Научная статья на тему 'Территориально-хозяйственное развитие: фактор крупного бизнеса'

Территориально-хозяйственное развитие: фактор крупного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / ХОЗЯЙСТВО / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / TERRITORY / ECONOMY / BIG BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова И. Г.

Раскрыто содержание понятия «территориально-хозяйственное развитие». Акцентировано влияние на социально-экономическое развитие территории крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial-economic development: the factor of big business

Discloses the concept of «territorial-economic development», shows the impact on the socio-economic development of the big businesses.

Текст научной работы на тему «Территориально-хозяйственное развитие: фактор крупного бизнеса»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

94 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ФАКТОР КРУПНОГО БИЗНЕСА

КОЛЕСНИКОВА И.Г.,

аспирантка, Южный федеральный университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем,

e-mail: isep@sfedu.ru

Раскрыто содержание понятия «территориально-хозяйственное развитие». Акцентировано влияние на социально-экономическое развитие территории крупного бизнеса.

Ключевые слова: территория; хозяйство; крупный бизнес.

Discloses the concept of «territorial-economic development», shows the impact on the socio-economic development of the big businesses.

Keywords: territory; economy; big business.

Коды классификатора JEL: Q12 R11 M31.

«Развитие» — одно из ключевых и широко применяемых понятий в современной экономике, и это не случайно, учитывая постоянные все возрастающие изменения в хозяйственной сфере, причем, изменения, не только количественные, но и качественные.

Как это справедливо акцентирует А.И. Трейвиш, у каждой науки — свое мнение о развитии [3]. Понятие «развитие» всегда имеет свою конкретную узкопредметную трактовку. Данная ситуация характерна и для экономической сферы, где развитие (экономическое) в большинстве случаев определяемо как «абсолютное и относительное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода» [4]. Подчеркнем, что в случае с «развитием» речь всегда идет о позитивных, поступательных изменениях, что позволяет дистанцировать рассматриваемую категорию от любой иной хозяйственной динамики. В современной литературе справедливо отмечается, что развитие — это не аналог процесса механического роста или структурных усложнений, а стремление к структурной сбалансированности, достройка недостающих звеньев, элиминация деструктивности отдельных элементов, стимулирование внутри- и межрегиональных связей. Развитие — это не столько увеличение отдельных количественных показателей либо общая способность системы к расширенному воспроизводству, росту, сколько позитивная динамика производительности труда, достижение более полного удовлетворения социальных потребностей и лучшего качества жизни, сохранение и приумножение природного потенциала. То есть, это качественная динамика экономической системы, при которой максимизируются позитивные и минимизируются негативные хозяйственные экстерналии.

Процесс экономического развития реализуется на территории, опирается на территориально-локализованные ресурсы и в этой связи проблематика экономического развития имеет, в том числе, и выраженный пространственный (региональный) аспект. Современная эпоха характеризуется диалектикой последовательного снижения в экономической системе роли материальных при одновременном возвышении нематериальных (в том числе «знаниевых», информационных) факторов роста и развития [8]. Растущее значение приобретают непроизводственные структуры экономики знания (университеты, другие структуры обучения, фирмы промышленного сервиса и др.). Оснасткой локализуемого творческого процесса выступает местная институциональная структура, инфраструктурные сети, необходимые материальные и финансовые активы. В подобном контексте территориально-хозяйственное развитие выступает, прежде всего, как качественные (а на их основе и количественные) изменения экономики в ее регионально организованных формах.

Суть эволюции хозяйства описывается законами системного взаимодействия факторов, ресурсов и условий бытия, соответствие которых непрерывно то достигается, то нарушается, создавая новые комбинации и воплощаясь в новых продуктах» [6]. Общий тренд эволюционных изменений в экономике последних пяти десятилетий связан с формированием так называемого «постиндустриального общества» (данное понятие связывают с именем профессора Гарвардского университета Д. Белла, который в 1959 г. впервые употребил этот термин в современном его понимании — для обозначения социума, где промышленный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации), фактически представляющего собой сложный, неравномерный (в отраслевом и территориальном аспектах) и идущий

