Научная статья на тему 'Территориально-производственные строительные кластеры: принципы формирования и траектории развития'

Территориально-производственные строительные кластеры: принципы формирования и траектории развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTER INTERACTION OF ECONOMIC ENTITIES / TERRITORIAL-PRODUCTION CONSTRUCTION CLUSTER / PUBLICPRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалумов Семен Геннадиевич

В статье рассматриваются вопросы развития взаимодействия хозяйствующих субъектов строительной отрасли при формировании и реализации территориально-производственного строительного кластера. Предложена схема развития строительной отрасли на основе совершенствования внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера. Представлен механизм взаимодействия участников внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера. Отмечено, что наличие противоречий между интересами участников взаимодействия является основной проблемой возникновение конфликта интересов между ними. Обращено внимание на совокупность субъектов хозяйствования, входящих в коллаборацию при образовании территориально-производственного строительного кластера. В статье аргументировано применение института государственночастного партнерства как интегратора взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур в строительной отрасли. Приведены и прокомментированы реализуемые проекты государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений, приведены примеры привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в строительной отрасли. Отмечена необходимость расширения возможности института государственночастного партнерства с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в данную отрасль и уменьшения издержек за счет внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Выделены основные задачи, решаемые в рамках предлагаемых институциональных преобразований в строительной отрасли. В итоге работы отмечено, что привлечение инвестиций предпринимательских структур в рамках концессионных соглашений между государственными, муниципальными и предпринимательскими структурами позволяет решить целый ряд конкретных задач строительной отрасли и сформировать институциональные условия для заключения новых договоров в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of cluster interaction of economic entities in the construction industry

The article deals with the development of interaction between economic entities of the construction industry in the formation and implementation of the territorial-production construction cluster. A scheme for the development of the construction industry is proposed on the basis of improving the intra-cluster interaction of economic entities in the territorial-production construction cluster. The mechanism of interaction of participants of intra-cluster interaction of economic entities of the territorial-production construction cluster is presented. It is noted that the presence of contradictions between the interests of the participants in the interaction is the main problem arising from the conflict of interests between them. Attention is drawn to the totality of economic entities that are part of the collaboration in the formation of a territorial-production construction cluster. The article argues the use of the institution of public-private partnership as an integrator of interaction between state, municipal and business structures in the construction industry. Presented and commented on the ongoing projects of public-private partnership in the form of concession agreements, examples are given of attracting additional investment resources in the construction industry. The need to expand the possibility of the institute of public-private partnership with the aim of attracting additional investment resources to this branch and reducing costs due to intra-cluster interaction of economic entities was noted. The main tasks are solved within the framework of proposed institutional changes in the construction industry. As a result of the work, it was noted that attracting investments by business structures within the framework of concession agreements between state, municipal and entrepreneurial structures allows solving a number of specific tasks of the construction industry and creating institutional conditions for concluding new contracts in the industry.

Текст научной работы на тему «Территориально-производственные строительные кластеры: принципы формирования и траектории развития»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.4.059-066

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ

ШАЛУМОВ СЕМЕН ГЕННАДИЕВИЧ,

аспирант,

Пятигорский Государственный университет, г. Пятигорск,

e-mail: milena.555@mail.ru

договоров в отрасли.

Ключевые слова: кластерное взаимодействие хозяйствующих субъектов, территориально-производственный строительный кластер, государственно-частное партнерство.

