человека: право на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами.

Подводя итоги прошедших лет, можно с уверенностью сказать, что период становления территориального общественного самоуправления в современной России, а также и в Костромской области пройден. И не только потому, что система существенно выросла в количественном отношении -сейчас у нас насчитывается уже тысячи активистов, но и потому, что изменились сами люди, их отношение к происходящему в месте своего жительства. Это - одно из самых важных достижений сообщества последнего времени.

Особого внимания заслуживает опыт деятельности территориальных общественных самоуправлений в Г аличском районе Костромской области. Здесь ТОС создается на уровне избирательного округа и его деятельность осуществляется совместно с депутатским корпусом и под руководством избранного депутата.

Кроме того, в советы ТОС микрорайонов г. Г алича включены представители: жилищно-эксплутационной организации, службы участковых уполномоченных милиции, подразделения инспекции по делам несовершеннолетних, школы и клубов по месту жительства, подразделения социальной защиты населения, комитета по делам молодежи.

Организация комплексного взаимодействия между органами ТОС, ЖЭУ школами, клубами по месту жительства, участковыми уполномоченными милиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, по нашему мнению, даст мощный импульс к развитию полноценного гражданского общества на территории Костромской области.

Уже сейчас совместно с жилищными организациями, активисты ТОСов участвуют в осуществлении мероприятий по снижению потерь тепловой, электрической энергии, воды. Оказывают содействие в уборке территории и вывозе мусора Совместно с отделами социальной защиты проводят акции милосердия и благотворительности. Оказывают реальную помощь правоохранительным органам в наведении общественного порядка.

Вместе с тем, деятельность отдельных ТОСов должна обеспечиваться единой системой.

При этом формой организации работы, возможной в условиях апатии и разобщенности населения, является ступенчатость избрания органов ТОС -избрание в подъездах старших, которые образуют домовый комитет и которые избирают председателя из своего состава.

Председатели входят в комитет (совет) общественного самоуправления, а представители комитетов (или их руководители) образуют комитет (совет) ТОС района.

Таким образом создаются - Комитет общественного самоуправления в качестве органа общественной самодеятельности, создаваемого в пределах

одного или нескольких многоэтажных домов, одной или нескольких улиц города, поселка, села, станицы, деревни.

И другая форма, более крупная - Совет ТОС (союз органов общественной самодеятельности), образованный несколькими комитетами общественного самоуправления, объединившимися на основе общности жилищно-коммунальной службы, целостности конкретной территории, обеспечиваемой рельефом местности, архитектурно-планировочной застройкой жилищных комплексов (кварталов, микрорайонов, деревень, сел, станиц и т.д.), а также на основе иных общих территориальных признаков.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» допускает создание органа ТОС на части территории муниципального образования в форме - комитета или совета общественного самоуправления;

Представляется, что создание комитета и (или) совета территориального общественного самоуправления позволит оптимизировать деятельность территориальных сообществ, сформировать единую идеологию территориального общественного, организовать работу в рамках плана социально -экономического развития поселений, повысить самостоятельность советов микрорайонов, расширить их права и полномочия, а значит, и ответственность за развитие конкретной территории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909., с.118.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета 26 апреля 2005г.

3 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»-2-е изд.-М.:Ось-89, 2004.-96с (актуальный закон).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.