© И.Г. Колесникова, 2011

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ФАКТОР КРУПНОГО БИЗНЕСА

95

по многим направлениям экономический и социально-культурный процесс. В последние два десятилетия развивается Интернет. На этой базе в рамках постиндустриального уклада формируется информациональная экономика [7], а также так называемая финансомика (если воспользоваться термином Ю.М. Осипова), т. е. экономика, управляемая в основе и в решающей степени финансовым образом, через финансовые механизмы и в финансовых целях. В их взаимодействии идет складывание виртуальной экономики, приобретающей все больший контроль над финансовыми потоками, фиктивным капиталом, рентой, а также над деятельностью локальных финансово-хозяйственных центров и тяготеющих к ним территорий и, наконец, мобильность и «вездесущесть» самой финансовой сферы, что, в конечном счете, усиливает контроль центров принятия решений над экономическими процессами в их территориальной конкретике, над национальными экономиками, регионами. В последние десятилетия в планетарном масштабе фиксируется также переход к от так называемого «фордизма» (базового способа организации производства в индустриальном обществе, основывающегося на взаимообусловленности массового производства и массового потребления) к «постфордизму», т.е. системе организации «гибкого» производства, позволяющей на основе декомбинирования и вертикальной дезинтеграции выпускать широкий ассортимент товаров, постоянно модифицируемых в соответствии с изменениями конъюнктуры на различных рынках сбыта. Экономическое пространство расширяется и, одновременно, «сжимается».

Говоря о феномене территориально-хозяйственного развития важно также иметь в виду, что в постиндустриальной экономике (в основе которой лежат такие инновационные отрасли, как электроника и все связанные с ней так называемые «софтпроизводства», например производство программного продукта, биотехнология, фармацевтика и т.д.) модифицируются не только ресурсы производства, но и сам товар; на авансцену выходит первоначально услуга (что ведет к структурной перестройке экономики, ее терциаризации), а на последующей стадии ведущим товаром выступает и идея (инициирующая развитие четвертичного сектора). Все это сопровождается масштабными изменениями на региональном уровне: трансформацией внутри- и межрегиональных производственных пропорций, эволюцией региональной среды, формированием новых запросов к ней со стороны экономики и, соответственно, нового территориально-хозяйственного качества.

Качественная модификация региональной экономической (социально-экономической) среды и, соответственно, территориально-хозяйственное развитие обусловлены совокупностью взаимосвязанных факторов:

❖ общей инновационной ритмикой в технико-технологическом, экономико-институциональном и социальнокультурном аспектах;

❖ механизмом рыночной конкуренции, инициирующей как общие, так и конкретные, локальные территориальнохозяйственные инновации;

❖ масштабами и эффективностью в области стимулирования территориально-хозяйственного развития на уровне государств и крупных корпораций.

Отметим также, что в конце 1980-х гг. в теориях экономического роста в результате прорывных работ П. Ромера, Р. Лукаса и ряда других исследователей произошла смена базовой парадигмы - с экзогенной на эндогенную и это в дальнейшем повлекло изменения и в теориях регионального развития. Новая теория регионального развития постиндустриальной эры, с одной стороны, сохраняет черты преемственности со старыми теориями индустриального времени; с другой стороны, включает и абсолютно новые элементы, прежде всего институциональной экономики. Если ранее обращалось внимание главным образом на внешние факторы (централизованные госкапвложения, внешние инвестиции и т.д.), то теперь акцент делается на формирование конкурентных преимуществ самого региона, раскрепощение потенциала местного сообщества в региональном развитии. Возникли абсолютно новые концепции «обучаемого региона», «перетоков знания», «креативного класса» и др. [7]. Все большее внимание ученых и практиков концентрируется на диагностике потенциала местного сообщества для социально-экономического развития, определении тех внешних и внутренних мер, которые способны его усилить. Особое значение при этом уделяется способности территории «притягивать» и «генерировать» новые знания, которые воплощены в «высоких технологиях», качественно новых видах продуктов и способах организации производства.

Смена парадигм регионального экономического развития симптоматична, существенна, однако ее значение нельзя абсолютизировать, поскольку в территориально-хозяйственном развитии, как видится, в равной мере существенны как экзогенные, так и эндогенные факторы. Существенно и иное — развивающаяся экономическая система представляет собой образование, способное в процессе своего функционирования видоизменять свою структуру, модифицироваться, адаптируясь ко всей совокупности эндогенных и экзогенных обстоятельств. Территориальнохозяйственное развитие — это, в данной связи, не что иное как совокупность разнообразных экономических инноваций в их пространственной причинности и региональной конкретике.

В соответствии со сложившимися в современной науке представлениями, инновационная экономика — это экономика, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. Основной же устойчивого воспроизводства складывающегося хозяйственного уклада становятся «люди, высочайший людской потенциал в сочетании с очень бережным его использованием» [9]. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным. Вхождение в инновационную экономику территории (страны, региона) — это всегда эндогенно обусловленный и экзогенно детерминируемый адаптивный процесс, в ходе которого реализуются экономические (социально-экономические) инте-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