t-

оо

В статье рассматриваются вопросы развития взаимодействия хозяйствующих субъектов строительной отрасли при формировании и реализации территориально-производственного строительного кластера. Предложена схема развития строительной отрасли на основе совершенствования внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера. Представлен механизм взаимодействия участников внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов ^ территориально-производственного строительного кластера. Отмечено, что наличие 041 противоречий между интересами участников взаимодействия является основной проблемой возникновение конфликта интересов между ними. Обращено внимание на совокупность субъектов хозяйствования, входящих в коллаборацию при образовании территориально-производственного строительного кластера. В статье аргументировано применение института государственно- :> частного партнерства как интегратора взаимодействия государственных, муниципальных и ф предпринимательских структур в строительной отрасли. Приведены и прокомментированы реализуемые проекты государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений, ^ приведены примеры привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в строительной о отрасли. Отмечена необходимость расширения возможности института государственно-частного партнерства с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в данную отрасль и уменьшения издержек за счет внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Выделены основные задачи, решаемые в рамках предлагаемых институциональных преобразований в строительной отрасли. В итоге работы отмечено, что привлечение инвестиций предпринимательских структур в рамках концессионных соглашений между государственными, ^

§ т

X

пз ш

о <

муниципальными и предпринимательскими структурами позволяет решить целый ряд конкретных задач строительной отрасли и сформировать институциональные условия для заключения новых

С

О

m

о ш ее о

о о ш

Ll_

о <

ее

© Шалумов С. Г., 2017 о

IMPROVEMENT OF CLUSTER INTERACTION OF ECONOMIC ENTITIES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

SEMEN G. SHALUMOV,

Applicant,

Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, e-mail: milena.555@mail.ru

The article deals with the development of interaction between economic entities of the construction industry in the formation and implementation ofthe territorial-production construction cluster. A scheme for the development of the construction industry is proposed on the basis of improving the intra-cluster interaction of economic entities in the territorial-production construction cluster. The mechanism of interaction of participants of intra-cluster interaction of economic entities of the territorial-production construction cluster is presented. It is noted that the presence of contradictions between the interests of the participants in the interaction is the main problem arising from the conflict of interests between them. Attention is drawn to the totality of economic entities that are part of the collaboration in the formation of a territorial-production construction cluster. The article argues the use of the institution of public-private partnership as an integrator of interaction between ^ state, municipal and business structures in the construction industry. Presented and commented on the ongoing ^ projects ofpublic-private partnership in the form of concession agreements, examples are given of attracting ^ additional investment resources in the construction industry. The need to expand the possibility of the institute of public-private partnership with the aim of attracting additional investment resources to this branch and g reducing costs due to intra-cluster interaction of economic entities was noted. The main tasks are solved within — the framework of proposed institutional changes in the construction industry. As a result of the work, it was ^ noted that attracting investments by business structures within the framework ofconcession agreements between state, municipal and entrepreneurial structures allows solving a number of specific tasks of the construction s industry and creating institutional conditions for concluding new contracts in the industry. o Keywords: cluster interaction of economic entities, territorial-production construction cluster, public-

g private partnership.

JEL: G38, R11, R38.

России являются процессы кластеризации как способ повышения благосостояния и экономического развития российских регионов. В этой связи, в регионах Российской Федерации активно происходят процессы объединения предприятий и организаций

^ 1. Постановка задачи

Е? Одной из развивающихся форм территориальной организации экономики

15

О О С^ а

т в территориально-производственные кластеры. При этом, развитие кластерного 2 взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур р осуществляется в различных отраслях народнохозяйственного комплекса, но, в отличие от высокотехнологичных отраслей промышленности и АПК, где уже сложился сз организационно-управленческий алгоритм формирования и реализации кластеров, в строительной отрасли нет отработанного организационно-экономического механизма кластерообразования, опирающегося на коллаборацию предприятий и организаций ® строительного комплекса.

§ Следует отметить, что концентрация ресурсов на развитие и поддержку кластерного

взаимодействия хозяйствующих субъектов недостаточна (Щинова, Суворова и ° Заушицына, 2015).

В этой связи разработка принципов, технологий и эффективной схемы развития з кластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов строительной отрасли, выявление 5 особенностей формирования институциональных предпосылок, ресурсов и построения

схем взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур строительной отрасли, разработка предложений по развитию механизма управления и поддержки процесса кластерообразования с центрами корпоративных строительных структур нам представляется современными и актуальными начинаниями.

Следует отметить, что кластерное взаимодействие хозяйствующих субъектов строительной отрасли, опирающиеся на коллаборацию множества юридически независимых предприятий и организаций (проектно-изыскательские организации, организации по производству строительных материалов и т.д.) позволит достичь мультипликативного эффекта.

2. Сценарии формирования территориально-производственного

строительного кластера

Как отмечено в (Кузовлева и Прокопенкова, 2015), существенную роль в вопросах регулирования деятельности хозяйствующих субъектов строительной отрасли играет государство. При этом строительные решения должны носить комплексный, законченный и объемный характер, который одна или даже несколько строительных организаций не в состоянии освоить (Лаврикова, 2014). Для реализации крупных инвестиционных проектов в строительной отрасли происходит поиск баланса между жесткой системой государственного управления и рыночным механизмом (Малахова, 2009).

На наш взгляд, для совершенствования кластерной организации экономики региона необходимо развитие внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов формируемого территориально-производственного строительного кластера необходимо использование корпоративных строительных структур в качестве центра кластера.

На рис. 1 представлена общая схема развития строительной отрасли на основе механизма внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера.

■н о см

о с

00

Совокупность хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера Мультипликативный эффект от развития внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера

Согласование интересов участников территориально-производственного строительного кластера; развитие внутрикластерной конкуренции за получение добавленной стоимости

Рис. 1. Схема развития строительной отрасли на основе совершенствования внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера Источник: составлено автором по результатам исследования.

Следует отметить, что лидирующие российские корпоративные структуры являются основой для совершенствования производственных перспектив государства, реализации федеральных и региональных проектов структурного преобразования национальной

§ т

X

го ш

О ^

<

ь ф

с^

15 о О с^ с

о т

о §

3

о ш ее о

о о ш и.

о <

ее

3

о

экономики (Тяглов, Козловский и Шалумов, 2016). При этом совершенствование внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера будет способствовать повышению экономической эффективности развития строительной отрасли в российских регионах и вхождению предприятий и организаций в территориально-производственные строительные кластеры с целью получения дополнительной добавленной стоимости.

Нами представлен механизм взаимодействия участников внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера (рис. 2).

■н о см

оо

5 ,о

Рис. 2. Механизм взаимодействия участников внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера Источник: составлено автором по результатам исследования.

о

х §

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

о ш ее о

о о

ш ц_

о <

СИ 3

о

Предложенная схема нацелена на решение следующих задач:

• повышение конкурентоспособности вхождения хозяйствующих субъектов в территориально-производственный строительный кластер, что способствует повышению их заинтересованности в получении дополнительной добавленной стоимости;

• организация современных производств ресурсосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций, повышение конкурентоспособности местных производителей стройматериалов;

• повышение занятости населения за счет создания новых рабочих мест, в особенности высококвалифицированных и, как следствие, рост налогового потенциала;

• в перспективе — снижение затрат на строительство и расширение рынка сбыта, что позитивно повлияет на рост ВРП;

• переориентирование строительного комплекса на создание современных объектов недвижимости с улучшенными условиями проживания граждан.

Следует отметить, что в настоящее время развитие строительной отрасли осуществляется в большей части за счет собственных финансовых средств строительных структур, в редких случаях — предоставляются средства из федерального или местного бюджетов, что недостаточно для комплексной модернизации строительной отрасли. В этой связи, необходим поиск схем и способов финансирования, позволяющих совершенствовать экономическое состояние строительной отрасли и создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в развитие строительной отрасли. При этом степень воздействия на разнородные процессы отдельных элементов внешней среды различна (Асаул, 2009).