96

И.Г КОЛЕСНИКОВА

ресы территориальных обществ и корпораций. Существенно при этом, что в условиях современной постиндустриальной трансформации общества закономерности пространственной организации хозяйства существенно модифицируются. Как показано в работах Э. Тоффлера, Д. Белла, М. Кастельса, в постиндустриальном обществе происходит отказ от приоритета максимизации прибыли как главной цели производства. В систему принципов взаимоотношений с внешней средой включаются не только традиционные экономические ценности, но и социальные ценности в широком смысле слова. Сюда относятся, в частности, необходимость согласования интересов общества, корпорации и личности, а также стимулирование творческих видов деятельности (creative work-style, по Э. Тоффлеру). При переходе к постиндустриальному обществу обоснование экономической деятельности аргументируется уже не столько «естественными правами» свободы и частной собственности, сколько их ролью в обеспечении населения благами, необходимыми для достижения высокого уровня и качества жизни. Эти сдвиги имеют колоссальное значение для трансформации пространственной организации, тем более учитывая, что в реальной действительности элементы почти всех цивилизационных и технологических фаз в пространстве и во времени сосуществуют, образуя сложные комбинации [1]. Важнейшее значение в территориальной организации хозяйства приобретает, при этом, стимулируемое инновациями складывание новых форм экономического регионализма (кластеры, сетевые структуры, и т.п.). Особые масштабы в последние годы приобрело формирования новых пространственных форм международной экономической интеграции: еврорегионов, «больших регионов», «треугольников роста» [2]. Еще одна практически повсеместная территориально-хозяйственная инновация последних лет - так называемые «коридоры развития» (стандартная ширина такого «коридора» может составлять примерно 50 км по обе стороны от оси «опоры»). Как правило, перечисленные формы территориально-хозяйственного развития носят трансграничный (либо приграничный) характер, выстраиваясь вдоль государственных границ с выраженными контактными функциями, либо группируясь вокруг тех или иных морских акваторий (например, Балтики, Причерноморья и т.п.). Трансграничные зоны (ареалы, кластеры) формируются в результате совместных усилий по налаживанию внешнеэкономической активности и координации мероприятий по развитию внутренней инфраструктуры каждого из районов. Стороны сотрудничают и по таким общим вопросам, как экологическая безопасность, использование приграничных ресурсов, развитие туризма. Сотрудничество может распространяться и на другие сферы деятельности (бизнес, образование, культура и т. д.).

Рост трансграничных и транснациональных форм региональной организации экономики (как один из векторов современного территориально-хозяйственного развития) корреспондирует с процессом глобализации, т.е. с фактическим формированием нового (высшего) уровня в иерархии экономического регионализма [5]. Глобализация — качественно новая ступень развития мирового хозяйства, знаменующая смену парадигм в процессе осмысления сущности происходящих в мире эволюционных преобразований. Именно с глобализацией связаны наиболее заметные и значимые трансформации в экономической системе в конце XX - начале XXI вв.

Глобализация стимулирует процессы территориальной концентрации-деконцентрации производства, ускоренный рост мегалополисов («глобальных» городов), расширяющиеся международные торговые, финансовые, инвестиционные и иные связи. Процесс глобализации корреспондирует с появлением и развитием транснационального бизнеса, выстраивающего собственную конфигурацию пространственной активности, существенно усложняющей и видоизменяющей общую архитектонику территориальной организации современной экономики, создающей новые факторы территориально-хозяйственного развития.

В итоге, под территориально-хозяйственным развитием мы в дальнейшем будем понимать не только любого рода качественные, позитивные по своему вектору изменения в конкретной территориально-локализованной экономической системе, но и общую детерминированную совокупностью территориальных условий и факторов (природно-экологических, экономико-демографических, инфраструктурных, институциональных, позиционных и др.) фактически реализуемую способность экономики формировать и реструктурировать свою пространственную архитектонику. Территориально-хозяйственное развитие представляет собой обусловленный совокупностью эндогенных и экзогенных обстоятельств спонтанный, отчасти регулируемый, но в большей мере стихийный процесс. Его объектами выступают различные подсистемы региональной экономики (включая сферу межрегиональных отношений), а субъектами (на различных уровнях) — органы государственного и муниципального управления, различного рода межгосударственные структуры, а также вся совокупность действующих на территории предпринимательских структур. Приоритетные позиции в территориально-хозяйственном развитии при этом занимает крупный бизнес.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабурин В.Л. Эволюция российских пространств: от Большого взрыва до наших дней (инновационно-синергетический подход). М.: УРСС, 2002. 320 с.

2. Барыгин И.Н. Международное регионоведение. СПб.: Питер, 2009.

3. География социально-экономического развития. М., 2004. С. 420.

4. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // «Инновации». № 5 (2005).

5. Дружинин А.Г., Джурбина Е.М. Региональная парадигма экономического развития: фактор межбюджетных трансфертов. Ростов-н/Д: Из-во РГУ, 2005.

6. Иншаков О.В. О проблемах интеграции теории хозяйства в условиях глобализации // Грани интеграции. Волгоград. 2005. С. 20-21.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

8. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.

9. Размещение производства в рыночной среде. Из трудов Б.В. Зимина. М.: Альфа-М, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.