Как отмечено в (Черкасова и Мелихова, 2016), в основе экономических механизмов воздействия находятся экономические интересы. В этой связи, при кластерном взаимодействии хозяйствующих субъектов основной проблемой является возникновение конфликта интересов между его участниками — наличие противоречий между интересами участников взаимодействия и возможностью их реализации. При этом, необходимо найти точки соприкосновения интересов государственных, муниципальных и предпринимательских структур, обеспечивающих удовлетворение экономических, социальных и экологических потребностей населения, проживающего на территориях российских регионов. Для этого требуются совместные усилия государственных, муниципальных и предпринимательских структур. При этом, взаимодействие должно быть основано по принципу взаимовыгоды всех заинтересованных сторон (Хунагов и Попов, 2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Перспективы и траектории развития территориально-производственного строительного кластера

Считаем, что необходимо выделить совокупность субъектов хозяйствования, входящих в коллаборацию при образовании территориально-производственного строительного кластера.

Совокупность предприятий строительной отрасли:

• государственные и муниципальные структуры, занимающиеся вопросами о

см

строительства;

проектно-изыскательские организации; подрядные организации;

организации по производству строительных материалов.

повышение эффективности деятельности не только участников интегрированных

о с

00

Организации и предприятия, осуществляющие внутрикластерное взаимодействие: :>

• банки и кредитные организации; ф

• центры инновационных технологий;

• центры повышения квалификации персонала. ^ Большое значение в этих условиях, как было отмечено выше, приобретает о

х

использование корпоративных строительных структур, основной задачей которых §

является управление территориально-производственными строительными £

кластерами — совокупностью территориально локализованных в пределах региона х

и и ГО

взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий строительной и смежных §

отраслей, объединенных гетерархическими связями с местными учреждениями, ^

органами власти, сотрудничающими предприятиями с целью повышения с?

конкурентоспособности этих предприятий и региональной экономики в целом. ^

При этом, кластерное взаимодействие хозяйствующих субъектов обеспечивает о

а О

структур, но и отраслей и территорий присутствия, что является одним из ключевых т

факторов (Никитаева, 2016), определяющих преимущества для вхождения 2

предпринимательских структур в территориально-производственные строительные р кластеры с целью получения дополнительной добавленной стоимости.

Наряду с этим, развитие территориально-производственных строительных кластеров о

способствует организации современных производств ресурсосберегающих строительных о:

материалов, изделий и конструкций, повышению конкурентоспособности местных ;=

производителей стройматериалов, что позволит в дальнейшем не только снизить затраты на строительство, но и расширить рынок сбыта, а также позитивно повлияет на рост ВРП, уровня занятости населения, и, как следствие, налогового потенциала ш российских регионов. При этом, появление и внедрение новых материалов приводит к повышению энергоэффективности объектов недвижимости, снижению себестоимости строительства и эксплуатационных расходов, повышению комфортности условий проживания местного населения (Лаврикова и Котлярова, 2014). о

Как отмечено в (Ипатова, 2016), формирование экономического роста должно осуществляться за счет «институтов развития».

На наш взгляд, для развития строительной отрасли российских регионов в рамках реализации территориально-производственных кластеров целесообразно использовать институт государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, вне зависимости от его вида, имеет ряд перспективных возможностей и преимуществ для каждой из сторон, таких как: максимизация притока денежных средств для предпринимательских структур, а для государства — защита общественных интересов (Тараненко, Тяглов и Козловский, 2016). При этом, существенным недостатком является непроработанность нормативно-правовой базы при реализации проектов государственно-частного партнерства (Елькина и Исаев, 2016).

В этой связи, реализация траектории развития внутрикластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов в строительной отрасли на основе развития корпоративных строительных структур как центров территориально-производственного строительного кластера в российских регионах целесообразно возложить на созданный и успешно функционирующий институт — Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства, являющийся структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики России.

При этом, необходимо расширить возможности этого института по обеспечению инвестициями проектов государственно-частного партнерства в форме концессионных 8 соглашений, а также привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в данную ^ отрасль и тем самым уменьшить издержки за счет внутрикластерного взаимодействия z: хозяйствующих субъектов. Эти действия необходимо согласовывать с федеральными и

00 региональными целевыми программами, а функции предлагаемого института могут ^о быть возложены на органы регионального управления в конкретном регионе, имеющем

развитую инфраструктуру.

Следует отметить, что субъекты Федерации: Москва и Московская область признаны g инвестиционно-привлекательными регионами в направлении развития строительства,

1 в которых активно используются механизмы государственно-частного партнерства и I реализуются крупные инвестиционные проекты. В частности, в городе Москве такие как: ^ «Проект строительства Северного дублера Кутузовского проспекта» (общей стоимостью g более 40 млрд руб.). Также на конкурс представлены проекты: реконструкции участка го автомобильной дороги А-102 — подъезд к Сафоновскому переезду со строительством о путепровода через железнодорожные пути и прилегающей рабочей зоной пункта § взимания платы в сельском поселении Сафоново Раменского района Московской ф области (стоимость более 1,1 млрд руб.) и реконструкции участка автомобильной дороги

А-100 Москва — Можайск со строительством путепровода через железнодорожные пути и прилегающей рабочей зоной пункта взимания платы в Можайском районе Московской области (стоимость более 1,3 млрд руб.). Срок действия соглашения по обоим проектам реконструкции составляет 22,5 г.

На наш взгляд, следует выделить основные задачи, решаемые в рамках предлагаемых институциональных преобразований в строительной отрасли:

• обеспечение прозрачности деятельности всех хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера;

• стимуляция эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов территориально-производственного строительного кластера;

• оказание помощи в развитии и осуществлении взаимодействия государственных, муниципальных и предпринимательских структур.

Следует отметить, что в рамках Проекта Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 г. ключевые направления развития процесса < формирования кластерного взаимодействия хозяйствующих субъектов в строительной ос

15

О О

с О

m

о ш си о

о о ш

LL

о

отрасли с использованием различных форм института государственно-частного 5 партнерства, в части формирования договорных отношений концессионного типа

между органами местного самоуправления и строительными организациями, позволяют улучшить качество управления и снижают риски частного инвестирования в строительной отрасли; привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов развития объектов строительной отрасли в социальной сфере, в том числе развития механизмов кредитования программ по модернизации и реконструкции; проведения мероприятий по улучшению экологической ситуации в городах и сельских поселениях за счет использования проектов зеленого строительства.

В итоге следует отметить, что привлечение инвестиций предпринимательских структур в рамках концессионных соглашений между государственными, муниципальными и предпринимательскими структурами позволяет решить целый ряд конкретных задач строительной отрасли, сформировать институциональные условия для заключения новых договоров этой отрасли и обеспечить сбалансированную финансовую нагрузку на государственный бюджет российских регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асаул Н. А. (2009). Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы / А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, А. В. Симонов / Под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. СПб.: ГАСУ. 258 с. ^

Елькина Н. В. и Исаев Д. Л. (2016). Формирование механизма государственно- ° частного партнерства в отрасли жилищного строительства // Baikal Research Journal, ^ Т. 7. № 4, с. 15. о

Ипатова А. В. (2016). О направлениях развития институтов промышленной политики в современной экономике // Journal of Economic Regulation, Т. 7, № 4, с. 72-86.

Кузовлева И. А. и Прокопенкова В. В. (2015). Система управления инновационным > потенциалом жилищно-строительного кластера // Промышленное и гражданское Ф строительство, № 11, с. 81-84.

Лаврикова Ю. Г. (2014). Кластерный подход в освоении северных и арктических | территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка, № 6(43), с. 71-74. о Лаврикова Ю. Г. и Котлярова С. Н. (2014). Инновационное развитие строительного § комплекса региона на основе кластерного подхода // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 3(33), с. 169-179.

Малахова В. В. (2009). Кластерный подход к развитию строительного комплекса § региона // Экономика и управление, № 1, с. 57-61.

<

Никитаева А. Ю. (2016). Активизация промышленного развития на платформе с?

партнерских отношений: меры государственного регулирования // Journal of Economic ^

Regulation, Т. 7, № 4, с. 20-31. о

Тараненко О. Н., Тяглов С. Г. и Козловский В. А. (2016). Особенности взаимодействия ^

коммерческих предприятий и государства в форме государственно-частного партнерства // m

Journal of Economic Regulation, Т. 7, № 4, с. 48-56. z

Тяглов С. Г., Козловский В. А. и Шалумов С. Г. (2016). Влияние институциональных р факторов на механизм функционирования корпоративных отношений // Финансовые

исследования, № 4(53), с. 203-210. о

Хунагов Р. Д. и Попов Р. А. (2012). Кластеры как форма организации и технологии ее

строительства в условиях волатильности: региональный аспект // Вестник Адыгейского ^

государственного университета. Серия 5: Экономика, № 1, с. 83-89. о

Черкасова Т. П. и Мелихова Б. С. (2016). Кластерная политика как инструмент о

публичного управления: региональный аспект // Journal of Economic Regulation, Т. 7, ш

№ 2, с. 124-132. о

Щинова Р. А., Суворова Л. А. и Заушицына Л. Л. (2015). Кластерная политика как <

инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона // Вестник УрФУ. ее

Серия: Экономика и управление, Т. 14, № 3, с. 457-473. о

REFERENCE

Asaul, N. A. (2009). Formation and evaluation of the effectiveness of the organizational structure of management in companies of investment and construction field / A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. V. Simonov. Edited by the honored builder of RF, Doctor of Economics (DSc), Professor A. N. Asaul. St. Pt.: GASU. 258 p. (In Russian).

Cherkasova, T. P. and Melihova, B. S. (2016). Cluster policy as an instrument of public administration: a regional dimension. Journal of Economic Regulation, 7(2), 124-132.

El'kina, N. V. and Isaev, D. L. (2016). Formation of the mechanism of public-private partnership in the housing construction industry. Baikal Research Journal, 7(4), 15. (In Russian).

Hunagov, R. D. and Popov, R. A. (2012). Clusters as a form of organization and technology of construction in volatility: a regional aspect. Vestnik of Adyghe State University. Part 5: Economic, 1, 83-89. (In Russian).

Ipatova, A. V. (2016). About directions of development of institutes of industrial policy in modern economy. Journal of Economic Regulation, 7(4), 72-86. (In Russian).

Kuzovleva, I. A. and Prokopenkova, V. V. (2015). The management system of the innovative potential of the housing-construction cluster. Industrial and civil construction, 11, 81-84. (In Russian).

Nj Lavrikova, Yu. G. (2014). Cluster approach in development of northern and arctic areas.

° North and the market: the formation of the economic order, 6(43), 71-74. (In Russian). ^t Lavrikova, Yu. G. andKotljarova, S. N. (2014). Innovative development of the construction

ü complex in the region based on the cluster approach. Economic and social changes: facts, oo trends, forecast, 3(33), 169-179. (In Russian).

0 Malahova, V. V. (2009). Cluster approach to the development of the construction complex ofthe region. Economic andManagement, 1, 57-61. (In Russian).

Nikitaeva, A. Yu. (2016). Enhancement of industrial development on the platform of g partnerships: measures of state regulation. Journal of Economic Regulation, 7(4), 20-31. (In

1 Russian).

| Schinova, R. A., Suvorova, L. A. and Zaushitcyna, L. L. (2015). Cluster policy as a tool to

rn increase the competitiveness ofthe economics ofthe region. Vestnik UrSU. Part: Economic

1 and Management, 14(3), 457-473. (In Russian).

íc Taranenko, O. N., Tyaglov, S. G. and Kozlovskiy, V. A. (2016). Features of interaction of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

business and the government in the form of public-private partnership. Journal of Economic < Regulation, 7(4), 48-56. (In Russian).

cd Tyaglov, S. G, Kozlovskiy, V. A. and Shalumov, S. G. (2016). The impact of institutional

2 factors on the function of mechanism of corporate relations. Financial Researches, 4(53), o 203-210. (In Russian).

c

o m

o

LU

cc o

o o

LU LL

O <

cc

3

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.